Хорошо работать может каждый
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Цели: Изучив данную главу, вы должны уметь: 1. Перечислить психологические условия повышения эффективности трудо 2. Охарактеризовать условия формирования положительного отношения к 3. Выделить факторы поддержания оптимальной работоспособности. 4. Раскрыть причины возникновения функциональных состояний. 5. Перечислить пути профилактики и коррекции неблагоприятных функцио 6. Перечислить значимые психологические характеристики личности руко 7. Назвать условия понимания подчиненным распоряжений руководителя. 8. Раскрыть причины возникновения симпатии к руководителю и коллегам по 4.1. ВЫСОКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ ТРУДА: КАК ЕЕ ДОСТИЧЬ? Успех в трудовой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от отношения человека к труду. Отношение к труду, по мнению В. А. Ядова, объективно связано с: • характером труда (творческий, механический, умственный, физи • содержанием труда (функциональных особенностей конкретного • типологическими особенностями личности трудящихся. • актуальными природными и социальными потребностями; • иерархией мотивов трудовой деятельности; • особенностями стимулирования труда [14]. В психологии труда рассматривается прежде всего субъективный аспект отношения к труду, определяющий взаимосвязь потребностей, мотивов и стимулов трудовой деятельности. Как известно, потребность представляет собой осознание и переживание нужды в материальных и духовных объектах, необходимых ей для поддержания жизни организма и развития личности [16].
Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу можно выделить 5 групп (уровней) потребностей в зависимости от их значимости для человека: • физиологические потребности (в пище, воздухе, жилище, отдыхе, • потребности в безопасности (защите от физических и психичес • социальные потребности (потребности в контактах, в хорошем от • потребность в престиже (признании и одобрении другими, компе • потребность в самоактуализации (стремлении реализовать свои Стать значимыми для удовлетворения данных потребностей и трансформироваться во внутренние побуждения к активной трудовой деятельности могут следующие факторы [19]: 1. Престиж профессии. 2. Содержание труда. 3. Возможность профессиональной карьеры. 4. Возможность заработка. 5. Установление хороших взаимоотношений с руководством и 6. Степень гарантированности работы. Существует возможность удовлетворения потребностей, способствование развитию мотивов трудовой деятельности посредством стимулирования труда — системы внешних побуждений к трудовой деятельности через материальное и моральное поощрение, вознаграждение за трудовое участие (табл. 4). Таблица Соотношение потребностей, мотивационных факторов и стимулов трудовой деятельности [14]
Эффективность трудовой деятельности во многом определяется уровнем работоспособности человека. Под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека выполнять работу на протяжении определенного времени при сохранении количественных и качественных показателей [16]. Данные показатели могут быть прямыми и косвенными. К прямым показателям относят: • количество работы (продукции, изделий), выполненной в течение • качество (брак) работы за данный отрезок времени. Прямые показатели определяют результат трудовой деятельности за данный отрезок времени — продуктивность труда. Косвенными показателями работоспособности считают: • стабильность продуктивности в течение определенного времени; • уровень изменения психических процессов (внимания, памяти • травматизм, потерю трудоспособности [17]. По данным показателям можно судить об изменении работоспособности на протяжении рабочего дня. Б. Ф. Ломовым (4) выделено 3 фазы работоспособности. В первой фазе (врабатывание) существует расхождение между психическим состоянием человека и требованиями, предъявляемыми трудом.
Величина этого расхождения определяет длительность вхождения в работу. На этом этапе происходит нарастание работоспособности, рост продуктивности труда. Вторая фаза (устойчивой работоспособности) обеспечивает относительно стабильную продуктивность труда. Третья фаза (утомление) характеризуется снижением работоспособности, темпа и качества труда. Колебание работоспособности в течение суток обусловлено физической и психологической приспособленностью организма к 24-часовому биологическому ритму, в соответствии с которым изменяются физиологические и психические функции организма человека (кровяное давление, пульс, температура тела, скорость реакции, внимание и пр.). При этом наивысшая активность в жизнедеятельности организма наблюдается до полудня, пониженная — между 12 и 15 часами дня, самая низкая — между 24 и 5 часами. Возможна перестройка суточного биологического ритма человека при выполнении определенных условий: • если образ жизни остальных членов коллектива, где он живет и • если существует возможность полноценного отдыха, без помех от • если период адаптации к новому ритму жизнедеятельности будет В противном случае перестройка суточного биоритма затруднена и создает дополнительную нагрузку на человека. Кроме суточных, отмечаются колебания работоспособности в течение недели. В понедельник (первый рабочий день после выходно- го) работоспособность значительно ниже. В середине недели происходит повышение работоспособности. К концу недели работоспособность падает. Соотношение продолжительности стадий работоспособности является одним из показателей оптимальности организации процесса трудовой деятельности. Длительность каждой фазы работоспособности в значительной степени зависит от того, в каком функциональном состоянии находится человек, — оптимальном или неблагоприятном. Функциональное состояние формируется в результате взаимодействия внешних, объективных факторов (условий труда, содержания трудовой деятельности, продолжительности и интенсивности рабочих нагрузок и пр.) и психофизиологических ресурсов человека, которые, по мнению А.Б. Леоновой [7], определяются:
• состоянием здоровья, возрастными особенностями; • особенностями телосложения; • типом ВНД, темперамента; • уровнем развития основных психических процессов и функций (па • особенностями личности (направленностью, волевыми качествами); • обученностью и пр. Оптимальная работоспособность предполагает наличие оптимального функционального состояния, которому свойственна стабильная продуктивность. Внешне работа выполняется легко и быстро, без напряжения, однако за этим стоит максимум сосредоточенности внимания, активизация необходимых психических процессов, движений. Кроме этого, для оптимальных функциональных состояний характерны особая мотивация (направленность на дело) и эмоциональное состояние (ровное, положительно окрашенное настроение с преобладанием осознаваемых чувств удовлетворенности, бодрости) [6; 7]. Неблагоприятные функциональные состояния снижают работоспособность человека и, соответственно, продуктивность труда. Поэтому для поддержания оптимальной работоспособности важно знать виды неблагоприятных состояний, причины их возникновения и пути преодоления. К числу наиболее распространенных неблагоприятных функциональных состояний относят, прежде всего, утомление, возникающее в результате интенсивной и продолжительной работы. Признаками утомления являются: • ухудшение работы тех функциональных систем, которые испыты • появление симптомов физиологического дискомфорта (слабости, • проявление отрицательных эмоций (раздражительность, апатич
• ухудшение внимания, что приводит к увеличению числа допуска В процессе развития утомления можно выделить несколько стадий. На начальной стадии компенсируемого утомления продуктивность труда остается высокой за счет привлечения вспомогательных средств, например, более рациональных приемов выполнения трудовых операций, мобилизации волевых усилий. Постепенно возможности компенсации исчерпываются, начинает развиваться некомпенсируемое утомление, или стадия декомпенсации. В это время происходит заметное ухудшение количественных и качественных показателей выполнения трудовой деятельности. Дальнейшее продолжение работы может привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма (обморокам, коллапсоидным состояниям и пр.). Различают острое, развивающееся в течение одного трудового дня, и хроническое утомление. Крайней формой развития хронического утомления является переутомление. Характерными признаками этого состояния являются: • резкое ухудшение показателей труда; • затруднение в выполнении привычных, легких заданий, повсед • резкое ухудшение памяти, невозможность длительно концентри • нарушение сна, бессонница; • депрессия, раздражительность, затруднительным становится об При появлении подобных признаков наряду с обращением к врачу необходимо тщательно проанализировать режим труда и отдыха, ввести в него проведение интенсивных восстановительных процедур (общеукреплящей и дыхательной гимнастики, релаксации, аутотренинга и пр.). Для профилактики состояний острого и хронического утомления особое значение имеют подбор соответствующего режима работы, периоды активного и пассивного отдыха, в рамках которых выделены и распределены трудовые нагрузки, предусмотрены микроперерывы для активного отдыха. Так, при интенсивных зрительных нагрузках целесообразно и во время трудовой деятельности ввести короткие микроперерывы для выполнения простых упражнений, во время которых необходимо посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, сделать несколько поворотов глазными яблоками, 20-30 секунд посидеть спокойно, с закрытыми глазами. По внешним признакам на утомление похоже и другое неблагоприятное функциональное состояние — монотония. Для монотонии также характерно ухудшение количественных и качественных показателей продуктивности (уменьшение скорости работы, увеличение числа ошибок), появление неприятных эмоций. Однако причины возникновения данного состояния иные. Состояние монотонии развивается вследствие однообразной или неинтересной работы, частого повторения стереотипных действий, содержательной бедности и, значит, малой привлекательности выполняемых заданий, отсутствия разнообразия в окружающей обстановке (приглушенная освещенность помещения; однообразный, монотонный шум). Для монотонии характерно: • снижение тонуса, уменьшение энергозатрат организма; • затруднение в восприятии и переработке новой информации; • отключение внимания, осуществление действий в автоматическом • преобладание чувства апатии, скуки, сонливости; доминирует же Состояние монотонии опасно тем, что в условиях уменьшения сознательного контроля за поведением человек теряет возможность быстро реагировать на изменившиеся условия, что может привести к аварийной ситуации, травматизму [7]. Для преодоления состояния монотонии необходимо обогащение содержательной стороны трудовой деятельности, что предполагает: • обеспечение осознания важности, необходимости работы, возмож • объединение слишком простых и монотонных операций в более • специально подобранный режим трудовой деятельности, чередо • введение различных активизирующих влияний, например, функ При этом желательно учесть, что у взрослого человека период "привыкания" к выполнению однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 минут, после чего происходит выраженное падение работоспособности [18]. Следует отметить, что в ситуации однообразной деятельности может сформироваться полярное монотонии по проявлениям состояние психического насыщения, отличающееся резко выраженным эмоциональным неприятием ситуации, аффективной формой разрядки накопившейся неудовлетворенности работой. В процессе трудовой деятельности под действием чрезмерно сильных, представляющих угрозу для нормальной жизнедеятельности человека событий, может возникнуть такое неблагоприятное функциональное состояние, как стресс. При этом происходит мобилизация защитных сил организма, чтобы найти выход из экстремальной ситуации. До тех пор пока такой способ не найден, организм работает в режиме сверхзатрат. Продолжительные, частые стрессы могут привести к исчерпыванию энергоресурсов организма, к развитию целого ряда физических и даже технических заболеваний. Выделяют физиологический и психологический стресс в зависимости от причины стресса. Физиологический стресс вызывают простые физические воздействия, например, сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация. Условиями противодействия физиологическому стрессу являются совершенствование технологии различных производств, культуры труда, а также специальная тренировка в подготовке к специфическим видам стресса (например, у космонавтов, водолазов). Психологический стресс может возникнуть в условиях неожиданного изменения задания, отсутствия необходимой подготовки, дефицита времени или информации. Экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению, оценкой его сложности, осознанием высокой значимости выполняемой работы и личной ответственности за достижение успеха. Если, исчерпав психические ресурсы, человек не может добиться успеха, говорят о состоянии дистресса, который проявляется в дезорганизации процесса трудовой деятельности. При этом выделяют 2 формы дистресса. Одна из них, тормозная, характеризуется замедленностью двигательной активности, ее заторможенностью, затруднениями в восприятии новой информации, неспособностью выполнить простые умственные действия, нарушением навыков письма, чтения, счета, невозможностью переключить внимание. Другая, импульсивная форма эмоциональной напряженности проявляется в хаотичной, неупорядоченной активности, стремлении выполнить одновременно несколько различных дел, невозможности долго сосредоточиться на одном из них; крайней неуравновешенности настроения, возбуждении, нервозности. Следует учесть, что у разных людей отмечается склонность к одной из форм реагирования, которая может проявляться и в смягченной форме. Р. М. Грановская выделяет некоторые приемы управления своими эмоциями и выхода из стресса [3]: • переключение внимания, концентрирование его не на значимости • предварительная разработка запасных стратегий, путей отступ • разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физичес • переключение на другие, не менее важные виды деятельности; при • в случае поражения общая переоценка значимости ситуации по • использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например, в компьютерных играх. Большое влияние на снижение эффективности трудовой деятельности может оказать профессиональное (эмоциональное) "выгорание", которое особенно сильно проявляется в профессиях типа "человек — человек". Профессиональное "выгорание" проявляется в эмоциональном истощении — чувстве опустошенности, исчерпанности эмоциональных ресурсов, деперсонализации, связанной с возникновением равнодушного, негативного или даже циничного отношения к окружающим, профессиональном редуцировании достижений, которое проявляется в постоянном недовольстве собой, негативном восприятии себя как профессионала, чувстве некомпетентности, безразличии к работе [11]. Как отмечает Е. П. Ильин, быстрота "выгорания" зависит как от личностных особенностей (необщительность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, высокая эмпатия и реактивность), так и от производственных факторов, которые приводят к оценке работником своей работы как незначимой, неудовлетворенности профессиональным ростом; переживанию недостатка самостоятельности, излишнего контроля; ролевой неопределенности вследствие нечетких к нему требований; недогрузке или перегрузке трудовыми обязанностями (последнее порождает чувство собственной ненужности) [5]. С целью предотвращения "выгорания" следует проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния, развивать положительное отношение к труду через систему соответствующего стимулирования, а также способствовать овладению работником навыками саморегуляции психической деятельности. Среди наиболее распространенных в последнее время и получивших научное обоснование способов регуляции и управления собственным состоянием выделяют нервно-мышечную релаксацию и аутогенную тренировку. Методика нервно-мышечной релаксации предполагает снятие эмоционального напряжения путем мышечного расслабления в различных участках тела. Особенностью предлагаемых в данной методике упражнений является контрастное чередование сильного сокращения и полного расслабления определенной группы мышц. Последовательное выполнение упражнений за 15-20 минут позволяет добиться полного расслабления всего тела, а поскольку между нервным и мышечным напряжением существует взаимосвязь, то и снятия неприятных эмоциональных переживаний. Занятия необходимо проводить в спокойном месте с приглушенным освещением, сидя в кресле в удобной позе. Каждое упражнение желательно выполнять дважды, в течение 3-5 секунд каждое. При возникновении неприятных болевых ощущений следует снизить степень произвольного сокращения или отказаться от упражнения. Вдох желательно производить во время напряжения, выдох — во время расслабления мышц. Примерный комплекс упражнений, применяемый для эффективного достижения состояния релаксации, приводится в приложении 1. Данный комплекс хорошо выполнять вечером перед сном. Если же к упражнениям прибегают в перерывах между трудом, необходимо обеспечить быстрое возвращение в активное состояние. Для этого выполняют специальные активизирующие упражнения: энергичные вдохи и выдохи, на фоне которых по счету от 10 до 1 слегка напрягаются основные участки тела. После релаксации в этом случае полезно выполнить несколько простых гимнастических упражнений, по возможности сопровождаемых музыкой. Методика аутогенной тренировки основана на самовнушении, на установлении связей между определенными формулами самовнушения и изменением состояния разных органов и функций, их расслаблении, нормализации деятельности. Основные формулы самовнушения усваиваются в шести стандартных упражнениях [1]. Первое стандартное упражнение вызывает ощущение тяжести: "Моя правая (у левшей — левая) рука тяжелая..." Второе стандартное упражнение направлено на расширение кровеносных сосудов путем самовнушения тепла: "Моя правая (левая) рука теплая..." Третье упражнение регулирует ритм сердечной деятельности: "Мое сердце бьется ровно и спокойно..." Следующее упражнение предназначено для контроля за дыханием: "Я дышу ровно и спокойно..." Пятое упражнение влияет на органы брюшной полости: "Мое солнечное сплетение излучает тепло". Заключительное упражнение способствует снятию нервного напряжения и повышению умственной работоспособности: "Мой лоб приятно прохладен..." В занятия, основанные на использовании методики аутотренинга, включается также овладение специальными формулами — самоприказами, направленными на активизацию состояния, возникновение ощущения бодрости, энергичности, готовности приступить к работе. Такие формулы применяются при необходимости управления своим состоянием в случаях мобилизации усилий, выдержки. Следует учесть при этом, что методы воздействия на человека имеют свою специфику, поэтому на первых порах приобщения к аутотренингу желательно прибегнуть к помощи специалистов соответствующего профиля (психологов, психотерапевтов). 4.2. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ОПТИМАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Трудовая деятельность чаще всего проходит в коллективе и выступает как совместная деятельность. Анализируя понятие "совместная деятельность", Н. Н. Обозов выделяет три составляющие: когнитивную, эмоционально-коммуникативную и практическую [9]. Формула индивидуальной деятельности: "цель — средства — результат" включает когнитивный и практический элемент. А эмоционально-коммуникативный может быть представлен лишь в "свернутом виде" как идеальное (в уме) общение со значимым другим человеком (с руководителем, давшим задание, членами семьи, коллегами, заинтересованными в работе). В совместной деятельности, в отличие от индивидуальной, все три компонента представлены в более полном виде. Причем в непосредственно взаимосвязанной совместной деятельности эмоционально-коммуникативный компонент пронизывает все другие. Общение участников позволяет корректировать план действий, совместно контролировать полученные результаты. Кроме того, совместность деятельности приводит к взаимному обмену опытом, что может повысить результативность деятельности и профессионализм участников. В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (взаимоконтроль, самопроверка), что оказывает воздействие на исполнительскую часть деятельности, в том числе скорость и точность решения задач. От совместимости, эффективного взаимодействия людей в трудовом коллективе во многом зависит результат деятельности работаю- щих. Одним из важнейших факторов успеха деятельности является благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе. Социально-психологический климат — это относительно устойчивые психологические состояния коллектива, значимые для деятельности его членов. Климат может быть благоприятным и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие человека. Говоря о климате, имеют в виду экологическую характеристику психологии коллектива, составляющую условия жизнедеятельности личности. Конечно, понятие "климат" очень емкое. Оно охватывает не только психологию коллектива, но и все другие условия, влияющие на состояния человека, в том числе и особенности организации труда, материально-вещественные условия и т. д. Среди них важное место занимают психологические составляющие: настроение людей, их взаимоотношения, сплоченность. Они и образуют основу психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования социально-психологического климата: 1) характер производственных отношений того общества, со 2) содержание, организация и условия трудовой деятельности; 3) особенности работы органов управления и самоуправления 4) характер руководства; 5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры 6) социально-демографические и психологические особенности 7) численность группы и др. Человеческие отношения образуют основу социально-психологического климата коллектива. Они являются тем социальным клеем, который сплачивает членов коллектива и служит противоядием от раздоров и конфликтов. Межличностные отношения оказывают на человека многогранное влияние. От них зависит не только эмоциональный тонус, но и состояние здоровья. Как показывают исследования, острые, тяжелые переживания, возникающие при конфликтах и столкновениях, взаимной вражде, служат одной из главных причин сердечно-сосу- дистых и желудочно-кишечных заболеваний, тяжелых неврозов, столь распространенных в наше время. При этом страдает не только тот, к кому отнеслись плохо, но и тот, кто сам причиняет людям душевную боль. По данным зарубежных ученых, у злобных, агрессивных людей сердечно-сосудистые заболевания встречаются в пять раз чаще, чем у остальных, т. е. агрессивность к другим наносит здоровью не меньший ущерб, чем курение или повышенное артериальное давление. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данном коллективе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. Существует ряд методик, с помощью которых можно определить социально-психологический климат в трудовом коллективе [14; 15; 21]. Одна из них [21] основана на исследовании уровня удовлетворенности членов коллектива совокупностью условий работы, прежде всего — межличностными отношениями (прил. 2). Социально-психологический климат коллектива во многом зависит от руководителя. Главная функция руководителя заключается в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой профессиональный уровень и мастерство, перестраивать свою работу. В литературе выделяется девять значимых психологических характеристик личности руководителя: 1) определенность; 2) осознанность; 3) целеустремленность; 4) избирательность; 5) тактичность; 6) действенность; 7) требовательность; 8) критичность; 9) ответственность. При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направ- ценности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР). Методика экспертной оценки ПХЛР описана в учебном пособии "Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии" [15]. Что же должен знать и уметь хороший руководитель? Прежде всего он должен находить взаимопонимание с подчиненными, уметь достигать добровольного исполнения ими его распоряжений. А. Ю. Панасюк определил пять условий, от которых зависит, будут ли понимать подчиненные слова, распоряжения руководителя [13]: 1) единство профессионального языка; 2) учет уровня интеллекта; 3) полнота информации; 4) логичность изложения; 5) сконцентрированность внимания подчиненного на словах ру Важно, чтобы подчиненный не только понял то, что сказал руководитель, а и принял его распоряжение, т. е. согласился с ним, захотел выполнить задание. Для этого необходимо соблюдение условий принятия подчиненным распоряжения руководителя: 1) непротиворечивость того, что он должен сделать, его принци 2) присутствие личного интереса подчиненного к выполнению Таким образом, чтобы подчиненный внутренне согласился выполнить указание руководителя или последовать его совету, необходимо, чтобы позиция руководителя не противоречила его каким-либо основным взглядам, позициям по данному вопросу. Если подчиненный не принял позицию руководителя из-за того, что она расходится с какими-то его принципиальными взглядами, то дальнейшее убеждение следует направить только на устранение этого рассогласования, а не на повторение сказанного. Кроме этого, чтобы подчиненный принял позицию руководителя, необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, не только не будут противоречить его принципиальным взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей. Например, если его личные интересы совпадают с интересами членов коллектива или с интересами самого дела, то нужно показать ему "этот интерес". Конечно, в идеале должны совпадать интересы личности, интересы работника и интересы коллектива. Но в действительности не всегда дело обстоит так. А. Ю. Панасюк выделяет важный "закон" управленческого общения: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба или любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). Этот "закон" вытекает из природы самого человека, из особенностей его психологии, в соответствии с которой моральный климат (система отношений) для него важнее климата физического (природного). Подчиненные, которые относятся к руководителю с симпатией и уважением, легче принимают его позиции, мнение, точку зрения. С такими подчиненными уходит меньше времени на объяснения, их не приходится уговаривать. Это, конечно же, не означает, что они — слепые исполнители. Просто они реже спорят с руководителем по пустякам, на ровном месте, не стараются утвердиться за его счет. Что же нужно сделать, чтобы подчиненные легче принимали позиции своего руководителя? Необходимо вызвать к себе эмоционально положительное отношение, т. е. расположить. На языке психологии это означает сформировать аттракцию (вызвать к себе симпатию, чувство расположения, приязни и т. п.). Умение вызвать к себе симпатию необходимо не только руководителю, но и каждому члену коллектива. Мы говорили выше, что человеческие отношения образуют основу социально-психологического климата. А если эти отношения будут доброжелательными, если члены коллектива будут относиться друг к другу с симпатией, — климат в коллективе будет здоровым. Н. Н. Обозов [9] систематизировал основные факторы, в большей или меньшей мере определяющие характер межличностных отношений (рис. 9). Вполне возможно специально научиться вызывать симпатию к себе у других людей. Проверить, умеет ли человек это делать, можно с помощью теста (прил. 3). Чтобы расположить человека к себе, вызвать у него симпатию, необходимо использовать следующие приемы: 1) называть человека по имени (или имени, отчеству); Межличностная привлекательность (взаимные симпатии и притяжения)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|