Трудовая адаптация - освоение работником новой трудовой
СИТУАЦИИ Цели: Изучив данную главу, вы должны уметь: 1. Назвать и объяснить содержание основных видов трудовой адаптации, 2. Раскрыть основные уровни трудовой адаптации и показать взаимосвязь и 3. Перечислить и пояснить основные структурные элементы трудовой 4. Объяснить, каким образом влияет на трудовую адаптацию характер ра 5. Показать, как влияет на трудовую адаптацию темперамент человека. 3.1. ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ Трудовая адаптация работника является одним из важных этапов его трудовой деятельности. Успешность адаптации во многом определяет эффективность, качество дальнейшей работы, намерения новичка надолго связать свою трудовую жизнь с данным предприятием или ограничиться кратковременной работой и ожидать подходящего случая для ухода на другое предприятие. Наличие тесной связи потенциальной и фактической текучести работников с их неадапти-рованностью выявлено в ряде научных исследований [1]. Не менее важно, что трудовая адаптация выступает в качестве одного из ведущих факторов самореализации работника в трудовой сфере, механизмом его трудовой карьеры [7]. Общепризнанными в социально-экономической литературе считаются экономические, социально-психологические и моральные потери, связанные с неуспехом трудовой адаптации. Причем они наносят ущерб как самому работнику, так и производству, трудовому коллективу. Понятно, что с ростом динамизма в общественной и экономической жизни страны, переходом к рыночным отношениям существенно возрастает роль трудовой адаптации, усложняются ее условия. Эти и другие факторы актуализируют научный и практический интерес к управлению трудовой адаптацией.
Под трудовой {производственной)* адаптацией понимают, обычно, процесс взаимодействия работника с окружающей его производственной средой по поводу освоения новой для него трудовой ситуации. Для понимания сущности трудовой адаптации рассмотрим коротко основные сущностные признаки этого явления. Во-первых, трудовая адаптация носит активный характер. Это процесс взаимного действия работника (адаптанта) и производственной организации по освоению новизны в трудовой ситуации. С одной стороны, новичок, осваивая условия работы и взаимодействия с новыми людьми, работающими в разных сферах производства, не только стремится изменить свое трудовое поведение соответственно новой трудовой ситуации. Устраиваясь на работу, он стремится оговорить наиболее выгодные для него условия, старается влиять на условия работы в дальнейшем, приспосабливая их к своим возможностям и целям, предпринимает попытки влиять на коллег и руководителей для изменения их отношения к нему в благоприятном направлении. Конечно, эта адаптивная деятельность не всегда сопоставима по своим возможностям с адаптивным воздействием на новичка всей организации предприятия, которая, естественно, старается для поддержания своего организационного единства и общей эффективной работы коллектива повлиять на новичка в целях приведения в соответствие с системой норм и ценностей, трудовых традиций, стереотипов трудового поведения. В конечном счете за индивидом остается возможность отказаться от адаптации и уйти с предприятия. Однако следует подчеркнуть, что основой взаимной заинтересованности в успешной адаптации как работника, так и предприятия являются общие интересы. В условиях развернувшегося в стране перехода к рынку процесс производственной адаптации должен приобретать все более актив-
* Понятия трудовая и производственная адаптация здесь и далее по тексту используются как синонимы (См. об этом подробнее: Лукашевич Н. П. Производственная адаптация молодежи: сущность, функции, управление. — К., 1990). ный характер. Взаимодействие, формирование двухсторонних связей работника и производства становятся в адаптации определяющими. Взаимная заинтересованность предприятия и личности в эффективности производства, учет личных интересов каждого труженика является сегодня необходимым условием деятельности трудовых коллективов в новых условиях хозяйствования. Предприятие, трудовой коллектив заинтересованы в более быстром включении новичка в производственную деятельность, освоении им в полном объеме своих профессиональных функций, установлении нормальных личностных отношений с трудовым коллективом. Все это, в конечном счете, позволит новичку взять на себя причитающуюся ему долю в общем объеме производственной деятельности коллектива. В то же время затруднения в адаптации новичка, связанные с выполнением части его функций другими работниками, усложняют выполнение производством своих основных функций. В свою очередь ускорение процесса адаптации совпадает с интересами самого адаптирующегося работника. Это позволит ему быстрее освоить свои профессиональные функции и выполнение производственных заданий, повысить свое материальное благополучие, завоевать уважение товарищей по работе, достигнуть повышения внутренней удовлетворенности новым местом работы. В конечном итоге это приведет к повышению социального статуса личности, уменьшению и снятию психической напряженности, свойственной начальному периоду производственной адаптации. Общим результатом и свидетельством успешной адаптации будет служить эффективная трудовая деятельность нового работника, способствующая оптимальному функционированию предприятия. Во-вторых, производственной адаптации присущ полимотиваци-онный характер адаптивной деятельности, обусловливающий диалектическое единство ориентировочной и содержательной трудовой деятельности в процессе адаптации. Толчком для начала производственной адаптации является нужда в реализации им адаптивной потребности, возникшей в результате новых (они могут быть субъективно новыми только для конкретного работника, а могут отражать объективные инновационные изменения в производстве) требований производственной среды или новых требований к производству со стороны работника. Адаптивная потребность опосредована взаимодействием с потребностью в трудовой самореализации работника, с одной стороны, и потребностью произ-
водства в квалифицированном активном работнике, способном обеспечить трудовому коллективу реализацию его функций, — с другой. Под воздействием сложного переплетения потребностей происходит мотивация адаптивной деятельности индивида. При этом мотивы также взаимодействуют между собой. С одной стороны, в ответ на ориентировочные потребности формируется ориентировочный мотив поведения, стимулирующий деятельность индивида по приобретению информации о производстве и связанной с ним социальной ситуацией, по расширению контактов в окружающей его среде, оценке характера адаптивной ситуации. С другой стороны, содержание получаемой информации, направленность эмоциональных контактов обусловлены мотивом освоения конкретной трудовой деятельности, достижения оптимального взаимодействия работника и предприятия. В результате сложной полимотивации возникают цель и программа адаптивной деятельности индивида. При этом учитывается оценка возможностей реализовать в рамках данного предприятия жизненные цели личности. Отметим, что производство тоже заинтересовано во взаимном обмене информацией с новым работником, в установлении с ним тесных контактов. Ориентируясь в целях, интересах личности, предприятие получает возможность учитывать их при создании благоприятных условий для производственной адаптации. Тем самым создаются предпосылки для управления этим процессом. Как видим, обмен информацией носит взаимный, а следовательно, обоюдоактивный характер. Предприятие интересуется профессиональными, общественно-политическими, психологическими характеристиками новичка, чтобы максимально учесть их при создании условий для его успешной адаптации. Молодой работник, в свою очередь, заинтересован в короткий срок побольше узнать о каждой из сфер производства, чтобы на основании этой информации скорректировать свои представления, а может быть, и мотивы поступления на предприятие и определить линию поведения на первое время.
Информация о предприятии, полученная еще до поступления на него работника (благодаря профориентации и профотбору), является как бы отправной для процесса адаптации. Это предъявляет дополнительные требования к содержанию, объему и форме подачи информации новичку со стороны предприятия. Здесь важно учитывать не только высокий общеобразовательный уровень, но и бога- тый духовный мир молодого человека, всесторонность и разнообразие его запросов и интересов. От современного производства молодежь ожидает не только возможности приобретения материальной независимости и реализации своей профессиональной подготовленности через участие в общественно полезном труде. С работой на предприятии она связывает свои ожидания самореализации в творческом труде, в общественной и управленческой деятельности, в научно-техническом и других видах творчества, в повышении образования и квалификации, в расширении круга друзей и товарищей, коллег и единомышленников, в создании благоприятных, комфортных условий жизни для молодой семьи. Очевидно, эти и другие стороны жизнедеятельности должны найти свое место в содержании информации новичку о предприятии. И так же очевидно, что молодой работник будет стремиться к установлению адаптационных связей во всех перечисленных сферах и вправе рассчитывать на помощь в этом со стороны предприятия. В-третьих, производственной адаптации присущ такой сущностный признак, как диалектическое единство в ней адаптационных и дезадаптационных явлений. Действительно, успешное (или затрудненное) протекание производственной адаптации молодого рабочего зависит от того, благоприятные или неблагоприятные условия сложились для удовлетворения его адаптивной потребности. В соответствии со структурой последней, к таким условиям относятся: определенный уровень взаимной информации между индивидом и производством, взаимных контактов; сопоставимость жизненных целей индивида с задачами данного предприятия, а также наличие на производстве условий для успешной трудовой деятельности индивида. Следовательно, наличие и полнота проявления совокупности условий, необходимых для протекания производственной адаптации, будут определять как ее эффективность, динамизм, так и границы самого процесса.
Действительно, при изменении совокупности условий в лучшую сторону повышается эффективность адаптационного процесса, упрочиваются адаптационные связи индивида с производством. Однако в случае изменения условий в противоположном направлении и процесс адаптации может изменить свое направление, то есть превратиться в процесс дезадаптации. Основное следствие таких перемен — ослабление адаптационных связей, которое может закончиться и разрывом этих связей. В-четвертых, к сущностным характеристикам производственной адаптации относится многоуровневый характер, проявляющийся во взаимодействии и единстве биологического, психологического и социального уровней адаптации. Практика свидетельствует, что изменение состояния адаптационных связей может быть вызвано действием факторов различного характера — биологического, психологического или социального. По-видимому, степень и особенности влияния каждой группы факторов на ход производственной адаптации будут также различаться, хотя несомненно их взаимовлияние друг на друга. Рассматривая влияние факторов на биологический уровень производственной адаптации, выделим среди них два основных вида — связанных с условиями биологической адаптации на производстве и с биологическими особенностями адаптирующегося молодого рабочего. Создание и поддержание благоприятной экологической обстановки в стране, предприятий, обеспечивающих безопасные условия трудовой деятельности и существования человека, являются необходимой предпосылкой успешного протекания производственной адаптации. Охрана и научно обоснованное рациональное использование природных богатств, улучшение окружающей среды гарантируются законодательством Украины. Вместе с тем экологическая обстановка в стране в целом остается напряженной. Уровень загрязнения водных бассейнов остается недопустимо высоким. Особую опасность для здоровья людей представляет загрязнение атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах. Не вызывает сомнений особая опасность экологических отклонений для здоровья подрастающих поколений. Вред, нанесенный по этим причинам здоровью человека в раннем возрасте, накладывает неизгладимый след на всю его дальнейшую жизнь. Снижение общих адаптивных возможностей человека, в том числе и в освоении ряда конкретных видов производственной деятельности — только одно из последствий нерешенных экологических проблем. Здесь необходимо, думается, выделить еще один важный для производственной адаптации аспект — засекречивание в недалеком прошлом данных о состоянии окружающей среды. Это приводило к практическому отсутствию возможностей для работников составить при выборе места работы объективное представление об экологической обстановке на конкретном предприятии, степени вредности работы на нем для здоровья человека. По понятным причинам не нахо- дит этот аспект проблемы производственной адаптации должного освещения и в научной литературе. По-видимому, экологическая информированность должна быть включена в число необходимых и обязательных условий по обеспечению производственной адаптации работника. "Скрывая от людей обобщенные сведения об условиях их собственной жизни..., — считает Т. И. Заславская, — нельзя ожидать их активизации ни в производственной, ни в политической сферах" [3]. Вторая группа факторов тесно связана, а нередко и обусловлена воздействием причин первого рода. Так, акселерация молодежи, по мнению ученых, во многом связана с содержанием рациона питания. Явление гиподинамии — с отсутствием необходимых организму для его нормального развития физических нагрузок. Расширение аллергических заболеваний расценивают как следствие неоправданного применения медицинских препаратов и т. п. Однако это не уменьшает значимости исследования и учета при создании условий для производственной адаптации природных особенностей организма работника. Одной из наиболее значимых считаем проблему влияния на производственную адаптацию акселерации современной молодежи. Ускоренное физическое развитие детей и подростков создает, с одной стороны, благоприятные условия для раннего включения молодежи в трудовую деятельность, успешного преодоления связанных с трудом физических нагрузок. Однако в реальной жизни сроки приобщения к трудовой деятельности в силу ряда причин (и прежде всего удлинения сроков получения общего и профессионального образования) отодвигаются к более зрелому возрасту. Тем самым сдвигаются и сроки достижения социальной зрелости личности. Возрастающий разрыв между сроками достижения молодым человеком физической и социальной зрелости существенно осложняет начало его трудовой деятельности. Прежде всего, без опосредования посильным участием в трудовой (включая физическую) деятельности в организме не формируется и не закрепляется (не тренируется) готовность к труду на производстве. Причем речь идет не только о том, что не формируется стремление к трудовой деятельности. Как показывают исследования, нередко налицо физическая неподготовленность к конкретным видам труда на производстве. Другими словами, невостребованная готовность к полноценной трудовой деятельности, наступившая в результате физического созревания индивида, не только не сохраняется, но и постепенно утрачивается. Поэтому, как нам думается, сдвиг произ- водственной адаптации на более поздние сроки снижает возможности биологической адаптации организма. В этой связи не вызывает сомнений необходимость более раннего приобщения подростков к общественно полезной, трудовой деятельности. Кроме того, ранняя трудовая деятельность ускоряет социализацию индивида. В силу этого его производственная адаптация будет протекать более эффективно и стабильно, поскольку в этот процесс молодой человек вступает уже будучи устойчиво социализированным. Переходя далее к анализу психологического уровня производственной адаптации, отметим, что она предметно и подробно рассматривается в следующем (втором) разделе этой главы. Здесь же мы ограничимся констатацией того факта, что психологическая адаптация влияет на протекание как биологической, так и социальной адаптации, испытывая, в свою очередь, их воздействие. Социальная обусловленность, присущая биологическому и психологическому уровням адаптации, особенно полно проявляется на завершающем и определяющем уровне производственной адаптации — социальном. Важно отметить, что производственная адаптация носит конкретно-исторический характер. Следовательно, на нее оказывает воздействие комплекс противоречивых тенденций развития, свойственных обществу на данном этапе. Определяющим для развития нашего общества с середины 80-х годов, как известно, является процесс коренных социальных реформ всех сторон его жизнедеятельности. Следствием этого явился нарастающий динамизм перемен во всех сферах жизнедеятельности, наполняющий ее новизной. Тем самым все в больших масштабах мотивируется адаптивная деятельность человека. Иначе говоря, расширение масштабов и социальной базы адаптивной деятельности, вызванное общественной потребностью в осуществлении перемен во всех сферах жизни страны, можно отнести к одной из важных характеристик нашего общества на современном этапе. Среди основных факторов, обусловленных перестройкой и влияющих на производственную адаптацию молодежи, можно, думается, выделить следующие: а) переход от экстенсивного к интенсивному этапу общественного развития на базе достижений научно-технического прогресса и соответствующих изменений в общественном сознании, задачи которого ложатся в значительной степени на плечи современного поколения молодых людей, не только в максимальной степени заинтересованного в прогрессивных общественных преобра- зованиях в стране, но и обладающего наиболее высоким научно-техническим и культурным потенциалом для осуществления этих преобразований; б) демократизация нашего общества, предоставляющая небывало широкий простор для развития творческой инициативы и общественной активности молодежи; в) нарастание негативных явлений в окружающей действительности, которые болезненно сказываются на интересах молодежи. Ущемленные социально значимые интересы, преломляясь через обостренное восприятие молодежью всякой несправедливости, мотивируют повышенную готовность ее к борьбе за восстановление социальной справедливости, за прогрессивные перемены; г) стабилизация и дальнейшее сокращение численности и доли молодого поколения в составе населения, прежде всего среди занятого. Учитывая, что в наше время молодежь является практически единственным источником пополнения рабочей силы, можно сделать вывод о возрастании цены успеха адаптации, а также необходимости ее эффективного регулирования. Воздействие указанных и других факторов на протекание производственной адаптации осуществляется через их взаимосвязи и взаимопереходы, столкновения и переплетение диалектически противоречивых механизмов и движущих сил. Социальные противоречия развития общества преломляются в противоречивом характере жизнедеятельности молодежи и, прежде всего, в трудовой деятельности. С трудовым становлением, производственной адаптацией связаны такие острые социальные проблемы, как негативные тенденции в формировании социально-профессиональных ориентации молодого поколения; недостаточный уровень профессионально-квалификационного потенциала молодежи и низкая эффективность его использования; необоснованно затягивающаяся материальная зависимость молодых людей от родителей; неудовлетворенность молодежи жилищными условиями; низкая стабильность молодой семьи; слабое удовлетворение интересов и запросов молодежи в сфере досуга и другие. Характерно, что в одних случаях эти проблемы сами являются следствием недостаточно успешной производственной адаптации юношей и девушек, в других — входят в число причин, затрудняющих саму адаптацию, а нередко связь между этими проблемами носит сложный причинно-следственный характер, требующий дополнительных комплексных исследований. Исходя из противоречивого характера и многофакторного воздействия на социальный уровень производственной адаптации, важ- но, на наш взгляд, применительно к реальному производству, учитывать, каким образом противоречия в жизни общества и молодежи преломляются в конкретной трудовой деятельности индивида. Подытоживая рассмотрение проявления производственной адаптации на биологическом, психологическом и социальном уровнях, можно дать ей такое определение. Производственная адаптация — процесс и результат перестройки функционирования организма и поведения, деятельности работника в ответ на новые требования производственной среды, а также изменение самой производственной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности работника в целях обеспечения их взаимной деятельности и развития. Понятно, что приведенное определение не может отразить всю многогранность и полноту проявлений сущности исследуемого процесса. Вместе с тем оно очерчивает его основные сущностные характеристики, служит основой для анализа структуры производственной адаптации. При структурировании производственной адаптации, выделении ее основных видов следует исходить из методологической посылки, что привычное употребление категории "производство" в значении материальное производство, то есть как создание средств к жизни, предметных условий ее существования, не должно ограничивать понимание производственной адаптации как освоение человеком только этой стороны производства. Для "производства самого человека" необходимо освоение им всей совокупности основных видов деятельности, в процессе которых формируется личность работника. Поэтому структура производственной адаптации должна включать не только освоение индивидом определенной профессиональной деятельности, но и всех сфер его жизнедеятельности, связанных с производством, а также социальных условий существования. Адаптационные связи и отношения проявляются в нескольких сферах: профессиональной, организационной, материально-бытовой, социально-психологической и сфере досуга. Такое выделение способно, по мнению авторов, отражать специфику процесса адаптации в каждой из сфер, дает представление об основных моментах его протекания, а также обусловленности общего успеха адаптации эффективным ее прохождением в каждой из сфер. Определяющее положение в выделенной структуре занимает профессиональная адаптация — освоение работником характерных осо- бенностей и условий труда по специальности. Она выражается в: дальнейшем овладении избранной профессией, трудовыми навыками; формировании некоторых профессиональных качеств личности, необходимых для успешного овладения специальностью в зависимости от характера задач, решаемых подразделениями, службами предприятия; закреплении положительных установок к функциям выбранной специальности. Значительное место среди других видов занимает организационная адаптация. Через нее происходит включение работника в организацию общественного труда на предприятии. Организационная адаптация предполагает установление взаимных связей новичка в организационной сфере предприятия, то есть связей по поводу режима труда и отдыха, соблюдения трудового распорядка и трудового ритма предприятия, требований коллективной организации труда и трудовой дисциплины. Организационная адаптация возникает как момент реализации ориентировочной потребности работника в совокупности с потребностью его самореализации в организационной сфере предприятия, что подтверждает существование сходства механизмов организационной и профессиональной адаптации. Исследования авторов свидетельствуют о весьма сильном влиянии организационной адаптации на ход всей производственной адаптации. Неудачное ее протекание может затормозить и даже прервать адаптацию в целом, хотя в профессиональной сфере она проходит успешно. С другой стороны, эффективное освоение организационной сферы нередко помогает преодолеть затруднения в других сферах. Сравнительные исследования показывают, что профессиональная и организационная адаптация играют особую роль в трудовом становлении молодого рабочего. Объединяя в себе содержательную и организационную стороны трудовой деятельности, без которых производственная адаптация утрачивает смысл, они как бы образуют ядро, основу всей производственной адаптации, накладывают глубокий отпечаток на протекание остальных ее видов. В то же время отмечается, что влияние это не односторонне. Каждый вид адаптации испытывает воздействие и сам влияет на остальные виды. Это в полной мере распространяется на следующий вид производственной адаптации — материально-бытовую. Влияние материально-бытовой адаптации проистекает из ее содержания: являясь элементом социальной сферы, материально-бытовые условия производства играют роль важнейшей предпосылки ус- пешнои жизнедеятельности и развития личности не только в производственной, профессиональной сферах, но и во всей совокупности ее общественной жизни. Главными структурными элементами этого вида адаптации выступают жилье и зарплата. Нередко они являются необходимыми условиями успешной адаптации в других сферах, в том числе и в сфере досуга. Казалось бы, сфера досуга не входит непосредственно в производство. Некоторые авторы [1; 13] относят этот вид к непроизводственной адаптации, оставляя ее тем не менее в структуре адаптации к предприятию. Как видим, здесь подтверждается влияние адаптации в сфере досуга (связанной с предприятием, его базами отдыха и культурными заведениями) на общий результат производственной адаптации. Содержанием адаптации в сфере досуга выступает освоение работниками видов деятельности, находящихся за временными рамками рабочего времени и направленных на отдых, спорт, творчество, общественную деятельность, то есть на духовное и физическое развитие человека. Переходя к рассмотрению социально-психологического вида производственной адаптации, определим ее как процесс взаимного обмена информацией о своих социально-психологических характеристиках между трудовым коллективом и индивидом, а также установление на этой основе контактов и взаимоотношений, обеспечивающих возможность эффективного совместного труда и неформального общения. Сущность и механизмы социально-психологической адаптации будут раскрыты в следующем разделе. 3.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ Для понимания психологических аспектов производственной адаптации важно представить себе психологические механизмы адаптации в таком сложном биопсихологическом явлении, как адаптация человека. Интерес к разработке проблем адаптации в психологии актуализировался к середине XX столетия. Общим для большинства западных и отечественных психологических школ был взгляд на мотив адаптивной деятельности индивида как на величину, возникающую и развивающуюся по единственной причине: из-за нарушения гомео-статического равновесия между организмом и средой и стремления его восстановить. Таким образом, испытываемая организмом потребность в восстановлении равновесия со средой рассматривалась как главный двигатель адаптивного поведения. Подобный взгляд долгие годы господствовал в представлениях западных и отечественных психологов об адаптации. Однако такой взгляд на сущность психологической адаптации, предполагающей в качестве доминанты адаптационного поведения человека мотив достижения равновесия с окружающей средой в ответ на внешние возмущения, сужает понимание роли психологической адаптации до обеспечения целостности биологической системы, организма человека вопреки разрушающим воздействиям среды. То есть, роль психологической адаптации сводится к обеспечению успешного протекания биологической адаптации. Конечно, нельзя недооценивать значимость результатов обеспечения биологической адаптации человека, целью которой является сохранение его жизни, а следовательно, и возможности его жизнедеятельности (в том числе и адаптационной: психологической и социальной). Однако недопустимо и сведение всей многогранной и многоуровневой адаптации человека к сохранению его как биологического вида. Предпосылки для дальнейшего развития концепции психологической адаптации были созданы развитием передовой биологической мысли в направлении преодоления взгляда на организм как на систему, вся деятельность которой была подчинена задаче поддержать свое равновесное состояние в ответ на возмущающее воздействие среды. Кроме того, в обществе нарастала потребность в исследовании движущих сил творческой деятельности человека, ее мотивации. Рассматривая психологическую адаптацию как особый вид психической деятельности человека в ответ на изменения внешней среды, важно, прежде всего, выяснить, почему и в результате проявления каких потребностей активизируется в этом случае психика человека, на что эта активность направлена, какие причины определяют именно адаптивную активность психики1} Ответить на эти вопросы — значит исследовать мотивацию адаптивного поведения человека, которое, как и любой другой вид поведения, должно быть мотивировано, иначе оно никогда не свершится. Вместе с тем мотив как побуждение к определенному образу действия сам по себе не является причиной целенаправленного действия. Посредством его в психике человека отражаются потребности, вызванные объективными явлениями внутреннего или внешнего свойства. Таким образом, путь для определения сущности психологической адаптации лежит через изучение потребностей, которые эту адаптацию вызывают. Одна из детерминирующих психологическую адаптацию потребностей, как уже упоминалось, носит гомеостатический характер, и ее влияние ограничено. Нацелены такие потребности, главным образом, на психическое подкрепление биологической адаптации. Направленность же их на среду носит, безусловно, рефлекторный, изначально присущий организму и заложенный в его конструкцию в процессе естественного отбора характер. Поэтому при достаточно значительных новых изменениях внешней среды действие этих приспособительных механизмов малоэффективно. Более того, при резком отличии ранее неизвестных изменений внешней среды, выходящих за пределы "наследственной программы" человека, мотивации приспособительного механизма не произойдет. В силу этого мотивированная под воздействием гомеостатичес-кой потребности деятельность носит приспособительный характер. Среди потребностей негомеостатического характера непосредственно связаны с психологической адаптацией так называемые ориентировочные потребности [13]. Само название этих потребностей весьма точно отражает их роль в процессе саморегулирования поведения. Основываясь на ранее усвоенной информации от различного рода раздражителей, адекватно реагируя на величину сигнальных значений, живые организмы на воздействие ориентировочных потребностей, возникших в результате появления новизны в окружающей (или внутренней) среде, отвечают мотивацией адаптивного поведения. Тем самым ориентировочные потребности позволяют всем живым организмам выбирать такие формы поведения, которые дают возможность достичь полезной цели и избежать вредных последствий. Применительно к адаптации организма в ответ на воздействие окружающей среды ориентировочные потребности не только приводят в действие процесс адаптивной деятельности организма, но и помогают выбрать тактику адаптивного поведения. Учитывая, что по такому же принципу регулирует свои отношения с физической средой и человек, отметим, что благодаря развитому интеллекту мотивация адаптивного поведения у человека носит осознанный характер. Реализуя заложенные в нем возможности познания, предвидения, планирования и организации своего поведения, человек обеспечивает значительную независимость от окружающей среды, придает своей приспособительной деятельности адаптивно-адаптирующий характер, изменяющий как собственное поведение, так и окружающую среду. Следовательно, адаптация человека, мотивированная ориентировочными потребностями, носит активный характер и направлена на устранение недостаточной ориентированности человека, вызванной появлением новизны в окружающей среде. Исследования показывают, что ориентировочные потребности имеют свою структуру, включающую познавательную потребность, потребность в эмоциональном контакте, а также потребность смысла жизни [2, с. 157]. Каждая из составляющих ориентировочных потребностей обусловливает соответствующие им виды адаптивного поведения человека. Так, под воздействием познавательной потребности мотивируется стремление к познанию непонятных для индивида явлений. Потребности в эмоциональном контакте соответствует регулирование поведения человека в зависимости от эмоциональных отношений других людей. А в ответ на потребность смысла жизни формируется стремление соотносить ценность собственной личности с различными уровнями коллективных и общечеловеческих ценностей. Таким образом, реализация ориентировочных потребностей мотивирует такое поведение человека, которое направлено на исследование и анализ складывающейся новой ситуации среды не только с учетом предметных соотношений, но и опираясь на эмоциональные оценки людей, а также с помощью абстрактных понятий, соотнесения с совокупностью общественных ценностей. В итоге возникает возможность не только констатировать события, но и предвидеть, планировать их. Завершающим этапом и результатом мотивации адаптивного поведения является формирование цели деятельности, а также программы, включающей в себя средства реализации цели. Проведенный анализ сущности психологической адаптации человека подводит нас к следующему пониманию этого явления. Касающиеся конкретного человека изменения в окружающей природной или социальной среде создают тем самым элемент новизны ситуации, являющейся источником возникновения у индивида ориентировочных потребностей. Под воздействием последних осуществляется мотивация поведения (назовем его адаптивным) человека, направленного на удовлетворение ориентировочных потребностей. Формируется в сознании цель и программа этого поведения. Целью поведе- ния предстает достижение адекватной оценки изменении среды и новой ситуации в целом, определение значимости этих изменений для себя и для успешного взаимодействия со средой, а также определение необходим
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|