Туристский потенциал территории 1 Глава
Стр 1 из 16Следующая ⇒ А.С.Кусков ТУРИСТСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ Москва, издательский центр «Академия», 2008. ПРЕДИСЛОВИЕ Представленное вниманию читателя учебное пособие посвящено изучению и оценке туристских ресурсов, являющихся основным компонентом туристского потенциала территорий. В работе формируются теоретические основы туристского ресурсоведения, характеризуются основные разновидности туристских ресурсов, определяются основные методы их оценивания. Особое внимание уделяется вопросам поддержания туристских ресурсов в состоянии экологического равновесия и обеспечения их надлежащей охраны. В настоящее время сложились три подхода к преподаванию дисциплины «Туристское ресурсоведение» («Туристские ресурсы») - теоретико-методологический, прикладной (оценочный), описательный. При теоретико-методологическом подходе рассматриваются два главных вопроса: а) определение понятия «туристские ресурсы» и формирование понятийно-терминологического аппарата дисциплины и б) изучение основных методов оценки туристских ресурсов. Описательный подход предполагает построение учебного курса «Туристское ресурсоведение» на основе описания туристских ресурсов отдельных стран и регионов мира. Данный подход в современных условиях неприемлем, так как важнее научиться самостоятельно оценивать туристские ресурсы, нежели «выуживать» их описания из словарей, путеводителей, справочников. Прикладной (оценочный) подход основан на практическом применении существующих методов оценки туристских ресурсов в отношении конкретных территорий. Наиболее оптимальным вариантом реализации этого подхода является комбинирование его с теоретико-методологическим подходом, так как курс туристского ресурсоведения в обязательном порядке должен завершаться разделом, где студенты будут изучать и оценивать туристские ресурсы региона своего проживания, т.е. будут применять полученные знания на практике.
Учебное пособие написано в русле теоретико-методологического подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, описательный подход наиболее успешно реализуется в родственных учебных дисциплинах, таких как «География туризма», «Ту-ристское регионоведение», «Туристское страноведение». Во-вторых, автор сознательно опустил прикладной аспект, так как посчитал нецелесообразным рассмотрение практики применения различных методов оценки туристских ресурсов к условиям отдельно взятого региона или страны. Предполагается, что теоретико-методологический аппарат учебного пособия позволит студентам самостоятельно оценить туристские ресурсы своего региона в рамках практических и семинарских занятий, используя при этом задания, приведенные после каждой главы. Оптимальным считается построение учебной дисциплины на основе сочетания теоретико-методологического и оценочного подходов с обязательным использованием описательных методов в качестве иллюстративного материала. Наиболее значимым является изучение содержания основных методов оценки туристских ресурсов и возможностей их практического применения в условиях как своего региона, так и других территорий, в том числе и зарубежных При подготовке учебного пособия автор исходил из результатов проделанного анализа Государственного образовательного стандарта по специальности «Туризм», учитывая все возможные варианты реализации межпредметных связей, а также то, что дисциплина преподается студентам младших курсов высших учебных заведений. Используя материал учебного пособия, студенты могут подготовиться к семинарским и практическим занятиям по целому блоку туристских дисциплин, успешно сдать экзамены и зачеты.
Работа с учебным пособием потребует определенных усилий со стороны студентов В этом им поможет детально разработанный методический аппарат - контрольные вопросы и задания для практических занятий, библиографический список, иллюстрации (рисунки, схемы, таблицы) Представленное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Туризм» Несомненно, данное пособие представляет интерес для студентов других сервисно-туристских и географических специальностей - «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент организации» со специализацией «Гостиничный и туристический бизнес», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «География». Автор, выражает благодарность рецензентам - профессору И. И. Пирожнику и доценту Н.С. Мартышенко - за их ценные замечания и пожелания, которые были учтены при подготовке и предоставлении рукописи в издательство. Все замечания и предложения по содержанию учебного пособия можно отправлять в издательство или непосредственно автору по электронной почте (askuskov@mail.ru).
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ
1.1. Туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения. Взаимосвязь туристского ресурсоведения и комплексного страноведения. Туристское ресурсоведение является одним из важнейших разделов таких дисциплин, как география туризма и комплексное страноведение. Однако если география туризма является обязательной дисциплиной, которую преподают студентам всех туристских специальностей, то комплексное страноведение преподают лишь в нескольких высших учебных заведениях страны. Комплексное страноведение - одно из трех основных составляющих, на которые подразделяется страноведение (помимо физико-географического и социально-экономического) [55]. Наряду с перечисленными основными составляющими страноведение подразделяется на историко-культурное, политическое, экономическое, демографическое, рекреационное и т.д Комплексное страноведение можно рассматривать в единстве трех аспектов: природа - население - хозяйство, при этом вид страноведческих знаний каждого из аспектов немыслимы без их совокупного восприятия. Одним из видов таких знаний являете туристское страноведение. Использование всех аспектов комплексного страноведения позволяет сформировать целостный образ страны или региона.
Для формирования образа страны или региона необходим использование разных вариантов схем комплексной страноведческой характеристики Приведем пример одной из схем комплексной характеристики страны [69]: 1) географическое положение (особенности территории реп она, страны) и его страноведческие следствия; 2) природные и экологические условия страны, ее природно-климатическое районирование; 3) историко-культурная характеристика региона или страны 4) население страны и история его формирования (численность и плотность населения, расовый и этноконфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов); 5) основные города (их расположение, история, особенности населения и специализации хозяйства, достопримечательности); 6) социально-экономическая характеристика страны (основные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспортные связи и инфраструктура туризма); 7) политико-географическая характеристика страны (государственный строй и устройство, политические партии, криминальная обстановка и ее влияние на туризм); 8) рекреация и туризм (особенности размещения туристских центров и их специализация); 9) общие тенденции развития страны (определение типа страны, выявление ее характерных черт развития). Пользуясь представленной схемой и перечнем основных направлений комплексного страноведения, можно определить место туристского ресурсоведения в его структуре. Выделяют три основные группы туристских ресурсов: природные, культурно-исторические и социально-экономические, особенности оценивания которых и составляют предмет изучения туристского ресурсоведения. Туристское ресурсоведение непосредственно связано с природным, историко-культурн ы м и социально-экономическим страноведением.
Туристское ресурсоведение рассматривает также вопросы охраны и экологии туристских территорий, что роднит его с экологическим страноведением. Туристское ресурсоведение, будучи частью комплексного страноведения, в свою очередь является разделом туристского страноведения, основой которого служит оценка туристских ресурсов отдельных стран и их регионов. Становление туристского ресурсоведения. Туристское ресурсоведение тесно связано с понятием «рекреационные ресурсы». Рекреация (от лат. recreation - восстановление) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Впервые термин «рекреационные ресурсы» появился в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. в научной среде ученых-географов. В настоящее время термин «рекреационные ресурсы» используется представителями целого ряда наук - географами, социологами, экономистами, экологами, психологами, хотя за последнее десятилетие сформировался новый термин - туристское ресурсоведение. В 1970-е гг. оценке туристских и рекреационных ресурсов было посвящено много научных работ. При этом обсуждались самые разнообразные аспекты этой проблемы, прежде всего методология и методы оценки качества ресурсов, методы расчета максимальных и оптимальных нагрузок на природные и историко-культурные комплексы [13J. Тема туристского ресурсоведения особое место занимает в рамках рекреационной географии. Более заметными становятся так направления исследований, как особенности туристского восприятия географического пространства, закономерности пространственного поведения туристов, геокультурологические аспекты туристской и рекреационной деятельности. В Российской Федерации сложились значительные научи] центры, занимающиеся разработкой проблем туристского ресурсоведения. К ним относятся: Москва, Санкт-Петербург, Варна; Владивосток, Ростов-на-Дону, Краснодар, Смоленск, Сочи, Омск, Саратов, Калининград, Томск, Тюмень. Наиболее значимые исследования в области туристского ресурсоведения проводятся в настоящее время Ю.А.Ведениным [14... 16], Е.В.Колот вой [39], И.В.Зориным [31, 32], А.Б.Косолаповым [40..Л'. Е. Ю. Колбовским [37], Н.С.Мироненко [56, 57], Д. В. Севастьян вым [69J, А.И.Зыряновым [33], В.П.Чижовой [80], А.В.Дрозд вым [28], Т.К.Сергеевой [71], О.В.Калашниковой [35], Д.В.Н колаенко |59|, В.Л.Погодиной [65], И. И. Пирожником [61], Т.Ю.Т хоновой [74, 75] и другими специалистами. В туристском ресурсоведении наиболее активно развивают следующие направления: 1) теоретическо-методологические основы туристского ресусоведения;
2) интегральная и компонентная оценка туристского потенциала территорий; 3) методология и методика оценивания природных и культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризм; 4) рентный (стоимостный) подход к оценке природных ресусов туризма; 5) вопросы пространственной организации туристских ресурсе 6) туристские нагрузки на ландшафтные комплексы и их оцет Итак, туристское ресурсоведение можно определить как важный научно-прикладной раздел географии туризма и комплекного страноведения, в сфере интересов которого находятся во росы концептуализации, изучения и комплексной оценки туристских ресурсов отдельных территорий. Туристское ресурсоведение является важнейшей составной частью рекреационного ресурсоведения, так как автор придерживается точки зрения, согласно которой туризм является составив элементом рекреации. Туристское ресурсоведение имеет тесные связи с такими научными направлениями, как природопользование, социология, философия, география, экономика, математика, курортология, психология, культурология, экология и др. Особые вопросы туристского ресурсоведения соприкасаются с рядом разделов медицин и юридических наук.
1.2. Значение туристских ресурсов в развитии туристского бизнеса
Развитие туристского бизнеса осуществляется при наличии следующих основных составляющих: капитала, технологии, трудовых, природных и культурно-исторических ресурсов туризма. Однако чтобы заниматься туризмом, недостаточно обладать капиталом, технологией, высокопрофессиональными кадрами. Необходимо выбрать место, где имеются ресурсы для развития туризма (в дальнейшем - туристские ресурсы). Если в пределах какой-либо территории нет туристских ресурсов, то в силах человека создать их. Практика последних лет демонстрирует создание искусственных туристских ресурсов - крупных тематических парков, туристских комплексов, аттракционов. Именно наличие туристских ресурсов способствует формированию туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики. Кроме того, на основе наличия и разнообразия туристских ресурсов планируются и открываются новые туристские маршруты. Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь представление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды. Представление о ценности территории как перспективном методе туризма традиционно связывают с богатством природы, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассматриваются, прежде всего, памятники архитектуры, исторические города, достопримечательные места и т.д.
1.3. Предмет и задачи туристского ресурсоведения
Предметом изучения туристского ресурсоведения являются туристские ресурсы, которые определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе и рассматриваются как один из важнейших факторов развития туризма, как основа для планирования производства туристского продукта. Именно специфика туристских ресурсов региона определяет особенности и структуру регионального туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики. На основе наличия и разнообразия туристских ресурсов выделяются туристские районы и зоны, планируются и открываются новые туристские маршруты. Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь представление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки туристских ресурсов, которая необходима для управления использованием природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды. Представление о ценности территории как перспективном месте туризма традиционно связывали с богатством природы, ее разнообразием, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассматривались, прежде всего, памятники архитектуры, исторические города, достопримечательные места и т.д. Туристское ресурсоведение дает представление об основных концепциях и понятиях географии туризма и туристского ресурсоведения, а также о важнейших и современных способах оценки туристских возможностей отдельных территорий для их дальнейшего использования и развития как туристских регионов. Особое внимание отводится авторским методикам оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма. Приводится также и обзор основных методов оценки иных категорий рекреационных и туристских территорий - культурных ландшафтов, историко-культурных и ландшафтных комплексов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и др. Целью учебного пособия «Туристское ресурсоведение» является выделение и характеристика основных разновидностей туристских ресурсов, а также рассмотрение, оценка и особенности практического применения существующих методик их оценивания. Для реализации поставленной цели в процессе изучения дисциплины предусматривается решение следующих задач: 1) определение содержания учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение»; 2) раскрытие основных положений и определение важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения; 3) выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала определенных территорий; 4) характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств; 5) анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма; 6) рассмотрение основных аспектов экологии и охраны туристских ресурсов. Выделенные задачи учебного пособия определяют и его структуру: • теоретические основы туристского ресурсоведения; • туристский потенциал территории; • туристские ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала; > • природные туристские ресурсы и их оценка; • культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка; • социально-экономические ресурсы туризма и их оценка; • экология и охрана туристских ресурсов. После изучения дисциплины студенты должны знать: 1) основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса; 2) возможности применения картографического метода для целей оценки туристских возможностей территорий; 3) специфику комплексных методов оценки туристских ресурсов; 4) особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма; 5) принципы и проблемы составления реестра и кадастра туристских ресурсов; 6) принципы рекреационного и туристского природопользования и особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации отдыха; 7) современные технические и технологические средства и приемы для проведения оценки туристских ресурсов. Изучение учебной дисциплины предполагает также приобретение ряда умений и навыков, среди которых наиболее важными являются: 1) критический анализ основных концепций и понятий дисциплины; 2) работа с различными группами источников - литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными; 3) выявление и оценка факторов, влияющих на размещение туристских ресурсов; 4) применение геоинформационных систем (ГИС) для моделирования и оценки туристских ресурсов; 5) характеристика и комплексная оценка туристских ресурсов, отдельных стран и регионов, на базе которых развивается международный и внутренний туризм; 6) использование основных методов и приемов оценки туристских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях.
1.4. Методы туристского ресурсоведения
Основным методом туристского ресурсоведения является описательный, или просто описание. Под описанием в ресурсоведении понимается упорядоченная характеристика территории, а также теоретическое обобщение полученного материала, т.е. систематизация, объяснение и построение теории. Описание составляет основу туристского ресурсоведения, так как все комплексные характеристики ресурсного потенциала туристских районов представляют не что иное как результат описания, подкрепленный оценочными действиями. Для обработки собранного материала чаще всего используют методы классификации и типологии. Классификация и типология - два родственных понятия. Под классификацией понимается группировка изучаемых объектов по количественным признакам, под типологией - группировка объектов по качественным признакам. Часто встречается мнение, что типология отличается от классификации количеством признаков. Так, классификация проводится по одному конкретному признаку, а типология - по их совокупности. Различают два подхода к типологическому изучению объектов. В основе первого подхода лежит обобщение характерных свойств и признаков объектов и предметов, явлений данного множества, в основе второго - детальное изучение одного или нескольких объектов, которые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам. К методам систематизации информации относят таксономию и районирование. Таксономия определяется как особый вид систематизации, заключающийся в делений территории на сопоставимые, иерархически соподчиненные территориальные единицы (таксоны), которые связаны той или иной общностью свойств, признаков и благодаря этому могут быть отнесены к определенной таксономической категории. Районирование является универсальным методом упорядочения и систематизации территориальных систем, который является одним из основных в туристском ресурсоведении, так как оценка туристских ресурсов наиболее часто проводится применительно к отдельным туристским регионам. Существует множество способов районирования, основные из которых картографический, статистический, математический, комплексный. Из методов эмпирических исследований в ресурсоведении чаще всего используется метод сравнения. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности, Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять трем требованиям: во-первых, сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; во-вторых, для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам; в-третьих, сравнивать можно только одномасштабные объекты или регионы. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический (историко-географический) метод, который используют там, где предметом исследования становится история объекта. Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Картографический метод связан с использованием специалистами-практиками, учащимися и туристами карты как важнейшего и порой единственного источника информации о туристских ресурсах исследуемого и оцениваемого региона. Карта представляет собой уменьшенное и обобщенное изображение территории - своеобразную модель реальной территории. В ресурсоведении применяют следующие методы использования карт: • визуальный анализ карт для выявления закономерностей размещения географических объектов и анализа факторов территориальной дифференциации туристской деятельности; • измерение по картам расстояний, площадей, высот, плотности явлений, процессов и объектов, анализ и типология систем расселения; • графический анализ карт для выявления пространственных закономерностей изменения социально-экономических явлений и процессов; • статистический анализ карт, используемый для сопоставления природных и социально-экономических явлений; • преобразование карт для лучшего отображения тех или иных явлений и процессов действительности; • математико-статистический анализ карт для выявления количественных зависимостей и взаимосвязей социально-экономических и туристских систем. В туристском ресурсоведении широкое применение находят количественные методы, с помощью которых можно: давать количественную характеристику изучаемых явлений; анализировать природные и социально-экономические факторы дифференциации территории; выявлять статистические взаимосвязи между объектами и явлениями; изучать динамику систем туризма на разных исторических этапах их развития; разрабатывать обобщающие показатели функционирования туристской сферы и основные методы и приемы классификации и типологии; выявлять пространственно-временные закономерности; научно обосновывать варианты развития туризма и др. Для выявления и количественной оценки статистических зависимостей применяются следующие методы статистического анализа: • дисперсионный - выявление влияния одного или нескольких факторных признаков на результативный признак при небольшом числе наблюдений; • корреляционный - выяснение формы и степени взаимосвязи между признаками изучаемого объекта; • регрессионный - определение степени раздельного и совместного влияния факторов на основной признак и количественной оценки этого влияния на основе различных критериев; • ковариационный - включает элементы дисперсионного и регрессионного анализа и используется для изучения линейной связи двух переменных и более по отдельным группам данных и оценки значимости различий между ними внутри этих групп. Балансовый метод является одной из основных разновидностей количественных методов и представляет собой совокупность математических приемов, позволяющих исследовать процессы функционирования и развития сложных туристских систем. Этот метод основан на количественном сопоставлении взаимосвязанных показателей социально-экономической и туристской деятельности, прежде всего производства и потребления. Наиболее часто встречаются балансы трудовых ресурсов, доходов и расходов населения, туристский, топливно-энергетический, межотраслевой и межрайонный. Методы системного анализа получили широкое распространение в последнее время, что в значительной степени обусловлено развитием информационных технологий, обеспечивающих быстрое решение и анализ сложных математических задач. Под системным анализом понимают совокупность приемов и методов для изучения сложных систем, представляющих собой совокупность взаимодействующих между собой элементов. Взаимодействие элементов системы характеризуется прямыми и обратными связями. Сущность системного анализа состоит в том, чтобы выявить эти связи и установить их влияние на поведение всей системы в целом. Именно системный анализ служит основой для интегральной оценки туристского потенциала территорий. Особого внимания заслуживает метод моделирования. Модель представляет собой точную материальную копию исследуемого объекта, которая в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об исследуемом объекте. В соответствии с данным определением моделирование представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей. Следовательно, процесс моделирования включает в себя три элемента: субъект (исследователь), объект исследования и модель, опосредующая отношения субъекта и объекта. Математика-географическое моделирование - метод формализации географических представлений на основе создания логико-математических моделей, отражающих количественные отношения реальных географических объектов. Модели выполняют следующие функции: психологическую (возможность изучения тех явлений, которые трудно исследовать иными методами), собирательную (определение необходимой информации, ее сбор и систематизация), логическую (выявление и объяснение механизма развития конкретного явления), систематизирующую (рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем), конструктивную (создание теорий и познание законов), познавательную (содействие в распространении научных идей). Несмотря на ценность метода моделирования, возможности его применения в туристском ресурсоведении пока весьма ограничены, что объясняется, в первую очередь, динамичностью и неосязаемостью туристских явлений и процессов, а также сложностью моделирования туристских ресурсов и систем.
1.5. Туризм и рекреация
Понятие о туризме. Федеральный закон № 12-ФЗ от 05.02.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет термин «туризм» как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в другие регионы и страны в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от разных источников в стране (месте) временного пребывания. В «Энциклопедии туризма» [32] приводятся следующие определения туризма и туристской деятельности: 1) временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания; 2) деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих; 3) особая форма передвижения людей по маршруту в целях посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса; 4) вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей; 5) движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса; 6) форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную; 7) популярная форма организации отдыха, проведения досуга; 8) отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туропе-раторам; 9) совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного, курортного и гостиничного дела. Одно из первых и наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета В.Хунзикером и К. Крапфом, которые определяют туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|