Туристский потенциал территории 4 Глава
Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристского потенциала. К ним относятся: Московская, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Татарстан, а также Пермский край, Свердловская и Челябинская области. Как правило, эти регионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспективы дальнейшего развития международного туризма здесь высоки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внутреннего туризма способствует развитию международного. В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами, что характерно для Мурманской и Сахалинской областей, Камчатского края, Республики Карелия, Амурской области, Еврейской АО, Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев. Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать. Это объясняется, прежде всего, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых отношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными государствами. Контрольные вопросы и задания 1. Что понимается под туристским потенциалом и туристскими ценностями? 2. Чем объясняется многообразие точек зрения на сущность понятия «туристский потенциал»? 3. Каковы особенности проведения интегральной оценки совокупного туристского потенциала территории? 4. По каким критериям проводится оценка туристского потенциала территории? 5. Чем характеризуется одна из методик оценки туристского потенциала территории?
6. Что такое «туристское качество территории»9 7. Каковы особенности оценивания туристского качества территории9 8. Какова сущность методики оценки рекреационного потенциала России, предложенной К. В. Кружалиным? 9 Какие методики оценки туристского потенциала территорий вы знаете? 10. Проведите оценку региона своего проживания по методике оценки качества туристской территории или по методике оценки туристско-рекреационного потенциала, предложенной Е Ю. Колбовским.
3 Глава ТУРИСТСКИЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ 3.1. Основные понятия о туристских ресурсах
Туризм как одна из отраслей хозяйства ориентируется на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Это выражается в том, что он способствует: • миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов; • вовлечению в хозяйственный оборот ранее не используемых природных и культурных комплексов и их элементов; • комплексному использованию природных и историко-культурных ресурсов; • предъявлению весьма разнообразных требований к природным и культурным комплексам; • антропогенному воздействию на природные и культурные комплексы. В результате труда работников турбизнеса восстанавливаются физические, психические и интеллектуальные силы человека. В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ресурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». Если понятие «рекреационные ресурсы» включают в себя туристские объекты (средства размещения и питания, музеи), объекты и явления природы (памятники природы, климат и т.д.), то понятие «туристские ресурсы» существенно шире и распространяется также на экономические, финансовые, трудовые, производственные, социальные, инфраструктурные ресурсы, которые могут быть использованы для организации туристского хозяйства.
Понятия «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы» необходимо рассматривать как взаимодополняющие (взаимозаменяющие). Поэтому многие авторы, не желая заниматься разделением категорий «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы», широко используют понятие «туристско-рекреационные ресурсы» как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта. В Федеральном законе № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 05.02.2007 г.) дается следующее определение: «туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил». Туристский ресурс - категория, обладающая довольно четким экономическим содержанием, имеющая смысл лишь с точки зрения организаторов туризма или территориального управления. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования. Помимо этого ресурсы являются и предметами труда в схеме производственного процесса туристских услуг. Туристские ресурсы способствуют созданию расширенного производства туристского продукта, что определяется активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений. Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, выступают как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. Туристские ресурсы используются не только туристами, но и туристскими предприятиями. Особенно это касается социально-экономических ресурсов туризма, представленных в первую очередь объектами туристской инфраструктуры.
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН. Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма являются туристский интерес - перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, которые выступают в виде объектов туристского интереса. К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, со-циокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия. Однако для того чтобы эти объекты были реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения.
3.2. Классификация туристских ресурсов и требования, предъявляемые к ним
Классификация туристских ресурсов. Существует множество классификаций туристских ресурсов. 1. Туристские ресурсы подразделяют на две большие группы: непосредственные и косвенные. К непосредственным туристским ресурсам относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.).
Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др. 2. По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяют на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важна и природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.). 3. Н. П. Крачило [44] весь комплекс туристских ресурсов подразделяет на три группы: • природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.; • культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т.д.; • социально-экономические: транспортная доступность и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения. 4. Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским и французским экономистами М.Труаси и П.Дефером. В основе классификации М.Труаси лежит подразделение туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М.Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» (инфраструктура, экономические удобства). П.Дефер в отличие от М.Труаси не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры. П.Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданная трудом человека архитектура); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности - обычаи, праздники, обряды, нравы и др.). 5. С.А.Быстрое и М.Г.Воронцова [12] приводят следующую классификацию туристских ресурсов (рис. 3.1).
6. С точки зрения основных целей путешественников туристские ресурсы условно можно подразделить на четыре группы: курортологические; рекреационные; религиозно-культурологические; информационно-деловые. Перечисленные ресурсы определяют формирование базовых видов туристского бизнеса.
7. Существует классификация туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала (рис. 3.2). Данная классификация достаточно схематична и имеет сугубо экономическую направленность. Однако она концентрирует в себе все основные параметры, по которым осуществляется классификация туристских ресурсов, и по этой причине достаточно часто используется в научном обиходе. В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться следующие туристские ресурсы. Туристская территория, или акватория, - географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах. Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты. Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом, поскольку главная цель туризма - получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села. Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы. Требования, предъявляемые к туристским ресурсам. В самом идеальном варианте для создания туристских ресурсов к ним предъявляются следующие требования. 1. Объект должен быть доступен (транспортная и финансовая доступность). Кроме того, необходима достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже несмотря на его уникальность и мировое значение. 2. Важное значение придается комплексности объектов. У одиночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой интересных объектов. Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей территории для создания здесь крупной системы туризма. 3. Объект должен обладать привлекательностью для туристов - аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью (большими размерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется невозможным. 4. Объект должен быть безопасным для туристов. Первостепенное значение придается охране объекта от вандализма. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Например, развалины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут гораздо меньшее количество туристов, нежели дворец периода Ренессанса, находящийся в отличном состоянии. 5. Большое значение имеет и географическое положение объекта, например положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории. 6. Определяющее значение имеет и происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Однако некоторые объекты искусственного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны привлекать многочисленных туристов. 7. Имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использование поезда и как туристского ресурса, т.е. объекта туристского интереса, и как средства передвижения - инфраструктурного объекта.
3.3. Свойства и характеристики туристских ресурсов
Свойства туристских ресурсов. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные характеристики ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас; способы использования. Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, емкость, надежность, привлекательность и др. Целостность понимается как неделимость туристских ресурсов и их элементов, существование их в определенной взаимосвязи. Емкость определяется количеством туристов, которых может принять территория, располагающая туристским ресурсами (речь об этом пойдет в гл. 7). Надежность туристских ресурсов - свойство, определяемое всем комплексом социальных, экономических и политических условий в рамках туристских территорий. Уникальность туристских ресурсов определяется их редкостью и исключительной привлекательностью для туристов из любого уголка земного шара. Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей. Рекреационная ценность - возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов. Известность - популярность тех или иных туристских объектов и комплексов среди туристов. Экзотичность - степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов. Выразительность - степень взаимодействия объекта с окружающей средой, сооружениями, природой. Сохранность - подготовленность объекта к организованному приему туристов. Безопасность - свойство туристских ресурсов, выражающееся в отсутствии возможных негативных последствий от их использования туристами и местным населением. Характеристики туристских ресурсов. По мнению И. И. Пирожника [61], важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются: • объем запасов (дебет источников минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок; • площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость или водные ресурсы территории; границы стойкого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны; • период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание стойкого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков; • территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение туристской инфраструктуры к местам их концентрации; • сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов; «возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству. К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования: • использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.); • усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т.п.); • возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и др.); • любительские занятия (рыбалка, охота). 3.4. Кадастр туристских ресурсов
Кадастр туристских ресурсов представляет собой систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную характеристику природных и социокультурных объектов и явлений туристского назначения. Важнейшая цель создания кадастра туристских ресурсов заключается в выявлении путей наиболее эффективного использования всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по их охране. Можно выделить следующие виды оценки туристских ресурсов: • количественная оценка ресурсов, позволяющая описать имеющиеся туристские ресурсы количественно, т.е. определить их объем и запасы; . качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизировать направления по использованию туристских ресурсов дестинации; • анализ потенциальных возможностей использования ресурсов, т.е. определить рамки использования ресурсов, а также экономические, социальные и экологические последствия пользования туристских ресурсов. Кадастровый учет следует вести в отношении трех основных групп туристских ресурсов. 1) ресурсы, формирующие туристский интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта; 2) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы); 3) природные ресурсы. При разработке кадастра туристских ресурсов должны использоваться различные источники информации об их наличии и состоянии, а также результаты экспертных оценок и оценок привлекательности туристских ресурсов, которые получают путем опросов и социально-экономического мониторинга. При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основных принципов: объективность (достоверность и обоснованность всех данных); непрерывность (систематическое обновление, уточнение и корректировка данных); наглядность (систематизация данных, их оформление). Таким образом, составление кадастра туристских ресурсов позволит выявить сильные и слабые стороны территории как с точки зрения специалистов, так и с точки зрения туристов. На основе анализа ресурсных возможностей туристской территории формируется структурная таблица [12] кадастра туристских ресурсов (табл. 3.1).
Таблица 3 1 Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов
В табл. 3.1 показаны важнейшие направления развития туризма в рамках определенной территории, позволяющие определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма. Такая таблица поможет грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристской сферы. При составлении таблицы кадастра особое значение следует уделять территориальному фактору, а именно: местоположению рассматриваемых ресурсов в территориальном разрезе. Кадастр туристских ресурсов является одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том или ином регионе. Кадастр туристских ресурсов является основой для разработки целевой программы или концепции развития туризма в регионе.
3.5. Рекреационные ресурсы
Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются: компоненты природной среды; объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, которые могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий. Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных районов и центров, их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей. Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом является почти любое место, отвечающее следующим двум критериям: 1) место отличается от привычной среды обитания человека; 2) место является сочетанием двух различных в природном отношении сред и более. Статистически наиболее привлекательными являются краевые зоны и совокупность различных сред (вода - суша, лес - поляна, холм - равнина и т.п.). В идеале наиболее привлекательны совокупности контрастных сред: горы + море + разнообразная культурная среда. Потребности социокультурного освоения территорий - это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, определяются задачами социокулътурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. При достижении пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прежней оценке одних и тех же рекреационных ресурсов. Потребность в социокультурном освоении территорий - это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы. В настоящее время существуют различные научные и учебные публикации, в которых дается определение термина «рекреационные ресурсы». С точки зрения автора, наибольший интерес представляет работа Н.С. Мироненко [57], который под рекреационными ресурсами понимает объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. Это определение следует считать наиболее удачным и емким. Оно и будет использоваться в последующих главах учебного пособия. Рекреационные ресурсы обладают рядом свойств. Во-первых, они историчны, т.е. могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) становятся болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др. Во-вторых, они территориальны, т.е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством. В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию. Некоторые авторы [46] под рекреационными ресурсами понимают всю совокупность элементов природных и антропогенных комплексов, а также их пространственно-временных сочетаний. Они подразделяют рекреационные ресурсы на семь больших типов, которые основаны на генезисе и оценке их состояния:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|