Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристский потенциал территории 4 Глава




Имеются регионы с высоким уровнем совокупного туристско­го потенциала. К ним относятся: Московская, Ярославская, Вла­димирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Татарстан, а также Пермский край, Свердловская и Челябинская области. Как правило, эти ре­гионы характеризуются высокими абсолютными показателями по приему как иностранных, так и отечественных туристов. Перспек­тивы дальнейшего развития международного туризма здесь высо­ки, особенно принимая во внимание тот факт, что развитие внут­реннего туризма способствует развитию международного.

В ряде регионов, обладающих низким уровнем совокупного ту­ристского потенциала, все же наблюдается активное посещение иностранными гражданами, что характерно для Мурманской и Са­халинской областей, Камчатского края, Республики Карелия, Амур­ской области, Еврейской АО, Приморского, Хабаровского и За­байкальского краев.

Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них иностранных граждан будет и дальше возрастать. Это объясняется, прежде всего, развитием делового ту­ризма, связанного с активизацией торговых отношений и пригра­ничным экономическим сотрудничеством с сопредельными госу­дарствами.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под туристским потенциалом и туристскими цен­ностями?

2. Чем объясняется многообразие точек зрения на сущность понятия «туристский потенциал»?

3. Каковы особенности проведения интегральной оценки совокупно­го туристского потенциала территории?

4. По каким критериям проводится оценка туристского потенциала территории?

5. Чем характеризуется одна из методик оценки туристского потенци­ала территории?

6. Что такое «туристское качество территории»9

7. Каковы особенности оценивания туристского качества территории9

8. Какова сущность методики оценки рекреационного потенциала России, предложенной К. В. Кружалиным?

9 Какие методики оценки туристского потенциала территорий вы знаете?

10. Проведите оценку региона своего проживания по методике оцен­ки качества туристской территории или по методике оценки туристско-рекреационного потенциала, предложенной Е Ю. Колбовским.

 

3 Глава

ТУРИСТСКИЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

3.1. Основные понятия о туристских ресурсах

 

Туризм как одна из отраслей хозяйства ориентируется на ис­пользование природных и культурно-исторических ресурсов. Это выражается в том, что он способствует:

• миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;

• вовлечению в хозяйственный оборот ранее не используемых природных и культурных комплексов и их элементов;

• комплексному использованию природных и историко-культурных ресурсов;

• предъявлению весьма разнообразных требований к природ­ным и культурным комплексам;

• антропогенному воздействию на природные и культурные комплексы.

В результате труда работников турбизнеса восстанавливаются физические, психические и интеллектуальные силы человека.

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ре­сурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ре­сурсы». Если понятие «рекреационные ресурсы» включают в себя туристские объекты (средства размещения и питания, музеи), объек­ты и явления природы (памятники природы, климат и т.д.), то понятие «туристские ресурсы» существенно шире и распространя­ется также на экономические, финансовые, трудовые, производ­ственные, социальные, инфраструктурные ресурсы, которые мо­гут быть использованы для организации туристского хозяйства.

Понятия «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы» необходимо рассматривать как взаимодополняющие (взаимозаме­няющие).

Поэтому многие авторы, не желая заниматься разделением ка­тегорий «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы», широ­ко используют понятие «туристско-рекреационные ресурсы» как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта.

В Федеральном законе № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об осно­вах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редак­ции от 05.02.2007 г.) дается следующее определение: «туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристского показа, а так­же иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедея­тельности, восстановлению и развитию их физических сил».

Туристский ресурс - категория, обладающая довольно чет­ким экономическим содержанием, имеющая смысл лишь с точ­ки зрения организаторов туризма или территориального управ­ления.

В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их диффе­ренциация порождает различия в результатах хозяйственного ис­пользования. Помимо этого ресурсы являются и предметами труда в схеме производственного процесса туристских услуг.

Туристские ресурсы способствуют созданию расширенного производства туристского продукта, что определяется активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а так­же природными и социальными условиями. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от фор­мы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, выступают как товар, требующий значитель­ных затрат на воспроизводство.

Туристские ресурсы используются не только туристами, но и туристскими предприятиями. Особенно это касается социально-экономических ресурсов туризма, представленных в первую оче­редь объектами туристской инфраструктуры.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Од­нако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объек­там и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавли­вает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.

Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН. Основой использования туристских ресурсов и туристских объек­тов для целей туризма являются туристский интерес - перспек­тива получения туристом объективной информации, положитель­ных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услу­ге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основан­ных на определенном комплексе туристских ресурсов, которые выступают в виде объектов туристского интереса.

К объектам туристского интереса относятся достопримечатель­ности, природные объекты и природно-климатические зоны, со-циокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия.

Однако для того чтобы эти объекты были реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и инду­стрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста информа­ции о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения.

 

3.2. Классификация туристских ресурсов и требования, предъявляемые к ним

 

Классификация туристских ресурсов. Существует множество клас­сификаций туристских ресурсов.

1. Туристские ресурсы подразделяют на две большие группы: непосредственные и косвенные.

К непосредственным туристским ресурсам относятся природ­ные и историко-культурные ресурсы, используемые самими ту­ристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоро­вительные средства местности, объекты познания и т.д.).

Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы при­влекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

2. По функциональным качествам туристские ресурсы подразде­ляют на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важна и природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества. Познаватель­ные свойства территории обусловлены наличием природных и со­циально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уни­кальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).

3. Н. П. Крачило [44] весь комплекс туристских ресурсов под­разделяет на три группы:

• природные: климат, водные ресурсы, минеральные источни­ки и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и живот­ный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.;

• культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологи­ческие, исторические, архитектурные памятники, этнографичес­кие особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т.д.;

• социально-экономические: транспортная доступность и уро­вень развития транспортной сети, экономико-географическое по­ложение, уровень экономического развития, современная и перс­пективная территориальная организация, уровень обеспечения об­служивания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

4. Популярными являются классификации туристских ресур­сов, предложенные польским и французским экономистами М.Труаси и П.Дефером.

В основе классификации М.Труаси лежит подразделение тури­стских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М.Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; турист­ские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» (инфраструктура, экономические удобства).

П.Дефер в отличие от М.Труаси не относит к туристским ре­сурсам объекты инфраструктуры. П.Дефер подразделяет все турист­ские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданная трудом человека архитекту­ра); антропом (нематериальные виды человеческой деятельнос­ти - обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).

5. С.А.Быстрое и М.Г.Воронцова [12] приводят следующую классификацию туристских ресурсов (рис. 3.1).

6. С точки зрения основных целей путешественников турист­ские ресурсы условно можно подразделить на четыре группы: ку­рортологические; рекреационные; религиозно-культурологические; информационно-деловые. Перечисленные ресурсы определяют формирование базовых видов туристского бизнеса.

 

7. Существует классификация туристских ресурсов в рамках раз­вития туристского потенциала (рис. 3.2). Данная классификация достаточно схематична и имеет сугубо экономическую направ­ленность. Однако она концентрирует в себе все основные пара­метры, по которым осуществляется классификация туристских ресурсов, и по этой причине достаточно часто используется в научном обиходе.

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться следующие туристские ресурсы.

Туристская территория, или акватория, - географически оп­ределенное место концентрации наиболее ценных туристских ре­сурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в со­ставе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ре­сурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, отно­сящиеся к особо охраняемым природным объектам и территори­ям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоро­вительные и курортные местности, создаются курорты.

Туристские информационные ресурсы представляют собой инфор­мацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом, по­скольку главная цель туризма - получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культу­ре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается турис­тами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села.

Основная ценность информации как туристского ресурса за­ключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, ко­торые могут получить от нее туристы.

Требования, предъявляемые к туристским ресурсам. В самом иде­альном варианте для создания туристских ресурсов к ним предъяв­ляются следующие требования.

1. Объект должен быть доступен (транспортная и финансовая доступность). Кроме того, необходима достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже несмотря на его уникальность и мировое значение.

2. Важное значение придается комплексности объектов. У оди­ночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше

шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой инте­ресных объектов.

Комплексно размещенные объекты способны притягивать тури­стов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей террито­рии для создания здесь крупной системы туризма.

3. Объект должен обладать привлекательностью для туристов - аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью (большими раз­мерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого принципа отнесение объектов к категории туристских ре­сурсов представляется невозможным.

4. Объект должен быть безопасным для туристов. Первостепен­ное значение придается охране объекта от вандализма. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Например, разва­лины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут го­раздо меньшее количество туристов, нежели дворец периода Ре­нессанса, находящийся в отличном состоянии.

5. Большое значение имеет и географическое положение объекта, например положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории.

6. Определяющее значение имеет и происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Однако некоторые объекты искусственного про­исхождения, созданные в последние десятилетия, способны при­влекать многочисленных туристов.

7. Имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использова­ние поезда и как туристского ресурса, т.е. объекта туристского интереса, и как средства передвижения - инфраструктурного объекта.

 

3.3. Свойства и характеристики туристских ресурсов

 

Свойства туристских ресурсов. К основным свойствам турист­ских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); до­ступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные характеристики ландшафта; социально-демог­рафические характеристики; потенциальный запас; способы ис­пользования. Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, емкость, надежность, привлекательность и др.

Целостность понимается как неделимость туристских ресурсов и их элементов, существование их в определенной взаимосвязи.

Емкость определяется количеством туристов, которых может принять территория, располагающая туристским ресурсами (речь об этом пойдет в гл. 7).

Надежность туристских ресурсов - свойство, определяемое всем комплексом социальных, экономических и политических усло­вий в рамках туристских территорий.

Уникальность туристских ресурсов определяется их редкостью и исключительной привлекательностью для туристов из любого уголка земного шара.

Познавательная ценность - связь объекта с конкретным исто­рическим субъектом, жизнью и творчеством известных людей.

Рекреационная ценность - возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов.

Известность - популярность тех или иных туристских объек­тов и комплексов среди туристов.

Экзотичность - степень контрастности объектов по отноше­нию к условиям места постоянного проживания туристов, не­обычность объектов.

Выразительность - степень взаимодействия объекта с окружа­ющей средой, сооружениями, природой.

Сохранность - подготовленность объекта к организованному приему туристов.

Безопасность - свойство туристских ресурсов, выражающееся в отсутствии возможных негативных последствий от их использо­вания туристами и местным населением.

Характеристики туристских ресурсов. По мнению И. И. Пирож­ника [61], важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются:

• объем запасов (дебет источников минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских цент­ров), необходимый для определения потенциальной емкости тури­стских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;

• площадь распространения ресурсов (размеры водоносных го­ризонтов, пляжей; лесистость или водные ресурсы территории; границы стойкого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные туристские территории, установить округа сани­тарной охраны;

• период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залега­ние стойкого снежного покрова), определяющий сезонность ту­ризма, ритмичность туристских потоков;

• территориальная неподвижность большинства видов ресур­сов, обусловливающая тяготение туристской инфраструктуры к местам их концентрации;

• сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро со­здавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;

«возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необхо­димых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

К туристским ресурсам их потребители предъявляют следую­щие требования:

• использование природных ценностей (осмотр достопримеча­тельностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);

• усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т.п.);

• возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыж­ные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плава­ние, спортивные игры и др.);

• любительские занятия (рыбалка, охота).

3.4. Кадастр туристских ресурсов

 

Кадастр туристских ресурсов представляет собой систематизи­рованный свод сведений, включающий количественную и каче­ственную характеристику природных и социокультурных объек­тов и явлений туристского назначения.

Важнейшая цель создания кадастра туристских ресурсов за­ключается в выявлении путей наиболее эффективного использо­вания всех предпосылок развития туризма в пределах той или иной территории. Для этого в кадастре должна содержаться комплекс­ная характеристика туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по их охране.

Можно выделить следующие виды оценки туристских ресур­сов:

• количественная оценка ресурсов, позволяющая описать име­ющиеся туристские ресурсы количественно, т.е. определить их объем и запасы;

. качественная оценка ресурсов, которая позволяет оптимизи­ровать направления по использованию туристских ресурсов дестинации;

• анализ потенциальных возможностей использования ресур­сов, т.е. определить рамки использования ресурсов, а также экономические, социальные и экологические последствия пользова­ния туристских ресурсов.

Кадастровый учет следует вести в отношении трех основных групп туристских ресурсов.

1) ресурсы, формирующие туристский интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристского продукта;

2) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы);

3) природные ресурсы.

При разработке кадастра туристских ресурсов должны исполь­зоваться различные источники информации об их наличии и со­стоянии, а также результаты экспертных оценок и оценок при­влекательности туристских ресурсов, которые получают путем опросов и социально-экономического мониторинга.

При составлении кадастра должен быть соблюден ряд основ­ных принципов: объективность (достоверность и обоснованность всех данных); непрерывность (систематическое обновление, уточ­нение и корректировка данных); наглядность (систематизация данных, их оформление). Таким образом, составление кадастра туристских ресурсов позволит выявить сильные и слабые стороны территории как с точки зрения специалистов, так и с точки зре­ния туристов.

На основе анализа ресурсных возможностей туристской терри­тории формируется структурная таблица [12] кадастра туристских ресурсов (табл. 3.1).

 

Таблица 3 1 Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов

 

Вид ресурса   Критерии оценки   Лимитирующие факторы  
Культурно-исторические ресурсы  
Объекты турист­ского и экскур­сионного показа   Мировой уровень   Норма пропускной способности объекта  
Национальный уровень  
Местный уровень  
Инфраструктурные ресурсы  
Средства размещения   Классность (звездность)   Количество мест номерного фонда  
Ориентированность предприятия по сегментам потребителя  
Другие критерии  
Вид ресурса   Критерии оценки   Лимитирующие факторы  
Предприятия питания   Тип предприятия   Количество накрытий  
Классность предприятия  
Кухонная направленность  
Другие критерии  
Транспортная инфраструктура   Виды транспортной доступности   Пропускная способ­ность транспортной системы  
Интенсивность движения  
Другие критерии  
Торговля   Виды продукции   Насыщенность рынка товарами  
Другие критерии  
Банковская система   Виды услуг   Кредитные способ­ности банка  
Другие критерии  
Иная туристская и нфраструктура   Различная совокупность критериев   Критерии возможно­сти обслуживания  
Природно-рекреационные ресурсы  
Климатический фактор   Режим осадков   Режим воздействия  
Циркуляция атмосферы  
Ветровой режим  
Другие критерии  
Водный ресурс   Вид ресурса   Допустимая антро­погенно-рекреацион­ная нагрузка: техно­логическая и психо­логическая  
Оценка берега  
Характеристика дна  
Санитарно- гигиенические характеристики  
Применимость в развитии туризма  
Другие критерии  
Садово-парко­вый ресурс (пар­ки, сады, скверы)   Вид ресурса   Экологическая про­пускная способность  
Тематика ресурса  
Другие критерии  

 

В табл. 3.1 показаны важнейшие направления развития туризма в рамках определенной территории, позволяющие определить те ресурсы, которые будут включены в план и программу развития туризма. Такая таблица поможет грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристской сферы. При со­ставлении таблицы кадастра особое значение следует уделять тер­риториальному фактору, а именно: местоположению рассматри­ваемых ресурсов в территориальном разрезе.

Кадастр туристских ресурсов является одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том или ином регионе. Кадастр туристских ресурсов является основой для разра­ботки целевой программы или концепции развития туризма в ре­гионе.

 

3.5. Рекреационные ресурсы

 

Важнейшей составной частью рекреационного потенциала яв­ляются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются: ком­поненты природной среды; объекты хозяйственной деятельнос­ти, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, которые могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориаль­ную организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных районов и центров, их специализацию и эконо­мическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная про­странственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных при­родных и культурных сред. Рекреационным ресурсом является по­чти любое место, отвечающее следующим двум критериям:

1) место отличается от привычной среды обитания человека;

2) место является сочетанием двух различных в природном отношении сред и более.

Статистически наиболее привлекательными являются краевые зоны и совокупность различных сред (вода - суша, лес - поля­на, холм - равнина и т.п.). В идеале наиболее привлекательны совокупности контрастных сред: горы + море + разнообразная куль­турная среда.

Потребности социокультурного освоения территорий - это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы.

Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою оче­редь, определяются задачами социокулътурного освоения терри­торий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регио­ны, которые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцент­рированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. При достижении пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прежней оценке одних и тех же рекреационных ресурсов.

Потребность в социокультурном освоении территорий - это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы.

В настоящее время существуют различные научные и учебные публикации, в которых дается определение термина «рекреаци­онные ресурсы».

С точки зрения автора, наибольший интерес представляет работа Н.С. Мироненко [57], который под рекреационными ресурсами пони­мает объекты и явления природы, результаты человеческой (антропо­генной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туриз­ма и лечения. Это определение следует считать наиболее удачным и ем­ким. Оно и будет использоваться в последующих главах учебного пособия.

Рекреационные ресурсы обладают рядом свойств.

Во-первых, они историчны, т.е. могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, рекреационными ресурсами (объектами тури­стского показа) становятся болота, промышленные предприятия, ста­рая техника и оборудование и др.

Во-вторых, они территориальны, т.е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует терри­торий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.

В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формирова­нию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию.

Некоторые авторы [46] под рекреационными ресурсами понимают всю совокупность элементов природных и антропогенных комплексов, а также их пространственно-временных сочетаний. Они подразделяют рек­реационные ресурсы на семь больших типов, которые основаны на гене­зисе и оценке их состояния:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...