Туристский потенциал территории 3 Глава
Ниже приводятся существующие методики оценки туристского потенциала территорий. Методика оценки величины и эффективности туристского потенциала. При оценке величины и эффективности туристского потенциала территории необходимо различать следующие показатели: а) суммарный объем ресурсов туристского потенциала; б) величина туристского потенциала; в) показатель реализации туристского потенциала. Суммарный объем ресурсов туристского потенциала территорий характеризует максимально возможный объем туристских ресурсов, которыми располагает территория на данный момент времени, выраженный в едином измерении. Необходимо отметить, что туристский потенциал, являясь переменной величиной, зависит от количественных и качественных характеристик туристских ресурсов, которыми располагает территория. Количество туристских ресурсов относится к экстенсивным факторам наращивания туристского потенциала. Продуктивность туристских ресурсов как определяющая качественная характеристика относится к интенсивным факторам. К факторам, обеспечивающим воспроизводство туристского потенциала территории, относят те, которые способствуют увеличению количества и улучшению качественных параметров туристских ресурсов. Величина туристского потенциала представляет собой максимально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их использование. Данный показатель характеризует максимально возможную отдачу туристского потенциала. Показатель реализации туристского потенциала отражает достигнутый уровень его использования и характеризует фактическую отдачу туристских ресурсов.
При анализе туристского потенциала территории оценке может подлежать общая величина туристского потенциала или его активная часть, т. е. все элементы туристского комплекса региона, фактически вовлеченные в экономическую деятельность и определяющие результат его использования. Комплексную оценку туристского потенциала территории целесообразно проводить с помощью экономических методов, позволяющих выбрать единые стоимостные измерители, и осуществлять путем расчета потенциального валового дохода при условии наиболее полного использования туристского потенциала. Это возможно посредством оценки суммарной величины туристских расходов и изучения их распределения между различными предприятиями, обслуживающими туристов. Значительная трудность при их проведении состоит в необходимости большого объема первичной информации, а это требует крупных финансовых затрат на ее сбор и обработку. Экономическая оценка туристского потенциала территории может быть интервальной величиной (например, годовой) или суммарной за период, равный среднему циклу воспроизводства туристского потенциала. Задача выявления и оценки туристского потенциала территории все более актуальна для определения оптимальной пропускной способности существующих и вновь осваиваемых туристских зон. Количественным выражением туристского потенциала может служить определенное число туристов, размещаемых на данной территории без ущерба окружающей среде, историко-культурным объектам, местному населению, качеству отдыха, а также развитию других отраслей хозяйства. Возможна и стоимостная оценка туристского потенциала, в первую очередь, его основной составляющей - туристских ресурсов. При анализе туристского потенциала территории необходимо оценить эффективность его использования. В настоящее время задача оценки эффективности использования туристского потенциала территории для развития туризма еще ждет своего решения. Однако критерий эффективности использования туристского потенциала территории Кэ может быть представлен в виде следующего соотношения:
£> = Эп/3п,
где Эп - эффект от реализации территориального туристского потенциала; Зп - затраты, потребовавшиеся для достижения Эп. В свою очередь, Эп может быть представлен в виде суммы двух составляющих, одна из которых характеризует вклад туризма в решение региональных и государственных проблем, а другая - собственно рекреационный эффект, т. е. разницу между состоянием туризма в начале и конце туристского цикла. Что касается необходимых затрат 3„, то они зависят от специфики конкретных мероприятий по реализации потенциала и могут быть определены по методикам известных в практике расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов. Методика оценки туристского потенциала территорий, предложенная А. В. Дроздовым [28]. Данная методика оценки туристского потенциала ориентирована на применение в условиях особо охраняемых природных территорий - национальных парков. Однако она вполне применима и для других территорий, так как методологических различий при ее применении нет. Методика А. В.Дроздова предполагает выделение основных компонентов туристского потенциала, подлежащих оцениванию. Эти компоненты целесообразно подразделить на две основные группы: а) природные и культурные ландшафты; б) средства и условия осуществления туров (программ, экскурсий). К группе «Природные и культурные ландшафты» следует отнести следующие компоненты: • собственно территории и акватории, а также памятники природы, ботанические и зоологические сады, океанариумы и прочие объекты; • естественно-исторические (особенно краеведческие) музеи и т.д., а также объекты, интересные и поучительные с точки зрения экологии объекты культурного наследия; • территории с особой культурно-исторической ценностью. К группе «Средства и условия осуществления туров» относятся следующие компоненты: • экотехнологичные виды транспорта, объекты размещения туристов, туристское снаряжение;
• экологически чистые и преимущественно местные продукты питания; • квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и информационные материалы; • экологически благоприятная местность, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий; • пригодность территории для целей тура (ботанического, зоологического, спелеологического, фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность; • допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения. Критериями оценки компонентов природных и культурных ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение и история, уникальность, сохранность (нарушенность), аттрактивность и различные характеристики. Для группы «Средства осуществления туров» критериями являются показатели экотехнологичности: расход топлива (энергии) и эмиссия вредных веществ, уровень шума и гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как по отношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом. Группу «Условия осуществления туров» следует оценивать, опираясь, в первую очередь, на существующие нормативы: экологические нормы безопасности, допустимые туристские нагрузки и нормы ресурсопользования. Многие компоненты удается оценить количественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: «очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий». Качественная шкала может содержать и дополнительные градации, например «весьма низкий» и «весьма высокий». Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти- или семибалльную. Далее осуществляется простое суммирование баллов. Например, оценивая компоненты подгруппы «Условия осуществления туров», таких, как благоприятность и пригодность территории (объекта) для осуществления тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие осуществлению тура. Последним необходимо присваивать баллы с отрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.
Выявление и оценку туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную: а) оценивая фиксированный набор компонентов потенциала; б) используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме; в) вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки; г) четко обозначая территориальные рамки сравнения. Методика оценки туристского потенциала, предложенная Е. Ю. Колбовским [37]. Е. Ю. Колбовский предлагает оценивать туристский потенциал территории по следующему плану: 1) наличие привлекательных объектов исторического наследия: монастыри; сельские храмы; памятники археологии; места исторических сражений; памятные места, связанные с интересными историческими событиями; сохранившиеся архитектурные центры сел и деревень; 2) наличие уникальных природных объектов и объектов, связанных с культурным ландшафтом: дворянские усадьбы и сельские парки; монастырские парки; старые мельницы и плотины на реках; древние водные пути и волоки; старинные аллеи и отдельные деревья; красивые и привлекательные в плане отдыха озера; привлекательные участки долин; уникальные валуны; родники, святые источники и т.д.; 3) наличие мест, выбранных населением для отдыха самостоятельно: участки рек с летними пляжами, местами для палаточных городков; участки озерных побережий; лесные массивы, в которых собирают ягоды; болотные массивы, которые используют для сбора ягод; лесопарки для отдыха и прогулок; реки, освоенные для сплава на байдарках, резиновых лодках и т.д.; 4) заключение о характере туристско-рекреационного потенциала региона: а) какие виды элементарных рекреационных или туристских занятий могут иметь место в пределах региона; б) какие объекты уже активно используются в туризме; в) какие виды туризма (пеший, автомобильный, конный, водный) имеют наибольшие перспективы для развития при наличии средств; г) какие новые маршруты могут быть предложены; д) какие проблемы ограничивают использование природного и культурно-исторического потенциала территории. Методика оценки туристско-рекреационного потенциала территории, предложенная Ю. А. Худеньких [78]. На основе анализа существующих методик оценки туристского потенциала территорий предлагается балльная оценка туристского потенциала территорий.
Исходя из структуры туристского потенциала, оцениваются прежде всего такие компоненты, как природный, историко-культурный и социально-экономический. Остальные компоненты учитываются при корректировании полученных результатов. Туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, делового, лечебного). В качестве субъекта оценивается абстрактный турист, проживающий за пределами региона. Величину природного и историко-культурного компонентов туристского потенциала предлагается измерять на основе ценности наследия территории. Несмотря на то что не все природные и историко-культурные компоненты относятся к актуальным туристским ресурсам и немногие способны стать ими в ближайшем будущем, можно с уверенностью говорить о том, что туристский потенциал пропорционален ценности наследия территории. Для целей количественной оценки туристского потенциала необходимо знать: объекты наследия, которые четко зафиксированы в нормативных документах и доступных литературных источниках; уровень их сравнительной значимости, что позволяет довольно легко выразить их в баллах. При этом значение таких факторов, как климат, рельеф и другие можно учитывать с помощью поправочных коэффициентов. При оценке социально-экономического компонента туристского потенциала учитывают транспорт и специальную туристскую инфраструктуру, влияющие на развитие различных видов туризма. Для оценки роли транспорта ключевым критерием может служить плотность транспортных магистралей, характеризующая уровень доступности различных территориальных объектов. Туристская инфраструктура оценивается на основе расчетного показателя, отражающего отношение числа предприятий размещения и питания к численности населения территории. Автор методики приводит примеры расчета баллов по каждому компоненту. При расчете природного компонента объектам местного значения присваивался 1 балл, регионального - 2 балла, федерального - 3 балла, зарезервированным объектам - 1 балл. Дополнительно вводились коэффициенты по следующим факторам: а) площадное распространение объектов наследия (отношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади территории); б) комфортность климата; в) ландшафтная привлекательность; г) уровень природно-очаговых заболеваний; д) узнаваемость (известность) географических объектов на территории (рассчитывается на основе частоты упоминаний в энциклопедическом источнике). При расчете (в баллах) историко-культурного компонента учитывается не только значимость объектов (памятники федерального значения - 3, местного - 1), но и функциональное разнообразие недвижимых объектов, которое оценивается с помощью коэффициентов, исходя из степени привлекательности (археологические и монументальные - 0,6, исторические - 0,8, градостроительные, архитектурные и комплексные - 1). Автор предлагает и методику расчета корректирующих коэффициентов. Так, для расчета коэффициента по узнаваемости географических объектов на территории (характеризующих не только наследие) рекомендуется использовать одно из самых полных энциклопедических изданий страны или региона. Каждая энциклопедическая статья оценивается в 5 баллов, упоминание о ней - 1 балл. Если об объекте было упомянуто на нескольких территориях (до пяти), за каждое упоминание добавляется пропорциональная доля баллов. Затем итоговое число баллов учитывается при определении поправочного коэффициента. Расчет уровня развития туристской инфраструктуры производится суммированием двух чисел: отношение числа коллективных объектов размещения (гостиниц, санаториев, санаториев-профилакториев) к тысяче человек местных жителей и отношение числа предприятий питания к десяти тысячам человек местного населения. Итоговый результат представляет собой не количество баллов, а долю каждой конкретной территории в природном, историко-культурном и социально-экономическом компонентах потенциала.
2.3. Оценка качества территорий для развития туризма и отдыха
Туризм и отдых становятся важной сферой деятельности общества, охватывающей широкий круг проблем. Их решение требует фундаментального изучения таких вопросов, как избирательность отдельных видов отдыха к географической обстановке, типология систем рекреации и туризма, прогнозирование потребностей в различных формах отдыха, рациональная организация туристских территорий и др. В целях проведения комплексной оценки конкретной территории для развития туризма и отдыха необходимо иметь представление о следующих основных показателях: 1) ее параметрах: а) общие сведения; б) географическое положение; в) состав и физико-географическая структура; г) история формирования и развития; д) современный уровень экономического развития и народно-хозяйственное значение территории; 2) природных ресурсах: а) орографические условия; б) климатические условия и биоклимат; в) гидрологические условия; г) флористические и фаунистические ресурсы; д) особо охраняемые природные территории как туристский ресурс; е) ландшафт территории и его комплексная оценка; 3) культурно-исторических ресурсах: а) историко-культурные особенности; б) наличие объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; в) материальное наследие; г) памятники истории и культуры; д) духовное наследие и традиционная культура; е) культурные ландшафты; 4) социально-экономических ресурсах и инфраструктурной обеспеченности: а) транспортная инфраструктура; б) инфраструктура размещения; в) инфраструктура питания; г) инфраструктура досуга и развлечений; д) прочие отрасли туристской инфраструктуры; е) трудовые ресурсы территории; ж) финансовые и материальные ресурсы туризма; з) управленческие ресурсы; и) информационные ресурсы; к) прочие социально-экономические ресурсы; 5) доступности территории для развития туризма и отдыха: а) транспортная; б) пространственная; в) временная; г) политическая; д) социально-экономическая; е) финансовая; ж) информационная; з) формальная; и) инфраструктурная; 6) пространственной организации туризма: а) формы организации туризма; б) основные факторы и закономерности территориальной организации туризма; в) территориальные системы туризма; г) туристское районирование территории; д) туристские центры региона, их профиль и специфика; е) туристские объекты и комплексы; ж) туристские маршруты; 7) традициях использования территории для развития туризма: а) период туристского освоения территории; б) степень туристской освоенности территории; в) современные формы туристского использования территории; г) традиционные направления развития туризма; д) уникальные направления развития туризма; 8) современном состоянии туризма: а) выездной туризм; б) въездной туризм; в) внутренний туризм; г) проблемы и перспективы развития туризма в регионе; д) структура управления туризмом; е) существующие проекты и программы развития туризма; 9) факторах развития туризма (с обязательным разделением на положительные и негативные): а) экологические; б) природные; в) социокультурные; г) экономические; д) правовые; е) политические; ж) инфраструктурные. В последнее время проблема комплексной оценки территорий для использования в целях туризма и отдыха активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в области туризма. Сложность оценки территории для целей туризма и отдыха заключается в том, что для разных видов туристской деятельности необходимы различные ресурсы и условия. К основным видам туристско-рекреационной деятельности относятся: рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздоровительная (все виды любительского спорта), рекреационно-позна-вательная (экскурсии «на природу» и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). При этом каждый вид деятельности требует особой группировки оцениваемых факторов и особое прочтение их значения. Внимание следует уделять не только положительным, но и отрицательным факторам, которые могут ограничить или даже исключить использование территории в туристских целях. При выборе территорий для развития туризма прежде всего оценивается ландшафт и его фрагменты. Любая местность (ландшафт) с точки зрения отдыха и туризма может привлекать и манить к себе либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими). Аттрактивностъ - основное системное свойство туристских ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свидетельствующее об их туристской ценности. Аттрактивность туристской деятельности определяется как индивидуальная или групповая привлекательность занятий туристской деятельностью и их сочетаний. Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. К привлекательности местности следует отнести любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникальности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обычные рекреационные ресурсы объединяются, например: лес, озеро, река, горы, равнинные участки, в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта. Значение имеет наличие и качество водных объектов - рек, озер, водохранилищ, древесной растительности - хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, создают дополнительные рекреационные возможности и повышают привлекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности. Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, благоприятные для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы - необходимое условие для любительских промыслов, плодородие почвы, наличие ровных площадок - условие для отчуждения территории под садово-дачную застройку. Это функциональные (утилитарные) характеристики местности. Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места. Понятие «эстетика места», применяемое здесь, отражает его способность воздействовать на нервную систему человека, его психоэмоциональную сферу. Определяющим является фактор возникновения положительных эмоций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для проектирования. Однако несмотря на эти трудности, считается, что именно эстетический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем пристальный интерес. Репеллентность - нахождение на территории большого количества опасных и вредных для человека животных и растений, например энцефалитных клещей, ядовитых пресмыкающихся или растений, хищных животных; в гористой местности к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).
2.4. Сопряженная оценка туристского потенциала территории и экономико-географических условий развития туризма
Методика сопряженной оценки рекреационного потенциала территории России и экономико-географических условий развития международного туризма была разработана К. В. Кружалиным [45]. Он указывает на то, что подход к указанной оценке предполагает несколько этапов. На первом этапе определяются основные виды и формы международного туризма, реализация которых происходит или будет происходить на территории России. В первую очередь к ним относятся познавательно-развлекательный, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм. Эти виды туризма определили набор показателей, положенных в основу оценки рекреационного потенциала и последующей классификации регионов. На втором этапе создается серия карт комплексной оценки природных ресурсов для развития лечебно-оздоровительного туризма, типов природных провинций по условиям организации спортивного отдыха, распространения познавательных ресурсов туризма, экологического состояния регионов России, а также карта, отражающая уровень обеспеченности средствами размещения туристов. Комплексный анализ влияния экономико-географических условий и рекреационного потенциала на развитие международного туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основанием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение, что если для региона характерны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприятные экономико-географические условия, то он обладает наилучшими перспективами развития международного туризма. Из всей совокупности российских регионов, разнящихся по площади и численности населения, 52 региона характеризуются высоким и относительно высоким уровнем рекреационного потенциала. Эти регионы располагаются в основном в европейской части страны, а семь из них находятся за Уралом и расположены на Алтае, вокруг озера Байкал и на Камчатке. Средним и низким рекреационным потенциалом обладает ряд староосвоенных регионов европейской части, а также Русский Север и дальневосточные регионы. Из исследования не следует, что в регионах с низким потенциалом, занимающих около 60 % территории страны, невозможно развитие международного туризма. В регионах имеются уникальные природные, культурно-исторические и археологические объекты, позволяющие развивать определенные виды немассового туризма. Это в первую очередь экстремальный, экологический, научный туризм и т.д. Оценка экономико-географических факторов и условий развития международного туризма в России позволяет констатировать, что они отличаются заметным разнообразием и в сочетании с рекреационным потенциалом могут способствовать развитию международного туризма, либо оказывать на него сдерживающее воздействие. Основываясь на изучении экономико-географических факторов, влияющих на развитие въездного международного туризма, возможно выделить те, которые в настоящее время в нашей стране являются определяющими. К ним относятся, прежде всего, комплексные показатели, характеризующие состояние и перспективы экономического развития регионов, их экономический вес и общий инвестиционный потенциал. Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. Из них только шесть располагаются в азиатской части России, а почти 2/з регионов находятся в европейской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республика Башкортостан и Челябинская область). К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 регионов, т. е. чуть более 50 %. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока и располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с неблагоприятными условиями попадают 18 регионов, которые «разбросаны» по всей территории России с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири. В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и неблагоприятными экономико-географическими условиями развитие индустрии международного туризма весьма проблематично. К группе, характеризующейся благоприятными условиями для развития международного туризма, а соответственно и высоким совокупным туристским потенциалом, относится 21 регион, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные регионы располагаются относительно компактными ареалами на северо-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории России. К группе, характеризующейся относительно благоприятными условиями для развития международного туризма, с соответствующим совокупным туристским потенциалом относятся 30 регионов. Эта одна из наиболее крупных групп по количеству регионов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высоким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть регионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы. К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относятся всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежская и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Красноярский край). К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влиянием на развитие международного туризма, а следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая крупная группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Тамбовская, Астраханская, Курганская области, Республики Чечня, Калмыкия, Тыва и Хакасия. Анализ территориальной дифференциации иностранных туристских потоков в соответствии с совокупным туристским потенциалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в регионах России. На основании статистических данных по туристским прибытиям все субъекты России подразделены на три группы. К первой группе регионов, часто посещаемых иностранными туристами (более 50%), относятся 20 регионов, которые являются периферийными и располагаются от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения). К данной группе также относятся гг. Москва и Санкт-Петербург, которые традиционно являются лидерами по посещаемости иностранными гражданами. Ко второй группе регионов со средней посещаемостью иностранными туристами (общее число 10...50%) относятся 18 регионов, которые располагаются как вдоль государственной границы, так и примыкают к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, являются развитыми туристскими районами. К третьей группе регионов, редко посещаемых иностранными туристами (общее число менее 10 %), относятся 44 региона. Четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается. Таким образом, ряд регионов РФ характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно, в первую очередь, для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской и Иркутской областей и некоторых других регионов. В этих регионах международный туризм развивается высокими темпами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|