Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристский потенциал территории 3 Глава




Ниже приводятся существующие методики оценки туристско­го потенциала территорий.

Методика оценки величины и эффективности туристского по­тенциала. При оценке величины и эффективности туристского потенциала территории необходимо различать следующие пока­затели:

а) суммарный объем ресурсов туристского потенциала;

б) величина туристского потенциала;

в) показатель реализации туристского потенциала.

Суммарный объем ресурсов туристского потенциала территорий характеризует максимально возможный объем туристских ресур­сов, которыми располагает территория на данный момент време­ни, выраженный в едином измерении. Необходимо отметить, что туристский потенциал, являясь переменной величиной, зависит от количественных и качественных характеристик туристских ре­сурсов, которыми располагает территория.

Количество туристских ресурсов относится к экстенсивным факторам наращивания туристского потенциала.

Продуктивность туристских ресурсов как определяющая каче­ственная характеристика относится к интенсивным факторам.

К факторам, обеспечивающим воспроизводство туристского по­тенциала территории, относят те, которые способствуют увели­чению количества и улучшению качественных параметров турис­тских ресурсов.

Величина туристского потенциала представляет собой макси­мально возможный объем производства и реализации туристских услуг при данном количестве и качестве имеющихся туристских ресурсов в условиях, обеспечивающих наиболее полное их исполь­зование. Данный показатель характеризует максимально возмож­ную отдачу туристского потенциала.

Показатель реализации туристского потенциала отражает до­стигнутый уровень его использования и характеризует фактиче­скую отдачу туристских ресурсов.

При анализе туристского потенциала территории оценке мо­жет подлежать общая величина туристского потенциала или его активная часть, т. е. все элементы туристского комплекса региона, фактически вовлеченные в экономическую деятельность и опре­деляющие результат его использования.

Комплексную оценку туристского потенциала территории це­лесообразно проводить с помощью экономических методов, по­зволяющих выбрать единые стоимостные измерители, и осуще­ствлять путем расчета потенциального валового дохода при усло­вии наиболее полного использования туристского потенциала.

Это возможно посредством оценки суммарной величины тури­стских расходов и изучения их распределения между различными предприятиями, обслуживающими туристов. Значительная труд­ность при их проведении состоит в необходимости большого объема первичной информации, а это требует крупных финансовых зат­рат на ее сбор и обработку. Экономическая оценка туристского потенциала территории может быть интервальной величиной (на­пример, годовой) или суммарной за период, равный среднему циклу воспроизводства туристского потенциала.

Задача выявления и оценки туристского потенциала территории все более актуальна для определения оптимальной пропускной спо­собности существующих и вновь осваиваемых туристских зон.

Количественным выражением туристского потенциала может служить определенное число туристов, размещаемых на данной территории без ущерба окружающей среде, историко-культурным объектам, местному населению, качеству отдыха, а также разви­тию других отраслей хозяйства.

Возможна и стоимостная оценка туристского потенциала, в первую очередь, его основной составляющей - туристских ре­сурсов.

При анализе туристского потенциала территории необходимо оценить эффективность его использования. В настоящее время за­дача оценки эффективности использования туристского потен­циала территории для развития туризма еще ждет своего решения. Однако критерий эффективности использования туристского по­тенциала территории Кэ может быть представлен в виде следу­ющего соотношения:

 

£> = Эп/3п,

 

где Эп - эффект от реализации территориального туристского потенциала; Зп - затраты, потребовавшиеся для достижения Эп.

В свою очередь, Эп может быть представлен в виде суммы двух составляющих, одна из которых характеризует вклад туризма в решение региональных и государственных проблем, а другая - собственно рекреационный эффект, т. е. разницу между состояни­ем туризма в начале и конце туристского цикла. Что касается не­обходимых затрат 3„, то они зависят от специфики конкретных мероприятий по реализации потенциала и могут быть определены по методикам известных в практике расчетов эффективности круп­ных инвестиционных проектов.

Методика оценки туристского потенциала территорий, предло­женная А. В. Дроздовым [28]. Данная методика оценки туристского потенциала ориентирована на применение в условиях особо охра­няемых природных территорий - национальных парков. Однако она вполне применима и для других территорий, так как методо­логических различий при ее применении нет.

Методика А. В.Дроздова предполагает выделение основных ком­понентов туристского потенциала, подлежащих оцениванию. Эти компоненты целесообразно подразделить на две основные груп­пы: а) природные и культурные ландшафты; б) средства и усло­вия осуществления туров (программ, экскурсий).

К группе «Природные и культурные ландшафты» следует отнес­ти следующие компоненты:

• собственно территории и акватории, а также памятники при­роды, ботанические и зоологические сады, океанариумы и про­чие объекты;

• естественно-исторические (особенно краеведческие) музеи и т.д., а также объекты, интересные и поучительные с точки зре­ния экологии объекты культурного наследия;

• территории с особой культурно-исторической ценностью. К группе «Средства и условия осуществления туров» относятся следующие компоненты:

• экотехнологичные виды транспорта, объекты размещения ту­ристов, туристское снаряжение;

• экологически чистые и преимущественно местные продукты питания;

• квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и информационные материалы;

• экологически благоприятная местность, в том числе в аспек­тах загрязнения, санитарно-эпидемиологической обстановки, риска стихийных бедствий;

• пригодность территории для целей тура (ботанического, зоо­логического, спелеологического, фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность;

• допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения.

Критериями оценки компонентов природных и культурных ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение и история, уникальность, сохранность (нарушенность), аттрактивность и различные характеристики.

Для группы «Средства осуществления туров» критериями яв­ляются показатели экотехнологичности: расход топлива (энер­гии) и эмиссия вредных веществ, уровень шума и гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как по отношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом. Группу «Ус­ловия осуществления туров» следует оценивать, опираясь, в пер­вую очередь, на существующие нормативы: экологические нормы безопасности, допустимые туристские нагрузки и нормы ресурсопользования.

Многие компоненты удается оценить количественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразно пере­водить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: «очень низкий, низкий, сред­ний, высокий, очень высокий». Качественная шкала может содер­жать и дополнительные градации, например «весьма низкий» и «весьма высокий».

Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти- или семибалльную. Далее осуществляется простое суммиро­вание баллов. Например, оценивая компоненты подгруппы «Ус­ловия осуществления туров», таких, как благоприятность и при­годность территории (объекта) для осуществления тура по конк­ретным характеристикам, необходимо разделить их на способству­ющие и препятствующие осуществлению тура. Последним необ­ходимо присваивать баллы с отрицательными значениями, вычи­тая их из общей суммы итоговой оценки.

Выявление и оценку туристского потенциала какой-либо тер­ритории имеет смысл проводить как оценку сравнительную: а) оце­нивая фиксированный набор компонентов потенциала; б) исполь­зуя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балль­ной форме; в) вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки; г) четко обозначая территориальные рамки сравнения.

Методика оценки туристского потенциала, предложенная Е. Ю. Колбовским [37]. Е. Ю. Колбовский предлагает оценивать ту­ристский потенциал территории по следующему плану:

1) наличие привлекательных объектов исторического насле­дия: монастыри; сельские храмы; памятники археологии; места исторических сражений; памятные места, связанные с интерес­ными историческими событиями; сохранившиеся архитектурные центры сел и деревень;

2) наличие уникальных природных объектов и объектов, свя­занных с культурным ландшафтом: дворянские усадьбы и сель­ские парки; монастырские парки; старые мельницы и плотины на реках; древние водные пути и волоки; старинные аллеи и отдель­ные деревья; красивые и привлекательные в плане отдыха озера; привлекательные участки долин; уникальные валуны; родники, святые источники и т.д.;

3) наличие мест, выбранных населением для отдыха самосто­ятельно: участки рек с летними пляжами, местами для палаточ­ных городков; участки озерных побережий; лесные массивы, в которых собирают ягоды; болотные массивы, которые использу­ют для сбора ягод; лесопарки для отдыха и прогулок; реки, осво­енные для сплава на байдарках, резиновых лодках и т.д.;

4) заключение о характере туристско-рекреационного потен­циала региона:

а) какие виды элементарных рекреационных или туристских занятий могут иметь место в пределах региона;

б) какие объекты уже активно используются в туризме;

в) какие виды туризма (пеший, автомобильный, конный, вод­ный) имеют наибольшие перспективы для развития при наличии средств;

г) какие новые маршруты могут быть предложены;

д) какие проблемы ограничивают использование природного и культурно-исторического потенциала территории.

Методика оценки туристско-рекреационного потенциала терри­тории, предложенная Ю. А. Худеньких [78]. На основе анализа су­ществующих методик оценки туристского потенциала территорий предлагается балльная оценка туристского потенциала террито­рий.

Исходя из структуры туристского потенциала, оцениваются прежде всего такие компоненты, как природный, историко-культурный и социально-экономический. Остальные компоненты учитываются при корректировании полученных результатов.

Туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, делового, лечебного).

В качестве субъекта оценивается абстрактный турист, проживающий за пределами региона.

Величину природного и историко-культурного компонентов туристского потенциала предлагается измерять на основе ценнос­ти наследия территории. Несмотря на то что не все природные и историко-культурные компоненты относятся к актуальным тури­стским ресурсам и немногие способны стать ими в ближайшем будущем, можно с уверенностью говорить о том, что туристский потенциал пропорционален ценности наследия территории.

Для целей количественной оценки туристского потенциала необходимо знать: объекты наследия, которые четко зафиксиро­ваны в нормативных документах и доступных литературных ис­точниках; уровень их сравнительной значимости, что позволяет довольно легко выразить их в баллах. При этом значение таких факторов, как климат, рельеф и другие можно учитывать с помо­щью поправочных коэффициентов.

При оценке социально-экономического компонента туристского потенциала учитывают транспорт и специальную туристскую ин­фраструктуру, влияющие на развитие различных видов туризма. Для оценки роли транспорта ключевым критерием может служить плотность транспортных магистралей, характеризующая уровень доступности различных территориальных объектов. Туристская инфраструктура оценивается на основе расчетного показателя, отражающего отношение числа предприятий размещения и пита­ния к численности населения территории.

Автор методики приводит примеры расчета баллов по каждому компоненту. При расчете природного компонента объектам мест­ного значения присваивался 1 балл, регионального - 2 балла, федерального - 3 балла, зарезервированным объектам - 1 балл. Дополнительно вводились коэффициенты по следующим факто­рам:

а) площадное распространение объектов наследия (отноше­ние площади особо охраняемых природных территорий к общей площади территории);

б) комфортность климата;

в) ландшафт­ная привлекательность;

г) уровень природно-очаговых заболева­ний;

д) узнаваемость (известность) географических объектов на территории (рассчитывается на основе частоты упоминаний в эн­циклопедическом источнике).

При расчете (в баллах) историко-культурного компонента учи­тывается не только значимость объектов (памятники федерально­го значения - 3, местного - 1), но и функциональное разнооб­разие недвижимых объектов, которое оценивается с помощью коэффициентов, исходя из степени привлекательности (археоло­гические и монументальные - 0,6, исторические - 0,8, градост­роительные, архитектурные и комплексные - 1).

Автор предлагает и методику расчета корректирующих коэф­фициентов. Так, для расчета коэффициента по узнаваемости гео­графических объектов на территории (характеризующих не толь­ко наследие) рекомендуется использовать одно из самых полных энциклопедических изданий страны или региона. Каждая энцик­лопедическая статья оценивается в 5 баллов, упоминание о ней - 1 балл. Если об объекте было упомянуто на нескольких территори­ях (до пяти), за каждое упоминание добавляется пропорциональ­ная доля баллов. Затем итоговое число баллов учитывается при определении поправочного коэффициента.

Расчет уровня развития туристской инфраструктуры произво­дится суммированием двух чисел: отношение числа коллективных объектов размещения (гостиниц, санаториев, санаториев-профи­лакториев) к тысяче человек местных жителей и отношение числа предприятий питания к десяти тысячам человек местного населения.

Итоговый результат представляет собой не количество баллов, а долю каждой конкретной территории в природном, историко-культурном и социально-экономическом компонентах потенциала.

 

2.3. Оценка качества территорий для развития туризма и отдыха

 

Туризм и отдых становятся важной сферой деятельности обще­ства, охватывающей широкий круг проблем. Их решение требует фундаментального изучения таких вопросов, как избирательность отдельных видов отдыха к географической обстановке, типология систем рекреации и туризма, прогнозирование потребностей в различных формах отдыха, рациональная организация туристских территорий и др.

В целях проведения комплексной оценки конкретной террито­рии для развития туризма и отдыха необходимо иметь представле­ние о следующих основных показателях:

1) ее параметрах: а) общие сведения; б) географическое по­ложение; в) состав и физико-географическая структура; г) исто­рия формирования и развития; д) современный уровень эконо­мического развития и народно-хозяйственное значение террито­рии;

2) природных ресурсах: а) орографические условия; б) кли­матические условия и биоклимат; в) гидрологические условия; г) флористические и фаунистические ресурсы; д) особо охраня­емые природные территории как туристский ресурс; е) ландшафт территории и его комплексная оценка;

3) культурно-исторических ресурсах: а) историко-культурные особенности; б) наличие объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; в) материальное наследие; г) памятники истории и культуры; д) духовное наследие и традиционная культура; е) культурные ландшафты;

4) социально-экономических ресурсах и инфраструктурной обеспеченности: а) транспортная инфраструктура; б) инфраструк­тура размещения; в) инфраструктура питания; г) инфраструкту­ра досуга и развлечений; д) прочие отрасли туристской инфра­структуры; е) трудовые ресурсы территории; ж) финансовые и материальные ресурсы туризма; з) управленческие ресурсы; и) ин­формационные ресурсы; к) прочие социально-экономические ресурсы;

5) доступности территории для развития туризма и отдыха:

а) транспортная; б) пространственная; в) временная; г) полити­ческая; д) социально-экономическая; е) финансовая; ж) инфор­мационная; з) формальная; и) инфраструктурная;

6) пространственной организации туризма: а) формы органи­зации туризма; б) основные факторы и закономерности террито­риальной организации туризма; в) территориальные системы ту­ризма; г) туристское районирование территории; д) туристские центры региона, их профиль и специфика; е) туристские объекты и комплексы; ж) туристские маршруты;

7) традициях использования территории для развития туриз­ма: а) период туристского освоения территории; б) степень тури­стской освоенности территории; в) современные формы туристс­кого использования территории; г) традиционные направления развития туризма; д) уникальные направления развития туризма;

8) современном состоянии туризма: а) выездной туризм; б) въездной туризм; в) внутренний туризм; г) проблемы и перс­пективы развития туризма в регионе; д) структура управления туризмом; е) существующие проекты и программы развития ту­ризма;

9) факторах развития туризма (с обязательным разделением на положительные и негативные): а) экологические; б) природные; в) социокультурные; г) экономические; д) правовые; е) полити­ческие; ж) инфраструктурные.

В последнее время проблема комплексной оценки территорий для использования в целях туризма и отдыха активно исследуется архитекторами, географами, психологами, специалистами в об­ласти туризма.

Сложность оценки территории для целей туризма и отдыха за­ключается в том, что для разных видов туристской деятельности необходимы различные ресурсы и условия. К основным видам туристско-рекреационной деятельности относятся: рекреационно-оздоровительная (прогулочная, пляжно-купальная рекреация, некатегорийные туристские походы и др.), спортивно-оздорови­тельная (все виды любительского спорта), рекреационно-позна-вательная (экскурсии «на природу» и по культурно-историческим местам) и рекреационно-промысловая (охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, гербариев и пр.). При этом каждый вид деятельности тре­бует особой группировки оцениваемых факторов и особое прочте­ние их значения.

Внимание следует уделять не только положительным, но и от­рицательным факторам, которые могут ограничить или даже ис­ключить использование территории в туристских целях.

При выборе территорий для развития туризма прежде всего оценивается ландшафт и его фрагменты. Любая местность (ланд­шафт) с точки зрения отдыха и туризма может привлекать и ма­нить к себе либо, наоборот, отталкивать. Назовем эти свойства местности аттрактивными (привлекающими) и репеллентными (отталкивающими).

Аттрактивностъ - основное системное свойство туристских ресурсов, природных и культурно-исторических объектов, свиде­тельствующее об их туристской ценности. Аттрактивность турист­ской деятельности определяется как индивидуальная или группо­вая привлекательность занятий туристской деятельностью и их сочетаний.

Специалисты в области рекреационной географии стремятся так или иначе охарактеризовать такую сторону ландшафтов, как их привлекательность. К привлекательности местности следует отнес­ти любой зарегистрированный памятник природы, при этом, чем выше статус такого памятника, тем выше показатель его уникаль­ности. Высокой привлекательностью обладают территории, где обыч­ные рекреационные ресурсы объединяются, например: лес, озеро, река, горы, равнинные участки, в одном месте. Здесь на первый план выступают мозаичные, композиционные свойства ландшафта.

Значение имеет наличие и качество водных объектов - рек, озер, водохранилищ, древесной растительности - хвойных или смешанных лесов, куртин и рощ. Они обогащают пейзаж, создают дополнительные рекреационные возможности и повышают при­влекательность ландшафтов. Это топологические характеристики местности.

Учитывая утилитарные, потребительские запросы человека в отношении природы, к привлекательным следует отнести места, благоприятные для любительских промыслов (грибной и ягодной охоты, рыбалки, непромышленной охоты на зверей и птиц и пр.) или для садово-дачного обустройства. Богатые фито- и зооресурсы - необходимое условие для любительских промыслов, плодо­родие почвы, наличие ровных площадок - условие для отчужде­ния территории под садово-дачную застройку. Это функциональ­ные (утилитарные) характеристики местности.

Наиболее трудно формализуемой характеристикой являются эстетические качества места. Понятие «эстетика места», приме­няемое здесь, отражает его способность воздействовать на нерв­ную систему человека, его психоэмоциональную сферу. Опре­деляющим является фактор возникновения положительных эмо­ций. Эстетические качества с большим трудом могут быть сфор­мулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответ­ствующее значение для проектирования. Однако несмотря на эти трудности, считается, что именно эстетический подход к пла­нированию ландшафтов будет вызывать в будущем пристальный интерес.

Репеллентность - нахождение на территории большого коли­чества опасных и вредных для человека животных и растений, например энцефалитных клещей, ядовитых пресмыкающихся или растений, хищных животных; в гористой местности к ним следу­ет причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, комаров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местности (природный радиоактивный фон, естественные химические за­грязнения и пр.).

 

2.4. Сопряженная оценка туристского потенциала территории и экономико-географических условий развития туризма

 

Методика сопряженной оценки рекреационного потенциала территории России и экономико-географических условий разви­тия международного туризма была разработана К. В. Кружалиным [45]. Он указывает на то, что подход к указанной оценке предпо­лагает несколько этапов.

На первом этапе определяются основные виды и формы междуна­родного туризма, реализация которых происходит или будет происхо­дить на территории России. В первую очередь к ним относятся познава­тельно-развлекательный, лечебно-оздоровительный и спортивный туризм. Эти виды туризма определили набор показателей, положенных в основу оценки рекреационного потенциала и последующей классификации ре­гионов.

На втором этапе создается серия карт комплексной оценки природ­ных ресурсов для развития лечебно-оздоровительного туризма, типов при­родных провинций по условиям организации спортивного отдыха, рас­пространения познавательных ресурсов туризма, экологического состо­яния регионов России, а также карта, отражающая уровень обеспечен­ности средствами размещения туристов.

Комплексный анализ влияния экономико-географических ус­ловий и рекреационного потенциала на развитие международно­го туризма позволяет оценить совокупный туристский потенциал регионов России. Проведенное исследование послужило основа­нием для введения понятия совокупного туристского потенциала и позволяет сделать заключение, что если для региона характер­ны высокий уровень рекреационного потенциала и благоприят­ные экономико-географические условия, то он обладает наилуч­шими перспективами развития международного туризма.

Из всей совокупности российских регионов, разнящихся по площади и численности населения, 52 региона характеризуются высоким и отно­сительно высоким уровнем рекреационного потенциала. Эти регионы рас­полагаются в основном в европейской части страны, а семь из них находятся за Уралом и расположены на Алтае, вокруг озера Байкал и на Камчатке.

Средним и низким рекреационным потенциалом обладает ряд старо­освоенных регионов европейской части, а также Русский Север и даль­невосточные регионы. Из исследования не следует, что в регионах с низ­ким потенциалом, занимающих около 60 % территории страны, невоз­можно развитие международного туризма. В регионах имеются уникаль­ные природные, культурно-исторические и археологические объекты, позволяющие развивать определенные виды немассового туризма. Это в первую очередь экстремальный, экологический, научный туризм и т.д.

Оценка экономико-географических факторов и условий развития меж­дународного туризма в России позволяет констатировать, что они отли­чаются заметным разнообразием и в сочетании с рекреационным по­тенциалом могут способствовать развитию международного туризма, либо оказывать на него сдерживающее воздействие.

Основываясь на изучении экономико-географических факторов, вли­яющих на развитие въездного международного туризма, возможно вы­делить те, которые в настоящее время в нашей стране являются опреде­ляющими. К ним относятся, прежде всего, комплексные показатели, характеризующие состояние и перспективы экономического развития регионов, их экономический вес и общий инвестиционный потенциал.

Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условия­ми развития международного туризма. Из них только шесть располагают­ся в азиатской части России, а почти 2/з регионов находятся в европей­ской части страны и вытянуты в своеобразную цепочку с северо-запада (Калининградская и Ленинградская области) на юго-восток (Республи­ка Башкортостан и Челябинская область).

К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 ре­гионов, т. е. чуть более 50 %. Они занимают большую часть Сибири и Даль­него Востока и располагаются на севере и западе европейской террито­рии страны.

В группу с неблагоприятными условиями попадают 18 регионов, ко­торые «разбросаны» по всей территории России с районами концентра­ции на северо-востоке страны и юге Сибири.

В регионах с низким уровнем рекреационного потенциала и небла­гоприятными экономико-географическими условиями развитие индуст­рии международного туризма весьма проблематично.

К группе, характеризующейся благоприятными условиями для раз­вития международного туризма, а соответственно и высоким совокуп­ным туристским потенциалом, относится 21 регион, из которых лишь Новосибирская и Иркутская области находятся за Уралом. Остальные регионы располагаются относительно компактными ареалами на севе­ро-западе, центре, юге и юго-востоке европейской территории Рос­сии.

К группе, характеризующейся относительно благоприятными усло­виями для развития международного туризма, с соответствующим сово­купным туристским потенциалом относятся 30 регионов. Эта одна из наиболее крупных групп по количеству регионов. При этом 19 регионов располагаются плотным кольцом вокруг центральных регионов с высо­ким туристским потенциалом, относящихся к первой группе. Шесть ре­гионов сконцентрированы на юге России и примыкают к Ростовской области и Краснодарскому краю. Остальные регионы рассредоточены вдоль южной границы страны и не всегда соседствуют с регионами первой группы.

К группе, характеризующейся недостаточно благоприятным совокуп­ным влиянием на развитие международного туризма, а соответственно средним совокупным туристским потенциалом, относятся всего пять регионов, расположенных на юге европейской территории (Воронежс­кая и Волгоградская области), на юге Западной Сибири (Тюменская область) и на юге и в центре Сибири (Кемеровская область и Краснояр­ский край).

К группе, характеризующейся неблагоприятным совокупным влия­нием на развитие международного туризма, а следовательно, низким совокупным туристским потенциалом, относятся 32 региона. Это самая крупная группа по занимаемой площади (более 60% территории России). Ее регионы единым массивом занимают север, северо-восток, восток и юго-восток страны. Обособленное положение занимают Брянская, Там­бовская, Астраханская, Курганская области, Республики Чечня, Кал­мыкия, Тыва и Хакасия.

Анализ территориальной дифференциации иностранных турист­ских потоков в соответствии с совокупным туристским потен­циалом позволяет сделать выводы о его реализации и определить перспективы дальнейшего развития международного туризма в регионах России. На основании статистических данных по турист­ским прибытиям все субъекты России подразделены на три группы.

К первой группе регионов, часто посещаемых иностранными туристами (более 50%), относятся 20 регионов, которые являют­ся периферийными и располагаются от Калининградской области до Приморского края (в пределах основной зоны расселения). К данной группе также относятся гг. Москва и Санкт-Петербург, которые традиционно являются лидерами по посещаемости ино­странными гражданами.

Ко второй группе регионов со средней посещаемостью иност­ранными туристами (общее число 10...50%) относятся 18 регио­нов, которые располагаются как вдоль государственной границы, так и примыкают к регионам первой группы. Часть регионов этой группы, такие как Московская, Ярославская, Владимирская и ряд других областей, являются развитыми туристскими районами.

К третьей группе регионов, редко посещаемых иностранными туристами (общее число менее 10 %), относятся 44 региона. Четко выраженных закономерностей в их размещении не прослеживается.

Таким образом, ряд регионов РФ характеризуется высоким совокупным туристским потенциалом и частой посещаемостью иностранными туристами. Это характерно, в первую очередь, для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Калининградской, Самарской, Новосибирской и Иркутской об­ластей и некоторых других регионов. В этих регионах международ­ный туризм развивается высокими темпами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...