Главное, чтобы сложился урок
После последнего урока в нашем "Букваре" доступно, интересно, результативно вписывается урок русского языка по учебнику, у нас 30 сентября. Разберем его по пунктам. Тема. "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука". 1. Опрос на знание алфавита: а) чтение хором алфавита на лентах (по опорным схемам): А Ка Ха Бэ эЛ Цэ Вэ эМ Чэ Гэ эН Ша Дэ О Ща Е Пэ Ъ Ё эР Ы Жэ Эс Ь Зэ Тэ Э И У Ю Й эФ Я б) чтение (на память) по столбикам (3 человека). 2. Сообщение темы урока учителем: сегодня мы продолжим работу со словами, содержащими мягкий знак (ь), уже поглубже, с учебником "Русского языка". А сначала прочитаем знакомые нам слова на таблицах (на доске опорные схемы). Ответим на вопросы. 1. Что показывает мягкий знак (ь) в слове: соль, карась, коньки и др.? Ответ: мягкий знак показывает, что согласный [л'] (и т.д.) произносится мягко. 2. Что показывает мягкий знак (ь) на конце и в середине слова (вообще)? Ответ: мягкий знак на конце или в середине слова показывает, что согласный перед ним произносится мягко. 3. Откроем с. 52 в учебнике "Русский язык". – Следите (поставьте указочку на название темы, выделенное жирным шрифтом). Я читаю тему: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука". Теперь переведем указочку на правило. Две вертикальные линии его выделяют. Читаем медленно вместе со мной. Сережа, прочитай еще раз. Следите указочкой за Сережей. 4. – Переведем указочку на упр. 175. – Следите за мной, я читаю задание: "Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Напишите предложения". Итак, вы видите – даны четыре предложения. Они не закончены. Требуется их закончить, вместо точек подставить слово. Поможет картинка.
Рассмотрите картинку к первому предложению, постройте предложение. Читай свое предложение, Таня. Таня. Девочка начертила угол. Учитель. Верно, Таня. Я пишу на доске за Таней только слово угол. В результате работы над каждым из следующих предложений на доске появляются слова. На доске.
5. Далее: Положите перед собой тетради, прочитаем дату сегодняшнего урока: 30 сентября. Найдем красную строку на следующей строчке и пишем за мной, я веду. Пишите угол (указка моя на данном слове на доске). (Пауза, дети пишут.) Пишите уголь. (Пауза.) Подчеркиваем ь. Говорим вместе со мной: мягкий знак (ь) показывает, что согласный [л'] произносится мягко. Вторая строчка со словами мель, мел (также под управлением учителя). 6. – Теперь найдем новую красную строку. Проверьте еще раз, как лежат тетради. И запишем только одно, третье предложение. Прочитай его, Настя. И веди! Все мы за Настей. Я тоже за Настей пишу на доске. Напоминаю, если в классе есть особо слабые ученики, то на данном этапе можно им написать заранее предложение карандашом, они работают вместе со всеми, но обводкой. Настя. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, пишу: Лодка; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: села; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: на; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: мель; мягкий знак показывает, что согласный [л'] произносится мягко; в конце предложения ставится точка. Обратите внимание, некоторые букварные тонкости в обосновании структуры слога постепенно снимаем, переход на комментирование предложения – обоснование орфограмм. Учитель. Подчеркните мягкий знак в слове мель. И в заключение еще раз прочитаем правило по теме, с которым работали на уроке. Правило читает Юра. 7. До конца урока 5 минут. Даю время на оформление еще одной строчки – дети любят делать узор цветными стержнями (по образцу или по самостоятельно выбранному рисунку).
За это время успеваю подойти к каждому, похвалить либо просто карандашом сделать поправку (что очень редко), ребенку предлагаю обвести ручкой. Обращаю внимание – это не тот урок, на котором ставится цель (как указывают методисты), чтобы 75% учащихся все схватили, все усвоили, не урок, после которого дается домашнее задание, для выполнения только с участием родителей, с переписыванием, со слезами. Наш урок позволяет без принуждения дотронуться до русского языка в работе с новым учебником: найти страницу, обратить внимание, как оформляется тема в учебнике, как выделяется правило; как работать с упражнением и многое, многое другое. Помню, как из-за отсутствия адаптации, подготовительного периода рассыпался эксперимент с шестилетками в 1985–1990 гг. Учителя, приезжающие ко мне на уроки, кричали, что дети совсем не умеют работать с учебником: "Хоть весь учебник выписывай на доску!" Меня спрашивали тогда, что самое главное в работе с шестилетками с самого начала. Отвечала: "Самое главное, чтобы сложился урок!" И не только с шестилетками – со всеми. И вот сегодня привожу пример этого урока: запуск глубокого опережения – "золотые россыпи". Шар покатился. Мы еще не раз вернемся к теме, даже откроем эти же страницы, прочитаем правило не один раз, выполним, может быть, это же упражнение, но уже вполне самостоятельно, в классе или дома. На все свое время на ступенях опережения. А вот такой материал по глубокому опережению прошел у нас 30 сентября по математике. Тема. "Сотня. Нумерация двузначных чисел. Сложение-вычитание с переходом через десяток. Задачи. Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр (работа с линейкой)". Мне часто приходят письма от родителей учеников из других городов или из нашего же города – обращаются с просьбой помочь в проблемах учебы. Я всегда прошу прислать тетради. Тетрадь – след, зеркало работы ученика и отражение системы учителя. Писать красиво и грамотно Софью Николаевну часто спрашивают, работает ли она над совершенствованием каллиграфии. Она считает, что то, насколько красиво пишет ребенок, во многом зависит от старания, а старание, в свою очередь, – от настроения. Атмосфера доброжелательности в классе помогает поддерживать стимул к старанию, к преодолению трудностей, но важно и вовремя осуществить переходы в становлении письма.
На первых шагах элементы букв называются, обводятся, затем их находят в слове. Потом начинается письмо по слогам. Помогают себе, сначала прохлопывая слово. Письмо отрывное! Важно, что уже в первом классе переходят на уменьшенное письмо, не касаясь верхней линии строчки. За этим – переход на письмо в тетради с обычными линейками, со второго полугодия первого класса. Уменьшенное, как бы взрослое, письмо помогает увеличить темп при увеличении объема заданий. На всех этапах важно видеть и чувствовать при письме орфограммы: предложение печатается и пишется по правилам. Вот последнее предложение в букварном обобщении (октябрь). После графического анализа или просто после прохлопывания по слогам учитель ведет: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Пишем: Пе, гласная е; присоединяем те, гласная е; на пути правило: слова в предложении пишутся отдельно; пишем: ку, гласная у; пишем: пи, гласная и, пишем: ли, гласная и; слова в предложении пишутся отдельно; пишем: аль, гласная а, замочек л, произносится мягко; пишем: бом, гласная о, замочек м; в конце предложения ставится точка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|