Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главное, чтобы сложился урок




После последнего урока в нашем "Букваре" доступно, интересно, результативно вписывается урок русского языка по учебнику, у нас 30 сентября.

Разберем его по пунктам.

Тема. "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука".

1. Опрос на знание алфавита:

а) чтение хором алфавита на лентах (по опорным схемам):

А Ка Ха

Бэ эЛ Цэ

Вэ эМ Чэ

Гэ эН Ша

Дэ О Ща

Е Пэ Ъ

Ё эР Ы

Жэ Эс Ь

Зэ Тэ Э

И У Ю

Й эФ Я

б) чтение (на память) по столбикам (3 человека).

2. Сообщение темы урока учителем: сегодня мы продолжим работу со словами, содержащими мягкий знак (ь), уже поглубже, с учебником "Русского языка".

А сначала прочитаем знакомые нам слова на таблицах (на доске опорные схемы).

Ответим на вопросы.

1. Что показывает мягкий знак (ь) в слове: соль, карась, коньки и др.?

Ответ: мягкий знак показывает, что согласный [л'] (и т.д.) произносится мягко.

2. Что показывает мягкий знак (ь) на конце и в середине слова (вообще)?

Ответ: мягкий знак на конце или в середине слова показывает, что согласный перед ним произносится мягко.

3. Откроем с. 52 в учебнике "Русский язык".

– Следите (поставьте указочку на название темы, выделенное жирным шрифтом). Я читаю тему: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука".

Теперь переведем указочку на правило. Две вертикальные линии его выделяют. Читаем медленно вместе со мной.

Сережа, прочитай еще раз. Следите указочкой за Сережей.

4. – Переведем указочку на упр. 175.

– Следите за мной, я читаю задание: "Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Напишите предложения".

Итак, вы видите – даны четыре предложения. Они не закончены. Требуется их закончить, вместо точек подставить слово. Поможет картинка.

Рассмотрите картинку к первому предложению, постройте предложение.

Читай свое предложение, Таня.

Таня. Девочка начертила угол.

Учитель. Верно, Таня.

Я пишу на доске за Таней только слово угол.

В результате работы над каждым из следующих предложений на доске появляются слова.

На доске.

угол мель уголь мел

5. Далее:

Положите перед собой тетради, прочитаем дату сегодняшнего урока: 30 сентября.

Найдем красную строку на следующей строчке и пишем за мной, я веду.

Пишите угол (указка моя на данном слове на доске). (Пауза, дети пишут.) Пишите уголь. (Пауза.) Подчеркиваем ь. Говорим вместе со мной: мягкий знак (ь) показывает, что согласный [л'] произносится мягко.

Вторая строчка со словами мель, мел (также под управлением учителя).

6. – Теперь найдем новую красную строку.

Проверьте еще раз, как лежат тетради. И запишем только одно, третье предложение. Прочитай его, Настя. И веди! Все мы за Настей.

Я тоже за Настей пишу на доске. Напоминаю, если в классе есть особо слабые ученики, то на данном этапе можно им написать заранее предложение карандашом, они работают вместе со всеми, но обводкой.

Настя. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, пишу: Лодка; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: села; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: на; слова в предложении пишутся отдельно, пишу: мель; мягкий знак показывает, что согласный [л'] произносится мягко; в конце предложения ставится точка.

Обратите внимание, некоторые букварные тонкости в обосновании структуры слога постепенно снимаем, переход на комментирование предложения – обоснование орфограмм.

Учитель. Подчеркните мягкий знак в слове мель. И в заключение еще раз прочитаем правило по теме, с которым работали на уроке. Правило читает Юра.

7. До конца урока 5 минут. Даю время на оформление еще одной строчки – дети любят делать узор цветными стержнями (по образцу или по самостоятельно выбранному рисунку).

За это время успеваю подойти к каждому, похвалить либо просто карандашом сделать поправку (что очень редко), ребенку предлагаю обвести ручкой.

Обращаю внимание – это не тот урок, на котором ставится цель (как указывают методисты), чтобы 75% учащихся все схватили, все усвоили, не урок, после которого дается домашнее задание, для выполнения только с участием родителей, с переписыванием, со слезами.

Наш урок позволяет без принуждения дотронуться до русского языка в работе с новым учебником: найти страницу, обратить внимание, как оформляется тема в учебнике, как выделяется правило; как работать с упражнением и многое, многое другое.

Помню, как из-за отсутствия адаптации, подготовительного периода рассыпался эксперимент с шестилетками в 1985–1990 гг. Учителя, приезжающие ко мне на уроки, кричали, что дети совсем не умеют работать с учебником: "Хоть весь учебник выписывай на доску!"

Меня спрашивали тогда, что самое главное в работе с шестилетками с самого начала.

Отвечала: "Самое главное, чтобы сложился урок!"

И не только с шестилетками – со всеми.

И вот сегодня привожу пример этого урока: запуск глубокого опережения – "золотые россыпи".

Шар покатился. Мы еще не раз вернемся к теме, даже откроем эти же страницы, прочитаем правило не один раз, выполним, может быть, это же упражнение, но уже вполне самостоятельно, в классе или дома. На все свое время на ступенях опережения.

А вот такой материал по глубокому опережению прошел у нас 30 сентября по математике.

Тема. "Сотня. Нумерация двузначных чисел. Сложение-вычитание с переходом через десяток. Задачи. Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр (работа с линейкой)".

Мне часто приходят письма от родителей учеников из других городов или из нашего же города – обращаются с просьбой помочь в проблемах учебы. Я всегда прошу прислать тетради. Тетрадь – след, зеркало работы ученика и отражение системы учителя.

Писать красиво и грамотно

Софью Николаевну часто спрашивают, работает ли она над совершенствованием каллиграфии. Она считает, что то, насколько красиво пишет ребенок, во многом зависит от старания, а старание, в свою очередь, – от настроения. Атмосфера доброжелательности в классе помогает поддерживать стимул к старанию, к преодолению трудностей, но важно и вовремя осуществить переходы в становлении письма.

На первых шагах элементы букв называются, обводятся, затем их находят в слове.

Потом начинается письмо по слогам. Помогают себе, сначала прохлопывая слово. Письмо отрывное!

Важно, что уже в первом классе переходят на уменьшенное письмо, не касаясь верхней линии строчки. За этим – переход на письмо в тетради с обычными линейками, со второго полугодия первого класса. Уменьшенное, как бы взрослое, письмо помогает увеличить темп при увеличении объема заданий.

На всех этапах важно видеть и чувствовать при письме орфограммы: предложение печатается и пишется по правилам.

Вот последнее предложение в букварном обобщении (октябрь).

После графического анализа или просто после прохлопывания по слогам учитель ведет: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Пишем: Пе, гласная е; присоединяем те, гласная е; на пути правило: слова в предложении пишутся отдельно; пишем: ку, гласная у; пишем: пи, гласная и, пишем: ли, гласная и; слова в предложении пишутся отдельно; пишем: аль, гласная а, замочек л, произносится мягко; пишем: бом, гласная о, замочек м; в конце предложения ставится точка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...