Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненный цикл проекта (Основные фазы и этапы проекта)




Понятие и методы управления проектами

(Понятие, классификация проектов, история развития предмета «Управление проектами», основные применяемые методы)

Проект – уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания, предпринятый чтобы достичь цели в соответствии с требованиями, включая затраты по времени и ресурсам.

Признаки, присущие проекту:

- направленность на достижение конкретных целей

- координированное выполнение взаимосвязанных элементарных работ

- ограничение ресурсов и времени

- неповторимость и уникальность

Классификация проектов:

1. По основным сферам деятельности:

1.1 Организационные проекты (связаны с реформированием предприятий, созданием новой организации)

1.2 Экономические проекты (связаны с реструктуризацией предприятий, приватизацией, аудитом и совершенствованием налоговой системы)

1.3 Социальные проекты (связаны с расширением социальных задач)

1.4 Технические проекты (инновационные проекты) связаны с созданием и разработкой нового продукта.

2. По составу, структуре и предметной области проекта:

Моно проекты (малые)

Невелики по масштабу, просты и ограничены объемами.

Согласно американской практике к ним относят проекты с капиталовложениями до $10-15 млн и с трудозатратами до 40-50 тыс. чел/ч.

Мега проекты

Обладают высокой стоимостью (более $1 млрд). Высокая капиталоемкость.

Высокая трудоемкость (2 млн чел/ч и выше – на проектирование; 15-20 млн чел/ч – на строительство). Длительность реализации (5-7 лет и более).

Мульти проекты (программы проектов)

Данный термин используют в тех случаях, когда имеют место быть несколько взаимоувязанных проектов.

3. По длительности:

- Краткосрочные (до 2 лет)

- Среднесрочные (от 2 до 5-7 лет)

- Долгосрочные (5-7 лет и более)

Управление проектами – профессиональная творческая деятельность по руководству трудовыми и материальными ресурсами путем применения современных методов, средств и искусства управления для успешного достижения поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов проекта, осуществляемого в рыночных условиях.

История развития предмета «Управление проектами»: Зарождение управления проектами как самостоятельной дисциплины относится к 30-м годам и связывается с разработкой специальных методов координации инжиниринга крупных проектов в США -авиационных в US Air Corporation и нефтегазовых в известной фирме Exxon.

Этапы развития УП на Западе:

30-50 годы - начало управления проектами на Западе

60-е годы - развитие методов сетевого планирования

70-е годы - развитие системного подхода к управлению проектами

80-е годы – УП сформировалось как сфера проф. Деятельности

90-е годы - новые направления и сферы приложения УП

Этапы развития УП в России:

30-50 годы - истоки управления проектами

60 годы — начало развития и внедрение методов сетевого планирования 70 годы — развитие системного подхода и программных средств для УП 80 годы — создание интегрированных систем управления

90 годы — развитие и внедрение профессионального УП

Методы УП

Методы определения целей проекта с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Суть метода состоит в структуризации проекта, т.е. декомпозиции его на структурные элементы и построении иерархической структурной модели проекта, необходимой и достаточной по составу структурных элементов для планирования и контроля работ на разных уровнях управления проектом и для различных его участников.

Методы сетевого планирования и управления Эти методы в усовершенствованном виде и в сопровождении разнообразного современного программного обеспечения они являются центральным звеном в цепи методов УП, где с их помощью осуществляются следующие функции. Моделирование проекта.. Временной анализ проекта.. Ресурсный анализ проекта. Распределение ресурсов. Мониторинг проекта

Методы планирования затрат Эта важнейшая область управления проектом тесно связана с ценообразованием и сметным делом.

Методы управления риском Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта.. Методы управления качеством С помощью специальных методов качество проекта планируется и контролируется на протяжении всего жизненного цикла. На основе спецификации качества иногда строится система управления качеством проекта, которая функционирует как подсистема в рамках целостной системы управления проектом.

Методы управления конфликтами В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и прекращать. А в случае их возникновения предлагают правила их разрешения.

Методы управления изменениями В проект в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования, оценки и защиты проекта от изменений; способы фиксации изменений, организация документооборота и его корректировки в связи с изменениями.

Методы управления контрактами Данные методы направлены на упорядочение и систематизацию процедур подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения и закрытие. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тендеров, конкурсов и аукционов.

Методы организации управления проектами Он определяет правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта. Эти методы помогают сформулировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходимые коммуникации между участниками проекта.

Жизненный цикл проекта (Основные фазы и этапы проекта)

Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работы.

Жизненный цикл проекта – промежуток времени между появлением обоснованной концепцией проекта и моментом административного завершения проекта.

Каждой стадии жизненного цикла проекта соответствуют группы процессов управления проектами:

Стадии жизненного цикла проекта Группы процессов
- инициация - процесс инициации
- планирование - процессы планирования
- исполнение и контроль - процессы анализа, управления и исполнения
-завершение Процесс завершения

Инициация – убеждение руководства организации в необходимости выполнения проекта. Эта стадия подразумевает постановку целей.

Цели продукта – свойства, которыми должна обладать продукция проекта.

Цели проекта – явные и неявные намерения основных его участников, т.е. под целями проекта понимают не только конечные результаты, но и выбранные пути достижения этих результатов.

Стадия инициации подразумевает функцию выбора проекта из возможных альтернатив.

На стадии инициации проекта осуществляют следующие действия:

· Разработка концепции проекта (анализ проблемы и потребности в проекте, сбор исходных данных, определение целей и задач и рассмотрение альтернатив).

· Утверждение концепции проекта.

· Открытие проекта (принятие решения о начале проекта, определение и назначение управляющего проектом, а также принятие решения об обеспеченности ресурсами).

Результатом стадии инициации является документ, который называют паспортом проекта.

Планирование

Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках первоначального плана, а формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации.

Планы разрабатываются на всех стадиях ЖЦП, и в зависимости от уровня различают:

· Концептуальный план, Стратегический план, Текущий план, Оперативный план

Основные процессы планирования:

· планирование целей; декомпозиция целей; определение состава работ проекта; определение взаимосвязей; оценка длительностей или объемов работ; определение ресурсов; назначение ресурсов; оценка стоимости; составление расписания выполнения работ; оценка бюджета проекта; планирование качества; определение критериев успеха.

По мере осуществления проекта необходимо контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнение их с плановыми показателями.

Завершение проекта сопровождается следующими процессами:

· Закрытие контрактов.

· Административное завершение (подготовка, сбор и распределение информации, необходимой для формального завершения проекта).

58. Бизнес-план инвестиционного проекта (Основные разделы и их содержание)

Бизнес-план (БП) – документ, который описывает стратегию развития бизнеса как существующего, так и вновь создаваемого. Он содержит анализ проблем, с которыми бизнес может столкнуться, а также способы их решения.

Функции БП:

1) Разработка стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2) Планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

3) Привлечение денежных средств – ссуды, кредиты.

4) Привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров,

5) Улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях

Основные разделы БП

1) Титульный лист – даёт представление о проекте. На его основе определяется, интересен ли проект инвестору. Данные: полное название фирмы; сведения о владельцах или учредителях; краткая характеристика сути предлагаемого проекта; общая стоимость проекта; указание на конфиденциальный характер данного документа.

2) Резюме Четкие цели проекта, какие проблемы будут решены, и какая полезность для общества заключается в проекте, необходимый объем финансирования, ожидаемый спрос и методы для его увеличения.

3) Описание вида деятельности, продукции (работы или услуги) Анализ бизнеса на текущий момент, описание основных направлений и целей деятельности, история бизнеса, характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект, отражается текущая ситуация и тенденции ее развития, оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу.

4) План маркетинга – анализ рынка сбыта и маркетинговая стратегия.

Анализ рынка сбыта

Определить и описать интересующий рынок и долю, которую предполагается занять на нем – проанализировать спрос, предложение, цены и предлагаемое качество продуктов (услуг). Определить основных конкурентов, их слабые и сильные стороны; Провести SWOT и PEST анализ для своей компании; Определить целевую аудиторию клиентов.

Маркетинговая стратегия

Общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;

5) Производственный план (обоснование выбора производственного процесса и расчет экономических показателей динамики развития деятельности согласно этапам проекта).

6) Организационный план (разработка мер по организационному обеспечению проекта).

7) Оценка и страхование рисков (определение потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта).

8) Финансовый план - план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год, описание источников финансирования и план выплат по кредиту, оценка эффективности проекта, которая определяется по показателям срока окупаемости и внутренней нормы рентабельности.

9) Приложения

В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте.

 

 

59. Календарное планирование в управлении проектами (назначение и использование)

Календарное планирование – это ключевой и важный процесс, результатом которого является утвержденный руководством компании календарный план.

Цель календарного планирования – получить точное и полное расписание проекта с учетом работ, их длительностей, необходимых ресурсов, которое служит основой для исполнения проекта.

Календарное планирование по методу критического пути требует определенных входных данных. После их ввода производится процедура прямого и обратного прохода по сети и вычисляется выходная информация.

Для расчета календарного графика по МКП требуются следующие входные данные:Комплекс задач. Взаимосвязи между задачами.Оценки продолжительности для каждой работы. Календарь рабочего времени проекта.Календарная дата начала проекта.

Далее вычисляется выходная информация. Прямой проход начинается с начальной даты проекта и продолжается по сети. Для каждой задачи сети к начальному сроку прибавляется ее продолжительность и вычисляются раннее начало и раннее окончание этой задачи. Самыми ранними возможными датами для задачи являются ее начало и конец допустимые исходя к из логической последовательности сети. Обратный проход использует в качестве исходной точки конечную дату расписания, вычисленную путем прямого прохода, и проводится обратный расчет для определения поздних дат начала и окончания задач. Поздними датами задачи являются ее самые поздние допустимые начало и конец, не влекущие задержки выполнения всего проекта. На основании рассчитанных ранних и поздних дат начала задач определяются величины временных резервов для каждой задачи.

Наиболее значимым из всех резервов является полный резерв. Он представляет собой время, на которое может быть увеличена продолжительность задачи без задержки планового срока завершения проекта. Свободный резерв показывает время, на которое может быть задержано выполнение задачи без ущерба для полного резерва последующих задач сети.

В результате менеджер проекта получает следующие данные: Общую продолжительность проекта и календарную дату его окончания. Комплекс задач, лежащих на критическом пути. Ранние и поздние календарные даты начала и конца для каждой задачи.

Анализ по МКП не требует установки жестких дат начала для работ, не лежащих на критическом пути. В отличие от критических работ, они могут быть запланированы на любое время между их ранними и поздними датами.

В реальной жизни наиболее распространенным подходом к планированию сроков начала работы является подход «Как Можно Раньше». Основная задача менеджера состоит в том, чтобы выполнить проект в кратчайшие сроки, и он будет стремиться выполнить задачи как можно раньше. Но бывают ситуации, когда некоторые работы выгодно перенести на более поздние сроки. В данном случае применяется тип планирования «Как Можно Позже».

Несколько вопросов могут помочь получить полезную информацию:

· Совпадает ли полученная конечная дата с ожидаемой? Приемлемо ли это с точки зрения целей проекта?

· Какие работы являются критическими? Совпадают ли они с теми, которые предполагались предварительно членами команды?

· Какие из некритических работ имеют наименьший общий резерв? Какова вероятность или риск того, что эти работы станут критическими и будут задерживать дату завершения?

· Какие работы имеют достаточный общий резерв? Существует ли возможность перераспределения их ресурсов на критические задачи?

· Какие календарные даты могут быть зафиксированы в графике проекта и действительно ли они соответствуют реальным намерениям руководства и плану по вехам?

60. Сметная стоимость и методы ее определения (Понятие и подходы к расчету применительно к строительным проектам)

Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования, формирования договорных цен на продукцию, расчетов за выполненные подрядные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности организаций и заказчиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...