Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Все это является кантовским представлением Просвещения.




 

Искажениями Просвещения являются:

 

· сциентизм- термин, обозначающий взгляды людей, которые чрезмерно преувеличивают роль науки в культуре и обществе в целом.

· индивидуализм- распад общества на отдельные личности.

· глубокая десакрализация- потеря священного, ценностного момента в культуре.

· потеря смысла

· всеобщий релятивизм- представление о том, что всё относительно, все можно оправдать с какой- либо точки зрения.

Философия конца 18- начала 19 века называется немецкой классической философией. Основатель этой философии Кант.

Кант: Просвещение-ограничено нашим разумом.

 

Основные понятия идеализма Г.В.Ф.Гегеля. (По лекциям А. Кожева).

Основные части философской системы Гегеля:

 Логика

 философия природы

 философия духа

Основные принципы философия Гегеля: Существует абсолютная идея (мировой разум, мировой дух), которая предшествует человеку и природе. Религия понимает ее как Бога. Эта абсолютная идея желает познать себя. Для этого ей необходимо пройти путь самоотчуждения (выражение себя во внешних формах). Что эта идея и делает, когда она творит природу. Она находит различные формы своего воплощения: природу, человека, общество, религию, философию и др. Все это моменты воплощения духа. Дух не в чем не находит себе адекватного образа, пока не появляется гегелевская философия. Гегелевская философия постигает все моменты, как части развивающегося целого, поэтому Гегель считал свою философию зеркалом абсолютного духа и завершением философской традиции.

Природа человека, искусство, религия –моменты самоотчуждения абсолютной идеи, а собственной формой существования абсолютной идеи (духа) является движение логических понятий. Это движение диалектично, т.е. оно движется внутренними противоречиями и проходит три стадии: Тезис - бытие в себе - логос. Антитезис - бытие для другого - природа.Синтез - бытие в себе и для себя - дух.

Абсолютный дух познает себя как дух, но только после сотворения природы (бутон, цветок, плод).

Три закона диалектики (систематизирует Энгельс):закон единства и борьбы противоположностей (для каждой вещи есть противоположность, единство противоположностей создает противоречие, это противоречие является источником развития). закон перехода количественных изменений в качественные (каждая вещь может быть описана как количественно, так и качественно, но количественные определения неважны для определенных пределов; Мера – это то, что соединяет количество и качество). закон отрицания отрицания (речь идет о возврате к старому на новом этапе; развитие проходит в три стадии, мы возвращаемся к тезису, но на новом этапе).

Диалектика Господина и Раба. Господин и раб – это образы, которые применяет Гегель для описания человеческого самосознания, т.е. человек может иметь самосознания господина или раба. Индивид - в себе(раб) – определенное врожденное непроизведенное бытие. Индивид – для себя (господин)– свободное действие. Человек есть бытие в себе и для себя, его существование – движение. Целостное бытие человека – это соединение того, что дано человеку от рождения и то, что он отвергает.

Кожев интерпретирует Гегеля, выделяет важность таких действий как борьба и труд. Свобода – не как выбор возможностей, а как отрицание данного. Творчество понимается как отрицание данного (старого) и создание чего-то нового, но это новое создается из природных материалов. Гегель подчеркивает, что человек остается собой, никогда не являясь тем же саамы. Он всегда изменяется, проходит через кризисы. Двигаться вперед человека заставляют желания. Реализуя свои желания – человек свободен. Желание – это вопиющее присутствие отсутствия реальности. Только человек может изменять себя и менять мир. Для человека важным является бытие в признанности. Кожев вслед за Гегелем говорит о том, что человек готов рисковать ради желания быть признанными. Этот риск абсолютно лишен биологической причины. «Только человек может рисковать жизнью ради славы и долга». Жизнь человека – это борьба за признание, этом Гегель видит проявление негативности.

Есть два вида самосознания: 1) самосознание господина – это самосознание для себя. 2) самосознание раба – это самосознание в себе, сознание себя в качестве связанного существа.

Идет борьба двух самосознаний. Господин становится господином тогда, когда он идет на смерть и не боится ее. Раб становится рабом, когда в смертельной схватке не может идти до конца (лишь бы не убили).

Господин берет в плен раба и заставляет работать на себя. В ходе труда раб учится и совершенствует свои навыки и понимает, что господин уже не может без него обойтись.

Другой формой проявления негативности является труд. Труд негативен, потому что он принудителен, но в ходе труда человек реализуется как творческое существо, в ходе труда он действительно созидает объекты, созидает самого себя, как умеющего их делать.

Диалектический синтез раба и господина – это гражданин государства, в котором тезис господина и антитезис раба сняты диалектически. Они устранены в том, что является в них односторонним и несовершенным, но сохранены в том, в чем они являются действительно человечными. Раб творит историю, а гражданин ее созидает. Гражданин - подлинный творец истории.

История – это прогресс духа к свободе. Этот прогресс, прежде всего, в освобождении от власти природы. Все действительное – разумно. Есть внутренняя логика развития истории. Гегель говорит не о реальности, а о действительности.

Гегель выделяет следующие этапы развития истории: 1) Восток (только один свободен- это деспот). 2) Античность (некоторые свободны (аристократия, демократия)). 3) Европа (христианский мир). Все свободны. Разум правит миром.

Вывод: ход мирового развития представляет собой историю человечества в ее конкретности и многообразии, а сущностью мирового развития (духа) является свобода. Но эта свобода не дана изначально, во-первых, ее нужно узнать, во-вторых, осуществить.

27. (не27, а 29) 29 Понятие «отчуждение» у Л.Фейербаха и К.Маркса

Фейербах. Отчуждение сущностных сил человека. В тетр.

Родовая сущность человека, согласно Фейербаху, неизменна. Родовые качества человека неизменны, поскольку даны ему природой, подобно тому, как природа наделяет особыми чертами растения, животных и другие существа. Другое дело, что человек, согласно Фейербаху, может жить в соответствии со своей природой, а может жить отчужденной жизнью, как это происходит в среде христиан.

 

Суть заключается в том, что Ф­ейербах показывает механизм возникновения идеалистических и религиозных взглядов. Эти взгляды возникают тогда, когда мышление обыкновенных людей абстрагируется от их носителей, возводится в степень и превращается в некий Абсолют. «Бесконечная или божественная сущность,- пишет Фейербах,- есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо».

 

Такое превращение человеческих свойств и способностей в некое самостоятельное существо Фейербах называет отчуждением сущностных сил человека. Всякая религиозная вера, по его убеждению, является результатом такого отчуждения. И все основные определения божества – это определения человека, превращенные в самостоятельный субъект. Почему, отмечает Фейербах, Бог, согласно христианскому вероучению, есть Любовь? А потому, утверждает он, что любовь есть сущностное свойство самого человека. Любовь является неистребимым желанием человека, и потому он её обожествляет.

1) Сначала люди живут в невинности, в гармонии с собой;

2) Люди творят образ Бога.При этом не осознает, что Бог создан чел-ом; Они понимают Бога как нечто отличное от самих себя, как внешнюю силу, кот-ая угрожает и наказывает. Не Бог создал чел-ка, а чел-ек создал Бога. Чел-ек раздваивается между тем, что признает в качестве себя, и тем, что признает в качестве внешней силы, кот-ая на самом деле лишь его внешнее проявление. Это раздвоение и есть отчуждение: чел-ек становится чужд своей собственной части и самому себе. В этом отчужденном состоянии чел-ек воспринимает Бога как независимую силу, а себя как бессильного. Чел-ек тиранизируется своим собственным сознанием.

3) Для преодоления этого злостчастного отчуждения чел-ек должен познать подлинное отн-ие между собой и Богом, Бог кот-го он представляет внешней силой есть нечто иное как порождение самого чел-ка.

 

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах:

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.

2. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд не удовлетворяет потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой- т.е. свободен. Таким образом, он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд- форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь- деятельный контакт с природой, в которой главное- труд, производство: «…производственная жизнь и есть родовая жизнь». Но для рабочего труд- лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е. отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.

4. Подневольный труд порождает отчуждённость между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться. Не только рабочий, но и все люди являются отчуждёнными. Отношения между людьми тоже отчуждённые и различия только в видах и уровнях отчуждения.

28. (30 билет) Материалистическое понимание истории. К.Маркс. Анализ произведений «Тезисы о Фейербахе», «К критике политической экономии» Предисловие.

Материалистическое понимание истории

Маркса называют материалистом прежде всего в смысле утверждения "экономико-материальные факторы являются движущей силой исторического процесса" (исторический материализм). Маркс особо не занимался философией природы. "Марксистская" философия природы в основном является детищем Энгельса. Когда Маркс говорит о своем "материализме", то чаще всего он имеет в виду исторический материализм.

 

По-видимому, Маркс понимает природу как Аристотель. Природа иерархически упорядочена, начиная с низших форм (камней, грязи и т.д.) и кончая высшей формой бытия, которой является человек. Между различными формами бытия имеются качественные скачки. Так, человек качественно отличен от животных и выше их. Маркс не утверждает, что "человек материален". Он не говорит и того, что сознание "в основном" является совокупностью маленьких материальных частиц. Маркс не допускает и существования форм бытия, которые выше человека.

 

Маркс также разделяет с Аристотелем точку зрения на человека как на человека в сообществе. Именно в сообществе человек впервые способен показать путем самореализации в различных социальных группах то, кем он является. Но для Маркса труд - это формативный процесс. С помощью труда, говорит Маркс, социальные институты так изменяются, что на новых исторических этапах могут быть реализованы другие человеческие качества. Люди, живущие при капитализме, могут реализовать иные свои качества и способности, чем люди, жившие в городе-государстве. История - это формативный процесс, посредством которого человечество реализует себя. Изучая историю, мы знакомимся с человечеством и сами с собой. История является процессом формирования, в котором человек становится человеком. И диалектические законы, которые управляют этим историческим процессом, говорит Маркс, должны быть "материалистическими ".

 

«Тезисы о Фейербахе»

В сжатой форме Маркс формулирует в работе кардинальные положения новой философии. Центральная идея тезисов — разработка научного понимания практики, что требовало материалистического понимания истории. Основные положения такого понимания и изложены в тезисах:

· характеристика общественной жизни как преимущественно практической;

· понимание того, что человек порожден своим собственным трудом, а по своей сущности представляет совокупность общественных отношений;

· анализ зависимости идеологических явлений (например, религии) от условий существования и развития общества.

 

Общество, а не Бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество. Маркс и Энгельс считали, что только историческое развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом деле улучшить мир: «…Точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество», «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Тезисы о Фейербахе, 1845, 10-й и 11-й тезис).

 

С этих позиций критикуется исторический идеализм Фейербаха. Исходя из единства теории и практики, Маркс по-новому ставит проблемы гносеологии и подвергает критике весь «предшествующий» материализм, указывая на созерцательность как на его главный недостаток.

 

Одновременно с этим, отмечая заслуги идеализма в развитии «деятельной стороны», то есть активности субъекта в процессе его взаимодействия с объектом, Маркс вскрывает порочность идеалистического понимания практической деятельности.

 

«К критике политической экономии» Предисловие в тетр.

Материалистическое понимание истории. К.Маркс. Анализ произведений Тезисы о Фейербахе, К критике политической экономии Предисловие.

Карл Маркс 1818-1883 — основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии.

Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса — гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию.

1859г-теоретическая и практическая революционная деятельность Марка и Энгельса в это время была направлена на подготовку международного пролетариата к новым классовым боям в условии назревавшего революционного подъема. Маркс продолжает усиленно заниматься вопросами политической экономии.

Разрабатывая революционную теорию пролетариата Маркс и Энгельс особенно большое внимание уделяет в этот период развитию экономического учения. На создание пролетарской политической экономии были направлены главные усилия Маркса.

В течение многих лет Маркс глубоко исследовал важнейшие проблемы политической экономии капитализма. Изучал на основании многочисленых источников и материалов экономическую действительность капиталистического общества, различные отрасли общественных и естественных наук.

Марксом были в общих чертах разработаны основы теории прибавочной стоимости – краеугольного камня марксистской политической экономии.

Этот труд отражает важный этап в формулировании экономического учения Маркса.

Значительное место уделено здесь критическому разбору различных буржуазных и мелкобуржуазных теорий товара, стоимость, денег и денежного обращения.

Из всех общественных отношений – производственные отношения, как основные, определяют все прочие отношения.

Он подчеркнул, что совокупность этих производственных отношений составлет реальный базис общества, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствует определенные формы общественного сознания.

Возникающие на определенной стадии развития классового общества противоречия между производительными силами и производственными отношениями являются главной причиной социальной революции, революционной смены одной общественно-экономической формации другой более прогрессивной.

Маркс доказывает, что капиталистические общества неизбежно должно погибнуть, что буржуазные и производственные отношения являются вместе с тем последней антагонистической формой общественного процесса производства, что будущей, социальстический общественый строй будет свободен от антагонизмов классвого общества.

Он всрывает противоречия между потребительской стоимостью и стоимостью товара и показывает, что развитие этого противоречия,его распределение на отношения мужде товаром и деньгами представляет собой естественно-исторический процесс.

Исследуя товар:

1)Маркс показывает, что продукт приобретает формы товара только при определении общественных отношениях.

2)Маркс рассматривает товар как экономическую клеточку буржуазного общества.

3)Маркс в своем анализе товара первым устанавливает, что потребительская и меновая стоимость составляют противоречивое единство, отражающее реально существующие противоречия между частным и общественным трудом товаропроизводителей.

Он установил и доказал двойственный характер труда.

Ряд статей Маркса и Энгельса в данном томе отражает борьбу, которую основоположники марксизма систематически вели против гнусной системы порабощения эксплуатации колонильных и зависимых стран европейскими капиталистическими державами, в первую очередь англии.

Билет) Стиль и основные темы философии Ф.Ницше. Анализ произведения «Так говорил Заратустра», фрагменты Предисловие, «О трех превращениях», «О дарящей добродетели», «Семь печатей».

Стиль философии Ф.Ницше:

Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма можно назвать следствием осознанного выбора философа, результатом последовательного развития его убеждений.

Ницше: Изобретение возможности жизни.Новое понимание бытия. Философ-изобретатель.

Ницше не излагает последовательно, он пишет афоризмами. Истина не главное, главное-воля к власти.Самосознанию не все доступно, музыка помогает пережить бытие.

 

Основные темы философии Ф.Ницше:

- Стремление к власти, стремление обладать.

- Тема Сверхчеловека.

- Нигилизм

- Переоценка всех ценностей

- Вечное возвращение того же самого.

Иногда Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме» являющемся центральным понятием его философии.Слово «нигилизм» означает негативность и пустоту.

Мир лишен ценности, т.е. чего-либо, чем бы имело смысл обладать на 100%.

Утверждение, что мир лишен ценности, отнюдь не означает, что он обладает низкой ценностью на шкале ценностей, подобно тому, как когда мы говорим, что нечто малоценно или вообще не представляет ценности, скорее, это совсем не та вещь, о которой логически осмысленно говорить, что она либо обладает небольшой ценностью, либо ей присуща та или иная высшая ценность.

 

Предисловие.

Семь печатей про вечное возвращение, сверхчеловек.

«О трех превращениях».

Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа:

 

Первая стадия это – состояние верблюда, нагруженного всевозможными «ты должен». Это состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека.

 

Вторая стадия – стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для «новых ценностей». С момента превращения верблюда в льва и начинается эволюция человека в сверхчеловека. Эта стадия является в процессе эволюции предварительной ступенью и исчерпывается одним отрицанием.

 

Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. В процессе реализации сверхчеловека – это момент положительный, период творчества. Им заканчивается весь процесс.

 

«О дарящей добродетели». Дарящая добродетель – это высшая добродетель.

Это есть вполне бескорыстное, чуждое всякой тени утилитарности или расчета, стремление отдавать свое внутреннее богатство всякому, нуждающемуся в нем, чтобы и в других была такая же полнота душевных сил. Стремление это возникает, как естественный результат процесса «самопреодоления» человека во имя идеал полноты творческих сил души. Властью является эта новая добродетель; господствующей мыслью является она и вокруг нее мудрая душа. Властолюбие для Ницше — это субъективная сторона дарящей добродетели.

 

Развитие для Ницше не имеет смысла. Регресс. Но возможно становление нового человека. Концепция вечного возвращения. Принцип сохранения силы во вселенной, энергия и т.п. Понимая абсурдность своего подхода с опорой на науку, использует аллегорический образ — бесконечная дорога, лежащая позади нас, и ворота перед нами с надписью мгновение.Человек их переступает и снова видит перед собой ворота, а позади бесконечная дорога. Знание — это власть. Наука может скользить лишь по поверхности. Суть — обладать объектом, а не познать. Наука — удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Аморализм — конфронтация с традиционной христианской моралью. Христианская мораль — восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи — самый зловредный народ из — за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. Становиться проблематична оценка досократовских людей. Бог умер, — говорит Заратустра: И это мы его умертвили. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей — белокурая бестия. Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли — они должны выжить. Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. По ту сторону добра и зла против понятий христианской морали. Политика — власть вне морали. Hицше упивался Достоевским. Вирус бестиальности Hицше. Поразил многих. Больной — паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы ипостаси духовного развития человека. 1. Верблюд — животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения. 2. В пустыне трансформируется во льва — я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух — рабской зависимости и злого начала.

Идеал у Ницше — деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. Женщины — это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой.

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п, за стремление людей к искусству.

 

Поделиться:





Читайте также:

J Ознакомьтесь с описанием задач различных типов игр по М.Ф Стронину и определите, является ли данная классификация условной.
А) выявляется редко
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является...
Бог высказался откровенно о том, почему он нас создал такими, какие мы есть, и что является нашей ролью.
Болезнь не является Божьей волей
В задаче об оптимальном распределении ресурсов критерием оптимальности является
В любом существе живёт Бог.Бог-ядро всех существ,Он сам-эти существа.Он является Всем,Все являются Им.
В основе оздоровительного эффекта при занятиях ФУ направленными на коррекцию телосложения лиц среднего возраста является: (отметь неверный ответ)
В следующей жизни душа помнит то, что хорошо было бы запомнить в предыдущей —что все результаты создаются мыслью и что проявление является результатом намерения.
В узком понимании - миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...