Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БИЛЕТ) Формирование и развитие русской философской культуры 11-20 вв. Специфика русской философской мысли.




 

Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Её зарождение относят к X веку.

 

На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире.

 

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого, преображение настоящего и в ней же присутствует тема будущего, искания справедливого общественного устройства. В этой философии неизменным является так же осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой философии, ее космическом призвании.

 

Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности и гуманизма. Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны.

 

Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны. Вопросы философского характера раскрывались в летописях. Так, в «Повести Временных Лет» Нестором был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском Боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. Первым древнерусским философом принято считать Киевского митрополита Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой стала христианская история и места в ней России. В «Молитве» Илларион рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и греховность. Для спасения человека требуется его обращение к Богу. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

Яркими представителями русской философской мысли выступают второй после Иллариона митрополит Климент Смолятич и епископ г. Турова Кирилл. В своем творчестве они использовали метод притчи.

 

Своеобразным сочинением является «Поучение» князя Владимира Мономаха, в котором он отмечает, что праведная жизнь любого человека достигается добрыми делами: «покаянием», «слезами», и «милостыней».

В период Московского царства 11-14 века появились натурфилософские учения. В 14 века распространился «исихазм» – это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления.

 

Стало формироваться реформационное движение, выступавшее в форме ересей. Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед богом и светской властью.

 

Еще один крупный философ — Максим Грек (ок. 1470 — 1556). Он считается самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. В своих сочинениях он проводил мысль о высоком предназначении человека; доказывал, что философия связана с филологией.

 

В XVI в. по мере укрепления Русского государства расширилась переводческая деятельность.

В 1685 г. было открыто первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия в Москве. Во главе ее философской жизни стояли братья Лихуды. Курс по философии они впервые прочитали в академии с марта 1690 г. по август 1691 г. Читаемый ими курс философии еще был насыщен богословием, но в то же время в него включались и проблемы светской философии.

 

Существенный вклад в развитие русской философии в XVII в. внесли Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев.

 

Значительное место в русской духовной жизни рубежа XVII — XVIII вв. занимает Дмитрий Ростовский, впоследствии причисленный к лику святых за создание многотомного труда “Минеи Четьи”, в который вошли жизнеописания святых.

 

XVIII век- Русское Просвещение. Именно XVIII век поставил Россию вровень с Европой. В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, а не желающих ее усваивать принуждают к этому силой; появляются великие ученые, мыслители, политики. Начало этому процессу положили реформы Петра I.

В этот период происходит секуляризация, «обмирщение» культуры в целом, и в этой связи начинается становление светского типа философствования. Зарождается университетская философия в университете при Петербургской Академии наук (1724) и Московском университете (1755).

 

Утверждение в России светской философии европейского типа – процесс достаточно длительный, не сводившийся к единовременному восприятию западноевропейских университетских традиций.

Ломоносов заложил традиции естественнонаучного реализма. Сформулировал закон сохранения вещества и движения. Движение – внутренняя активность вещества, оно вечно.

 

Радищев: в 1790 году вышла его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» где критиковал крепостное право и самодержавие. Отстаивал идею народной революции. Лучшая форма правления – республика.

Первый западник — Петр Яковлевич Чаадаев подверг сокрушительной критике общественный строй России, утверждал, что русские не внесли никакого вклада в развитие человечества.

 

Владимир Сергеевич Соловьев – философ-идеалист, мистик, публицист, поэт. Он был наиболее крупным религиозным философом. Им была разработана идея Богочеловечества, т. е. идея, что России уготована миссия соединить Бога и человека в одном лице.

 

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева. Николай Александрович Бердяев попытался внедрить элементы западной философии (либерализма и индивидуализма) в сознание русского человека, но при участии соответствующим образом модернизированной религии.

 

Шпет Густав Густавович является сторонником философии как знания. Он отвергает философию в качестве мировоззрения, проповеди. Согласно Шпету, знание не является чем-то застывшим. Предмет знания меняется в связи с развитием исторических отношений.

Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) — крупнейший представитель русской религиозной философской мысли.

 

П. Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил большое количество трудов по теологии, истории философии и культурологии. Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматах и авторитетах.

 

31. (33 билет) Философский смысл «Легенды о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского. («Братья Карамазовы», часть 2, книга 5).

Содержание: Христос является в своем земном облике в Севилье 16 в., творит чудеса и приветствуется народом, Великий Инквизитор велит страже взять его, а затем навещает его в тюрьме и обращается к нему с пространной речью, в которой и заключается весь смысл легенды.

Смысл: Резкое противопоставление Христовой идее искушения программе спасения, задуманной Великим Инквизитором.

Вместо того, чтобы взять за основу достоинство человека и чаять спасения путем отказа ото всех внешних приманок и принуждения, путем свободно-принятого решения человека следовать Христу, надо прибегнуть к 3 средствам, который предлагал страшный и умный дух:

1) признать действенным и убедительным могущество «хлеба» над массой

2) воздействовать на нее посредством «чуда, тайны и авторитета»

3) захват земной власти

Философский смысл легенды:

· Содержащаяся в легенде критика направлена вообще против целей той утопии, которая неоднократно формировалась в истории человечества – против намерения передать ответственность за судьбы общества в руки избранного мудрого слоя и достигнуть счастья человечества посредством деспотической власти над безответственной, воспитанной в рабском повиновении массой.

· Главный упрек Инквизитора Христу в том, что Христос на пути своего спасения не только не освобождает человека от проблематики жизни, от бремени свободного принятия решений, но что Он, считаясь с достоинством человека, налагает на его плечи неслыханное бремя.

· Как считает Великий Инквизитор, истинное спасение человека заключается в его освобождении от проблематики жизни (ибо эта проблематика и есть проклятие, которое тяготеет над родом человеческим в результате грехопадения).

· Основная мысль, определяющая понимание и программу Великого Инквизитора – это идея Земного Рая.

Мечта о рае на земле, которая представляет собой восстановление первоначальной абсолютно гармоничной райской жизни, в которой последствия грехопадения аннулируются и отменяются.

Описанию земного рая присуща одна черта: это – идеальное состояние достигается ценой отказа от творческой тревоги духа. Достижение этого райского состояния требует сознательного самоограничения духа, решительного признания духовной неполноценности и незрелости человека.

Истинное блаженство человека лежит только в возврате к младенческой невинности – а для зрелого человека это означал отказ от духовного достоинства.

Сознание собственной свободы, в смысле внутренней иррациональности творческой тревоги – образует глубочайшее естество человека.

 

32. Бытие, сущее, Ничто в философии М.Хайдеггера (1889 -1976)

«Исследованию подлежит только сущее и более – ничто; одно сущее и кроме него – ничто; единственное сущее и сверх того – ничто».

Сущее – вся совокупность вещей, которые нас окружают.

Бытие – то единое, благодаря которому существует сущее.

Ничто – отрицание всей совокупности сущего (Но для этого необходимо уметь представить все сущее в целом, что невозможно на уровне представления, но возможно на уровне ощущения)

О Ничто нам говорит ощущение ужаса (ужас отличается от страха/боязни: это фундаментальное настроение, предмет не определен).

Человек - существо, изначально выдвинутое в Ничто: человек может «подойти» к Сущему и вникнуть в него.

Когда человек ощущает Ничто, то он может перешагнуть за пределы сущего в целом, что приводит к обнаружению бытия.

Все это есть метафизика, т.е. вопрошание о бытии.

Философия - то, что приводит в движение метафизику.

 

33. (37 билет) Проблема бытия в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера Бытие и время.

Бытие и время публткуется в дек,1927г.

Цель работы: Помыслить бытие во времени. Вопрос о бытие Хайдеггер начинает с прояснения вопроса каким явл-ся то сущее, кот.ставит вопрос о бытии: Dasein.

Поделиться:





Читайте также:

I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
II. Информирование о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам
II. Проследите развитие мотивного комплекса, изменение лирического субъекта, учитывая жанрово-тематическую классификацию лирики Пушкина.
IV. Формирование новых знаний.
Q Мы обсудили особенности составления заключения при оценке психических функций у детей. А есть ли специфика нейропсихо-логической диагностики в детском возрасте?
S-образная кривая выражает естественное развитие компании (продукта, товара или иного явления) с позиции критерия максимальной эффективности данного процесса.
V. Развитие и питание человека.
VII. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И БИОГРАФИЯ
XI. Как можно преодолеть развитие толерантности к нитратам?
А) группы для детей с общим недоразвитием речи,






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...