Лекция 5 Судебные реформы Петра I.
Подлинным новатором в реформе суда был Петр I, предприняв первую попытку отделения суда от администрации. В 1714—1715 гг. возникли «канцелярии розыскных дел», которым он поручал следствие по крупнейшим делам. Вели их штаб-офицеры гвардии. Исключительной прерогативой царской власти было право помилования. Царь рассматривал поступавшие на его имя жалобы — челобитья. Тем не менее практика подачи жалоб непосредственно царю продолжалась. Это объяснялось в определенной мере недостаточной юридической грамотностью населения. Но основными причинами были пороки организации суда, вера народа в «доброго» царя. Суду царя были подведомственны и дела высших должностных лиц — генерал-прокурора и обер-прокурора Сената (с момента учреждения этих должностей). Высшим судебным органом после царя являлся Сенат, созданный в 1711 г. и ставший с 1718г. высшей апелляционной инстанцией. С учреждением Сената была ликвидирована Боярская Дума. Но, по мнению большинства дореволюционных русских исследователей, между двумя этими органами существовала преемственная связь. Сенат в значительной мере воспринял компетенцию Думы. Однако если деятельность Боярской Думы основывалась преимущественно на обычном праве, то деятельность Сената была строго регламентирована законом. Первоначально Сенат состоял из девяти сенаторов, назначаемых царем, и составлял одно общее присутствие. В состав Сената перешла Расправная Палата, специальное судебное отделение Боярской Думы, ставшая его судебным департаментом. Основной задачей Расправной Палаты было рассмотрение доношений фискалов и челобитных на незаконные действия и решения местных
органов управления и суда. Расправная Палата состояла частично из сенаторов, а частично из «судей расправных дел», назначенных Сенатом. Она обладала собственной структурой: председатель и члены.
Приговором Сената от 3 сентября 1713 г. была уточнена компетенция Расправной Палаты — она должна принимать к своему рассмотрению лишь дела «вершеные», т. е. уже рассмотренные нижестоящими судами. Сенат в качестве суда первой инстанции рассматривал дела о политических преступлениях высших должностных лиц, в том числе должностные преступления сенаторов, а в качестве высшей апелляционной инстанции — жалобы на решения Юстиц-коллегии, Поместного приказа и других судебных органов. Решения Сената не подлежали обжалованию и могли быть отменены только царем. На первом этапе реформ Петра Великого роль центральных судебных органов продолжали осуществлять обновленные приказы. Однако они не соответствовали усложнившимся задачам управления и суда, а потому были ликвидированы на втором этапе реформ. Петр I изменил и систему местных судебных органов. Их реорганизация началась в 1702 г., когда были упразднены губные учреждения, а их функции переданы воеводам. При воеводах создавались выборные дворянские советы, с которыми они совместно решали все порученные им дела. В соответствии с указом от 28 января 1715 г. — ландратские доли, не ставшие повсеместным явлением, а введенные в местностях, где не было комендантов.3 В связи с сохранявшейся неразделенностью органов управления и суда административно-территориальное деление отождествлялось с делением по судебным округам. Губернатор наделялся и судебными функциями. При нем в 1713 г. учреждались ландраты, вместе с которыми он должен был коллегиально решать все дела, в том числе судебные. Учреждение ландратов являлось попыткой Петра I привлечь российских дворян к выборной службе. Эти органы в качестве выборных просуществовали всего два года. Указ от 24апреля 1713 г. установил, что губернатор должен управлять губернией, образуя с ландратом коллегию. Ландратские коллегии состояли из 8— 12 человек, но одновременно при губернаторе находилось лишь двое ландратов. Эти пары менялись по месяцам, а вся коллегия собиралась один раз в конце года. При голосовании губернатор имел два голоса. На практике ландраты зачастую играли совещательную роль, и губернатор управлял губернией единолично. С течением времени ландраты превратились в простых помощников губернаторов, а в 1719г. были упразднены.
Указа о ликвидации ландратов несуществовал, по-видимому, они были уничтожены при проведении областной реформы 1719 г., поскольку в Положении о новом областном устройстве от 29 мая 1719 г. о них не упоминается. На первом этапе судебно-административных реформ правительству Петра I не удалось создать «регулярно» организованной общей судебной системы, но были проведены первые попытки отделения суда от управления путем создания специальных судебных органов, ландрихтеров, и установления судебных инстанций. С 1715г. ландрихтеры должны были выполнять роль первой судебной инстанции в тех городах, где не было военных гарнизонов и комендантов. Сенат в этом случае являлся высшей апелляционной инстанцией. Второй этап реформ Петра I в области судоустройства связан с реорганизацией центрального правительственного аппарата. Его началом можно считать 1717—1718 гг., когда взамен приказов были учреждены коллегии. Они строились по отраслевому принципу управления, усиливая тем самым централизацию центрального аппарата. Коллегии обладали единообразными штатами, четким разграничением обязанностей, выполняли свои функции на всей территории страны. В отличие от приказов, деятельность которых основывалась преимущественно на принципах единоначалия, дела в коллегиях должны были решаться коллегиально. Тайная канцелярия 1718г.2 - политический сыск был единственной задачей. Тайная канцелярия действовала на основе принципа единоначалия. В состав Канцелярии первоначально входили четыре министра, были также временные члены: дьяк и несколько подьячих, привлекаемых к следствию по конкретному делу. Личный состав Канцелярии получал жалованье. Петр I придавал важное значение этому учреждению, принимая личное участие в его делах, вынося или утверждая приговоры и осуществляя контроль за его деятельностью.
К 1725 г. усиливается значение Тайной канцелярии как судебного учреждения. «Министры» Канцелярии были переименованы в «судей» и получили соответствующие полномочия в сфере государева «слова и дела». Канцелярия была уничтожена Екатериной I в 1726 г., но потом вновь возникла в 1731 г. Последняя решительная попытка Петра III также не увенчалась успехом, и Тайная канцелярия, закрытая его указом, вновь возникла под названием Тайной экспедиции при Сенате. Юстиц-коллегия была создана в Москве 9 мая 1718 г. (в 1722 г. переведена в Петербург) путем соединения старых судебных приказов: Поместного, Сыскного, Земского, Судных дел.2 До учреждения Юстиц-коллегии жалобы и апелляции по делам, рассмотренным в местных судебных инстанциях, подавались в Расправную палату. В 1718г. правительство сделало попытку слить в одном учреждении — Юстиц-коллегии — рассмотрение всех спорных гражданских дел, как вотчинных, так и исковых. На практике это оказалось неудобным, и в 1720 г. бывший Поместный приказ выделяется из ее состава и преобразовывается в Вотчинную коллегию. Эта коллегия просуществовала до 1786 г., поскольку с введением в действие Учреждений о губерниях спорные дела о недвижимых имениях, подсудные ранее ей, были переданы палатам гражданского суда. Юстиц-коллегия же осуществляла управление губернскими и надворными судами и была для них апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам, а также ведала розыскными делами и сбором сведений о тюремных заключенных. Ей были подсудны дела по доношениям фискалов, дела самих фискалов, тяжбы иноземцев, служивших в коллегиях, вице-президентов, советников и асессоров. В ее компетенцию входили и другие дела, связанные с иноземными служащими, кроме дел по государственным преступлениям.
На втором же этапе реформ был создан институт прокуратуры. Прокуроры должны были осуществлять гласный надзор за деятельностью всех центральных и местных органов государства. Система прокуратуры возглавлялась генерал-прокурором, учрежденным при Сенате, согласно указу от 12 января 1722 г.2 В качестве его помощника и заместителя в Сенате назначался обер-прокурор. Обер-прокурор был и в Синоде, последний обладал компетенцией, равной генерал-прокурору в своем ведомстве. При коллегиях и надворных судах также имелись прокуроры. Система прокуратуры была централизованной. С ее созданием надзор распространился и на Сенат. Прокуроры контролировали также финансовую отчетность и ведомости коллегий. Создание института прокуратуры было вызвано необходимостью реформирования фискальной системы контроля, которая имела серьезные недостатки. Хотя обер-фискал имел право в случае обнаружения злоупотреблений вызывать в суд сенаторов — «высших судей», воспользоваться им было практически невозможно, поскольку первый являлся должностным лицом, подчиненным Сенату. Надзор за самим Сенатом не входил в компетенцию обер-фискала. Предшественниками генерал-прокурора в этой сфере были сначала генерал-ревизор, потом сенатский обер-секретарь и офицеры гвардии поочередно. Задача генерал-прокурора состояла не столько в регистрации нарушений закона, сколько в их предупреждении. Генерал-прокурор был обязан приносить протест с правом приостановления дела. Об этом он должен был немедленно («если весьма нужное») донести императору, в других случаях — сообщать в установленные указом сроки. Подчинение всей системы прокурорского надзора через генерал-прокурора непосредственно императору способствовало дальнейшему росту власти самодержавного монарха. Прокуратура просуществовала до Декрета о суде № 1 1917 года, претерпев некоторые изменения в структуре и функциях, но сохранив неизменными задачи. Генерал-прокурору подчинялась система прокуроров при нижестоящих учреждениях, которые были подсудны Сенату. Генерал-прокурор обладал также правом законодательной инициативы. Присутствуя на заседаниях Сената и используя право протеста и приостановления дела, генерал-прокурор мог влиять на отправление правосудия Сенатом. Аналогично действовали прокуроры при коллегиях и надворных судах. Обер-прокурор Сената должен был также подготавливать дела к слушанию. Дела рассматривались и решались присутствием Сената. Генерал-прокурор был обязан следить не только за своевременным рассмотрением и решением дел, но также за исполнением решений.
Началом реформы местного общего суда можно считать 1718г., когда правительство Петра I попыталось создать особые судебные органы, отдельные от административных, путем учреждения должности обер-ландрихтера губернии, возглавлявшего систему нижестоящих ландрихтеров. Предлагалась система специальных местных судебных органов, состоящая из двух звеньев: 1) обер-ландрихтер — главный судья губернии, имеющий ландсекретаря; 2) ландрихтер — уездный судья, а при нем ландшрейбер. Эта организация должна была быть введена с 1719г. Однако в этом году вместо ландрихтеров в ряде губернских городов (С.-Петербурге, Москве, Казани, Курске, Ярославле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске и Тобольске) создаются надворные суды, или гофгерихты, также заимствованные из шведской судебной системы и первоначально подчинявшиеся обер-ландрихтерам. Причины отказа правительства от устройства ландрихтерских судов неизвестны. По-видимому, в них отпала необходимость,в связи с созданием в 1718—1720гг. нижних и городовых судов, которым было поручено решение спорных исковых и поземельных дел, тогда как последние составляли раньше компетенцию ланд- рихтеров. Обер-ландрихтеры были также ликвидированы, как можно предположить, в 1719г., поскольку законодательство о них больше не упоминало. Таким образом, в 1718г. намечалось образовать новую судебную систему, состоявшую из двух единообразных судебных инстанций: надворный суд и городовой, или нижний, суд, непосредственно подчиненные Юстиц-коллегии. Последний носил в законодательстве различные наименования: уездный, земский, нижний или нижний городовой, или провинциальный. Где новых судов не было, там их функции выполняли соответственно воеводы, губернаторы, вице-губернаторы, обер-ландрихтеры, ландрихтеры и городовые судьи. Надворный суд составлял вторую, высшую областную судебную инстанцию, причем ему были подсудны дела нескольких губерний, по примеру гофгерихтов в Швеции. Тем самым создавались особые судебные округа, не совпадавшие с административно-территориальным делением страны. Надворный суд являлся судом первой инстанции для города или уезда, в котором был расположен. Там, где не были учреждены надворные суды, их функции выполняли губернаторы. Ведению надворных судов подлежали уголовные и гражданские дела. Вышестоящей инстанцией была Юстиц-коллегия, в которую поступали жалобы на надворные суды и на дела, превышавшие их подсудность, а также пересылались доносы фискалов. Делопроизводство было таким же, как и в других присутственных местах, заседания протоколировались. О составе надворных судов специальных указаний в законах Петра I не содержится. Известно только, что Московский надворный суд состоял из трех полковников, одного подполковника и двух царедворцев. Он должен был осуществлять свои функции на территории губернии совместно с вице-губернатором. Низовую ступень в общей судебной системе составляли провинциальные суды, для которых надворные суды служили апелляционной инстанцией. Там, где не вводилось никаких судов, их функции выполняли воеводы. Им были подсудны уголовные и гражданские дела, большинство из которых решались ими окончательно. В тех случаях, когда преступление влекло наказание в виде смертной казни или галерных работ, приговор нижнего суда направлялся в надворный суд, туда же доставляли преступника. Надворный суд по согласованию с местным губернатором, вице-губернатором или воеводою мог утвердить приговор и вернуть в нижний суд для исполнения. В случае несогласия с приговором дело направлялось на ревизию в Юстиц-коллегию. Апелляция на неправильность решения или медлительность судопроизводства в нижних судах приносилась в надворные суды той же губернии. Нижние провинциальные суды были учреждены в девяти городах. Они являлись коллегиальными органами и состояли из председателя — обер-ландрихтера и асессоров. В больших городах вводились единоличные нижние судебные органы в лице городового судьи. Их компетенция была тождественна компетенции коллегиальных нижних судов. В 1722 г. провинциальные суды были упразднены, а их функции переданы воеводам. В городах, отдаленных от центра провинции более чем на 200 верст, где не было воевод, создавался судебный орган в лице особого асессора, полномочия которого распространялись на несколько соседних городов. Ему были подсудны дела, не превышавшие цену иска в 10—20 руб. Вскоре асессоров заменили судебные комиссары, которым стали подведомственны дела с ценою иска в 50 руб.Более значительные дела подлежали подсудности воевод, которым подчинялись комиссары. Подводя итоги судебных реформ Петра I, надо отметить, что сделать суд полностью независимым от администрации не удалось, хотя структурное и функциональное их обособление было достигнуто созданием специальных органов, ведавших правосудием. Отношения между судебной и административной властями определялись тем, что воеводы и губернаторы не обладали правом решать спорные гражданские дела, а могли лишь контролировать деятельность судей, пресекая проволочку дел и нарушение правил делопроизводства. Они же принимали жалобы на действия судей, направляя их в надлежащие инстанции для рассмотрения, и обладали правом самостоятельного обжалования судебных решений. На воевод и губернаторов возлагалось исполнение судебных решений. Петр I создал две системы отдельных инстанций: сначала административно-судебную (коменданты, городовые и провинциальные воеводы-губернаторы), а в 1719 г. — судебную (судьи и городовые провинциальные суды — надворные суды). Ликвидация в 1722 г. городовых судей и передача их компетенции воеводам, т. е. обратное слияние судебной и административной властей, привели к «нерегулярности» в областной, местной системе, нарушили ее организацию и иерархию присутственных мест, запутали порядок принесения апелляционных жалоб. Это вызвало замедление делопроизводства в судах, скапливание дел, неудовлетворительное их решение, а впоследствии обусловило отказ от созданной Петром I общей системы местных судебных органов. Реформы судебного процесса. Обвинительный процесс, или «суд», не отвечал потребностям самодержавия, стремившегося обеспечить защиту интересов класса феодалов. Петр I проявил себя решительным противником состязательного процесса, который применялся в русских судах не только при рассмотрении гражданских дел, но и весьма значительной части уголовных. Сам по себе указ не создал принципиально новых форм процесса. Сохранялись некоторые черты, свойственные состязательному процессу, например предусматривался частный способ возбуждения дела — по челобитной, а не публичный, характерный для следственного процесса. В судебной практике после издания Указа 1697 г. продолжалось разделение на «суд» и «розыск». Наиболее характерными моментами в процессе, установленном Указом «О форме суда» 1723 г., являлись: 1) введение устного судоговорения; 2) при изложении жалобы истца или пострадавшего следовало указать на пункты обвинения, причем ответчику вменялось в обязанность дать ответ по каждому пункту отдельно; 3) расширялось судебное представительство, хотя и при соблюдении ряда формальностей 4) принимались меры к предотвращению волокиты, в частности для вызова в суд в установленный срок челобитчика и ответчика вводился письменный порядок доведения сроков проведения заседания суда и определялись законные причины неявки сторон в суд. Различали два вида челобитчиков: истец — в гражданском процессе и доноситель— в уголовном, хотя противная сторона именовалась в обоих случаях ответчиком. принцип состязательности соблюдался как в стадии судебного следствия, так и в стадии досудебной подготовки: ответчика следовало ознакомить с челобитной не позднее, чем за неделю до суда, чтобы он мог подготовиться к защите (Ст. 5.). Челобитчик обязан собрать все необходимые бумаги до начала судебного разбирательства. В тех случаях, когда ответчик выдвигал новые материалы, истцу предоставлялось время на поиск необходимых документов (Ст. 5); судебное представительство допускалось без ограничивающих условий, тогда как раньше— главным образом в случае болезни доверителя (Ст. 7), предусматривалась довольно сложная система письменного оформления дела, хотя Указ и провозгласил устность в качестве процессуального принципа; впервые требовалось, чтобы приговор основывался на «приличных», т. е. соответствующих, пунктах материального закона, в противном случае судьи подвергались наказанию (Ст. 8). В истории русского законодательства впервые устанавливался срок для введения в действие данного Указа — «с начала» 1724 г Подчеркивалось распространение действия Указа на все виды судов и запрещалось под страхом наказания применять другую форму процесса.
Лекция 6. Развитие сословной судебной системы и процесса при Екатерине Великой и Павле 1.
1. Система сословных судов 2. Система особых судов 3. Итоги судебной реформы Екатерины Великой. 4. Изменение судебной системы при Павле 1. 5. Развитие судебного процесса.
1. Радикальная модернизация системы правосудия проводилась не в первое десятилетие правления Екатерины II, а в период осуществления губернской реформы 1775—1780 гг. Существенно ограничив компетенцию Сената в высшем управлении, она фактически закрепила за ним роль высшего контрольного и судебного учреждения. В ходе последующей реформы областной административной и судебной системы Сенат практически лишился надзорной функции, которая была передана генерал-губернаторам, однако на долгие годы приобрел значение высшего суда империи. В 1774г. внесены частичные изменения в институт прокуратуры. В первый департамент был введен обер-прокурор (так же, как и в другие департаменты). Генерал-прокурору поручено осуществлять «наблюдение» в общем собрании Сената и руководить всеми государственными и секретными делами, ведущимися в департаментах. В период подготовки «Учреждений» в правительственных и общественных кругах наметились два направления идей об устройстве управления и суда в России. Императрица и часть ее приближенных высказывались за организацию государственного аппарата на основе принципа разделения властей. Большинство же дворян выступали за создание сословных органов суда и управления. Учреждения о губерниях состояли из двух актов, Судебные вопросы рассматриваются в обеих частях. Суд по-прежнему оставался одним из институтов управления, но на местном уровне создавались специальные судебные органы. Сословные суды. Согласно Учреждениям для управления губерний, число последних было увеличено до 40 (позднее —до 50), а во главе их поставлены наместники — генерал-губернаторы или губернаторы, назначаемые монархом и обладавшие широкими полномочиями в сфере управления. В помощь генерал-губернатору в качестве совещательного органа учреждалось губернское правление, состоявшее из губернатора, двух губернских советников и губернского прокурора, руководителей важнейших губернских учреждений. Генерал-губернатор или губернатор был председателем губернского правления. Учреждения о губерниях утверждали престиж губернского правления, указывая, что оно «есть место, управляющее всей губернией в силу законов именем императорского Величества».2 Значительная часть должностных лиц губерний (до 1/3) и уездов (до 1/2) была выборной. Во главе уездного управления стоял земский исправник или капитан, который осуществлял свои функции вместе с нижним земским судом, ведавшим местной администрацией и полицией, Земский исправник и заседатели суда избирались дворянством, а утверждались в должности правительством. Реформа местного управления, введя элементы самоуправления, предоставляла дворянам право участвовать в делах губернии и уезда, что способствовало укреплению положения этого сословия. По общему правилу в губернии были установлены две судебные инстанции: низшая — в уезде, высшая — в губернском городе, что должно было приблизить суд к населению. Членами судов являлись выборные представители местных «обществ». Большинство судов были сословными. Однако появились и общие судебные органы — Палаты гражданского и уголовного суда в губернии. Суды в целом оставались коллегиальными учреждениями. Учреждения о губерниях устанавливали следующие местные судебные органы: 1} губернские — Палата уголовного суда, Палата гражданского суда, Верхний земский суд, Верхняя расправа, Совестный суд, Губернский магистрат, Сиротский суд, городовые старосты и судьи словесного суда губернского города (все имели местом своего пребывания губернский город); 2) уездные — Уездный суд, Нижняя расправа, Нижний земский суд, городовые старосты и судьи словесного суда уездного города, Городовой магистрат, или Ратуша, Городовой сиротский суд (их местонахождение было в уездном городе). Кроме того, в С.-Петербурге и Москве учреждались Верхний и Нижний надворные суды.В соответствии с сословным принципом организации суда для дворян были созданы Уездный и Верхний земские суды. Уездный суд являлся судом низшей инстанции. Он состоял из уездного судьи и двух заседателей, избиравшихся дворянством уезда и утверждаемых губернатором. В его компетенцию входили гражданские и уголовные дела, а также поземельные споры. Причем суд обязан был рассматривать на месте спорные межи и границы. Инициатива в возбуждении дела ему не принадлежала, судебное разбирательство назначалось лишь по жалобе или иску частного лица, либо стряпчих, либо по требованию другого судебного или вышестоящего административного органа. Уездному суду было предоставлено право окончательно решать лишь малозначительные гражданские дела, цена иска которых была ниже 25 руб. По остальным делам недовольные решением суда стороны могли передать их на рассмотрение в вышестоящий Верхний земский суд. В сфере уголовных дел уездному суду было предоставлено право окончательного решения всех дел, за исключением тех, по которым подсудимые подвергались наказаниям в виде смертной, лишения чести или торговой казни. Полное присутствие уездного суда собиралось не менее трех раз в год. Пределы действия уездного суда ограничивались его округом, который, как правило, совпадал с территорией уезда. Формы отношений с другими присутственными местами были следующими: уездный суд получал от губернского правления, Палат уголовного и гражданского суда и Верхнего земского суда, т. е. вышестоящих органов, указы, а к ним обращался с рапортами. В нижестоящие органы он направлял указы (Нижнему земскому суду) или сообщения городничим. Апелляционной и ревизионной инстанциями по отношению к уездному суду был Верхний земский суд. В губернии в зависимости от ее размеров могло быть несколько таких судов. Его полное присутствие состояло из двух председателей, каждый из которых назначался императрицей по представлению Сената из двух рекомендованных кандидатов, и 10 заседателей, избиравшихся через каждые три года дворянством губернии. При суде состояли прокурор, стряпчий казенных и стряпчий уголовных дел. Суд подразделялся на два департамента, в каждый из которых входила половина членов общего присутствия. Первому департаменту поручалось ведение дел уголовных, второму — гражданских. Деление не было жестким, и в тех случаях, когда один из департаментов был перегружен делами, они могли быть переданы в другой департамент. Верхнему земскому суду были подчинены уездные суды, Дворянские опеки, земские суды его округа. В него поступали по апелляции на решения перечисленных органов все дела, жалобы и тяжбы дворян и на дворян, гражданские и уголовные, а также дела, касавшиеся вотчин, привилегий, завещаний, права наследования и исковые. В компетенцию суда входили также дела разночинцев, которые по правилам апелляции могли быть направлены из Уездных и Нижних в Верхний земский суд. По всем указанным делам Верхний земский суд мог окончательно решать тяжбы при цене иска до 100 руб., в остальных случаях дела, решением которых были недовольны стороны, могли переноситься в вышестоящую судебную инстанцию — Гражданскую палату.Все уголовные дела подлежали обязательной ревизии Уголовной палаты. Приговор утверждался большинством голосов. Для горожан учреждались также две судебные инстанции: городовой магистрат и губернский магистрат. Городовой магистрат, или ратуша, являлся низшей судебной инстанцией для городских жителей или жителей посада. Магистрат создавался в каждом городе, ратуши были оставлены только в посадах. Членами магистрата являлись 2 бургомистра и 4 ратмана, которые могли заседать в половинном составе присутствия поочередно. Состав городового магистрата избирался городовым купечеством и мещанством один раз в три года. Число членов ратуши зависело от количества населения в посаде. Если в посаде проживало менее 500 душ, то население выбирало одного бургомистра и двух ратманов. В больших посадах состав ратуш был равен составу аналогичного магистрата. Члены ратуши избирались тем же порядком баллотировки, что и члены магистрата, сроком на три года. Этим судебным органам не принадлежала инициатива самостоятельного возбуждения дела. Они рассматривали дела по жалобам или иску частных лиц, а также по указанию высших присутственных мест. В ведении городовых магистратов и ратуш были уголовные и гражданские тяжебные дела купцов и мещан города или посада, для которых суд выступал первой, низшей инстанцией. Гражданские дела, в которых цена иска была ниже 25 руб., решались там окончательно, и перенос дела запрещался законом. Окончательно решались и уголовные дела, за исключением тех, которые влекли для подсудимых наказание в виде смертной казни, лишения чести или торговой казни. Заседания городовых судов могли проходить в течение года «беспрерывно», за исключением «табельных дней». Пределы подсудности городовых магистратов и ратуш ограничивались территорией города или посада, в которых они были Учреждены. Объектами подсудности могли выступать лишь граждане регулярные, т. е. приписанные к городу, а не все население. Согласно Учреждениям о губерниях, в городах были оставлены суды старост и словесные суды, действовавшие на основании прежних законоположений. Этих судей избирало мещанство и купечество в начале каждого года путем баллотировки. В случае Удовлетворительной службы в течение года они могли выступать в качестве кандидатов в выборах на следующий срок. Апелляционной и ревизионной инстанциями для городовых судов был Губернский магистрат, учрежденный в каждой губернии. В зависимости от размеров губернии могло быть открыто более одного такого суда. В состав Губернского магистрата входили два председателя и шесть заседателей. Председатели назначались Сенатом по представлению губернского правления. Заседатели выбирались губернским городом один раз в три года из купцов и мещан губернского города путем баллотировки. Выбранные кандидаты подлежали утверждению губернатором. При Губернском магистрате состояли прокурор, стряпчий казенных и стряпчий уголовных дел. Губернский магистрат подразделялся на два департамента: гражданских и уголовных дел. В случае скопления большого количества гражданских дел их могли рассматривать оба департамента. Губернскому магистрату подчинялись городовые магистраты, сиротские суды и ратуши той губернии, в которой он был создан. Ему были подведомственны дела, касавшиеся привилегий, спорных владений или «целого города» или возбужденные стряпчими, а также апелляционные дела, поступавшие из городовых магистратов, сиротских судов и ратуш.Уголовные дела, рассмотренные Губернским магистратом, подлежали ревизии Уголовной палаты. Гражданские дела могли быть решены им окончательно при цене иска до 100руб., в остальных случаях недовольные его решением могли апеллировать в Палату гражданского суда. Губернский магистрат заседал трижды в год, за исключением воскресных и табельных дней. Пределы подсудности Губернского магистрата ограничивались территорией губернии, в которой он был учрежден. Формы его отношений с другими присутственными местами были следующие: от вышестоящих органов губернского правления и палат он получал указы, а сам направлял им рапорты и донесения; в подчиненные ему места направлял указы. Сиротский суд утверждался при каждом городовом магистрате «для купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот». В состав сиротского суда входили председатель— городской голова, два члена городского магистрата и городовой староста. Городской голова выбирался городским обществом на срок три года путем баллотировки, староста избирался таким же образом, но на один год.Городскому сиротскому суду поручалось «попечение» о малолетних сиротах, имениях, оставшихся после смерти владельцев, вдовах и их делах. Этот суд имел право назначать опекунов имениям и малолетним сиротам. В том случае, когда стороны не были удовлетворены решением по делу, оно могло быть перенесено в Губернский магистрат, т. е. устанавливался такой же порядок, как и для городового магистрата или ратуши. Для суда над свободными крестьянами в уездах и губерниях были учреждены две судебные инстанции: Нижняя расправа и Верхняя расправа. Нижние расправы создавались по усмотрению губернатора в тех городах и округах, где проживали однодворцы, «всяких прежних служб служилые люди», черносошные или государственные крестьяне, а также крестьяне, приписанные к заводам или к «каким ни есть местам». Им были подсудны ямщики, дворцовые крестьяне и «прочие временно в коронном управлении состоящие». Число учреждаемых судов зависело от количества населения — один суд полагался на 10— 30 тыс. человек. В состав Нижней расправы входили расправный судья и восемь заседателей. Расправный судья назначался наместничьим правлением из чиновников. Заседатели избирались селениями, которые составляли округ данного суда, из различных слоев населения: дворян, ученых, чиновников, разночинцев или поселян, Удовлетворявших условию «буде за ним нет явного порока». Утверждал их в должности губернатор. По два заседателя от Нижней расправы направлялись для участия в процессах Нижнего земского и Совестного судов, касавшихся избравших их селений. Нижней расправе были подсудны гражданские и уголовные дела их округа. Инициатива возбуждения принадлежала жалобщикам, истцам, стряпчим, другим судам, наместническому правлению, палатам или Верхней расправе. Жалобы на решения Нижней расправы подавались в Верхнюю расправу, однако при этом следовало внести 25 руб. залога в Нижнюю расправу. В тех случаях, когда тяжба шла о деле, цена иска по которому была ниже 25 руб., оно окончательно решалось Нижней расправой. Заседания Нижней расправы проходили не менее трех раз в год, в сроки, установленные для большинства судов. Верхняя расправа учреждалась в качестве апелляционной и ревизионной инстанции для Нижней расправы. В губернии в зависимости от ее размеров учреждалось не менее одной Верхней расправы. Ее полное присутствие состояло из двух председателей и 10 заседателей. Расправный судья и заседатели Верхней расправы определялись на должности тем же порядком, что и члены Нижней расправы. При Верхней расправе состояли прокурор, стряпчий казенных и стряпчий уголовных дел. Верхняя расправа подразделялась на два департамента: уголовных и гражданских дел. В состав каждого департамента входила половина общего присутствия Верхней расправы. Как и в других судах, департамент уголовных дел мог принимать к своему рассмотрению гражданские дела. Верхней расправе были подчинены Нижняя расправа, Нижний земский суд, в тех случаях, когда в губернии не было Верхнего земского суда. В Верхнюю расправу вносились все дела по апелляции на Нижние расправы. Ей были подсудны жалобы и тяжбы селений и жителей, входящих в ее округ, а также уголовные и гражданские дела, относящиеся ко всему селению или возбужденные стряпчими. Дела уголовные по окончании их решения и до исполнения приговора направлялись для ревизии в Палату уголовного суда. В 1787г. система сельской юстиции была дополнена.3 В местах, населенных крестьянами, приписанными к казенному ведомству, в которых имелось не менее 1000 дворов, для выполнения судебных и административных функций учреждались должности сельского старосты, а в каждой части из пятисот дворов — сельский староста и два выборных или словесных разборщика. В тех селениях, где имелось от 500 до 1000 дворов, учреждали должности сельского старшины, старосты и трех выборных; в селениях, состоящих из 200—500 дворов, имелось по одному старшине и старосте и по два выборных. В каждой губернии было создано по две судебные инстанции (уездной и губернской) для каждого из трех сословий. Третьей инстанцией для каждой категории сословных судов был губернский общесословный судебный орган — Палата уголовного и Палата гражданского суда. Пределы подсудности Палат ограничивались территорией губерний, в которых они учреждались. От вышестоящих органов (императора, Сената) они получали повеления в форме указов, им же подавали рапорты и донесения.
2. Помимо сословных и всесословных общих судебных органов судебная система империи была дополнена судами особенными. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|