Лекция 8. Попытка либеральных судебных реформ начала 20 века
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В конце 1904 г. была предпринята попытка провести либеральные реформы. Высочайший указ Правительствующему Сенату от декабря 1904 г., предписывавший придать единообразие судебной системе, дал толчок к подготовке наиболее значимого мероприятия самодержавия в судебной сфере в этот период — реформы местной юстиции. Большинство высказалось за уравнение крестьян с другими сословиями в правах, в частности в праве на судебную защиту. В ходе обсуждения звучала резкая критика в адрес волостного суда. Министр юстиции высказался за упразднение волостного суда и учреждение на местах таких судебных органов, которые были бы в состоянии применять общие законы государства. Схему преобразований устройства трех типов низшего звена судебной системы: 1. Коллегиальное учреждение во главе с выборным председателем из числа местных жителей, отвечающих определенном образовательному цензу. По всем или по некоторым делам к нему добавляются выборные заседатели из крестьян 2. Единоличный выборный мировой судья 3. Мировой судья, назначаемый от правительства Закон о местной юстиции 1912 г. по праву можно считать наиболее значимым мероприятием правительства в сфере суда начала XX в. И он попал в разряд реализованных правительством мероприятий. Мировой суд должен был поглотить сословный волостной суд. Причем выборы мировых судей должны были осуществляться органами местного самоуправления — земскими собраниями и городскими думами. Таким образом, закон от 15 июня 1912г. о преобразовании местного суда предусматривал следующее устройство низовых звеньев судебной системы. Волостные суды, хотя и сохраняли свой сословный характер (оставались крестьянскими судами), вводились в общую систему судебных установлений в качестве низшей инстанции местного суда. До этого закона они были судами «особенными», стоящими совершенно в стороне от остальных судов империи. Новый закон связывал волостные суды многочисленными нитями с мировыми судами. Волостные суды учреждались по одному на каждую волость.
В состав волостного суда входили: председатель, два члена и два кандидата. Апелляционной инстанцией для волостного суда являлся Верхний сельский суд. Он состоял из мирового судьи в качестве председателя и двух председателей волостных судов в качестве членов, заседающих по установленной мировым съездом очереди. Кассационной инстанцией для волостных судов являлся мировой съезд. В случае отмены решения верхнего сельского суда мировой съезд передавал дело на рассмотрение другого верхнего сельского суда.. Заседание волостного суда должно было проходить не реже двух раз в месяц. Мировые судьи по закону от 15 июня 1912 г. избирались сроком на 3 года уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировые судьи традиционно делились на участковых, почетных и добавочных. Мировым судьей могло быть избрано лицо, обладающее высшим юридическим образованием или средним образованием, при условии трехлетней службы. В качестве апелляционной инстанции для мировых судей устанавливались мировые съезды, состоявшие из мировых судей округа под председательством лица, назначаемого правительством. Законом от 15 июня 1912 г. была значительно расширена подсудность мирового суда по сравнению с уставами 1864 г. По гражданским делам им стали подсудны иски до 1000 руб. (ранее до 500). по уголовным делам — все преступные деяния, за которые назначались наказания не выше тюрьмы без лишения права состояния. Статья 12 закона гласила о том, что мировые судьи состояли по уездам и городам. Уезд с находящимися в нем городами составлял мировой округ. В примечаниях к ст. 12 сказано, что столичные города С.-Петербург и Москва, а также другие города, указанные в особом расписании (Одесса), образовывали особые мировые судебные округа.
Мировой округ разделялся на мировые участки, число которых определялось особым расписанием на основании решения министра юстиции (генерал-прокурора). Определение границ мировых участков в каждом мировом округе производилось уездными земскими собраниями. Должность мирового судьи не могла быть совмещаема с другими должностями на государственной или общественной службе, за исключением, однако, почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях, а также звания гласного земских собраний или городской думы (ст. 42). В случае болезни или смерти участкового мирового судьи его обязанности исполнялись одним из добавочных судей или одним из соседних участковых мировых судей по заранее установленной между ними очереди (ст. 43). Непосредственный надзор за мировыми судьями с правом ревизии делопроизводства принадлежал мировому съезду данного округа. Высший надзор за мировыми судьями осуществляли судебные палаты в пределах их округов, кассационные департаменты Правительствующего Сената и министр юстиции (ст. 64).
Лекция 9. НЭП.
Не оспаривая того факта, что введение новой экономической политики, внутренние потребности развития обусловили ускоренную разработку законодательства и реформу правоохранительных органов, следует сделать одно замечание. На интенсивность и содержание этой работы самое непосредственное влияние оказал внешний фактор, и в частности подготовка и проведение Генуэзской конференции (10 апреля— 19 мая 1922 г.). Инициаторы ее созыва согласились пригласить на конференцию Россию при условии выполнения ею ряда требований, в числе которых было обязательство восстановить «систему законодательства и суда, которая беспристрастно оградила бы права и обязательства, вытекающие из коммерческих другого рода договоров и обеспечивала бы их принудительную силу». Таким образом, проведение реформы правоохранительных органов и кодификация законодательства начинались в спешном порядке, что не могло не сказаться на качестве осуществленных мероприятий. Кроме того, как показало развитие событий, советское руководство в известной мере лукавило, объявив о ликвидации в стране чрезвычайной юстиции и органов внесудебной расправы.
28 мая 1922 г. 3-я сессия ВЦИК IX созыва приняла Положение о прокурорском надзоре. В составе НКЮ РСФСР учреждалась государственная прокуратура, на которую были возложены осуществление общего надзора, надзор за органами дознания, ГПУ, наблюдение за правильностью содержания под стражей, поддержание обвинения в суде. Вместе с тем предложение о строительстве органов прокуратуры как строго централизованной системы встретило серьезное противодействие со стороны как местных руководителей, так и ряда известных функционеров государственного масштаба, и прежде всего Л. Б. Каменева и А. И. Рыкова. 9 января 1923 г. последовал циркуляр, предписывавший организовать при всех губкомах временные комиссии в составе секретаря губкома партии, председателя губисполкома и председателя губернского совета профсоюзов, которые должны были заслушивать доклады губернских прокуроров по существудел, возбужденных против всех ответственных коммунистов, особенно хозяйственников. Ожесточенное сопротивление со стороны многих ответственных партийных и государственных деятелей вызвало предложение о создании адвокатуры. Коммунистам-адвокатам запрещалось принимать дела, «направленные к защите интересов буржуазии, контрреволюционных и нечистоплотных элементов (взяточников, расхитителей, насильников и др.)». Идея единого суда — одно из общедемократических требований программы большевиков, направленное на расширение социальной базы, — состояла в создании равного для всех суда. Это требование логически вытекало из провозглашенной Октябрьской Революцией цели ликвидации эксплуатации человека человеком и отмены чинов и сословий. По окончании гражданской войны упорядочение деятельности органов «чрезвычайной юстиции» стало одной из первоочередных задач. К началу проведения судебной реформы в судебную систему входило более 10 звеньев. Громоздкость судебной системы была очевидна для всех Подготовка ее реформы началась в 1921 г. под лозунгом «строить единый народный суд»2. Однако, согласно Положению о судоустройстве РСФСР, принятому 31 октября 1922г. 4-й сессией ВЦИК IX созыва, был создан не «единый народный суд», а единая система судебных учреждений, включавшая: а) народный суд в составе постоянного народного судьи; б) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; в) губернский суд; г) Верховный Суд РСФСР и его коллегии. В Положении предусматривалось временное существование специальных судов: военных трибуналов, земельных комиссий, трудовых сессий народных судов, арбитражных комиссий (при губернских экономических совещаниях и при Совете Труда и Обороны).
В ходе проведения судебной реформы было отвергнуто предложение о введении суда присяжных. В числе положительных сторон судебной реформы следует отметить существенное изменение правового положения следователей, в результате чего значительно возросла их независимость и самостоятельность. Следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний имел право давать следователю указания о направлении и дополнении расследования, о мере пресечения. Возникавшие между следователем и прокурором разногласия решались судом, только суд обладал полномочиями наложения на следователей взысканий. В систему судебных органов были внесены изменения в связи с началом экономического районирования и новым административно-территориальным делением: в 1924 г. был создан Уральский областной суд, в 1925 г. — Северо-Кавказский и Сибирский краевые суды1. С образованием Союза ССР изменилась и система судебных органов. Конституция СССР юридически оформила создание Верховного Суда союзного государства, наделив его широкими полномочиями. Он осуществлял высший судебный контроль, имел право конституционного и общего надзора, мог давать руководящие разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства Верховным Судам союзных республик, выступал в качестве суда первой инстанции по делам по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Положение о Верховном Суде СССР было утверждено ЦИК СССР 23 ноября 1923г. В 20-е годы отказались не только от идеи «единого го суда». Во второй половине 20-х годов были образованы новые судебные учреждения: примирительные камеры (затем третейские суды) в сельских Советах, примирительные конфликтные комиссии, товарищеские суды на промышленных предприятиях. Вопиющим примером являлось создание в 1923 г. систем дисциплинарных судов во главе с Главным дисциплинарным судом при ВЦИК.
Уголовный кодекс страдал нечеткостью, неконкретностью формулировок ключевых понятий уголовного права, например, весьма расплывчато определялось понятие преступления. Это же можно отнести и к ст. 57, раскрывавшей понятие контрреволюционного деяния.
Во второй половине 20-х годов все явственнее проявляется тенденция усиления централизации в правоохранительной сфере. К примеру, следственный аппарат был передан как в оперативном, так и в административно-организационном отношении в подчинение прокуратуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|