Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 8. Попытка либеральных судебных реформ начала 20 века




 

 

В конце 1904 г. была предпринята попытка провести либеральные реформы. Высочайший указ Правительствующему Сенату от декаб­ря 1904 г., предписывавший придать единообразие судебной сис­теме, дал толчок к подготовке наиболее значимого мероприятия самодержавия в судебной сфере в этот период — реформы мест­ной юстиции. Большинство высказалось за уравнение крестьян с другими сословиями в правах, в частности в праве на судебную защиту.

В ходе обсуждения звучала резкая критика в адрес волостного суда. Министр юстиции высказался за упразднение волостного суда и учрежде­ние на местах таких судебных органов, которые были бы в состоя­нии применять общие законы государства.

Схему преобразований устройства трех типов низшего звена судебной системы:

1. Коллегиальное учреждение во главе с выборным председателем из числа местных жителей, отвечающих определенном образовательному цензу. По всем или по некоторым делам к нему добавляются выборные заседатели из крестьян

2. Единоличный выборный мировой судья

3. Мировой судья, назначаемый от правительства

Закон о местной юстиции 1912 г. по праву можно считать наи­более значимым мероприятием правительства в сфере суда нача­ла XX в. И он по­пал в разряд реализованных правительством мероприятий.

Мировой суд должен был поглотить сословный волостной суд. Причем выбо­ры мировых судей должны были осуществляться органами местного самоуправления — земскими собраниями и городскими думами.

Таким образом, закон от 15 июня 1912г. о преобразовании местного суда предусматривал следующее устройство низовых звеньев судебной системы.

Волостные суды, хотя и сохраняли свой сословный характер (оставались крестьянскими судами), вводились в общую систему судебных установлений в качестве низшей инстанции местного су­да. До этого закона они были судами «особенными», стоящими со­вершенно в стороне от остальных судов империи. Новый закон связывал волостные суды многочисленными нитями с мировыми судами. Волостные суды учреждались по одному на каждую волость.

В состав волостного суда входили: председатель, два члена и два кандидата. Апелляционной инстанцией для волостного суда являлся Верхний сельский суд. Он состоял из мирового судьи в качестве председателя и двух председателей волостных судов в качестве членов, заседающих по установленной мировым съездом очереди. Кассационной инстанцией для волостных судов являлся ми­ровой съезд. В случае отмены решения верхнего сельского суда мировой съезд передавал дело на рассмотрение другого верхне­го сельского суда..

Заседание волостного суда должно было проходить не реже двух раз в месяц. Мировые судьи по закону от 15 июня 1912 г. избирались сро­ком на 3 года уездными земскими собраниями и городскими ду­мами. Мировые судьи традиционно делились на участковых, почет­ных и добавочных. Мировым судьей могло быть избрано лицо, об­ладающее высшим юридическим образованием или средним об­разованием, при условии трехлетней службы. В качестве апелляционной инстанции для мировых судей ус­танавливались мировые съезды, состоявшие из мировых судей ок­руга под председательством лица, назначаемого правительством. Законом от 15 июня 1912 г. была значительно расширена подсудность мирового суда по сравнению с уставами 1864 г. По граждан­ским делам им стали подсудны иски до 1000 руб. (ранее до 500). по уголовным делам — все преступные деяния, за которые назначались наказания не выше тюрьмы без лишения права состояния.

Статья 12 закона гласила о том, что мировые судьи состояли по уездам и городам. Уезд с находящимися в нем городами со­ставлял мировой округ. В примечаниях к ст. 12 сказано, что столич­ные города С.-Петербург и Москва, а также другие города, указан­ные в особом расписании (Одесса), образовывали особые миро­вые судебные округа.

Мировой округ разделялся на мировые участки, число которых определялось особым расписанием на основании решения министра юстиции (генерал-прокурора). Определение границ мировых участков в каждом мировом округе производилось уездными земскими собраниями.

Должность ми­рового судьи не могла быть совмещаема с другими должностями на государственной или общественной службе, за исключением, однако, почетных должностей в местных богоугодных и учебных за­ведениях, а также звания гласного земских собраний или город­ской думы (ст. 42).

В случае болезни или смерти участкового мирового судьи его обязанности исполнялись одним из добавочных судей или одним из соседних участковых мировых судей по заранее установленной между ними очереди (ст. 43).

Непосредственный надзор за мировыми судьями с правом ревизии делопроизводства принадлежал мировому съезду данно­го округа. Высший надзор за мировыми судьями осуществляли су­дебные палаты в пределах их округов, кассационные департамен­ты Правительствующего Сената и министр юстиции (ст. 64).

 

 

Лекция 9. НЭП.

 

Не оспаривая того факта, что введение новой экономичес­кой политики, внутренние потребности развития обусловили ус­коренную разработку законодательства и реформу правоохра­нительных органов, следует сделать одно замечание. На интен­сивность и содержание этой работы самое непосредственное влияние оказал внешний фактор, и в частности подготовка и проведение Генуэзской конференции (10 апреля— 19 мая 1922 г.). Инициаторы ее созыва согласились пригласить на кон­ференцию Россию при условии выполнения ею ряда требова­ний, в числе которых было обязательство восстановить «систему законодательства и суда, которая беспристрастно оградила бы права и обязательства, вытекающие из коммерческих другого рода договоров и обеспечивала бы их принудительную силу». Таким образом, проведение реформы правоохранительных органов и кодификация законодательства начинались в спешном порядке, что не могло не сказаться на качестве осуществленных мероприятий. Кроме того, как показало развитие событий, совет­ское руководство в известной мере лукавило, объявив о ликвида­ции в стране чрезвычайной юстиции и органов внесудебной расправы.

28 мая 1922 г. 3-я сессия ВЦИК IX созыва приняла Положение о прокурорском надзоре. В составе НКЮ РСФСР учреждалась го­сударственная прокуратура, на которую были возложены осуществ­ление общего надзора, надзор за органами дознания, ГПУ, наблю­дение за правильностью содержания под стражей, поддержание обвинения в суде. Вместе с тем предложение о строительстве органов прокуратуры как строго централизованной системы встретило серьезное противодействие со стороны как ме­стных руководителей, так и ряда известных функционеров государ­ственного масштаба, и прежде всего Л. Б. Каменева и А. И. Рыкова.

9 января 1923 г. последовал циркуляр, предписывавший орга­низовать при всех губкомах временные комиссии в составе сек­ретаря губкома партии, председателя губисполкома и председа­теля губернского совета профсоюзов, которые должны были зас­лушивать доклады губернских прокуроров по существудел, возбужденных против всех ответственных коммунистов, особенно хозяйственников.

Ожесточенное сопротивление со стороны многих ответственных партийных и государственных деятелей вызвало предложение о со­здании адвокатуры. Коммунистам-ад­вокатам запрещалось принимать дела, «направленные к защите ин­тересов буржуазии, контрреволюционных и нечистоплотных элемен­тов (взяточников, расхитителей, насильников и др.)».

Идея единого суда — одно из общедемократических требова­ний программы большевиков, направленное на расширение соци­альной базы, — состояла в создании равного для всех суда. Это требование логически вытекало из провозглашенной Октябрьской Революцией цели ликвидации эксплуатации человека человеком и отмены чинов и сословий.

По окончании гражданской войны упорядочение деятельности органов «чрезвычайной юстиции» стало одной из первоочередных задач. К началу проведения судебной реформы в судебную систему входило более 10 звеньев. Громоздкость судебной системы была очевидна для всех Подготовка ее реформы началась в 1921 г. под лозунгом «строить единый народный суд»2. Однако, согласно Положению о судоуст­ройстве РСФСР, принятому 31 октября 1922г. 4-й сессией ВЦИК IX созыва, был создан не «единый народный суд», а единая систе­ма судебных учреждений, включавшая: а) народный суд в составе постоянного народного судьи; б) народный суд в составе постоян­ного народного судьи и двух народных заседателей; в) губернский суд; г) Верховный Суд РСФСР и его коллегии. В Положении предусматривалось временное существование специальных судов: военных трибуналов, земельных комиссий, тру­довых сессий народных судов, арбитражных комиссий (при губерн­ских экономических совещаниях и при Совете Труда и Обороны).

В ходе проведения судебной реформы было отвергнуто пред­ложение о введении суда присяжных. В числе положительных сторон судебной реформы следует отметить существенное изменение правового положения следователей, в результате чего значительно возросла их независимость и самостоятельность. Следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний имел право давать следо­вателю указания о направлении и дополнении расследования, о мере пресечения. Возникавшие между следователем и прокурором разногласия решались судом, только суд обладал полномочиями наложения на следователей взысканий.

В систему судебных органов были внесены изменения в свя­зи с началом экономического районирования и новым админист­ративно-территориальным делением: в 1924 г. был создан Ураль­ский областной суд, в 1925 г. — Северо-Кавказский и Сибирский краевые суды1.

С образованием Союза ССР изменилась и система судебных органов. Конституция СССР юридически оформила создание Вер­ховного Суда союзного государства, наделив его широкими пол­номочиями. Он осуществлял высший судебный контроль, имел право конституционного и общего надзора, мог давать руководя­щие разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства Верховным Судам союзных республик, выступал в качестве суда первой инстанции по делам по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Положение о Верхов­ном Суде СССР было утверждено ЦИК СССР 23 ноября 1923г.

В 20-е годы отказались не только от идеи «единого го суда». Во второй половине 20-х годов были образованы новые судебные учреждения: примирительные камеры (затем третейские суды) в сельских Советах, примирительные конфликтные комиссии, товарищеские суды на промышленных предприятиях. Вопиющим примером являлось создание в 1923 г. систем дисциплинарных судов во главе с Главным дисциплинарным судом при ВЦИК.

Уголовный кодекс страдал нечеткостью, неконкретностью формулировок ключевых понятий уголовного права, например, весьма расплывчато определялось понятие преступления. Это же можно отнести и к ст. 57, раскрывавшей понятие контрреволюци­онного деяния.

 

Во второй половине 20-х годов все явственнее проявляется тенденция усиления централизации в правоохранительной сфере. К примеру, следственный аппарат был передан как в оперативном, так и в административно-организационном отношении в подчине­ние прокуратуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...