Лекция 7. Судебная реформа 1864 г.
1. Социально-экономические предпосылки Судебной реформы 1864 года. Система судов 1864 г. 3. Судебно-административные новшества реформы 1864 г. 4. Итоги реформы 1864 г. 5. Общая характеристика Устава уголовного судопроизводства как источника уголовно-процессуального права.
1. Социально-экономические предпосылки Судебной реформы 1864 года. Судебная реформа 1864 г. является прямым продолжением крупномасштабных общественно-политических преобразований, предпринятых в Российской империи в 1861 г. В историю они вошли под названием Крестьянской реформы, сущность которой заключается в отмене крепостного права и к которой Россия шла долгим мучительным путем с самого начала XIX столетия. В новых социально-экономических условиях объективно не могли оставаться прежними и все надстроечные институты государственной власти, в том числе — судебной. Особые суды для каждого сословия, «помещичье правосудие» над крестьянами, отсутствие гарантий судебной независимости и другие рудименты крепостнического прошлого России напрашивались на упразднение. Такое упразднение выразилось в издании 20 ноября 1864 г. Судебных уставов, состоящих из четырех законодательных актов: Учреждение судебных установлений — закон, определяющий общие контуры новой судебной системы и судоустройства в империи; Устав уголовного судопроизводства — закон, определяющий порядок производства по уголовным делам, источник уголовно-процессуального права, уголовно-процессуальный кодекс; Устав гражданского судопроизводства — закон, определяющий порядок производства по гражданским делам, источник гражданского процессуального права, гражданский процессуальный кодекс;
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, — закон, определяющий полномочия мировых судей и порядок производства по уголовным делам, отнесенным к их подсудности. Общая характеристика российской судебной системы по Учреждению судебных установлений. В теории судоустройства, господствовавшей в период, непосредственно предшествовавший Судебной реформе 1864 г., было принято различать два типа судебных систем: французский и английский. Суть французской судебной системы заключается в том, что все ее судебные установления, а говоря современным языком — звенья, образуют единое целое, состоящее из нескольких последовательных инстанций или степеней, с подчинением низших высшим. Низшее звено здесь представлено назначаемыми правительством и действующими единолично мировыми судьями. Выше них стоят суды исправительной полиции — особые отделения гражданских трибуналов первой инстанции, которые рассматривают уголовные дела уже коллегиально — в составе трех судей, также назначаемых правительством. Их процессуальное положение двояко: по отношению к делам, рассматриваемым мировыми судьями, они являются апелляционной инстанцией и в то же время сами рассматривают в качестве первой инстанции уголовные дела определенной категории. Ступенью выше находятся суды республики с троякой задачей: во-первых, они служат апелляционной инстанцией по отношению к судам исправительной полиции; во-вторых, одно из отделений этого суда ведает вопросами предания суду; и, наконец, в-третьих, при том же суде, под председательством одного из его членов, периодически учреждаются ассизы с участием присяжных заседателей для рассмотрения дел о наиболее тяжких нарушениях уголовного законодательства. Эта стройная вертикальная система завершается единым для всего государства кассационным судом.
К французской организации правосудия в XIX в. примыкали итальянская, австрийская и бельгийская. По совершенно иному принципу была построена английская судебная система. Сложившаяся веками, она не представляла такого гармонического единства и строгого соподчинения. Юстиция Англии, объединяясь только в лице короля, состояла из двух самостоятельных частей, одна из которых — юстиция мировая, или земская, графская, а другая — юстиция вестминстерская, или высшая, государственная. Причем каждая имеет свой особый строй, свою систему инстанций, существенно отличающихся от континентальных, свою подсудность и т. д. при отсутствии, однако, соподчиненности одна другой. Российский законодатель-реформатор при создании отечественной судебной системы избрал средний путь. По английскому образцу юстиция России была поделена на мировую и общую. Влияние французского опыта строительства судебной системы видится и в том, что общие российские суды подразделялись на суды, функционирующие без участия присяжных заседателей, и суды, рассматривающие уголовные дела с участием присяжных заседателей (подобно ассизным судам во Франции). Однако такая аналогия не была полной. В отличие от Франции, в России уголовные дела без участия присяжных заседателей и с участием таковых рассматривались не в разных судах, а в одних и тех же — окружных судах в зависимости от характеристики преступления. Причем подсудность окружных судов без присяжных заседателей сильно заужена, тогда как во Франции наблюдалось явление, прямо противоположное. По французскому же образцу были сформированы и российские институты апелляции и кассации.
Система судов 1864 г. Таким образом, судебная система Российской империи по Учреждению судебных установлений 1864 г. состояла из следующих звеньев: 1) местные судебные установления, т.е. местные (мировые) судьи; 2) общие судебные места (общие суды, суды общей юрисдикции, как принято говорить сейчас); 3) суды присяжных. При этом не следует упускать из виду, что к судебной власти относились и «органы предварительного производства», т. е. судебные следователи (по современной терминологии — органы предварительного следствия). В такой последовательности их было принято рассматривать и в литературе.
Право отправлять судейскую деятельность имел только русский подданный мужского пола, достигший 25-летнего возраста (ст. 19, 81, 205 Учреждения судебных установлений). Запрещалось поступление на судейские должности «лицам, подвергшимся за преступления заключению в тюрьме или иному, более строгому наказанию». Судебные уставы 1864 г. не предполагали формальных ограничений, вытекающих из сословной принадлежности кандидата на судейскую должность, однако устанавливали ряд цензовых требований. Цензсостоял в том, что на судейскую должность не могли претендовать: лица, объявленные несостоятельными должниками; лица, состоящие под опекой за расточительность. Образовательный ценз выражался в том, что согласно ст. 202 Учреждения судебных установлений «должности председателя, товарищей председателя и членов судебных мест... замещаются не иначе как из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, или о выдержании экзамена в сих науках, или же доказавших на службе свои познания по судебной части». Служебный ценз заключался в том, что для получения должности члена окружного суда (низшее звено вертикальной системы общих судов) необходима была служба по судебному ведомству не менее трех лет в званиях не ниже секретаря окружного суда (от. 203 Учреждения судебных установлений) или не менее 10 лет и звании присяжного поверенного (ст. 205 Учреждения судебных установлений). Для должности председателя судебной палаты (среднее звено системы общих судов) требовалось не менее трех пет службы в должностях не ниже прокурора или члена палаты, председателя или товарища председателя окружного суда (ст. 207 Учреждения судебных установлений). Для должности сенатора кассационного департамента Сената (высшее звено системы общих судов Империи) требовалось не менее трех лет службы в должностях не ниже обер-прокурора, товарища обер-прокурора, председателя, члена или прокурора судебной палаты (ст. 208 Учреждения судебных установлений).
Судьи в Российской империи были несменяемыми. Запрещалось не только их увольнение без соответствующего прошения, но и перевод судьи из одной местности в другую без его согласия (ст. 243 Учреждения судебных установлений). Судья не получал чинов в порядке общего чинопроизводства, существовавшего для всех государственных служащих, а награду мог получить только по личному усмотрению государя (ст. 239—248 Учреждения судебных установлений). Несменяемость означает пожизненность занятия должности. Исключение из этого положения составляли выборные мировые судьи, несменяемость которых распространялась всего лишь на трехлетний срок, на который избирались мировые судьи и председатели мировых съездов. Местные суды (мировые судьи). Идея учреждения института мировых судей, т. е. должностных лиц, призванных охранять общественный мир, общественное спокойствие и ее практическое воплощение, своими корнями уходит в древность, во времена великого переселения народов и средневековья. Она родилась на земле Англии. В первозданном виде мировой судья — это английский аристократ, получивший специальную подготовку в университете или ином учебном заведении и особую королевскую грамоту, которая имела силу в течение года, и принесший присягу на охранение мира. У него широчайшая юрисдикция: задержание застигнутых на месте преступления, разгон незаконных сборищ, преследование бродяжничества, истребование поручительства от каждого лица, представляющего опасность для общественного спокойствия, предупреждение преступлений. Согласно современным представлениям это чисто полицейские функции, поэтому для их осуществления в подчинении мирового судьи находится вся полиция. Наряду с указанными функциями мировые судьи того времени в качестве органов местного самоуправления заведовали делами о бедных, распределяя налоги на их содержание и контролируя сборщиков и принимая решение о выселении из графства ниц, «не имеющих оседлости». В их юрисдикции находились также местные тюрьмы. И, наконец, в качестве носителей судебной власти мировые судьи наделялись правом рассмотрения некоторых уголовных дел о преступлениях, за совершение которых в качестве наказания предусмотрено денежное взыскание не свыше 5 фунтов стерлингов, а с участием присяжных заседателей — и других, более важных дел, приговором по которым могло быть назначено наказание в виде не только денежного взыскания, но и тюремного заключения до двух лет «с тяжкими работами или без них», с телесными наказаниями или без таковых. Кроме того, эти судьи выступали также как «органы предварительного разбора», иначе говоря, как следственные судьи, а по современной терминологии— следователи или органы предварительного следствия, задачей которых являлось «разрешение вопроса о необходимости отсылки к суду (lor trial) данного лица, в видах охранения общественного мира».
Согласно принципам английского права мировые судьи могли осуществлять свою деятельность не иначе как в составе не менее двух; единолично они могли решать лишь вопросы предварительного следствия. Юрисдикция каждого мирового судьи распространялась на все графство, без подразделения на участки. Но по соображениям чисто практического свойства мировые судьи графства «размежевывались» по районам, предвосхищая, можно сказать, будущую российскую участковую систему мировых судей. Российские реформаторы в основу создания новой системы местных судов положили исторически апробированную идею мировых судей с расчетом создать такие судебные органы, которые пользовались бы у населения высоким нравственным авторитетом и «высшим качеством» правосудия в которых было бы примирение. Составители Судебных уставов 1864 г. остановились на принципах, во-первых, выборности местного суда; во-вторых, «всесильности», т. е. возможности избрания на должность судьи лица любого сословия, в-третьих, его самостоятельности по отношению к общим судам. В лице мировых судей авторы Судебной реформы намеревались дать местному населению не столько юристов-специалистов, сколько авторитетных посредников, к которым оно могло бы обращаться в своих мелких спорах и тяжбах. В уездах мировых судей выбирали уездные земские собрания, а в городах — городские думы. Закон не требовал для мировых судей высшего юридического образования; достаточно было окончания курса в средних учебных заведениях, причем и данное требование не было обязательным для лиц, не менее трех лет прослуживших в таких должностях, которые «позволяют получать необходимые практические сведения» (ст. 19 Учреждения судебных установлений). Вместе с тем в качестве средства устойчивости против разного рода искушений кандидат в мировые судьи должен был удовлетворять требованиям довольно высокого имущественного ценза: иметь недвижимую собственность в виде крупного земельного надела, фабрики, завода и т. п. Первую инстанцию системы мировых судей составляли единоличные участковые мировые судьи, вторую, апелляционную инстанцию — съезды мировых судей, периодически собирающиеся и состоящие из тех же мировых судей и почетных мировых судей, тоже выборных. И только в третьей, кассационной, инстанции мировые судьи уравнивались с общими судами, одинаково подчиняясь (в процессуальном смысле слова) правительствующему сенату. В отличие от мировых судей, практиковавших на своих участках и получавших вознаграждение за свой труд, почетным мировым судьям вознаграждения не платили. Естественно, что кандидатами в почетные мировые судьи могли быть только лица, имевшие значительный доход, — уездные и губернские предводители дворянства, т. е. самые крупные помещики, отставные военные и отставные статские чиновники, проживавшие в своих усадьбах, и, наконец, чиновники высокого ранга из общих судов. Почетные мировые судьи не имели определенного участка и рассматривали судебные дела только в тех случаях, когда сами стороны обращались к ним с соответствующей просьбой. Они же могли участвовать в заседании окружных судов при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если член окружного суда по каким-либо причинам не мог участвовать в процессе или выбыл из него. К подсудности участкового мирового судьи относились гражданские дела при цене иска до 500 руб. (позднее эта сумма была увеличена до 1500 руб.). Дела по спорам о недвижимости из юрисдикции мировых судей исключались независимо от цены иска. По уголовным делам мировые судьи, применяя специально для них изданный Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, могли приговорить виновного в преступлении к замечанию, денежному взысканию в пределах суммы в 300 руб., аресту на срок не свыше трех месяцев и тюремному заключению на срок не свыше одного года. В 1882 г. уголовная юрисдикция мировых судей была расширена за счет отнесения к их подсудности рассмотрения в первой инстанции дел о кражах со взломом на сумму не свыше 300 руб. В качестве наказания за такое преступление предусматривалось тюремное заключение на срок от шести месяцев до полутора лет. Из подсудности мировых судей исключались дела об имущественных преступлениях, совершенных лицами, принадлежавшими к привилегированному классу (дворянство, духовенство). Независимо от суммы ущерба такие дела подлежали рассмотрению и разрешению окружным судом с участием присяжных заседателей, который, в отличие от мирового судьи, мог применить к осужденному лицу из привилегированного сословия законные правоограничения. Историческая судьба института мировых судей в Российской империи сложилась неблагополучно. Анализируя причины данного явления, отметим следующие слабые стороны Судебной реформы в данном направлении. Обнаружившаяся неготовность общества к формированию судейского корпуса путем выборов Мировой судья выбирается: 1) ничтожным меньшинством избирательной коллегии, составленной из оскудевших дворян, каждый из которых, подталкиваемый чувством самосохранения, сам стремится попасть в судьи, о чем только и заботится; 2) купцами и фабрикантами, требования которых от правосудия достаточно известны; 3) подонками крестьянского сословия — кабатчиками, управителями, арендаторами, «богатеями», цели и вожделения которых известны каждому».1 Чрезмерно краткий срок полномочий мировых судий (три года) не обеспечивал «внутреннюю самостоятельность», т. е. их независимость. Сосредоточение кассационного производства в единственном высшем судебном органе — сенате, куда для пересмотра стекались дела, рассмотренные в первой инстанции мировыми судьями, а во второй — съездами мировых судей, приводило к перегрузке данного органа и, как следствие, — к судебной волоките. Но самый главный недостаток специалисты видели в том, что институт мировых судей не затронул слоя дореформенных волостных судов, которые, сохранившись с 1861 г., оказались за рамками судебной системы, обновленной уставами 20 ноября 1864 г. Образовалась несуразность: судебная реформа, проистекая из реформы крестьянской, оставила в стороне глубинные слои населения крестьянской страны. Поэтому вскоре, учитывая первый опыт деятельности мировых судей, законодатель приступил к совершенствованию данного института. Сначала в местностях, где не существовало земского представительства2, был введен порядок назначения на должности мировых судей властью министра юстиции. Были высказаны идеи о сближении мировой юстиции с общей юстицией путем наделения функциями кассационной инстанции судебных палат или губернских судов, о назначении правительством постоянных председателей съездов мировых судей. Однако законодательной поддержки эти идеи не получили. Законом 1889 г. во всех местностях земского представительства, за исключением столицы и некоторых крупных городов, мировая юстиция была упразднена и заменена судебно-административными органами: в первой инстанции — земскими участковыми начальниками и городскими судьями, во второй — уездными съездами и в третьей — губернскими присутствиями. Из мировой юстиции остались лишь почетные мировые судьи. Законом 1912 г. предусматривалось восстановление института мировых судей; однако полного воплощения в жизнь этот замысел так и не получил. Советская власть, пустившая в 1917 г. на слом всю царскую судебную систему, похоронила и мировую юстицию. Идея возрождения института мировых судей как судебных органов, максимально приближенных к населению, возникла спустя век, после крушения советской власти. Она была обнародована в Концепции судебной реформы в РСФСР, а затем на рубеже второго и третьего тысячелетий стала претворяться в жизнь законодателем новой России в деле строительства демократического правового государства. В новом обличье российский институт мировой юстиции характеризуется следующими чертами: мировые судьи назначаются или избираются законодательными или представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо избираются на должность населением в порядке, установленном законом субъекта РФ, и по)тому признаку относятся к судьям субъекта Федерации, а не федеральным (хотя все остальные вопросы их деятельности, а равно ее обеспечения относятся к определенному ведению); мировые судьи осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, отнесенных к их подсудности федеральным законодательством, от имени Российской Федерации, применяя, главным образом, федеральное законодательство. Их решения могут быть обжалованы в апелляционном порядке в федеральный районный суд. В силу указанных признаков современная мировая юстиция входит в единую судебную систему Российской Федерации. Про-нерка ее жизнеспособности — вопросы ближайшего времени. Общие суды. Окружные суды. Суды присяжных. Под общими судами (общими судебными установлениями) в данном контексте понимаются все другие (помимо мировых судей) гражданские судебные органы Российской империи, система которых, согласно Установлению судебных учреждений 1864 г., строилась на следующих принципах: а) трехзвенность: окружной суд — судебная палата — верховный кассационный суд; б) распространение юрисдикции как окружных судов, так и Окружные суды делились на четыре разряда в зависимости, в конечном счете, от объема выполняемой судебной работы по гражданским и уголовным делам. Суды первого разряда (столичные) состояли из шести и более отделений, суды второго разряда — из трех, суды третьего разряда имели два отделения, а суды четвертого разряда не делились вообще. Каждое из отделений возглавлялось товарищем председателя данного окружного суда и специализировалось на рассмотрении гражданских или уголовных дел. Причем состав отделения определялся общим собранием судей, наблюдавшим за тем, чтобы этот состав постоянно обновлялся путем перевода судей из отделений, специализирующихся на рассмотрении гражданских дел, в отделения, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел, и — наоборот. Этому же принципу подчинялась и ротация руководителей отделений суда. Председатель суда, по общему правилу, руководил одним из отделений суда, но мог председательствовать в любом из них при рассмотрении конкретных судебных дел. Такая тщательно продуманная демократическая организация деятельности окружных судов не позволяла судьям «засиживаться» на одном месте. При открытии вакансий члена окружного суда созывалось общее собрание его членов, которое после обсуждения (с участием прокурора) кандидатур, отвечавших общим требованиям для назначения на должность судьи, избирало одного из кандидатов. Представление кандидата направлялось через старшего председателя судебной палаты (вышестоящий судебный орган) министру юстиции, который, со своей стороны, имел право представлять к назначению на открывшиеся вакансии судей своих кандидатов. Окончательное решение о назначении на судейскую должность принадлежало государю. При окружных судах состояли призванные способствовать отправлению ими правосудия: а) судебные следователи; б) должностные лица прокуратуры, осуществлявшей функции надзора за уголовным преследованием; в) частные поверенные — вторая, низшая (после присяжных поверенных) категория адвокатов, введенная Судебной реформой 1864 г. с целью вытеснения ускользающих ото всякого контроля жуликоватых ходатаев по чужим делам; г) судебные приставы; д) нотариат; е) канцелярия, рассыльные, архив, касса. Окружные суды, по общему правилу, рассматривали судебные дела по месту своего нахождения. Однако некоторые уголовные дела могли рассматриваться не только по месту постоянного пребывания суда, но и в других местах в пределах судебного округа. Все без исключения гражданские дела, подсудные окружному суду, рассматривались в одном и том же порядке, в составе трех постоянных членов суда («коронных судей»). По уголовным делам состав суда и порядок судопроизводства дифференцировались в зависимости от тяжести преступления. Дела о преступлениях, не влекших за собой применения наказания в виде лишения свободы с поражением в правах («каторжные работы»), были подсудны коронному составу суда из трех его членов. Эти дела направлялись прокурором или (о некоторых преступлениях) частным обвинителем непосредственно в окружной суд, который в распорядительном заседании решал вопрос о принятии его к производству и о назначении судебного разбирательства. Согласно ст. 201 Устава уголовного судопроизводства дела о преступлениях или проступках, за которые закон предусматривал наказания, соединенные с лишением всех прав состояния или всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ, велись окружным судом с присяжными заседателями. Ведению того же суда с присяжными заседателями подлежали дела о преступных деяниях, высшее наказание за которое было определено не ниже исправительного дома. Российский суд присяжных был организован по образцу французского суда ассизов. Его коронный состав складывался из трех членов окружного суда, один из которых председательствовал в заседании. По общему правилу, эту ответственную функцию выполнял сам председатель окружного суда или его товарищ (по современной терминологии — заместитель), возглавлявший отделение суда, специализировавшееся на рассмотрении уголовных дел, а в виде исключения — члены суда, назначенные председателем судебной палаты, т. е. вышестоящего суда общей юрисдикции. «Скамья присяжных», или, по современной терминологии, — коллегия присяжных заседателей — состояла из 12 очередных присяжных заседателей и двух запасных, которые, присутствуя в зале судебного заседания и вникая в ход судебного разбирательства, могли заменить выбывших по болезни или в силу каких-то иных непредвиденных обстоятельств присяжных заседателей основного состава. Принципиальное отличие уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей от «обычного» процесса заключается в том (и это отличие сохраняется во все времена и во всех странах), что коренные вопросы уголовного дела — о виновности-невиновности и о применении-неприменении уголовного наказания, решались коллегией присяжных заседателей и только ею, а приговор на основании вердикта присяжных заседателей выносился и мера наказания определялась «коронным составом» суда. Чтобы понять, как в организационном отношении формировалось присутствие, или скамья, присяжных заседателей по конкретному уголовному делу, нужно иметь в виду, что в основе этой сложнейшей процедуры лежал общий список присяжных заседателей, т е. под список всех обывателей данного уезда, имеющих, согласно закону, право быть присяжными. Списки лиц, владевших землею или другим недвижимым имуществом в уезде, составлялись председателем уездной земской управы. Списки лиц, владеющих недвижимым имуществом в городе или записанных в купеческие гильдии, составлялись местной городской головой. Не позднее 1 июня каждого года списки, приведенные в алфавитный представлялись председателю местной комиссии. по (шпавлению очередных списков, который, признав их удовлетворяющими Возрождая институт присяжных заседателей, современное российское законодательство не восприняло один признак, которым должен был обладать присяжный заседатель, — имущественный ценз. Право быть присяжным давали: 1) недвижимая собственность, в частности, определенная площадь земли или иное недвижимое имущество ценою в столицах не менее 2000 руб., в крупных городах — не менее 1000 руб., во всех иных местностях — не менее 500 руб.; 2) доход с капитала, занятия, ремесла или промысла, а также жалованье или пенсия в размерах: в столицах — не менее 1000 руб., в крупных городах — не менее 600 руб., а во всех иных местностях— не менее 400 руб. в год. Ценз, принадлежавший жене, матери или отцу, который не мог быть присяжным в силу иных законных обстоятельств, например, из-за того, что находился на государственной службе в судебном или правоохранительном органе государства, давал право быть присяжным соответственно — мужу и не отделенным сыновьям. Присяжный заседатель не мог не быть состоятельным человеком: вознаграждения за его участие в отправлении правосудия не предусматривалось. Составив годовые списки присяжных заседателей, местная (уездная) комиссия приступала к распределению всех внесенных в него лиц по более коротким периодам времени их участия в рассматривании дел с таким расчетом, чтобы каждый присяжный заседатель мог быть заблаговременно оповещен о том, что он призывается к исполнению «присяжной повинности». В первоначальной редакции судебных уставов такими периодом признавалась четверть года; затем он был сокращен до месяца. Списки публиковались в местных ведомостях в первых числах декабря каждого года и препровождались председателю окружного суда, который был вправе по их ходатайству перенести присяжных из одной очереди в другую. Вся последующая забота об организации деятельности присяжных заседателей переходила от комиссии к окружному суду, который по жребию формировал служебный, или сессионный список присяжных заседателей, рассчитанный на судебные дела, подлежащие рассмотрению в данный период (сессия). И, наконец, из сессионного списка, но уже в особых процедурах в публичном судебном заседании с участием сторон формировалось присутствие присяжных заседателей по конкретным уголовным делам. Для решения такой задачи Законом 1894 г. в уголовное судопроизводство была введена особая стадия «открытие периода заседаний с участием присяжных заседателей» и которая заключала в себя следующие этапы: 1) проверка тождества явившихся лиц с вызванными; 2) проверка относительной способности явившихся заседателей; 3) увольнение явившихся по вызову, но имеющих законные причины «к отлучке»; 4) рассмотрение и разрешение отводов, заявленных сторонами; приведение к присяге состава присутствия по конкретному делу. Пробным камнем жизнеспособности суда присяжных оказалось дело Веры Засулич, которая обвинялась в покушении на убийство градоначальника Петербурга генерала Трепова, совершенного ею путем выстрела из пистолета 24 января 1878 г. по мотивам возмущения незаконными действиями градоначальника, отдавшего распоряжение высечь розгами содержавшегося в предварительном заключении обвиняемого в политическом преступлении Боголюбова. Дело рассматривалось Петербургским окружным судом с участием присяжных заседателей под председательством известного отечественного юриста А. Ф. Кони, который и после крушения Российской империи остался на родине и прожил при советской власти еще около 10 лет (скончался в Ленинграде 17 сентября 1927 г. в возрасте 73 лет). Несмотря на то, что преступление было квалифицировано без каких-либо намеков на политический характер покушения, дело Засулич сразу же приобрело не только скандальный характер, но и политический оттенок в том смысле, что в обсуждение его обстоятельств оказались втянуты и власть, и общество, причем с принципиально разных позиций. С одной стороны, прогрессивные слои общества расценили выстрел Засулич как выражение крайней формы протеста против произвола городских властей, тюремных порядков и вообще телесных наказаний, в существовании которых явственно просматривалось недавнее унизительное крепостническое прошлое России. С другой стороны, дело сразу же приковало к себе внимание властей и вызвало серьезную озабоченность не только в Министерстве юстиции, но и в монаршем окружении. Царская юстиция предложила обвинителям на процессе не давать оценки действиям потерпевшего градоначальника, что послужило детонатором к началу скандала: товарищи прокурора Петербургского окружного суда С. А. Андреевский (1847—1918) и Жуковский В. И. (1838— 1899) этого условия не приняли и поддерживать обвинение в суде отказались (оба вскоре вынужденно покинули прокурорское поприще и блестяще практиковали в адвокатуре). В своих мемуарах о деле Засулич А. Ф. Кони свидетельствует, что со стороны министра юстиции на него как на председательствующего еще до начала процесса было оказано беспрецедентное давление, чтобы обеспечить постановление обвинительного приговора. Причем паническое настроение министра, который постоянно ссылался на царя, было связано именно с тем обстоятельством, что покушавшуюся на жизнь высокопоставленного чиновника будут судить, присяжные заседатели. Отсюда и постоянные угрозы изъять дело властью монарха из подсудности суда присяжных с передачей в ведение Особого Присутствия, создаваемого для рассмотрения дел о политических преступлениях.1 А. Ф. Кони в ответ на предложение повлиять на вердикт присяжных изложил свой взгляд на роль председательствующего в реформированном суде: «...Председатель— судья, а не сторона, и, ведя уголовный процесс, он держит в руках чашу со святыми дарами. Он не смеет наклонять ее ни в ту, ни в другую стороны — иначе дары будут пролиты...»2 полностью. В своем резюме перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату А. Ф. Кони продемонстрировал образец судейского беспристрастия и объективности, вооружив присяжных заседателей знаниями, что им надлежит обдумать, решить и высказать.1 Вердиктом присяжных заседателей, которых все тот же А. Ф. Кони называл «чувствительным отголоском общественного настроения»2, В. Засулич под ликование публики в зале и манифестирующей толпы у здания окружного суда была оправдана. «Оправдание Засулич разразилось над петербургским обществом, подобно электрическому удару, радостно возбудив одних, устрашив других, а всех равно взволновав.»3 Власть отчетливо поняла общественное значение и оправдательного вердикта, и суда присяжных, и забила тревогу, а затем приступила к действиям, призванным урезать полномочия суда присяжных. Однако в целом такой суд просуществовал до исторического конца Российской империи. Суды присяжных перестали существовать в связи с упразднением всех общих судебных установлений Декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде»4 с заменой всех «судами, образуемыми на основании демократических выборов». При советской власти о них было принято говорить как о государственном институте чисто буржуазного происхождения и поэтому для социалистического общества не пригодного в принципе. Суды присяжных возродились в России в 1993 г.3 в несомненной связи с общими реформами в социально-экономической и политической сферах. В период 1993—1994 гг. такие суды были учреждены и начали функционировать в девяти субъектах Российской Федерации (Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях, Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской, Ульяновской и Ростовской областях). По смыслу Федерального закона от 18 декабря 2001 г. № 117-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 8) с 1 января 2003 г. суды с участием присяжных заседателей должны быть учреждены во всех субъектах Российской Федерации, т. е. в Верховных судах республик, краевых, областных судах, суде автономной области, судах автономных округов, судах городов Москвы и Санкт-Петербурга. Восприняв от своего предшественника позапрошлого столетия многие черты и в организации деятельности и в процедуре судопроизводства, современный российский суд присяжных, однако, существенно отличается от него тем, что в его общий состав входит всего лишь один-единственный судья, председательствующий в судебном заседании. Судебные палаты. Судебная палата в системе общих судов Российской империи служила судом второй инстанции, предназначенной для рассмотрения в апелляционном порядке жалоб и протестов на решения окружных судов по гражданским делам и на приговоры, вынесенные окружными судами без участия присяжных заседателей. Юрисдикция судебных палат распространялась на несколько губерний. В ее структуру входили гражданские и уголовные департаменты в составе председателя и нескольких членов. Один из председателей департамента имел звание старшего председателя и, кроме руководства своим департаментом, осуществлял ряд функций судебного управления и дисциплинарного надзора, возглавляя общее собрание департаментов. Наряду
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|