Судебно-административные новшества реформы 1864 г.
В продолжение Судебной реформы 1864 г. 12 июля 1898 г. в Российской империи Именным Высочайшим Указом на имя Сената были обнародованы: Положение о земских участковых начальниках; Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых вводится означенное положение; Правила о волостном суде в тех местностях; Расписание должностей непременных членов и секретарей губернских присутствий, председателей, секретарей и переводчиков уездных, земских начальников, уездных членов окружного суда и городских судей; Правила о порядке приведения в действие Положения о земских участковых начальниках. Согласно Положению о земских участковых начальниках число земских участковв каждом уезде определялось законодательным порядком; обычно каждый участок включал в себя две-три волости. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа предводителей дворянства, прослуживших на этой должности не менее трех лет, или же из местных потомственных дворян не моложе 25 лет, окончивших курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержавших соответствующие испытания или прослуживших не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника, мирового судьи и некоторых других, но при обязательном условии, что эти дворяне, их жены или родители владеют в пределах уезда на праве собственности землей или другим недвижимым имуществом стоимостью не менее 7500 руб. Но в случае недостатков таких полноправных кандидатов земским начальником мог быть назначен дворянин, хотя и не обладающий земельным цензом, но имеющий в пределах уезда свою усадьбу или даже лица недворянского сословия, окончившие курс в одном из высших или средних учебных заведений Империи. Впоследствии были узаконены и еще некоторые послабления.
Земский начальник наделялся широкими административными полномочиями в области землеустройства, общественной и даже частной жизни крестьян, в том числе— правом наложения административных взысканий, причем в отношении не только крестьян, но и должностных лиц сельского и волостного управления, причем «безо всякого формального производства» вплоть до ареста сроком до семи суток. Наряду с этим земский начальник обладал судебной властью. Он имел право единолично рассматривать и разрешать гражданские дела по искам на сумму не свыше 500 руб., возникающие из отношений по найму земельных угодий, по найму на сельские работы, вследствие причинения вреда потравами и повреждениями угодий и других отношений, складывающихся в крестьянском быту, а также по искам некоторого другого содержания — на сумму до 300 руб., и уголовные дела, подсудные мировым судьям, за исключением дел о квалифицированных кражах, ростовщичестве и некоторых других преступлениях вроде нарушения правил о «приготовлении и продаже церковных восковых свеч». При этом в губернских и уездных городах, за исключением столиц и еще некоторых городов, для рассмотрения судебных дел, подсудных земским начальникам, были учреждены должности городских судей, назначаемых министром юстиции, а также уездные члены окружного суда, по одному в каждом уезде, единолично разрешающие все уголовные и гражданские дела, отнесенные Судебными Уставами к подсудности мировых судей и неподсудные земским начальникам и городским судьям. В качестве апелляционной инстанции для дел, подсудных земским начальникам и городским судьям, в каждом уезде учреждался уездный съезд, состоящий из двух присутствий — административного и судебного. Последнее функционировало под председательством предводителя дворянства или особого председателя и состоял из уездного члена окружного суда, почетных мировых судей, городских судей и земских начальников.
В качестве кассационной инстанции для дел, подсудных земским начальникам и городским судьям, в каждой губернии учреждалось губернское присутствие под председательством губернатора, в состав которого входил предводитель дворянства губернии, вице-губернатор, два непременных члена и прокурор окружного суда, председатель или член окружного суда. Наряду с этой системой административно-судебной юстиции в крестьянской среде функционировали волостные суды, состоящие из четырех судей, назначавшихся земскими начальниками из числа избираемых по одному кандидату от каждого сельского общества (не менее восьми кандидатов). Этот судебный орган собирался не менее двух раз в месяц под непосредственным надзором земского начальника для рассмотрения и разрешения всякого |рода споров между крестьянами о недвижимом имуществе, входящем в состав крестьянского надела, в том числе дел по наследованию крестьянского имущества и других крестьянских имущественных тяжб. Волостной суд своим приговором мог назначить: денежное изыскание от 25 коп. до 30 руб., арест до пятнадцати суток (в то премя говорили — дней), а за кражу, мошенничество, присвоение и уже упоминавшееся мотовство и пьянство, а также за нарушение условий найма (к лицам, «не изъятым от телесных наказаний») — наказание розгами до двадцати ударов (последнее отменено царским манифестом от 11 августа 1904 г.). Итоги реформы 1864 г. Больше всего новому законодательству радовалась консервативная часть дворянства, преимущественно поместного, жившего по деревням и много натерпевшегося от дворянской неурядицы. Зато творцы крестьянской реформы 1861 г., мечтавшие о полном слиянии сословий и смотревшие на учреждение сугубо крестьянских установлений в области правосудия, в частности, волостного суда, как на меру временную, указывали, что правительство, не считаясь с основной идеей Судебной реформы, временную меру возвело в основной принцип, отодвинувший такое слияние сословий на долгие времена.
На этом фоне повальной некомпетентности выгодно выглядели земские начальники из бывших мировых судей, которые прежней своей деятельностью приучены к беспристрастному и спокойному отношению к делу. Не оправдали надежд и волостные суды: полная зависимость судей от земского начальника, который ревизовал деятельность органа правосудия. Постепенно всю полноту судебной власти прибрали к рукам волостные писари, которые вели судебное делопроизводство, стали «оракулом, не терпящим возражений». Поголовное судейское пьянство в волостях дополнялось влиянием на службу родственных связей и кумовства, почитаемого в деревне выше родства, а также давлением со стороны зажиточных и уважаемых людей — волостного старшины, сельского старосты, сборщика податей, церковного старосты, местного лавочника, отпускающего товары в кредит, кулака, у которого в трудную минуту можно перехватить два-три рубля, тем более, что волостной писарь уже давно у них в плену. Субъективные изъяны волостного правосудия дополнялись несовершенством законодательства. Правила о волостных судах страдали крайней неопределенностью. В них нет ясного ответа на самые важные вопросы: кто назначает заседания суда, как вызываются стороны, какие последствия влечет неявка сторон и свидетелей, возможны ли примирительные процедуры по уголовным делам, в каком соотношении находится подсудность дел волостному суду и земскому начальнику. Коммерческие суды. Российские коммерческие суды — предтеча современной системы судов арбитражных. Их появление приходится еще на первое десятилетие XIX в. Но они не представляли из себя системы, как это принято говорить сейчас. Просто существовали абсолютно обособленные друг от друга судебные органы, предназначенные для рассмотрения исключительно торговых дел с особым порядком судопроизводства в них. Примечательно, что каждый имел собственную процедуру. В 1832 г. уже существовали общие Учреждение коммерческих судов и Устав судопроизводства в них. К концу XIX в. система коммерческих судов была существенно урезана, они остались только в Санкт-Петербурге, Одессе и Варшаве, т. е. там купечество имело особое влияние на всех и вся. Но и в них работа шла замедленными темпами, несравнимыми с той кипучей деятельностью, которую развили постреформенные окружные суды общей юрисдикции. Дискуссия о судьбе коммерческих судов продолжалась вплоть до конца столетия, получив выражение в правительственных кругах в виде открытого противостояния между министерством юстиции и министерством финансов.
На съезде представителей биржевых комитетов в ноябре 1903 г. было единогласно принято предложение созданной при нем комиссии, признавшей, что «коммерческие суды по своему строю, а также по порядку и особенностям судопроизводства наиболее отвечают потребностям торгового оборота.» Съезд признал необходимым проводить политику расширения сети коммерческих судов в наиболее крупных торгово-промышленных центрах. Данным вопросом в очередной раз занялась правительственная комиссия («особое совещание»), которая в итоге своей работы пришла к заключению, что «суды эти, необходимость сохранения коих не может подлежать сомнению, бесспорно должны быть в то же время реформированы.» Основные черты будущей реформы виделись в том, чтобы централизованное государственное реформирование заменить местным, для чего ввести особый дополнительный сбор с купечества (и это — несмотря на то, что в прошлом оно неоднократно ходатайствовало об освобождении от расходов на содержание коммерческих судов.) Округа коммерческих судов предполагалось устанавливать индивидуально в каждом конкретном случае, учитывая сложившиеся хозяйственные связи, так как существующее административно-территориальное деление им не соответствовало. Таким же образом предполагалось определить территориальную подсудность. К ведению коммерческих судов (именно к этому названию было предложено вернуться) предполагалось отнести «дела торгового свойства», которые основывались на объективно и субъективно-торговых сделках. Предполагалось сохранить две инстанции. По общему мнению членов совещания, участие общественности в рассмотрении дел позволяло отказаться от большего количества инстанций. При этом участие в рассмотрении дел судей-купцов сравнивалось с участием присяжных заседателей. Система с тремя судебными инстанциями была однозначно отвергнута, так как опыт Варшавского коммерческого суда показал, что при такой системе дела рассматриваются значительно медленнее. Предлагалось сохранить действующую конструкцию высшей инстанции, которая соединяла в себе признаки кассации и апелляции.
Состав судебного присутствия определялся на основе принципа паритетного представительства: по два члена от короны и от купечества. Были предложены два варианта назначения на должность председателей и товарищей коммерческих судов: они должны были или назначаться правительством, или избираться общим собранием суда. Большинство членов совещания высказались за последний вариант. Члены суда также должны были избираться общим собранием суда. К ним предлагалось предъявлять цензы высшего юридического образования и 5-летней судебной практики, т. е. общие требования к судьям окружных судов. Члены от купечества должны были избираться в соединенном собрании выборных от купечества и членов биржевого комитета. Они должны были иметь среднее образование и возраст не менее 25 лет. Первая русская революция 1905—1906 гг. на время прекратила полемику о судьбе коммерческих судов и оставила незавершенными проекты двух противоборствующих ведомств. Только в декабре 1908 г. в Государственной думе вопрос был поднят вновь. При рассмотрении штатов судебного ведомства депутатами был затронут вопрос об устарелости коммерческих судов и признано целесообразным их полное преобразование. В соответствии с агим в докладе комиссии Государственной думы по судебным реформам Министерству юстиции было предложено подготовить проект закона, направленного на реорганизацию коммерческих судов в целях приспособления их к требованиям времени и основным началам современного процессуального права. Государственный арбитраж в СССР существовал, но в судебную систему не входил. Он был предназначен не только разрешать споры между социалистическими предприятиями и организациями, но и содействовать их функционированию и развитию хозяйства страны контрольными, нормотворческими и управленческими методами. Новые социально-экономические условия, сложившиеся в России с распадом СССР и переходом хозяйства страны на рыночные рельсы, объективно потребовали коренной реформы арбитража, а идея построения демократического правового государства предопределила единственный путь реформы: в будущем Российском государстве органом разрешения коллизий, в том числе и экономического характера, мог быть только суд. Данное положение нашло выражение в ст. 127 Конституции Российской Федерации, посвященной Высшему Арбитражному Суду. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г., введенный в действие с 1 января 1997 г., включил арбитражные суды в общую российскую судебную систему. 5. Общая характеристика Устава уголовного судопроизводства как источника уголовно-процессуального права. Если Судебную реформу в историко-правовой литературе нередко называют «наиболее известной из всех реформ середины XIX в.»1, то одним из ее центральных элементов заслуженно признается Устав уголовного судопроизводства — первая в отечественной истории кодификация уголовно-процессуального права. Таковым в уголовно-процессуальной области и стал Устав уголовного судопроизводства, которому поныне суждено оставаться самым продолжительным по сроку действия отечественным «УПК». Он находился в силе, как известно, 53 года (с 1864 по 1917 гг.). Ни одна из последующих наших уголовно-процессуальных кодификаций не дотянула даже до полувекового юбилея, причем «рекорд» Устава уголовного судопроизводства при любых обстоятельствах будет «побит» не скоро с учетом того, что 1 июля 2002 г. в России начал действовать его очередной «эпигон» — новый УПК РФ. Наименование первой российской уголовно-процессуальной кодификации сколь непривычно сейчас, столь традиционно для середины XIX — начала XX в. Понятие «кодекс» тогда еще не прижилось в официальном отечественном юридическом лексиконе. Статья 53 так называемых «Основных законов» Российской империи — части Свода законов, определявшей основы государственной власти, — гласила, что «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения». По структуре Устав уголовного судопроизводства состоял из «Общих положений», а также трех книг: кн. 1 -й «Порядок производства в мировых судебных установлениях»; кн. 2-й «Порядок производства в общих судебных местах»; кн. 3-й «Изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства». Говоря современным языком, уголовный процесс того времени был дифференцирован. Первая и вторая книги (производство в мировых судебных установлениях и в общих судебных местах) являлись общим порядком уголовного судопроизводства, что вытекает из наименования книги 3-й («Изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства»). Что касается непосредственно «изъятий» из общего порядка (кн. 3), то таковых было, если не вдаваться в детали, пять. По ним применялись особые производства. Имеются в виду: 1) дела с участием духовного ведомства (преступления против веры и им подобные, а также преступления против духовных лиц); 2) дела по государственным преступлениям; 3) дела по преступлениям должности; 4) дела по преступлениям и проступкам в сфере административного управления; 5) дела смешанной подсудности (военной и гражданской).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|