Организация УИС-приложение
California Приложение Inventory Express «помнит» образцы заказов каждого Pizza Kitchen ресторана и сравнивает количество ингредиентов, используемых в блюдах из меню, с установленными администрацией размерами порций. Система идентифицирует рестораны с неправильными порциями и уведомляет их администрацию о том, что нужно откорректировать PharMark Экстрасеть УИС идентифицирует пациентов по наборам используемых ими препаратов, ассоциируя их с рисками неблагоприятных последствий Black & Veatch Интранет-сеть УИС отслеживает затраты на строительство различных проектов в США Taco Bell Система ТАСО (Total Automation of Company Operations) предоставляет информацию о стоимости питания, затратах на рабочую силу и попериод-ных (ежедневных, еженедельных, ежемесячных и т. д.) затратах для каждого ресторана формул. Слабоструктурированные проблемы — это что-то среднее между структурированными и неструктурированными проблемами. В то время как УИС нацелены на решение структурированных проблем, СППР поддерживают анализ слабоструктурированных и неструктурированных проблем. В гл. 3 также дано описание принятия решения по Саймону, состоящее из четырех этапов: осмысление, планирование, выбор и исполнение. СППР предназначены помогать генерировать и оценивать альтернативы и отслеживать процессы внедрения и применения. Типы систем поддержки принятия решений В начале СППР использовались для работы с небольшими наборами корпоративных данных и сильно зависели от модели. Недавний прогресс в технологиях компьютерной обработки и баз данных расширил определение СППР, включив системы, позволяющие поддерживать принятие решений на основе анализа обширных объемов данных, извлеченных в масштабе всей фирмы из различных систем предприятия и web-транзакций.
В настоящее время существуют два основных типа СППР: управляемые моделями и управляемые данными (Dhar и Stein, 1997). Модель-ориентированные СППР — это обычно автономные системы, изолированные от основных организационных информационных систем, использующие некоторый тип модели выполнения «что-если», а также выполняющие другие типы анализа. Подобные системы часто развивались подразделениями или группами конечных пользователей не под управлением какой-либо определенной ИС. Их возможности анализа базировались на сильной теории или модели в сочетании с хорошим пользовательским интерфейсом, делавшим модель удобной. Описанная в этой главе система COPS фирмы IBM, а также рассмотренная в гл. 2 СППР оценки путешествий — это примеры модель-ориентированных СППР. Второй тип СППР — ориентированная на данные СППР анализируют большие массивы данных, поиск которых осуществляется в основных корпоративных системах. Они поддерживают принятие решений, позволяя пользователям извлекать полезную информацию, ранее «затерянную» в больших объемах данных. Часто для этой цели данные из систем обработки транзакций собираются в хранилищах данных. Затем для анализа данных может использоваться аналитическая обработка в реальном времени OLAP (on-line analytical processing) и проходка данных. Компании начали строить управляемые данными СППР для извлечения данных о клиентах, собранных на их web-сайтах, а также данных, поступающих от корпоративных систем.._ _ _ _ _ „„_„„__, „ „..„„..„_.„..„.., _j Model-driven DSS (модель-ориентированная СППР) Обычно автономная система, использующая некоторые типы моделей для 1 выполнения анализа «что-если» (what-if) и других разновидностей анализа. 1 Data-driven DSS (ориентированная на данные СППР) Система, поддерживающая принятие решений, позволяя пользователям извлекать и анализировать полезную информацию, ранее хранившуюся в больших базах данных. «
Традиционные запросы к базам данных отвечают на такие вопросы, как «сколько единиц продукции 403 отправлено в ноябре 2000 г.?» Система OLAP (или многомерный анализ) поддерживает намного более сложные запросы о такой информации, как «сравнить продажи продукции 403 с квартальным планом по регионам сбыта за прошедшие два года». Системы OLAP и многомерный анализ данных рассматриваются в гл. 7. На примере OLAP и ориентированного на запросы анализа данных пользователи должны получить представление об искомой информации. Извлечение данных, рассмотренное в гл. 7, дает понимание корпоративных данных, которые нельзя получить с помощью OLAP, обеспечивает поиск скрытых образцов и отношений в больших базах данных, а также выводит из них правила для предсказания будущего поведения. Затем образцы и правила можно использовать для управления принятием решений и предсказания результата этих решений. Типы информации, которую можно получить с помощью проходки данных, включают ассоциацию, последовательность, классификацию, кластеризацию и прогнозирование. Ассоциации — это экземпляры, связанные с отдельным событием. Например, изучение образцов закупки в универсаме может показать, что при покупке кукурузных чипсов в 65% случаев покупается напиток кола, а при наличии бонусов этот напиток покупается в 85% случаев. Благодаря этой информации менеджеры могут принимать лучшие решения, поскольку известна прибыльность от внедрения бонусов. В последовательностях события связаны по времени. Например, выяснено, что при покупке дома новый холодильник приобретается в течение двух недель в 65% случаев, а духовка — в течение одного месяца в 45% случаев. Классификация распознает признаки, описывающие группу, которой принадлежит элемент, исследует имеющиеся в наличии классифицированные элементы и выводит набор правил. Например, такие виды коммерческих фирм, как держатели кредитных карточек или телефонные компании, беспокоятся о потере постоянных клиентов. Классификация помогает обнаружить характеристики клиентов, которых можно потерять, и предоставляет менеджерам модель предсказания, кто эти клиенты, и разработки специальной кампании для сохранения таких клиентов.
Кластеризация работает аналогично классификации, когда группы еще не определены. Инструменты проходки данных позволяют выявлять такие различные группировки данных, как обнаруженные группы родственных товаров по банковским кредитным карточкам или разбиение базы данных на группы клиентов по демографическим показателям и типам персональных покупок. Хотя в эти приложения вовлечены предсказания, при прогнозировании они используются в разной степени. Для прогнозирования некоторых значений используется ряд существующих величин. Например, прогнозирование позволяет определить образцы данных, помогающие менеджерам оценить будущий размер таких непрерывных переменных, как данные о продаже. В процессе извлечения данных используются инструменты статистического анализа, а также нейронные сети, нечеткая логика, генетические алгоритмы или алгоритмы, основанные на правилах, а также другие интеллектуальные методы (гл. 12). Как отмечено в гл. 3, безосновательно полагать, что только отдельные лица принимают решения в крупных организациях. Фактически большинство решений принимается коллегиально. Зачастую решения до их принятия проходят согласование в нескольких группах. В крупных организациях принятие решений -это коллективный процесс, поэтому при разработке системы СППР учитывается проблема облегчения принятия коллективных решений. Этот вопрос рассмотрен в разделе 13.2. Компоненты СППР На рис. 13.1 показаны компоненты СППР. Они включают базу данных, используемых для запросов и анализа, программную систему содержащую модели, проходку данных и другие аналитические инструменты, а также пользовательский интерфейс. База данных СППР — это совокупность текущих или исторических данных из множества приложений или групп. Это может быть маленькая база данных, хранящаяся на ПК и содержащая поднабор корпоративных данных, загруженный и, возможно, объединенный с внешними данными. С другой стороны, базой данных СППР может быть крупное хранилище данных, постоянно обновляемое главной организационной СОТ (включая системы предприятий и данные, генерируемые web-транзакциями). Данные в базах СППР — это, как правило, выборки или копии производственных баз данных, поэтому использование СППР не влияет на функционирование критических производственных систем.
Программная система СППР включает инструментарий, используемый для анализа данных. Она может содержать различные OLAP-инструменты, проходку данных или набор математических и аналитических моделей, легкодоступных для пользователя СППР. Модель — это абстрактное представление, иллюстрирующее компоненты или отношения некоторого явления. Модель может быть физической (например, модель самолета), математической (например, уравнение) или вербальной (например, описание процедуры регистрации заказа). Каж-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|