Совершенствование методов принятия управленческих решений
После изучения материала этой главы вы сможете: 1. Различать системы поддержки принятия решений (СППР) и системы поддержки принятия коллективных решений (СППКР). 2. Описывать компоненты СППР и СППКР. 3. Демонстрировать, каким образом СППР и СППКР способствуют улучшению принятия решений. 4. Оценивать возможности систем поддержки стратегических решений (СПСР). 5. Оценивать преимущества СПСР. Фирма IBM поддерживает планирование производственной мощности с помощью CAPS В производстве полупроводников необходимы сотни операций над изделием, несколько сотен групп инструментов и недели производственного времени. Закупка инструмента стоимостью до $10 млн может занять около одного года. В своих решениях о приобретении инструментов планировщики производства исходят из долгосрочных прогнозов спроса/потребления. Однако такое планирование осложняется требованием учета особенностей нескольких различных инструментов, пригодных для каждого из шагов процесса, и зависимостью времени, затрачиваемого на каждый шаг процесса, как от изделия, так и от инструмента. До недавнего времени планировщики производства справлялись с изменениями спроса, оценивая множество сценариев производства продукции с помощью электронных таблиц и пытаясь предугадать, как изменить объемы и использование оборудования для каждого из изделий для максимизации прибыли и минимизации закупок дополнительного инструментария. Этот способ допускал анализ нескольких сценариев, но не проверку того, было ли найденное планировщиками решение действительно оптимальным. Исследовательское подразделение IBM в сотрудничестве с менеджерами разработали систему оптимального планирования производительности (Capacity Optimization Planning System, CAPS), находящую оптимальную номенклатуру
продукции, оптимальным образом подбирающую инструменты для выпускаемых изделий, а также определяющую минимальный набор инструментов, требуемых для производства продукции и удовлетворения спроса на нее. Используя модели с искомыми переменными, отражающими стоимость производства каждого изделия и выделенный для него инструмент, была построена система СППР. Модель учитывала ограничения производства, требуемые шаги процесса и потенциальную производительность оборудования. Фирма IBM доработала модель с целью установления предпочтительной последовательности использования оборудования, что позволило находить узкие места. Пользователи системы CAPS работают на ПК, предоставляющих данные пользователю с применением графического интерфейса в формате электронной таблицы, удобном для редактирования. Фирма IBM установила систему CAPS на своем наибольшем заводе — изготовителе полупроводников в Берлингтоне (штат Вермонт). Планировщики из IBM используют CAPS для корректировки производственной мощности в целях удовлетворения прогнозируемого спроса. Например, когда клиент попросил увеличить производство на несколько сотен кремниевых пластин в день, планировщики посредством CAPS корректировали производственные мощности таким образом, что IBM быстро отреагировала на этот запрос. Планировщики IBM также используют CAPS для балансировки предложений по номенклатуре продукции, а также для анализа влияния временных потребностей производственного цикла по выпуску продукции производителем. Начиная с момента внедрения в 1995 г. CAPS сэкономила IBM миллионы долларов капиталовложений. Проблемы управления Система CAPS фирмы IBM для планирования производственной мощности — это пример СППР (система поддержки принятия решений). Такие системы имеют мощные аналитические способности для поддержки менеджеров в процессе принятия решений. Другие системы этой категории — это СППКР (система поддержки принятия коллективных решений) для поддержки принятия коллективных решений и СПСР (система поддержки стратегических решений), предоставляющие информацию для принятия стратегических решений. Эти системы могут повысить организационную эффективность, но вызывают следующие проблемы управления:
1. Построение информационных систем, фактически способных удовлетворять управленческие информационные запросы. Даже с использованием критических факторов успеха и других методов определения информационных потребностей трудно установить информационные требования для СПСР и СППР, обслуживающих верхние уровни управления. В гл. 3 было показано, что информационные системы не могут поддерживать некоторые аспекты принятия решений на верхних уровнях управления, поскольку решения слишком неструктурированны и изменчивы. Даже если проблему можно решать с помощью информационной системы, на верхнем уровне управления нельзя полностью понять свои фактические информационные потребности. Например, в тех случаях, когда старшие менеджеры не могут договориться о критических факторах успеха фирмы или описанные ими критические факторы успеха неадекватны или устарели по причине кризисной ситуации и изменения основной стратегии. 2. Создание содержательной отчетности и процесса принятия управленческих решений. В сравнении с прошлым системы предприятия и информационные хранилища намного упростили снабжение систем СППР и СПСР данными из большого числа различных систем. Оставшиеся проблемы переключают управленческое мышление на использование доступных данных с максимальной пользой, на разработку оптимальных видов отчетности для оценки производительности фирмы и информирования о новых типах решений. Многие менеджеры используют новые возможности систем СППР и СПСР для получения той же информации, что и прежде. Требуются радикальные изменения во взглядах на управление, чтобы заставить менеджеров задавать более качественные вопросы. Большинство описанных в этой книге информационных систем так или иначе помогают людям принимать решения, но СППР, СППКР и СПСР принадлежат
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|