Составление отчетов и анализ всего предприятия
Производители корпоративных систем теперь предоставляют возможности для расширения полезности данных, собранных в эксплуатационных системах, дающих руководству представление об общих результатах деятельности фирмы. В некоторых системах предусмотрены функции составления отчетов о показателях для анализа сбалансированных показателей и традиционных финансовых и операционных показателей. В табл. 13.4 описаны инструменты стратегического управления производительностью каждого из основных производителей систем предприятий. Компании могут использовать новые возможности составления отчетов предприятия для формирования ранее недоступных показателей деятельности фирмы. Начальник стратегического планирования в Dow Chemical руководит командой межфункционального регулирования для разработки набора показателей и отчетов, основанных на данных SAP-систем компании. Эксперты различных подразделений компании определили такие категории отчетов, как управление расходами, материально-техническим снабжением и сбытом. Затем Dow разработала информационную витрину (data mart) для каждого типа данных, составивших более 20 информационных витрин. Информационные витрины интегрированы, поэтому количество витрин «бизнес-результатов» соответствует количеству витрин расходов и объемов продаж. Кроме того, Dow реализовала новый набор показателей деятельности, основанный на биржевой стоимости акции и кальку- ляции себестоимости по результатам деятельности. Калькуляция себестоимости по результатам деятельности — это составление сметы и модели анализа, идентифицирующие все ресурсы, процессы и затраты (включая накладные и текущие расходы), необходимые для производства определенных товаров или услуг. Она позволяет менеджерам устанавливать, какие товары или услуги выгодны, поэтому можно определить изменения, которые следует внести для максимизации рентабельности фирмы. Вместо составления отчетов в терминах продукции и прибыли система может сосредоточиться на прибыли от вклада и счетах клиента, при этом можно вычислить текущую и пожизненную ценность каждого счета. Систему используют более чем 5 тыс. человек: от главного администратора Dow до заводских рабочих (Davenport, 2000).
Руководство австралийского филиала Nissan Motor Company вынуждено контролировать действия 550 человек в 23 точках австралийского континента. Компания Nissan в основном занимается импортом и распространением 35 тыс. автомобилей ежегодно. Как и любая другая автомобильная компания, Nissan Australia имеет объемные требования к отчетности, включая подробные отчеты о контроле за финансовыми счетами и ежемесячный отчет. Менеджерам нужны подробные отчеты с детализацией по продаваемым моделям и подробностями деятельности отделов. Когда Nissan использовала старую систему на базе мэйнфрейма, созда- Менеджмент Руководство несет ответственность за определение того, как СПСР могут внести наибольший вклад в организационную производительность, и за вьн деление ресурсов для их создания. Руководство должно тесно сотрудничать с разработчиками системы, чтобы удостовериться, что эти системы эффективно обеспечивают правильный набор информационных потребностей и процессы принятия решений руководства фирмой. Организация Системы СПСР могут улучшить показатели деятельности организации, ускоряя принятие управленческих решений или улучшая их качество. Однако некоторые из этих процессов принятия решений не всегда четки и понятны. Система СПСР наиболее эффективна, если разработчики системы имеют ясное представление о ее целях, характере принимаемых с ее помощью решений и о том, как система фактически поддерживает принятие решений.
Технология Системы поддержки принятия управленческих решений можно разработать на основе ряда технологий, включая использование больших баз данных, инструментов моделирования, графических инструментов, проходки данных, инструментов анализа и технологии электронных совещаний. Выбор правильной технологии решения и поддерживаемого процесса принятия решений — это ключевые технологические решения. Вопросы для обсуждения: 1. Что следует знать менеджеру или пользователю информационных систем, чтобы участвовать в разработке и использовании СППР или СПСР? Почему? 2. Если бы в бизнесе широко использовались СППР, СППКР и СПСР, то принимались бы лучшие решения? Объясните. ние и распространение отчетов среди членов совета директоров компании занимало около двух недель. В 1997 г. Nissan Australia установила корпоративную программу SAP R/3, послужив примером для остальных подразделений организации Nissan. Для создания отчетов о клиентах компания установила SNAPpack Power Reporter с web-интерфейсом и мощными функциями нисходящей обработки, не требующими обширного программирования. Эти отчеты можно сгенерировать немедленно; они включают отчеты о прибылях и убытках, анализ валовой прибыли, балансовые отчеты, данные по транспорту для оптовой и розничной торговли. Это позволяет легко удовлетворить запросы менеджеров в большом числе различных отчетов анализа состояния переменных (Information Builders, 2000). Резюме 1. Назовите отличия СППР от СППКР. СППР — это интерактивная управляемая пользователем система, объединяющая данные, сложные аналитиче- ские модели и инструменты и удобные в использовании программные средства в единую мощную систему, поддерживающую принятие слабоструктурированных или неструктурированных решений. Существуют два вида СППР: модель-ориентированные и дата-ориентированные. Предназначенные для клиентов и менеджеров СППР становятся доступными через Интернет. СППКР — это интерактивная, автоматизированная система для облегчения принятия решений неструктурированных проблем коллективом лиц, принимающих решения и работающих в группе, а не индивидуально. 2. Опишите компоненты СППР и СППКР. Компоненты СППР: база данных СППР, программная система СППР и пользовательский интерфейс. База данных СППР — это совокупность текущих или исторических данных от множества приложений или групп, используемых для анализа. Данные могут поступать из внутренних и внешних источников, включая корпоративные системы и Web. Программная система СППР состоит из инструментов OLAP и проходки данных или математических и аналитических моделей, используемых для анализа данных в базе. Пользовательский интерфейс позволяет пользователям непосредственно взаимодействовать с инструментами программной системы СППР. Системы СППКР включают аппаратные и программные средства, а также человеческий компонент. Аппаратные компоненты состоят из средств обслуживания зала заседаний, включая расположение стульев, компьютера и других аппаратных средств. Программные компоненты включают инструменты для организации идей, сбора информации, оценки и установки приоритетов, документирования совещаний. Человеческий компонент включает участников, обученного руководителя и служащих для поддержки аппаратных и программных средств.
3. Покажите, каким образом СППР и СППКР способствуют улучшению принятия решений. Системы СППР и СППКР поддерживают шаги в процессе выработки решений. СППР предоставляет результаты анализа, основанного на модели или выводимого из данных, что позволяет менеджерам разрабатывать и оценивать альтернативы, а также контролировать последствия принятых решений. СППР помогает поддерживать принятие решений для управления цепочкой поставок и взаимоотношениями с клиентами, а также моделирование альтернативных бизнес-сценариев. Система СППКР помогает лицам, принимающим решения, встречаться и вместе эффективно достигать решений. Она особенно полезна для увеличения производительности совещаний, численностью более 4-5 человек. Однако эффективность СППКР зависит от характера группы, задачи и контекста совещания.
4. Оцените возможности СПСР. Система СПСР помогают менеджерам в решении неструктурированных проблем, возникающих на стратегическом уровне управления. Система СПСР обеспечивает данные из внутренних и внешних источников, а также обобщенные вычисления и коммуникационную среду, сосредоточенную и применяемую к изменяющемуся множеству проблем. Она помогает старшим исполнителям контролировать производительность фирмы, определять проблемы, идентифицировать возможности и предсказывать тенденции. Эти системы могут отфильтровать посторон- ние подробности для лаконичных обзоров высокого уровня или выполнить нисходящую обработку, при необходимости предоставляя старшим менеджерам подробные данные о транзакциях. Система СПСР использует данные в масштабе всей фирмы, обеспеченные системами предприятий. 5. Оцените преимущества СПСР. Система СПСР помогает старшим менеджерам анализировать, сравнивать и выделять тенденции, поэтому они могут легко контролировать показатели деятельности организации или идентифицировать стратегические проблемы и возможности. Система СПСР может увеличить предельный объем ответственности высшего управления, позволяя управлять большим числом людей с меньшим количеством ресурсов. Ключевые термины Система сбалансированных показателей; система поддержки принятия решения клиента (СППРК); ориентированная на данные СППР; система поддержки принятия решений (СППР); нисходящая обработка; база данных СППР; программная система СППР; система организации электронных совещаний (СОЭС); система поддержки стратегических решений (СПСР); геоинформационная система (ГИС); система поддержки принятия коллективных решений (СППКР); модель-ориентированная СППР; анализ чувствительности. Контрольные вопросы 1. Что такое СППР? Чем она отличается от УИС? 2. Каким образом СППР может поддержать принятие неструктурированных или слабоструктурированных решений? 3. Чем ориентированные на данные СППР отличаются от модель-ориентированных СППР? Приведите примеры. 4. Перечислите три основных компонента СППР. Кратко опишите каждый из них. 5. Как СППР может помочь фирме управлять цепью поставок и взаимоотношениями с клиентами? 6. Что такое ГИС? Каким образом она может поддержать принятие решений? 7. Что такое СППРК? Как для этой цели может использоваться Интернет? 8. Что такое СППКР? Чем она отличается от СППР? 9. Каким образом три основные проблемы в принятии коллективных решений привели к разработке СППКР? 10. Опишите три элемента СППКР. 11. Назовите и опишите пять инструментов программных средств СППКР.
12. Что такое СОЭС? Опишите ее возможности. 13. Для каждой из трех основных проблем в принятии коллективных решений, упомянутых в вопросе 9, опишите один или два способа, посредством которых СППКР может внести вклад в решение. 14. Определите и опишите возможности СПСР. 15. Каким образом Интернет и корпоративные системы могут обеспечить функции СПСР? 16. Какие преимущества есть у СПСР? Каким образом эти системы улучшают принятие управленческих решений? Практический пример Организация Merck-Medco нашла рецепт борьбы с лихорадкой Dot.com Интернет изменил все. В новой экономике маленькая компания Dot.com с праведными идеалами и небольшим капиталом может легко использовать web-сайты, чтобы захватить рынок прямо «под носом» гигантских корпораций. Правильно? Хорошо, только не говорите этого Пир Лофбергу (Per Lofberg), поскольку он не верит в это. Лофберг как председатель Merck-Medco Managed Care, L. L. С. брался за такие проекты аптек, как Drugstore.com и PlanetRx, позволяющих клиентам оформлять рецепты на лекарственные препараты в режиме on-line. Организация Merck-Medco — это подразделение Merck & Co., гигантской компании по производству лекарственных препаратов со штаб-квартирой в Вайтха-уз-стэйшн (штат Нью-Джерси). Компания Medco основана в 1983 г. в качестве маленькой, отдельной аптеки с обслуживанием по почте, а в 1993 г. была куплена Merck. Сегодня она является крупнейшим РВМ (pharmacy-benefit manager) в США. РВМ предоставляет фармацевтические услуги для всех типов программ медицинского страхования. Среди клиентов Merck-Medco четверть компаний из списка «Fortune 500», более 100 местных, государственных и федеральных объединений служащих и пенсионеров, множество программ медицинского страхования и защиты здоровья, множество профсоюзов и т. д. В целом компания имеет 1100 корпоративных клиентов с более чем 52 млн пациентов. В течение недели Merck-Medco в среднем обрабатывает по 1,2 млн рецептов, полученных по почте, и еще 5,9 млн рецептов, принятых в местных аптеках. В целом в 1999 г. компания изготовила или оплатила изготовление лекарств по 370 млн рецептам. Организация Merck-Medco также предлагает пациентам такую ценную информацию, как предупреждение о противопоказаниях препаратов, о сроках хранения и схожих проблемах. Хотя рецепты, присылаемые по почте, составляли только 10% от общего национального рынка рецептов (или около $12,6 млрд), с 1999 г. этот рынок рос на 22% ежегодно. Компания получает прибыль от каждого рецепта, заполненного в ее сети, даже если клиенты не пользуются местной аптекой, и заказывают лекарства непосредственно в Merck-Medco, ее прибыль все равно растет, в то время как клиенты платят меньше, поскольку затраты Merck-Medco намного ниже. Чтобы изготовить лекарства в соответствии с таким множеством рецептов, а также обработать и оплатить миллионы других заказов, Merck-Medco нуждалась в формировании гигантской и сложной инфраструктуры, которую затруднительно или просто невозможно создать начинающей Dot.com. Компания не только имеет большой штат квалифицированных сотрудников со знанием фармацевти- ки, но также включает опытных служащих, разбирающихся в сложностях изготовления лекарств по рецептам, перевозке грузов и выплате компенсаций. Кроме того, она открыла 12 аптек с обслуживанием по почте, три центра обработки заказов и два высокотехнологичных склада препаратов, автоматизирующих весь процесс исполнения заказов по 75% полученных рецептов. Все это позволило уменьшить с двух недель до двух дней время, затрачиваемое на обработку рецепта с момента его получения. Лофберг и другие руководители Merck-Medco осознали, что создание web-сайта было лишь вершиной айсберга. Завоевание и обслуживание клиентов намного сложнее. Лофберг полагал, что простое возмещение клиентам или изготовление лекарств по их рецептам, в общем, не является удовлетворительной формой обслуживания. Многие клиенты используют Интернет и знают, что в нем можно быстрее и проще заказать повторное изготовление лекарства по рецепту. Они также знают, что при желании Интернет является прямым источником важной и необходимой информации. Лофберг был убежден, что его компания должна как можно быстрее использовать Интернет или она начнет терять клиентов. Поэтому в 1998 г. Merck-Medco открыла свой web-сайт merckmedco.com. В 2000 г. около 20% ее сделок с клиентами, включая повторное изготовление лекарства по рецепту, производилось через этот web-сайт. Это привело к обработке 80 тыс. рецептов в неделю, т. е. к десятикратному увеличению по сравнению с первым годом. В 2000 г. web-сайт принес $8,5 млн дохода. РВМ — ключевой элемент рынка изготовления лекарств по рецептам, до недавнего времени немногие слышали о них, поскольку их немного и они работают «в тени». Совместно они изготавливают по рецепту или возмещают около 80% от всего объема сбыта лекарств в США. Когда они почувствовали возможную угрозу со стороны новых интернет-компаний dot.com, то попытались справиться с ней, просто игнорируя ее. Поэтому пациенты из программ медицинского страхования, пытавшиеся купить лекарства, отпускаемые по рецепту, через Интернет, обнаружили, что они не могут возместить свои покупки. Проекты dot.com могли получить существенную долю бизнеса продаж лекарств, отпускаемых по рецепту, только продав львиную долю своей собственности РВМ или цепочке розничной торговли препаратами с большой долей РВМ. Руководство Merck-Medco рассматривало свой новый web-сайт в качестве более эффективного способа управления продажами, позволяющего службе работы с покупателями быстро и недорого отвечать на такие запросы клиентов, как информация о состоянии заказа и запросы о выставлении счетов, и использовать их для предложения своим клиентам полезной информации в удобной форме. Они также планировали развивать использование web-служб, для чего переместили туда большинство транзакций, поскольку операционные затраты при работе в Web намного ниже, чем при осуществлении других типов операций. Проблема усложнилась после того, как компания решила, что скоро добавит к возможностям своего web-сайта merckmedco.com продажу лекарств, отпускаемых без рецепта. Руководство Merck-Medco решило, что следует использовать рекламу, рассылаемую по почте, для увеличения количества посетителей своего web-сайта. Увеличение активности клиента в Web пришли на замену другим способам — почте, телефону или с помощью факса. Это связано с тем, что для Merck-Medco затраты на выполнение определенных web-транзакций ниже затрат на выполнение тех же транзакций альтернативным способом. Для достижения успеха служба маркетинга должна осознать, на кого нацелена рассылка рекламы по почте, а также каким должно быть содержание этой рассылки. Группа информационного исследования (Information Research, IR) компании разработала модели количественной оценки, позволяющие предсказать, кто из ее клиентов, вероятно, отреагирует на рассылку. Модели также измеряют изменения в объеме web-транзакций в течение краткого периода времени после выхода рекламы. Основное предположение заключается в том, что любое изменение в поведении клиента следует приписывать рассылке. Для выполнения моделирования и анализа Merck-Medco необходимы данные; для функционирования РВМ тоже нужны большие объемы данных. В распоряжении РВМ обычно имеется служебная база данных, отслеживающая требования, размещенные отдельными пациентами или для отдельных пациентов, включая такую информацию, как идентификация пациента, дата обслуживания, стоимость и количество отпущенных лекарственных препаратов, выраженные в количестве дней поставки. В отдельной базе данных отслежена хронология обслуживания клиента, включая его идентификацию, дату и причину обслуживания (например, запрос о состоянии заказа или выставление счета). Компании обычно также отслеживают данные о прямой почтовой рекламе для своих клиентов. Группа IR собрала все данные Merck-Medco, построив информационную витрину электронной коммерции. Группа IR использовала множество моделей в процессе изучения своих прошлых и настоящих клиентов электронной коммерции, включая различные классификации и регрессивный анализ. Используя эти статистические модели для изучения целевой совокупности, анализ первой рассылки рекламы по почте показал, что 2% опрашиваемых отвечают 32%-ным увеличением количества web-транзакций. Изучение также показало, что эти 2% отличаются от всех остальных тем, что ранее использовали web-сайт, но не делали этого в течение двух или более месяцев. Поскольку исследования продолжались, их результаты позволили группе IR разработать иерархию из четырех типов пользователей, для каждого из которых требуются разные бизнес-стратегия и реклама. Это: 1) текущие пользователи электронной коммерции, которых нужно вознаградить как постоянных покупателей; 2) пользователи электронной коммерции в прошлом, которым нужно напомнить о возможности выполнять транзакции через сеть; 3) другие пользователи служб работы с покупателями, связавшиеся с ней по телефону и факсу, их нужно переориентировать на использование сети; 4) лица, не являющиеся пользователями служб работы с покупателями, но использующие почту, их нужно увлечь контактом со службой работы с покупателями. Благодаря разработанным группой IR моделям количественной оценки Merck-Medco теперь может достигнуть с помощью рассылки рекламы по почте того же эффекта, который достигался раньше путем рассылки шестикратного объема корреспонденции, рассчитанного на основе демографических показателей локальной территории. Таким образом, Merck-Medco может «делать упор» натфимене- нии более выгодного web-сайта, одновременно сократив свои расходы на рекламу. С тех пор группа IR начала изучать пути дальнейшего повышения качества моделей количественной оценки, выполняя количественную оценку транзакций. Затем компания сможет ориентироваться на людей, действия которых принесут компании наибольшую прибыль. Были также разработаны инструментальные средства прогнозирования и специального оповещения для предсказания будущего развития web-сайта, который может использоваться в целях планирования. Источники: Edward S. Binkowski, Moshe В. Rosenwein. «Prescription for Online Pharmacy Success», OR/MS Today, August 2000; Gardiner Harris. «How Merck Unit Beat Dot-corns in Web Foray», The Wall Street Journal, April 13, 2000; Elizabeth Corcoran. «The E Gang», Forbes, July 24, 2000. Вопросы к практическому примеру 1. Оцените, каким образом Merck-Medco использует цепочку добавления стоимости и модели конкурентных сил. Какова бизнес-стратегия Merck-Medco? 2. Какие проблемы заставили Merck-Medco перенести свой бизнес на web-сайт? Каким образом web-сайт вписался в бизнес-стратегию фирмы? 3. Почему руководство Merck-Medco хотело сформировать собственный web-сайт, вместо того чтобы приобрести уже существующий и функционирующий сайт? 4. Какой вид СППР разработала группа IR фирмы Merck-Medco? Какие типы решений поддерживает эта система? 5. Какие управленческие, организационные и технические проблемы заставили Merck-Medco заняться разработкой и использованием новой системы? Каким образом успех системы повлиял на руководство, организацию и технологию Merck-Medco? :"■ -: '" ■ ' ■ ■ ': '■ ■ ■". ■■■■■■■.■.■■■■.■....■■■■■..■.■■■■■ ■■/...■■■■■.■■■■.:..■■■.■■: ■...■
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|