Intelligent agent (интеллектуальный агент)
Программа, использующая встроенную или обучаемую базу знаний для выполнения определенных, повторяющихся и прогнозируемых задач отдельного пользователя, бизнес-процесса или приложения. ный производительный и стратегический актив в информационной экономике. Информационные системы могут играть важную роль в управлении знаниями, помогая организации оптимизировать ее поток информации и собрать ее базу знаний. Офисные системы, системы обработки знаний, системы коллективного сотрудничества и приложения ИИ особенно полезны для управления знаниями, поскольку они сосредоточены на поддержке обработки информации и знаний и на определении и систематизации базы знаний организации. 2. Опишите приложения, наиболее полезные для распределения, создания и совместного использования знаний в фирме. Офисы координируют обработку информации в организации, связывают работу разнообразных групп в организации и соединяют организацию с ее внешней средой. Офисные системы поддерживают эти функции, автоматизируя управление документооборотом, связь, планирование и управление данными. Обработка текстов, подготовка публикаций с помощью настольных издательских средств, web-публикации и электронные системы обработки изображений поддерживают деятельность по управлению документооборотом; системы электронной почты и системы обеспечения коллективной работы — возможность сотрудничества, а приложения электронных календарей — составление расписаний. Системы обработки знаний поддерживают продуцирование знаний и их интеграцию в организации. Системам обработки знаний требуется свободный доступ к внешней базе знаний, мощные компьютерные средства, способные поддержать программное обеспечение с интенсивной графикой, анализом, управлением документооборотом и возможностями связи, а также дружественный пользовательский интерфейс. Системы обработки знаний часто функционируют на рабочих станциях, настроенных на обработку. Системы САПР и системы виртуальной реальности, создающие похожие на реальность интерактивные имитации, требуют мощных графических возможностей моделирования. Системы обработки знаний для финансовых специалистов обеспечивают доступ к внешним базам данных и способность быстро анализировать большие объемы финансовых данных. Программное обеспечение для коллективной работы — это специальные программные средства для поддержки информационноемких действий, выполняемых в группе. Интернет поддерживает функции коллективного сотрудничества и позволяет организациям использовать возможности web-публикаций для управления документооборотом.
3. Оцените роль ИИ в управлении знаниями. Искусственный интеллект — это автоматизированные системы, которые ведут себя, как люди. Известно пять направлений в семействе ИИ: естественный язык, робототехника, системы распознавания, экспертные системы и интеллектуальные машины. ИИ не хватает гибкости, широты и общности человеческого интеллекта, но его можно использовать для сбора и систематизации организационного знания. 4. Покажите, каким образом организации могут использовать экспертные системы и прецедентную аргументацию для сбора знаний. Экспертное системы — это наукоемкие компьютерные программы, решающие проблемы, ко- Менеджмент Использование и управление организационными знаниями стали основными обязанностями управленческого звена. Менеджеры обязаны идентифицировать активы знаний своих организаций и убедиться, что соответствующие системы и процессы используются максимально эффективно.
Организация Системы обработки знаний и информации и системы ИИ могут разными способами расширить организационные процессы. Они могут облегчить связь, совместную работу и координацию, пустить в ход более мощную аналитику, несущую в себе разработку решений, или уменьшить объем вмешательства человека в организационные процессы. Технология Набор технологий способен поддерживать управление знаниями, включая технологии ИИ и инструментальные средства для обработки знаний и информации и коллективного сотрудничества. Менеджеры должны установить затраты, выгоды и возможности каждой технологии и проблемы управления знаниями, к которым каждая из технологий лучше всего подходит. Вопросы для обсуждения 1. Обсудите некоторые пути, на которых управление знаниями предоставляет организации стратегическое преимущество. Какова стратегия системы управления знаниями? 2. Насколько использование ИИ может изменить процесс управления? торые прежде требовали экспертных знаний человека. Системы извлекают знания из ограниченной области, используя правила или фреймы. Стратегия поиска в базе знаний, так называемый логический механизм, может использовать прямой или обратный логический вывод. Экспертные системы наиболее полезны в задачах классификации или диагностики. Вывод по прецедентам представляет организационное знание как базу прецедентов, которая может постоянно расширяться и совершенствоваться. Если пользователь сталкивается с новым прецедентом, система ищет похожие прецеденты, находит наиболее точно соответствующий и применяет решения старого прецедента к новому. Новый прецедент сохраняется вместе с успешными решениями в базе прецедентов. 5. Объясните, каким образом организации могут использовать нейронные сети и другие интеллектуальные методы для улучшения своей базы знаний. Нейронные сети состоят из аппаратных и программных средств, которые имитируют мыслительные процессы человеческого мозга. Нейронные сети известны своей способностью к обучению без программирования, а также распознаванию образов, которые трудно различимы человеком. Они используются в науке, медицине и бизнесе, прежде всего чтобы распознать шаблоны в огромных массивах данных. Нечеткая логика — это программная технология, которая выражает логику с некоторой тщательно определенной
неточностью, поэтому она ближе к организации человеческого мышления, чем традиционные правила IF-THEN. Нечеткая логика используется для управления физическими устройствами и начинает использоваться в некоторых приложениях по поддержке принятия решений. Генетические алгоритмы обеспечивают решения специфических проблем, используя такие основанные на законах генетики процессы, как соответствие, скрещивание и мутация. Генетические алгоритмы применяются для решения таких задач, как оптимизация, проектирование изделий и мониторинг индустриальных систем. Интеллектуальные агенты — это программы со встроенными или обученными базами знаний, которые выполняют определенные, повторяющиеся и предсказуемые задачи отдельного пользователя, бизнес-процесса или приложения. Интеллектуальные агенты можно запрограммировать на поиск информации или управление транзакциями, включая Интернет. Ключевые термины Оболочка искусственного интеллекта; искусственный интеллект (ИИ); обратный логический вывод; лучшая методология организации производственных работ; рассуждение на основе прецедентов; главный ответственный по знаниям; автоматизированное проектирование; обработчики данных; системы графической обработки документов; информационный портал предприятия; экспертная система; прямой логический вывод; нечеткие логики; генетические алгоритмы; гибридные системы искусственного интеллекта; машина логического вывода; обработка информации; интеллектуальный агент; инвестиционная рабочая станция; дисковод с автоматической сменой дисков; база знаний; инженер по знаниям; фреймы знаний; управление знаниями; обработчики знаний; системы обработки знания; нейронная сеть; офисные системы; организационное обучение; организационная память; база правил; экспертные системы на основе правил; не выраженные вер-бально знания; системы обеспечения командной работы; язык моделирования виртуальной реальности VRML; системы виртуальной реальности.
Контрольные вопросы 1. Что такое управление знаниями? Перечислите и кратко опишите поддерживающие его информационные системы и необходимую ИТ-инфраструк- туру. 2. Каким образом управление знаниями помогает организационному обучению? 3. Какая связь между обработкой информации и производительностью в современных организациях? 4. Опишите роль офиса в организациях. Какие основные действия выполняются в офисах? 5. Какие основные типы информационных систем поддерживают деятельность обработчика информации в офисе? 6. Какие общие требования предъявляются системами обработки знаний? Почему? 7. Опишите, каким образом следующие системы поддерживают обработку знаний: автоматизированное проектирование, виртуальная реальность, инвестиционные рабочие станции. 8. Каким образом система обеспечения коллективной работы поддерживает обработку информации? Опишите ее возможности, а также возможности Интернета и интранет-сетей для совместной работы. 9. Что такое искусственный интеллект? Почему он представляет интерес для бизнеса? 10. Чем искусственный интеллект отличается от естественного или человеческого интеллекта? 11. Дайте определение экспертной системе и опишите, как она может помочь организациям использовать их активы знаний. 12. Дайте определение и опишите роль следующих понятий в экспертных системах: база правил, фреймы, машина логического вывода. 13. Что такое прецедентная аргументация (по аналогии)? Чем она отличается от экспертной системы? 14. Опишите три проблемы, связанные с экспертными системами. 15. Опишите нейронную сеть. В каких задачах нейронная сеть лучше других технологий? 16. Определите и опишите нечеткую логику. Для каких приложений она подходит? 17. Что такое генетические алгоритмы? Как они могут помочь организациям решить их проблемы? Для каких задач они подходят? 18. Что такое интеллектуальные агенты? Каким образом они могут использоваться, чтобы принести пользу в бизнесе? Практический пример Компания Hill & Knowlton ищет систему управления знаниями Что должна сделать компания, чтобы увеличить вероятность успеха при создании системы управления знаниями? Или, скажем по-другому, почему безуспешно около половины проектов управления знаниями? С этими вопросами руководство компании Hill & Knowlton (H&K) столкнулось в начале 1999 г., когда поняло, что ее текущая система управления знаниями не помогает компании. Компания Н&К является глобальной и работает в сфере связей с общественностью со штаб-квартирой в Нью-Йорке и с 1900 служащими и 68 офисами в 34 странах мира. Как и во многих других современных областях, знания существенны для связей с общественностью. Кроме того, поскольку фирмы по связям с общественностью сконцентрированы на проекте, их служащие и клиенты должны постоянно совместно использовать большие объемы информации. В частности,
служащие Н&К должны совместно использовать информацию не только со своими помощниками, но и с другими служащими Н&К, имеющими опыт работы с подобными клиентами или товарами. Поэтому они также должны непрерывно обмениваться информацией с клиентами. Кроме того, все стороны часто нуждаются в такой внешней информации, как рыночные данные, к которым они хотят получать доступ через систему управления знаниями компании. Наконец, компания должна сохранить свою организационную память, коллективное знание фирмы, для того чтобы минимизировать воздействие от ухода служащего с работы. Эта память не только является критичной для служащих Н&К, выполняющих свою ежедневную работу, но также жизненно важна для быстрого и эффективного обучения новых служащих. Компания Н&К предварительно установила интранет-сеть, чтобы облегчить совместное использование и управление своими знаниями о проектах. Однако текущая система редко использовалась, и поэтому генеральный директор Н&К по управлению знаниями Тэд Грэхем (Ted Graham) должен был определить причины этого, а затем либо исправить старую систему, либо создать новую, которой служащие пользовались бы постоянно. Для исследования проблемы Грэхем обратился в международную консалтинговую группу компании Н&К. Группа традиционно встречается раз в каждые два года, чтобы воздействовать на долгосрочные проблемы компании. В данном случае она собрала информацию от потребителей со всего мира и узнала, что служащие Н&К сталкивались со многими проблемами существующей системы. Однако, что наиболее важно, они просто не имели особых причин ее использовать. Установлено, что данные были устаревшие, неточные и зачастую несоответствующие действительности. Например, отмечалось, что биографии служебного персонала крайне устарели, причем настолько, что все еще содержат биографии бывших сотрудников, покинувших компанию двумя годами ранее. Биографии существенны для клиентов Н&К, поскольку они хотят знать навыки и опыт персонала Н&К по учетным записям. Служащие Н&К используют биографии, чтобы помочь определить сотрудника с соответствующим опытом, к которому можно обратиться за советом и справкой. Кроме того, служащие указали, что им нужна система, удобная в использовании, с универсальным набором всех видов знаний, для того чтобы им не приходилось идти в четыре или пять различных мест, чтобы удовлетворить свои потребности. Проект установил новый портальный тип экстрасети, названный hk.net. Web-сайт защищен паролем, поэтому служащие и клиенты могут обратиться только к внутренним данным, которые им необходимы. Одна из первых проблем, с которыми столкнулась проектная группа, были модификация и восстановление хронологии всех недавних проектов, которые можно найти в старых сообщениях электронной почты, сохраненных без какого-либо порядка. Группа должна была организовать сообщения электронной почты, а затем сделать их легкодоступными для поиска. Проектная группа обратилась к компании Introspect Software из Лос-Альтоса (штат Калифорния), в частности к их пакету Salsa. Программное обеспечение позволило пользователям легко сохранять сообщения электронной почты и их приложения проектной группой и клиентами. Каждое сообщение электронной почты немедленно индексируется по тематике и может быть найде- но по ключевым фразам или словам. Впервые члены группы смогли найти необходимую прошлую информацию, не тратя на поиск много времени и усилий. Легкодоступная электронная почта решила другие проблемы компании. Когда служащие Н&К или служащие их клиентов назначались на проект, им немедленно приходилось читать заархивированные сообщения электронной почты, касающиеся проекта. Этим способом они быстро и дешево входили в курс дела. «Клиентам это нравится, поскольку они не платят за обучение нового человека, — объяснил Грэхем, — а нам это нравится, поскольку снижает стоимость замены служащих». Экстрасеть накапливает три основных «сегмента» знаний, идентифицированных проектной группой как существенные для бизнес-процессов Н&К: внутренние знания о собственных товарах и услугах Н&К; такие внешние знания, как исследования, новости промышленности и экономические прогнозы; и такие знания клиентов, как объем операций, проходящих через банковский счет, ресурсы и шаблоны. Н&К может настроить web-сайт компании для каждого из своих клиентов, использующих сети hk.net, поэтому когда сотрудники клиента входят в систему по своему каналу hk.net, их приветствует эмблема компании-клиента. Вся информация относительно hk.net доступна через экранные папки, одна из которых, например, для электронной почты, административной информации и анализа отдельной проблемы плюс каталог Н&К, включающий биографии персонала. Эти папки размещаются согласно предпочтениям клиента. Андреа Бертолуччи (Andrea Bartolucci), служащая Н&К из Торонто, осознала огромную экономию времени при использовании сети hk.net. Она тратит половину своего времени на маркетинг компаний предполагаемых клиентов и должна транслировать «мандатные пакеты», которые освещают опыт Н&Къ определенной отрасли. Пакет включает описания прошлых проектов и биографии сотрудников Н&К, которые могли бы быть назначены на проект. Поскольку большая часть этой информации уже была собрана Н&К в пакете для другого клиента, Андреа может повторно укомплектовать ее, вместо того чтобы начинать на пустом месте. Обеспечение связи — это проблема, которую группа не могла полностью решить. Из-за локальной инфраструктуры данные в различные места передаются с разной скоростью. Например, офисы Торонто и Нью-Йорка работают на высокой скорости, поскольку оба используют Т1-подключения. Однако парижский офис имеет канал со скоростью передачи данных в 14,4 Кбит/с. Компания Н&К могла воспользоваться некоторыми слабыми рабочими средами для улучшения работы парижского офиса, но это не решало проблему в целом. Убедить служащих и клиентов использовать систему было проблематично. «Сама по себе технология не решит проблему, — говорит Бертолуччи. — Людям нужно прививать нужные привычки». Служащие отказывались переносить информацию в экстрасеть. Компания предложила обучение, но помимо этого также предложила стимулы: выдавала премии менеджерам групп, которые вносили наибольший вклад в разработку сайта своего проекта, и менеджеры несли ответственность за распределение фондов среди, членов их группы. Кроме того, компания объявила о признании тех, чей вклад доступен большинству других, записав авторов в список «бестселлеров» компании. Подобный «репутационный» стимул заставляет получать признание эксперта среди сотрудников. Грэхем также верит, что получившие такое признание «достигнут успехов в карьере, например направления в Южную Америку для работы над новыми захватывающими проектами». Компания Н&К также использует его возможности, делая знания общей частью отчетов о работе. Чтобы поощрить служащих использовать экстрасеть для поиска информации, Н&К везде на сайте внедрила форму микроплатежей, так называемую «beenz». Каждый раз, когда кто-либо открывает документ или заносит информацию, этот человек получает шанс накопить «beenz», позволяющий купить книги, компакт-диски и даже оплатить отпускные расходы. Компания Н&К также переносит в экстрасеть свои внутренние объявления и посылает служащим ссылки, вместо того чтобы непосредственно переслать по электронной почте эти объявления. Скорее всего, в экстрасеть будут перенесены другие информационные ресурсы hk.net. Источники: Eric Berkman. «Don't Lose Your Mind Share», CIO Magazine, October 1, 2000; Larry Stevens. «Incentives for Sharing», Knowledge Management, October 2000; Steve Barth. «KM Horror Stories», Knowledge Management, October 2000. Вопросы к практическому примеру 1. Опишите значение системы совместного использования знаний в такой основанной на знаниях компании, как Hill&Knowlton. Каким образом управление знаниями связано с бизнес-стратегией фирмы? 2. Объясните, почему существующая в компании Н&К система не устраивала ее сотрудников. 3. С какими управленческими, организационными и техническими проблемами, на ваш взгляд, столкнется Н&К, установив новую систему? 4. Насколько удачна сеть hk.net? Обоснуйте ответ. 5. С какими проблемами, на ваш взгляд, компании Н&К пришлось столкнуться из-за использования различных стимулов для увеличения использования системы? 6. Как вы думаете, почему компания Н&К решила перенести новости компании и промышленности в hk.net? Какие проблемы это могло вызвать в компании? Каким образом это, возможно, помогло компании? п:.....IP..... тщ..... %ШЖ»ШШШЖШ........ 'ШШ..... ШШшжШ%ШШШШШШШ*ШШШ&.....ШШЯИв ШШшШШ-ШШ ШШШЩЩШШШШМШ...... Ш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|