Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем речевой подготовки




1. Методические рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания русского языка и литературы на основе выявленных типичных затруднений и ошибок итогового устного собеседования

1. 1. В течение учебного года информировать обучающихся и их родителей о результатах итогового устного собеседования (типичных ошибках, особенностях заданий и т. д. ), знакомить с критериями оценивания заданий с развернутым ответом.

1. 2. В обучении русскому языку актуальной является реализация компетентностного подхода, что позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.

1. 3. Развитие коммуникативной компетенции предполагает системное совершенствование навыков аудирования и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности. Важно знакомить обучающихся с основными речеведческими понятиями: стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д. Особое внимание следует уделять формированию коммуникативных умений и навыков – выбирать нужную языковую форму, способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта.

1. 4. На уроках русского языка и литературы необходимо особое внимание уделить обучению пересказам с языковым заданием. Рекомендуем использовать разнообразные по стилю, структуре и более сложные по своей информативной нагрузке (в том числе и тексты параграфов учебника) тексты. В V-IX классах следует предлагать специальные обучающие задания. Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию устного текста на основе исходного. Работе над исходным текстом может предшествовать предварительная лексическая подготовка. Ее назначение – предупредить различного рода речевые ошибки и недочеты, подготовить к восприятию текста.

1. 5. Следует целенаправленно учить школьников связному устному и письменному монологическому высказыванию. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ; логически, последовательно раскрыть заданную тему; обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.  В процессе обучения созданию устного текста могут быть использованы самые различные виды заданий, например: творческий диктант по картине с целью обогащения словарного запаса обучающихся; редактирование (коллективное, самостоятельное) устных текстов-описаний с типичными недочетами; создание текста по алгоритму и др. Также одну из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, потому что обучение устной речи строится по тематическому принципу. Для формирования умений монологической речи следует четко спланировать и методически правильно организовать процесс обучения этому виду речевой деятельности.

1. 6. Важно развивать способность усваивать нормы современного русского литературного языка и строить в соответствии с ними свою речь. Методика работы над речевыми ошибками должна включать следующие элементы:

- исправление речевых ошибок в устных высказываниях обучающихся;

- индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками;

- система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;

- языковые упражнения перед каждым устным высказыванием с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

- специальное обучение школьников самостоятельному редактированию устного высказывания, в том числе и собственного.

1. 7. В процессе совершенствования устной речи обучающихся следует учитывать индивидуальные возможности и способности школьников, что предполагает формирование такого содержания, которое позволит строить обучение с опорой на способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт учеников, создаст условия для осуществления свободного индивидуального развития каждого ученика, поддержки его индивидуальных языковых и интеллектуальных способностей. Для полноценной реализации идеи свободного саморазвития и творчества необходимо, чтобы на уроках русского языка и литературы в достаточном количестве присутствовали задания, которые стимулируют проявление индивидуальных творческих способностей учащихся, создают условия для их самовыражения средствами родного языка.

1. 8. При подготовке к экзамену по литературе рекомендуем использовать ресурсы, специализированного разделе сайта ФГБНУ «ФИПИ» по ссылке https: //fipi. ru/itogovoye-sobesedovaniye

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем речевой подготовки

2. 1. Уровневая интерпретация результатов итогового устного собеседования по русскому языку позволяет спланировать систему работы в образовательных организациях с разными группами обучающихся, в том числе демонстрирующих и высокие образовательные результаты.

2. 2. Для обучающихся с низким уровнем развития основных видов речевой  деятельности важно обратить внимание на следующие задания базового уровня:

- выразительное чтение текстов разных стилей и жанров;

– создание пересказов на основе текстов ограниченного объема;

- формирование умения формулировать микротемы текста;

– формирование умения анализировать темы монологических высказываний, составлять план монологического высказывания;

– упражнения на развитие речевой культуры обучающихся и обогащение словарного запаса;

– выполнение заданий по редактированию текстов.

2. 3. Для обучающихся с высоким уровнем речевой подготовки особенно актуальны будут следующие виды деятельности:

– расширение круга чтения художественных и публицистических произведений;

– развитие умения воспринимать и интерпретировать тексты;

– формирование умения выявлять в тексте изобразительно-выразительные средства и

определять их художественные функции; выявлять и анализировать смысловые связи в тексте

– формирование умения редактировать собственный ответ; совершенствование устной речи.

   Учителям русского языка и литературы целесообразно разработать систему оценки индивидуального прогресса обучающихся, а также использовать современные подходы к разработке инструментария проверки, оценки и отслеживания развития устной речи школьников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...