Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
Признав наличие проблемы негативных шоков предложения, правительство должно сделать следующий шаг — приступить к стабилизационной политике, целью которой является смягчение циклических колебаний в экономике и стимулирование возврата к потенциальному объему выпуска, обеспечиваемому при уровне полной занятости. Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безработицей и антиинфляционная политика. В краткосрочном периоде анные направления во многом противоречат друг другу. Так, для борьбы с безработицей необходимо проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики (снижение налогов, увеличение государственных расходов), в результате которой повышается совокупный спрос и, как следствие, возрастают объемы национального производства. Чтобы произвести больше товаров, фирмы расширяют наем работников, и уровень безработицы снижается. Но данная политика может вызвать рост уровня цен. Другой вариант политики связан с кредитно-денежным регулированием: центральный банк увеличивает предложение денег в стране, содействуя росту совокупного спроса (у покупателей больше денег, которые можно потратить на приобретение товаров). Отличие бюджетно-налоговой политики от денеж но-кредитной состоит в том, что они по-разному изменяют структуру совокупного спроса. Стабилизационная политика государства проводится либо стремительно и жестко («шоковая терапия»), либо постепенно и мягко (градуализм.). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а централь ный банк — темпы роста денежной массы. Данные меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и дозированно, а центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снижается, но не так быстро, как хотелось бы, однако в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротств предприятий, сокращения выпуска.
Описанные выше мероприятия государственной стабилизационной политики предполагают прежде всего воздействие на совокупный спрос. Однако не менее результативно влияние на совокупное предложение. Проблема заключается в сложности воздействия на величину совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом. Из стандартного набора инструментов в данном случае можно использовать снижение налогов (оно приведет к уменьшению издержек производства), стимулирование инвестиционных расходов (снижается ставка процента по инвестиционным кредитам, особенно долгосрочным, вводятся налоговые льготы по средствам, направляемым на инвестиции, и т.д.). Эти меры приведут к росту совокупного предложения, а следовательно, сдвигу кривой предложения вправо—вниз. Таким образом, достигаются обе цели: объемы реального выпуска растут при одновременном сокращении безработицы, снижаются средний уровень цен и темпы инфляции. Важную роль в политике стимулирования совокупного предложения играют институциональные изменения в экономической и политической жизни государства. Институциональные преобразования, повышение деловой активности и инициативы экономических субъектов создают основу политики стимулирования совокупного предложения. Стандартные меры в виде снижения уровня налогов и процентной ставки в данном случае являются важным, но дополнительным элементом
50.Социальная политика:содержание,направления,принципы,уровни. Социальная политика - это система мер направленных на достижение социальных целей и результатов,связанных с повышением общественного благосостояния,улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-полит. стабильности. Функции: · Стимулирующая -содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости; · Стабилизирующая –перераспределение доходов,развитеие сис-мы соц. защиты. · Уровни осуществления: · Микроуровень - соц.пол-ка фирмы в отношен. работников · Макроуровен ь -региональная и гос.соц. пол-ка в отнош. регионов · Интеруровень -межгосударственная соц. пол-ка, связ. с решением глоб. эк. проблем,ликвид-ей бедности и отсталость некот. стран. · Уровни с точки зрения субъектов: · Государственная соц. политика харак-ся единым законодат. пространством, соц. инфраструктурой, кадровым и информацион. обеспечением населения(нормативн.прав. акты, минимальн. социальн. гарантии в области труда) · Региональная соц. пол-ка – учитывание особенностей хар-ра региона · Муниципальная соц. пол-ка - деят-ть направлена на решение конкретн. проблем населения. · Принципы: · Социальной справедливости Типы справедливости: 1) Распределительный(обоснованное неравентсво)- вознагаждение за личный труд и успех 2) Уравнительный(обоснованное равентсво)-обеспеч-е всем членам общества одинак. возможн. незвавис. от соц. различий · Индивид. соц. ответственности- каждый дееспособн. член общества обяз. прилаг. макс. усилий,чтобы самостоят. обеспеч.удовлетворение св. потребн-й · Солидарности - ощество должно решать возник. проблемы как единая сис-ма,внутри кот. посредсвом механизма налогов и трансфертов перераспр-ся фин. ресурсы · Соц. компенсации- обеспеч-е правовой и соц. защиты граждан(получение льгот и соц. обслуж) · Соц. гарантий –предоставл-е гражданам гарантир. миним. соц. услуг для подготовки к самостоят. жизни · Всеобщности · Принципы соц. пол-ки могут реализ-ся только при наличии ресурсного обеспечения. · Типы соц. пол-ки · 1) Бисмарковский - в больш. степ.реализует рапределительн. тип соц. справедлив.-ти,т.к. делается упор на жестк. связь соц. выплат с длительностью и результативностью проф. деят-ти.
· 2 )Бевериджский -основани на принципе национальн. солидарности.Любой человек,независимо от степени его участия в обществен. произ-ве,имеет право на миним. защиту от соц. рисков. · Основные направления соц. пол-ки: политика доходов насел;пол-ка в сфере труда и труд. отношений; соц. поддержка и защита нетрудоспособн. и малообепеч. граждан;развитие отраслей соц. сферы и их инфрастуктуры; экологическая, демографическая и миграционная пол-ка.
21. Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политике. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налоги. Государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды)) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). Бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие. Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Их изменение влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к росту потребительских расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|