Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.




Признав наличие проблемы негативных шоков предложения, правительство должно сделать следующий шаг — приступить к стабилизационной политике, целью которой является смягчение циклических коле­баний в экономике и стимулирование возврата к потен­циальному объему выпуска, обеспечиваемому при уров­не полной занятости. Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безра­ботицей и антиинфляционная политика. В краткосроч­ном периоде анные направления во многом противоречат друг другу. Так, для борьбы с безработицей необходимо проведение стимулирующей бюджетно-налоговой по­литики (снижение налогов, увеличение государствен­ных расходов), в результате которой повышается сово­купный спрос и, как следствие, возрастают объемы на­ционального производства. Чтобы произвести больше товаров, фирмы расширяют наем работников, и уро­вень безработицы снижается. Но данная политика мо­жет вызвать рост уровня цен. Другой вариант полити­ки связан с кредитно-денежным регулированием: цен­тральный банк увеличивает предложение денег в стра­не, содействуя росту совокупного спроса (у покупате­лей больше денег, которые можно потратить на при­обретение товаров).

Отличие бюджетно-налоговой политики от денеж но-кредитной состоит в том, что они по-разному изменяют структуру совокупного спроса.

Стабилизационная политика государства проводит­ся либо стремительно и жестко («шоковая терапия»), либо постепенно и мягко (градуализм.). В первом слу­чае при высокой инфляции правительство может суще­ственно снизить государственные расходы, а централь ный банк — темпы роста денежной массы. Данные ме­ры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго ва­рианта правительство снижает государственные расхо­ды постепенно и дозированно, а центральный банк про­водит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снижается, но не так быстро, как хотелось бы, однако в стране не будет и резкого увеличения без­работицы, банкротств предприятий, сокращения вы­пуска.

Описанные выше мероприятия государственной ста­билизационной политики предполагают прежде всего воздействие на совокупный спрос. Однако не менее ре­зультативно влияние на совокупное предложение. Проблема заключается в сложности воз­действия на величину совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом. Из стандартного на­бора инструментов в данном случае можно использо­вать снижение налогов (оно приведет к уменьшению издержек производства), стимулирование инвестици­онных расходов (снижается ставка процента по инвес­тиционным кредитам, особенно долгосрочным, вводят­ся налоговые льготы по средствам, направляемым на инвестиции, и т.д.). Эти меры приведут к росту сово­купного предложения, а следовательно, сдвигу кривой предложения вправо—вниз.

Таким образом, достигаются обе цели: объемы реаль­ного выпуска растут при одновременном сокращении безработицы, снижаются средний уровень цен и темпы инфляции.

Важную роль в политике стимулирования совокуп­ного предложения играют институциональные измене­ния в экономической и политической жизни государ­ства.

Институциональные преобразования, повышение деловой активности и инициативы экономических субъектов создают основу политики стимулирования сово­купного предложения. Стандартные меры в виде сниже­ния уровня налогов и процентной ставки в данном слу­чае являются важным, но дополнительным элементом


 

50.Социальная политика:содержание,направления,принципы,уровни.

Социальная политика - это система мер направленных на достижение социальных целей и результатов,связанных с повышением общественного благосостояния,улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-полит. стабильности.

Функции:

· Стимулирующая -содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости;

· Стабилизирующая –перераспределение доходов,развитеие сис-мы соц. защиты.

· Уровни осуществления:

· Микроуровень - соц.пол-ка фирмы в отношен. работников

· Макроуровен ь -региональная и гос.соц. пол-ка в отнош. регионов

· Интеруровень -межгосударственная соц. пол-ка, связ. с решением глоб. эк. проблем,ликвид-ей бедности и отсталость некот. стран.

· Уровни с точки зрения субъектов:

· Государственная соц. политика харак-ся единым законодат. пространством, соц. инфраструктурой, кадровым и информацион. обеспечением населения(нормативн.прав. акты, минимальн. социальн. гарантии в области труда)

· Региональная соц. пол-ка – учитывание особенностей хар-ра региона

· Муниципальная соц. пол-ка - деят-ть направлена на решение конкретн. проблем населения.

· Принципы:

· Социальной справедливости

Типы справедливости: 1) Распределительный(обоснованное неравентсво)- вознагаждение за личный труд и успех 2) Уравнительный(обоснованное равентсво)-обеспеч-е всем членам общества одинак. возможн. незвавис. от соц. различий

· Индивид. соц. ответственности- каждый дееспособн. член общества обяз. прилаг. макс. усилий,чтобы самостоят. обеспеч.удовлетворение св. потребн-й

· Солидарности - ощество должно решать возник. проблемы как единая сис-ма,внутри кот. посредсвом механизма налогов и трансфертов перераспр-ся фин. ресурсы

· Соц. компенсации- обеспеч-е правовой и соц. защиты граждан(получение льгот и соц. обслуж)

· Соц. гарантий –предоставл-е гражданам гарантир. миним. соц. услуг для подготовки к самостоят. жизни

· Всеобщности

· Принципы соц. пол-ки могут реализ-ся только при наличии ресурсного обеспечения.

· Типы соц. пол-ки

· 1) Бисмарковский - в больш. степ.реализует рапределительн. тип соц. справедлив.-ти,т.к. делается упор на жестк. связь соц. выплат с длительностью и результативностью проф. деят-ти.

· 2 )Бевериджский -основани на принципе национальн. солидарности.Любой человек,независимо от степени его участия в обществен. произ-ве,имеет право на миним. защиту от соц. рисков.

· Основные направления соц. пол-ки: политика доходов насел;пол-ка в сфере труда и труд. отношений; соц. поддержка и защита нетрудоспособн. и малообепеч. граждан;развитие отраслей соц. сферы и их инфрастуктуры; экологическая, демографическая и миграционная пол-ка.


 


21. Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политике. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов.

Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налоги.

Государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды)) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).

Бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие.

Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Их изменение влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к росту потребительских расходов.


 



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...