Основн направлен рыночн преобразов. Институциональные преобразов отношен собств-ти. Либерализац эконом. Структ-ая перестройка нац эконом.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Направлен рыночн преобразов: - либерализац Э; - макроэконом стабилизац нар-ого хоз-ва; - реформир отношен собств-ти; - реструктуризац (структ перестройка) Э; - интеграц нац Э в сист мирохозяйств-ых связей и становлен - Э открыт типа. Либерализац Э - отказ от гос-ого установлен цен, переход к свободн ценообразов и прекращен контроля со стороны гос-ва над торговлей. Последующ (а зачастую и одновременн) шаги -освобожден от гос-ого диктата в вопр финн-ых отнош, а т.ж. либерализац внутр и внешн торговли. Макроэкономя стабилизац нар-ого хоз-ва - полит, направл-ая на устранен резк колебан освобожденных Ц и формир-ие устойчив финн-ых отношен. В переходн Э возможны 2 сценария осущ-ия антиинфляц финн-ой стабилизац: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодокс подх - совок-ть меропр-ий, максим включ применен рыночн регуляторов, в т.ч. жесткую бюдж-налог и кредитно-денежн полит, фиксирование номинальн ден массы или обменн курса в кач-ве «якоря» для поддержан ур-ня Ц. Упор делается на свободн Ц при ограничен роста з/п, а т.ж. на либерализац услов деят-ти предприят на внутр и миров рынках. Дефицит ГБ сокращ-ся путем как уменьш гос-ых расх на соц цели, управл, обор и др, так и увелич дох базы бюдж в рез-те ужесточен налог полит. Одноврем пров-ся полит «дорогих» денег. Когда эти мероприят осущ-ся правит-ом быстро и послед-но, они наз-ся «шоковой терапией». Гетеродоксальный подх делает упор на полит стабилизац Ц и дох, хотя может также вкл монетарн полит и стабилизац обменн курса. В этом случ временно замораж-ся Ц и дох - еще один «якорь» фин стабилизац. Практ показыв, что подобн прогр очень эффект в борьбе с инфляц, особенно на начальн этапах долгосрочн прогр стабилизац. Негативн рез-ты: «заморож-ые» Ц лишают стимула развитие произв-ва, дезориентируют рыночн механизм лишая его ценов импульсов и оценок.
Реформиров отношен собств-ти. Т.к. собств-ть выступ основой не только эконом, но и всех обществ отношен, то от хода реформы собств-ти, ее темпов и масштабов зависит ход всей рыночн трансформац народн хоз-ва. Реструктуризац (структурная перестройка) народн хоз-ва - переоснащен отраслей и произв-в нов современн техн, ликвидац устаревш произв-в и их переориентиров на выпуск современн наукоемк продукц, польз-ся спросом как на внутр, так и на внешн рынках. Интеграц нац эконом в мировое хоз-во. Условиями интеграц явл-ся: структурн перестройка народн хоз-ва для развит экспортообразующих отраслей; более эффективн участие страны в различн междунар-ых эконом организац; осущ-ие разумн протекционистской полит для защ отечеств производит и ряд др аналогичн мер. Формирован рыночн Э требует и решен ряда др задач, в частн: - ограничен прямого вмеш-ва гос-ва в Э, при том что его обязанностью остается защита формирующ-ся рыночн Э, сохранен стабильн-ти в работе нар-ого хоз-ва; - демонополизации Э; - введения института частн собств-ти; - развития предпринимат-ва, в рез-те котор ожид-ся расширен малого и среднего бизнеса и формир-ие средн класса как основы соц стаб-ти общ-ва; - развития рынка Тов и Усл, финансового рынка, регулируемого рынка труда; - формирован рыночн инфрастр-ры, включ фондов, валютн, товарн биржи и др.
Роль и функции гос-ва в трансформационной эконом. Рыночная трансформация преполаг. либерализацию экономики, т.е. предост. экон субъектам большей свободы и избавление от их излиш гос опеки. В перех Э гос-во наряду с общими («традиционн») выполняет особые функц. Важной функц гос-ва в перех Э явл-ся реализац целостной концепц реформ, в т.ч. и поддержка институциональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создан правовой базы функционир-ия рыночн Э, а т.ж. об обеспечен справедливых и равн услов хоз-ия, для всех эконом субъектов.
В переходн период возраст значен инструментов косвенного воздейств на Э при сокращен элементов прямого (директивного) управлен эконом процессами. Нередко говорят о необход-ти создан «малого, но сильн гос-ва». Это означ, что при сокращен не свойственных рыночн Э функц госуправления органы гос-ва должны со всей ответственностью подойти к выполнен оставшихся. Поэтому в процессе рыночн трансформац особ роль гос-ва заключ-ся в принятии мер по преодолен трансформационн спада. Прежде всего, это снижен гиперинфляц за счет проведен жесткой кред-ден полит. Необходимо создать независимый профессиональный центр банк, кот бы эффект боролся с неконтролир-ым ростом Ц, а т.ж. осущ-ть сбалансир-ую бюдж полит, исключающую фин-ие бюдж дефиц за счет дополнит эмиссии ден. Сущ-ую роль должны сыграть гос-ые меры в соц сфере, призванные нивелировать негативн последств роста числа безработных, а т.ж. снижен покуп-ой способн населен, прежде всего его малоимущих слоев. Важн задачей орг гос-ого управлен в перех период явл-ся определен стратегич целей соц-эконом развит страны с учетом накопленного ею потенциала, геополитич положен, тенденц изменений в мировом хоз-ве. Помимо уникальных, свойств-ых только перех периоду функц, гос-во выполняет также задачи, характ-ые для любой эконом сист: создан общ-ых благ (оборона, охрана правопорядка и т.д.); формир-ие услов для выполнен соц обяз-в; обеспечен предпосылок устойчив эконом роста. Степень и активность гос-ого вмешат-ва в эконом процессы в перех период, а т.ж. конкретный набор методов и инструм-ов воздейств определ-ся особ-ми нар хоз-ва, ур-ем его развит, глубиной трансформационн спада, сложивш-ся традициями и выбранными целями макроэконом развит. Совок-ть гос-ых методов можно классифицир на 3 вида: а) правовые - создан законодат-ой базы, кот обеспечив бы эффективн функц-ие предприят всех форм собств-ти, антимонопольное регулир-ие, формир-ие правовых основ системы налогооблож; б) административн, включающ разрешительные, запретительные и принудительные меры гос-ого воздейств, направл-ые на отдельн виды хоз-ой деят-ти или отдельн группы субъектов Э (в частн, они использ-ся в обл соц полит и нац-ой безоп-ти);
в) экономические, использующие инструм бюдж-нал, ден-кредитн и ценов полит. К ним можно отнести и методы прямого регулир-ия (квотирование, лицензир-ие, сист гос-ых заказов, субсидий и дотаций). В эконом полит РБ сохран-ся регулирующая роль гос-ва как в гос-ом, так и частном секторе нац Э. На соврем этапе развит РБ в рамках эконом полит активно задействованы все основн инструм макроэконом регулир-ия. В обл монетарн полит Нацбанком с 2000 г. осущ-ся успешн умеренно жесткая кред-денежн полит, направл-ая на стабилизац обменн курса бел-ого руб- и сущ-ое замедлен темпов инфляц. В рамках фиск полит реализся мероприят по упрощен налогов сист и снижен налогов нагрузки на субъекты хоз-ия. Относительно эффект представл-ся соц полит, удержавшая ур-нь жизни населен от существенного снижен в перех период, а в последние годы способствовавшая значит его повыш, особ в сфере дох населен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|