Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основн направлен рыночн преобразов. Институциональные преобразов отношен собств-ти. Либерализац эконом. Структ-ая перестройка нац эконом.




Направлен рыночн преобразов:

- либерализац Э;

- макроэконом стабилизац нар-ого хо­з-ва;

- реформир отношен собств-ти;

- реструктуризац (структ перестройка) Э;

- интеграц нац Э в сист мирохозяйств-ых связей и становлен - Э открыт типа.

Либерализац Э - отказ от гос-ого установлен цен, переход к свободн цено­образов и прекращен контроля со стороны гос-ва над торговлей. Последующ (а зачастую и од­новременн) шаги -освобожден от гос-о­го диктата в вопр финн-ых отнош, а т.ж. либерализац внутр и внешн торговли.

Макроэкономя стабилизац нар-ого хо­з-ва - полит, направл-ая на устранен резк колебан освобожденных Ц и формир-ие устойчив финн-ых отношен. В пе­реходн Э возможны 2 сценария осущ-ия антиинфляц финн-ой стабилизац: ортодоксальный и гетеродоксальный.

Ортодокс подх - сово­к-ть меропр-ий, максим включ при­менен рыночн регуляторов, в т.ч. жесткую бюдж-налог и кредитно-денежн полит, фиксирование номинальн ден массы или об­менн курса в кач-ве «якоря» для поддержан ур-ня Ц.

Упор делается на свободн Ц при огра­ничен роста з/п, а т.ж. на либерализац услов деят-ти предприят на внутр и миров рынках. Дефицит ГБ сокращ-ся путем как уменьш гос-ых расх на соц цели, управл, обор и др, так и увелич дох базы бюдж в рез-те ужес­точен налог полит. Одноврем пров-ся полит «дорогих» денег. Когда эти мероприят осущ-ся правит-ом быстро и послед-но, они наз-ся «шоковой терапией».

Гетеродоксальный подх делает упор на полит стабилизац Ц и дох, хотя может также вкл монетарн полит и стабилизац обменн курса. В этом случ временно замораж-ся Ц и дох - еще один «якорь» фин стабилиза­ц. Практ показыв, что подобн прогр очень эффект в борьбе с инфляц, особенно на начальн этапах долгосрочн прогр стабилиза­ц. Негативн рез-ты: «заморож-ые» Ц лишают стимула развитие про­изв-ва, дезориентируют рыночн механизм ли­шая его ценов импульсов и оценок.

Реформи­ров отношен собств-ти. Т.к. соб­ств-ть выступ основой не только эконом, но и всех обществ отношен, то от хода реформы собств-ти, ее темпов и масштабов зависит ход всей рыночн трансформац народн хоз-ва.

Реструктуризац (структурная перестройка) народн хоз-ва - переоснащен отрас­лей и произв-в нов современн техн, лик­видац устаревш произв-в и их переориентиро­в на выпуск современн наукоемк продукц, польз-ся спросом как на внутр, так и на внешн рынках.

Интеграц нац эконом в миро­вое хоз-во. Условиями интеграц явл-ся:

структурн перестройка народн хоз-ва для развит экспортообразующих отраслей;

более эффективн участие страны в различн междунар-ых эконом организац;

осущ-ие разумн протекционистской по­лит для защ отечеств производит и ряд др аналогичн мер.

Формирован рыночн Э требует и ре­шен ряда др задач, в частн:

- ограничен прямого вмеш-ва гос-­ва в Э, при том что его обязанностью остается защита формирующ-ся рыночн Э, сохра­нен стабильн-ти в работе нар-ого хоз-ва;

- демонополизации Э;

- введения института частн собств-ти;

- развития предпринимат-ва, в рез-те котор ожид-ся расширен малого и среднего биз­неса и формир-ие средн класса как основы соц стаб-ти общ-ва;

- развития рынка Тов и Усл, финансового рынка, регулируемого рынка труда;

- формирован рыночн инфрастр-ры, вклю­ч фондов, валютн, товарн биржи и др.

 


 

Роль и функции гос-ва в трансформационной эконом.

Рыночная трансформация преполаг. либерализацию экономики, т.е. предост. экон субъектам большей свободы и избавление от их излиш гос опеки.

В перех Э гос-во наряду с об­щими («традиционн») выполняет особые функ­ц. Важной функц гос-ва в перех Э явл-ся реализац целостной концепц реформ, в т.ч. и поддержка институ­циональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создан правовой базы функционир-ия рыноч­н Э, а т.ж. об обеспечен справедливых и равн услов хоз-ия, для всех эконом субъектов.

В переходн период возраст значен инструментов косвенного воздейств на Э при сокращен элементов прямого (дирек­тивного) управлен эконом процессами. Не­редко говорят о необход-ти создан «малого, но сильн гос-ва». Это означ, что при сокраще­н не свойственных рыночн Э функц госуправления органы гос-ва должны со всей от­ветственностью подойти к выполнен оставшихся.

По­этому в процессе рыночн трансформац особ роль гос-ва заключ-ся в принятии мер по преодоле­н трансформационн спада. Прежде всего, это снижен гиперинфляц за счет проведен жесткой кред-ден полит. Необходимо создать не­зависимый профессиональный центр банк, ко­т бы эффект боролся с неконтролир-ым ростом Ц, а т.ж. осущ-ть сбалансир-ую бюдж полит, исключающую фин-ие бюдж дефиц за счет дополнит эмиссии ден.

Сущ-ую роль должны сыграть гос-ые меры в соц сфере, призванные нивелировать негативн последств роста числа безработных, а т.ж. сниже­н покуп-ой способн населен, прежде все­го его малоимущих слоев.

Важн задачей орг гос-ого управле­н в перех период явл-ся определен страте­гич целей соц-эконом развит страны с учетом накопленного ею потенциала, геополитич положен, тенденц изменений в мировом хоз-ве.

Помимо уникальных, свой­ств-ых только перех периоду функц, гос-во выполняет также задачи, характ-ые для лю­бой эконом сист: создан общ-ых благ (оборона, охрана правопорядка и т.д.); формир-ие услов для выполнен соц обяз-в; обеспечен предпосылок устойчив эконом роста.

Степень и активность гос-ого вмешат-ва в эконом процессы в перех период, а т.ж. конкретный набор методов и инструм-ов воздейств определ-ся особ-ми нар хоз-ва, ур-ем его развит, глубиной трансфор­мационн спада, сложивш-ся традициями и вы­бранными целями макроэконом развит. Со­вок-ть гос-ых методов можно классифи­цир на 3 вида:

а) правовые - создан законодат-ой базы, кот обеспечив бы эффективн функц-ие предприят всех форм собств-ти, антимонопольное регулир-ие, формир-ие правовых основ системы налогооблож;

б) административн, включающ разрешительные, запретительные и принудительные меры гос-ого воздейств, направл-ые на отдельн виды хоз-ой деят-ти или отдельн группы субъектов Э (в частн, они использ-ся в обл соц полит и нац-ой безоп-ти);

в) экономические, использующие инструм бюд­ж-нал, ден-кредитн и ценов поли­т. К ним можно отнести и методы прямого регули­р-ия (квотирование, лицензир-ие, сист гос-ых заказов, субсидий и дотаций).

В эконом полит РБ сохран-ся регулирующая роль гос-ва как в го­с-ом, так и частном секторе нац Э.

На соврем этапе развит РБ в рамках эконом полит активно задей­ствованы все основн инструм макроэконом регулир-ия. В обл монетарн полит Нацбанком с 2000 г. осущ-ся ус­пешн умеренно жесткая кред-денежн полит, направл-ая на стабилизац обменн курса бе­л-ого руб- и сущ-ое замедлен темпов инфляц. В рамках фиск полит реализся меропри­ят по упрощен налогов сист и снижен налогов нагрузки на субъекты хоз-ия. От­носительно эффект представл-ся соц полит, удержавшая ур-нь жизни населен от существенного снижен в перех период, а в пос­ледние годы способствовавшая значит его по­выш, особ в сфере дох населен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...