Критерии оценки тяжести состояния
БОЛЬНОГО РЕБЁНКА Оценка общего состояния больного ребёнка – это объективное заключение врача, основанное на анализе жалоб, анамнеза заболевания, данных клинического и лабораторно-инструментального обследования пациентов. Эта оценка имеет важное значение, так как именно она определяет объём и скорость выполнения лечебных и диагностических мероприятий и позволяет определить, где должен лечиться больной – дома, в больнице и т.д. Оценка тяжести состояния больного в стационаре проводится врачом ежедневно, так как тяжесть состояния может меняться не только в течение заболевания, но даже в течение суток или часов. Особенно быстро может ухудшаться состояние у новорождённых и детей 1-го года жизни, и у молодых врачей нередко возникают затруднения при оценке общего состояния этих детей. Оценку тяжести состояния больного следует отличать от оценки самочувствия. Самочувствие – это субъективная оценка своих ощущений самим больным. У детей раннего возраста в силу возрастных особенностей оценку самочувствия даёт либо мать, либо врач на основании поведения и активности ребёнка. В большей части случаев оценки самочувствия и тяжести состояния совпадают. Однако нередко наблюдаются их расхождения. Так, некоторые больные жалуются на плохое самочувствие, но при этом состояние остаётся удовлетворительным, и, наоборот, неплохое самочувствие может быть при тяжёлом состоянии больного. Различают три степени тяжести состояния больного ребёнка: удовлетворительное, средней тяжести и тяжёлое. Кроме того, допускается использование терминов «крайне тяжелое» и «преагональное» состояние. В педиатрической практике для оценки тяжести состояния больного используются следующие основные критерии:
· степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы от минимальных нарушений, выявляемых только при специальных функциональных исследованиях, до выраженной органной недостаточности (сердечной, сосудистой, почечной и др.); · степень выраженности симптомов поражения (клинических, лабораторных, инструментальных), глубина и распространённость поражения той или иной системы (систем); · степень выраженности синдрома токсикоза. Функциональное состояние организма ребёнка определяется сравнением показателей функциональных систем с нормативными параметрами (частота сердечных сокращений, дыханий, уровень АД, уровень гемоглобина и состав периферической крови, функциональные пробы и т.д.), а также по характеристике поведения. При острых заболеваниях, особенно инфекционных, ведущим в оценке тяжести состояния нередко является выраженность синдрома токсикоза. При хронических заболеваниях определяющую роль в оценке тяжести состояния играет степень функциональных нарушений той или иной системы (степень декомпенсации). Однако, в клинической практике нередко встречаются ситуации и при острых, и при обострении хронических заболеваний, когда у одного больного сочетаются синдром токсикоза и функциональная недостаточность (например, при пневмонии). Такое сочетание, как правило, усугубляет тяжесть состояния. Симптомы и синдромы поражения той или иной системы и критерии выраженности функциональных нарушений будут изучаться на практических занятиях по соответствующим темам. Состояние считается удовлетворительным, если симптомы поражения той или иной системы отсутствуют, а функциональных нарушений не выявлено. При состоянии средней тяжести клинические симптомы поражения выражены умеренно и/или имеются умеренные функциональные нарушения той или иной системы, подтверждённые лабораторно-инструментальными методами обследования. Состояние определяется как тяжёлое, если ярко выражены клинические, лабораторные и инструментальные симптомы и синдромы поражения и определяется функциональная недостаточность того или иного органа или системы.
Клиническими проявлениями токсикоза являются прежде всего изменения в поведении заболевшего ребёнка, так как при интоксикации в первую очередь страдает нервная система. О тяжести токсикоза судят по степени выраженности следующих клинических симптомов: возбуждение с негативизмом или вялость (апатия); сонливость или беспокойство; беспричинный крик, плач, сменяющиеся вялостью; нарушение сна; снижение активных движений (гипо- и адинамия); лихорадка; снижение аппетита; в тяжёлых случаях появление судорог и др. При удовлетворительном состоянии вышеперечисленные признаки отсутствуют или слабо выражены; при состоянии средней тяжести – выражены умеренно. При тяжёлом состоянии отмечаются нарастающие вялость, сонливость, адинамия вплоть до нарушения и потери сознания, при этом можно также выявить симптомы поражения и других систем: тахи- и брадипноэ, тахикардию, нарушение микроциркуляции, снижение АД, олигурию вплоть до анурии и т.д. и присоединение органной функциональной недостаточности. Важную информацию для уточнения оценки тяжести состояния можно получить, используя лабораторно-инструментальные методы исследования (биохимия крови, КОС, газы крови, ЭКГ и др.).
ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА ПО ОРГАНАМ И СИСТЕМАМ КОЖА Кожа – покровная система органов. Одной из основных функций кожи является защитная (механическая, бактериологическая, защита от метеорологических факторов, противолучевая защита). К функциональным особенностям кожи также относятся: дыхательная, секреторная, выделительная, всасывательная, терморегуляторная. Анатомо-физиологические особенности кожи у ребёнка по своим морфологическим и физиологическим особенностям отличаются значительным своеобразием: на единицу веса у ребёнка приходится в 3 раза больше кожи, чем у взрослого. Ребёнок через кожу теряет много тепла, в коже ребёнка в 1,5 раза больше сосудов, чем у взрослых.
Сухость кожи связана с плохой секреторной функцией. С возрастом ребёнка структура кожи изменяется: - уменьшается содержание внеклеточной жидкости кожи; - образуются кожные складки и морщины, что связано с мышечной активностью; - уменьшается содержание стеарина, что ведёт к изменению эластичности; - изменяется цвет кожи; - утолщается роговой слой; - накапливается пигмент и в волосах (дети меняют цвет волос); - развиваются потовые, сальные железы; - появляется оволосение (производные кожи) Под кожей у детей есть «кислотная мантия», которая очень чувствительна к щелочам, т.е. мылу, что приводит к раздражению кожи, мацерации, трещинам. Для детей раннего возраста необходимо использовать малощелочное мыло (детское). У детей выделяют три типа кожных покровов: 1) себорейное предрасположение кожи, для которого характерны сухость и склонность к шелушению; 2) экссудативное, при котором кожа сочная, влажная, напряжённая (за счёт большого объёма внеклеточной жидкости); 3) ангионевротическое, при котором наблюдается высокая раздражимость рецепторного аппарата (гусиная кожа, расчёсы, зуд). Большинство соматических заболеваний имеет «кожный паспорт». 1. Осмотр: окраска кожи и видимых слизистых, расширение вен, венозных капилляров (симптом Филатова, Франка, голова медузы), наличие сыпи, кровоизлияния, рубцы, пигментированные и депигментированные, участки шелушения, молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы, расчёсы, потница, опрелость и т.д., рост ногтей и волос. 2. Пальпация: влажность, сухость, температура, эластичность, состояние кровеносных сосудов (симптом «щипка», «жгута», «молоточка»), дермографизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|