Определение границ лёгких с помощью топографической перкуссии.
Правила топографической перкуссии: - палец-плессиметр располагается параллельно искомой границе и передвигается от ясного легочного звука до тупого: при первом выслушивании тупого звука перкуссия прекращается; - граница отмечается с той стороны плессиметра, которая направлена к ясному звуку - это и будет граница легких (палец-плессиметр при этом уже находится на рядом расположенном органе - печени, сердце и др.).
1. Определение верхних границ лёгких спереди и сзади, ширины полей Кренига
Верхняя граница легких спереди и сзади, а также ширина полей Кренигаопределяется т олько у детей старшего школьного возраста.
1) Определение верхней границы легких спереди - врач стоит сбоку от ребенка; - плессиметр располагается над ключицей параллельно ей так, что средняя фаланга пальца соответствует середине ключицы; - при перкуторных ударах плессиметр передвигается снизу вверх от ясного легочного до притупленного звука; граница определяется по нижнему краю плессиметра; в норме она находится на 2-4 см выше ключицы.
2) Определение верхней границы легких сзади: - врач стоит сзади от больного; - палец-плессиметр располагается над осью лопатки параллельно ей и постепенно при перкуссии передвигается по направлению к остистому отростку VII шейного позвонка (от ясного легочного звука до притупления; - граница верхушки легких отмечается по нижнему краю пальца; в норме она находится на уровне указанного остистого отростка VII шейного позвонка.
3) Определение ширины полей Кренига Ширина полей Кренига - это ширина участка ясного легочного звука, занимающего площадь от ключицы до оси лопатки. Этот участок трапециевидной мышцей делится на передний и задний отделы. Обычно определяется ширина полей Кренига спереди, при этом врач находится позади ре бенка.
- плессиметр укладывается в надключичной ямке перпендикулярно ключице на уровне ее середины концом пальца вниз; - проводится перкуссия по направлению кнаружи от ясного легочного звука до притупления; - граница отмечается с внутренней стороны пальца; - расположив плессиметр по середине надключичной ямки, продолжается перкуссия по направлению внутрь от ясного легочного звука до притупления. Граница отмечается со стороны ясного легочного звука, т.е. с наружной стороны пальца; расстояние между 2 указанными границами — ширина полей Кренига; в норме она равна 3-5 см. 2. Определение нижних границ легких Нижние границы лёгких определяются по 3 линиям: средне-ключичной (только справа), средним подмышечным и лопаточным (с обеих сторон). Палец-плессиметр передвигается сверху вниз по межреберным промежуткам, начиная примерно на 3-4 ребра выше предполагаемой границы. Таблица 11 Нижние границы легких у детей
Перкуссия проводится от ясного легочного до тупого звука (или притупления). Граница определяется над верхним краем плессиметра. Нижние границы легких зависят от возраста ребенка (таблица 11). Как видно из таблицы, у ребенка до 10 лет нижние границы правого легкого по средним подмышечным и лопаточным линиям могут быть расположены выше аналогичных границ левого легкого. С возрастом нижние границы обоих легких одинаковы и отвечают аналогичным данным взрослого человека.
3. Определение экскурсии легких Экскурсия лёгких -это длина смещения нижней границы легких во время глубокого вдоха и выдохаустанавливаемая лишь у детей старше 10 лет. Она определяется по средне- или заднеподмышечным линиям. - устанавливается нижняя граница легкого по одной из указанных линий; - ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание; в это время проводится перкуссия сверху вниз до тупого звука. Пометка ставится со стороны ясного легочного звука (над плессиметром). - после равномерного дыхания ребенок делает глубокий выдох и снова задерживает дыхание; в это время повторно быстро определяется нижняя граница легкого; определяется она со стороны ясного легочного звука (если перкуссия проводилась сверху вниз, то пометка ставится над пальцем, снизу вверх — под ним). Расстояние между двумя пометками — это показатель экскурсии легких, который в норме равен 2-6 см.
Аускультация лёгких Аускультация – методвыслушивания с помощью фонендоскопа звуков, возникающих в лёгких и лёгочной ткани при дыхании. Правила аускультации:
ребёнок со 2 года жизни должен стоять, что лучше, или сидеть; перкуссия ребёнка в тяжёлом состоянии проводится в том положении, в котором он находится;
Симптом Смита Появление дующих шумов при запрокинутой назад голове, в то время как раструб стетоскопа установлен на коже рукоятки грудины.
Симптом Д’ Эспина Проводится аускультация над остистыми отростками, начиная с 7-8 грудных позвонков, снизу вверх во время шепота ребёнка (слово «кис-кис», «чашка чая»). В норме наблюдается резкое усиление проведения звука в области первого-второго грудных позвонков (симптом отрицательный). В случае увеличения лимфатических узлов в области бифуркации трахеи проведение голоса наблюдается ниже указанных позвонков (симптом положительный).
Симптом Домбровской Выслушиваются тоны сердца в области левого соска, а затем фонендоскоп переносится в правую аксиллярную область. В норме тоны здесь практически не слышны (симптом отрицательный). При уплотнении лёгочной ткани они сюда хорошо проводятся (симптом положительный).
Виды нормального дыхания: везикулярное, пуэрильное, бронхиальное.
В норме над лёгкими выслушивается везикулярное дыхание, обусловленное колебанием стенок альвеол и наличием в них воздуха. У детей до 5-7 лет везикулярное дыхание более громкое и называется пуэрильным. При этом выслушивается весь вдох и весь выдох. В дошкольном периоде дыхание становится более тихим, и в младшем школьном возрасте у ребёнка выслушивается весь вдох и незначительная часть выдоха - везикулярное дыхание. У старших детей выдох может не выслушиваться. В норме у человека над гортанью и трахеей, а также спереди над рукояткой грудины и позади в межлопаточном пространстве до III-IV грудного позвонка аускультативно определяется бронхиальное дыхание – выслушивание всего вдоха и более сильного и продолжительного всего выдоха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|