Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности исследования суставов




 

Методика исследования включает осмотр (выявление припухлости, изменения формы, покраснения), пальпацию (определение болезненности, повышения местной температуры), изучение функции.

Важным правилом является последовательность обследования, начиная с суставов рук, затем нижних конечностей, челюстно-височных и суставов позвоночника. Обследование суставов наиболее информативно в положении лёжа, так как при этом мышцы расслабляются. Функцию суставов надо исследовать осторожно, т.к. боль может затруднить контакт с больным и дальнейшее обследование больного. Различают дефигурацию (обратимые изменения, связанные с внутрисуставным выпотом или утолщением синовиальной оболочки) и деформацию (стойкое изменение сустава, связанное с пролиферативными и деструктивными процессами).

 

 

Дополнительные методы исследования

Наиболее часто используют рентгенографию, позволяющую выявить аномалии развития костей, воспалительные, опухолевые, дегенеративные процессы, установить «костный возраст». Вспомогательное значение имеют ультразвуковые обследования суставов, сканирование и ЯМРТ. Опухоли костей диагностируют с помощью биопсии. Нередко прибегают к лабораторному, биохимическому обследованию, определяя уровень Ca, P, щелочной фосфатазы.

 

 

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Осмотр:

- развитие мышц умеренное (слабое, избыточное), соответствует (не соответствует) возрасту и полу;

- мышечный рельеф выражен (хорошо, умеренно, слабо, недостаточно);

- развитие мышц одинаково на симметричных участках тела (отмечается асимметрия);

- визуально мышечный тонус достаточный (снижен); оценка даётся с учётом осанки, позы (стоя, сидя, лёжа), состояния конечностей, живота, лопаток и др.

 

Пальпация:

1) определение массы мышц;

2) тонуса (при помощи пассивного сгибания и разгибания конечностей у детей до 1 года и путём ощупывания у детей после 1 года). В норме тонус и сила мышц должны быть одинаковыми. Тонус может быть сниженным (мышцы мягкие), нормальным (мышцы упругие, твёрдые на ощупь).

 

Определение силы мышц: динамометром (ручным, становым), объективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению ребёнка.

 

Инструментальные методы исследования: определение механической и электрической возбудимости, миография.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани и её упругостью. Дополнительно судят по положению лопаток и форме живота. Различают 3 степени развития мускулатуры:

1) слабое – не выражен рельеф мышц, понижена упругость, наблюдаются отстающие лопатки, живот отвислый;

2) среднее – несколько обозначен рельеф мышц, имеют среднюю упругость, могут выступать углы лопаток;

3) сильное (хорошее) – мускулатура имеет хорошо выраженный рельеф, мышцы достаточно упруги и большие по объёму, углы лопаток подтянуты к грудной клетке, живот подтянут.

 

 

Тонус мышц - это проявление напряжения скелетной мускулатуры. Он определяется на основании ощущения врачом сопротивлений, возникающих в мышцах ребёнка при пассивном сгибании и разгибании его (ребёнка) конечностей.

Представление о тонусе мышц у ребёнка первых месяцев жизни можно также получить при поднимании ребёнка за ножки, подержав его несколько секунд с опущенной вниз головой (поднимать нужно медленно, а не рывком, поддерживая другой рукой под спину). Ребёнок с хорошим тонусом и мускулатурой повиснет, сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка прогибая позвоночник и отклоняя голову назад.

При повышенном тонусе ребёнок в таком положении даёт резкий опистотонус: поджимает ноги в коленных и тазобедренных суставах, позвоночник выгнут дугой, голова резко запрокинута назад.

При гипотонии ребёнок висит, не сгибая ног, не прогибая позвоночник и не отклоняя голову назад.

 

Силу мышц, особенно у детей дошкольного возраста, можно приблизительно определить следующими приёмами:

- по силе рукопожатия;

- по возможности поднять какой-либо груз;

- по способности к сопротивлению, которое больной может оказать врачу при сгибании и разгибании его конечностей.

 

В таблице 5 представлены изменения силы, измеряемые ручным динамометром у детей различного возраста и пола.

 

Таблица 5

Возрастные изменения силы правой кисти (в кг) по Е.С.Черник, 1964

 

 

Возраст в годах Мальчики Девочки
  4,5 5,1 6,1 7,2 8,0 12,6 16,5 18,3 23,0 24,0 26,5 36,5 33,5 3,6 4,5 5,5 7,1 8,0 7,5 11,1 11,7 20,0 20,0 28,0 26,0 30,0  

 

Таблица 6

 

Возрастные изменения силы нижних конечностей у школьников

(по В.Т.Куневичу)

 

 

Возраст в годах Сила сгибания коленного сустава Сила разгибания коленного сустава
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
правого левого правого левого правого левого правого левого
  7 – 9 10 – 12 13 - 15     9,3 12,9 17,7   6,0 10,3 14,4   2,8 12,2 15,1   - - -   13,4 19,7 28,8   11,2 17,0 22,0     - - -   12,6 18,8 27,7

 

 

СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ

Гипотония – это снижение тонуса мышц.

Примеры случаев гипотонии:

· у лежащего на столе новорождённого она проявится вытянутыми вдоль ногами и руками;

· у грудных детей общая гипотония наблюдается при рахите; характерным является большой живот – «лягушачий (англ. frog) живот»;

· в школьном возрасте мышечная гипотония является постоянным признаком ревматизма, проявлением опухоли головного мозга, заболеваний щитовидной железы;

· проявлениями гипотонии мышц тазового пояса и нижних конечностей является «утиная походка»;

· ещё одним проявлением гипотонуса мышц является симптом Говерса (английский невропатолог XIX – XX веков) – поднимаясь из лежачего положения, ребёнок вначале опирается на колени и локти, затем поднимается на ладонях, потом на стопах и в конце опирается руками о коленные суставы и поднимает туловище;

· гипотонус мышц – характерный признак болезни Дауна;

· в любом возрасте уменьшение количества калия в кровеносном русле (гипокалиемия) ведёт к общему ослаблению мышечного тонуса, развивающегося при рвоте, поносе, обезвоживании, кишечном токсикозе и т.д.

Гипертонус – повышение тонуса мышц.

У новорождённого ребёнка он проявится:

· плавниковым положением рук, когда кисть слегка согнута, а пальцы в напряжении расставлены друг от друга;

· чрезмерным сжатием пальцев рук в кулак;

· атетозным положением рук, при котором пальцы выпрямлены, напряжены и находятся в разных плоскостях;

 

Положение опистотонуса (может быть в любом возрасте), когда туловище приобретает вид моста, -вытянуты и напряжены конечности, голова резко запрокинута назад, преобладает тонус задних мышц туловища.

Гипертонус – характерный признак детского церебрального паралича.

Атрофия – это обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с явлениями истончения и перерождения мышечных волокон, значительным уменьшением массы мышц, ослаблением или исчезновением их сократительной способности.

Параличи и парезы – это состояние, при которых движения мышц отсутствуют или ограничены. Они могут быть центральными и периферическими.

Центральные (спастические) параличи и парезы, кроме указанных выше нарушений характеризуются:

· мышечным гипертонусом;

· клонусом, гиперкинезией – продолжительным, ритмическим сокращением мышц (подёргивание); непроизвольными, неконтролируемыми сокращениями мышц лица, туловища и конечностей.

 

Периферические (вялые) параличи и парезы характеризуются сниженной силой и слабым тонусом мышц, их атрофией.

 

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Расспрос:

1) жалобы;

2) анамнез заболевания;

3) анамнез жизни больного.

 

Общий осмотр.

При осмотре обратить внимание на:

· вынужденное положение;

· наличие локального или диффузного цианоза (постоянный, после физической нагрузки, непостоянный, уменьшается после дачи кислорода и т.д.);

· утолщение концевых фаланг пальцев рук и ног (симптом «барабанных палочек»), деформация ногтевых пластинок (симптом «часовых стёкол»);

· наличие кашля, его характер (сухой, влажный, приступообразный, редкий, частый и др.);

· наличие мокроты, её характер (вязкая, густая, слизистая, гнойная и др.);

· характер дыхания (спокойное, бесшумное, шумное, «пилящее», стонущее, стридорозное, наличие дистанционных хрипов и др.).

 

Осмотр органов дыхания проводится последовательно сверху вниз:

· дыхание через нос (свободное, затруднённое);

· состояние носовых ходов, характер отделяемого из носа (слизистое, гнойное, геморрагическое и др.), его количество; состояние кожи вокруг крыльев носа (высыпания, мацерация, сухость);

· голос ребёнка (тихий, громкий, звонкий, осиплый, афоничный и др.);

· осмотр зева, задней стенки глотки и миндалин (цвет и чистота слизистых оболочек, величина миндалин, состояние лакун и др.);

· форма грудной клетки (цилиндрическая, плоская, коническая и др.), указать патологические изменения;

· симметричность обеих половин грудной клетки и симметричность участия их в акте дыхания.

Характеристика дыхания:

· тип дыхания (брюшной, грудной, смешанный);

· число дыханий за 1 минуту;

· ритм (регулярный, нерегулярный, стабильный, меняющийся, наличие апноэ);

· глубина (определяется по экскурсиям грудной клетки – поверхностное, умеренной глубины, глубокое);

· соотношение вдоха и выдоха (правильное, изменённое);

· соотношение частоты пульса и дыхания;

· участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий (отсутствует, имеется);

· наличие или отсутствие одышки, её вид (инспираторная, экспираторная, смешанная).

Пальпация грудной клетки:

· эластичность (резистентность грудной клетки);

· болезненность, локализация болезненных участков;

· голосовое дрожание на симметричных участках грудной клетки (одинаковое, ослабленное, усиленное);

· симметричность кожно-подкожных складок грудной клетки.

 

Измерение окружностей грудной клетки:

· при спокойном дыхании ______ см;

· на высоте глубокого вдоха _______ см;

· на высоте максимального выдоха _______ см;

· дыхательная экскурсия грудной клетки (по разнице предыдущих показателей)________ см.

 

Перкуссия лёгких

Сравнительная перкуссия на симметричных участках грудной клетки (звук ясный лёгочный, притупленный, коробочный, тимпанический и др.) с точным указанием границ изменённого звука по межреберьям и топографическим линиям.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...