Особенности исследования суставов
Методика исследования включает осмотр (выявление припухлости, изменения формы, покраснения), пальпацию (определение болезненности, повышения местной температуры), изучение функции. Важным правилом является последовательность обследования, начиная с суставов рук, затем нижних конечностей, челюстно-височных и суставов позвоночника. Обследование суставов наиболее информативно в положении лёжа, так как при этом мышцы расслабляются. Функцию суставов надо исследовать осторожно, т.к. боль может затруднить контакт с больным и дальнейшее обследование больного. Различают дефигурацию (обратимые изменения, связанные с внутрисуставным выпотом или утолщением синовиальной оболочки) и деформацию (стойкое изменение сустава, связанное с пролиферативными и деструктивными процессами).
Дополнительные методы исследования Наиболее часто используют рентгенографию, позволяющую выявить аномалии развития костей, воспалительные, опухолевые, дегенеративные процессы, установить «костный возраст». Вспомогательное значение имеют ультразвуковые обследования суставов, сканирование и ЯМРТ. Опухоли костей диагностируют с помощью биопсии. Нередко прибегают к лабораторному, биохимическому обследованию, определяя уровень Ca, P, щелочной фосфатазы.
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА Осмотр: - развитие мышц умеренное (слабое, избыточное), соответствует (не соответствует) возрасту и полу; - мышечный рельеф выражен (хорошо, умеренно, слабо, недостаточно); - развитие мышц одинаково на симметричных участках тела (отмечается асимметрия); - визуально мышечный тонус достаточный (снижен); оценка даётся с учётом осанки, позы (стоя, сидя, лёжа), состояния конечностей, живота, лопаток и др.
Пальпация: 1) определение массы мышц; 2) тонуса (при помощи пассивного сгибания и разгибания конечностей у детей до 1 года и путём ощупывания у детей после 1 года). В норме тонус и сила мышц должны быть одинаковыми. Тонус может быть сниженным (мышцы мягкие), нормальным (мышцы упругие, твёрдые на ощупь).
Определение силы мышц: динамометром (ручным, становым), объективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению ребёнка.
Инструментальные методы исследования: определение механической и электрической возбудимости, миография. Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани и её упругостью. Дополнительно судят по положению лопаток и форме живота. Различают 3 степени развития мускулатуры: 1) слабое – не выражен рельеф мышц, понижена упругость, наблюдаются отстающие лопатки, живот отвислый; 2) среднее – несколько обозначен рельеф мышц, имеют среднюю упругость, могут выступать углы лопаток; 3) сильное (хорошее) – мускулатура имеет хорошо выраженный рельеф, мышцы достаточно упруги и большие по объёму, углы лопаток подтянуты к грудной клетке, живот подтянут.
Тонус мышц - это проявление напряжения скелетной мускулатуры. Он определяется на основании ощущения врачом сопротивлений, возникающих в мышцах ребёнка при пассивном сгибании и разгибании его (ребёнка) конечностей. Представление о тонусе мышц у ребёнка первых месяцев жизни можно также получить при поднимании ребёнка за ножки, подержав его несколько секунд с опущенной вниз головой (поднимать нужно медленно, а не рывком, поддерживая другой рукой под спину). Ребёнок с хорошим тонусом и мускулатурой повиснет, сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка прогибая позвоночник и отклоняя голову назад. При повышенном тонусе ребёнок в таком положении даёт резкий опистотонус: поджимает ноги в коленных и тазобедренных суставах, позвоночник выгнут дугой, голова резко запрокинута назад.
При гипотонии ребёнок висит, не сгибая ног, не прогибая позвоночник и не отклоняя голову назад.
Силу мышц, особенно у детей дошкольного возраста, можно приблизительно определить следующими приёмами: - по силе рукопожатия; - по возможности поднять какой-либо груз; - по способности к сопротивлению, которое больной может оказать врачу при сгибании и разгибании его конечностей.
В таблице 5 представлены изменения силы, измеряемые ручным динамометром у детей различного возраста и пола.
Таблица 5 Возрастные изменения силы правой кисти (в кг) по Е.С.Черник, 1964
Таблица 6
Возрастные изменения силы нижних конечностей у школьников (по В.Т.Куневичу)
СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ Гипотония – это снижение тонуса мышц. Примеры случаев гипотонии: · у лежащего на столе новорождённого она проявится вытянутыми вдоль ногами и руками; · у грудных детей общая гипотония наблюдается при рахите; характерным является большой живот – «лягушачий (англ. frog) живот»; · в школьном возрасте мышечная гипотония является постоянным признаком ревматизма, проявлением опухоли головного мозга, заболеваний щитовидной железы; · проявлениями гипотонии мышц тазового пояса и нижних конечностей является «утиная походка»; · ещё одним проявлением гипотонуса мышц является симптом Говерса (английский невропатолог XIX – XX веков) – поднимаясь из лежачего положения, ребёнок вначале опирается на колени и локти, затем поднимается на ладонях, потом на стопах и в конце опирается руками о коленные суставы и поднимает туловище;
· гипотонус мышц – характерный признак болезни Дауна; · в любом возрасте уменьшение количества калия в кровеносном русле (гипокалиемия) ведёт к общему ослаблению мышечного тонуса, развивающегося при рвоте, поносе, обезвоживании, кишечном токсикозе и т.д. Гипертонус – повышение тонуса мышц. У новорождённого ребёнка он проявится: · плавниковым положением рук, когда кисть слегка согнута, а пальцы в напряжении расставлены друг от друга; · чрезмерным сжатием пальцев рук в кулак; · атетозным положением рук, при котором пальцы выпрямлены, напряжены и находятся в разных плоскостях;
Положение опистотонуса (может быть в любом возрасте), когда туловище приобретает вид моста, -вытянуты и напряжены конечности, голова резко запрокинута назад, преобладает тонус задних мышц туловища. Гипертонус – характерный признак детского церебрального паралича. Атрофия – это обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с явлениями истончения и перерождения мышечных волокон, значительным уменьшением массы мышц, ослаблением или исчезновением их сократительной способности. Параличи и парезы – это состояние, при которых движения мышц отсутствуют или ограничены. Они могут быть центральными и периферическими. Центральные (спастические) параличи и парезы, кроме указанных выше нарушений характеризуются: · мышечным гипертонусом; · клонусом, гиперкинезией – продолжительным, ритмическим сокращением мышц (подёргивание); непроизвольными, неконтролируемыми сокращениями мышц лица, туловища и конечностей.
Периферические (вялые) параличи и парезы характеризуются сниженной силой и слабым тонусом мышц, их атрофией.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ Расспрос: 1) жалобы; 2) анамнез заболевания; 3) анамнез жизни больного.
Общий осмотр. При осмотре обратить внимание на: · вынужденное положение; · наличие локального или диффузного цианоза (постоянный, после физической нагрузки, непостоянный, уменьшается после дачи кислорода и т.д.);
· утолщение концевых фаланг пальцев рук и ног (симптом «барабанных палочек»), деформация ногтевых пластинок (симптом «часовых стёкол»); · наличие кашля, его характер (сухой, влажный, приступообразный, редкий, частый и др.); · наличие мокроты, её характер (вязкая, густая, слизистая, гнойная и др.); · характер дыхания (спокойное, бесшумное, шумное, «пилящее», стонущее, стридорозное, наличие дистанционных хрипов и др.).
Осмотр органов дыхания проводится последовательно сверху вниз: · дыхание через нос (свободное, затруднённое); · состояние носовых ходов, характер отделяемого из носа (слизистое, гнойное, геморрагическое и др.), его количество; состояние кожи вокруг крыльев носа (высыпания, мацерация, сухость); · голос ребёнка (тихий, громкий, звонкий, осиплый, афоничный и др.); · осмотр зева, задней стенки глотки и миндалин (цвет и чистота слизистых оболочек, величина миндалин, состояние лакун и др.); · форма грудной клетки (цилиндрическая, плоская, коническая и др.), указать патологические изменения; · симметричность обеих половин грудной клетки и симметричность участия их в акте дыхания. Характеристика дыхания: · тип дыхания (брюшной, грудной, смешанный); · число дыханий за 1 минуту; · ритм (регулярный, нерегулярный, стабильный, меняющийся, наличие апноэ); · глубина (определяется по экскурсиям грудной клетки – поверхностное, умеренной глубины, глубокое); · соотношение вдоха и выдоха (правильное, изменённое); · соотношение частоты пульса и дыхания; · участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий (отсутствует, имеется); · наличие или отсутствие одышки, её вид (инспираторная, экспираторная, смешанная). Пальпация грудной клетки: · эластичность (резистентность грудной клетки); · болезненность, локализация болезненных участков; · голосовое дрожание на симметричных участках грудной клетки (одинаковое, ослабленное, усиленное); · симметричность кожно-подкожных складок грудной клетки.
Измерение окружностей грудной клетки: · при спокойном дыхании ______ см; · на высоте глубокого вдоха _______ см; · на высоте максимального выдоха _______ см; · дыхательная экскурсия грудной клетки (по разнице предыдущих показателей)________ см.
Перкуссия лёгких Сравнительная перкуссия на симметричных участках грудной клетки (звук ясный лёгочный, притупленный, коробочный, тимпанический и др.) с точным указанием границ изменённого звука по межреберьям и топографическим линиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|