Классификация шумов, выслушиваемых в области сердца
Все шумы по причине разделяются на сердечные и внесердечные. Сердечные шумы возникают в связи с изменениями структур сердца и крупных сосудов: - кровь переходит из одного отдела сердца в другой, или из желудочков сердца в большие сосуды через отверстие значительно уже, чем в норме – стеноз митрального клапана, стеноз устья лёгочной артерии и т.п.; - кровь частично течёт обратно – например, при недостаточности митрального клапана и др., когда створки недостаточно смыкаются и между ними остаётся узкая щель; - врождённый порок сердца «заставляет» течь кровь в неверном направлении и таким образом увеличивает её объём – открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки и др. Причина внесердечных шумов находится за пределами сердца. Все шумы по механизму формирования шумов разделяются на органические, органо-функциональные, функциональные и физиологические.
Органические шумы ( обусловленные органическим поражением оболочек сердца и крупных сосудов на фоне врождённых аномалий, воспаления, травмирования, опухолей сердца) – систолические и диастолические. Чаще всего эпицентром этих шумов являются точки, в которых лучше всего выслушиваются поражённые клапаны сердца. Органо-функциональные шумы – обусловлены дефектами сердца разного генеза, но звучание шумов непосредственно с этим дефектом не связано и выслушиваются они не над местом дефекта. Функциональные шумы возникают в сердце при заболеваниях других органов и систем. Выслушиваются функциональные шумы чаще всего над лёгочной артерией. Физиологические шумы – сердечные шумы выслушиваются у здоровых детей в здоровом сердце и обусловлены анатомо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой системы. Физиологические шумы наиболее часто возникают у детей преддошкольного и дошкольного возрастов и выслушиваются в основном в III точке. При выслушивании у ребёнка шумов в первую очередь необходимо установить, к какой группе они относятся – неорганических или органических, что проводится на основании объединения нескольких дифференциальных критериев. Таблица 21 Выраженность дифференциальных критериев
Артериальное давление
Тонометры для измерения артериального давления бывают ртутные (самые точные), пружинные и электронные. Манжетка ртутного сфигмоманометра Рива-Роччи зависит от окружности плеча ребёнка: 5-6,4 см – манжетка М-35; 6,5-10 см – М-55; 10,1-15 см – М-85. При окружности плеча более 15 см можно использовать манжетку для взрослых (М-130), но обязательно откорригировать полученные показатели артериального давления (АД) в зависимости от окружности плеча. Правила измерения АД: - подготовка: · за 3 часа до измерения не принимать препараты, влияющие на давление, а также пищевые продукты с аналогичным действием (чай, кофе); · на 1 час отменить физическую нагрузку; - в сидячем положении, при необходимости – в лежачем; - аппарат размещается на столе, кровати так, чтобы на одном горизонтальном уровне находились сердце ребёнка, рука, нулевой показатель шкалы и манжетка (последние два показателя не обязательны при использовании электронного тонометра); - манжетка полностью освобождается от воздуха, накладывается на плечо на 2 см выше локтевой ямки так, чтобы под неё можно было подвести 1-2 пальца;
- рука ребёнка лежит на столе ладонью вверх, мышцы расслаблены; - пальпаторно определяется локализация плечевой артерии в локтевой ямке; - на место плечевой артерии прикладывается раструб фонендоскопа и нагнетается воздух в манжетку до уровня на 40-50 мм рт. ст. выше того давления, при котором прекратилась пульсация артерии; - затем медленно снижается давление в манжетке – аускультативно и визуально на ртутном столбике регистрируется момент появления и прекращения громких, сильных тонов (соответственно систолическое и диастолическое давление).
Методика определения АД на нижних конечностях такая же, за исключением: в лежачем положении ребёнка на животе раструб прикладывается к подколенной артерии. В норме у новорождённого давление на верхних и нижних конечностях равно 70/35 мм рт. ст. У здорового ребёнка в 12 месяцев АД на верхних конечностях в норме равно: Систолическое – 90 мм рт. ст., диастолическое – 60 мм рт. ст. (или 1/2 - 2/3 систолического давления). Запись: АД = 90/60 мм рт. ст. У старших детей на верхних конечностях: систолическое давление = 90 + 2n, диастолическое давление = 60 + n, где n – возраст ребёнка (до 15 лет).
Возможные отличия: - допустимое колебание в сторону уменьшения и увеличения – 15 мм рт. ст.; - у девочек давление на 5 мм рт. ст. меньше указанных цифр.
У детей до 9 месяцев АД на нижних конечностях равно АД на верхних конечностях. Затем, когда ребёнок принимает вертикальное положение, АД на нижних конечностях становится выше, чем на верхних – на 5-20 мм рт. ст. (в лежачем положении). На практике часто применяется показатель так называемого пульсового давления. Оно равно разнице между систолическим и диастолическим давлениями. Таблица 22
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|