Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация шумов, выслушиваемых в области сердца




Место формирования Характер и причина возникновения шума
Органические Органо- функциональные Функциональные Физио-логические
Сердечные (эндокардиальные) Органическое поражение сердца Нарушение функции сердца при органическом поражении Нарушение функции сердца при внесердечных заболеваниях В здоровом организме и в здоровом сердце
Внесердечные (экстракардиальные) Резкое сдавление сердца и крупных сосудов внесердечным процессом (опухоль средостения, экссудативный плеврит) Нерезкое сдавление сердца и крупных сосудов, приводящее к трению листков перикарда Расширение крупных сосудов выше клапанного кольца под влиянием токсинов Трение здоровых серозных листков плевры и перикарда
Смешанные При сочетании двух, трёх и более причин и механизмов формирования шумов, как сердечной, так и внесердечной локализации

Все шумы по причине разделяются на сердечные и внесердечные.

Сердечные шумы возникают в связи с изменениями структур сердца и крупных сосудов:

- кровь переходит из одного отдела сердца в другой, или из желудочков сердца в большие сосуды через отверстие значительно уже, чем в норме – стеноз митрального клапана, стеноз устья лёгочной артерии и т.п.;

- кровь частично течёт обратно – например, при недостаточности митрального клапана и др., когда створки недостаточно смыкаются и между ними остаётся узкая щель;

- врождённый порок сердца «заставляет» течь кровь в неверном направлении и таким образом увеличивает её объём – открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки и др.

Причина внесердечных шумов находится за пределами сердца.

Все шумы по механизму формирования шумов разделяются на органические, органо-функциональные, функциональные и физиологические.

Органические шумы ( обусловленные органическим поражением оболочек сердца и крупных сосудов на фоне врождённых аномалий, воспаления, травмирования, опухолей сердца) систолические и диастолические.

Чаще всего эпицентром этих шумов являются точки, в которых лучше всего выслушиваются поражённые клапаны сердца.

Органо-функциональные шумы – обусловлены дефектами сердца разного генеза, но звучание шумов непосредственно с этим дефектом не связано и выслушиваются они не над местом дефекта.

Функциональные шумы возникают в сердце при заболеваниях других органов и систем. Выслушиваются функциональные шумы чаще всего над лёгочной артерией.

Физиологические шумы – сердечные шумы выслушиваются у здоровых детей в здоровом сердце и обусловлены анатомо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой системы.

Физиологические шумы наиболее часто возникают у детей преддошкольного и дошкольного возрастов и выслушиваются в основном в III точке.

При выслушивании у ребёнка шумов в первую очередь необходимо установить, к какой группе они относятся – неорганических или органических, что проводится на основании объединения нескольких дифференциальных критериев.

Таблица 21

Выраженность дифференциальных критериев

Дифференциальный критерий Выраженность критерия в зависимости от генеза шума
Неорганические (органические и органо-функциональные) Органические (функциональные и физиологические)
Время выслушивания Только систолические Бывают систолические и диастолические, наличие диастолического шума сразу указывает на его органический генез.
Связь с тонами Не связаны Обычно связаны
Продолжительность Малопродолжительные (1/3 – 1/2 часть систолы) Продолжительный шум – признак органического генеза.
Место выслушивания Чаще над лёгочной артерией, реже - на верхушке В любой точке. Более чем в двух - органический генез.
Иррадиация Не иррадиируют Могут не иррадиировать, но наличие иррадиации – точный признак органического генеза.
Звуковая интенсивность шумов Тихие или умеренно громкие Бывают разные. Но чаще громкие, грубые, что сразу указывает на органический генез шума.
«Кошачье мурлыканье» Не бывает Может быть – признак органики.
Изменение при глубоком вдохе Ослабевают или исчезают Не изменяются.
Связь с физической нагрузкой Могут исчезать или уменьшаться Изменяются мало. Если да, то чаще усиливаются.
Связь с положением тела Ослабевают или исчезают при смене горизонтального положения на вертикальное При переходе в вертикальное положение сохраняются или увеличиваются.
ФКГ Просистолические, убывающие, низкоамплитудные, чаще отделены от I тона Продолжительные, пансистолические, пандиастолические, связаны с тонами сердца.
Динамика шума на фоне лечения Исчезают сравнительно быстро Долго сохраняются при острых процессах, необратимы при пороках, тяжёлых поражениях миокарда.

Артериальное давление

Тонометры для измерения артериального давления бывают ртутные (самые точные), пружинные и электронные.

Манжетка ртутного сфигмоманометра Рива-Роччи зависит от окружности плеча ребёнка: 5-6,4 см – манжетка М-35; 6,5-10 см – М-55; 10,1-15 см – М-85. При окружности плеча более 15 см можно использовать манжетку для взрослых (М-130), но обязательно откорригировать полученные показатели артериального давления (АД) в зависимости от окружности плеча.

Правила измерения АД:

- подготовка:

· за 3 часа до измерения не принимать препараты, влияющие на давление, а также пищевые продукты с аналогичным действием (чай, кофе);

· на 1 час отменить физическую нагрузку;

- в сидячем положении, при необходимости – в лежачем;

- аппарат размещается на столе, кровати так, чтобы на одном горизонтальном уровне находились сердце ребёнка, рука, нулевой показатель шкалы и манжетка (последние два показателя не обязательны при использовании электронного тонометра);

- манжетка полностью освобождается от воздуха, накладывается на плечо на 2 см выше локтевой ямки так, чтобы под неё можно было подвести 1-2 пальца;

- рука ребёнка лежит на столе ладонью вверх, мышцы расслаблены;

- пальпаторно определяется локализация плечевой артерии в локтевой ямке;

- на место плечевой артерии прикладывается раструб фонендоскопа и нагнетается воздух в манжетку до уровня на 40-50 мм рт. ст. выше того давления, при котором прекратилась пульсация артерии;

- затем медленно снижается давление в манжетке – аускультативно и визуально на ртутном столбике регистрируется момент появления и прекращения громких, сильных тонов (соответственно систолическое и диастолическое давление).

 

Методика определения АД на нижних конечностях такая же, за исключением: в лежачем положении ребёнка на животе раструб прикладывается к подколенной артерии.

В норме у новорождённого давление на верхних и нижних конечностях равно 70/35 мм рт. ст.

У здорового ребёнка в 12 месяцев АД на верхних конечностях в норме равно:

Систолическое – 90 мм рт. ст.,

диастолическое – 60 мм рт. ст. (или 1/2 - 2/3 систолического давления).

Запись: АД = 90/60 мм рт. ст.

У старших детей на верхних конечностях:

систолическое давление = 90 + 2n,

диастолическое давление = 60 + n, где n – возраст ребёнка (до 15 лет).

 

Возможные отличия:

- допустимое колебание в сторону уменьшения и увеличения – 15 мм рт. ст.;

- у девочек давление на 5 мм рт. ст. меньше указанных цифр.

 

У детей до 9 месяцев АД на нижних конечностях равно АД на верхних конечностях. Затем, когда ребёнок принимает вертикальное положение, АД на нижних конечностях становится выше, чем на верхних – на 5-20 мм рт. ст. (в лежачем положении).

На практике часто применяется показатель так называемого пульсового давления. Оно равно разнице между систолическим и диастолическим давлениями.

Таблица 22

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...