Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциальный диагноз крепитации и шума трения плевры




 

Дифференциальный признак Крепитация Шум трения плевры
  Время выслушивания   Только в конце вдоха   Во время вдоха и выдоха  
  Наиболее частое место выслушивания   На любой поверхности грудной клетки.   Средняя подмышечная линия, в нижнем отделе грудной клетки
  Имитация дыхания   Крепитации нет.   Выслушивается
  Изменение шума при более плотном надавливании фонендоскопом     Нет     Усиливается
  Изменение при наклоне в здоровую сторону.   Нет   Усиливается
  Ощущение звуков при пальпации грудной клетки.     Нет   Может быть
  Боль при глубокой пальпации в месте аускультации.   Нет   Часто бывает

 

Бронхофония – проведение звука голоса из бронхов на грудную клетку.

 

Определение бронхофонии:

· приложить фонендоскоп на симметричные участки грудной клетки;

· ребёнок во время аускультации произносит слова, в которых больше букв «ч» и «ш» (чашка чая);

· выслушать слова.

 

У здорового ребёнка указанные слова не будут чётко выслушиваться.

При усиленной бронхофонии слова будут чётко выслушиваться на поражённом участке, что является признаком уплотнения лёгочной ткани или наличия в ней полостей (туберкулёз, пневмония, абсцесс и т.п.).

 

При ослабленной бронхофонии звук почти или вообще не выслушивается, что может быть у здорового ребёнка, занимающегося спортом, или при повышенной упитанности, а также в патологических случаях при накоплении жидкости или большого количества воздуха в плевральной полости.

 

 

Инструментальные методы исследования

Спирография метод графической регистрации дыхательных движений, отражающих изменения лёгочного объёма.

 

Пневмотахометрия способ определения бронхиальной проходимости, нарушение которой является признаком обструктивного синдрома.

Обследуются только дети школьного возраста.

 

Определение показателей пневмотахометрии:

· закрывается плотно зажимом нос ребёнка;

· делается ребёнком три раза в трубку форсированный максимально быстрый выдох (с определёнными интервалами);

· делается ребёнком три раза в трубку форсированный максимально быстрый вдох (с определёнными интервалами).

Из трёх показаний берётся один наибольший и сравнивается с нормативными данными.

Таблица 13

Показатели пневмотахометрии у здоровых детей (л/с)

Возраст, лет Мощность форсированного вдоха Мощность форсированного выдоха
8-9 1,4-1,5 1,8-2,1
10-11 1,6-1,9 2,2-2,5
12-13 2,4-3,2 2,9-3,6
14-15 2,9-3,4 3,3-3,9

 

Примечание: допустимые отклонения показателей мощности в сторону увеличения и уменьшения – 20 %.

Снижение показателей пневмотахометрии указывает на обструктивный характер нарушения вентиляции.

Пикфлоуметрия – современное средство диагностики степени обструкции дыхательных путей прибором пикфлуометром.

 

Определение пиковой объёмной скорости выдоха (ПСВ):

· измерения проводятся 2 раза в день (утром после сна и вечером перед сном); положение ребёнка – сидя или стоя;

· в пикфлуометр вставляется мундштук;

· прибор находится в горизонтальном положении, бегунок должен быть на «0» показателе шкалы;

· ребёнок после максимального вдоха плотно обхватывает прибор и делает в прибор максимально быстрый выдох;

· определяется показатель ПСВ по цифре, возле которой остановился бегунок;

· измерения проводятся 3 раза с кратким промежутком во времени и выбирается максимальный показатель.

 

Полученные в течение дня данные отмечаются на специальном графике и затем сравниваются с нормативными данными.

 

 

Таблица 14

Нормативные нижние границы ПСВ (л/мин)

 

Рост, см Возраст (лет)
Девочки Мальчики
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Функциональные пробы: Штанге, Генча.

 

 

Таблица 15

Задержка дыхания

На вдохе На выдохе

Проба Штанге Проба Генча

(соотношение в %)

 

Возраст Мальчики Девочки мальчики Девочки
5 лет     - -
6 лет     - -
7 лет     - -
8 лет        
9 лет        
10 лет        
11 лет        
12 лет 51,5      
13 лет        
14 лет   46,5    

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Сбор жалоб

Ребёнок старшего возраста может сам предъявлять жалобы на:

- боль в области сердца:

при этом

детализировать:

· характер боли – острая, жгучая, колющая;

· время её возникновения – ночью, днём или постоянно, при нервно-психической, физической нагрузке или в спокойном состоянии;

· связь боли с положением больного — изменение боли при подъеме, на левом или правом боку;

· иррадиация боли — особенно в левую руку;

· возможное изменение при приеме лекарственных средств и т.д.;

 

- сердечную одышку, которая у больного может проявиться тяжелым вдохом, остановкой во время движения вверх, может сопровождаться стоном (англ. moan, groan);

- ощутимое (англ. perceptible) сердцебиение (в спокойном состоянии или при физической нагрузке);

- бледность, цианоз кожных покровов; необходимо выявить условия, при которых они возникают, их характер;

- боль в области крупных и мелких суставов;

- отеки нижних конечностей и других частей тела;

- резкую головную боль, головокружение, тошноту, рвоту при повышении артериального давления (АД).

 

Жалобы общего характера: повышение температуры, утомляемость, слабость, головная боль, нарушение памяти, снижение аппетита, уменьшение массы тела и др.

 

При заболеваниях детей раннего, особенно грудного возраста, сбор жалоб малоинформативный, так как родители обычно замечают только выраженные симптомы. Внимательные родственники могут указать на такие нарушения:

- внезапный крик, беспокойство ребенка, сменяющееся успокоением, продолжительной вялостью и бледностью;

- нарушения акта сосания: ребенок начинает сосать материнскую грудь, но после короткого времени перестает, и появляются признаки усталости, одышки; после отдыха снова сосет грудь, но тоже короткое время;

- одышечно-цианотические приступы — внезапные бледность, одышка и плач сменяются цианозом, потерей сознания, апноэ и судорогами;

- значительное потоотделение, иногда с повышением температуры тела;

- цианоз и бледность кожных покровов.

 

Анамнез заболевания

 

При сборе анамнеза заболевания необходимо подробно расспросить родителей о его динамике с момента начала: когда и какие признаки появились первыми, как они изменились (например, если родители знают о наличии шума, необходимо провести констатацию этого признака — время появления, какой шум, его динамика и др.), возникшие дополнительные симптомы. Необходимо точно установить, когда и где ребенок лечился, применяемые лекарственные средства, их эффективность, длительность приема. Внимательно рассмотреть результаты сделанных обследований (ЭКГ, ФКГ, УЗИ и др.), сравнить их в динамике.

 

 

Анамнез жизни

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы сбор анамнеза жизни имеет особое значение. В детском возрасте патология сердца может быть врожденного генеза или развиваться как осложнение многих заболеваний, вызвавших поражение миокарда.

Сбор акушерского анамнеза должен быть проведен очень внимательно:

токсикозы беременности, нефропатии, токсоплазмоз, инфекционные забо­левания матери, профессиональные вредности — все это может быть при­чиной врожденных заболеваний сердца.

В дошкольном и школьном возрасте патология сердечно-сосудистой си­стемы может развиться как осложнение острых и хронических инфекций, аллергических заболеваний. Наиболее частым повреждением у детей школьного возраста является ревматизм. Предполагая возможность ревма­тизма, следует выяснить следующие вопросы:

- наличие хронических очагов инфекции или частых острых заболева­ний в верхней части дыхательной системы (хронический тонзиллит, ангина);

- семейный анамнез, так как склонность к ревматизму передается по наследству;

- если рецидив ревматизма не первый, то необходимо подробно рас­спросить время, течение, проведенное лечение предыдущих.

Расстройства сердечно-сосудистой системы функционального характера могут быть связаны с патологией нервной системы, особенно в период по­лового созревания. В таком случае нарушения со стороны сердца и сосудов могут быть неревматического происхождения.

Немаловажными являются материально-бытовые условия ребенка (не­полноценное питание, плохое жилье и прочее), которые могут снижать со­противляемость организма.

Из рассмотренного следует необходимость детального сбора анамнеза для выяснения генеза сердечно-сосудистого заболевания — врожденного или приобретенного.

 

Осмотр общий

При осмотре обратить внимание на:

· вынужденное положение;

· отставание в физическом развитии;

· диспропорциональность в развитии верхней и нижней частей тела;

· наличие отёков, их локализация, характеристика (на ногах, на пояснице, анасарка, на цианотичном фоне, холодные на ощупь);

· наличие цианоза (отсутствует, если имеется – его характер: акроцианоз, диффузный, постоянный, непостоянный, усиление после физической нагрузки; оттенок цианоза: фиолетовый, багровый, серый и т.д.);

· наличие одышки, её вид;

· форма ногтевых фаланг и ногтей («барабанные палочки», «часовые стёкла»).

 

Осмотр области сердца:

· наличие деформации грудной клетки («сердечный горб»);

· наличие пульсаций (верхушечный толчок, сердечный толчок, патологические пульсации в области сердца и других областях).

 

Осмотр области сосудов:

· пульсация сонных артерий;

· пульсация и набухание шейных вен;

· патологические пульсации (отсутствуют, имеются – указать где);

· развитие венозной сети в различных областях (нормальное, избыточное, расширение вен на коже головы, грудной клетки, брюшной стенки, конечностей);

· наличие симптомов нарушения периферического кровообращения (микроциркуляции) – бледность кожи с «мраморным» рисунком, акроцианоз).

Пальпация области сердца и магистральных сосудов:

· верхушечный толчок:

- локализация (указать межреберье и отношение к левой срединноключичной линии);

- сила (умеренной силы, ослабленный, усиленный);

- распространённость и площадь (ограниченный, разлитой);

- высота (невысокий, приподнимающий и др.);

· наличие сердечного толчка (отсутствует; если имеется, то указать локализацию, площадь и силу);

· наличие эпигастральной пульсации;

· наличие пульсации на основании сердца (II межреберье слева и справа от грудины);

· наличие пульсации аорты в яремной ямке;

· наличие дрожания («кошачье мурлыканье»), его локализация, выраженность, связь с сердечными фазами (систолическое, диастолическое).

 

Пальпация периферических артерий и вен:

· определение пульса на височных, сонных, плечевых, лучевых, бедренных, подколенных артериях и артериях тыла стопы (описать наличие пульсаций, их силу, симметричность; сравнить силу пульсации на лучевых или плечевых и бедренных артериях);

· характеристика пульса на лучевых артериях:

- ритм (правильный, аритмия);

- частота за 1 минуту;

- наполнение;

- напряжение;

- синхронность, наличие дефицита пульса;

· наличие капиллярного пульса (отсутствует, имеется);

· наличие изменений при пальпации вен (уплотнения, болезненность, варикозное расширение периферических вен, набухание, пульсация яремных вен и др.).

 

Измерение артериального давления (АД) методом Короткова на плечевых и бедренных артериях, сравнение и оценка показателей. Оценка АД на плечевых артериях по перцентильным таблицам с учётом возраста и пола, а также по расчётным формулам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...