Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеторговая стратегия




 

Внешнеторговая стратегия развивающихся стран направлена на достижение определенных целей. Среди этих целей выделяются общие для данной категории стран и специфические цели каждой страны в отдельности. К числу основных общих целей внешнеторговой стратегии относятся такие, как защита национальных интересов, национальной экономики; стимулирование отечественного производства, повышение его эффективности; решение социальных проблем (проблемы безработицы, повышения жизненного уровня и т.д.); укрепление конкурентных позиций на мировых рынках; повышение уровня диверсификации внешней торговли (географической и отраслевой); достижение рационального соотношения между экспортом и импортом, достижение сбалансированности внешней торговли и улучшение на этой основе структуры торгового баланса. Эти и другие цели предопределяют два направления внешнеторговой стратегии – экспортная стратегия и импортная стратегия. Рассмотрим более детально эти направления.

Экспортная торговля играет особую, нередко определяющую роль в развитии национальной экономики данной категории стран.

А поэтому в настоящее время все развивающиеся страны в большей или меньшей мере активно включаются в экспортную торговлю. С этой целью используются различные инструменты (способы) стимулирования товарного экспорта. Многие из этих инструментов развивающиеся страны «заимствуют» у развитых стран.

Все инструменты, используемые для стимулирования экспортной торговли развивающихся стран, можно сгруппировать в четыре основные категории.

Первая категория включает в себя инструменты государственной помощи отечественным компаниям-экспортерам товаров и услуг. Подобная помощь осуществляется в различных формах, среди которых особая роль принадлежит следующим.

Во-первых, прямая государственная финансовая помощь национальным компаниям – субсидии, льготные кредиты, экспортные и импортные кредиты.

Во-вторых, предоставление налоговых коммерческих, производственных и других льгот для тех компаний, которые экспортируют большую часть выпускаемой продукции. С этой целью в отдельных странах создаются специальные зоны – свободные экспортные зоны.

В-третьих, государство берет на себя значительную часть расходов на формирование инфраструктуры по обслуживанию экспортной торговли. Речь идет, прежде всего, о развитии транспортной системы и об электронизации внешнеторговых операций.

В-четвертых, стимулированию товарного экспорта способствует определенная валютная политика развивающихся стран, в частности, политика регулирования курса национальных валют, в т.ч. девальвация и ревальвация. В первом случае происходит повышение конкурентоспособности экспортной продукции благодаря снижению цен на нее в валюте страны-импортера; во втором – стимулируются поставки необходимой продукции для национальных предприятий-экспортеров.

Вторая категория инструментов стимулирования экспортной торговли касается интеграционной стратегии развивающихся стран. В этой стратегии выделяются два направления: формирование интеграционных группировок, включающих только развивающиеся страны; включение развивающихся стран в интеграционные объединения с развитыми странами.

Третья категория инструментов стимулирования экспортной торговли развивающихся стран – это система межгосударственных переговоров. Особая роль в этой системе принадлежит практике переговоров в рамках ВТО.

Инструменты четвертой категории призваны регулировать географическую направленность и отраслевую структуру экспортной торговли развивающихся стран.

Наряду со стратегией стимулирования экспорта развивающиеся страны (как и развитые) нередко прибегают к политике ограничения. Причины тому заключаются, во-первых, в стремлении к стимулированию развития одних отраслей за счет некоторого сдерживания других; во-вторых, в необходимости насыщать внутренние рынки.

К числу основных инструментов (способов) ограничения товарного экспорта, которые используют развивающиеся страны, в настоящее время относятся следующие:

– снижение субсидий компаниям-экспортерам определенных видов продукции;

– прямой запрет на ввоз товаров по различным причинам. В частности, в марте 2006 г. Аргентина (вслед за Бразилией и Уругваем) приостанавливает экспорт говядины. Эта мера – часть правительственного плана по борьбе с инфляцией;

– валютный фактор. В частности ревальвация национальной денежной единицы, что сопровождается повышением цен на экспортируемую продукцию на внешних рынках. Так, за период с марта 2001 г. по март 2006 г. Южная Корея повысила курс своей валюты по отношению к доллару США на 27%, Сингапур – на 10,5%, Индия – на 5% и т.д. [20, 106; 21, 98].

Кроме того, на сокращение товарного экспорта из развивающихся стран значительное влияние оказывают развитые государства и международные организации (в частности ВТО). Развитые страны двояким способом сдерживают (ограничивают) товарный экспорт развивающихся стран. Во-пе6рвых, на основе увеличения субсидий своим предприятиям, выпускающим определенную продукцию, и, таким образом, повышая ее конкурентоспособность. Во-вторых, путем прямого запрета (или ограничения) экспорта определенных категорий продукции в развитые страны, как по экономическим причинам, так и по политическим, административно-правовым.

Наряду с экспортной стратегией развивающиеся страны осуществляют определенную импортную стратегию. Эта стратегия включает две формы – стимулирующую и ограничительную. В том и в другом случае преследуются две основные цели: с одной стороны, защита и стимулирование развития национального производства, с другой, – получение дополнительных доходов. В целом в настоящее время развивающиеся страны ориентируются на систему свободной торговли, на политику либерализации внешней торговли. Благодаря этой политике, развивающиеся страны получают доступ к новой технике, технологии, а также увеличивают свои доходы.

Но поскольку импортная торговля находится в непосредственной связи с экспортными операциями, постольку необходимо, оценивая внешнеторговую стратегию развивающихся стран, использовать общие результаты внешней торговли этих стран [20, 106; 21, 98; 26, 80].

Значительное влияние на внешнеторговую деятельность развивающихся стран оказывает их внешнеинвестиционная стратегия.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...