Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Возникновение и развитие потребительской кооперации в России в условиях складывающегося рыночного хозяйства (1831-1917 гг. )




4.1. Исторические предшественники первых кооперативов. "Большая артель" декабристов

 

В России, как и в зарубежных странах, издавна существо­вали докооперативные, предкооперативные формы объедине­ния, взаимодействия и взаимопомощи людей. К таким формам в нашей стране относились прежде всего крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина, взаимопомощь и т. д.

Русская община, называемая миром, объединяла в каж­дом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство. Община руководствовалась принципом семьи, где справедливым "отцом" было общее собрание, сход крестьян; любое решение на нем принималось единогласно; ни один член общины не мог быть исключен из него. Община выполняла ряд функций: хозяйственную (например, регулярное перераспре­деление пашни между домохозяйствами), фискальную (сбор подати), административную (рассмотрение споров, набор рек­рутов), социальную (вспомоществование сиротам, вдовам) и даже воспитательную (соблюдение населением нравственных норм). Некоторые общины имели "завет" (устав).

При выполнении отдельных работ (например, при стро­ительстве дорог, мостов) община могла делиться на артели. Исследователь Николай Калачёв (1819-1885) утверждал, что следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к XI-XII векам, хотя само слово "артель" вошло в употребление несколько позже. Артели создавались на устном или письмен­ном договоре и лишь впоследствии на уставе. В самобытную ар­тель объединялись несколько лиц, соединяющихся своим капи­талом и трудами или только трудами, для какой-либо работы, промысла, предприятия. В артелях существовала круговая по­рука: артельщики отвечали друг за друга. Были артели ярыж­ных (схожие с артелями бурлаков), каменщиков, скоморохов, нищих, разбойников, ломщиков соли, старателей, смолокуров и др. Потом появились биржевые, торговые и харчевые артели, в артели объединялись арестанты в местах заключения и сол­даты в полках. Создавались также офицерские артели1.

Складчина как проявление артельного начала применялась для совместного промысла и предпринимательства, покупки потребительских товаров или устройства общего празднества.

Традиционная взаимопомощь (по-другому - помочь) ши­роко практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо заготовить сено, построить дом, со­орудить колодец и т. д.

Общины и артели, не будучи кооперативами в строгом смысле, имели ряд общих черт с классическими кооператива­ми: самодеятельность, самоуправление, равенство прав учас­тников, элементы социальности, коллективизма и др. Вместе с тем в общинах и артелях было больше элементов случайности, неорганизованности, а зачатки кооперации в них существовали в неразвитой, зародышевой форме. Что касается членства, то в консервативной общине оно было принудительным, а в бы­товые артели люди вступали добровольно. Будучи мало разви­той формой кооперативного товарищества, отдельные артели (например, в тюленьем, рыбном промыслах) приносили выгоду и состоятельным людям, предоставляющим свои орудия труда (лодку, сети), хотя в большинстве своем (особенно трудовые ар­тели) были полезны малоимущим, простым труженикам.

Общины и артели, исчерпав свои функции, впоследствии постепенно сошли с исторической арены. Кооперация, наоборот, начала развиваться по восходящей линии. Но между старыми социальными институтами и новейшими кооперативными обще­ствами все-таки существовала некоторая преемственность. Бу­дущее произрастает из прошлого. Как писал Пушкин: "И ста­рым бредит новизна".

Докапиталистическая предыстория кооперации нашей стра­ны связана с именами декабристов, которые заявили о себе как некое духовное сообщество, выступили против своих сословных интересов и "действовали по велению совести" (академик Дмит­рий Лихачев). Люди, выдвинувшие программу установления кон­ституционного строя в России, объединились на сибирской катор­ге в "Большую артель", речь о которой пойдет ниже. Пока отметим лишь, что они вплотную подошли к организации потребительской артели с характерными для кооператива принципами.

В оценке "кооперативности" артели декабристов за пос­леднюю треть века отчетливо выявились две точки зрения.

Сторонники первой (профессор Степан Днепровский2, си­бирский ученый Иван Коряков и др.) полагали, что узникам-декабристам, безусловно, удалось учредить в 1831 г. первое в России подлинное потребительское общество (кооператив). Эту версию ныне официально разделяют органы потребительской кооперации страны. Более того, "Исторический справочник ко­оперативного движения", изданный недавно в США, датирует возникновение кооперативов в России 1825 г. (конечно, ошибоч­но) и "Большую артель" декабристов называет потребитель­ским кооперативом (конечно, не совсем без основания).

Ученые сторонники другой точки зрения (сибирский исто­рик Борис Иванов, московский экономист Александр Соболев и др.) отказывают "Большой артели" в статусе кооператива. Чем это мотивируется? Тем, что артель существовала в специфи­ческих условиях тюрьмы, устав артели не был надлежащим образом зарегистрирован в государственном органе, дореволю­ционные историки кооперации в прошлом что-то не писали об артели декабристов как о кооперативе. Отдельные современные исследователи рассматривают эту артель всего лишь как обыч­ную тюремную артель, традиционно существовавшую в пени­тенциарных учреждениях, только в данном случае созданную "вельможными заключенными", т.е. декабристами, выходцами в основном из элитных слоев российского общества.

Какова же, в двух словах, история "Большой артели", при­влекшей столь пристальное внимание ученых и кооператоров-практиков в стране и теперь уже известной за пределами России? Сосланные в Сибирь на каторгу после неудавшегося восста­ния 14 декабря 1825 г. декабристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с общественным питанием и огородами. Артель представляла собой добровольную организацию, ру­ководитель которой избирался декабристами. Сначала руково­дителем (хозяином) артели был по выбору декабрист, бывший полковник Иван Повало-Швейковский (1787-1845), тот, кто в далеком 1814 г. со своим батальоном первым вступил в Париж. Через год его сменил декабрист, бывший поручик барон Анд­рей Розен (1800-1884), человек умный, порядочный, смелый и предприимчивый. Он потом вспоминал, что декабристы-соуз­ники "решительно все делили между собой: и горе, и копейку". Третьим хозяином артели стал декабрист Павел Бобрищев-Пушкин (1802-1865), одновременно математик, поэт, столяр и портной-самоучка. В Чите артель еще не имела устава и в тече­ние трех лет действовала на основе договора.

В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровс­кий Завод (ныне г. Петровск-Забайкальский Читинской области). Здесь они приняли устав артели, разработанный комиссией в составе девяти декабристов. Составление устава было разре­шено царским генералом — комендантом острога Станиславом Лепарским (1754-1837). Организация получила привычное в русском народе название артели, а позднее стала именоваться "Большой артелью". Терминов "общество потребителей" и "ко­оператив" в России еще не существовало. В 1832 г. декабристы создали "Малую артель", представлявшую собой общество вза­имопомощи с функциями ссудно-заемного товарищества.

Устав "Большой артели" был принят декабристами без го­лосования 2 марта 1831 г. Он состоял из 13 разделов, 106 па­раграфов. Полный текст устава впервые опубликован в "За­писках"1 декабриста Николая Басаргина (1799-1861), который одно время был избран хозяином (руководителем) этой артели.

Каковы основные положения этого обширного документа, составленного еще до выработки рочдейлских принципов?

Во-первых, цель артели декабристов заключалась в удов­летворении личных потребностей ее участников. Для дости­жения поставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов арте­ли, стоимости пайка мукой и денежного довольствия от казны. Артель не преследовала цели получения прибыли.

Во-вторых, артель строила свою деятельность на началах самоуправления. Важным органом артели была выборная посто­янная комиссия (управление), состоявшая из хозяина (предсе­дателя), закупщика товаров и бухгалтера-казначея. Избирался также огородник. Несение этих общественных должностей было обязательным.

В-третьих, обеспечивались демократические выборы в органы управления и контроля путем тайного (закрытого) голосования. Членство в артели было добровольным, и каждый ее участник имел право одного голоса.

Самыми активными выборными руководителями "Боль­шой артели" были декабристы Николай Басаргин, Дмитрий Завалишин, Иван Горбачевский, Александр Поджио, Иван Пу­щин, Александр Сутгоф, Иван Якушкин.

В-четвертых, средством достижения цели артели явля­лась ее экономическая деятельность.

Для удовлетворения нужд и потребностей своих 70 учас­тников "Большая артель" вела многогранное хозяйство. Она занималась общественным питанием (в форме совместного до­вольствия) и розничной торговлей, имела огороды по соседству с тюрьмой, откармливала закупленный гуртом для забоя скот, сбывала излишки овощей со своего огорода местным жителям. Декабристы организовали бытовые мастерские (портновскую, обувную, переплетную), открыли аптеку, парикмахерскую, прачечную и баню. Скромная по объему торговая деятельность охватывала частично и прибывших в Сибирь вслед за мужья­ми жен декабристов с детьми и прислугой, которые проживали вне острога.

Выборные лица артели аккуратно вели в книгах утверж­денной формы бухгалтерский учет движения денежных сумм по системе двойной записи. Устав артели свидетельствует о подлинной гласности в ее работе, о том, что бухгалтерские кни­ги были доступны каждому участнику для наведения какой-либо справки.

"Большая артель" просуществовала до 1836г. Она самоликвидировалась в связи с тем, что к тому времени большинс­тво узников, отбыв назначенные им сроки каторги, покинули тюремные камеры и отправились на поселение. Образован­ные люди своего времени, декабристы были знакомы с запад­ноевропейской литературой, с трудами социалистов-утопис­тов. Не исключая возможности влияния на декабристов идей утопического социализма, необходимо, однако, отметить, что самобытные артели они создавали сугубо на практической основе.

"Большую артель" нельзя рассматривать как рядовую тюремную артель, и, конечно, очевидно, что она — не обыч­ный "общак" заключенных. По форме артель декабристов была близка к кооперативу, по существу же являлась видом взаимопомощи. Не случайно, что вышедшая в 1999 г. первая книга многотомного фундаментального труда "Кооперация. Страницы истории", издаваемого Институтом экономики Российской академии наук, открывается специальной стать­ей и обширной подборкой документов и материалов, харак­теризующих артельную деятельность декабристов. Редактор этого труда профессор Надежда Фигуровская организацию "Большой артели" назвала "выдающимся историческим фактом".

Итак, возникновение первых кооперативов в России было предвосхищено наличием традиционных полукооперативных форм объединения и взаимопомощи. "Большая артель" яви­лась одной из переходных форм к образованию различных ко­оперативов. До начала массового кооперативного движения в России оставалось еще несколько десятилетий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...