Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие потребительской кооперации страны в начале XX века




 

Распространение потребительских обществ по терри­тории России происходило волнообразно. Первоначально их было больше всего в Центре и на Урале. Отсюда кооперативное движение потребителей распространилось на север, восток и юг страны. Если Кыновское и Петербургское потребительские общества возникли соответственно в 1864 и 1865 гг., то, напри­мер, в г. Петрозаводске первое общество потребителей было организовано в 1871 г., в Онеге — в 1901, в предместье Архан­гельска— в 1902, в Мезени— в 1908 г. Последние три города "выходят" на Белое море и находятся в непосредственной бли­зости с Северным полярным кругом. В азиатской части России широкое развитие кооперативное движение получило в конце XIX - начале XX века и было особенно успешным в местнос­тях, прилегающих к Транссибирской железнодорожной магис­трали. Проникновение кооперации на Дальний Север Сибири происходило медленно. В 1893 г. был утвержден устав первого общества потребителей г. Тобольска, в 1894 г. — уставы таких же кооперативов в г. Томске и г. Хабаровске, в 1895 г. — в г. Тю­мени и г. Владивостоке, в 1909 г. — в г. Енисейске и г. Благове­щенске, что на реке Амуре. В 1913 г. потребительское общество создается в г. Якутске, в 1915 г. волна кооперативного движения докатилась до острова Сахалин, а спустя два года открыл свои операции первый потребительский кооператив на полуострове Камчатка.

В целом кооперативное движение в России было разви­то крайне неравномерно. Некоторые колониальные окраины империи являлись своего рода "кооперативными пустынями". Например, к Первой мировой войне на обширные территории Туркестана и Закавказья приходилось лишь 119 потребитель­ских обществ, что составляло примерно 1% всего количества потребительских обществ России. И, наоборот, наиболее раз­витые в экономическом, особенно в промышленном, отноше­нии районы страны были "гнездами кооперативов". Скажем, крупнейшим центром потребительских обществ был горноза­водской Урал.

Потребительская кооперация страны в первые годы XX ве­ка развивалась под влиянием ряда факторов политического, экономического, демографического и иного характера.

Среди них заслуживает упоминания русская революция 1905-1907 гг., после которой кооперация становится поистине народной в том смысле, что в потребительские общества стали вступать большие массы крестьян, рабочих, кустарей, ремес­ленников, служащих и т. д. В ходе революции были завоева­ны некоторые демократические свободы, отменены выкупные платежи с крестьян за землю. А поражение революции побу­дило многих ее участников объединиться в легальные экономи­ческие организации, в том числе в кооперативы.

Именно тогда произошел резкий рост числа независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику за­висимым. В независимых потребительских кооперативах ус­танавливался умеренный размер паевого взноса, вносить ко­торый разрешалось с рассрочкой. В члены кооператива могли вступать рабочие любого предприятия данной местности, но не принимались представители заводской администрации: кооперативными делами рабочие управляли самостоятельно. Активнее проводили эти кооперативы культурно-массовые мероприятия.

Другим фактором ускорения кооперативного движения был, как всегда, рост цен на потребительские товары. За пер­вые тринадцать лет XX века цены на основные товары в Рос­сии выросли на 36,8%, а с 1913 по 1917 г. — более чем в 6 раз. В ноябре 1917 г. по сравнению с довоенным периодом цены на хлеб были выше в 16 раз, на картофель — в 20 раз, на сахарный песок — в 27 раз, на мясо — в 5 раз.

Ежегодно в стране стало возникать порядка 1000 потреби­тельских обществ, преимущественно крестьянских. Обычно на селе действовала однолавочная экономически слабая "потреби­ловка". Она имела плохо оборудованную лавку с примитивным весоизмерительным хозяйством, торговала только самыми нуж­ными крестьянам товарами, но избавляла пайщиков от посред­нической эксплуатации со стороны частных торговцев. Особенно успешными оказались усилия кооператоров по овладению рын­ком потребительских товаров на Урале и в Сибири, где, кроме потребительских обществ, много кооперативных лавок открыли маслодельные артели при своих заводах. В ряде сибирских мест частное торговое посредничество было вытеснено полностью. Пот­ребительские лавки заводили также кредитные кооперативы.

Кооперативные лавки и магазины руководствовались не­писаными, но, как правило, высокими морально-этическими нормами. Потребительское общество обычно дорожило своей репутацией народной организации и не могло строить свое хо­зяйственное благополучие на обмане своих членов и даже не­членов, на сбыте некачественных товаров или на завышении цен. Кооперативная торговля была торговлей пусть небезуп­речной (особенно с точки зрения современных требований), но честной. Правило некоторых частных посредников-спекулян­тов: "Не обманешь — не продашь" для кооперативной торговли не годилось и практически в ней не применялось. И в то же вре­мя ценилось внимание к пайщику, к его запросам. При наличии в лавке большого числа покупателей (особенно в базарные дни) за прилавок рядом с кооперативным приказчиком вставал сам председатель правления потребительского общества и обслу­живал пайщиков.

К началу 1914 г. всего по Российской империи насчитывалось 10 080 потребительских обществ, а без Польши, Финлян­дии и Средней Азии— 8584 общества. 80% потребительских кооперативов страны являлись сельскими.

В российском обществе всегда были люди, общества, объ­единения, относившиеся к кооперации с известным пренебре­жением. Создание кооперативов, развитие кооперативного обо­рота, кооперативная пропаганда — все это расценивалось ими как некое мелкое, недостойное общественного внимания, почти бесполезное, если не вредное, занятие. Например, так расце­нивали кооперацию в течение длительного времени леворади­кальные политические партии, считавшие, что своими улуч­шениями жизни людей труда кооперативы отвлекают массы от революционной борьбы.

Но существовала также теория "малых дел", согласно которой великие свершения начинаются с небольших, негром­ких, но реальных и полезных для человека и общества дел на местном уровне — в пределах города, села, волости, уез­да. Если программу "малых дел" выдвинули народники конца XIX века, то осуществлением ее в России теперь занимались земства - выборные органы местного самоуправления, вве­денные еще в 1864 г. Земские учреждения ведали народным просвещением, здравоохранением, содействовали ремеслам и сельскому хозяйству, мелкому (народному) кредиту, местной торговле, благоустройству и т. д.

Во втором десятилетии XX века земства усиливают свою работу по содействию потребительской кооперации, что ста­новится еще одним фактором ее развития. Земства проводят обследование местной кооперации, вводят в свои штаты инс­трукторов по кооперативному делу, помогают кооперативным обществам в получении кредитов, устраивают курсы по коо­перации, участвуют в создании потребительских обществ и их союзов. Деятельность земств в области потребительской коопе­рации была достаточно плодотворной.

Крупнейшим фактором роста потребительской кооперации стала и мировая война, разгоревшаяся в августе 1914 г. "Мировая война, — писал современник, — эра для русской потреби­тельской кооперации". Кооперация развивалась в обстановке продовольственного кризиса, острой нехватки товаров, резкого повышения цен. Потребитель стал видеть в кооперации единс­твенное для себя спасение. Повсеместно возникали так назы­ваемые "сахарные", "ситцевые", "керосиновые" потребитель­ские общества, создаваемые населением для закупки того или иного дефицитного товара. Люди вступали в эти общества не в силу высокой кооперативной сознательности, а с единствен­ной целью удовлетворения своих потребностей в условиях не­виданной спекуляции. Население городов объединялось либо в крупнейшие всесословные потребительские общества (обще­ство "Вперед" в Петрограде имело 60 тыс. пайщиков, "В едине­нии — сила" в Иваново-Вознесенске — 13 тыс., "Самопомощь" в Самаре — 16 тыс. и т. д.), либо в замкнутые потребительские общества при предприятиях и учреждениях. Последние обслу­живали только прикрепленных рабочих и служащих.

Царское правительство привлекло кооперацию к постав­кам хлеба и других продуктов для снабжения армии, а город­ские управы — к распределению среди населения продуктов по карточкам. Количество потребительских обществ в Рос­сии в годы войны утроилось, в несколько раз увеличились их торговые обороты и численность пайщиков. Однако от этого количественного роста отставало качественное совершенс­твование деятельности потребительских обществ. Извест­ный историк кооперации Миней Хейсин (1871-1924) писал: "Кооперативы превратились постепенно в продовольствен­ные и, главным образом, в распределительные пункты всех сортов вместо организации потребителей". Кооперация явля­лась частно-правовой, негосударственной организацией, но во время войны правительство пошло на сознательное огра­ничение принципов свободы частного предпринимательства и неприкосновенности частной собственности. Под высший надзор государства и его регулирующее воздействие в чрез­вычайных условиях войны попали и организации потреби­тельской кооперации, которые стали выполнять поручения и заказы правительственных органов, руководствуясь при этом и собственными интересами накопления капиталов, укрепле­ния своих рыночных позиций в конкуренции с частным капи­талом, удовлетворения самых насущных потребностей своих пайщиков, членов их семей, беженцев, инвалидов войны и т. д. Произошло огосударствление кооперативов — хотя и непол­ное, но масштабное.

Союзное движение в потребительской кооперации также явилось мощным фактором ее быстрого роста в начале XX века. В период мировой войны правительство отказалось от прежней политики неразрешения кооперативных союзов. В результате новые мелкорайонные и губернские союзы потребительских обществ стали возникать в большом количестве. Если в 1914 г. имелось 10 губернских союзов, то в 1916 г. их насчитывалось 52. Наиболее мощными среди них являлись Петроградский, Перм­ский, Екатеринбургский, Средневолжский союзы, Товарищес­тво потребительских обществ юга России (ПОЮР).

Но на роль центра потребительской кооперации страны мог претендовать только Московский союз. Он объединял часть потребительских обществ страны и, кроме того, более полови­ны местных союзов. В 1913 г. в МСПО входили, помимо потре­бительских обществ, 9 союзов, а спустя четыре года — уже 285. Некоторые региональные союзы действовали вполне автоном­но. Одним из них был молодой и могущественный союз сибир­ских кооперативных союзов "Закупсбыт", который возник в 1916 г. как комиссия по закупу и сбыту и вскоре стал объеди­нять до трех десятков союзов, действовавших на громадной территории от Урала до Тихого океана. Впоследствии МСПО, уже ставший Центросоюзом России, и "Закупсбыт" то жестко конкурировали друг с другом, то искали и находили способы взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Московский союз активно участвовал в мероприятиях общекооперативного характера, в которых были заинтересованы все виды кооперации России. Среди таких мероприятий — про­ведение всероссийских кооперативных съездов, выработка проекта закона о кооперации и кампания за его принятие, создание кооперативного Московского народного банка. Открыв­ший свои операции в мае 1912 г. Московский народный банк становится финансовым центром всей кооперации страны. Ос­новными акционерами и клиентами этого крупного банка яви­лись потребительские общества и их союзы.

МСПО не командовал союзными организациями. МСПО содействовал им, развивая свою предпринимательскую де­ятельность.

Во-первых, союз увеличивал торговые обороты по снабже­нию товарами своих членов — организаций потребительской кооперации. Он обрастал сетью и собственных торгово-заку­почных контор, разбросанных по всей стране.

Во-вторых, союз создал кооперативные производственные предприятия и в связи с товарным голодом с началом войны расширил выпуск мыла, спичек, махорки, кондитерских и дру­гих изделий. Заработали чаеразвесочная фабрика и мельницы союза, был налажен собственный засол рыбы на промыслах. Союз участвовал в закупках хлеба, мяса, масла и другой сельскохозяйственной продукции.

В-третьих, союз установил обширные деловые связи с за­границей. Для ведения экспортно-импортных операций он от­крыл свои конторы и склады за рубежом — в Лондоне, Пари­же, Нью-Йорке, Копенгагене, Стокгольме, Константинополе, Харбине, Шанхае, Иокогаме, Кобе и других городах. На вне­шних рынках МСПО сбывал сельскохозяйственные продукты, животноводческое сырье, пушнину, а закупал там преимущес­твенно промышленные товары широкого потребления, а также рис, кофе, чай, пряности, сельди.

Побочным, но важнейшим результатом многогранной хо­зяйственной деятельности потребительской кооперации было воспитание опытных, предприимчивых руководителей, спо­собных со знанием дела организовать работу оптовых складов и магазинов, пекарен и столовых, умеющих безубыточно тор­говать внутри страны и на внешних рынках. Вырабатывался хозяйственный механизм функционирования потребительской кооперации.

МСПО проводил также широкую организационно-коопе­ративную работу, которая тогда именовалась неторговой, не­хозяйственной. Главное заключалось в том, что стала, наконец, преодолеваться разобщенность, разрозненность обществ пот­ребителей, теперь они получали от союза квалифицированную помощь, инструктаж и наставления по вопросам торговли, пос­тановки счетоводства, проведения ревизий, организации соб­раний пайщиков, работы лавочных комиссий и т. д. Постепенно накапливался коллективный опыт, вырабатывалось единство будущей системы потребительской кооперации. В 1903 г. МСПО приступил к изданию журнала "Союз потребителей", с 1910 г. он издает для пайщиков-горожан журнал "Объединение", а с 1914 г. — для села журнал "Общее дело". Между прочим, свои журналы кооператоры издавали также на местах: "Наше дело" (Чита), "Самодеятельность" (Красноярск), "Обской коопера­тор" (Новониколаевск), "Уральское хозяйство" (Екатеринбург), "Самопомощь" (Самара) и др. Вся эта разнообразная работа сыграла важную роль в развитии кооперативной самодеятель­ности "низов".

В тот период кооперативное самоуправление делало свои начальные шаги. Совершенствовалось управление и Московс­ким союзом. Еще в 1906 г. для осуществления неторговой де­ятельности в МСПО создается особый орган — секретариат, который сразу же занялся кооперативной пропагандой и инс­труктированием. Через десять лет в секретариате МСПО и в местных союзах потребительских обществ работал корпус инс­трукторов численностью свыше 1000 человек, из них каждый пятый — в центральном, Московском союзе.

В 1912 г. была осуществлена реорганизация важного вы­борного органа союза — его бюро. На этой основе образовался новый выборный орган — большое бюро, которое позднее по­лучило название совета; созданное малое бюро, или коллегия распорядителей, впоследствии стало представлять собой ис­полнительный орган — правление. Большое бюро включало и членов малого бюро, а также представителей местных органи­заций потребительской кооперации.

В мае 1916г. собрание уполномоченных МСПО признало целесообразным преобразовать Московский союз из союза потребительских обществ в союз союзов; при этом крупные потребительские общества, объединяющие свыше 10 тыс. пайщиков, продолжали входить непосредственно в МСПО. Юридическое оформление преобразования МСПО во Всерос­сийский центральный союз потребительских обществ (Цен­тросоюз России) было официально подтверждено Министерс­твом промышленности и торговли Временного правительства 17 сентября 1917 г.

Ценным направлением деятельности МСПО была подго­товка профессиональных кооперативных кадров. В 1910 г. он впервые участвует в организации кооперативных курсов при Московском городском народном университете имени Альфон­са Шанявского (подвижника российского просвещения), а через три года при этом университете союз открыл постоянно дейс­твующую школу для подготовки служащих потребительских обществ. МСПО занимается широкой издательской деятель­ностью: до 1917 г. он выпустил около 7 млн. экземпляров книг, брошюр, листовок, посвященных главным образом кооперации. Осуществлялось специальное издание большой серии книг и брошюр "Библиотека кооператора".

Противоречивой была проводимая в потребительской коо­перации культурно-просветительная и агитационно-пропаган­дистская работа.

С одной стороны, руководители МСПО и местных союзов, будучи демократами, рассматривали потребительскую коопе­рацию как особую некапиталистическую форму собственнос­ти, хозяйствования и управления. Поэтому просветительная, пропагандистская работа означала внедрение в сознание пай­щиков фантастических идей использования кооперации для постепенного мирного преобразования общества в "коопера­тивную республику". В этом смысле ленинское определение "старые кооператоры" относится к крупнейшим деятелям пот­ребительской кооперации, которые были сторонниками одного из вариантов "кооперативного социализма".

С другой стороны, культурно-просветительная работа, проводимая путем популярной издательской деятельности и организации кооперативных очагов культуры — народных до­мов, библиотек и кружков самообразования, объективно спо­собствовала распространению среди населения знаний, идей кооперации и единения, развитию самодеятельности и народ­ной инициативы, превращению потребительских обществ, их выборных органов в школу общественной жизни. Вся эта раз­носторонняя работа, в конечном счете, благоприятно влияла и на развитие кооперативного предпринимательства.

Потребительской кооперации не была чужда и благотво­рительная деятельность. Некоторые кооперативы выделяли средства в помощь школам, библиотекам, церкви и приютам. В годы мировой войны был создан кооперативный фонд помо­щи жертвам войны.

Кооперативные принципы давали пайщикам возможность участвовать в общих делах, приобретать практический опыт управления кооперативным хозяйством. И еще: рядовых чле­нов потребительских обществ больше всего привлекали сиюми­нутные материальные выгоды от кооперативной деятельности и меньше всего интересовали программы идеологов коопера­ции относительно создания в будущем "кооперативной рес­публики". Если вспомнить колоритные типы людей из рассказа Ивана Тургенева "Хорь и Калиныч", то кооперативный идеолог обычно выглядел как романтик Хорь, а рядовой пайщик — как прагматичный Калиныч.

Сама потребительская кооперация после 1907 г. становит­ся "полем" политической борьбы различных левых партий социалистического направления за усиление своего идейного влияния на членов кооперативов. Почти во всех крестьянских и во многих рабочих потребительских обществах главными идеологами являлись представители партии социалистов-ре­волюционеров (эсеров) и партии меньшевиков (крыла соци­ал-демократии). В крупных городах и промышленных центрах (Москва и Подмосковье, Харьков, Баку, Иваново-Вознесенск, Урал, Красноярск, Иркутск) рабочая потребительская кооперация находилась под сильным влиянием партии большевиков (радикальной социал-демократии).

Кое-где создавались непосредственно опекаемые полити­ческой полицией зубатовские кооперативы, прозванные так по фамилии их инициатора, жандармского полковника.

Организации потребительской кооперации всегда на­ходились под "отеческим" попечением полиции, но особенно усиленно она опекала те кооперативные общества, в которых обнаруживалась политическая деятельность. А в случае вы­явления политически неблагонадежных лиц среди учредите­лей потребительского общества губернатор отвечал отказом на ходатайство о разрешении на организацию такого коопера­тива. Нередко пресекалась кооперативная лекционная пропа­ганда. Иногда власти глушили ценные, крупные инициативы кооператоров. Вот лишь два факта. Первый: правительство закрыло созданный в 1915 г. Центральный кооперативный комитет (с филиалами на местах) как незаконную организа­цию, хотя комитет должен был объединить усилия коопера­ции для борьбы с продовольственным кризисом и содействия поставкам армии сельскохозяйственных продуктов. Другой факт: еще в 1908-1913 гг. кооператоры выработали проект общекооперативного закона (речь о нем пойдет ниже), в 1916 г. закон был принят Государственной Думой, но Государствен­ный Совет его отклонил, и до падения царизма закон так и не вступил в силу. Кооперация как общественная организация была либерально-народническим течением; самодержавное правительство проявляло по отношению к ней нескрываемую подозрительность, если не враждебность.

Перед каждым потребительским обществом и его членами всегда существовал выбор в отношении вступления в тот или иной кооперативный союз. Поэтому только экономическая це­лесообразность и стремление к единству кооперативных рядов могли быть аргументами в пользу членства в союзе. Некоторые потребительские общества долгие годы оставались "дикими" (вне союза), хотя объединительная тенденция являлась общей, доминирующей (рис. 3).

Рис.3. Организационное построение потребительской кооперации

 

Сеть кооперативных магазинов и лавок, первичных потре­бительских обществ и их союзов складывалась постепенно бла­годаря усилиям миллионов кооператоров и представляла собой налаженный хозяйственный аппарат. Удельный вес потреби­тельской кооперации в товарообороте страны в 1913 г. состав­лял 2,1%, в 1916 г. — около 7%, а в 1917 г. — в пределах 12-13%. В снабжении населения основными нормированными продук­тами питания и товарами первой необходимости доля коопера­ции была значительно выше.

Организации потребительской кооперации осуществляли свою деятельность в нелегких условиях: они испытывали поли­тическое недоверие со стороны властей, давление конкурентов в лице частных торговцев, недостаток собственных оборотных средств. Традицией российских потребительских обществ была (практика продажи товаров в кредит и по возможно низким ценам). Этого требовали сами члены-потребители из малоимущих слоев. Но относительная дешевизна товаров и продажа их в долг уменьшали возможности упрочения финансового положения кооперативов и снижали размеры кооперативных выплат пайщикам при распределении прибыли. В период мировой войны потребительские общества как экономические организации стали действовать весьма разумно: активнее собирать паи, сокращать торговлю в кредит, поощрять забор товаров пайщика­ми, ускорять оборачиваемость своих средств (капитал обора­чивался от 7 до 15 раз в год). В итоге общества теперь работали |не то что безубыточно, а сплошь и рядом прибыльно. Правда, крупные кооперативы выплачивали в виде промыслового налога в пользу казны 1/5, а иногда и большую часть своей прибыли; зато мелкие "потребиловки" с основным капиталом до 10 тыс. руб. от налога освобождались.

И все-таки потребительские общества не просто выживали, а неизменно добивались успеха в предпринимательской деятельности. Основой успеха были их самостоятельность, не­зависимость, самодеятельный характер, демократическое управление, работа в интересах широких слоев. Росло доверие к кооперации в деловом мире: конечно, преследуя собственные интересы, частные оптовые фирмы стали предоставлять пот­ребительским обществам товарные кредиты. Среди всех видов кооперативов страны преобладали потребительские общества. Потребительской кооперации принадлежали 55% всех коопе­ративных обществ и 70% общей численности пайщиков России.

В России с начала XX века в стране было проведено несколько все­российских съездов представителей всех видов кооперации большинства регионов. В работе съездов активное участие при­нимали делегаты потребительской кооперации.

Всероссийский кооперативный съезд (Москва, 1908 г.), делегатами которого были 824 человека, в числе других рас­смотрел вопросы, касающиеся организации и деятельности потребительских обществ. В основу работы последних съезд решил положить рочдейлские принципы.

Самым важным итогом работы съезда явилось признание необходимости разработать проект единого для страны закона о кооперации и образование специального комитета по коопера­тивному законодательству. Некоторые вопросы развития коо­перативов (о союзах, съездах, кооперативной пропаганде и др.), включенные в программу работы съезда по предварительному согласованию с министром внутренних дел, по требованию мос­ковского градоначальника остались нерассмотренными.

II Всероссийский кооперативный съезд (Киев, 1913 г.), собравший 1400 делегатов, обсудил проект закона о коопера­ции, вопросы о союзном строительстве, о положении рабочих и служащих в кооперации. По второму вопросу съезд поддержал «централистов», т. е. тех, кто полагал, что МСПО должен быть союзом отдельных потребительских обществ, которые при необходимости могут объединяться и в местные кооперативные союзы. «Федералисты», наоборот, считали, что МСПО должен объединять только губернские союзы, членами которых являются мелкорайонные союзы и отдельные потребительские общества. Эта точка зрения съездом была отвергнута. "Централисты" (в основном кооператоры Москвы и вообще северных губерний) призывали не дробить, а объединить покупательную силу потребительской кооперации в одном месте, центре; "федералисты" (главным образом кооператоры Украины, южных губерний) были за развитие хозяйственной инициативы своих организаций преимущественно на местах. Вопрос о централизации и федерализме в кооперации был тогда и является сегодня принципиальным.

На этом кооперативном съезде были приняты и другие важные резолюции: о культурно-просветительной деятельности кооперативов; об инструктировании и ревизии потребительских обществ; о правилах открытия кооперативной аптеки. Съезд высказался за привлечение женщин к активному участию в кооперативном движении. Съезд подчеркнул, что в число задач кооперативного воспитания человека входит борьба с пьянством как одним из факторов физического и нравствен­ного вырождения личности; в резолюции было высказано по­желание, чтобы в лавках потребительских обществ совершен­но не продавались крепкие спиртные напитки. Подзаголовок документа был четким: "О борьбе кооперативов с пьянством". Сохранились сведения, что вскоре Московский союз прекратил торговлю крепкими напитками.

Свержение царизма кооператоры встретили восторжен­но, писал историк Владимир Кабанов (1934-2002), видя в этом ликвидацию своего бесправного положения. Февральскую ре­волюцию 1917г. кооперация приветствовала и в дальнейшем старалась содействовать закреплению складывающегося де­мократического строя в стране.

После Февральской революции в условиях продолжающе­гося кризиса экономики и разгула спекуляции товарами, но в обстановке демократических перемен и растущей обществен­ной активности людей в России произошел новый подъем коо­перативного движения. Потребительские общества создаются почти повсеместно, даже в самых глухих "медвежьих углах", например, в Дудинке, что на Енисейском Севере.

20 марта 1917г. Временное правительство издало Положе­ние о кооперативных товариществах и их союзах, вступившее в силу 1 мая. Это был первый в стране специальный закон о кооперации, плод коллективного творчества кооператоров. В разработке данного рамочного закона активное участие при­няли крупнейшие представители кооперативного движения: Алексей Анцыферов, Владимир Зельгейм, Андрей Кулыжный, Сергей Прокопович, Ваан Тотомианц, Михаил Туган-Барановский, Василий Хижняков и др.

Положение включало 2 раздела, 12 глав и 68 статей. Оно признавало кооперативом товарищество с переменным со­ставом и капиталом, которое, действуя под особою фирмою, имеет целью содействовать материальному и духовному бла­госостоянию своих членов посредством совместной организа­ции разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов. Потребительские общества тоже были отнесены к коопе­ративным товариществам.

Главным документом для организации кооператива был признан устав, подписанный не менее чем 7 учредителями. Впредь кооперативы могли создаваться в явочном порядке, без предварительного разрешения властей. Закон допускал воз­можность применения в кооперативах ограниченной или не­ограниченной материальной ответственности. Закон выдвигал новые требования к основным статьям устава, предусматри­вал предоставление кооперативным организациям некоторых налоговых льгот. В целом закон облегчал развитие всех видов кооперации. Важно подчеркнуть: он исключал возможность вмешательства государства в деятельность кооперативных ор­ганизаций.

Этот закон по ходатайству кооператоров Временное пра­вительство дополнило 21 июня Положением о регистрации товариществ, обществ и союзов, а 1 августа - Положением о съездах представителей кооперативных учреждений. Значение указанных законодательных актов заключалось в том, что они открыли широкий простор для свободного раз­вития кооперации в целом и потребительской кооперации в частности.

В такой обстановке в 1917 г. было проведено еще три все­российских кооперативных съезда: один очередной в конце марта и два чрезвычайных в сентябре и октябре. Все они но­сили преимущественно политический характер, хотя на словах кооперативные деятели России были за политический нейтра­литет кооперации.

В соответствии с решениями мартовского съезда был создан организационный центр всех видов кооперации страны - совет Всероссийских кооперативных съездов, активно поддерживав­ший Временное правительство. Некоторые видные кооператив­ные деятели были выдвинуты на высокие правительственные должности. Председатель совета Всероссийских кооперативных съездов Сергей Прокопович возглавил Министерство торговли и промышленности, член правления МСПО — Центросоюза Владимир Зельгейм занял пост товарища (заместителя) министра земледелия и т. д. Известно, что в марте 1917 г. Временное прави­тельство приняло постановление "О передаче хлеба в распоря­жение государства", осуществление которого означало по сути дела введение государственной монополии на хлеб. Все излишки продовольственного зерна и фуража объявлялись государствен­ной собственностью, а предпочтение в их заготовках отдавалось кооперативным и общественным организациям. Министерство продовольствия, почти полностью состоявшее из кооператоров, деятельно участвовало в реализации продовольственной поли­тики Временного правительства.

В то время кооператоры России "забыли" о неучастии коо­перации в политической борьбе. Кооперация выступила как са­мостоятельная политическая сила. Представители кооператив­ных организаций участвовали в Государственном совещании (Москва, август 1917 г.) и Демократическом совещании (Пет­роград, сентябрь 1917 г.), которыми были предприняты попыт­ки укрепить позиции Временного правительства. На выборах в Учредительное собрание кооперация выдвинула собственный список кандидатов, хотя не смогла провести в его состав ни од­ного своего кандидата.

Общим итогом длительного развития российской коопера­ции стал ее выход на первое место в мировом кооперативном движении по числу первичных кооперативов и численности их членов. Организационную сеть потребительской коопера­ции России характеризуют следующие наиболее вероятные цифровые данные, приводимые в некоторых исследованиях: к концу 1917 г. насчитывалось 35 тыс. потребительских обществ, которые объединяли 11,55 млн. членов-пайщиков и имели до 50 тыс. магазинов и лавок. Многие из этих кооперативов входи­ли в мелкорайонные, губернские или региональные союзы пот­ребительских обществ. Число такого рода союзов перевалило за 400. Кроме предприятий розничной торговли, организации потребительской кооперации имели оптовые склады, создава­ли хлебоссыпные пункты, оборудовали ледники для хранения скоропортящихся товаров и т. д.

В России давно уже количественно преобладали неболь­шие, преимущественно однолавочные сельские потребитель­ские общества. Но примером более успешного предпринима­тельства и развитой самодеятельности пайщиков служили многолавочные городские потребительские общества. Такой кооператив, объединяя тысячи и десятки тысяч членов, кроме магазинов нередко открывал столовую и чайную, хлебопекар­ню и другие предприятия, а также устраивал клуб и библиоте­ку, имел многочисленных кооперативных активистов.

Рабочие потребительские кооперативы теснее сотрудни­чали с профсоюзами и социал-демократическими партиями (большевиками либо меньшевиками). После Февральской ре­волюции происходит быстрый рост числа независимых рабо­чих потребительских кооперативов. Летом 1917 г. состоялся I Всероссийский съезд рабочей кооперации. Он решил создать организационный (идейный) центр рабочей кооперации - ее Всероссийский совет, который возглавили кооператоры: прак­тик Лев Хинчук (1868-1939) и ученый Константин Пажитнов (1879-1964). Наметилось выделение рабочей ветви потреби­тельской кооперации из общегражданской.

Как правило, кооператоры самокритично оценивают свои организации с точки зрения того, являются ли они подлинно ко­оперативными или нет. Чуть ли не единственными критериями истинности кооператива справедливо считаются самодеятель­ность его членов и соблюдение кооперативных принципов. В отношении дореволюционной потребительской кооперации России напрашивается вывод о том, что в целом она была поис­тине народной, настоящей кооперацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...