Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые потребительские общества в России




 

Создание первых кооперативов в России носило единич­ный характер. Это были малочисленные для огромной империи производственные кооперативы, общества потребителей, ссу­до-сберегательные товарищества, сыроваренные артели.

Только в 60-х годах XIX века, вошедших в историю страны как период великих реформ, кооперативное движение начи­нает свое непрерывное поступательное, но в то же время пока трудное медленное развитие. Важнейшим событием явилась отмена крепостного права: 19 февраля 1861 г. царь-реформа­тор Александр II подписал об этом Манифест. Эта революция сверху изменила ход российской истории. В результате земс­кой реформы 1864 г. были созданы органы местного самоуправ­ления (земства, думы). Началось реформирование народного образования.

Ускорилось развитие промышленного капитализма. Росла численность рабочих, занятых на заводах, фабриках и желез­нодорожном транспорте. Рабочие и члены их семей все боль­ше нуждались в покупных продуктах питания, одежде и обу­ви, предметах обихода. Однако возможности их приобретения были ограничены, во-первых, низкой заработной платой, а во-вторых, растущими рыночными ценами. Кроме того, фабри­канты и заводчики часть причитающейся рабочим заработной платы заставляли получать товарами (по завышенным ценам) в так называемой харчевой лавке, принадлежащей хозяину предприятия. Крестьяне все чаще прибегали к услугам рынка при сбыте своей продукции, покупке сельскохозяйственного инвентаря и предметов личного потребления.

Непосредственным толчком к созданию потребительских кооперативов являлась растущая дороговизна жизни.

Эта экономическая почва для развития кооперации была "удобрена" идеями теоретиков двоякого рода. Во-первых, это были носители утопической социалистической идеи, которые мечтали использовать еще даже не возникшие в России коо­перативы, при определенных исторических условиях, в деле преобразования общества, для перехода к социализму. Во-вторых, это были теоретики (и некоторые зачинатели коопера­тивного движения), которые видели в зарождающихся в стране кооперативах практическое средство облегчения материаль­ного положения малодостаточных, небогатых слоев населения. Объективно и те, и другие выступали в роли пропагандистов кооперативного движения в России.

Вклад в кооперативную пропаганду внесли революцион­ные демократы, российские социалисты-утописты. Критику и публицисту Николаю Добролюбову (1836-1861) исполнился всего 21 год, когда он записал в своем дневнике: "Я — отчаян­ный социалист, хоть сейчас готовый вступить в небогатое об­щество, с равными правами и общим имуществом". В 1859 г. в журнале "Современник" он опубликовал статью "Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ". В следующем году в том же журнале появились статьи, посвященные ассоциациям в Швейцарии и Рочдейлскому потребительскому обществу. В 1861 г. в альманахе "Полярная звезда" увидела свет работа Александра Герцена "Роберт Оуэн".

Николай Чернышевский, испытавший влияние Оуэна, Фу­рье и Блана, в статье "Капитал и труд" (1860) и в романе "Что делать?" (1863) развил идею создания трудящимися промышленно-земледелъческих товариществ. Последние описывались им как добровольные самоуправляемые производственные объединения, участие в которых стимулируется обеспечением дешевым жильем, экономией в расходах на потребление. Чле­ны товарищества, писал он, "могут брать, если захотят, всякие нужные им вещи из магазинов товарищества по оптовой цене, которая гораздо дешевле обыкновенной, розничной"1. Чер­нышевский исходил из того, что план создания сети промышленно-земледельческих товариществ осуществим лишь после свержения самодержавия в ходе крестьянского восстания.

В пропаганде идей кооперации большую роль сыграла и ос­тальная интеллигенция, хорошо знавшая нужды народа. Эконо­мист, будущий профессор Николай Зибер, один из основателей Киевского общества потребителей, выпустил в 1869 г. брошюру "Потребительные общества" — самую раннюю в стране рабо­ту о данном виде кооперации. Через год была издана "Первая памятная книжка о потребительных обществах" кооператив­ного энтузиаста из Харькова Николая Баллина, который перед этим посетил английский город Рочдейл и ряд других центров кооперативного движения в Западной Европе, где познакомил­ся со многими выдающимися кооператорами. Солидный труд, посвященный ассоциациям (кооперативам), опубликовал спус­тя еще год известный писатель Александр Шеллер-Михайлов (1838-1900).

Тогда же, в 1871г., при Императорском Московском об­ществе сельского хозяйства учреждается особый Комитет о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товари­ществах — одна из ведущих организаций, способствовавших развитию кооперации в дореволюционный период. Инициато­рами создания Комитета и его активными членами были извес­тные общественные деятели Александр Васильчиков, Алек­сандр Яковлев, Николай Верещагин, Владимир Лугинин и др. Почти одновременно с Комитетом организуется его Петербург­ское отделение, которое осуществляло основную деятельность Комитета.

Комитет и его Петербургское отделение с целью содейс­твия отечественной кооперации проводили многогранную ра­боту: издавали литературу по теории и практике кооперации, изучали и обобщали опыт российских кооперативов, собирали и анализировали статистические сведения о кооперативах, вырабатывали проекты образцовых уставов кооперативных обществ, а позднее много сделали для создания союзов коопе­ративов, организации всероссийских кооперативных съездов, составления проектов кооперативного законодательства и т. д.

Петербургское отделение Комитета вскоре начинает иг­рать роль идейно-организационного центра кооперативного движения страны. Уже в 1873-1875 гг. оно издает тремя выпус­ками "Сборник материалов об артелях в России", причем тре­тий выпуск был посвящен обществам потребителей.

В современных границах России1 два ранних потребитель­ских общества возникли в Забайкалье и на Урале.

Известный за Байкалом Петровский Завод в начале 60-х годов XIX века представлял собой поселок. Его рабочий люд был занят на казенном чугуноплавильном заводе. Для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам, в апреле 1864 г. по инициативе декабриста Ивана Горбачевс­кого и бывшего кузнеца, волостного старшины Афанасия Першина (1825-1904) была открыта общественная лавка, наделен­ная многими чертами потребительского общества. Уставными правилами общества были добровольное членство, доступный пай, управление и контроль выборными лицами, продажа това­ров всем гражданам, торговля за наличный расчет, содержание лавки в образцовой чистоте, отчисление части дохода в фонд народной школы и др.

Общество закупило гуртом у бурят-скотоводов 75 быков для забоя на мясо и приступило к торговле. Кооператоры уста­новили в общественной лавке розничные цены на мясо в полтора раза ниже, чем у частников. Это заставило частных лавочников прекратить торговлю мясом. Но увлечение резким снижением цен по сравнению с рыночной лишило кооператив хозяйствен­ной устойчивости. Примерно через полгода деятельности пот­ребительского общества хозяева частных мясных лавок смогли возобновить торговлю и снова поднять цены.

По мнению отдельных историков, это был первый в России независимый рабочий кооператив.

Другое потребительское общество было организовано в но­ябре 1864 г. на заводе графа Сергея Строганова в поселке Кын Пермской губернии, среди лесов и горных скал. В условиях оторванности этого уральского поселка от крупных городов и торговых центров страны дороговизна товаров в частных лав­ках была тогда обычным явлением. Начало кооперативной тор­говле положило приобретение в складчину группой служащих и рабочих завода чая в Москве и сахара в Нижнем Новгороде. Совместная закупка на основе письменного соглашения, ми­нуя местных спекулянтов, оказалась выгодной. В 1867 г. была открыта общественная лавка, а средства для этого были полу­чены от графа Строганова. Одним из организаторов потреби­тельского общества был управляющий заводом Николай Рогов, бывший крепостной, а душой общества — его брат Александр Рогов, народник по убеждениям. После утверждения устава Кыновского общества потребителей в 1870 г. первый из братьев стал председателем правления; это право управляющего было оговорено в уставе и вытекало из зависимого положения коо­ператива. Так кооператоры попали в экономическую зависи­мость от владельца завода. Потребительское общество расши­ряло свою деятельность. Была открыта вторая лавка. Товары приобретались в Нижнем Новгороде, Перми, Кунгуре. Цены на товары в кооперативе, как правило, были ниже, чем у частных торговцев. Например, ситец и сахар обходились покупателю в кооперативной лавке дешевле на 20-30%, мука — на 30-40%. Половина прибыли от торговли распределялась между члена­ми потребительского общества, но в первые годы не по забору товаров, а только по паям. Пайщиков было еще мало (не более 40 человек), и выдаваемая на руки прибыль целиком достава­лась им. Остальные (сотни человек) были только заборщиками товаров и в распределении прибыли не участвовали.

Потребительское общество было закрытым, т. е. его чле­нами могли стать только служащие и рабочие данного завода, увольнение с предприятия означало автоматическое исключе­ние из кооператива. Отпуск из кооперативной лавки товаров в кредит закабалял рабочих неоплатными долгами.

Кыновское общество потребителей считается первым в России зависимым рабочим кооперативом. Такие кооперати­вы энергично насаждались владельцами и администрациями капиталистических предприятий на Урале и в других регио­нах. Они получили название фабрично-заводских и железно­дорожных потребительских обществ.

В этот же период в стране возникли всесословные и крес­тьянские потребительские общества.

Всесословные кооперативы создавались в губернских и уездных городах, были открыты для всех граждан и объеди­няли представителей различных сословий, слоев, групп насе­ления: рабочих, кустарей, домовладельцев, учителей, попов, купцов, офицеров, высоких чиновников. Случалось, что чле­ном такого кооператива оказывался даже сам губернатор. По­этому всесословные кооперативы назывались общеграждан­скими.

Одно из первых всесословных потребительских обществ в России было организовано в Санкт-Петербурге. Это столичное кооперативное общество под названием "Бережливость" воз­никло в 1865 г. (его устав утвержден в июле 1866 г.). Еще не имея собственной лавки, оно в начале своего существования применяло, как и другие ранние общества потребителей, марочную (скидочную) систему торговли. В чем состояла ее суть?

Пайщики приобретали в потребительском обществе за наличные деньги особые марки, количество которых заноси­лось в членскую расчетную книжку. Этими марками они рас­плачивались за товары, забираемые в заведениях частных торговцев, с которыми правление кооператива договарива­лось заранее. Торговцы предъявляли марки в потребитель­ское общество и получали деньги за свои товары, отпущенные пайщикам общества, но за вычетом обусловленной скидки. Общая сумма скидок после покрытия расходов потребитель­ского общества и отчисления в его резервный капитал рас­пределялась между пайщиками: небольшая часть — по паям, основная — по количеству приобретенных марок, а значит, по забору товаров.

Несколько сложной и, главное, неудобной марочной сис­теме был положен конец открытием собственных лавок обще­ства "Бережливость". Кооперативу сопутствовал успех. В 1868 г. он насчитывал 2300 пайщиков, а его товарооборот составил 223 тыс. руб., что по тем временам представлял собой солидную сумму. Устав потребительского общества предусматривал не­ограниченное открытое членство, 10-рублевый пай с рассроч­кой, торговлю за наличные, распределение большей части при­были по забору товаров и т. п.

Однако недостаточная материальная заинтересованность основной массы пайщиков в хозяйственном успехе потреби­тельского общества привела его дела к полному расстройству. Некогда знаменитое общество "Бережливость" было ликвиди­ровано в 1874 г.

Два самых ранних потребительских общества в Москве возникли практически одновременно в 1868 г. В организации первого из них участвовал Александр Чупров — экономист-на­родник, впоследствии профессор Московского университета.

До конца 60-х годов всесословные общества потребителей были организованы также в Рязани, Курске, Саратове, Пензе, Калуге, Пскове и некоторых других исконно русских городах.

Эти кооперативы были независимыми, но оказались недолго­вечными.

Первое сельское потребительское общество возникло в 1869 г. в станице Усть-Медведицкая (ныне г.Серафимович) на Дону и просуществовало тоже очень недолго: местные купцы не дали ему укрепиться на рынке. Более трех лет действовало созданное в 1870 г. общество потребителей "Взаимная выгода" в селе Ошта Олонецкой губернии (ныне Вологодской области). Это крестьянское потребительское общество открыло лавку и склад, продавало товары и по низким ценам, и лучшего качест­ва, чем у частных торговцев. Общество распалось в результате больших убытков от кожевенного завода, которым оно явно по­торопилось обзавестись.

Почти все потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав не­продолжительное время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечес­твом, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки крепостничества так­же мешали потребительским обществам стать организациями широких слоев трудящихся. Узкой была еще социальная база состава членов кооперативов: за их организацию нередко бра­лись представители тех классов, которые были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное движение своему влиянию. Далеко не все члены кооперативов правильно понимали сущность потребительских обществ.

Всех участников кооперативного движения потребителей в России в начальный его период историки условно объединяют в три группы: "идеалисты" — молодые энтузиасты коопера­тивной идеи, воодушевленные перспективой преобразования общества путем использования кооперации; "материалис­ты" — те, кто рассчитывал на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе; "модники" — наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, "модным" общественным де­лом. Оставаться в стороне от нового дела они не хотели.

Наличие романтиков среди ранних кооператоров и неко­торый романтизм кооперативной деятельности — черта, об­щая для многих национальных кооперативных движений, но в России она проявлялась наиболее отчетливо. Романтизм порой отвлекал членов потребительских обществ от решения чисто коммерческих задач, но способствовал усилению внимания к социальным задачам кооперации. Лишь со временем роман­тизм уступил место практицизму.

Впервые только в 1865 г. в официальном документе был употреблен термин "общество потребителей". Но еще в течение ряда лет этот вид кооператива в нашей стране именовали арте­лью или товариществом потребителей, а иногда ассоциацией. В 1866 г. вошли в оборот и впоследствии стали ходячими слова "кооперация", "кооператив", "кооператор".

Как правило, в первом же пункте устава потребительского общества отмечалось, что оно "имеет целью доставлять своим членам необходимые предметы потребления хорошего качест­ва по возможно дешевой цене и дать им средства из прибылей общества делать незначительные сбережения"1.

Вступительный взнос обычно составлял 50 копеек, а пай мог быть и 6-, и 15-, и 50-рублевым, как определит общее собра­ние. Размер пая был достаточно высоким, и об этом позволяют судить тогдашние цены: в Москве, например, один килограмм ржаного хлеба стоил 3,5 копейки, килограмм мяса — 18 копеек. До 80% чистой прибыли потребительского общества распреде­лялось между его членами по забору товаров в кооперативной лавке либо по забору и по паевым взносам. Это и было "сбере­жением" членов общества. Остальная прибыль использовалась для пополнения оборотного, запасного и ссудного капиталов (фондов) самого потребительского общества. По своему жела­нию члены общества могли иметь один или несколько паев - от десятков и сотен до неограниченного их количества. Но при этом каждый полнопайный член на общем собрании имел право одного голоса.

Общее собрание членов было высшим органом потреби­тельского общества и принимало решения по всем основным вопросам. Выборное правление являлось исполнительным ор­ганом и ведало всеми текущими делами потребительского об­щества: покупкой товаров у поставщиков, арендой помещений, наймом работников, определением продажных цен в коопера­тивной лавке, страхованием имущества, хранением материаль­ных ценностей, ведением счетоводства, приемом новых членов, созывом общего собрания и т.д. Для проверки действий правле­ния и сохранности кооперативного имущества общее собрание избирало ревизионную комиссию.

Таковы, в самых общих чертах, демократические положе­ния уставов ранних потребительских обществ.

Конечно, кооператоры России некоторые организационные принципы кооперации в период ее возникновения и становле­ния переняли у западноевропейских кооперативных обществ (в частности, у английских и особенно немецких). Вместе с тем ко­оперативы в России обладали также чертами самобытности. Так, не привился во многих потребительских обществах при­нцип продажи товаров по средним рыночным ценам; в российс­ких условиях кооператоры применяли в лавках своих обществ относительно низкие розничные цены. Или другой факт: порой бурно, внешне даже в обстановке неразберихи проходили об­щие собрания, напоминая сельский сход в общине; тем не менее эти кооперативные собрания принимали взвешенные решения, пронизанные идеей общественной справедливости. В деятель­ности кооперативов в той или иной степени отражались неко­торые черты российской жизни и национального характера, а именно сострадание к ближнему, желание прийти к нему на выручку, отзывчивость, готовность к бескорыстному поступку. Безусловно, сказывались и некоторые отрицательные черты характера: малая склонность к самоорганизации, излишняя доверчивость, беспечность.

Практически одновременно с потребительской коопераци­ей в России возникали и другие виды кооперативов.

Один из них — столярная артель на уставе, учрежденная в Петербурге несколькими ремесленниками вскоре после отме­ны крепостного права. В числе ее основателей упоминается не­кто Иван Мельников. Артельщиками были и русские, и финны, и немцы, обосновавшиеся в столице. Мебель они производили на дому, а сбывали ее частью заказчикам непосредственно, частью через артельный магазин-салон на Литейном.

Первое в стране ссудо-сберегательное товарищество было создано в 1865 г. в селе Дороватове Ветлужского уезда Костромской губернии. Организаторы товарищества — братья Святослав и Владимир Лугинины, первый из которых во время пребывания в Германии близко познакомился с кредитными кооперативами Шульце-Делича.

В 1866 г. в селе Отроковичи Тверской губернии создается первая в России кооперативная сыроварня, объединившая крестьян для сбыта молока, производимого в их хозяйствах. Эта артель возникла благодаря инициативе отставного морс­кого офицера Николая Верещагина, изучившего молочное дело в Швейцарии, и при денежной поддержке Вольного экономи­ческого общества России. Не очень удачная вначале история молочной кооперации имела продолжение в форме весьма ус­пешного кооперативного маслоделия. Созданный в 1907 г. Союз сибирских маслодельных артелей вписал в историю коопера­ции свою золотую страницу.

Что касается кооперативного движения потребителей, то оно, только успев возникнуть, в 70-х и 80-х годах XIX века пошло на резкий спад. В огромной империи за целый год уч­реждалось в среднем лишь от 5 до 15 потребительских обществ. Почти столько же ликвидировалось, некоторые кооперативы — даже не успев открыть лавку. Уже почти не осталось возник­ших первоначально независимых городских потребительских обществ, а новые создавались преимущественно при фабриках да заводах и являлись зависимыми. Главенствующую роль в них играли не рабочие, а администрация предприятий.

Рабочие в России все еще были тесно связаны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев с целью покупки продуктов питания. В силу большого размера пая при невысокой заработной плате многим рабочим кооперативы были просто недоступны. Да и скромные заработки сплошь и рядом выдавались не "живыми" деньгами, а талонами на право "отовариться" в лавке хозяина того же за­вода или фабрики. Это служило одной из причин вспышек мас­сового недовольства рабочих.

Напуганное размахом стачечного движения царское пра­вительство в 1886 г. ограничило открытие фабричных лавок, и надзор за этим поручило фабричной инспекции. Закон тре­бовал, чтобы заработная плата отныне выплачивалась налич­ными деньгами в определенные сроки. Тогда предпринимате­ли стали этот закон обходить: свои харчевые лавки они стали прикрывать, как фиговым листком, кооперативной вывеской. Деятельность таких зависимых потребительских обществ вы­зывала у рабочих протест и неприязнь; некоторые рабочие на­зывали их "грабиловками".

Корпоративными, кастовыми являлись потребительские общества чиновников и офицеров. Чиновники создавали их в городах, а офицеры — в гарнизонах. Эти кооперативы отли­чались высокой ставкой пая и отнюдь не рабоче-крестьянским набором товаров в своих магазинах. Им были присущи некото­рые черты замкнутых организаций.

Россия была крестьянской страной, однако сельские пот­ребительские общества возникали пока крайне редко и остава­лись очень малочисленными.

Каковы общие итоги усилий кооператоров-потребителей? За 1865-1870 гг. было утверждено 73 устава потребительских обществ, из них к концу этого периода действовали 10; в1871-1880 гг. зарегистрировано 44 устава потребительских обществ, к концу десятилетия функционировало только 29; в 1881-1890 гг. зарегистрировано 143 устава потребительских обществ, к кон­цу десятилетия осталось лишь 96. Всего за четверть века, с 1865 по 1890 г., в России были официально зарегистрированы уставы 260 потребительских обществ. Из них к началу 1891 г. сохра­нились и действовали менее ста, остальные прекратили свое существование. Таким образом, результат начального перио­да кооперативного движения потребителей оказался более чем скромным. Но этот период дал практический опыт, полезный российским кооператорам в их дальнейшей работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...