Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительская кооперация в период новой экономической политики




 

После гражданской войны страна приступила к восстанов­лению экономики. Политика "военного коммунизма", которая совершенно не оставляла места для хозяйственной инициативы людей труда, в марте 1921 г. была заменена новой экономичес­кой политикой (нэп). Из тактических соображений государс­тво отказалось от военно-административного принуждения как единственного метода управления хозяйством и обществом. Вместо изъятия у крестьян излишков продуктов был введен натуральный налог. Он был меньше прежней разверстки. До­пускалась торговля остающимися у крестьян после налога про­дуктами. Это заинтересовывало крестьян в улучшении своего хозяйства и увеличении его продуктивности, а, в конечном сче­те, стимулировало подъем всей экономики страны. Государство попыталось внедрить товарообмен (натуральный обмен) меж­ду промышленностью и сельским хозяйством. Однако затея с организацией государственного товарообмена была заведомо обречена на полный провал, потому что государство располага­ло ограниченными ресурсами товаров, установило невыгодное для крестьян соотношение цен на обмениваемые фабрично-за­водские изделия и продукцию сельского хозяйства, пыталось хотя бы частично расплачиваться за нее обесценившимися де­нежными знаками.

Как кратковременный либерализм нэп означал оживле­ние предпринимательства, требовала развития нормальной рыночной деятельности, развертывания обычных товарно-денежных отношений. Появились первые после недавних запретов биржи, акционерные общества, восстанавливались ярмарки. Были организованы государственные синдикаты, тресты, торги.

Экономика в то время являлась многоукладной, была раз­решена частнопредпринимательская деятельность, многие в стране еще не разучились торговать. И, действительно, в на­чале нэпа частная торговля оживилась и стала развивать свою энергию. Ввиду неразвитости кооперативной и почти полного отсутствия государственной торговли в первое время львиная доля рынка попала в руки частных торговцев.

В такой обстановке государство возложило на потреби­тельскую кооперацию задачи развития товарообмена (затем торговли), обеспечения смычки между промышленностью и сельским хозяйством, упрочения союза рабочих и крестьян, вытеснения нэпманов с рынка, улучшения снабжения насе­ления, укрепления кооперативного хозяйства, подготовки крестьян к производственному кооперированию, проведения культурно-просветительной работы. Одни из этих задач были потребительской кооперации близки и понятны, другие явля­лись чисто политическими и ей несвойственными. Кооперация без предоставления ей известной свободы хозяйствования и экономической поддержки государства с возложенными зада­чами справиться не могла.

Сознавая это, государственные органы смягчили свой дик­тат в отношении потребительской кооперации, стали оказывать кооперации помощь, то, увеличивая ее, то уменьшая. В разные годы нэпа мерами помощи и содействия были более низкое налоговое обложение кооперативной прибыли, государствен­ные кредиты под льготный процент, пониженные транспорт­ные тарифы, первоочередной отпуск кооперации товаров го­сударственной промышленностью, предоставление местными органами власти помещений для открытия кооперативных ла­вок, пропаганда идей кооперации в периодической печати, на собраниях и съездах. Кроме того, потребительская кооперация получила право самостоятельного выхода на внешний рынок, правда, под контролем соответствующих государственных ор­ганов.

Совнарком РСФСР издал 7 апреля 1921 г. декрет, который освободил потребительскую кооперацию от прежнего жесткого подчинения Наркомпроду. Отныне формально она должна была подчиняться лишь Всероссийскому Центральному Исполни­тельному Комитету. По этому же декрету обязательность и бесплатность членства населения в ЕПО еще сохранялись. Но внутри ЕПО разрешалась организация добровольных пот­ребительских обществ (ДПО). Последние могли обменивать промышленные изделия (ситец, хомуты, гвозди и проч. — все­го до 185 наименований), выдаваемые рабочим и служащим — членам ДПО в порядке натурального премирования за работу на заводах и фабриках, на сельскохозяйственные продукты. В связи с этим при Центросоюзе были созданы Центральная секция рабочей кооперации (Церабсекция), объединившая крупные рабочие кооперативы, и Центральная секция потре­бительских обществ работников железнодорожного транспор­та (Транспосекция).

В целях экономии средств и развития инициативы мест­ных кооператоров Центросоюз в своей деятельности все больше опирался на губернские союзы и уменьшил число своих контор в разных районах страны с 40 до 17. Численность работников его центрального аппарата с 7000 человек при "военном комму­низме" была сокращена до 2850 с переходом к нэпу. Сокращали свои штаты и губсоюзы.

К 1920-м годам относится кратковременный подъем коо­перации в стране. При нэпе возрождаются такие виды коопе­рации, как промысловая, снабженческая, сбытовая, кредитная; они были выделены из потребительской кооперации и получили статус самостоятельных кооперативных систем. Учреждается Банк потребительской кооперации, преобразованный вскоре во Всероссийский кооперативный банк, который стал обслу­живать все виды кооперации. Практикуется сдача в аренду ко­оперативам и их союзам небольших неработающих государс­твенных предприятий. Различные виды кооперации своими скромными средствами участвуют в осуществлении местной электрификации.

Сразу после перехода к нэпу потребительская кооперация осуществляет два вида товарообмена: государственный по за­даниям директивных органов и собственный по своей инициа­тиве. Промысловые артели ремесленников увеличивают выра­ботку товаров и объем услуг. В деревне кооперации передаются снабжение индивидуальных хозяйств сельскохозяйственными машинами и орудиями, семенами и племенным скотом, пере­работка картофеля и молока, заготовки хлеба, льняное дело, кредитование маломощных крестьянских дворов. Создаются кооперативные заводы, мельницы, маслобойни, мастерские по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, пункты прока­та молотилок и других дорогостоящих машин. Расширяются товарищеская обработка земли и совместная уборка урожая. Усиливается через кооперацию распространение сельскохо­зяйственных знаний, кооперативная пропаганда лучших агро-и зоотехнических приемов.

Тем не менее, потребительская кооперация в начале нэпа пережила два кризиса.

Первый был вызван сильнейшей засухой в обширных об­ластях, неурожаем 1921 г. и небывалым голодом, в борьбе с которым и ликвидации последствий которого она деятельно участвовала и сама. В счет договора, заключенного между Наркомпродом и Центросоюзом в ноябре 1921 г., потребительская кооперация заготовила 10 млн. пудов продовольственного и фуражного зерна. Но, главное, кооператоры первыми поняли, что несовершенный натуральный товарообмен должен быть заменен торговлей, куплей-продажей товаров при посредстве денег.

В октябре 1921 г. Центросоюз добился от правительства разрешения вести товарообмен в любой из трех форм: нату­ральный обмен, денежная купля-продажа, смешанная форма обмена. Уже с ноября торговые обороты потребительской ко­операции стали быстро увеличиваться. Но все равно голод и разруха в стране отрицательно отразились на кооперации: го­сударство резко уменьшило ей кредиты, с 25 тыс. до 15 тыс. со­кратилась сеть действующих потребительских обществ, из-за бестоварья вновь были закрыты многие кооперативные лавки. В деревне их в то время называли пустолавками.

Другой кризис был вызван игнорированием необходимости учета требований рынка, хотя внешне казался обусловленным всего лишь относительным избытком товаров. Осенью 1923 г. в народном хозяйстве возник "кризис сбыта", когда торговля затоварилась дорогими и некачественными промышленны­ми товарами. А по существу это был "кризис цен": сложились чрезмерно низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и неоправданно высокие цены на промышленные товары — возникло явление, названное "ножницами" цен. Если, например, в 1913г. для покупки плуга крестьянин должен был продать 3 ц зерна, то в 1923 г. — 24 ц. Так же обстояло дело с потребитель­скими товарами: за 1 ц пшеницы в 1913 г. крестьянин мог при­брести 35,5 м ситца, а в 1923 г. — лишь 6,2 м, соответственно гвоздей— 32,7 кг и 12,6 кг, спичек— 61,3 пачки и 12,8 пачки т.д. Из-за такого резкого расхождения цен крестьяне отка­зывали себе в покупке даже очень нужных им промышленных товаров и стали придерживать свой хлеб, тем более что нельзя было назвать сытой жизнь самого крестьянства и из многих де­ревень все еще не ушел голод — "этот царь беспощадный".

К такой ситуации оказались не подготовленными и органи­зации потребительской кооперации, которые после перехода к нэпу были сняты с государственного финансирования, работа ли на свой страх и риск, решали задачу накопления собственно­го капитала. Кооператоры, как и частные торговцы, увлеклись вздуванием цен. В разгар кризиса известный экономист Лев Крицман в журнале "Союз потребителей" писал: "Кооперация должна твердо усвоить то положение, что продавать по ценам выше рыночных — это не кооперация, а спекуляция, что каж­дый такой факт — позор для кооперации".

Кооператоры извлекли из кризиса необходимые уроки. В 1924-1927 гг. потребительская кооперация всемерно со­кращала свои расходы и снижала розничные цены на товары в своих магазинах и лавках. Это, во-первых, позволило ей ус­пешно соперничать с частным торговым капиталом на нэповс­ком рынке, а во-вторых, дало возможность пайщикам сберечь сотни миллионов рублей при покупке потребительских това­ров у кооперации (в виде разницы в ценах у частника и коопе­рации). Снижение розничных цен в кооперативной сети ниже среднесрочных не было результатом лишь доброй воли ее уп­равленческих структур, а происходило под давлением и потре­бителей, и профсоюзов, и особенно властей. Государственный административный нажим на потребительскую кооперацию не ослабевал.

Потребительская кооперация имела в тот период много ветвей — сельскую, городскую, рабочую, школьную, транс­портную, военную. Только 28 декабря 1923 г. по настоянию ко­операторов в потребительских обществах был восстановлен принцип добровольного членства; одновременно восстанав­ливается принцип внесения паевых взносов. Это дало возмож­ность укрепления кооперации за счет средств самих потребите­лей. Допускалось внесение паевых взносов натурой — зерном, маслом, кедровыми орехами, пушниной; случалось, что члены потребительских обществ в счет уплаты пая на своей лошади перевозили кооперативные грузы.

Указанные два принципа — добровольность членства и его платность — в мае 1924 г. были закреплены в правитель­ственном постановлении о потребительской кооперации. Оно, в частности, предусматривало внесение членами кооператива одинаковых вступительных и паевых взносов, явочный по­рядок учреждения потребительского общества не менее чем 30 гражданами, пользующимися избирательным правом в со­веты, возможность обслуживания потребительскими обще­ствами и нечленов общества на основаниях, установленных их общими собраниями.

В изменившихся условиях усилился приток в потреби­тельские общества новых членов. Если в 1922 г. добровольных членов обществ в Российской Федерации было 3,5 млн., то в 1925 г. насчитывалось 6,4 млн., а в 1927 г. — 10,6 млн. человек. Вовлечению городских и сельских жителей в кооперацию спо­собствовало не столько проведение разовых кампаний по коо­перированию (например, специальных месячников), сколько учет экономических интересов пайщиков. Чтобы заинтересо­вать их материально, в 1923 г. кооперативные магазины и лавки стали предоставлять им скидки с розничной цены. Спустя два года скидка была заменена премией на забор товаров в духе принципа рочдейлских пионеров. На выдачу таких премий ис­пользовалось до одной пятой части прибыли сельских и городс­ких потребительских обществ. Пассивное членство постепенно уступало место активному.

С середины 1920-х годов большое внимание уделялось вов­лечению в потребительские общества коренного населения ав­тономных областей и республик, женщин и молодежи, сельской бедноты. За счет отчислений от прибылей кооперативы созда­вали особый фонд кооперирования бедноты. Путем выдачи из этого фонда ссуды на оплату паевых взносов в потребительские общества было вовлечено 2 млн. батраков и бедняков.

Восстанавливалась после кризисов сеть магазинов и лавок: если в октябре 1924 г. их у российской потребительской коопе­рации имелось около 25 тыс., из них 20 тыс. на селе, то в октябре 1927 г. — соответственно 47 тыс. и 35 тыс. Тем не менее, по мере вытеснения частного капитала с нэповского рынка все острее чувствовалась нехватка розничной сети для нормального тор­гового обслуживания населения. Потребительская кооперация имела ограниченные финансовые возможности для строитель ства новых магазинов и лавок. Кооперативная торговая сеть по­полнялась, особенно на селе, за счет купеческих зданий (лавок, лабазов и амбаров), которые местные органы власти нередко передавали потребительским обществам.

Городские кооперативы оставались многолавочными, а сельские воссоздавались в виде однолавок. Однолавочные об­щества лучше развивали самодеятельность своих членов, хотя являлись экономически слабыми, а многолавки как более ус­пешные в хозяйственном отношении полнее удовлетворяли потребности пайщиков в товарах. И вскоре началось стихийное укрупнение потребительских обществ. К концу 1927 г. на одно сельское потребительское общество в среднем приходилось 2 лавки. Иногда сохранялись и общества-однолавки: в сельской глубинке, таежных деревнях, горных аулах.

Экономическая роль потребительской кооперации при нэпе повысилась. Ее деятельность способствовала успешному проведению денежной реформы 1924 г., снижению розничных цен, организации потребителя на основе изучения спроса на товары, регулированию внутреннего рынка в целом. Потреби­тельская кооперация удачно конкурировала с частным торго­вым капиталом. Однако этот успех был предопределен не тем, что кооперация торговала лучше частника (нередко дело об­стояло наоборот), а тем, что частник и кооперация соперничали не на равных условиях: государство подавляло первого и помо­гало второй.

Каким образом?

Прежде всего, против частного торгового капитала, раз­решенного юридически, использовался экономический инс­трумент чрезмерного налогообложения, в то время как орга­низации потребительской кооперации пользовались (пусть и скромными) налоговыми льготами.

Далее, по мере роста общественной торговли рыночную часть своей продукции государственная промышленность ста­ла сбывать почти исключительно через потребительскую коо­перацию, тогда как отпуск товаров частным торговцам посте­пенно сокращался и впоследствии был прекращен полностью.

Но, несмотря на это, магазины и лавки потребительской ко­операции имели в продаже весьма ограниченный ассортимент товаров. Например, в лавках сельских потребительских об­ществ обычно продавались гвозди, шорные изделия, колесная мазь, керосин, лампы и ламповое стекло, спички, мыло, соль и не всегда — кондитерские изделия, хлопчатобумажные ткани, кожевенная обувь. Дефицитными товарами являлись шелко­вые и шерстяные ткани и калоши, практически отсутствовали готовая одежда, мебель, часы, музыкальные инструменты, иг­рушки.

Когда летом 1925 г. кооперативная торговля испытывала острую нехватку товаров фабрично-заводского производства (товарный голод), Центросоюз и Высший совет народного хо­зяйства смогли договориться об увеличении поставок товаров государственными трестами и синдикатами организациям пот­ребительской кооперации. Между центрами товаропроизво­дящих государственных организаций и Центросоюзом стали заключаться генеральные договоры об условиях поставки то­варов (ассортимент, количество, сроки, порядок оплаты), а на их основе — заключаться прямые договоры между низовыми организациями поставщиков и местными организациями пот­ребительской кооперации.

В результате поступление товаров в кооперативную тор­говую сеть увеличилось, что имело противоречивые последс­твия. С одной стороны, благодаря договорным отношениям улучшалось снабжение кооперативной торговли и через нее членов-пайщиков товарами фабрично-заводского изготов­ления. С другой стороны, происходило усиление зависимости потребительской кооперации от государства, поскольку ад­министративное вмешательство его органов в кооперативную деятельность дополнялось еще и полной экономической зави­симостью кооперации от поставок товаров государственными предприятиями.

Если в 1923 г. частному сектору принадлежало 3/4 рознич­ного товарооборота страны, то в 1927 г. - менее 1/3. Вытесняла частных торговцев с рынка и замещала их прежде всего торговля кооперативная. Здесь уместно отметить одно довольно распространенное явление. Хотя услуги торговли как таковые общественно полезны, роковую для многих частных торговцев роль играла их известная алчность. Посредников при мелких торговых сделках и промышляющих торговлей лавочников-односельчан крестьяне презрительно называли торгашами и "пискулянтами", т. е. спекулянтами. И этот психологический фактор тоже благоприятствовал усилению потребительских обществ и расширению их членской базы. Парадокс заключал­ся еще в том, что сама потребительская кооперация не считала частника своим врагом. "Врага в частном капитале он (Цент­росоюз. — К.В.) не чувствовал, — говорил известный государс­твенный деятель Валериан Куйбышев, — это можно констати­ровать с полной очевидностью"1.

Снабжение крестьянина промышленными товарами поз­воляло кооперативным организациям вести в значительных количествах заготовки сельскохозяйственной продукции по методу купли-продажи. Удельный вес потребительской коо­перации РСФСР в общереспубликанских заготовках зерна в 1926/27 хозяйственном году превысил 35%. Только в Россий­ской Федерации к хлебозаготовкам было привлечено свыше 6000 сельских потребительских обществ, из них 5000 глубин­ных и 1000 пристанционных и припристанских. Кроме того, потребительская кооперация проводила заготовки яиц, масла, шерсти, льна и другой продукции. Для этого кооперация распо­лагала относительно дешевым заготовительным аппаратом.

В городах и промышленных центрах кооперативы продол­жали работу по налаживанию промышленного хлебопечения и общественного питания. По требованию профсоюзов они от­пускали рабочим-пайщикам товары в кредит под заработную плату, отвлекая значительные свои средства от участия в обо­роте. Между тем государство стало сокращать текущее кре­дитование кооперации и налоговые льготы. Потребительские общества усиленно собирали паевые взносы, принимали от населения вклады и займы. Сбор паевых взносов играл возрас­тающую роль в укреплении финансового положения потреби­тельской кооперации. За 1924-1927 гг. ее собственные средства увеличились с 223,4 млн. до 532,6 млн. руб., или в 2,4 раза, а па­евой фонд— с 15,9 млн. до 76,2 млн. руб., или в 4,8 раза. Дру­гим важнейшим источником увеличения собственных средств кооперативных организаций была прибыль от хозяйственной деятельности.

Возрастающее значение потребительская кооперация приобрела в бывших национально-колониальных окраинах. Советской властью и кооперативными союзами создавались условия для самоорганизации коренным населением (башки­рами, чувашами, якутами и т.д.) своих, национальных потреби­тельских обществ в аулах, селениях, улусах, а также обществ со смешанным национальным составом пайщиков.

В районах обитания малочисленных народностей Край­него Севера и Дальнего Востока практиковалась организация кооперативных факторий, которые являлись переходной фор­мой к потребительским обществам. С 1927 г. здесь развивалась интегральная (смешанная) кооперация, возникшая на основе объединения потребительских, охотничьих, рыболовецких ко­оперативов. Часть так называемых интегралов и интегралсоюзов входила в систему потребительской кооперации, которой принадлежал каждый третий торговый пункт на Севере и Се­веро-Востоке России.

В Центросоюзе в 1925г. был создан специальный совеща­тельный орган — Бюро союзов потребительских обществ рес­публик и областей национальных меньшинств (Нацбюро), а позднее возникло Бюро по обслуживанию интегральных коо­перативных организаций на окраинах Севера (Севбюро). Пот­ребительская кооперация способствовала денатурализации хозяйства национальных районов, приобщала население к ко­оперативному строительству, содействовала повышению его уровня жизни.

В период нэпа, снабжая крестьянство промышленны­ми товарами, рабочих — продуктами питания и обеспечивая промышленность сырьем, потребительская кооперация спо­собствовала развитию экономических связей между городом и деревней, а также между различными районами. Она ста­новилась инструментом, при помощи которого государство регулирующе воздействовало и на рыночные отношения, и на многоукладное сельское хозяйство, и на промышленность. Потребительские общества обеспечивали реализацию рыноч­ной части продукции фабрик и заводов, превращали ее из то­варной формы в денежную, содействуя тем самым восстанов­лению промышленности.

С целью лучшего снабжения своих пайщиков потребитель­ская кооперация развивала и собственное производство — кон­дитерское, мукомольное и др.

Этой же цели служила торговля Центросоюза с зарубеж­ными фирмами и кооперативными организациями. Основу экс­порта составляли сельскохозяйственные продукты и сырье, из других стран импортировались промышленные товары и обо­рудование.

Уделялось внимание подготовке кооперативных ра­ботников. Кадры потребительской кооперации пополнялись выпускниками Высших практических курсов Центросоюза, кооперативных техникумов, кооперативных отделений промышленно-экономических техникумов, школ-магазинов, сред­них школ с кооперативным уклоном, школ конторского и торго­вого ученичества.

Потребительская кооперация проводила воспитатель­ную и просветительную работу среди населения. Речь идет о кооперативных библиотеках, лекционной пропаганде, издании книг, брошюр и газет, демонстрации пайщикам первых "не­мых" кинофильмов, художественной самодеятельности, круж­ках по интересам и т. п.

Важную роль в организации всей этой работы играли ко­оперативные инструкторы, а расходы, связанные с ее про­ведением, покрывались за счет средств культфонда. Коопе­ративные организации открывали и содержали сотни пунктов ликвидации неграмотности пайщиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...