Задачи для самостоятельной работы
1. Рассчитайте ОВ потенциал редокс-пары Fe3+ | Fe2+ при комнатной температуре при следующих условиях: а) активности окисленной и восстановленной форм равны: a(Fe3+) == a(Fe2+); б) отношение активностей д(Fe3+):a(Fe2+) = 10; в) отношение активностей a(Fe3+):a(Fe2+) = 0,l. Стандартный ОВ потенциал данной редокс-пары при комнатной температуре равен Е° = 0,771 В. Ответ: 0,771; 0,830; 0,712 В. 2. Определите ОВ потенциал редокс-пары BrO3,H+ |Вг -, если концентрации с(ВrOз) = с(Вr -) = с(Н+) = 0,01 моль/л, а стандартный ОВ потенциал этой редокс-пары при комнатной температуре Е° = 0,45 В. ОВ полуреакция может быть представлена в виде: ВrО- + 6Н+ + 6e = Вг- + ЗН20 Коэффициенты активности ионов принять равными единице. Ответ: 1,33 В. 3. Рассчитайте ОВ потенциал редокс-пары IO3-,H+|I- в водном растворе, для которого pH = 2, а активности окисленной и восстановленной форм равны 1*10-4^ и 1*10-2 моль/л соответственно. Стандартный ОВ потенциал данной редокс- пары при комнатной температуре равен 1,08 В; число элекгронов, принимающих участие в ОВ процессе, равно п =6. Ответ: 0,94 В. 4. Как изменится ОВ потенциал электрода, погруженного в раствор, содержащий хлорат-ионы CLO3- и хлорид-ионы СL- при их одинаковых активностях, если pH этого раствора уменьшить от 5 до 1? Стандартный ОВ потенциал редокс- пары CLO3-,Н+ | CL- при комнатной температуре равен Е° =1,45 В; n= 6. Ответ: потенциал возрастет на 0,24 В. 5. Рассчитайте ОВ потенциал редокс-пары Cr2O72-,H+ |Сг- в растворе, полученном при смешивании 100 мл раствора дихромата калия К2Сг207 с концентрацией с(К2Сг207) = 0,10 моль/л, 50 мл раствора хлорида хрома СгСL3 с концентрацией с(СгСL3) = 0,10 моль/л и 100 мл раствора серной кислоты H2SO4 с концентрацией c(H2S04) = 0,125 моль/л. Коэффициенты активности ионов принять равными единице. Стандартный ОВ потенциал редокс-пары Сг2072-,Н+ | Сг3+ при комнатной температуре равен Е° = 1,33 В; n = 6. Ответ: 1,21 В.
6. В 200 мл раствора серной кислоты с концентрацией 0,028 моль/л растворили 0,400 г сульфата железа(III) Fe2(S04)3 и 0,304 г сульфата железа(II) FeS04. Определите, чему равен ОВ потенциал редокс-пары Fe3+ | Fe2+ в полученном растворе с учетом ионной силы раствора (коэффициенты активности ионов не равны нулю). Стандартный ОВ потенциал указанной редокс-пары при комнатной температуре равен 0,771 В. Ответ: 0,74 В. 7. Реальный ОВ потенциал редокс-пары Sn4+ | Sn2+ при комнатной температуре равен 0,20 В. Рассчитайте, чему равно отношение активностей окисленной и восстановленной форм a(Sn4+)|a(Sn +) в данном растворе. Стандартный ОВ потенциал указанной редокс-пары при комнатной температуре равен Е° = 0,15 В. Ответ: 50. 8. При каком значении pH водного раствора реальный ОВ потенциал редокс пары BrO3-,H+ |Вг -, в кислой среде составляет Е = 1,28 В при комнатной температуре, если активности окисленной и восстановленной форм одинаковы a (Вг03-) = a (Вг-). Стандартный ОВ потенциал данной редокс-пары равен Е° = 1,45 В при комнатной температуре; n = 6. Ответ: 2,88.
9. Покажите, можно ли в стандартных состояниях веществ осуществить при комнатной температуре реакцию окисления хлорид-ионов СL- ионами церия(IV): Се4+ +СL- = Се3+ + 0,5СL2. Стандартные ОВ потенциалы редокс-пар Се4+ | Се3+ и СL2| СL равны соответственно Е° = 1,77 В и Е° = 1,36 В при комнатной температуре. Ответ: можно, так как ЭДС реакции положительна. 10. Покажите, при каком отношении активностей реагентов [ a (Fe3+)/ a (Fe2+)]:[ a (Ce4+)/ a (Ce3+)] реакция Fe2+ + Се4+ = Fe3+ + Се3+ будет протекать в обратном направлении при комнатной температуре. Стандартные ОВ потенциалы редокс-пар Fe3+| Fe2+ и Се4+| Се3+ равны соответственно 0,77 и 1,77 В при комнатной температуре. Ответ: [ a (Fe3+)/ a (Fe2+)]:[ a (Ce4+)/ a (Ce3+)] > 1017; при этом условия реальный ОВ потенциал редокс-пары Fe3+ | Fe2* будет больше реального ОВ потен
11. Рассчитайте константу равновесия реакции МnО4 + 5Вг-+ 8H+ = Мп2+ + 2,5Вг2 + 4Н20 протекающей при комнатной температуре. Стандартные ОВ потенциалы редокс – пар MnO4,H+| Мn2+ и Вг2|Вr- — равны соответственно 1,51 и 1,087 В пред комнатной температуре. Ответ: 7* 1035. 12. Рассчитайте константу равновесия реакции 2I- +Н202 +2Н+ = I2 + 2Н20 при комнатной температуре. Стандартные ОВ потенциалы редокс-пар I2|I- и Н202,Н+ |Н20 равны при комнатной температуре 0,621 и 1,77 В соответственно. Ответ: 1039. Контрольные вопросы и задания по теме занятия 1.Что называют редокс-парой? 2. Что называют редокс-амфотерными веществами? Приведите примеры. 3. Каким образом можно определить окислительно-восстановительные потенциалы редокс-пар? 4. Что называют окислительно-восстановительным электродом? Какие существуют разновидности окислительно-восстановительных электродов? 5. Что называют условным (относительным) окислительно-восстановительным потенциалом редокс-пары? Ответ поясните на примере. 6. Каким уравнением описывается условный окислительно-восстановительный потенциал? 7. Что называют стандартным окислительно-восстановительным потенциалом? 8. Как можно рассчитать потенциал окислительно-восстановительной реакции (ЭДС)? 9. Каким образом можно по величине окислительно-восстановительного потенциала реакции (ЭДС) определить направление протекания реакции? 10. Какие факторы влияют на величину окислительно-восстановительного потенциала? 11. Как связана константа равновесия со стационарным потенциалом реакции? Как вывести эту зависимость? 12. Какие окислительно-восстановительные реакции используют для открытия катионов (Hg22+; Mn2+)? 13. Какие окислительно-восстановительные реакции используют для открытия анионов (BrO3-; AsO4-)? 14. Какие окислительно-восстановительные реакции используют в фармацевтическом анализе? Основная литература: 1. Аналитическая химия (аналитика). Общие теоретические основы. Качественный анализ. [Текст]: учеб. Для вузов / Ю.Я. Харитонов [и др.]. - М.: Высш. Шк., 2008. – 146 – 171 с. Дополнительная литература: 1. Аналитическая химия [Текст] / Г. Кристиан [и др.]. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 562 – 563 с.
Тема 11 Качественные реакции катионов VI аналитической группы. Анализ смеси катионов I – VI аналитических групп
План занятия 1. Проверка посещаемости и информация 2. Устный опрос и коррекция знаний 3. Контрольная работа № 4 4. Лабораторная работа № 9 “Анализ смеси катионов I-VIгрупп” 5. Подведение итогов занятия УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНЫ ТЕМЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|