Этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы. В то же время в пособии указывается средняя длительность этапов, в которую, согласно нашему опыту, «укладывается» приобретение дыхательных навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями. Перед началом тренировки необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в состав группы. Логопеду желательно проверить дыхательную функцию детей при их поступлении в дошкольное учреждение, затем повторить процедуру в середине и в конце года. Для проведения обследования рекомендуется использовать приборы «Пикфлоуметр» и «Спирометр детский». С помощью «Пикфлоуметра» определяется объемная пиковая скорость форсированного выдоха, с помощью «Спирометра» – объем воздуха в легких. Полученные данные заносятся в карту обследования детей и позволяют объективно оценить динамику жизненной емкости легких в процессе занятий. Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием разработанной нами методики, которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Желательно, чтобы в группе одновременно занимались не более 7-8 человек.
I этап Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели. Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания. Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя. На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно (рис. 1).
Рис. 1. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Легкая игрушка лежит на области диафрагмы
Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом: Качаю рыбку на волне, То вверх (вдох), То вниз (выдох) Плывет по мне. В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись! »
УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью). Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Бегемотики лежали, Бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 2).
Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.
Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|