V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Примерная продолжительность этапа – четыре недели.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение двух фраз прозаического текста по схеме.
Исходное положение: произвольное. Логопед проговаривает фразы, например: «Это яблоко. Яблоко большое и красное. » И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):
Инструкция: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обратите внимание на схему и послушайте меня». (Логопед выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу. ) «Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 сек. ) «Яблоко большое и красное». Теперь произнесем все вместе по моему знаку:
ЭТО ЯБЛОКО. ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.
После того как дети вместе с логопедом четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу логопеда.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение трех-четырех фраз прозаического текста по схеме.
Исходное положение: произвольное. Логопед проговаривает фразы, например: «Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое. » И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается).
Инструкция: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке: ЭТО ЯБЛОКО. ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ.
(Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки. ) Теперь произнесем все вместе».
При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнесение прозаического текста, каждую фразу которого необходимо закончить, называя экстренно предъявленный предмет или предметную картинку. Исходное положение: произвольное. Инструкция: «Сейчас вы будете подбирать слово и сами заканчивать фразу: " НА СТОЛЕ ЛЕЖАТ ЯБЛОКО И... " (Логопед показывает грушу. Дети хором отвечают: " ГРУША" . )»
УПРАЖНЕНИЕ 4. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала (фрукты, овощи и т. п. ).
Исходное положение: произвольное. Инструкция: «Сейчас каждый из вас перечислит, что лежит на столе. Перечислять будете по моему сигналу. Вова, ты начинаешь. Будь внимателен. (Логопед взмахивает рукой, и ребенок начинает называть картинки или предметы. Логопед плавно опускает руку по мере проговаривания ребенком слов. )
Варьирование текста и постепенный переход на самостоятельное высказывание способствуют автоматизации речевого дыхания. Все этапы развития диафрагмального, фонационного и речевого дыхания соотносятся с планом работы логопеда, воспитателя группы, музыкального руководителя, преподавателя физической культуры и ритмики.
Перечень музыкальных произведений, рекомендованных для использования на занятиях по развитию дыхания у детей с нарушениями речи (размер дву- и четырехдольный, темп умеренный) 1. Русская народная песня «Ах, утушка луговая», обр. Т. Ломовой. 2. Русская народная песня «В сыром бору тропинка», обр. С. Бодренкова. 3. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова.
4. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся», обр. П. Чайковского. 5. Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обр. М. Иорданского. 6. Русская народная песня «Как у наших ворот», обр. А. Луговской. 7. Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я», обр. Е. Тиличевой. 8. Русская народная песня «Ходила младшенька по борочку», обр. Н. Римского-Корсакова. 9. Русская народная песня «Ходит Ваня», обр. М. Раухвергера. 10. Русская народная песня «Я на горку шла», обр. С. Разоренова. 11. М. Филиппенко «По малину в сад пойдем». 12. Ю. Чичков «Физкульт-ура! ». 13. С. Джоплин рэгтайм «Соревнуемся».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|