Романтическое кино
Романтический брак даже в обыденной жизни выглядит, как кино. Романтические влюбленные, романтические супруги любят ходить в гости, любят приглашать гостей, потому что их брак хорош не для внутреннего потребления, а для стороннего наблюдения. Романтических влюбленных так приятно наблюдать, их глаза светятся, их голоса так нежны. Могло ли кино пройти мимо столь выигрышного варианта отношений? Классический вариант – фильм «Алые паруса», в котором Ассоль играет Анастасия Вертинская (Обезьяна), а Артура Грея Василий Лановой (Собака). За все время фильма наберется всего лишь несколько минут, когда герои пребывают в одном кадре, однако удивительный фокус романтического союза состоит в том, что он бестелесен, бесконтактен и даже сильнее, когда влюбленные не вместе, а порознь. Зритель как бы заранее предвкушает их встречу, и когда встреча наконец происходит, очень важно не переборщить, не сделать контакт слишком мощным: два-три нежных прикосновения, надетое на палец колечко, алые паруса, наполненные ветром, а главное – большое количество умиленно наблюдающих эту идиллию зрителей на берегу моря. Неожиданный пример – «Кавказская пленница». Шурик – Демьяненко (Бык) на горной дороге в достаточно романтической обстановке встречает прекрасную незнакомку Нину – Варлей (Кабан), и вдруг оказывается, что Леонид Гайдай, кроме того что он гениальный комедиограф, в душе самый настоящий романтик, ибо все, что дальше происходит с Шуриком и Ниной на экране, в точности воспроизводит сюжет романтического союза. Дело в том, что только романтический союз способен из неумехи и растяпы, каким предстанет в начале фильма Шурик, сделать рыцаря, борца, почти супермена, каким он становится в итоге. Нина, напротив, из суровой туристки-альпинистки, бегающей по кустам и лазающей по скалам, с каждым кадром становится все женственнее и нежнее. Хотите верьте, хотите нет, но в жизни удачные романтические союзы развиваются именно по такому сценарию.
Классикой романтического восприятия достаточно суровых жизненных обстоятельств стал фильм «Летят журавли», где Борис Бороздин – Алексей Баталов (Дракон) и Вероника– Татьяна Самойлова (Собака) остаются вместе, даже когда смерть встает между ними. Причем в фильме хорошо видно, что союз, имевший в реальной жизни заметные шероховатости, в разлуке становится крепче и крепче. Увы, но так и бывает на самом деле, романтический брак трещит при столкновении с бытовыми обстоятельствами, а при разлуке образы влюбленных набирают плоть и мощь и полностью заменяют живого человека. Кстати, именно Баталов в нашем кинематографе стал главным романтическим героем, артистом, воплотившим на экране вечную влюбленность. Если бы режиссеры знали структурный гороскоп, то вычислить Баталова не составило бы труда. Но как они сделали это сами? Уму непостижимо! В фильме «Дорогой мой человек» Баталов (Дракон) играет в паре с Инной Макаровой (Тигр). Здесь, как и в «Журавлях», союз крепнет в разлуке, крепнет при сравнении с реальной жизнью, при сравнении с другими, менее романтичными людьми. Оба участника романтического союза очень наивные люди, мечтатели, именно для таких романтический брак – единственное прибежище, защищающее их от пошлых и низменных истин приземленного бытия. «Девять дней одного года». Здесь романтический союз воплощает с Баталовым обворожительная Татьяна Лаврова (Тигр). Казалось бы, другое время, не до сказок, не до мифов. Ан нет, сказке всегда есть место на экране, уж такое сказочное дело – кино. На этот раз демонстрируется романтизм научного поиска. Ну а что за романтизм без романтической подруги? Встречи влюбленных демонстративно занижены и упрощены, никаких атрибутов романтических молодежных игр – ни колечек, ни цветочков... Однако романтика в глазах, в походке, в незабываемой оторванности от жизни, в приподнятости над землей. Для окончательной победы такого рода романтизма всегда нужна смерть, и смерть приходит, ничуть не разрушая романтической сказки.
Дальше «Бег». Баталов уже не мальчик. Как играть романтического влюбленного? Однако режиссеры неумолимы, Баталов – символ романтизма русского экрана и играть ему только влюбленных. На этот раз в паре с ним «бывшая Наташа Ростова» Людмила Савельева (Лошадь). Конечно, женщине в обстоятельствах этого фильма легче было изобразить романтическую героиню, которой не может коснуться грязь жизни, ибо она не ходит по земле, а парит над нею. Баталову же необходимо было в одном лице совместить и человека не от мира сего, и мужественного рыцаря, готового ради своей дамы сердца на любой подвиг. Ну и, конечно, разлуки, воспоминания, поиски... и никаких слишком жарких сцен, никакой, боже упаси, мысли о телесных радостях. Баталов-80, «Москва слезам не верит», актеру уже 52 года. Ну сколько можно играть романтических влюбленных? Но душа, она-то ведь не стареет. Романтик остается романтиком на всю жизнь. В этом фильме режиссер Владимир Меньшов отдает Баталову самое дорогое, что у него есть, – Веру Алентову (Лошадь). И вновь на экране рождается сказка про взрослую и почти циничную руководительницу производства, которая на склоне лет может влюбиться, как самая наивная девчонка, и плакать навзрыд вместе со всеми своими повидавшими виды подругами и полными зрительными залами в придачу. Таким образом, романтический брак был и остается одним из самых киношных, самых беспроигрышных. Нужно всего лишь верить в сказки и уметь мечтать. Среди других любимых автором романтических киноисторий можно вспомнить «Войну и мир» с Вячеславом Тихоновым (Дракон) и Людмилой Савельевой (Лошадь), «Простую историю» с Михаилом Ульяновым (Кот) и Нонной Мордюковой (Бык), «Пять вечеров» с Любшиным (Петух) и Гурченко (Кабан). Напоследок еще об одном странном кинопримере. Речь пойдет о фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Желал того или нет, но режиссер воплотил на экране абсолютно идеальный вариант романтического союза, союза между человеком и бесплотной мечтой, образом, возникающим лишь в воображении влюбленного. Именно такая любовь бывает вечной, такая любовная лодка никогда не разобьется о быт. Разумеется, что сыграть эту историю может только пара романтических знаков. В данном случае это Данатос Банионис (Крыса) и Наталья Бондарчук (Тигр).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|