Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ветерок. Мы корзиночку возьмем. Прогулка - 1




Ветерок

Ветерок, нас не пугай,
Лучше с нами поиграй.
Тучки с неба прогони
С земли лужи убери.
Начался листопад,
Листья по ветру летят.
Раз листочек, два листочек,
Покатились вдоль обочин.
Дунул раз, дунул два,
Разлетелись кто куда.

Грозят пальчиком правой руки, левая рука — на поясе.
Хлопают в ладоши.
Поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону.
Наклоняются вперед, машут руками вперед-назад.
Кружатся на месте.
Легкий бег по кругу друг за другом.
Разбегаются по площадке врассыпную. Присаживаются на корточки, руками обхватывают колени.


В огороде у ребяток
Дети образуют круг и встают лицом в его центр.

В огороде у ребяток
Много-много ровных грядок.
Там растут горох и лук,
Помидоры и капуста,
Огурцы и кабачки,
Есть их очень-очень вкусно.
Мы с корзинкою пройдем,
Овощей мы наберем.
Пробежим вдоль гряд с друзьями,
Громко-громко крикнем маме:
«Двери, мама, открывай!
Мы несем наш урожай! »

Шагают на месте, высоко поднимая колени.
Выполняют «пружинку», хлопая в ладоши.
Идут по кругу друг за другом.
Бегут по кругу друг за другом.
Имитируют стук в дверь.
Разводят руки в стороны, слегка наклоняются вперед.


Как у курочки-хохлатки
Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр. Выбирается лиса, становится в центр круга.

Как у курочки-хохлатки
Были желтые цыплятки.
Были желтые цыплятки —
Шаловливые ребятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Не будите вы лису,
Что живет в густом лесу.
А то рыжая придет
И цыпляток унесет.
Ой, лиса бежит, беда,
Разбегайся кто куда.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.
Прыгают на месте на двух ногах, руки внизу, ладони перпендикулярно.
Идут по кругу друг за другом.
Останавливаются. Грозят пальчиком правой руки, левам - на поясе.
Шагают на месте.
Разбегаются по площадке врассыпную.
Примечания.
1. Участок для игры четко ограничен, за границы участка цыплятам убегать нельзя.
2. Лиса догоняет «цыплят» только после слов «Разбегайся кто куда».

Маша вышла на прогулку
Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. Педагог находится в центре круга, в руках у него большая варежка зеленого цвета (длина 20 см, ширина 10 ем), в которой лежит 15—20 оранжевых теннисных шариков из пластмассы (диаметр 2, 5—3 см).

Маша вышла на прогулку.
Посмотрите, малыши,
Башмачки у нашей Маши
Очень, очень хороши!
Есть у нашей Маши шапка,
Кофта, шарфик и пальто.

Аккуратней нашей Маши
Не оденется Никто!
Вдруг упала варежка
У нашей у Марусеньки,
И из зеленой варежки
Покатились бусинки.
Эй, ребята, помогите,
Бусы Маше соберите!

Идут по кругу друг за другом.
Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, выполняют «пружинку», руки на поясе.
Выставляют попеременно на носок сначала правую, затем левую ногу, руки на поясе.
Наклон вперед, руки вниз.
Педагог высыпает па варежки шарики. Дети хлопают в ладоши. Дети собирают шарики, складывают их обратно в варежку.

Мы корзиночку возьмем

Мы корзиночку возьмем,
В лес по ягоды пойдем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать.
Пробежимся по дорожке,
Перепрыгнем через лужи.
Под листочки мы заглянем —
Ягод соберем на ужин:
Ежевики и малины,
Голубики и калины.
Гроздья спелые брусники
И немного земляники.

Шагают по кругу друг за другом.
Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.
Бегут по кругу.
Прыгают на двух ногах.
Приседают.
Имитируют руками сбор ягод.
Шагают на месте.
Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.

Перемыл я всю посуду
Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Перемыл я всю посуду:
Чашки, ложки, блюдца.
Теперь они на солнце
Сверкают и смеются.
Вымыть я хотел кастрюлю,
Выскользнуло мыло,
Подскочило в воздухе,
По полу заюлило.
Я за мылом побежал,
Мыло быстро я догнал.
Вымыть я хотел кастрюлю,
Но не смог — устал.

Выполняют скользящие движения ладонью о ладонь вперед-назад.
Кружатся медленно на месте, руки вверх, кистями рук выполняют потряхивания.
Хлопают в ладоши.
Прыгают на месте на двух ногах, руки на поясе.
Бегут по кругу друг за другом.
Шагают на месте.
Приседают на корточки, опустив голову и руками обхватив колени.

Прогулка - 1

Раз-два-три-четыре-пять —
В лес отправимся гулять.
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем.
Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.
Я бегу к тебе, грибок?
Полезай-ка в кузовок!
Обычная ходьба.

Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки.
Наклоны вперед при ходьбе.
Бег на носках.
Ходьба на пятках.
Обычная ходьба.
Бег с ускорением.
Присесть.

Скок-поскок
Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом.

Скок-поскок,
Молодой дроздок,
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Он носить-то носил,
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
На пенечек сел дроздок,
Хочет скинуть сапожок.
Только скинул он другой —
Зацепил ведро с водой.
Покатилось ведро,
Все кругом залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек.
Скок-поскок,
Без сапог бежит дроздок. Все!

Прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, руки на поясе.
Шагают друг за другом, высоко поднимая колени.
Идут в полуприседе, руки в упор на колени.
Останавливаются, выполняют «пружинку», руки на поясе.

Пойду прятать я синичку —
Очень маленькую птичку.
Быстро глазки закрывайте,
Где синичка — отгадайте.

Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Педагог прячет игрушку, говорит детям: «Ищите синичку! » Дети встают, идут искать птичку.
Примечание. Педагог может помогать детям искать птичку по определенным ориентирам (куст, камень, гимнастическая лесенка и т. д. ).

Солнце, дождик, ветер
Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре круга находится педагог. Дети идут по кругу друг за другом, внимательно слушая команды педагога, и выполняют следующие движения:
= по команде «Солнце! » идут по кругу на носках, руки поднимают вверх;
= по команде «Дождик! » останавливаются, складывают руки «домиком» над головой (руки согнуть в локтях, пальцы рук касаются друг друга);
= по команде «Ветер! » бегут по кругу в медленном темпе.
Примечание. На начальном этапе разучивания игры педагог повторяет команды подряд; по мере усвоения детьми команд вразбивку.


Игры на развитие внимания
Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание.

Что слышно?
Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.
1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

Будь внимателен!
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под " Марш" С. Прокофьева. Затем на слово " Зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово " лошадки" - как бы ударять " копытом" об пол, " раки" - пятиться, " птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, " аист" - стоять на одной ноге.

Слушай звуки!
Цель игры. Развивать активное внимание.
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу " плакучей ивы", когда верхнего - в позу " тополя". Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит пота нижнего регистра - дети становятся в позу " плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу " тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Слушай хлопки!
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу " аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу " лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Канон
Цель игры. Развивать волевое внимание.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

Канон для малышей
Цель игры. Та же.
Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

Зеваки
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

" Пишущая машинка"
Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая " буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

Четыре стихии
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово " земля", все должны опустить руки вниз, если слово " вода" - вытянуть руки вперед, слово " воздух" - поднять руки вверх, слово " огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игры на развитие памяти
Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение памяти.

Повтори за мной
Цель игры. Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
Запомни движения
Цель игры. Та же.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Запомни свое место
Цель игры. Та же.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
Запомни свою позу
Цель игры. Та же.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
Слушай и исполняй!
Цель игры. Развивать внимание и память.
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Вот так позы!
Цель игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Запомни порядок!
Цель игры. Та же.
4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Кто что делал?
Цель игры. Та же.
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
Художник
Цель игры. Та же.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
Тень
Цель игры. Та же.
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это " тень" первого. " Тень" должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.
В магазине зеркал
Цель игры. Та же.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Разведчики
Цель игры. Та же.
1-й вариант (для детей 6-7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.
2-й вариант (для детей 6-7 лет). Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

Игры на преодоление двигательного автоматизма
Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.
Флажок
Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Запретный номер
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: " Один", следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: " Шесть". И т. д.
Противоположные движения
Дети становятся в две шеренги друг против друга. Под музыку на начало каждого такта вторая шеренга выполняет движения, противоположные первой. Если первая шеренга приседает, то вторая подпрыгивает. И т. д.
Стоп!
Дети идут. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: " Стоп! "
Замри!
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается - играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.
Пожалуйста!
1-й вариант. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово " пожалуйста". Кто ошибется, выбывает из игры.
2-й вариант. Игра идет так же, как в 1-м варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.
Запрещенное движение
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку на начало каждого такта повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.
Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Подвижные игры
Рекомендуются детям, страдающим психомоторными и эмоциональными расстройствами. Они полезны и для детей с заиканием и избирательным мутизом. Подвижные игры соревновательного характера пробуждают активность каждого ребенка, они учат подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих. С помощью этих игр можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.
Дракон кусает свой хвост
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Скучно, скучно так сидеть
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга, все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Ловишки
Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные дети у противоположной стены.
Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в ладоши и говорят:
Раз - два - три,
раз - два - три.
Скорее нас лови!
Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.
Лисонька, где ты?
Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением назначает лису, остальные-зайцы. По сигналу все открывают глаза, но никто не знает, кто же лиса. Ведущий зовет первый раз: " Лисонька, где ты? " Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в третий - лиса отвечает: " Я здесь" - и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Сова
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: " Ночь! " Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается.
Белые медведи
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: " Медведи идут на охоту" - они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех играющих, игра кончается.
Самый ловкий наездник
По залу расставляются в случайном порядке стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать по залу, подражая движениям лошади. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки дети должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.
Тропинка
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участвующих. Каждая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т. д. ). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: " Тропинка! ", участники каждой команды, становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: " Копна! ", все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.
Если " Кочки! ", все участники игры приседают, положив руки на голову.
Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Игра сопровождается русской народной песнью " Кума".
Веретено
Играющие делятся на две группы и становятся друг за другом. Как только кто-нибудь крикнет. " Начинаем! ", дети, стоящие первыми, должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т. д., пока не дойдут до последнего в ряду.
Побеждает та группа, дети которой обернулись быстрее.
Реченька
В игре участвуют две группы детей. Обозначив на полу неширокую речку, подходят к ней по одному от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, должен перейти в соседнюю.
В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.

Игры, способствующие успокоению и организации
Целью данных игр являются успокоение возбужденных детей и их организация.
Слушай команду!
Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.
Расставить посты!
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д. ).
Смотри на руки!
Дети стоят друг за другом, первый - командир. Во время спокойного марша по кругу, командир показывает, различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.
Кто за кем?
По залу расставлены в случайном порядке стулья. В зале звучит музыка А. Ферро " Гавот". Одни ребенок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближайший стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребенка.
Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти к выходу из зала (или на прежнее место). Идти к выходу они должны в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий.

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании
Медвежата в берлоге (вводная игра)
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).
Мама медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.
Повторить игру 2-3 раза.

Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).
Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: " Летит! ", и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.
Повторить игру 2-3 раза.

Игра " Холодно - жарко" (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 2-3 раза.

Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).
В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали се прогонять, а покатали се у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

Отдых. Мама-медведица спела медвежатам колыбельную (" Колыбельная медвежонку" ), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза. ) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков. ) (Пауза. ) Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся. Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза. ) Поет жаворонок. Дети быстро и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.
Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена.
Вариант отдыха. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами ласковую музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Этюды на выразительность жеста
Это я! Это мое!
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: " Где Витя? " (называется имя играющего), " Чьи это книги? ", " Чьи игрушки? ". И т. п. мальчик отвечает жестом.
Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: " Я! ". Идея обладания более обширного " я" выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: " Мое, принадлежит мне! "
Заколдованный ребенок.
Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.
Сколько звуков.
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.
Вот он какой!
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Тише!
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: " Тише! ". Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина " Спящий котенок".
Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови " идут вверх".
Отдай!
Ребенок требует отдать ему игрушку.
Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.
Иди ко мне.
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малушу.
Уходи!
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
До свидания!
От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: " До свидания! До встречи! "
Не покажу!
Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: " Не покажу! "
Я не знаю!
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: " Не знаю", " Не имею понятия", " Ничего не видел".
Выразительные движения. Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.

Этюды на выражение основных эмоций
Этюды этого раздела могут быть полезны детям с задержкой психического развития, аутичным, с теоретическими реакциями.
Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения
Собака принюхивается
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Лисичка подслушивает
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.
Что там происходит?
Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. " Что там происходит? " - подумала она, но ближе подойти не решилась.
Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Кузнечик
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.
Любопытный
По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился, вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.
Сосредоточенность
Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.
Выразительные движения. Левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.
Раздумье
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Во время этюда звучит музыка.
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

Этюды на выражение удивления
Удивление
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век" приподняты.
Круглые глаза
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: " Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок".
Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Вожатый удивился
Ведущий читает отрывок из стихотворения С. Маршака " Рассеянный с улицы Бассейной".
Однажды на трамвае Во что бы то ни стало
Он ехал на вокзал Мне надо выходить.
И, двери открывая, Нельзя ли у трамвала
Пожатому сказал: Вокзай остановить?
- Глубокоуважаемый Вожатый удивился -
Вагоноуважатый! Трамвай остановился.
Вагоноуважаемый Вот какой рассеянный
Глубокоуважатый! С улицы Бассейной!

Затем выбирают ребенка на роль вагоновожатого. К нему со странной просьбой обратился человек рассеянный с улицы Бассейной.
Поза. Ребенок смотрит на говорящего, руки бессильно падают вниз или одна рука прикрывает рот, как бы с целью сдержать восклицание. Мимика. Брови и верхние веки приподнимаются.

Этюды на выражение страданий и печали.
Ой, ой, живот болит
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Он, мы яблок не хотим!
Мы хвораем. Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой.
Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.
Очень худой ребенок
Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.
Это кто там печально идет? До калитки дошел,
И печальную песню поет? Но дальше идти он не смог!
Муравей пробежал, Он каши, он каши, он каши не ел,
Повалил его с ног, Худел, худел, болел, слабел!
И нот он лежит одинок, И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног, Муравей повалил его с ног!
Митя из дому шел,
(Э. Мошковская)
Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня. Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) - Митя падает (приседает).
Старый гриб
Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Я так устал
Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:
Я так устал,
Я очень устал.
Звучит музыка.
Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены.
Золушка
В зале звучит музыка.
Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...