Цели и задачи стандартизации
Важным элементом в системе управления качеством продукции является стандартизация. Стандартизация — это нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы и закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкций, методики или требований к разработке продукции [8, с. 15]. Главная задача стандартизации является двоякой: 1. Создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции. 2. Контроль за правильностью использования этой документации. Работа по стандартизации в РФ началась с разработки документа «Концепция системы стандартизации РФ» (начало 90‑х гг.). Эта концепция содержит определенный ряд требований к формированию фонда стандартов: 1. Стандарты должны быть социально и экономически необходимыми. При разработке стандартов должно иметь место потребность заинтересованных сторон достичь определенных соглашений по качеству продукции, процессов, услуг. 2. Каждый стандарт должен иметь определенный круг пользователей и конкретность требований. 3. Стандарты не должны дублировать друг друга. 4. Стандартизация должна быть комплексной, т. е. должна распространяться на все этапы жизненного цикла продукции, начиная от разработки до утилизации; должна включать в себя требования к сырью — полуфабрикатам — конечной продукции; охватывать все составляющие процесса обеспечения качества, т. е. требования к самой продукции, методам контроля и испытания продукции, требования к метрологическому контролю качества. Стандартизация распространяется на целый ряд объектов.
Объектами являются: — Продукция (товары народного потребления или средства производства). В виде продукции объектом стандартизации являются:
— сырье и природное топливо; — материалы и продукты; — готовые изделия; — отдельные аспекты однородных групп продукции: термины и обозначения, параметры и размеры, технические требования, методы контроля, правила приемки, правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. — Услуги: — материальные услуги (транспортировка, пошив, парикмахер); — нематериальные услуги (духовные, социально-культурные); — отдельные аспекты однородных групп услуг (термины, технические требования, методы оценки, требования к персоналу). — Процессы (работы): — процессы, происходящие на отдельных стадиях жизненного цикла продукции; — процессы, связанные с нематериальным производством (издательская, банковская, статистическая деятельности); — измерительные процессы; — процессы учета и переработки информации; — процессы защитного действия. Целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Согласно закону «О стандартизации» стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих подцелей: 1. Безопасность продукции, услуг, работ для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества. 2. Безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. 3. Обороноспособность и мобилизационная способность страны. 4. Техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции. 5. Единство измерений. 6. Качество продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники, технологии. 7. Экономия всех видов ресурсов. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях, т. е. на принципах: — системность и комплексность стандартизации;
— сбалансированность интересов сторон (участники работ по стандартизации (разработчики стандартов, изготовители и потребители) должны найти консенсус, который понимается как общее согласие или стремление сгладить, сблизить несовпадающие точки зрения, если нет полного единодушия); — динамичность и опережающее развитие стандарта (все стандарты должны пересматриваться в результате НИОКР и НТП); — эффективность стандартизации, т. е. применение стандартов должны давать экономический или социальный эффекты. Например: экономический эффект — экономия ресурсов, повышение надежности, информационной совместимости, а социальный эффект — обеспечение безопасности жизни, здоровья, окружающей среды; — принцип гармоничности, т. е. обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых на разном уровне. Это способствует снятию препятствий в торговле, в том числе в международной; — четкость формулировок в положении стандарта, т. е. не должно быть двусмысленных толкований норм. Для достижения целей есть определенные функции стандартизации: 1. Функция упорядочения — это преодоление неразумного многообразия объектов. Например, раздутое, ненужное многообразие документов, номенклатура продуктов и т. д. 2. Охранная функция или социальная функция, т. е. обеспечение безопасности потребителя, государства, защиты природы от различного техногенного воздействия цивилизации. 3. Ресурсосберегающая функция — направлена на экономию материальных, энергетических, природных ресурсов. 4. Коммуникативная функция — обеспечивает общение и взаимодействие людей, специалистов и направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие экономическому сотрудничеству. 5. Функция нормотворчества и правоприменения контроля проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта и придание ему (этому документу) юридической силы и применения санкций. 6. Информационная функция, т. е. обеспечение нормативными документами, эталонами мер материального производства, а также каталогами, образцами продукции. 7. Цивилизирующая функция — направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющих качества жизни. (В частности, жесткие требования к содержанию вредных веществ в продукции, что непосредственно влияет на здоровье людей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|