Проблема положения человека
Научно-техническое мышление «объективизирует» проблему, т.е. сводит все проблемы и их решения по отношению ума к внешним объектам. С точки зрения заурядной (лаукика) человеческой жизни, это весьма логично. Например, если вечером во всем дома погаснет свет, то рациональным будет допустить, что данная проблема и пути ее решения объективно относятся к области электротехники. И тут не помогут предположения о том, что проблема и ее решение могут быть субъективными, например, что они просто в уме: «Свет погас потому, что мне в голову пришла гадкая мысль. Подумаю-ка я о чем-то хорошем, чтобы он снова зажегся». Но в случае с проблемой положения человека объективизация не срабатывает. Я и мой ум, это часть данной проблемы, точно так же, как вы и ваш ум. Поэтому, ее решение, освобождение, не может оказаться объектом внешнего мира, доступным для ума. Ум не в состоянии смоделировать решение данной проблемы, поскольку сам является ее составной частью. Наши внутренние умственные действия (мышление, ощущения и желания), при помощи которых мы пытаемся решить объективные проблемы, сами по себе являются причинами нашего рабского положения, из которого мы, люди, стремимся освободиться. За работой ума наблюдает Высшая Личность. Он пребывает в сердце каждого живого существа, отслеживая его отношение к Его материальной энергии. Почти все здесь желают безраздельно властвовать над материей, и ее настоящий властелин позволяет своей энергии вводить в заблуждение материалистичные души при помощи волн мышления, чувств и желаний. Желания создают карму, деятельность чувств, которую фиксируют полубоги, обеспечивающие душам эту деятельность. Кармические записи жизни человека в высшей степени важны. Это свидетельство, на котором будет основан приговор Высшей личности в момент смерти. Взвесив хорошие и плохие и смешанные поступки души, Он определит характер ее последующего рождения. В соответствии с решением Господа полубоги перестроят для живого существа матрицу нового материального опыта.
«Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства расположены вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными ей объектами чувств». (Б.Г. 15.9) Человеческое «знание», в котором нет представлений о высшей Личности и его законе кармы, заставляет душу погружаться все глубже и глубже в океан рождения и смерти. То, что современная наука прогрессивна – не более чем миф. Это всего лишь разновидность невежества, еще больше осложняющая жизнь человека. Господь Кришна кратко характеризует истинное знание в тринадцатой главе Бхагавадгиты, стихи 8-12. Там упомянуты двадцать пунктов. Среди них один – по словам Шрилы Прабхупады «самый важный». Преданность Кришне, как ранее объяснялось, начинается со слушания о Нем, бесед о Нем и повторения его имени. Если преданность непрерывна (нитьям) и беспримесна (авьябхичарини), то чувства и ум отрываются от материи и устанавливают непосредственную связь с духовными сферами. Например, вместо того, чтобы забивать себе голову «умозрительными моделями», продуктами пустых рассуждений, чистый преданный созерцает духовную форму Господа. Тело Господа Кришны ни в коем случае не должно считаться материальным. Но, как объяснялось в предшествующей главе, для того, чтобы поддерживать живые существа в материальном творении, Он принимает этот тройственный космос как одежду. Аналогичным образом, чтобы мы, живущие в этом творении, могли медитировать на Него, служа ему (готовя для Него пищу, омывая и украшая Его), Господь Кришна ради нас принимает особую форму Божества (арча-виграха). Преданные создают Божества из камня, металла, дерева или краски в соответствии с предписаниями Вед. Таким образом, хотя духовные сферы недоступны восприятию наших чувств, мы можем видеть Его, касаться Его и служить ему.
«Материя» –духовна
Может возникнуть вопрос: «Как что-то, например Божество, может быть духовным, если оно состоит из камня, металла, дерева и краски, материальных веществ, доступных нашему материальному восприятию». Задумавшись, мы поймем, что даже то, что мы называем «материальным», превосходит наши способности восприятия. Мы не знаем, откуда появилась материя, как материальный мир организовался в матрицу нашего восприятия. Было бы достаточно глупо переносить на Божество свои познания о материи. Что мы вообще знаем о материи? До тех пор, пока мы в своих познаниях зависим от грубых инструментов собственных ума и чувств, мы не обогащаемся ничем, кроме невежества. Несколько лет тому назад двое ученых опубликовали книгу «Миф о материи». Ее суть в том, что тем больше углубляешься в изучение материи, тем больше она ускользает. И если наши теперешние знания о материи считать исчерпывающими, бесспорно, такое знание можно приравнять к невежеству. Ведический звук через уши приносит знание, исходящее из сфер, недоступных восприятию ума и чувств. Этот звук открывает нам, что материя: 1) есть энергия Высшей Личности; 2) доступна нашему восприятию только благодаря тому, что Божественная Форма придала ей форму; 3) предназначена для служения Господу. Стоит нам прекратить думать о материи в наших привычках, заурядных, невежественных категориях, и применить ее в служении Господу Кришне, и духовное происхождение материи проявится само собой. Наше отношение к материи явствует даже из наших пищевых привычек. С позиции инструментализма, всякий комок материи, который может быть проглочен и переварен, можно назвать пищей. Но это звериное понимание. Веды предостерегают, что многие разновидности «пищи» не годятся человеку, например мясо, рыба или яйца. Для людей Господь отвел пищу шести категорий: овощи, злаки, бобы, орехи, молоко и сахар. Они должны быть прежде преподнесены Божеству, и человеку следует есть только остатки такого подношения, называемые прасадом (милостью Господа). Если он не делает этого, все, что бы он ни съел, даже вегетарианское, погружает сознание в волны материалистических размышлений, ощущений и желаний. Он жизнь за жизнью будет оставаться в ловушке матрицы материальных ощущений, не в силах осознать свое изначальное положение, освобожденного спутника Высшей Личности.
Прасадам, пение святого имени Господа и поклонение Божеству очищают жизнь человека и приводят его в состояние васудева-таттва, превосходящее даже гуну мирской благости. Материальная благость – ненадежное состояние. Обычно люди приравнивают благость к морали, но как заметил современный философ-моралист Френсис Шефлер, мораль «это аспект психологии человека и его общественных отношений, а не свод правил», а значит, люди с материалистическим сознанием не способны привести мораль к каким-то устойчивым стандартам. Люди трактуют моральное поведение соответственно состоянию своего ума и общественной ситуации, что, разумеется, весьма изменчиво. Вечный закон ягьи или жертвоприношения превыше временной этики. Мы можем обнаружить его, например, в Чхандогья Упанишад: пурушо вава яджнаха «вся жизнь человека должна стать жертвоприношением Всевышнему». Господь Кришна предостерегает, что тот, кто не следует ведической системе жертвоприношения, живет понапрасну. А ее последователи достигают высших сфер чистой благости. В состоянии шуддха-саттва душа исцеляется от болезни «Я» и «Мое». Как следствие, такого человека не будоражат спекулятивные рассуждения о макро-, микрокосме. Он знает, что все планеты вселенной – это собственность Кришны. Он знает, что все жертвоприношения, проводимые в человеческом обществе, предназначены только лишь для удовлетворения Кришны. Он знает, что Кришна – это друг всех живых существ, пребывающий в сердце каждого. Как Кришна говорит в Бхагавадгите (5.29), это знание освобождает душу от тройственных страданий материальной жизни. Как только она избавляется от влияния этих трехгун, волны духовной привязанности несут такую преданную душу навстречу Кришне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|