Модуль 4. Основные факторы развития предприятия
Тема 8. Научно-технический прогресс – основа интенсификации производства
Экстенсивные и интенсивные факторы развития производства. Пути расширения производства. Сущность НТП и значение для развития предприятий пищевой промышленности. Управление научно-техническим прогрессом и роль государства при внедрении достижений НТП.
Основные направления развития НТП (электрификация, механизация, автоматизация, компьютеризация, химизация, применение новых видов энергии). Роль и значение диверсификации производства и реструктуризации предприятий.
Показатели НТП и методика их расчета.
Тема 9. Инвестиционная политика предприятия
Понятие инвестиций, их виды и значение для экономического развития предприятия. Понятие нового строительства, капитального строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия. Основные показатели эффективности инвестиционных проектов (коэффициент окупаемости капитальных вложений, срок окупаемости, коэффициент прибыльности) и методика их расчета. Особенности оценки эффективности проектов с учетом факторов риска. Источники инвестирования. Особенности привлечения дополнительных источников финансирования.
Таблица 4
Соответствие содержания требуемым результатам обучения
№
п/п
| РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ
| Учебно-образовательные модули
|
Модуль 1
| Модуль 2
| Модуль 3
| Модуль 4
|
| Знания:*
|
|
|
|
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
| экономические основы функционирования современной организации (предприятия);
основные характеристики предприятия как основного звена рыночной экономики;
основные составляющие внешней и внутренней среды предприятия;
производственную и организационную структуру предприятия;
методику расчета основных экономических показателей характеризующих деятельность предприятия;
основные факторы экономического роста производства предприятия.
| +
+
+
+
|
+
+
|
+
|
+
|
| Умения:
|
|
|
|
|
2.1
2.2
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
| адаптировать деятельность организации к изменяющейся конъюнктуре;
обеспечить комплексный подход в рассмотрении отдельных экономических и профессиональных проблем;
обосновать роль и место предприятий в рыночной экономике;
раскрыть сущность внешней и внутренней среды предприятия;
дать общую характеристику производственной и организационной структуры, принципов ее построения;
дать общую характеристику инновационной, инвестиционной, ценовой политики предприятия;
рассчитать основные технико-экономические показатели организации;
оценить экономическую эффективность принимаемых решений.
| +
+
+
+
| +
+
+
| +
+
+
+
| +
+
+
+
+
|
| Владение:
|
|
|
|
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
| методами анализа экономических явлений и процессов на микроуровне;
методами сбора, анализа и обработки данных для расчета экономических и социально-экономических показателей деятельности организации (предприятия);
информацией о структуре предприятий различных форм собственности;
информацией о разновидностях организаций (предприятий), их преимуществах, недостатках;
методами расчета и анализа основных технико-экономических показателей предприятия.
|
+
+
| +
+
+
| +
+
+
| +
+
+
|
| Профессиональные компетенции:
|
|
|
|
|
| расчетно-экономическая деятельность
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способностью анализировать и интерпретировать экономическую, финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций и ведомств (ПК-7).
|
|
+
+
+
|
+
+
+
|
+
+
+
+
|
Практические работы
Практические работы являются формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель практических работ – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области экономики предприятия, определения эффекта и эффективности использования всех его ресурсов. Практические работы рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание практических работ должно соответствовать профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение. В таблице 5 представлен перечень лабораторных занятий, рекомендуемый для различных областей знаний, а также определены его основные цели, которые должны быть достигнуты.
Таблица 5.1.
Практические работы для профилей подготовки:
«Мировая экономика», «Экономика организаций», «Региональная экономика», «Финансы и кредит», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»
№
п/п
| Учебно-образовательный
модуль.
Цели практикума
| Примерный перечень практических работ или семинарских занятий
|
Очная
| Очно-заочная
| Заочная
| Заочно-сокращенная
|
| Модуль I. Предприятие в системе рыночных отношений
Цели:формирование способности осуществлять поиск информации по полученному заданию, способности находить оптимальные организационно-управленческие решения, осуществлять сбор и анализ информационных данных
| 1. Предприятия различных форм собственности в современной экономике России.
2. Внутренняя и внешняя среда организации
|
|
|
|
|
| Модуль II. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования
Цели:изучить состав и структуру активов предприятия, уметь анализироватьи оценивать экономические показатели, ситуации, производить расчет показателей эффективного использования всех ресурсов предприятия, находить оптимальные пути решения выявленных проблем, определять экономический эффект
| 1. Основные производственные фонды и оборотные средства предприятий и экономическая эффективность их использования.
2. Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда.
|
|
|
| Модуль III. Основные показатели конечных результатов деятельности предприятия
Цели:изучить структуру и составиздержек производства, методы ценообразования, производить расчет цен на продукцию, оценивать влияние различных факторов на себестоимость и цены, произвести распределение прибыли на конкретном примере
| 1. Формирование себестоимости как показателя текущих издержек предприятия и направления ее снижения.
2. Политика ценообразования в условиях и методика расчета цен на предприятии
3. Финансовые результаты предприятия.
|
|
|
|
|
| Модуль IV. Основные факторы развития предприятия
Цели: уметь рассчитывать показатели эффективности использования НТП, рентабельности, формировать и распределять денежный поток, эффективности производства и показатели инвестиционных проектов
| 1. Расчет экономических показателей от внедрения НТП.
2. Инвестиционная политика предприятия
|
|
|
|
| Всего часов
| |
|
|
|
|
Таблица 5.2
Практические работы для профилей подготовки:
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№
п/п
| Учебно-образовательный
модуль.
Цели практикума
| Примерный перечень практических работ или семинарских занятий
|
Очная
| Очно-заочная
| Заочная
| Заочно-сокращенная
|
| Модуль I. Предприятие в системе рыночных отношений
Цели:формирование способности осуществлять поиск информации по полученному заданию, способности находить оптимальные организационно-управленческие решения, осуществлять сбор и анализ информационных данных
| 1. Предприятия различных форм собственности в современной экономике России.
2. Внутренняя и внешняя среда организации
|
|
|
| -
|
| Модуль II. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования
Цели:изучить состав и структуру активов предприятия, уметь анализироватьи оценивать экономические показатели, ситуации, производить расчет показателей эффективного использования всех ресурсов предприятия, находить оптимальные пути решения выявленных проблем, определять экономический эффект
| 1. Основные производственные фонды и оборотные средства предприятий и экономическая эффективность их использования.
2. Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда.
|
|
|
|
| Модуль III. Основные показатели конечных результатов деятельности предприятия
Цели:изучить структуру и составиздержек производства, методы ценообразования, производить расчет цен на продукцию, оценивать влияние различных факторов на себестоимость и цены, произвести распределение прибыли на конкретном примере
| 4. Формирование себестоимости как показателя текущих издержек предприятия и направления ее снижения.
5. Политика ценообразования в условиях и методика расчета цен на предприятии
6. Финансовые результаты предприятия.
|
|
|
|
-
|
| Модуль IV. Основные факторы развития предприятия
Цели: уметь рассчитывать показатели эффективности использования НТП, рентабельности, формировать и распределять денежный поток, эффективности производства и показатели инвестиционных проектов
| 3. Расчет экономических показателей от внедрения НТП.
4. Инвестиционная политика предприятия
|
|
|
|
| Всего часов
| |
|
|
| -
|
Практические занятия должны быть полностью обеспечены учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением практических занятий студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения практических работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.
Повысить эффективность проведения практических занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария, расширяющих диапазон исследования и анализа результатов эффективности использования ресурсов предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: