Перечень занятий и колличество их в неделю
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Объяснительная записка XXV съезд КПСС выдвинул задачу «дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы»1. (1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77) Этим решением съезда должны руководствоваться и работники дошкольных учреждений. Воспитание детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях организуется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Дети шестилетнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи должны усвоить тот объем знаний, умений, навыков, который определен программой подготовительной к школе группы дошкольных учреждений общего типа. Однако содержание и методы обучения, по разделу «Родной язык» значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием. Данная программа содержит следующие добавления и изменения: 1. Вводится новый материал «Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте», который разработан с учетом имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. Обучению элементам грамоты предшествует длительный период, 2. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления по развитию связной, правильной речи с учетом специфических особенностей детей данной группы. Выделен раздел «Развитие графических навыков». Данная программа обязательна для логопеда и воспитателя дошкольного учреждения (дошкольной группы) для детей с нарушениями речи и является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи. В подготовительные группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи принимают детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает Несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.
Задачи обучения. В секторе логопедии Научно-исследовательского института дефектологии разработана система обучения детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием в условиях пребывания их в специальных детских садах или группах при массовых детских садах. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты. Решение этих задач сводится к следующему: специальными логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Постановка звуков или уточнение произношения уже имеющихся звуков необходимо, однако этим коррекционное обучение не ограничивается. Специальное время отводится па развитие фонематического восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных пли уточненных в произношении звуков на слух, а также па развитие слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в спою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, Эго имеет громадное значение не только для подготовки к обучению грамоте, но и дли введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие и виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков, наряду с тренировочными упражнениями, направленными па закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произносятся или неправильно употребляются в речи.
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове; уметь членить предложения па слова. Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. Однако обучение грамоте начинается только после 4—5 месяцев устных упражнений, имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки речи и все основные дифференцировки (взрывные — фрикативные; звонкие — глухие; свистящие — шипящие; мягкие — твердые; плавные — вибранты). Кроме того, дети овладевают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом. Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.
При разработке системы обучения с фонематическим недоразвитием учтено и отставание в развитии у детей произвольного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фронтальными — создает наиболее благоприятные условия для выработки сосредоточенности и развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен ряд специальных упражнении, направленных на развитие у детей внимания к звуковой стороне речи. Особенности речи детей, подлежащих воспитанию и поучению в логопедических группах. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем. Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот, с — ш или ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'. Дети произносят «табака» вместо собака; «туба» вместо шуба, «дубы» вместо зубы и т. д. В других случаях не произошел еще процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и вместо с и с', вместо ч и т' нечто вроде смягченного ч и т. п. Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в речи наблюдается смешение звуков с и ш, например: «светит шолнышко». Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах пли при неоднократном повторении произносит различно. Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т. е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т. д.
Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16 — 20) Чаще всего оказываются сформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т' и д'; звуки л, р, р'; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения. Приведем примеры неправильного произношения слов детьми шести - семи возраста: «тольнытка» пли «сонппска» вместо солнышко; «ляде» вместо ружье; «сяинк» вместо чайник; «тупы» вместо зубы; «паяпап» вместо барабан; «Тинята лидали в ятике» вместо Щенята лежали в ящике; «Дивет под клилеткам, квот колеткам, кодяппом длудит, дом таладит» (Живет noд крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит) и т.п. Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катиль» вместо скатерть, «сипет» вместо велосипед, «листри» вместо электричество и т. д. Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении детьми специальных задании по различению звуков. Так, у детей возникли затруднения, когда им предложили внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба; ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т. п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся па какой-либо определенный звук. На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи. Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. И только при специальном обследовании речи детей выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п.
Распорядок дня. Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с недостатками речи требует четкой организации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем1. Логопед работает в детском саду с 9 до 13 ч2. из них 3,5 часа отводится на фронтальные и индивидуальные занятий, а 30 минут выделяются на ведение документации. Для речевых групп разработан режим дня и сетка занятий, значительно отличающиеся от обычного. В утренние часы в речевых группах проводится ежедневно по два занятия: 1-е занятие с 9 ч до 9 ч 30 мин и 2-е — с 9 ч 10 мни до 10 ч 10 мин. После проведения фронтального занятия логопед с 9ч 30 мин до 12 ч 30 мин занимается с небольшими подгруппами в 3— 4 человека (примерно по 20—30 мни). В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных пелен и задач того пли иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей с более или менее однородными дефектами произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, недостаточность которых ограничивается фонематическим недоразвитием при достаточно высоком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на дифференциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т. е. детей с общим недоразвитием речи. В занятиях с этими подгруппами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического - оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонематическим недоразвитием. С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться па всем протяжении обучения индивидуальные занятия. Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков. Если первое занятие проводит логопед (по произношению, грамоте или развитию речи), воспитатель присутствует па нем, делает записи, так как отдельные элементы этого занятия включены в его вечернюю работу. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свое занятие, а в это время логопед берет одного или нескольких детей на индивидуальную работу в кабинет. Не следует забывать, что основная цель специальных групп — исправить речь детей. Логопед всегда учитывает способности и индивидуальные особенности детей. Так, если ребенок хорошо успевает по лепке, рисованию или аппликации, то он может это занятие без ущерба пропустить (логопед заранее согласует с воспитателем фамилии детей, с которыми он будет проводить индивидуальную работу). После второго занятия воспитатель ведет большую часть детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом. Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15 до 15 ч 30 мин) проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин до 17 ч одно из занятий (4—5 раз в неделю) согласно специально разработанной сетке. ____________ 1 В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах 2 Допускается проведение логопедических занятии и вечернее время одни РЕЖИМ ДНЯ специальной группы для детей с недостатками произношения Подъем детей, утренний туалет, дежурства, утренняя гимнастика 7.30 — 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 — 8.55 1-е занятие (проводит логопед или воспитатель) 9.00 — 9.30 2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40—10.10 Индивидуальные и подгрупповые логопедические замятия 9.30—12.30 Подготовка к прогулке, прогулка 10.10—12.30 Подготовка к обеду, обед 12.45—13.15 Подготовка ко сну, сон 13.15—15.00 Подготовка к полднику, полдник 16.00—16.15 Занятие (проводит воспитатель) 16.30—17.00 Подготовка к прогулке, прогулка 17.00—18.45 Подготовка к ужину, ужни 18.45—19.10 Спокойные игры, подготовка ко сну 19.10—20.45 Ночной сон 20.45—7.30
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛЛИЧЕСТВО ИХ В НЕДЕЛЮ Утро (занятия по 30 мин) 1-е занятие (проводит воспитатель или логопед) 9.00 – 9.30 2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40 – 10.10 Индивидуальные или подгрупповые логопедические занятия 9.30 – 12.30 Индивидуальные и подгрупповые замятия, когда логопед не проводит фронтальных занятий 9.00 – 12.30 Вечер (все занятия проводит воспитатель) Индивидуальные занятия по исправлению произношения 15.00 – 15.30 Фронтальные занятия 16.20 - 17.00
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Утро Фронтальные занятия по произношению — 31 приводит логопед Счет — 2 Рисование—1 проводит воспитатель Развитие речи — 2 Физкультурное занятие— 1 Музыкальные занятия —2 Вечер (все занятия проводит воспитатель) Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4 — 5 Развитие речи — 1 Конструирование или аппликация — 1 Лепка — 1 Физкультурное занятие — 1 ___________________________ 1 Количество занятий ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Утро Произношение — 3 Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно проводит логопед Подготовка к письму — 1 Счет — 2 Развитие речи — 2 проводит воспитатель Музыкальные занятия — 2 Вечер (все занятия проводит воспитатель) Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4—5 Развитие речи — 1 Рисование – 1 Физкультурные занятия – 2 Конструирование, лепка, аппликация – 1
ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Утро Произношение — 2 Развитие речи — 2 проводит логопед Грамота — 2 Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно Подготовка к письму— 1 Счет — 2 Развитие речи — 1 проводит воспитатель Музыкальные занятия — 2 Вечер (все занятия проводит воспитатель) Индивидуальные занятия по исправлению произношения по мере надобности Лепка, рисование — 1 Развитие речи — I Конструирование, аппликация — 1 Физкультурные занятия — 2 ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения и определенной системе по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют нее дети, без исключения. Материал фронтальных занятий всегда должен включать звуки, правильно произносимые всеми детьми. К фронтальным занятиям дети подготавливаются па индивидуальных и групповых занятиях. Последовательность работы над звуками следующая: вначале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического слуха и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности, о которой будет сказано ниже, включаются поставленные к этому времени звуки. При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять себе место каждого занятия в общей системе обучения: что уже пройдено и хорошо усвоено детьми, что еще требует закрепления, какой новый материал следует использовать. Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Первый и второй периоды обучения являются подготовительными к обучению грамоте. В течение этого времени все упражнения, направленные на овладение звукопроизношением, теснейшим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения, так или иначе связано с развитием речи детей. При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения. Следует различать две основные группы звуков. Первая группа — это звуки, при произношении которых артикуляционных затруднений дети чаще всего не испытывают. Это: а, о, у, и, э, ы, м, м', н, н', п, п', т, к, к' х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б', д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л' — р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено. Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, к', х, х', л', йот, б, б', д, г, г') иногда произносятся неправильно пли вовсе не произносятся отдельными детьми. По отношению к ним задача расширяется: следует исправить неправильное произношение звуков, прежде чем начнутся занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков со всеми детьми. Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а у некоторых закрепилась неправильная артикуляция. Сюда относятся звуки р, р', л, свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т', близкий по артикуляции к звукам ч и ц, и звук д'. В большинстве случаев стоит вопрос о постановке детям всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и дифференциации. Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация звуков производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации). Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует, во-первых, появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над дифференциацией звуков. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее. Большое внимание па всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых и значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются. С самого начала обучения овладение фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и темп пли иными формами анализа. В строго определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте,— вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов (первый период обучения). И лишь позднее (второй период обучения) дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза отдельных слов и выделением слов из предложения. В процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются. Материал для закрепления правильного произношения звуков должен одновременно способствовать расширению и уточнению словаря, формированию умения правильно строить предложения, развитию связной, грамматически правильной речи. В течение третьего периода обучения выделяется специальное время на развитие грамматически правильной речи. Индивидуальные и групповые занятия. Постановка звуков и закрепление правильного произношения имеющихся у детей звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и подгрупповых занятий. Приемы коррекции звуков используются обычные. В то же время учитывается, что при фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затруднениях в звуковом анализе слова. Уже в момент постановки звуков перед логопедом стоят две задачи — воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только удастся добиться правильного произношения какого-либо звука, включается третья задача — научить выделять звук из состава слова. Понятно, что в педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, а на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны. В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: общую последовательность логопедической работы, о которой сказано в разделе «Фронтальные занятия», и общепринятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящие и шипящие р и л, и в то же время нарушено озвончение, то следует начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность внутри каждой группы. Так, в труппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от з ставится ж, от б — д, от д — г (звук в редко бывает лишен озвончения). Последовательность постановки соноров р и л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большее количество звуков, к фронтальным занятиям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка — особенности строения и подвижности его артикуляционного аппарата, степень развития слухового внимания и восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание работы будет различным. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционных упражнений и больше времени планировать па постановку звуков, с другими — больше внимания обращать на развитие слухового внимания, анализа, грамматически правильной связной речи. Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям. А для этого постановка звуков начинается задолго до их проведения. В зависимости от трудностей артикулирования того или иного звука и от индивидуальных особенностей ребенка этот срок колеблется примерно от одного до трех месяцев. Особенно важно задолго начать постановку звуков с, ш, б, р, л, которые не всегда удается быстро сформировать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|