Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень занятий и колличество их в неделю




Объяснительная записка

XXV съезд КПСС выдвинул задачу «дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы»1. (1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77) Этим решением съезда должны руководствоваться и работники до­школьных учреждений.

Воспитание детей с нарушениями речи в дошкольных учреж­дениях организуется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Дети шестилетнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи должны усвоить тот объем знаний, умений, навыков, который определен программой подготови­тельной к школе группы дошкольных учреждений общего типа. Однако содержание и методы обучения, по разделу «Родной язык» значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием. Данная программа содержит следующие добавления и изменения:

1. Вводится новый материал «Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте», который разработан с уче­том имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. Обучению элементам грамоты предшествует длительный период,
в течение которого воспитание правильного произношения сочетается с формированием речезвукового анализа и синтеза.

2. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления по развитию связной, правильной речи с учетом специфических особенностей детей дан­ной группы. Выделен раздел «Развитие графических навыков».

Данная программа обязательна для логопеда и воспитателя дошкольного учреждения (дошкольной группы) для детей с на­рушениями речи и является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи.

В подготовительные группы для детей с недоразвитием фо­нетической стороны речи принимают детей шестилетнего воз­раста с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает Несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фоне­матического восприятия. Недостатки речи при этом не ограни­чиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

Задачи обучения. В секторе логопедии Научно-исследова­тельского института дефектологии разработана система обуче­ния детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием в условиях пребывания их в специальных детских садах или группах при массовых детских садах.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подго­товку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Решение этих задач сводится к следующему: специальными логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из усло­вий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Постановка звуков или уточнение произношения уже имеющихся звуков необходимо, однако этим коррекционное обучение не ограничивается. Специальное время отводится па развитие фо­нематического восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных пли уточненных в произношении звуков на слух, а также па развитие слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического вос­приятия происходит одновременно с развитием анализа и син­теза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в спою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, Эго имеет громадное значение не только для под­готовки к обучению грамоте, но и дли введения в речь постав­ленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие и виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков, наряду с тренировочными упражнениями, направлен­ными па закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произно­сятся или неправильно употребляются в речи.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последо­вательность звуков в слове; уметь членить предложения па слова.

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. Однако обучение грамоте начинается только после 4—5 месяцев устных упражнений, имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки речи и все основные дифференцировки (взрыв­ные — фрикативные; звонкие — глухие; свистящие — шипящие; мягкие — твердые; плавные — вибранты). Кроме того, дети овла­девают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в си­стеме коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспи­тание связной, грамматически правильной речи.

При разработке системы обучения с фонематическим недо­развитием учтено и отставание в развитии у детей произволь­ного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фрон­тальными — создает наиболее благоприятные условия для выра­ботки сосредоточенности и развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен ряд специальных упражнении, направленных на развитие у детей внимания к звуковой сто­роне речи.

Особенности речи детей, подлежащих воспитанию и поуче­нию в логопедических группах. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акусти­ческими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем.

Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звон­кие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот, с — ш или ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих зву­ков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'. Дети произносят «табака» вместо собака; «туба» вместо шуба, «дубы» вместо зубы и т. д.

В других случаях не произошел еще процесс дифференциа­ции звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчет­ливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и вместо с и с', вместо ч и т' нечто вроде смягченного ч и т. п.

Некоторые звуки ребенок по специальному требованию про­износит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в речи наблюдается смешение звуков с и ш, например: «светит шолнышко».

Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах пли при неод­нократном повторении произносит различно.

Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т. е. звук может произно­ситься искаженно и в то же время смешиваться с другими зву­ками или опускаться и т. д.

Количество неправильно произносимых или неправильно упо­требляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16 — 20) Чаще всего оказываются сформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т' и д'; звуки л, р, р'; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

Приведем примеры неправильного произношения слов детьми шести - семи возраста: «тольнытка» пли «сонппска» вме­сто солнышко; «ляде» вместо ружье; «сяинк» вместо чайник; «тупы» вместо зубы; «паяпап» вместо барабан; «Тинята лидали в ятике» вместо Щенята лежали в ящике; «Дивет под клилеткам, квот колеткам, кодяппом длудит, дом таладит» (Живет noд крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сто­рожит) и т.п.

Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катиль» вместо ска­терть, «сипет» вместо велосипед, «листри» вместо электриче­ство и т. д.

Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении детьми специальных задании по различению звуков. Так, у детей возникли затруднения, когда им предло­жили внимательно слушать и поднимать руку в момент произ­несения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными зву­ками (например: па-ба; ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при вы­делении звука, с которого начинается слово, и т. п. У большин­ства детей значительные затруднения наблюдаются при необ­ходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся па какой-либо определенный звук.

На недостаточность слухового восприятия указывают и за­труднения детей при анализе звукового состава речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и раз­личения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко на­блюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бед­ность словаря и некоторая задержка в формировании грамма­тического строя речи.

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. И только при спе­циальном обследовании речи детей выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существитель­ными и т. п.

Распорядок дня. Предлагаемая система подготовки к обу­чению в школе детей с недостатками речи требует четкой орга­низации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблю­дение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем1.

Логопед работает в детском саду с 9 до 13 ч2. из них 3,5 часа отводится на фронтальные и индивидуальные занятий, а 30 минут выделяются на ведение документации.

Для речевых групп разработан режим дня и сетка занятий, значительно отличающиеся от обычного.

В утренние часы в речевых группах проводится ежедневно по два занятия: 1-е занятие с 9 ч до 9 ч 30 мин и 2-е — с 9 ч 10 мни до 10 ч 10 мин.

После проведения фронтального занятия логопед с 9ч 30 мин до 12 ч 30 мин занимается с небольшими подгруппами в 3— 4 человека (примерно по 20—30 мни). В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в те­чение года может изменяться в зависимости от конкретных пелен и задач того пли иного периода обучения и индивидуаль­ных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, целесооб­разно объединять детей с более или менее однородными дефек­тами произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расши­рение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, недостаточность которых ограничи­вается фонематическим недоразвитием при достаточно вы­соком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на диффе­ренциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т. е. детей с общим недоразвитием речи. В занятиях с этими под­группами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического - оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонематическим недоразвитием.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками про­изношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться па всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех постав­ленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков.

Если первое занятие проводит логопед (по произношению, грамоте или развитию речи), воспитатель присутствует па нем, делает записи, так как отдельные элементы этого занятия вклю­чены в его вечернюю работу. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свое занятие, а в это время логопед берет одного или нескольких детей на индивиду­альную работу в кабинет. Не следует забывать, что основная цель специальных групп — исправить речь детей. Логопед всегда учитывает способности и индивидуальные особенности детей. Так, если ребенок хорошо успевает по лепке, рисованию или аппликации, то он может это занятие без ущерба пропустить (логопед заранее согласует с воспитателем фамилии детей, с ко­торыми он будет проводить индивидуальную работу).

После второго занятия воспитатель ведет большую часть детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15 до 15 ч 30 мин) проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин до 17 ч одно из занятий (4—5 раз в неделю) согласно специально разработанной сетке.

____________

1 В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах
для детей с нарушениями речи» на каждую группу утверждена должность
логопеда (1 ставка).

2 Допускается проведение логопедических занятии и вечернее время одни
раз в неделю.

РЕЖИМ ДНЯ

специальной группы для детей с недостатками произношения

Подъем детей, утренний туалет, дежурства, утренняя гимнастика 7.30 — 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 — 8.55

1-е занятие (проводит логопед или воспитатель) 9.00 — 9.30

2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40—10.10

Индивидуальные и подгрупповые логопедические замятия 9.30—12.30

Подготовка к прогулке, прогулка 10.10—12.30

Подготовка к обеду, обед 12.45—13.15

Подготовка ко сну, сон 13.15—15.00
Подъем, индивидуальные занятия по исправлению про­изношения по заданию - логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры 15.00—16.00


Подготовка к полднику, полдник 16.00—16.15

Занятие (проводит воспитатель) 16.30—17.00

Подготовка к прогулке, прогулка 17.00—18.45

Подготовка к ужину, ужни 18.45—19.10

Спокойные игры, подготовка ко сну 19.10—20.45

Ночной сон 20.45—7.30

 


ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛЛИЧЕСТВО ИХ В НЕДЕЛЮ

Утро (занятия по 30 мин)

1-е занятие (проводит воспитатель или ло­гопед) 9.00 – 9.30

2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40 – 10.10

Индивидуальные или подгрупповые лого­педические занятия 9.30 – 12.30

Индивидуальные и подгрупповые замятия, когда логопед не проводит фронтальных заня­тий 9.00 – 12.30

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения 15.00 – 15.30

Фронтальные занятия 16.20 - 17.00

 


ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ


Утро

Фронтальные занятия по произношению — 31 приводит логопед


Счет — 2

Рисование—1 проводит воспитатель

Развитие речи — 2

Физкультурное занятие— 1

Музыкальные занятия —2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4 — 5

Развитие речи — 1

Конструирование или аппликация — 1

Лепка — 1

Физкультурное занятие — 1

___________________________

1 Количество занятий


ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ


Утро

Произношение — 3

Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно проводит логопед

Подготовка к письму — 1

Счет — 2

Развитие речи — 2 проводит воспитатель

Музыкальные занятия — 2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4—5

Развитие речи — 1

Рисование – 1

Физкультурные занятия – 2

Конструирование, лепка, аппликация – 1

 

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Утро

Произношение — 2

Развитие речи — 2 проводит логопед

Грамота — 2

Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно

Подготовка к письму— 1

Счет — 2

Развитие речи — 1 проводит воспитатель

Музыкальные занятия — 2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения по мере надобности

Лепка, рисование — 1

Развитие речи — I

Конструирование, аппликация — 1

Физкультурные занятия — 2


ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения и определенной системе по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особен­ностей. На них присутствуют нее дети, без исключения.

Материал фронтальных занятий всегда должен включать звуки, правильно произносимые всеми детьми. К фронтальным занятиям дети подготавливаются па индивидуальных и группо­вых занятиях.

Последовательность работы над звуками следующая: вна­чале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по раз­витию фонематического слуха и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на звуках, пра­вильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной по­следовательности, о которой будет сказано ниже, включаются поставленные к этому времени звуки.

При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять себе место каждого занятия в общей системе обучения: что уже пройдено и хорошо усвоено детьми, что еще требует закрепления, какой новый материал следует использо­вать.

Система обучения детей правильному произношению и эле­ментам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый и второй периоды обучения являются подготовитель­ными к обучению грамоте. В течение этого времени все упраж­нения, направленные на овладение звукопроизношением, тесней­шим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения, так или иначе связано с развитием речи детей.

При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.

Следует различать две основные группы звуков. Первая группа — это звуки, при произношении которых артикуляцион­ных затруднений дети чаще всего не испытывают. Это: а, о, у, и, э, ы, м, м', н, н', п, п', т, к, к' х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б', д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирова­ния этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недоста­точно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л' р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено.

Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, к', х, х', л', йот, б, б', д, г, г') иногда произносятся непра­вильно пли вовсе не произносятся отдельными детьми. По отно­шению к ним задача расширяется: следует исправить непра­вильное произношение звуков, прежде чем начнутся занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков со всеми детьми.

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а у некоторых закрепилась не­правильная артикуляция. Сюда относятся звуки р, р', л, свистя­щие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т', близкий по артикуляции к звукам ч и ц, и звук д'.

В большинстве случаев стоит вопрос о постановке детям всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и дифференциации.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап диф­ференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация зву­ков производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует, во-первых, появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над дифференциацией звуков. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.

Большое внимание па всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых и значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произношение гласных играет большую роль при анализе зву­кового состава слова. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются.

С самого начала обучения овладение фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при вос­полнении пробелов фонематического развития.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и темп пли иными формами анализа. В строго определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте,— вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов (первый период обуче­ния). И лишь позднее (второй период обучения) дети овладе­вают навыком звуко-слогового анализа и синтеза отдельных слов и выделением слов из предложения.

В процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совер­шенствуются.

Материал для закрепления правильного произношения зву­ков должен одновременно способствовать расширению и уточ­нению словаря, формированию умения правильно строить предложения, развитию связной, грамматически правильной речи.

В течение третьего периода обучения выделяется специаль­ное время на развитие грамматически правильной речи.

Индивидуальные и групповые занятия. Постановка звуков и закрепление правильного произношения имеющихся у детей звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Приемы коррекции звуков используются обычные. В то же время учитывается, что при фонематическом недоразвитии недо­статки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затруднениях в звуковом анализе слова. Уже в момент постановки звуков перед логопедом стоят две задачи — воспитание артикуляцион­ных навыков и развитие слухового восприятия. Как только удастся добиться правильного произношения какого-либо звука, включается третья задача — научить выделять звук из состава слова. Понятно, что в педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, а на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при про­изношении слов сложного слогового состава, воспитание плав­ного, правильного произношения слов различной слоговой слож­ности и словосочетаний выделяется как специальная задача

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: общую последовательность логопедической работы, о которой сказано в разделе «Фронтальные занятия», и обще­принятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящие и шипящие р и л, и в то же время нарушено озвонче­ние, то следует начинать работу одновременно над всеми ука­занными группами, но при этом соблюдая последовательность внутри каждой группы. Так, в труппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от з ставится ж, от бд, от дг (звук в редко бывает лишен озвончения). Последовательность постановки соноров р и л ин­дивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одно­временной постановки нескольких звуков, относящихся к раз­личным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большее количество звуков, к фронтальным занятиям. Необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности каждого ребенка — особенности строения и по­движности его артикуляционного аппарата, степень развития слухового внимания и восприятия, количество неправильно про­износимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуаль­ные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание ра­боты будет различным. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционных упражнений и больше времени планировать па постановку звуков, с другими — больше внима­ния обращать на развитие слухового внимания, анализа, грам­матически правильной связной речи.

Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям. А для этого постановка звуков начинается задолго до их проведения. В зависимости от трудностей артикулирования того или иного звука и от индивидуальных особенностей ребенка этот срок ко­леблется примерно от одного до трех месяцев. Особенно важно задолго начать постановку звуков с, ш, б, р, л, которые не все­гда удается быстро сформировать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...