Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Дифференциация звуков ч, с', с, т, ц




Цель: закрепление правильного произнесения звука ч в труд­ныхсловах со звуками с', с, т' ц; чтение двусложных слов.

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки; слова, на­писанные на доске.

Примерный ход занятия

1. Чтение слов (примерно 5 мни). На доске написаны дву­сложные и односложные слова, составленные из изученных букв а, у, м, ш, р, п

рама папа Мура шар

Шура Паша Мара шум

Маша мама Рома пар

Слова читаются хором и отдельными учениками.

2. Произнесение слогов, содержащих звуки ч — с, с' — ц — т'

Логопед. Дети, сейчас я проверю, как вы произносите трудные слоги.

Для повторения даются примерно такие слоги: ча - ач; тя - ча; ас - ас' - ач; ся – ча - ся; ча – ца - са и т. п.

3. Подбор слов с помощью предметных картинок со звуками ч, ц, с', с, т'. Примерные слова: удочка, цыпленок, утенок, косилка, чемодан, велосипед и т. п. (по 2—3 картинки на каждый звук).

4. Заучивание трудных слов, обозначающих профессии, и со­ставление с ними предложений (по картинкам, по вопросам, по опорным словам).

Логопед. Это кто? (Учительница.) Что делает учитель­ница? (Учительница учит детей.) Кто это? (Врач.) Что делает врач? (Врач лечит больных.)

Аналогичным образом могут быть заучены слова почтальон, птичница, ткачиха, милиционер, трубочист, мотоциклист и др.

Составляются изаучиваются предложения: Почтальон раз­носит письма, журналы и газеты. Милиционер регулирует улич­ное движение. Трубочист чистит трубы. Ткачиха ткет ткань. (Этот материал распределяется на групповые и вечерние заня­тия.)

5. Подведение итогов. Логопед отмечает активных детей, оценивает их ответы, дает задание на вечер.

Так же тщательно отрабатывается звук щ и производится его дифференциация от звуков ч, с' и ш.

 

Обучение грамоте. С начал, третьего периода обучения включаются специальные занятия по обучениюграмоте, которые проводят два раза в неделю. В те дни, когда занятий по грамоте нет, упражнение в чтении происходит на занятиях по произношению. На это отводится 5 — 7 минут.

В результате многочисленных упражнении первых периодов обучения, направленных на правильное произношение звуков, па анализ и синтез звукового состава речи, дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. И. все же новые задачи, которые перед ними ставятся, требуют значительных усилий.

Теперь, наряду с закреплением всех полученных навыков, перед ребенком ставится новая задача: он овладевает буквами, т. е. письменным обозначением звуков, объединением букв в слоги и слова, умением охватить глазами одновременно две буквы, уяснением значения прочитанного.

Основным приемом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после пред­варительного анализа складывается из буки разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чте­ние слоге по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам без перебора буки. Постепенно у детей воспитывается навык одно­временного восприятия двух, а позднее трех букв.

Также необходимо следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее — предложение. Для чтения можно использовать, кроме тех слогов и слов, которые дети столбиками складывают на своих столах из букв разрез­ной азбуки, слоговые таблицы, слоги и слова, написанные лого­педом на доске, ленты из плотной бумаг» с написанными на них слогами и словами, которые надо протягивать в прорезь так, чтобы ученик видел одновременно только один слог или одно слово, а также использовать букварь. Рекомендуется для чте­ния использовать «Азбуку для дошкольников», составленную А. Л. Воскресенской, С. П. Редозубовым и А. Н. Янковской. В этом пособии первые 14 букв расположены в следующей по­следовательности: a, y, м, p, ш, п, ы, л, н, с, о, к, х, т.

Во время их изучения дети складывают из букв разрезной азбуки и читают двусложные слова типа лапа, кошка, каток, односложные типа шум, трехсложные типа хорошо, предложе­ния, небольшие тексты.

Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети печатают или складывают из буки разрезной азбуки после уст­ного анализа, апозднее и самостоятельно слова, затем их чи­тают. Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, т. е. путем замены пли изменения количества букв дети получают новые слова, при этом могут быть целые цени преобразований,например, Маша — Мара— Мура — ура или кашакашкакошкамошкамушкамышка и т. п.

Внимание детей при этом обращено на то, что изменения только одного звука вслове достаточно для образования нового слова. При преобразованиислог, логопед следит затем, чтобы дети не складывали вновь каждое последующее слово, а заменяли только одну букву.

Аналогичные задания дети получают для самостоятельной работы; например, они складывают слово Мура, затем предла­гается подумать, какое новое слово можно получить, изменив только одну букву (Шура. Мура, мука и т. п.).

В работе с разрезной азбукой рекомендуется также исполь­зовать добавление недостающих букв в схеме под картиной, например, под рисунком, изображающим мак, дана схема этого слова в виде трех клеточек, в одной из них напечатана буква, надо добавить недостающие. Схема может быть и без изобра­жения предмета, в этом случае в ней можно пропустить одну или две гласные буквы, одну согласную, слог, например, дети получают такие карточки: (с/ /к); (к /ш/а); (к/а/ /а); (р/ /к) и т. п. Изготовление карточек чрезвычайно просто, ло­гопед всегда может подготовить их к занятию в нужном коли­честве с учетом индивидуальных затруднений.

Для самостоятельной работы детей можно использовать и такой прием. Дети получают наборы из трех - четырех букв, они должны составить слова, например: п, с, у, к, р, у, а.

В это же время закрепляются знания о том, что звуки бы­вают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет.

Дети усваивают практическим путем следующие правила правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственны именах и в начале предложении.

 

ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Занятия, направленные па развитие правильной связной речи детей (уточнение и расширение словарного запаса и совер­шенствование грамматического строя речи), проводятся в тече­ние года как воспитателем, так и логопедом.

Программа воспитания в детском саду предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объёмсловаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая чад развитием речи детей, не подменяют, адополняют друг друга.

Воспитатель полностью отрабатывает с детьми программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня мас­сового детского сада. Он осуществляет обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей и повседнев­ной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенно­сти речевого развития детей. Процесс обучения родному языку имеет некоторое своеобразие.

На первых порах обучения воспитатель использует преиму­щественно методы и приемы развития речи, не требующие раз­вернутого высказывания детей. Так, широко применяя нагляд­ный метод обучения, т. е. проводя экскурсии, знакомя детей с теми или иными объектами, используя показ картин, кино­фильмов и диафильмов, воспитатель довольствуется краткими ответами детей. Использование словесных методов обучения сводится преимущественно к чтению детям художественных произведений, рассказам воспитателя, проведению бесед. Боль­шое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развернутый ответ (несколько позднее), понима­ние различных вариантов вопроса, умение поддерживать разго­вор с собеседником. В то же время во втором полугодии боль­шое внимание уделяется развитию основных типов монологиче­ской речи, т. е. пересказа и рассказа.

В спецгруппы, как правило, попадают дети, недостаточно усвоившие материал предыдущих лет обучения, в связи, с чем больше времени планируется на повторение пройденного.

Подбор речевого материала для логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и ре­чевого опыта, накопленных детьми в процессе работы воспита­теля по разделам программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоиз­менения, словообразования и недостаточного овладения предложно-падежным управлением.

Работа логопеда над словарем носит выборочный характер. Сюда входит накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значе­ние; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знаком­ство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими проти­воположное значение.

Основная цель лексических упражнений — научить детей пра­вильно и осмысленно употреблять слона в спонтанной речи. Логопед упражняет детей в составлении словосочетаний и пред­ложений. Сюда входят прорабатываемые слова, сначала по мо­делям, указанным логопедом, а затем самостоятельно. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для логопедических занятий подбираются определенные группы слов и синтаксических конструкций, в образовании которых дети наиболее часто допускают ошибки. Сюда входят упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с лич­ными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительным. По­степенно отрабатываемые речевые конструкции логопед вклю­чает в работу над связной речью.

В работе логопеда над речью применяются специальные методические приемы, особого внимания требует подбор и груп­пировка различного наглядного и словесного материала, игро­вых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практи­ческое овладение навыками грамматически правильной речи.

Чтобы повысить коррекционное значение словарной работы, широко используются специальные упражнения, развивающие направленность на смысловую и звуковую сторону слов, умение подмечать их общие и. различные морфологические элементы. С целью расширения понимания лексического значения слов детям предлагают из двух слов выбрать наиболее подходящее к данной ситуации: «Собака лакает или лижет?», «Белье сти­рают пли купают?», «В ладоши хлопают или топают?» У детей развивают умение различать на слух падежные окончания су­ществительных в косвенных падежах, в таких, например, пред­ложениях: «Бабушка читает книгу внучке», «Бабушке читает книгу внучка», «Сестра одевает брата», «Сестру одевает брат».

Широко практикуются упражнения по дополнению предло­жений названиями существительных с различными окончаниями в порядке вопросов кто? — что? кому? —чему? кого? — ч е г о? к е м? — ч е м? с к е м? — с ч е м?

Мальчики любят играть в футбол. У них нет чего? (Мяча.) Дедушка подарил им что? (мяч) Они рады чему? (Мячу.) Они играют в футбол чем? (Мячом.)

Или: Вова хочет ловить рыбу. Ему нужна что? (Удочка.) У него нет чего? (Удочки.) Папа сделал ему что? (Удочку.) Вова рад чему? (Удочке.) Он ловит рыбу чем? (Удочкой.)

На подобных упражнениях формируется способность слы­шать различие в окончаниях существительных мужского и жен­ского рода, с пояснением, что к одним словам можно прибавить слово мой, к другим слово моя.

В процессе словарной работы значительное место отводится овладению детьми средствами словообразования. Навыки обра­зования и использования в речи слов с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами имеют большое значение для понимания оттенков слов, помогают детям самостоятельно расширить свой словарный запас. Работу следует начинать, используя прием сравнения и сопоставления (например: домдомик, столстолик).

Так, например, от слов дом, стоя, шар дети должны образо­вать слова с уменьшительным значением. Чтобы они почувство­вали разницу в значении и звучании этих слов, логопед инто­нацией выделяет в словах домик, столик, шарик, суффикс - ик, придающий оттенок уменьшительности.

Подобные сопоставления позволяют подчеркнуть эмоциональ­ную окраску, которую придают словам уменьшительно-ласка­тельные суффиксы. С этой целью сравнивают части липа взрос­лого человека и малыша. У взрослого нос (лоб, глаза) — у ма­лыша носик (лобик, глазки). Затем детям предлагают образовать слова уменьшительно-ласкательного значения от слов рука, нога, голова и т. д.

Для закрепления полученных знаний применяются различные задания, например: «Как можно ласково, одним словом назвать маленькую козу (лист, цветок, самолет и др.)?»

Несколько более сложным является образование слов с уменьшительно-ласкательным значением от таких слов, как пень, зверь, окунь, огонь, конь идр. Вначале с опорой на кар­тинки логопед предлагает догадаться, как можно сказать одним словом маленький зверь (зверек), маленький окунь (окунек), маленький пень (пенек) и т. д.

Особое внимание обращается направильное употребление этих слов в словосочетаниях и предложениях во множественном числе и косвенных формах (в них выпадают гласные). Можно назвать несколько таких предложений: «На елке зажгли разно­цветные огни», «В банке плавают маленькие окуни», «Лес вы­рубили, остались одни пни». Детям предлагают при повторении изменить каждое из этих предложении так, чтобы последнее слово обозначало предмет маленького размера.

Важное место занимают упражнения, связанные с различным употреблением в речи знакомых детям имен прилагательных.

Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, можно предложить образовать слова с уменьшительнымзна­чением качеств предметов, например: новенький, толстенький, голубенький и т. п. («У девочки голубой бант, у куклы голубень­кий бантик».)

Для закрепления навыка образования слов с уменьшительно-ласкательным значением предметов и их признаков уже зна­комые детям слова необходимо использовать при составлении словосочетаний и предложений.

Несколько позднее предусматривается практическое знаком­ство с относительными прилагательными (лимонный, яблочный, летний, зимний, деревянный, бумажный, картонный, ситцевый, бархатный). Уточняя значение этих слов, следует показать, как они используются вречи. С этой целью детям предлагают ряд заданий, например, дополнить фразу логопеда одним словом: «Мама варит из яблок какое варенье?» (Яблочное.) — с после­дующим повторением всей фразы.

Более трудным является задание, требующее образования относительного прилагательного от существительного и вклю­чении его в словосочетание, например: клюкваклюквенный (сок, кисель, сироп); дубдубовый (лист, лес, стол...).

Наряду с этим при сравнении предметов применяются спе­циальные лексические упражнения на образование прилагатель­ных в сравнительной и превосходной степени: выше, ниже, шире, уже; самый высокий, самый низкий и т. и.

В ходе выполнения подобных упражнений у детей вырабаты­вается умение вдумчиво подходить к выбору слов, имеющих различные оттенки, и правильно использовать их и своей речи.

Постепенно детей подводят к образованию слои с новым зна­чением, отличающимся по своему лексическому строю от дан­ных (чай, чайник, чайная чашка; соль, солить, солонка, соле­ный).

Чтобы восприятие было активным, детям предлагают под­бирать родственные слова при показе соответствующих предме­тов (с помощью логопеда). Так, например, логопед берет из чайницы щепотку чая, спрашивает: «Что это?» (Чай.) «Где его хранят?» (В чайнице.) «В чем его заваривают?» (В чайнике.) «Как называется чашка, из которой пьют чай?» (Чайная.) Ана­логично подбирают родственные слова при показе сахара, са­харницы, соли, солонки. Особое внимание уделяется образова­нию от названия предмета его признака, действия пли состоя­ния. Например, мыломылитьмыльныймыльница. Детям предлагают ряд упражнений, в которых надо образовать от од­ного слова другое, сходное по смыслу: соснасосновая шишка, елоеловая ветка, снегснеговик.

Подобные упражнения заостряют внимание детей па звуча­нии общей части родственных слов, подготавливая понимание их смысловой близости.

Практическое знакомство с глагольными словами, отличаю­щимися различными приставками, требует специальных упраж­нений. Чтобы дети поняли смысл глаголов с приставками, не­обходимо показать различные действия, позволяющие группиро­вать одинаковые приставки с различными глаголами и глаголы с различными приставками.

Для демонстрации подбирают пары глаголов прошедшего времени с приставкой и без нее, с которыми составляются сле­дующие предложения: Коля рисовал домнарисовал дом; пи­сал цифру - написал цифру; резал хлебнарезал хлеба. Дети с помощью логопеда определяют разницу в значении этих глагольных слов. При этом их внимание направляется па звучание начальной части слова, показывающей завершенность действия

Осмысленное образование новых глаголов с приставками дости­гается изменением приставки при одной и той же основе.

Используя специально подобранные картинки, составляют следующие предложения: Машина поехала, долго ехала, нако­нец, приехала в лес, потом обратно уехала домой. Или: Маль­чик побежал, бежал быстро, прибежал к речке, выкупался и убежал. И т.д.

Обращая внимание детей на начало действия, логопед назы­вает глаголы с приставкой по — поехал, полетел, пошел, побе­жал и т. д. Затем логопед называет группу глаголов, показы­вающих приближение к объекту (приставка при)приехал, прилетел, прибежал, пришел. Далее объясняется значение уда­ления, которое придает глаголам приставка у (уехал, убежал, улетел). Каждый раз, называя эти действия, логопед подчерки­вает интонацией начальную морфему каждого слова. Затем де­тей упражняют в образовании от слов плыл, вез, нес новых слов, обозначающих начало действий (поплыл, повез, понес), завершения (приплыл, привез, принес), конец действия (уплыл, увез, унес). Далее проводится упражнение, в котором дети за­канчивают фразу, сказанную логопедом, соответствующим при­ставочным глаголам. Например: Мальчик пустил в канавку бу­мажный кораблик. Кораблик, медленно (поплыл). Плыл-плыл и к другому берегу (приплыл). Но тут подул ветер, и кораблик далеко (уплыл).

Следует чаще упражнять детей в употреблении глаголов, отображающих различные действия, с приставками у, по, при, про, вы и т. д., шире использовать эти слова в различных сло­восочетаниях: предложениях и контекстах.

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространеныхслучаев многозначности слов.

Логопедическую работу целесообразно начать с подбора су­ществительных, в которых переносное значение основано на конкретных, наглядных признаках, например: шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба; ручка ребенка, ручка двери, ка­стрюли; спинка ребенка, спинка стула, кресла, дивана и т. п.

При показе неизвестных предметов внимание детей обра­щают па то общее, что их объединяет. После ряда подобных упражнений детям предлагают самостоятельно подобрать близ­кие по значению слова (например: швейная иголкаиголки у ежа, иголки у елки; ножка ребенканожки стола, стула, кресла, дивана, гриба ит. д.) и составить с ними предложения.

Более трудным является вычленение разного значения в мно­гозначных глаголах. Вначале для упражнений берут личные глаголы, обозначающие движение. Детям предлагают подбирать различные существительные к глаголам летит (птица, бабочка, муха, самолет, шарик), идет (человек, слон, поезд, дождь, снег), плывет (рыба, утка, человек, льдина, облако).

Наиболее доступны пониманию часто употребительные образныевыражения, в которых переносное значение слова про­тивопоставляется основному. Так, например, обратив внимание на раскрасневшееся лицо одного из детей, можно сказать: «У Вовы лицо румяное, как яблоко». Также привлекается вни­мание,детей к словосочетаниям типа: сердитый человексер­дитый ветер, мороз; трусливый как зайка; хитрый как лиса.

Лучшему пониманию переносного значения слов помогает слушаниеспециально подобранных стихов и прозаических от­рывков (Румяной зарею покрылся восток...; Ветерок спросил, пролетая: отчего ты, рожь, золотая? В ответ колоски шелестят: золотые руки растят).

Упражнения в разъяснении исоставлении подобных слово­сочетаний, включение их в предложения поможет осмысленному восприятию многозначных слов в живой речи и различных кон­текстах.

Подготовительным этапом ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов — названий признаков предметов и действий. Сюда входит: сравнение контрастных предметов; определение иназвание пред­метов но вкусу, цвету, размеру, назначению; при этом широко используются игровые приемы типа загадок — по данным при­знакам указать предмет.

Нацеливая внимание детей на слова-антонимы, для логопе­дических занятий подбирают пары предметов с ярко выражен­ными контрастными признаками. При показе этих предметов логопед интонацией подчеркивает их качественную противопо­ложность. Например: широкаяузкая (лента), длинныйко­роткий (карандаш), новыйстарый (пенал), большойма­ленький (кубик), высокаянизкая (пирамидка), толстаятон­кая (книга) и т. л. Затем детей предупреждают, что будут на­зывать только два слова, которые обозначают противоположные признаки определенной пары предметов, например: высокийнизкий, большоймаленький. Угадавший показывает и назы­вает эти предметы.

Подобные задания варьируются. Можно предложить детям самим расположить парамиряд предметов, руководствуясь словами - антонимами. которые называет логопед: глубокаямел­кая (тарелка), грязныйчистый (стакан), сухаямокрая (губка) и т. д.

Расширяя понимание значений этих слов, целесообразно про­водить следующие упражнения:

1) Дополнить фразу логопеда словами противоположного значения:

Весной ласточка прилетает, осеньюулетает. Река глубокая, ручей – мелкий. Зимой день короткий, летом – длинный.

2) Выделять и называть слова противоположного значения в предложении логопеда: Красный карандаш острый, черный тупой.Платье новое, а фартук старый. Зимой холодно, а летом жарко. И т. Д.

Продолжением этой работы является самостоятельное со­ставление детьми предложений с двумя словами, данными лого­педом: сладкий — горький, больной — здоровый, хороший — плохой.

В процессе этой работы дети учатся сопоставлению различ­ных предметов и явлений окружающей действительности и постепенно осваивают слова с противоположным значением, которые выражаются существительными, глаголами и прилага­тельными: плакатьсмеяться, работатьотдыхать, другвраг, день-ночь, летозима, утровечер.

Имея в виду накопление речевого опыта, необходимо трени­ровать детей в правильном употреблении в словосочетаниях и предложенияхформ родительного падежа существительных единственного или множественного числа с предлогами у: У козы козленокукозы козлята; из; взял из ящика, из сумки; из-под: достал из-под ящика. Можно включить в упражнение родительный падеж существительных: нет шапки (шапочки)шарфа (шарфика), шапокшарфов, шапочекшарфиков; ко­личества или части целого (стакан молока, воды, сока; ветка березы, дерева, дуба), а также слова многомало. В лесу много (мало) грибов, деревьев, ягод. Привлекается внимание детей к форме винительного падежа с предлогами за, перед (спрятался за дом, стоит перед домом).

Для упражнений и составлении предложений с предлогом через наиболее подходят глаголы с приставкой пере; перешел через дорогу, через лес; перепрыгнул через порог; переехал через мост, поле, реку; перелетел через забор, канаву.

Осмысленное употребление слов различных категорий, их форм достигается путем выделения в предложении названия действий, признаков повопросам: кто? что делает? что? делает чем? какой? куда? откуда? где?

Значительное количество ошибок на согласование, обнару­женных при обследовании, указывает на необходимость разви­вать у детей практическое умение правильно согласовывать и своей речи существительные с прилагательными, особенно в косвенных падежах. С этой целью вначале детей обучают сравнивать и описывать предметы по вопросам: какой (-ая, -ое)?, которые помогают выбрать правильную форму прилага­тельных.

На первых занятиях эти упражнения ограничиваются грам­матическими формами именительного надежа единственного числа существительных мужского, женского и среднего рода. 'Гак, например, рассматривая с детьми различные предметы одежды', логопед задает вопросы: «Какая у тебя шапка?» (Меховая), «Какое пальто?» (Меховое), «Какой воротник?» (Меховой.) В первую очередь подбираются слова с ударными окончаниями.

Обучая детей правильно подмечать признаки предметов, правильно согласовывать их с существительными в своей речи, целесообразно предложить посмотреть в окно и описать, напри­мер, какой сегодня день. При этом логопед задает вопросы: «День какой?» (Холодный, морозный, ветреный.), «Небо какое?» (Серову пасмурное.) Затем детей упражняют в составлении с этими словами предложений: Сегодня погода холодная, мороз­ная, солнечная, небо ясное и голубое.

Ряд упражнений проводится с целью научить детей узнавать предметы по основным признакам. Логопед вывешивает кар­тинки с изображением волка, лисы, медведя и т. д. Дети дол­жны по названным признакам угадать животное, составить с этими словами (признаками) предложения: Большой, бурый, неуклюжий, косолапый (медведь). Рыжая, пушистая, хитрая (лиса). Серый, злой, зубастый, хищный, опасный (волк). Серый, маленький, колючий (ёж).

Первоначально логопед даст образец.

В лесу живет лися. Она хитрая, рыжая, хищная.

Детям можно предложить следующие загадки (без нагляд­ного материала):

Колючий недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а ниток ни одной.

Далее на основе демонстрации действий и по картинкам со­ставляются словосочетания и предложения с существительными в винительном падеже без предлога и с предлогами вна, в творительном падеже с предлогами поднадперед. Дети с помощью вопросов какой? какую? какое? распростра­няют предложения.

Бабушка вяжет (какую? — голубую) кофту, (какой? — голубой) пла­ток, (какое? — голубое) платье.

Девочка наливает воду и (большую) чашку, в (большое) ведро, в (большой) таз.

Мальчик стоит (под какой сосной?) под высокой сосной, (под каким дубом?) под высоким дубом, (под каким деревом?) под высоким деревом.

Сопоставление окончаний вопросительного слова и прилага­тельного при соответствующем интонировании помогает прак­тическому усвоению родовых окончаний.

Используя ряд картинок, логопед учит детей составлять предложения и распространять их определениями, правильно согласуй слова между собой.

На скамейке сидит кот. На маленькой скамейке сидит большой пуши­стый кот. Дедушка и мальчик идут в лес. Старый дедушка и маленький мальчик идут и густой дремучим лес.

Известно, что распространение простого предложения яв­ляется основой для усвоения более сложных речевых конструкций. Ориентируясь на имеющийся у детей опыт составленияпростого распространенного предложения по демонстрации дей­ствия и по картинам, необходимо подготавливать практическое умение пользоваться в речи более сложными предложениями, усвоение которых служит основой дальнейшего речевого разви­тия детей.

Чтобы подвести детей к практическому образованию пред­ложений с однородными членами, целесообразно наглядно по­казать, что несколько действующих лиц могут производить одно и то же действие, а одно лицо — несколько действий. Для на­чала предлагают двум детям выполнить адекватные действия, например, лепить шарики. При этом логопед задает вопросы: «Что делает Коля?» (Лепит шарик.) «Что делает Вова?» (Ле­пит шарик.) Вывод: раз Коля и Вова выполняют одно и то же действие, можно составить одно предложение: Коля и Вова лепят шарики.

Затем детям предлагают объединиться по парам, придумать одинаковые действия, которые они покажут всем, чтобы можно было на этой основе составить подобные предложения.

Таким же способом проводятся упражненияпо распростра­нению предложения двумя сказуемыми. При этом один из детей выполняет ряд действий, например: моет и вытирает чашки, надевает и завязывает платок. При обобщении составляют пред­ложения: Коля вымыл и вытер чашку. Вера надела и завязала платок. Поскольку каждое из этих предложений можно распро­странить прилагательными, детям предлагают внести в предло­жение определения: «Какой платок надела и завязала Вера?» Вера надела и завязала голубой шелковый платок.

Приступая к работе над сложными предложениями с сою­зами а, и, но, необходимо, прежде всего, наглядно показать де­тям, как посредством союза и выражается в речи последова­тельность или одновременность. При этом демонстрируют или показывают картины. Например, предлагают одному из детей пойти в зал и принести стул, другом) — налить воды и выпить. Затем составляют предложения: Вова пошел в зал и принес стул. Вера налила воды и выпила ее. Организуя ряд подобных упражнений по картине и представлению, логопед предлагает вспомнить, что делали на прогулках: катались на лыжах, на санках и т. д. На основании этого дети составляют предложе­ния типа: Вова катался на лыжах и упал в снег. Оля села на сани и съехала с горы. Мы катали комки и лепили снеговика. Подобным методом детей практически знакомят с противи­тельным союзом а: Вера хотела очинить карандаш, а нож был тупой. Вера хотела поймать бабочку, а она улетела. И т. д.

Вышеуказанные упражнения способствуют накоплению рече­вого опыта, учат детей понимать и правильно употреблять в речи грамматические формы слов, строить различные синтак­сические конструкции.

 

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (указания для воспитателей)

В сетке часов выделяется специальное время для подготовки детей к письму (одно занятие в неделю в течение второго и третьего периодов, т. е. примерно около 30 занятии). Проводит эти занятия воспитатель.

Подготовка к письму включает в себя развитие ряда умений и навыков. Немаловажную роль среди них играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определен­ного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки.

В процессе развития графических навыков у детей воспиты­вается произвольное внимание и память. Воспитатель учит де­тей одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или ' иных фигур, удерживать эти задачи в памяти (например, напи­сать три большие палочки и две маленькие), при выполнении упражнений контролировать процесс их решения и правильно оценивать получаемые результаты. («Сколько и каких палочек надо было написать? Сосчитайте, правильно ли выполнили зада­ние? Посмотрите внимательно, хорошо ли написаны палочки. А теперь напишите еще пять таких же палочек совсем хорошо». И т. п.) Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяс­нения воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу п работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процес­сов или движений, а сознательной целенаправленной деятель­ностью ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполне­нии упражнений и возможно добиться желаемых результатов. В первую очередь необходимо научить детей правильно си­деть и правильно держать карандаш, тетрадь. Воспитатель по­стоянно следит за тем, чтобы дети сидели прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предла­гается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе. Приучая детей правильно держать карандаш, воспитатель показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш (детям предлагается проделывать эти упражнения перед началом работа), а два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются.

Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на за­нятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги — уметь определять части листа бумаги и расположение на нем ри­сунка (верх, низ, правая и левая стороны, справа, слева, над, под).

Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: прове­дения линий в ограниченном пространстве, например между ли­нейками; точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради; правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Дети учатся писать карандашом простей­шие элементы — палочки вертикальные (стоячие), горизонталь­ные (лежачие) и наклонные, палочки с закруглением вверху и внизу, палочки с петлей, овалы и круги; составлять каемочки из усвоенных элементов. Письмо элементов проводится в тетрадях в клеточку1. Для зарисовки, обводки и заштриховки фигур используются другие тетради (в клеточку).

_____________

1Рекомендуется использовать тетради и три косые линейкипри письме элементов второго и третьего этапов.

 

Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показы­ваемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выклады­вая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами.

Воспитатель заранее готовит таблицы для зрительных дик­тантов (они могут быть выложены на фланелеграфе). Кроме того, для каждого ребенка готовится специальный набор посо­бий: плоские цветные палочки, цветные карандаши, вырезанные из картона фигуры (по два квадрата, прямоугольника, треуголь­ника, кружка, овала). Одни фигуры должны быть большего размера, другие меньшего. Фигуры должны быть окрашены в основные цвета, соответствующие цвету фигур, используемых для зрительного диктанта.

Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель кото

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...