Тема. Дифференциация звуков п и б
Цель: сравнение звуков б и п; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов. Оборудование. Доска, наборное полотно, мел, наборы для выкладывания схемы слова; предметные картинки (перечислены при описании хода занятия). \ Примерный ход занятия. 1. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п. Логопед обращается к детям с вопросами: «Какой звонкий звук мы учили вчера?» (Звук б.) «Почему звук б называется звонким?» (Мы произносим его с голосом, звонко, громко.) Обращаясь к отдельным детям, логопед проверяет правильность произношения звука б. Внимание детей обращается на вибрацию голосовых связок. Затем детям предлагается произнести звук п — теперь внимание детей обращается на то, что звук п тихий, глухой. Хором и отдельными детьми произносятся звуки б и п. Логопед предлагает им попеременно произносить звуки п и б, слегка прикрыв ладонями уши. Звуки б и п сравнивают: один из них звонкий, другой — глухой. 2. Проведение одного - двух упражнении в дифференциации звуков п и б в слогах. Игра «Наоборот» с мячом. Логопед бросает мяч и произносит слог ба; возврашая мяч, ребенок произносит слог па и т.п. Игра в «Телефон». Дети становятся в ряд и поочередно произносят слоги. Так, например, первый ребенок произносит па, второй — ба, третий — опять па и т. п. Могут быть и более сложные комбинации. Повторение вслед за логопедом различных слоговых сочетаний, например: па-ба, бо-по. пу-пу-бу и т. п. При этом желательно, чтобы новое сочетание логопед повторял только один раз. Все эти упражнения требуют от детей максимального напряжения внимания. 3. Проведение одного из упражнений с целью дифференциации б и п в словах. Из ряда картинок детям предлагают выбрать такие, в названиях которых есть звук б. Примерные картинки: банка, поле, паук, бант, липа, кнопки, бублики, песок, бананы, пальто, бак, бубен, капуста и т. п. После этого называются оставшиеся картинки. Дети устанавливают, что в названии всех этих картинок есть глухой звук п.
Игра по типу «Телефон». Построившись в ряд, дети поочередно придумывают слова (из числа правильно произносимых), то со звуком б, то со звуком п. По вызову логопеда они подходят кего столу и вынимают из конверта (или берут из пачки, лежащей на столе) какую-либо картинку, называют ее, определяют, какой из звуков (глухой п или звонкий б) есть в этом слове и на каком месте он находится. Дети запоминают воспринятые на слух ряды из трех-четырех слов и правильно их воспроизводят, четко произнося каждое слово и каждый звук, например: пулемет, буквы, снопы, поезд, зяблик, запонка, бузина. Игра «Раз, два, три». Отбираются картинки, в названия которых входит звук п, затем картинки, в названия которых входит звук б. Игра в мяч. Бросая мяч одному из детей, логопед произносит слово со звуком б; возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком п (в этом упражнении слова подбираются как с твердыми, так и с мягкими звуками). 4. Анализ двусложных и односложных слов. Сравнение слов, отличающихся одним звуком. Разбор звуко-слогового состава слов, зарисовка схем. Составляют схему примерно таких слов: папа, бок, Боба, пух; при этом дети указывают количество слогов, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук. Внимание детей привлекается к тому, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Точки, соответствующие в схеме гласным звукам, обводят красным мелом. В каждом слове выделяют изучаемый звук (т. е. п или б), указывают: звонкий он или глухой. Игра в «Живые звуки». При этом занятии для анализа, подбирать слова: паук, липа, бок, бык. При этом могут быть использованы такие приемы: слова составляются из данных звуков, например, детям предлагают составить слово из звуков ы, к, б; логопед называет звуки в нужной последовательности (например, б, ы, к ), а дети «прочитывают» слово.
5. Проведение упражнений с целью развития внимания. Дети выполняют ряд поручений типа: «Подойди к шкафу, возьми со шкафа кубик, положи кубик на доску» или: «Возьми из шкафа три кубика, один положи на шкаф, другой в шкаф, третий — за шкаф». 6. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, к, со. С помощью сюжетных картинок дети самостоятельно составляют предложения по опорным словам, например: за, собака, спать, будка — За будкой спит собака. 7. Подведение итогов занятия. Логопед задает вопросы и дает поручение: «Какие звуки мы сегодня - повторяли? (п и б.) Какой из этих звуков звонкий? (б.) А звук п? (Глухой.) Придумайте по два слова — со звуком п и со звуком б». Как видно, на занятии большое внимание уделяется осознанному сравнению звуков п и б. Затем дети практикуются в правильном употреблении в речи этих звуков. Последующие звуки и пары звуков (д; д — т; г — к) изучаются на подобных указанному занятиях. В процессе изучения звуков б, б', д, д', г, г' продолжается закрепление навыка различения звуков по твердости-мягкости. Напомним, что сравнивается в этом плане первая пара звуков — звуки л' и л (при отработке звука л'). Затем сравнение этих пар звуков происходило при закреплении правильного произношения звуков с, с' и з, з' Логопед всегда внимательно следит за тем, чтобы дети правильно называли звуки. Так, например, если надо подобрать слова на звук с, нельзя брать слово Вася или гуси, так как в этих словах звук с мягкий. Детей необходимо научить различать твердые и мягкие согласные для того, чтобы подготовить их к правильному написанию слов с мягкими согласными (письмо, Люся, тетя и т. п.). Известно, что дети с дефектами речи, недостаточно подготовленные к различению звуков по твердости-мягкости, часто пишут «тота» вместо тетя, «дада» вместо дядя, «клуква» вместо клюква и т. п.. При обучении детей дошкольного возраста навык различения твердых и мягких звуков воспитывается постепенно. При изучении звуков б, д, г и дифференсации их от п, т, к можно не посвящать специальных занятий изучению б', д', г', к', нужно лишь попутно следить за тем, чтобы дети правильно называли эти звуки: в слове банка звук б твердый, а в слоне бинокль — мягкий.
Если в материал занятия или в отдельные упражнения включены твердые и мягкие звуки, то логопед говорит детям примерно так: «Сегодня будем повторять звуки б и б'».
Примерный план занятий второго периода обучения (3—3,5 месяца) ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Этот период длится 3—3,5 месяца. Фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю. Произношение. В течение этого периода изучаются звуки ч, щ и дифференцируются звуки ч — т'; ч — с — с'; щ — ч; щ — ш; щ – ч — с'— т'. Одновременно в самостоятельной речи детей закрепляют поставленные ранее звуки. Планируя занятия, логопед указывает, во-первых, какие звуки предполагается закрепить и, во-вторых, какая работа планируется, но закреплению навыков чтения. Приведем примерные планы занятий.
Тема. Звуки ч — т' Цель: закрепление правильного произношения звуков ч и т'; повторение букв а, у, м, ш, р. Оборудование. Картинки для составления предложений, написанные на доске слоги. Примерный ход занятия. 1. Чтение написанных на доске слогов. Устное добавление слогов до слов (примерно 5 мин). На доске написаны следующие слоги: Слоги читаются хором или отдельными детьми. Затем слоги преобразуют в слова. Количество добавляемых звуков соответствует при этом количеству точек. Слова не должны повторяться. По этим слогам могут быть составлены следующие слова: Мама, Маша, Рома, Мура, рама, ау, уа, Шура, шуба, рука, а, ум. 2. Повторение звуков т' и ч. Логопед. Дети, какой звук повторяется в словах: тетя Катя, Петя, телефон? (Звук т'.) А в словах — чайник, бочка, туча, качели? (Звук ч.) Сегодня мы будем повторять звуки ч и т' Он предлагает попеременно произносить звуки ч и т' чтобы дети почувствовали, что при произнесении звука т' язык прижимается к зубам, а при произнесении ч — отодвигается от них.
Логопед опрашивает детей, для которых характерно нестойкое произношение этих звуков. 3. Произнесение слоговых сочетаний. Детям предлагается повторять сочетания типа: ча — тя — тя; те — чё — чё; ат' — ач' — ат' и т. д. Это упражнение может быть проведено в виде соревнования команд илина отметку. В последнем случае на доске записываются имена всех детей; каждый ребенок получает новое задание; ответы оцениваются. 4. Составление (по картинкам) и правильное произнесение предложений с глаголом хотеть. С помощью сюжетной картинки дети отвечают на вопрос логопеда «Что хочет Леночка достать с полки?» Ответ: «Леночка хочет достать с полки мячик». Предложение произносится хором и отдельными детьми. Логопед следит за правильностью произнесения каждого звука. Логопед. А как об этом надо сказать про детей? (Дети хотят достать с полки мячик.) И это предложение дети четко произносят. Аналогично составляются предложения: Катя хочет купить птичку. Дети хотят купить птичку. Витя хочет покачаться на качелях. Дети хотят покачаться на качелях. Петя хочет купить удочку. Дети хотят купить удочку. 5. Заучивание рассказа «Очки». Логопед читает рассказ. Дедушка надел очки. Ом стал читать книгу. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки». После этого логопед задает детям следующие вопросы: «Что надел дедушка? Что стал делать дедушка? Кто подошел к дедушке? Что сказал внучек? Правильно ли думал внучек?» 6. Подведение итогов и оценка ответов детей. На вечер дается задание выучить рассказ «Очки». Кроме того, воспитателю поручается провести с отдельными детьми упражнения в правильном употреблении глагола хотеть. Следующее занятие, посвященное изучению звуков ч и т' (не считая повторения букв), можно начать с проверки задания, которое было дано на дом. Основным содержанием этого занятия может быть составление рассказа по серии картин (используется текст «Синичка»). Дети составляют примерно такой рассказ. Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела. Не следует спешить с изучением звуков ч и щ и их дифференцированием от ранее пройденных звуков. Не надо забывать, что многие дети еще недостаточно свободно употребляют в трудных сочетаниях некоторые из ранее пройденных звуков. Если первоначальное закрепление правильногопроизнесения звуков ч и щ можно провести на основе использования простых по слоговому извуковому составу слов (чай, чайник, качели, щенок, щетка и т.п.), то в последующие групповые и фронтальные занятия необходимо включить сложные по звуко-слоговому составу слова (На елке зажглись разноцветные электрические лам-почки).
Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциациизвука ч от звуков с', с, т' ц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|