Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные и подгрупповые занятия




Окончательное исправление всех недостатков речи в соответ­ствии с индивидуальными планами и планом фронтальных за­нятии.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильною произношения звуков ч, щ, и всех ранее пройденных.

2. Различение на слух: Ч — т' — с' — щ, Щ — ч — с' — ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч— т', ч — с, щ – ш, щ – ч, щ - с'.

4. В связи с окончательным закреплением правильного про­изношения всех звуков речи:

1) усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часов­щик, электрический и т. д.), употребление их в самостоятельной речи;

2) развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п.

5. Обучение грамоте.

Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соеди­нения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении.

Повторение звуков и знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и. Воспитание навыка осознанного, слитного с четким и правильным произнесением каждого звука чтения слов, пред­ложений, текстов. (Последовательность букв и сложность слов и текстов в соответствии с «Азбукой для дошкольников». Сост. Л. И. Воскресенская, С. П. Редозубов, А. В. Янковская.)

Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного ана­лиза и без него. Всевозможные преобразования слов (суп — сук — сок; мышка — мушка), добавление недостающих слогов и букв в надписи под картинками. Печатание букв и слов.

Закрепление навыка определения гласных и согласных зву­ков (гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Усвоение практическим путем следующих правил правописа­ния: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы и собственных именах и в начале предложения.

Фронтальные занятия заканчиваются к 1 нюня. В июне про­водятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, па которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Правильная организация логопедического процесса опреде­ляет качество коррекционной работы, имеющей целью исправ­ление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется и виду: своевремен­ное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ре­бенком в соответствии с общим планом, наличие планов фрон­тальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспи­тателей группы.

Обследование. Принятые в группу дети подвергаются тща­тельному логопедическому обследованию по плану, предусмот­ренному специальной «Речевой картой».

На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В результате наблюдений за ребенком во время занятий данные обследования могут пополняться. Одновременно начинается ра­бота по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже. Обследование проводится по плану.

 

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата поступлении ребенка и группу ___________________________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________________

Домашний адрес _____________________________________________________________

Из какого сада направлен (№, дата, адрес) ______________________________________

Жалобы родителей ___________________________________________________________

Данные о ходе речевого развития ________________________________________________

Состояние обшей моторики ___________________________________________________

Слух _________________________________________________________________________

Общее развитие ребенка__________________________________________________________

Внимание, работоспособность ____________________________________________________

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость артикуляции, дыхание)

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________

Произношение и различение звуков _______________________________________________

Анализ и синтез звукового состава речи ________________________________________

Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.).

Грамматический строй речи_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Словарь_________________________________________________________________________

(В карте должны быть приведены примеры образной детских высказываний.)

Закончив обследование, логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем подробно указывается, какие звуки подлежат коррекции или дифференциации, какую работу необходимо провести по развитию ритмико-слоговой структуры речи, по развитию слухового восприятия, анализу звукового состава речи, по расширению и уточнению словаря, развитию связной, грамматически правильной речи.

Логопед, закончив работу с индивидуальными планами, зна­комит с ними воспитателя, особенно подробно останавливаясь на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных эта­пах обучения. Следовательно, каждый воспитатель должен хо­рошо слышать дефектное произношение звуков, замечать аграмматизма в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать текущую работу логопеда.

Это дает возможность следить за речью детей и исправлять ее на занятиях и вне занятий с учетом индивидуальных возмож­ностей детей.

 

Планирование работы логопеда. Логопед имеет перспектив­ный план на весь учебный год, который включает в себя мате­риал по всем разделам коррекционной работы. При составлении этого плана логопеду следует предусмотреть:

1. Проведение бесед и консультаций для воспитателей.

2. Проверку речи детей старшей и подготовительной групп массового детского сада (где работает логопед).

3. Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов.

4. Организацию консультаций для детей с наиболее тяже­лыми нарушениями речи (с привлечением психоневролога, воспитателя, музыкального работника).

5. Участие в педсоветах, районных конференциях.

6. Связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и др.).

Логопед должен составлять план на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема и цель занятия, оборудова­ние, примерный ход занятия. Воспитатель присутствует на фрон­тальном занятии, записывает его ход, ошибки детей, результат занятия записывает в свой план (графа «учет»).

 

Дневник учета работы с детьми. В дневнике фиксируются наблюдения за детьми. Логопед записывает то, что считает наиболее важным для последующей работы, отмечает, как ребе­нок усвоил новый материал, какие трудности возникли в ходе работы. Кроме того, отмечает трудности в воспитательной работе, которые встречались на занятиях, интерес детей к заня­тиям, их усидчивость и целенаправленность. Здесь же фикси­руются консультации специалистом: психоневролога, отоларин­голога. Наблюдения логопед записывает с определенными ин­тервалами и зависимости от тяжести речевого дефекта, по не реже одного раза в два месяца.

 

Индивидуальные тетради детей. Индивидуальная работа с детьми фиксируется в тетрадях, которые имеются на каждого ребенка. В тетрадях логопед датирует занятие, определяет при­мерное его содержание. Тетради оформляются красочно: лого­пед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу по этим тетрадям родители следят за выполнением домашнего задания, а в обычные дни (по указанию логопеда), по этим тетрадям занимается воспитатель.

 

Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. Логопед еже­дневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми. Эти задания записываются в спе­циальную тетрадь, где воспитатель в конце занятия заполняет графу учета. Для вечерней работы планируются такие задания, как артикуляционная гимнастика, заучивание слои.

 

Отчет логопеда. В конце года логопед оформляет отчет об эффективности проведенной работы, сдает его старшему лого­педу, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах содержатся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу).

3. Количество выпущенных детей, из них:

а) с хорошей речью,

б) со значительным улучшением,

в) без значительного улучшения.
4. Рекомендовано направить:

а) в массовую школу,

б) в речевую школу,

в) во вспомогательную школу,

г) в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный курс и распределение их по диагнозу.

6. Количество детей, выбывших по разным причинам в тече­ние года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план.

Примечание: в графе «Примечание» указывается по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

Содержание и оборудование логопедического кабинета. Ин­дивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении (не менее 10м2), пригодном для ве­дения педагогической работы, — логопедическом кабинете.

Согласно положению о детских садах для детей с наруше­ниями речи, финансирование логопедических кабинетов осуще­ствляется областными, городскими и районными отделами на­родного образования по смете того детского сада, где функцио­нирует логопедическая группа.

Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом. В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, несколько столов и стульев для проведения занятий. Число детских столов должно быть не менее четырех, не считая большого стола логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. Кроме того, в ло­гопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематиче­ское изображение предмета.

Необходимым в оборудовании логопедического кабинета являются зеркала: одно стенное размером не менее 70X100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие инди­видуальные зеркала 9X12 см для индивидуальной работы (не менее 10 шт.).

У логопеда должен быть набор логопедических зондов, шпа­телей, спирт и вата для протирания зондов. В кабинете дол­жно быть чистое полотенце, настольные часы и настольная лампа.

Ниже приводится минимум специальной литературы, кото­рую желательно иметь в логопедическом кабинете.

· Журналы «Дошкольное воспитание» и «Дефектология».

· Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968.

· Правдина О. В. Логопедия. М., «Просвещение», 1973.

· Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., «Про­свещение», 1971.

· Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, «Просвещение», 1971.

· Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1961.

Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь: Альбомы для обследования речи. Книги-пособия с речевым материалом дли закрепления произношения звуков. Набор предметных, сюжетных и серийных картинок, подобранных на определенные звуки; сшитые из материи кассы и разрезную азбуку (в достаточном количестве). Счетный мате­риал. Наборы картин и игрушек по темам (мебель, посуда, транспорт и т. д.). Наборы предметов и игрушек для определения цвета, формы и величины предметов.

Для проведения занятий по исправлению речи следует ис­пользовать пособие «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста», ав­торы: Каше Г. А., Филичева Т. Б. (М., «Просвещение», 1971).

 

Работа с родителями. Совместная работа логопеда с роди­телями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и в условиях специального детского сада осущест­вляется в следующих формах.

Родительские собрания. Первое собрание родителей прово­дится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду.

Как правило, это собрание проводит зав. детским садом с родителями всех специальных групп.

Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в течение октября.

К этому времени логопед заканчивает обследование детей. Цель данного собрания — познакомить родителей с результа­тами обследования. При этом логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в рече­вом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного де­фекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы.

Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Ха­рактеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятий.

Последнее, заключительное родительское собрание прово­дится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решениями комиссии о дальнейшем обучении их в массовой или речевой школе или, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

Родительские «пятиминутки» проводятся по субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно. Сюда пригла­шают отдельных родителей с детьми, у которых возникли наи­большие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказы­вает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объяс­няет, как выполнять задания, записанные в тетрадь ребенка.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятии.

Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи ребенка в норме, различ­ных видов речевой аномалии, популярная литература. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендо­вать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...