Индивидуальные и подгрупповые занятия
Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятии. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильною произношения звуков ч, щ, и всех ранее пройденных. 2. Различение на слух: Ч — т' — с' — щ, Щ — ч — с' — ш. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч— т', ч — с, щ – ш, щ – ч, щ - с'. 4. В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи: 1) усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часовщик, электрический и т. д.), употребление их в самостоятельной речи; 2) развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п. 5. Обучение грамоте. Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соединения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении. Повторение звуков и знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и. Воспитание навыка осознанного, слитного с четким и правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений, текстов. (Последовательность букв и сложность слов и текстов в соответствии с «Азбукой для дошкольников». Сост. Л. И. Воскресенская, С. П. Редозубов, А. В. Янковская.) Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного анализа и без него. Всевозможные преобразования слов (суп — сук — сок; мышка — мушка), добавление недостающих слогов и букв в надписи под картинками. Печатание букв и слов. Закрепление навыка определения гласных и согласных звуков (гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков).
Усвоение практическим путем следующих правил правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы и собственных именах и в начале предложения. Фронтальные занятия заканчиваются к 1 нюня. В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, па которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДА Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недостатков речи. Под правильной организацией имеется и виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом, наличие планов фронтальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспитателей группы. Обследование. Принятые в группу дети подвергаются тщательному логопедическому обследованию по плану, предусмотренному специальной «Речевой картой». На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В результате наблюдений за ребенком во время занятий данные обследования могут пополняться. Одновременно начинается работа по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже. Обследование проводится по плану.
РЕЧЕВАЯ КАРТА Дата поступлении ребенка и группу ___________________________________________ Фамилия, имя ___________________________________________________________________ Возраст ________________________________________________________________________ Домашний адрес _____________________________________________________________ Из какого сада направлен (№, дата, адрес) ______________________________________
Жалобы родителей ___________________________________________________________ Данные о ходе речевого развития ________________________________________________ Состояние обшей моторики ___________________________________________________ Слух _________________________________________________________________________ Общее развитие ребенка__________________________________________________________ Внимание, работоспособность ____________________________________________________ Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость артикуляции, дыхание) Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________ Произношение и различение звуков _______________________________________________ Анализ и синтез звукового состава речи ________________________________________ Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.). Грамматический строй речи_______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Словарь_________________________________________________________________________ (В карте должны быть приведены примеры образной детских высказываний.) Закончив обследование, логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем подробно указывается, какие звуки подлежат коррекции или дифференциации, какую работу необходимо провести по развитию ритмико-слоговой структуры речи, по развитию слухового восприятия, анализу звукового состава речи, по расширению и уточнению словаря, развитию связной, грамматически правильной речи. Логопед, закончив работу с индивидуальными планами, знакомит с ними воспитателя, особенно подробно останавливаясь на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Следовательно, каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, замечать аграмматизма в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать текущую работу логопеда. Это дает возможность следить за речью детей и исправлять ее на занятиях и вне занятий с учетом индивидуальных возможностей детей.
Планирование работы логопеда. Логопед имеет перспективный план на весь учебный год, который включает в себя материал по всем разделам коррекционной работы. При составлении этого плана логопеду следует предусмотреть:
1. Проведение бесед и консультаций для воспитателей. 2. Проверку речи детей старшей и подготовительной групп массового детского сада (где работает логопед). 3. Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов. 4. Организацию консультаций для детей с наиболее тяжелыми нарушениями речи (с привлечением психоневролога, воспитателя, музыкального работника). 5. Участие в педсоветах, районных конференциях. 6. Связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и др.). Логопед должен составлять план на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование, примерный ход занятия. Воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает его ход, ошибки детей, результат занятия записывает в свой план (графа «учет»).
Дневник учета работы с детьми. В дневнике фиксируются наблюдения за детьми. Логопед записывает то, что считает наиболее важным для последующей работы, отмечает, как ребенок усвоил новый материал, какие трудности возникли в ходе работы. Кроме того, отмечает трудности в воспитательной работе, которые встречались на занятиях, интерес детей к занятиям, их усидчивость и целенаправленность. Здесь же фиксируются консультации специалистом: психоневролога, отоларинголога. Наблюдения логопед записывает с определенными интервалами и зависимости от тяжести речевого дефекта, по не реже одного раза в два месяца.
Индивидуальные тетради детей. Индивидуальная работа с детьми фиксируется в тетрадях, которые имеются на каждого ребенка. В тетрадях логопед датирует занятие, определяет примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу по этим тетрадям родители следят за выполнением домашнего задания, а в обычные дни (по указанию логопеда), по этим тетрадям занимается воспитатель.
Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. Логопед ежедневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми. Эти задания записываются в специальную тетрадь, где воспитатель в конце занятия заполняет графу учета. Для вечерней работы планируются такие задания, как артикуляционная гимнастика, заучивание слои.
Отчет логопеда. В конце года логопед оформляет отчет об эффективности проведенной работы, сдает его старшему логопеду, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах содержатся следующие данные: 1. Дата комплектования. 2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу). 3. Количество выпущенных детей, из них: а) с хорошей речью, б) со значительным улучшением, в) без значительного улучшения. а) в массовую школу, б) в речевую школу, в) во вспомогательную школу, г) в массовый детсад. 5. Количество детей, оставшихся на повторный курс и распределение их по диагнозу. 6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года. 7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план. Примечание: в графе «Примечание» указывается по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения. Содержание и оборудование логопедического кабинета. Индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении (не менее 10м2), пригодном для ведения педагогической работы, — логопедическом кабинете. Согласно положению о детских садах для детей с нарушениями речи, финансирование логопедических кабинетов осуществляется областными, городскими и районными отделами народного образования по смете того детского сада, где функционирует логопедическая группа. Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом. В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, несколько столов и стульев для проведения занятий. Число детских столов должно быть не менее четырех, не считая большого стола логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. Кроме того, в логопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета. Необходимым в оборудовании логопедического кабинета являются зеркала: одно стенное размером не менее 70X100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие индивидуальные зеркала 9X12 см для индивидуальной работы (не менее 10 шт.).
У логопеда должен быть набор логопедических зондов, шпателей, спирт и вата для протирания зондов. В кабинете должно быть чистое полотенце, настольные часы и настольная лампа. Ниже приводится минимум специальной литературы, которую желательно иметь в логопедическом кабинете. · Журналы «Дошкольное воспитание» и «Дефектология». · Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968. · Правдина О. В. Логопедия. М., «Просвещение», 1973. · Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., «Просвещение», 1971. · Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973. · Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, «Просвещение», 1971. · Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1961. Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь: Альбомы для обследования речи. Книги-пособия с речевым материалом дли закрепления произношения звуков. Набор предметных, сюжетных и серийных картинок, подобранных на определенные звуки; сшитые из материи кассы и разрезную азбуку (в достаточном количестве). Счетный материал. Наборы картин и игрушек по темам (мебель, посуда, транспорт и т. д.). Наборы предметов и игрушек для определения цвета, формы и величины предметов. Для проведения занятий по исправлению речи следует использовать пособие «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста», авторы: Каше Г. А., Филичева Т. Б. (М., «Просвещение», 1971).
Работа с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и в условиях специального детского сада осуществляется в следующих формах. Родительские собрания. Первое собрание родителей проводится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит зав. детским садом с родителями всех специальных групп. Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в течение октября. К этому времени логопед заканчивает обследование детей. Цель данного собрания — познакомить родителей с результатами обследования. При этом логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы. Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Характеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятий. Последнее, заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решениями комиссии о дальнейшем обучении их в массовой или речевой школе или, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются. Родительские «пятиминутки» проводятся по субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно. Сюда приглашают отдельных родителей с детьми, у которых возникли наибольшие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетрадь ребенка. Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятии. Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, популярная литература. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|