Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Этот период длится около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов. В качестве опоры при развитии фонематического слуха служит зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения теряет свое значение. Развитие звукопроизношения — это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспринимать отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставлении (например, а — и — у), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (о — у, к — х, п — б и др.). При этом различению звуков на слух не только уделяется больше внимания на первом, но и на последующих этапах обучения, т. е. каждый правильно произносимый звук сравнивается с другими правильно произносимыми (например, при дифференциале с — ш), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Например, звук с в процессе его закрепления сравнивается на слух со звуками ц, з, ш, щ, ч, т' которые изучаются позднее.
Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, способствует завершению, задержавшегося по тем или иным причинам, пронесся фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков. На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки исчезают в следующей последовательности: у, а, и, п, п', т, к, к', л', о, х, х' (к — х), йот (л' — йот), ы (ы — и), с. В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях. С первых дней пребывания детей в саду в часы индивидуальных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков, с таким расчетом, чтобы ко времени прохождения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого нарушено строение или подвижность артикуляционного аппарата) умели правильно произносить этот звук. Кроме постепенной планомерной отработки одного за другим наиболее артикуляционно сложных звуков, специальное время выделяется на уточнение произношения имеющихся у детей звуков. Одна из задач первого периода обучения — выработка точных, энергичных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата — решается в начале обучения на материале звуков, правильно, хотя и недостаточно отчетливо произносимых всеми детьми группы. Систематические упражнения, направленные па отчетливое произнесение наиболее артикуляционно простых звуков и звукосочетаний, выполняют одновременно роль речевой гимнастики, подготавливают условия для формирования звуков, требующих более топко дифференцированных движении речевого аппарата. Кроме того, умение отчетливо и правильно артикулируя, произносить отдельные звуки речи является одним из условий различения звуков и овладения звуковым анализом. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделит на дне группы: одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь детей весьма ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, включает в задания не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения и т. д.
Одна из основных задач этого периода обучения — подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и темп или иными формами анализа. Подготовка к анализу имеет четыре ступени: 1. В самом начале обучения уточняют артикуляцию звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного, звука из начала слова. На материале этих же звуков дается детям первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки, например: а, у или и, у, а, затем определяют количество их и последовательность. 2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратного слога типа aп, ут, ок. В это время дети усваивают звуки т, п, к, учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак). 3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные, усваивается термин «гласный звук».
4. После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са. Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слон типа суп. За что же время дети овладевают терминами «звук», «слово», «гласный звук». В течение первого периода обучения все упражнения, касающиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводятся на материале твердых согласных звуков и гласных а, у, о, ы. Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирается так, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение. Количество правильно произносимых звуков весьма ограниченно, однако уже в это время, особенно к концу первого периода, появляется возможность проводить некоторые упражнения, привлекающие внимание детей к изменению грамматических форм слова. Так, в связи с прохождением звуков йот и л' подбираются существительные к притяжательным местоимениям мой, моя, например: мой... лимон, олень, билет; моя... лента, майка, лейка, юбка и т. п. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единственном, но и во множественном числе; при этом внимание детей обращается на то, что окончание во множественном числе различное (собаки, сосны, стулья). Включаются упражнения на согласование существительных с глаголами в числе. Так, детям дается задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла... (собака); На дворе залаяли... (собаки); Около дороги растет... (куст, сосна, осина); Около дороги растут... (кусты, сосны, осины). В то же время в связи с появившейся возможностью вводить в активный правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п.), начинается работа с предложением. Дети составляют предложение по демонстрации, по картинкам, по опорным словам, распространяют предложение по вопросам и т. п.
С начала первого этапа обучения начинается развитие графических навыков. Эти занятия проводят воспитатели. — После тщательного обследования детей на основе полученных данных, с учетом общего плана обучения составляется план индивидуальной работы с каждым ребенком. В плане должно быть указано, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и должна быть намечена последовательность их постановки. Отмечается также, какие звуки из числа произносимых ребенком неотчетливо, смешиваемых или опускаемых в речи будут включены в работу в первом периоде обучения и дальше. Кроме того, в планах указывается, в какой последовательности и в какие сроки будут преодолеваться затруднения, касающиеся произношения многосложных слов, развития слухового восприятия, возможности анализа звукового состава слова, внятности речи, словаря, грамматического строя. При составлении плана учитывается общее развитие детей, их работоспособность, уровень развития произвольного внимании. Примерно с середины сентября, познакомившись со всеми детьми, логопед начинает объединять детей в небольшие подгруппы. Ясно представляя себе индивидуальные трудности каждого ребенка той или иной подгруппы, а также общее содержание обучения, нетрудно составить план занятия с любой подгруппой. На каждом занятии определенное время отводится па постановку с применением специальных приемов отсутствующих или неправильно произносимых звуков и на их закрепление. Другой вид работы, обязательный для каждого группового занятия,— уточнение артикуляции имеющихся в речи детей звуков. В первую очередь в упражнения включаются звуки а, у, и, наиболее резко противопоставленные как артикуляционно, так и акустически. Показывая артикуляцию этих звуков перед стенным зеркалом, логопед добивается очень четкого, слегка утрированного их произношения. Звуки произносятся длительно и кратко, шепотом, тихо и умеренно громко. Дети учатся повторять вслед за логопедом сочетания из двух (иа), а затем из трех (aиy) звуков, им предлагается угадывать по беззвучной артикуляции логопеда, какой звук (или сочетание звуков) он хочет произнести. Постепенно в упражнения вводятся гласные звуки о, ы, э. Такого рода упражнения способствуют выработке дикции, развивают у детей умение управлять своим голосом. С уточнением артикуляции гласных звуков сочетаются упражнения, направленные па развитие умения услышать определенный звук в ряду гласных, выделять звук из начала слова, а позднее из положения после гласного и т. д. (в соответствии с общей программой обучения). Все правильно, хотя и недостаточно отчетливо произносимые согласные звуки также постепенно отрабатываются. Детям предлагаются для повторения различные, постепенно усложняющиеся слоговые сочетания (па, ут, па-та; пли- вли; ста – сто - сту и т. п.). На этом же звуковом материале проводятся доступные упражнения в различении и в выделении указанных звуков из состава слов. Однако основным материалом, предназначенным для закрепления правильного произношения как поставленных, так и уточненных в произношении звуков, являются на первых порах обучения отдельные слова. На занятиях необходимо использовать все доступные для произношения слова, подобрав соответствующий наглядный материал.
Постепенно, по мере овладения детьми звуками, появляется возможность подбирать для закрепления правильного произношения предложения, небольшие рассказы, чистоговорки, потешки. Слоговой, словарный и фразовый материал подбирается в соответствии с возможностями каждого из присутствующих на занятии детей. Несмотря на то, что в подгруппы объединяются дети с более или менее однородными недостатками речи, речь каждого из них имеет свои особенности. Подбор звукового материала должен полностью соответствовать индивидуальным возможностям каждого ребенка. Так, одному ребенку предлагаются для повторения слоги и слова со звуками б и б' другому — со звуками к и с, а третьему необходимо поупражняться в отчетливом произношении звука йот и т. д. Объединяя детей, например, на игре в лото, логопед подбирает для каждого картинки именно на эти звуки. Формирование и закрепление произносительных навыков сочетается с развитием внимания, фонематического восприятия, произвольного запоминания. В тех случаях, когда кто-либо из детей данной подгруппы нуждается в индивидуальных занятиях, логопед выделяет для этого специальное время. Для подгруппы детей с недоразвитием грамматического строя речи наряду с перечисленными видами работ подбирается материал из раздела «Формирование грамматически правильной речи» (в соответствии с индивидуальными особенностями). При планировании фронтального занятия логопед использует примерный план занятий первого периода обучения с обязательным указанием цели занятия. Чаще всего выделяют две цели: 1) произношение, какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить и 2) какие формы анализа предусматривается провести. Следовательно, подбирая конкретный материал для того пли иного занятия, логопед обязательно включает упражнения, направленные на закрепление произносительных навыков, на развитие слухового восприятия, на анализ и синтез звукового состава слова. Форма подачи материала должна обеспечивать осознанное усвоение материала, чтобы дети не утомлялись, были активны, заинтересованы; одновременно надо следить за тем, чтобы у детей развивалось произвольное внимание и память. На примере отдельных занятий покажем, как решаются все эти задачи.
Тема. Звук а Цель: четкое произнесение звука; выделение звука из ряда гласных. Оборудовани е: Предметные картинки, флажки. Примерный ход занятия 1. Организационный момент (1 мин). Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали. Хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса, дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибки). Саша, сядь, Коля, сядь, все мальчики из первого ряда сядьте, все девочки сядьте» — и т. д. 2. Повторение. Логопед задает вопросы: «Какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у.) Какие слова со звуком умы называли? (Утки, улитка, паук и т.п.)» (3—4 мин)1. 3. Выделение звука а из слов. Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Слово Алик произносится отдельными детьми или хором. Логопед говорит детям, что в этом слове на первом месте звук а. Так же произносятся слова Аня (при этом показывается изображение девочки), альбом, автомат, антенна (5—7 мин). 4. Произнесение звука а. Логопед показывает артикуляцию звука а (рот широко открыт). Звук а произносится хором и от дельными детьми очень четко, несколько утрированно, голосом умеренной громкости. Детей разбивают на две команды (например, сидящие вправо и влево от средней линии), выбирают капитанов. Капитаны подходят к доске и получают по флажку. Если поднимает руку с флажком капитан 1-й команды, звук а произносят дети, входящие в его команду; если взмахнет флажком капитан 2-й команды, звук а произносит его команда. 5. Выделение звука а на слух из ряда гласных(4—5 мин). Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а… у… ы… а… и… о… у… а… и т. п.). Инструкция при этом такая: «Поднять руку (пли хлопнуть в ладоши), если я кажу звук а». Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки (а… о… у… и… а…). На звук а все останавливаются. 6. Развитие внимания и памяти (4—5 мин). Игра заключается в следующем. Дети становятся и круг. Логопед производит различные движения, одновременно дает словесную инструкцию, в одних случаях соответствующую движениям, а в других — нет. Так, поднимая руки вверх, логопед может дать инструкцию: «Присядьте, пожалуйста». Дети должны вслушиваться в инструкцию, не обращая внимания на движения логопеда. ___________________ 1Здесь и далее и скобках заключены предполагаемые ответы детей.
Занятие начинается с организации детей, с мобилизации их внимания. Это важный момент, от которого во многом зависит поведение в течение всего занятия. Однако здесь могут быть различные варианты. Как указано в плане, основной целью этого занятия является четкое произнесение звука а и выделение его из ряда гласных. Упражнения, прямо направленные на решение этих задач, и составляют основное содержание занятия. Дети учатся четко и правильно произносить звук, отличать на слух этот звук от других гласных. В начале занятий перед детьми ставится цель: «Будем учить новый звук». Постановка цели создает определенную направленность внимания, создает условия для более осознанного усвоения предлагаемого материала. Новый звук дается вначале в составе слова: логопед произносит слова, начинающиеся на звук а, и обращает внимание детей на то, что звук находится в начале слова. Это упражнение подготавливает детей к самостоятельному выделению гласного звука из начала слова. Вначале все внимание детей направлено на артикулирование и звучание изучаемого звука. Во время последующих упражнений предлагается дополнительное задание — в одном случае дети должны соотносить спои движения с воспринимаемыми на слух звуками (остановиться, когда услышат звук а); в другом — следить, чей капитан взмахивает флажком. И то и другое упражнение требует большой сосредоточенности, максимального напряжения внимания. Упражнение с ходьбой вводят еще и для того, чтобы дети немного подвигались. Занятие завершает подведение итогов. Дети еще раз повторяют звук и те слова, которые им были даны логопедом в процессе занятия. Следует отметить, что предлагать детям самим подбирать слова на звук в этот период обучения не следует, так как они еще не научились контролировать собственное произношение и будут, подбирать слова, включающие неправильно произносимые звуки. Особое внимание следует обратить на формы проведения упражнения. Учебные формы чередуются с игровыми. В одних случаях дается задание: «Будем произносить звук а. Посмотрите, как я говорю». И т. д. Это форма учебная: дается задание, ставится цель, достигается и проверяется результат. В других случаях занятия облекаются в занимательную форму — привлекаются атрибуты игры: выбирают капитанов, раздают флажки, вводится момент соревнования и т. п. На следующем занятии повторяют оба пройденных звука.
Тема. Звук т (примерно 8-е задание) Цель: четкое произношение звука т в слогах, словах и предложениях, различение звука т от звуков к и д; анализ и синтез закрытого слога типа ат. Оборудование: Предметные картинки: туфли, Тома (изображение девочки), Толя изображение мальчика), Том— (собака), танк, вата, ветка, петух, утка, улитка и т. п. Примерный ход занятия. 1. Повторение пройденного (4—5 мин). Логопед. Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами. Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и. По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна и т. п.). По требованию логопеда отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (а—и, у — и — а и т. п.). Каждый раз определяется количество и последовательность звуков в сочетании. При затруднениях логопед обращает внимание детей на артикуляцию. 2. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т. Логопед. Сегодня будем учить новый звук. Эту девочку (логопед показывает картинку с изображением девочки) зовут Тома. Логопед несколько раз произносит это слово и обращает внимание детей на то, что в этом слове первый звук г. (На этом этапе обучения от детей еще не требуется самостоятельного выделения согласных из начала слова.) Слово Тома произносится хором и отдельными детьми. Также отрабатываются слова танк и туфли. Логопед. Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить? (Звук т.) Логопед обращает внимание детей па артикуляцию звука (язык стучит о верхние зубы). Отдельные дети произносят звук т. Произнесение прямых слогов со звуком т сочетается с развитием внимания и памяти. Детям это упражнение преподносится как игра на внимание: надо очень внимательно слушать логопеда и точно повторить то, что он скажет. Для повторения подбираются слоговые сочетания типа: то-та; ту-та-то и т. п. Произнесение обратных слогов сочетается с их анализом и синтезом (для анализа используются слоги ат, от, ут и ранее пройденные ап, оп, уп). Это упражнение проводится в форме соревнования двух команд. Дети встают и строятся в две шеренги. Затем каждый из детей первой пары получает задание, например, представитель первой команды должен повторить за логопедом слог от и назвать входящие в него звуки: представитель второй команды должен ответить на вопрос, какой слог получится, если произнести вместе звуки а и п. При правильном ответе команда получает очко. Так последовательно спрашивают всех. Такая форма занятий интересна для детей, дает возможность им подвигаться. Следующее задание — сравнение слов, отличающихся одним звуком, опять проводится как упражнение па внимание. Логопед показывает детям предметную картинку с изображением собаки. Кличка собаки — Том. Задание таково: надо внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение слова Том. Затем, логопед, меняя порядок предъявления, произносит слова Том, ком и дом. Произнесение слов, содержащих звук т. Проводится как упражнение на развитие слуховой или зрительной памяти. Примеры упражнений па развитие слуховой памяти. Па выборном полотне выставлены картинки. Количество их может быть большим, чем предлагается для запоминания. Логопед ставит вызванного ребенка спиной к доске и называет три-четыре картинки в любой последовательности. Повернувшись лицом к доске, ребенок показывает названные логопедом картинки, точно соблюдая ту же последовательность. Затем ребенок называет картинки. Так можно спросить несколько человек. Логопед предлагает детям внимательно прослушать и запомнить три-четыре слова. Затем дети поочередно произносят по одному слову, соблюдая ту же последовательность, например: один ребенок произносит слово туфли, следующий — танк, а третий — вата, четвертый ребенок начинает опять со слова туфли и т. д. Детей при этом можно построить в ряд, как для игры в «телефон». Примеры упражнений на развитие зрительной памяти. На выборном полотне выставлен ряд картинок (4—5). Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на картинки и постараться запомнить их. Название картинок проговаривают хором и отдельные дети. Затем картинки перевертывают. Логопед, указывая на одну из картинок, предлагает угадать, что на ней изображено. Правильно угадавший и хорошо произнесший нужное слово получает картинку или фишку. Выигрывает тот (или та команда), у кого больше правильных ответов. На выборном полотне выставлены четыре-пять картинок. Детям предлагают внимательно посмотреть на картинки и запомнить их последовательность. После этого картинки закрывают. Вызванный ребенок должен их перечислить. И т. д. 3. Составление рассказа по картинке и заучивание его наизусть, например: «Это Тома». «Это Толя» (дети сами подбирают имена «у Томы Ната» (кукла). «У Толи танк». «Тома купает Пату». «Толя катает танк». 4. Подведение итогов занятия. Логопед. Какой звук мы сегодня учили? (Звук т) Какие слова с этим звуком мы научились правильно произносить? (Каждый ребенок произносит по одному слову.) Таким образом, занятие, имеющее целью закрепление произношения звука т, начинается с повторения пройденных гласных звуков. Гласные следует повторять многократно на всех этапах обучения, постоянно требуя предельно четкого их произношения, что важно и для отчетливости речи, и для преодоления трудностей анализа звукового состава слова. К этому времени дети научились определять состав ряда, состоящего из трех гласных. Артикуляция звука т нетрудна, поэтому нет необходимости много времени отводить упражнениям, направленным специально на отработку произнесения этого звука. Большинство упражнений, предлагаемых на этом занятии, имеют в виду не только тренировку произношения, но и еще другую цель — различение звуков, анализ, развитие внимания и пр. Так, вначале логопед обращает внимание детей на звучание т в составе слова и вне слова, пока еще не требуя от детей самостоятельного выделения согласных из начала слова. Произнесение прямых слогов со звуком т сочетается с развитием памяти и внимания к звуковой стороне речи. Дети повторяют сочетания из двух - трех слогов, при этом задание произносится логопедом только один раз (например, ту-та-та). Произнесение звука т в обратных слогах сочетается с анализом и синтезом обратного слога. На предыдущем занятии (звук п) дети впервые анализировали обратный слог aп. Во время рассматриваемого занятия навык анализа обратного слога закрепляется на уже знакомом (aп, oп, yп) и новом материале (ат, от, ут). Анализ слогов («Сколько звуков в слоге, какой первый звук, какой второй?») чередуется с их синтезом («Если я скажу а и т, как их надо произнести вместе?»). Эти упражнения имеют большое значение для подготовки к письму (главным образом анализ) и чтению (синтез). Детям дается задание, требующее уже достаточно высокого развития фонематического восприятия, предлагают сравнивать слова, отличающиеся одним звуком (том —дом — ком). В середине второго периода звуки т — д будут выделены для дифференциации как на слух, так и в произношении. Произношение слов со звуком т сочетается с развитием слухового пли зрительного восприятия. Логопед может выбрать несколько различных видов упражнений. К этому времени количество отработанных звуков уже достаточно велико для того, чтобы начать практиковать составление простейших рассказов, которые можно заучивать. Это способствует закреплению правильного - произношения звуков и развитию памяти. Последующие занятия на звук к проводятся примерно по такому же плану. Для сравнения можно взять не слова, а слоги (га, та, ка, ха). Широко используются разнообразные упражнения на развитие слухового восприятия и произносительных навыков (повторение слогов — ка - та, та - ка, ка – ка - та, ряда слов — кот, кофта, танк; заучивание предложений). На этом занятии рекомендуется упражнять детей в выделении последнего согласного в словах типа: кот, кнут, каток, мак, веник (легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные). Звуки с и с' — это первые из звуков, которые приходится ставить всем детям и обязательно всем уточнять в произношении и восприятии. Изучению звука с посвящено три-четыре занятия в первом периоде обучения. Дети, которым звуки с и с' ставились с помощью специальных приемов, к моменту фронтальных запятим должны уметь правильно и отчетливо их произносить и употреблять в отработанном материале. Особенно важно отработать все типы слогов с детьми, испытывающими затруднения при произношении сложных по слоговому составу слов. Для закрепления звуков с - с' в текст включаются потешки, стишки, прибаутки, загадки, подобранные так, чтобы в них не входили еще не пройденные звуки. К этому времени появляется возможность включать в занятия работу над предложением. Вначале, с целью ознакомления детей со словом «предложение», логопед, используя краткий рассказ, показывает детям, что речь состоит из предложений, затем проводятся упражнения в выделении слов из предложения и в составлении предложений из отдельных слов. В дальнейшем на занятиях постоянно используют разнообразные упражнения на составление предложений по картине, но демонстрации действия, по опорным словам. Составляются предложения без предлогов и с предлогами в, на, под, над, с, со, к, у, из. Дети учатся давать полные ответы на вопросы где? куда? откуда? с кем? и др., например: Где стоит миска с апельсинами? (Миска с апельсинами стоит на столе.); Где летит самолет? (Самолет летит над лесом.); Откуда Сима вынимает мясо? (Сима вынимает мясо из сумки.) и т. п. Несколько предложений могут объединяться в небольшие рассказы, которые дети заучивают наизусть. Продолжается развитие фонематического восприятия и памяти. Дети выполняют упражнения на сравнение звука с со звуками з, з', ц, щ, ш, т', ч. Специально подбирают упражнения на сравнение твердого и мягкого звуков (сани — сито). Что касается анализа звукового состава слова, то в этот период дети овладевают анализом прямого слога и подводятся к анализу и синтезу простейших односложных слов типа сук.
Тема. Звук с (1-е занятие) Цель: произношение слогов и слов со звуком с; выделение из слов начального согласного звука. Оборудование: Индивидуальные зеркала; предметные картинки. Примерный ход занятия. 1. Постановка цели занятия. Логопед последовательно показывает детям несколько предметных картинок. Дети произносят слова (например, сани, лиса, косы, весы и т. п.). Логопед. Какой звук есть во всех этих словах? (Звук с.) Сегодня будем учить звук с. 2. Уточнение и осознание артикуляции звука с. Логопед произносит четко и длительно звук с, а затем ряд слов со звуком с, несколько утрируя произношение этого звука. Внимание детей фиксируется на звучании. Логопед может вызвать двоих - троих детей, владеющих четким произношением звука с, и предложить произнести этот звук отдельно и в составе слов. Затем вызывает и других детей. (Этот звук поставлен большинству детей в часы индивидуальных занятий и уже достаточно закреплен в произношении и в восприятии; для детей, которые не нуждались в исправлении произношения звуков, это новый звук.) Дети слушают логопеда и друг друга. Внимание детей переключается на особенности артикуляции. Логопед поясняет, что при произнесении звука губы слегка растянуты, широкий копчик языка упирается в нижние зубы, расстояние между зубами небольшое. Дети произносят звук с и, гляди в зеркало, рассматривают свою артикуляцию. Логопед проверяет, достаточно ли отчетливо они артикулируют и произносят. 3. Произнесение слогов со звуком с. Первые слоговые упражнения должны быть просты. Все внимание логопеда и детей обращено на четкость артикулирования и правильность звучания. Дети вслед за логопедом повторяют слоги: са, со, су, сы, ас, ос, ус, ис — и простые сочетания типа: са-со; су-са. 4. Сравнение звука с со сходными звуками: з, ц, ч, ш, щ. Детям предлагается внимательно слушать и хлопать и ладоши или поднимать руку, если они услышат в составе слона звук с. Для сравнения подбирают слова, начинающиеся на звук с пли на перечисленные звуки, например: сани, сом, щетка, зайка, собака, чайник, терка, шуба, стол, самолет, тетя, санки. 5. Произношение слов. Выделение звука с из начала слова. На наборном полотне выставлены картинки, в названия которых входит звук с (лиса, сани, косы, скамейки, самокат, лес и др.). Дети называют картинки, отчетливо артикулируя. Им предлагают отобрать картинки, названия которых начинаются на звук с. 6. Подведение итогов занятия. Логопед. Какой звук мы сегодня учили? (Звук с.) Логопед предлагает детям вспомнить по одному слову со звуком с. На первом занятии основное внимание обращается на четкость артикулирования и правильность твердого с. Звук с включен только в простые слоги и отдельные слова. Выделяют звук с из начала слова после того, как слова правильно произнесены. В зависимости от степени подготовки детей каждый логопед сам решает вопрос о том, насколько быстро можно усложнять материал. Приводим еще один план занятия на звук с. Материал этого занятия несколько сложнее — дети произносят более трудные слоговые сочетания, слова, предложения, анализируют прямые слоги.
Тема. Звук с (примерно 2-е или 3-е занятие) Цель: правильное произношение слогов, слов и предложений со звуком с; анализ и синтез прямого слога типа са. Оборудование: Предметные картинки Примерный ход занятия 1. Логопед. Дети, я назову сейчас много слои, а вы догадайтесь, какой звук мы будем сегодня учить. Затем он произносит ряд слов со звуком с в начале, середине, конце слова. Дети отвечают: «Звук с». 2. Произнесение звука с. Логопед просит детей четко произнести звук с. При этом он напоминает о правильной артикуляции звука с. 3. Произношение слогов. Дети встают и произносят слоги са-со-су, сопровождая произношение движением рук вперед, и стороны, вниз. Слоговой ряд произносят несколько раз, затем дается новый, например: со-су-са. Логопед следит за правильным выполнением задания. 4. Сравнение звука с со звуком ц, з, ш, ч, щ. Детям предлагается слушать внимательно и хлопать в ладоши в ответ на произнесение логопедом звука с. Для сравнения даются слог с перечисленными согласными, например: са, ша, са, ча, ща, са, 5. Анализ и синтез прямого слога. По просьбе логопеда отдельные дети, а затем все хором произносят слог су. Затем логопед задает вопросы: «Сколько звуков мы сказали?» (Два.) «Какой первый?» (с) «Какой второй?» (у.) «Л вместе как их надо произнести?» (су.) «Какой здесь гласный звук?» (у.) Аналогично разбирается звуковой состав сочетаний са, со. Логопед. Если я скажу звуки с и у, как надо их произнести вместе? (су.) Для анализа и синтеза дается еще несколько слогов, например: ос, со, са. Затем в игровой форме проводится следующее упражнение. Логопед вызывает двоих детей и просит, чтобы один из них произнес звук у, а другой — с. «Звуки» (дети) встают рядом. «Какое получится слово из этих звуков?» — спрашивает логопед. (Ус.) «Что это?» (Это усы, усы у кота.) «А теперь я вызову к себе звуки м и у», — говорит логопед. «Звуки» становятся рядом. Выясняется, что получилось слово му — так мычит корова. 6. Произнесение слов и развитие памяти. Детям показывают картинки, которые они называют, четко произнося звук с. Затем проводится игра, имеющая целью запоминание воспринятых на слух рядо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|