Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте




ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Этот период длится около полутора месяцев. Основное вни­мание в это время уделяется, во-первых, овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками и постановке от­сутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов.

В качестве опоры при развитии фонематического слуха слу­жит зрительное восприятие собственной артикуляции, артику­ляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения теряет свое значение.

Развитие звукопроизношения — это в первую очередь воспи­тание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произно­шение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, разли­чать и воспринимать отдельные элементы речи, уметь удержи­вать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти за­дачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставлении (например, а — и — у), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (о — у, к — х, п — б и др.). При этом различению звуков на слух не только уделяется больше внимания на первом, но и на последующих этапах обучения, т. е. каждый правильно про­износимый звук сравнивается с другими правильно произноси­мыми (например, при дифференциале с — ш), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Например, звук с в процессе его закрепления сравнивается на слух со звуками ц, з, ш, щ, ч, т' которые изучаются позднее.

Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, способствует завершению, задер­жавшегося по тем или иным причинам, пронесся фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.

На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки исчезают в следующей последовательности: у, а, и, п, п', т, к, к', л', о, х, х' (к — х), йот (л' — йот), ы (ы — и), с. В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях.

С первых дней пребывания детей в саду в часы индивиду­альных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков, с та­ким расчетом, чтобы ко времени прохождения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого нарушено строение или подвижность артикуляционного аппа­рата) умели правильно произносить этот звук.

Кроме постепенной планомерной отработки одного за другим наиболее артикуляционно сложных звуков, специальное время выделяется на уточнение произношения имеющихся у детей звуков. Одна из задач первого периода обучения — выработка точных, энергичных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата — решается в начале обучения на мате­риале звуков, правильно, хотя и недостаточно отчетливо произ­носимых всеми детьми группы. Систематические упражнения, направленные па отчетливое произнесение наиболее артикуляционно простых звуков и звукосочетаний, выполняют одновре­менно роль речевой гимнастики, подготавливают условия для формирования звуков, требующих более топко дифференциро­ванных движении речевого аппарата. Кроме того, умение от­четливо и правильно артикулируя, произносить отдельные звуки речи является одним из условий различения звуков и овладения звуковым анализом. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусмат­риваются специальные упражнения, которые можно разделит на дне группы: одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого ма­териала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь детей весьма ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, включает в задания не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда отно­сится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения и т. д.

Одна из основных задач этого периода обучения — подго­товка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и темп или иными формами анализа.

Подготовка к анализу имеет четыре ступени:

1. В самом начале обучения уточняют артикуляцию звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного, звука из начала слова. На материале этих же звуков дается детям первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — дети, четко артикулируя, произносят ука­занные звуки, например: а, у или и, у, а, затем определяют ко­личество их и последовательность.

2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратного слога типа aп, ут, ок. В это время дети усваи­вают звуки т, п, к, учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).

3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные, усваивается термин «глас­ный звук».

4. После указанных упражнений дети легко овладевают чет­вертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са.

Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слон типа суп. За что же время дети овладевают терми­нами «звук», «слово», «гласный звук».

В течение первого периода обучения все упражнения, касаю­щиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводятся на материале твердых согласных звуков и гласных а, у, о, ы.

Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирается так, чтобы он одновременно спо­собствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение.

Количество правильно произносимых звуков весьма ограни­ченно, однако уже в это время, особенно к концу первого пе­риода, появляется возможность проводить некоторые упражне­ния, привлекающие внимание детей к изменению грамматиче­ских форм слова.

Так, в связи с прохождением звуков йот и л' подбираются существительные к притяжательным местоимениям мой, моя, например: мой... лимон, олень, билет; моя... лента, майка, лейка, юбка и т. п. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единст­венном, но и во множественном числе; при этом внимание детей обращается на то, что окончание во множественном числе раз­личное (собаки, сосны, стулья). Включаются упражнения на со­гласование существительных с глаголами в числе. Так, детям дается задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла... (собака); На дворе залаяли... (собаки); Около дороги растет... (куст, сосна, осина); Около дороги растут... (кусты, сосны, осины).

В то же время в связи с появившейся возможностью вводить в активный правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п.), на­чинается работа с предложением. Дети составляют предложе­ние по демонстрации, по картинкам, по опорным словам, рас­пространяют предложение по вопросам и т. п.

С начала первого этапа обучения начинается развитие гра­фических навыков. Эти занятия проводят воспитатели. — После тщательного обследования детей на основе получен­ных данных, с учетом общего плана обучения составляется план индивидуальной работы с каждым ребенком. В плане должно быть указано, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и должна быть намечена последовательность их постановки. Отме­чается также, какие звуки из числа произносимых ребенком неотчетливо, смешиваемых или опускаемых в речи будут вклю­чены в работу в первом периоде обучения и дальше. Кроме того, в планах указывается, в какой последовательности и в какие сроки будут преодолеваться затруднения, касающиеся произно­шения многосложных слов, развития слухового восприятия, воз­можности анализа звукового состава слова, внятности речи, словаря, грамматического строя.

При составлении плана учитывается общее развитие детей, их работоспособность, уровень развития произвольного внима­нии.

Примерно с середины сентября, познакомившись со всеми детьми, логопед начинает объединять детей в небольшие под­группы. Ясно представляя себе индивидуальные трудности каж­дого ребенка той или иной подгруппы, а также общее содер­жание обучения, нетрудно составить план занятия с любой подгруппой.

На каждом занятии определенное время отводится па поста­новку с применением специальных приемов отсутствующих или неправильно произносимых звуков и на их закрепление. Другой вид работы, обязательный для каждого группового занятия,— уточнение артикуляции имеющихся в речи детей звуков. В пер­вую очередь в упражнения включаются звуки а, у, и, наиболее резко противопоставленные как артикуляционно, так и акусти­чески. Показывая артикуляцию этих звуков перед стенным зер­калом, логопед добивается очень четкого, слегка утрированного их произношения. Звуки произносятся длительно и кратко, ше­потом, тихо и умеренно громко. Дети учатся повторять вслед за логопедом сочетания из двух (иа), а затем из трех (aиy) звуков, им предлагается угадывать по беззвучной артикуляции логопеда, какой звук (или сочетание звуков) он хочет произ­нести. Постепенно в упражнения вводятся гласные звуки о, ы, э. Такого рода упражнения способствуют выработке дикции, раз­вивают у детей умение управлять своим голосом. С уточнением артикуляции гласных звуков сочетаются упражнения, направ­ленные па развитие умения услышать определенный звук в ряду гласных, выделять звук из начала слова, а позднее из положе­ния после гласного и т. д. (в соответствии с общей программой обучения). Все правильно, хотя и недостаточно отчетливо про­износимые согласные звуки также постепенно отрабатываются. Детям предлагаются для повторения различные, постепенно усложняющиеся слоговые сочетания (па, ут, па-та; пли- вли; ста – сто - сту и т. п.). На этом же звуковом материале проводятся доступные упражнения в различении и в выделении указанных звуков из состава слов. Однако основным материалом, предна­значенным для закрепления правильного произношения как по­ставленных, так и уточненных в произношении звуков, являются на первых порах обучения отдельные слова. На занятиях необ­ходимо использовать все доступные для произношения слова, подобрав соответствующий наглядный материал.

Постепенно, по мере овладения детьми звуками, появляется возможность подбирать для закрепления правильного произно­шения предложения, небольшие рассказы, чистоговорки, по­тешки. Слоговой, словарный и фразовый материал подбирается в соответствии с возможностями каждого из присутствующих на занятии детей. Несмотря на то, что в подгруппы объединяются дети с более или менее однородными недостатками речи, речь каждого из них имеет свои особенности. Подбор звукового ма­териала должен полностью соответствовать индивидуальным возможностям каждого ребенка. Так, одному ребенку предла­гаются для повторения слоги и слова со звуками б и б' дру­гому — со звуками к и с, а третьему необходимо поупражняться в отчетливом произношении звука йот и т. д. Объединяя детей, например, на игре в лото, логопед подбирает для каждого кар­тинки именно на эти звуки. Формирование и закрепление произ­носительных навыков сочетается с развитием внимания, фоне­матического восприятия, произвольного запоминания. В тех слу­чаях, когда кто-либо из детей данной подгруппы нуждается в индивидуальных занятиях, логопед выделяет для этого спе­циальное время. Для подгруппы детей с недоразвитием грам­матического строя речи наряду с перечисленными видами работ подбирается материал из раздела «Формирование граммати­чески правильной речи» (в соответствии с индивидуальными особенностями).

При планировании фронтального занятия логопед исполь­зует примерный план занятий первого периода обучения с обя­зательным указанием цели занятия. Чаще всего выделяют две цели: 1) произношение, какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить и 2) какие формы анализа преду­сматривается провести. Следовательно, подбирая конкретный материал для того пли иного занятия, логопед обязательно включает упражнения, направленные на закрепление произно­сительных навыков, на развитие слухового восприятия, на ана­лиз и синтез звукового состава слова.

Форма подачи материала должна обеспечивать осознанное усвоение материала, чтобы дети не утомлялись, были активны, заинтересованы; одновременно надо следить за тем, чтобы у де­тей развивалось произвольное внимание и память.

На примере отдельных занятий покажем, как решаются все эти задачи.

 

Тема. Звук а

Цель: четкое произнесение звука; выделение звука из ряда гласных.

Оборудовани е: Предметные картинки, флажки. Примерный ход занятия

1. Организационный момент (1 мин). Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали. Хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса, дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибки). Саша, сядь, Коля, сядь, все мальчики из первого ряда сядьте, все девочки сядьте» — и т. д.

2. Повторение. Логопед задает вопросы: «Какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у.) Какие слова со звуком умы называли? (Утки, улитка, паук и т.п.)» (3—4 мин)1.

3. Выделение звука а из слов. Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Слово Алик произносится отдельными детьми или хором. Логопед говорит детям, что в этом слове на первом месте звук а. Так же произ­носятся слова Аня (при этом показывается изображение де­вочки), альбом, автомат, антенна (5—7 мин).

4. Произнесение звука а. Логопед показывает артикуляцию звука а (рот широко открыт). Звук а произносится хором и от­ дельными детьми очень четко, несколько утрированно, голосом умеренной громкости.

Детей разбивают на две команды (например, сидящие вправо и влево от средней линии), выбирают капитанов. Капитаны под­ходят к доске и получают по флажку. Если поднимает руку с флажком капитан 1-й команды, звук а произносят дети, вхо­дящие в его команду; если взмахнет флажком капитан 2-й команды, звук а произносит его команда.

5. Выделение звука а на слух из ряда гласных(4—5 мин). Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а… у… ы… а… и… о… у… а… и т. п.). Инструкция при этом такая: «Поднять руку (пли хлопнуть в ладоши), если я кажу звук а».

Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки (а… о… у… и… а…). На звук а все останавливаются.

6. Развитие внимания и памяти (4—5 мин). Игра заклю­чается в следующем. Дети становятся и круг. Логопед произ­водит различные движения, одновременно дает словесную ин­струкцию, в одних случаях соответствующую движениям, а в других — нет. Так, поднимая руки вверх, логопед может дать инструкцию: «Присядьте, пожалуйста». Дети должны вслушиваться в инструкцию, не обращая внимания на движения лого­педа.

___________________

1Здесь и далее и скобках заключены предполагаемые ответы детей.

 

Занятие начинается с организации детей, с мобилизации их внимания. Это важный момент, от которого во многом зависит поведение в течение всего занятия. Однако здесь могут быть различные варианты.

Как указано в плане, основной целью этого занятия является четкое произнесение звука а и выделение его из ряда гласных. Упражнения, прямо направленные на решение этих задач, и со­ставляют основное содержание занятия. Дети учатся четко и правильно произносить звук, отличать на слух этот звук от дру­гих гласных.

В начале занятий перед детьми ставится цель: «Будем учить новый звук». Постановка цели создает определенную направлен­ность внимания, создает условия для более осознанного усвое­ния предлагаемого материала.

Новый звук дается вначале в составе слова: логопед произ­носит слова, начинающиеся на звук а, и обращает внимание детей на то, что звук находится в начале слова. Это упражнение подготавливает детей к самостоятельному выделению гласного звука из начала слова.

Вначале все внимание детей направлено на артикулирование и звучание изучаемого звука. Во время последующих упражне­ний предлагается дополнительное задание — в одном случае дети должны соотносить спои движения с воспринимаемыми на слух звуками (остановиться, когда услышат звук а); в другом — следить, чей капитан взмахивает флажком. И то и другое упражнение требует большой сосредоточенности, максимального напряжения внимания. Упражнение с ходьбой вводят еще и для того, чтобы дети немного подвигались. Занятие завершает под­ведение итогов. Дети еще раз повторяют звук и те слова, кото­рые им были даны логопедом в процессе занятия.

Следует отметить, что предлагать детям самим подбирать слова на звук в этот период обучения не следует, так как они еще не научились контролировать собственное произношение и будут, подбирать слова, включающие неправильно произносимые звуки.

Особое внимание следует обратить на формы проведения упражнения. Учебные формы чередуются с игровыми. В одних случаях дается задание: «Будем произносить звук а. Посмот­рите, как я говорю». И т. д. Это форма учебная: дается задание, ставится цель, достигается и проверяется результат. В других случаях занятия облекаются в занимательную форму — привле­каются атрибуты игры: выбирают капитанов, раздают флажки, вводится момент соревнования и т. п.

На следующем занятии повторяют оба пройденных звука.

 

Тема. Звук т (примерно 8-е задание)

Цель: четкое произношение звука т в слогах, словах и пред­ложениях, различение звука т от звуков к и д; анализ и синтез закрытого слога типа ат.

Оборудование: Предметные картинки: туфли, Тома (изобра­жение девочки), Толя изображение мальчика), Том— (собака), танк, вата, ветка, петух, утка, улитка и т. п.

Примерный ход занятия.

1. Повторение пройденного (4—5 мин).

Логопед. Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами.

Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и.

По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна и т. п.).

По требованию логопеда отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (а—и, у — и — а и т. п.). Каждый раз определяется количество и последовательность звуков в сочетании. При затруднениях лого­пед обращает внимание детей на артикуляцию.

2. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

Логопед. Сегодня будем учить новый звук. Эту девочку (логопед показывает картинку с изображением девочки) зовут Тома.

Логопед несколько раз произносит это слово и обращает внимание детей на то, что в этом слове первый звук г. (На этом этапе обучения от детей еще не требуется самостоятельного выделения согласных из начала слова.)

Слово Тома произносится хором и отдельными детьми. Также отрабатываются слова танк и туфли.

Логопед. Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить? (Звук т.)

Логопед обращает внимание детей па артикуляцию звука (язык стучит о верхние зубы). Отдельные дети произносят звук т.

Произнесение прямых слогов со звуком т сочетается с разви­тием внимания и памяти. Детям это упражнение преподносится как игра на внимание: надо очень внимательно слушать лого­педа и точно повторить то, что он скажет. Для повторения под­бираются слоговые сочетания типа: то-та; ту-та-то и т. п.

Произнесение обратных слогов сочетается с их анализом и синтезом (для анализа используются слоги ат, от, ут и ранее пройденные ап, оп, уп). Это упражнение проводится в форме соревнования двух команд. Дети встают и строятся в две ше­ренги. Затем каждый из детей первой пары получает задание, например, представитель первой команды должен повторить за логопедом слог от и назвать входящие в него звуки: представи­тель второй команды должен ответить на вопрос, какой слог получится, если произнести вместе звуки а и п. При правильном ответе команда получает очко. Так последовательно спрашивают всех.

Такая форма занятий интересна для детей, дает возможность им подвигаться.

Следующее задание — сравнение слов, отличающихся одним звуком, опять проводится как упражнение па внимание. Логопед показывает детям предметную картинку с изображением собаки. Кличка собаки — Том. Задание таково: надо внимательно слу­шать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение слова Том. Затем, логопед, меняя порядок предъявления, произносит слова Том, ком и дом.

Произнесение слов, содержащих звук т. Проводится как упражнение на развитие слуховой или зрительной памяти.

Примеры упражнений па развитие слуховой памяти. Па вы­борном полотне выставлены картинки. Количество их может быть большим, чем предлагается для запоминания. Логопед ставит вызванного ребенка спиной к доске и называет три-четыре картинки в любой последовательности. Повернувшись ли­цом к доске, ребенок показывает названные логопедом кар­тинки, точно соблюдая ту же последовательность. Затем ре­бенок называет картинки. Так можно спросить несколько че­ловек.

Логопед предлагает детям внимательно прослушать и запом­нить три-четыре слова. Затем дети поочередно произносят по одному слову, соблюдая ту же последовательность, например: один ребенок произносит слово туфли, следующий — танк, а тре­тий — вата, четвертый ребенок начинает опять со слова туфли и т. д. Детей при этом можно построить в ряд, как для игры в «телефон».

Примеры упражнений на развитие зрительной памяти. На выборном полотне выставлен ряд картинок (4—5). Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на картинки и поста­раться запомнить их. Название картинок проговаривают хором и отдельные дети. Затем картинки перевертывают. Логопед, указывая на одну из картинок, предлагает угадать, что на ней изображено. Правильно угадавший и хорошо произнесший нуж­ное слово получает картинку или фишку. Выигрывает тот (или та команда), у кого больше правильных ответов.

На выборном полотне выставлены четыре-пять картинок. Детям предлагают внимательно посмотреть на картинки и запомнить их последовательность. После этого картинки закрывают. Вызванный ребенок должен их перечислить. И т. д.

3. Составление рассказа по картинке и заучивание его наизусть, например: «Это Тома». «Это Толя» (дети сами подбирают имена «у Томы Ната» (кукла). «У Толи танк». «Тома купает Пату». «Толя катает танк».

4. Подведение итогов занятия.

Логопед. Какой звук мы сегодня учили? (Звук т) Какие слова с этим звуком мы научились правильно произносить? (Каждый ребенок произносит по одному слову.)

Таким образом, занятие, имеющее целью закрепление произ­ношения звука т, начинается с повторения пройденных гласных звуков. Гласные следует повторять многократно на всех этапах обучения, постоянно требуя предельно четкого их произношения, что важно и для отчетливости речи, и для преодоления труд­ностей анализа звукового состава слова.

К этому времени дети научились определять состав ряда, состоящего из трех гласных.

Артикуляция звука т нетрудна, поэтому нет необходимости много времени отводить упражнениям, направленным специ­ально на отработку произнесения этого звука. Большинство упражнений, предлагаемых на этом занятии, имеют в виду не только тренировку произношения, но и еще другую цель — раз­личение звуков, анализ, развитие внимания и пр.

Так, вначале логопед обращает внимание детей на звучание т в составе слова и вне слова, пока еще не требуя от детей самостоятельного выделения согласных из начала слова.

Произнесение прямых слогов со звуком т сочетается с раз­витием памяти и внимания к звуковой стороне речи. Дети по­вторяют сочетания из двух - трех слогов, при этом задание произ­носится логопедом только один раз (например, ту-та-та).

Произнесение звука т в обратных слогах сочетается с анализом и синтезом обратного слога. На предыдущем занятии (звук п) дети впервые анализировали обратный слог aп. Во время рассматриваемого занятия навык анализа обратного слога закрепляется на уже знакомом (aп, oп, yп) и новом ма­териале (ат, от, ут).

Анализ слогов («Сколько звуков в слоге, какой первый звук, какой второй?») чередуется с их синтезом («Если я скажу а и т, как их надо произнести вместе?»). Эти упражнения имеют большое значение для подготовки к письму (главным образом анализ) и чтению (синтез).

Детям дается задание, требующее уже достаточно высокого развития фонематического восприятия, предлагают сравнивать слова, отличающиеся одним звуком (том —дом — ком). В сере­дине второго периода звуки тд будут выделены для диффе­ренциации как на слух, так и в произношении.

Произношение слов со звуком т сочетается с развитием слу­хового пли зрительного восприятия. Логопед может выбрать несколько различных видов упражнений.

К этому времени количество отработанных звуков уже до­статочно велико для того, чтобы начать практиковать составле­ние простейших рассказов, которые можно заучивать. Это спо­собствует закреплению правильного - произношения звуков и развитию памяти. Последующие занятия на звук к проводятся примерно по такому же плану.

Для сравнения можно взять не слова, а слоги (га, та, ка, ха). Широко используются разнообразные упражнения на раз­витие слухового восприятия и произносительных навыков (по­вторение слогов — ка - та, та - ка, ка – ка - та, ряда слов — кот, кофта, танк; заучивание предложений).

На этом занятии рекомендуется упражнять детей в выделе­нии последнего согласного в словах типа: кот, кнут, каток, мак, веник (легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные).

Звуки с и с' — это первые из звуков, которые приходится ставить всем детям и обязательно всем уточнять в произноше­нии и восприятии. Изучению звука с посвящено три-четыре за­нятия в первом периоде обучения. Дети, которым звуки с и с' ставились с помощью специальных приемов, к моменту фрон­тальных запятим должны уметь правильно и отчетливо их про­износить и употреблять в отработанном материале. Особенно важно отработать все типы слогов с детьми, испытывающими затруднения при произношении сложных по слоговому составу слов. Для закрепления звуков с - с' в текст включаются потешки, стишки, прибаутки, загадки, подобранные так, чтобы в них не входили еще не пройденные звуки.

К этому времени появляется возможность включать в заня­тия работу над предложением. Вначале, с целью ознакомления детей со словом «предложение», логопед, используя краткий рассказ, показывает детям, что речь состоит из предложений, затем проводятся упражнения в выделении слов из предложения и в составлении предложений из отдельных слов.

В дальнейшем на занятиях постоянно используют разнооб­разные упражнения на составление предложений по картине, но демонстрации действия, по опорным словам. Составляются предложения без предлогов и с предлогами в, на, под, над, с, со, к, у, из. Дети учатся давать полные ответы на вопросы где? куда? откуда? с кем? и др., например: Где стоит миска с апельсинами? (Миска с апельсинами стоит на столе.); Где ле­тит самолет? (Самолет летит над лесом.); Откуда Сима выни­мает мясо? (Сима вынимает мясо из сумки.) и т. п.

Несколько предложений могут объединяться в небольшие рассказы, которые дети заучивают наизусть.

Продолжается развитие фонематического восприятия и па­мяти. Дети выполняют упражнения на сравнение звука с со зву­ками з, з', ц, щ, ш, т', ч. Специально подбирают упражнения на сравнение твердого и мягкого звуков (сани — сито).

Что касается анализа звукового состава слова, то в этот пе­риод дети овладевают анализом прямого слога и подводятся к анализу и синтезу простейших односложных слов типа сук.

 

Тема. Звук с (1-е занятие)

Цель: произношение слогов и слов со звуком с; выделение из слов начального согласного звука.

Оборудование: Индивидуальные зеркала; предметные кар­тинки.

Примерный ход занятия.

1. Постановка цели занятия. Логопед последовательно пока­зывает детям несколько предметных картинок. Дети произносят слова (например, сани, лиса, косы, весы и т. п.).

Логопед. Какой звук есть во всех этих словах? (Звук с.) Сегодня будем учить звук с.

2. Уточнение и осознание артикуляции звука с. Логопед произносит четко и длительно звук с, а затем ряд слов со звуком с, несколько утрируя произношение этого звука. Внимание детей фиксируется на звучании. Логопед может вызвать двоих - троих детей, владеющих четким произношением звука с, и пред­ложить произнести этот звук отдельно и в составе слов. Затем вызывает и других детей. (Этот звук поставлен большинству детей в часы индивидуальных занятий и уже достаточно закреп­лен в произношении и в восприятии; для детей, которые не нуж­дались в исправлении произношения звуков, это новый звук.) Дети слушают логопеда и друг друга.

Внимание детей переключается на особенности артикуляции. Логопед поясняет, что при произнесении звука губы слегка рас­тянуты, широкий копчик языка упирается в нижние зубы, рас­стояние между зубами небольшое. Дети произносят звук с и, гляди в зеркало, рассматривают свою артикуляцию.

Логопед проверяет, достаточно ли отчетливо они артикули­руют и произносят.

3. Произнесение слогов со звуком с. Первые слоговые упраж­нения должны быть просты. Все внимание логопеда и детей обращено на четкость артикулирования и правильность звуча­ния. Дети вслед за логопедом повторяют слоги: са, со, су, сы, ас, ос, ус, ис — и простые сочетания типа: са-со; су-са.

4. Сравнение звука с со сходными звуками: з, ц, ч, ш, щ. Де­тям предлагается внимательно слушать и хлопать и ладоши или поднимать руку, если они услышат в составе слона звук с.

Для сравнения подбирают слова, начинающиеся на звук с пли на перечисленные звуки, например: сани, сом, щетка, зайка, собака, чайник, терка, шуба, стол, самолет, тетя, санки.

5. Произношение слов. Выделение звука с из начала слова.

На наборном полотне выставлены картинки, в названия ко­торых входит звук с (лиса, сани, косы, скамейки, самокат, лес и др.).

Дети называют картинки, отчетливо артикулируя. Им пред­лагают отобрать картинки, названия которых начинаются на звук с.

6. Подведение итогов занятия.

Логопед. Какой звук мы сегодня учили? (Звук с.)

Логопед предлагает детям вспомнить по одному слову со звуком с.

На первом занятии основное внимание обращается на чет­кость артикулирования и правильность твердого с. Звук с вклю­чен только в простые слоги и отдельные слова. Выделяют звук с из начала слова после того, как слова правильно произ­несены.

В зависимости от степени подготовки детей каждый логопед сам решает вопрос о том, насколько быстро можно усложнять материал. Приводим еще один план занятия на звук с.

Материал этого занятия несколько сложнее — дети произно­сят более трудные слоговые сочетания, слова, предложения, анализируют прямые слоги.

 

Тема. Звук с (примерно 2-е или 3-е занятие)

Цель: правильное произношение слогов, слов и предложений со звуком с; анализ и синтез прямого слога типа са.

Оборудование: Предметные картинки

Примерный ход занятия

1. Логопед. Дети, я назову сейчас много слои, а вы дога­дайтесь, какой звук мы будем сегодня учить.

Затем он произносит ряд слов со звуком с в начале, сере­дине, конце слова. Дети отвечают: «Звук с».

2. Произнесение звука с. Логопед просит детей четко произнести звук с. При этом он напоминает о правильной артикуляции звука с.

3. Произношение слогов. Дети встают и произносят слоги са-со-су, сопровождая произношение движением рук вперед, и стороны, вниз. Слоговой ряд произносят несколько раз, затем дается новый, например: со-су-са. Логопед следит за правиль­ным выполнением задания.

4. Сравнение звука с со звуком ц, з, ш, ч, щ. Детям предла­гается слушать внимательно и хлопать в ладоши в ответ на произнесение логопедом звука с. Для сравнения даются слог с перечисленными согласными, например: са, ша, са, ча, ща, са,
ша, ща, са, са
и т. д.

5. Анализ и синтез прямого слога. По просьбе логопеда от­дельные дети, а затем все хором произносят слог су.

Затем логопед задает вопросы: «Сколько звуков мы ска­зали?» (Два.) «Какой первый?» (с) «Какой второй?» (у.) «Л вместе как их надо произнести?» (су.) «Какой здесь гласный звук?» (у.)

Аналогично разбирается звуковой состав сочетаний са, со.

Логопед. Если я скажу звуки с и у, как надо их произне­сти вместе? (су.)

Для анализа и синтеза дается еще несколько слогов, напри­мер: ос, со, са.

Затем в игровой форме проводится следующее упражнение. Логопед вызывает двоих детей и просит, чтобы один из них про­изнес звук у, а другой — с. «Звуки» (дети) встают рядом. «Ка­кое получится слово из этих звуков?» — спрашивает логопед. (Ус.) «Что это?» (Это усы, усы у кота.) «А теперь я вызову к себе звуки м и у», — говорит логопед. «Звуки» становятся рядом. Выясняется, что получилось слово му — так мычит ко­рова.

6. Произнесение слов и развитие памяти. Детям показывают картинки, которые они называют, четко произнося звук с.

Затем проводится игра, имеющая целью запоминание вос­принятых на слух рядо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...