Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макроэкономические результаты совместного использования фискальной и денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде. Условия, определяющие целесообразность проведения комбинированной политики.




Необходимость комбинировать ФП и ДКП связана, прежде всего, с тем, что экспансио­нистская ФП ведет к росту ставки % и соответст­вующему вытеснению инвестиций. Чтобы нейтрализовать этот негативный эффект государство может увеличить предложение денег.

Гос-во увеличивает расходы. Это сдвигает линию IS вправо. Ес­ли бы дело ограничилось этим, НД установился бы на уровне Y2 при ставке процента i2 и уровне цен Р2. Однако гос-во, желая ослабить эффект вытеснения, увеличило предложение денег. В ре­зультате процентная ставка осталась прежней (i1), а спрос возрос до вели­чины Y3. Но при стабильном уровне цен (Р1) спрос превысил предложе­ние, и на рынке благ образовался дефицит в размере Y3-Y1. Приспособле­ние предложения к спросу начинается за счет роста цен до уровня Р3. Рост цен вызывает сдвиг линии LM2 влево, в положение LM3. В результате ставка % устанавливается на уровне а НД на уровне Y4. Y4, конечно, меньше Y3, но больше Y2. Таким образом, комби­нированная политика, частично нейтрализовала эффект вытеснения.

Комбинированная политика в целом более эффективна, чем НЕкомбинированная. Однако успешное осуществление комбинир политики определяется рядом условий: 1) ФП и ДКП не должны преследовать противоположные цели; 2) при преследовании одной цели выбранные инструменты обоих видов политики не должны привести к чрезмерному и потому нежелател рез-ту.

При наличии единой цели использовать комбинированную политику и, следовательно, как минимум 2 инструмента нецелесообразно. Примером нерезультативного совместного использования инструментов ФП и ДКП может служить ситуация, когда в целях борьбы с инфляцией ДКП направлена на сокращение кол-ва денег в обращении, а ФП – на сокращение спроса со стороны гос-ва. В рез-те, инфляция сокращается, но одновременно возникает эк-ий спад.

23.Макроэкономическая интерпретация результатов комбинированной политики с помощью кейнсианской модели ОМР. Применение правила эффективной рыночной классификации при распределении полномочий в закрытой экономике.

Изменение уровня цен играет активную роль в процессе проведения мероприятий как ФП, так и ДКП. При этом эффект изменения уровня цен действует в противоположном целям экон. политики направлении. При увеличении гос. закупок повышение уровня цен, снижая покупательную способность денег и повышая ставку %, уменьшает спрос на инвестиционные блага со стороны бизнеса. Когда ЦБ проводит мер-я по сокращению номинал количества денег, снижение цен увеличивает реал кассовые остатки.

Поэтому для повышения конечной результативности регулирова.ния рыночной экономики целесообразно сочетать мероприятия ФП и ДКП: расширение гос. закупок на рынке благ согласовывать с мерами ЦБ по увеличению ликвидности, а сокращение номинального коли­чества денег — с ростом нал/обл или сокращением гос. расходов.

Рассмотрим последствия увеличения гос закупок, осуществляемых за счет увеличения задолженности гос-ва бан­ковской системе (следовательно, при увеличении количества денег) в экономике неполной занятости и резервных производств мощ­ностей на рис. 11.10. Исходное состояние экономики — Yо, Р0, No, Wo, i0.

Увеличение гос закупок сдвигает ISo в положение IS1, и равновесие на рынках благ и денег при первоначальном количестве де­нег установится, когда ставка процента возрастет до i3, а доход до y1. Одновременно со сдвигом линии IS график сов спроса пере­местится в положение Yd1. При уровне цен Ро образуется дефицит на рынке благ в размере у1-у0.

Поскольку дополн гос расходы финансиру­ются посредством монетаризации допол задолженности го­с-ва, предложение денег увеличивается, и это отображается сдвигом кривой LM вправо до положения LM2. Сдвиг кривой LM вследствие роста номинального количества денег сместит линию со­вокупного спроса еще дальше вправо до положения Yd2.

В целом допол гос закупки, финансируемые за счет монетаризации дефицита гос бюджета, доводят ве­личину эффективного спроса до уз при ставке процента i1. При исход­ном уровне цен Ро дефицит на рынке благ увеличивается до уз – yo. Уровень цен начнет расти, ограничивая спрос и стимулируя предложение. Спрос будет сокращаться в рез-те снижения реал кас остатков. В графич представлении это отобразится сдвигом LM2 k LM1. Ставка % увел c i1 до i2, а сов спрос сократится с у3 до у2. На рынке труда повышение уровня цен с Ро до Р2 увел-т спрос на труд так, что Nd0 переместится в Nd1.если рост денеж з/пл будет отставать от роста уровня цен, то, несмотря на сдвиг Ns0 k Ns1, занятость возрастет с N0 до N1, и это позволит довести сов предложение до у2.

В итоге новое равновесие в экономике восстанавливается при значениях у2, Р2, N1, W1, i2.

Если бы дополн гос закупки финансировались за счет размещения облигаций среди населения, равновесн значение НД возросло бы до у4, а ставка % до i4.(вследствие роста уровня цен кривая LM сместилась бы влево). В рез-те комбинирования ФП и ДКП удается уменьшить эф-т вытеснения, но платой за это является более выcокий уровень цен. P2>P1.

 

Концепция эффективной рыночной классификации. Суть концепции состоит в следующем. Политика гос регулиро­вания преследует различные цели. Для достижения определенной макроэк цели имеется наиболее эффективный инструмент. Цели необходимо правильно привязать к инструментам, и каждый инструмент поставить под контроль соотв государственного органа. То­гда эти гос органы могут принимать решения децентрализо­ванно. Децентрализованные решения возможны, ибо каждый орган дер­жит в руках наиболее эфф инструмент достижения конкретной цели, а значит, другие гос службы не могут помешать ему действовать.

Наиболее отчетливой макроэк дилеммой рыночной эко­номики является дилемма: инфляция — безработица. Считается, что на ин­фляцию оказывает большое влияние ДКП, а на занятость (уровень дохода) - ФП. Правило эффективной рыночной классификации состоит в том, что, когда целевой показатель отклоняется от заданного значения, соответствующий гос орган начинает использование имеющегося в его распоряжении инстру­мента в направлении, которое должно вернуть целевой показатель к нор­мативному значению. Например, если инфляция превышает нормативное значение, органы, отвечающие за ДКП, снижают предложение денег и наоборот. Если же безработица вырастет больше, чем нужно, органы, осуществляющие ФП, увеличивают гос расходы.

В реальности чаще бывает так, что целей оказывается больше чем ин­струментов их достижения. Тогда не избежать социальных потерь, т.к. достижение одной цели исключает достижение другой. В этом случае по­литика строится по принципу минимизации потерь.

24. Пределы управления совокупным спросом и политика предложения.

Воздействие на сов. спрос имеет свои пределы. Если рассм-ть эти пределы с точки зрения кейнс макроэк-ки, то получается след картина.

На рисунке показана картина, когда сов. спрос (AD1) и сов. предложение сначала пересекаются в точке А, которая соотв-т равновесному НД Y1. Функция AD1 представляет собой сов. спрос без стимулирующего воздействия гос-х расходов. Соотв-но величина Y1<Yf. Если гос-во осуществит расходы в размере G^1, функция совокупного спроса переместится из положения AD1 в положение AD2 и равновесный НД будет равен нац доходу полной занятости (Yf). Однако, если гос расходы достигнут величины G^1+G^2, то линия совокупного спроса сместится в положение AD3.

Неоклассики и их последователи монетаристы еще более жестко обозначают пределы воздействия гос-ва на сов. спрос. Возможность воздействия властей на сов.спрос, с их т.з., ограничена след обстоят-ми: 1) неоклассики верят в совершенство рынка, поэтому если не вмешиваться в рыночный механизм, то ресурсы используются оптимально.2), даже если бы неоклассики признали, что рынок функционирует не оптимально, необ-мо было бы доказать, что гос-во имеет возможности эф-но осущ-ть свою корректирующую политику.

Здесь у неоклассиков есть ряд аргументов в пользу того, что гос-во имеет весьма ограниченные возможности весьма эффективного влияния на рынок:

1) в условиях рыночной эк-ки сущ-ет достат высокая степень неопредел-ти в протекании процессов произв-ва и потебления;

2) управление спроса предполагает неожиданные изменения в эк-ой политике гос-ва, с точки зрения неоклассиков, неожиданность и резкость изменений порождает непредсказуемое поведение со стороны бизнеса и населения;

3) правит-во имеет склонность изменять своим обещаниям, это ведет к тому, что бизнес и население перестает верить обещаниям чиновников, а это, в свою очередь, не дает им осущ-ть свой политический курс.

Вывод: нам необходимо управлять надо не только спросом, но и предложением.

Основные направления политики предложения таковы:

1) политика, направленная на повышение эфф-ти рынков (в рамках этой политики может осущ-ся конкурентная политика, частному предпринимателю всегда хочется стать монополистом, поэтому борьба с различного рода монополиями – постоянная забота гос-ва; эта политика направлена на повышение эфф-ти рынков и связана с более оптимальной организацией потоков информации; также к этому виду политики предложения относится устранение гос-ом отрицательных внешних эффектов и предоставление обществ-х благ);

2) политика регулирования цен (она проводится либо с целью защиты бедных слоев населения и сокращения соц-го неравенство, либо с целью сдерживания инфляции предложения);

3) политика в области нал/обл (правит-во может повышать и понижать налоги, однако, если речь идет о стимулировании предложения, то одновременно речь идет о снижении налогов);

4) промышл и торг политика (произв-во целого ряда товаров должно осущ-ся стабильно и независимо от колебаний рын конъюнктуры);

5) политика снижения структурной безработицы (сюда относится политика переподготовки рабочей силы, соц политика).

Если политика стимулирования спроса успешно сочетается с политикой предложения, то возможна ситуация на рисунке.

Совместная политика стимулирования сов спроса и сов предложения воздействую как на реальные, так и на номинальные макроэк-ие показатели. На рисунке изображена простейшая модель, в которой реальным показателем явл-ся нац доход, а номинальным – уровень цен. Нац доход возрос, при этом общий уровень цен остался неизменным.

По лекциям:

И ФП, и ДКП направлены на стимулирование со спроса, причем имеют полож рез-ты только в краткоср периоде. В долгоср периоде рез-ты по стимулированию сов спроса будут нивелированы (сглажены) механизмом роста цен.

Если перед прав-вом стоят 2 задачи: экон рост и стабилизация уровня цен, то решить эти задачи посредством стимулирования сов спроса невозможно. Для этого необх-мо стимулировать сов предложение, поэтому решить 2 задачи можно только совмещая политику по стимулированию сов спроса с политикой по стимулирования сов предложения. Увел У- экон рост, а уровень Р=const. Обе цели достигнуты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...