Макроэкономические результаты совместного использования фискальной и денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде. Условия, определяющие целесообразность проведения комбинированной политики.
Необходимость комбинировать ФП и ДКП связана, прежде всего, с тем, что экспансионистская ФП ведет к росту ставки % и соответствующему вытеснению инвестиций. Чтобы нейтрализовать этот негативный эффект государство может увеличить предложение денег. Гос-во увеличивает расходы. Это сдвигает линию IS вправо. Если бы дело ограничилось этим, НД установился бы на уровне Y2 при ставке процента i2 и уровне цен Р2. Однако гос-во, желая ослабить эффект вытеснения, увеличило предложение денег. В результате процентная ставка осталась прежней (i1), а спрос возрос до величины Y3. Но при стабильном уровне цен (Р1) спрос превысил предложение, и на рынке благ образовался дефицит в размере Y3-Y1. Приспособление предложения к спросу начинается за счет роста цен до уровня Р3. Рост цен вызывает сдвиг линии LM2 влево, в положение LM3. В результате ставка % устанавливается на уровне а НД на уровне Y4. Y4, конечно, меньше Y3, но больше Y2. Таким образом, комбинированная политика, частично нейтрализовала эффект вытеснения. Комбинированная политика в целом более эффективна, чем НЕкомбинированная. Однако успешное осуществление комбинир политики определяется рядом условий: 1) ФП и ДКП не должны преследовать противоположные цели; 2) при преследовании одной цели выбранные инструменты обоих видов политики не должны привести к чрезмерному и потому нежелател рез-ту. При наличии единой цели использовать комбинированную политику и, следовательно, как минимум 2 инструмента нецелесообразно. Примером нерезультативного совместного использования инструментов ФП и ДКП может служить ситуация, когда в целях борьбы с инфляцией ДКП направлена на сокращение кол-ва денег в обращении, а ФП – на сокращение спроса со стороны гос-ва. В рез-те, инфляция сокращается, но одновременно возникает эк-ий спад.
23.Макроэкономическая интерпретация результатов комбинированной политики с помощью кейнсианской модели ОМР. Применение правила эффективной рыночной классификации при распределении полномочий в закрытой экономике.
Поэтому для повышения конечной результативности регулирова.ния рыночной экономики целесообразно сочетать мероприятия ФП и ДКП: расширение гос. закупок на рынке благ согласовывать с мерами ЦБ по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег — с ростом нал/обл или сокращением гос. расходов. Рассмотрим последствия увеличения гос закупок, осуществляемых за счет увеличения задолженности гос-ва банковской системе (следовательно, при увеличении количества денег) в экономике неполной занятости и резервных производств мощностей на рис. 11.10. Исходное состояние экономики — Yо, Р0, No, Wo, i0. Увеличение гос закупок сдвигает ISo в положение IS1, и равновесие на рынках благ и денег при первоначальном количестве денег установится, когда ставка процента возрастет до i3, а доход до y1. Одновременно со сдвигом линии IS график сов спроса переместится в положение Yd1. При уровне цен Ро образуется дефицит на рынке благ в размере у1-у0. Поскольку дополн гос расходы финансируются посредством монетаризации допол задолженности гос-ва, предложение денег увеличивается, и это отображается сдвигом кривой LM вправо до положения LM2. Сдвиг кривой LM вследствие роста номинального количества денег сместит линию совокупного спроса еще дальше вправо до положения Yd2.
В целом допол гос закупки, финансируемые за счет монетаризации дефицита гос бюджета, доводят величину эффективного спроса до уз при ставке процента i1. При исходном уровне цен Ро дефицит на рынке благ увеличивается до уз – yo. Уровень цен начнет расти, ограничивая спрос и стимулируя предложение. Спрос будет сокращаться в рез-те снижения реал кас остатков. В графич представлении это отобразится сдвигом LM2 k LM1. Ставка % увел c i1 до i2, а сов спрос сократится с у3 до у2. На рынке труда повышение уровня цен с Ро до Р2 увел-т спрос на труд так, что Nd0 переместится в Nd1.если рост денеж з/пл будет отставать от роста уровня цен, то, несмотря на сдвиг Ns0 k Ns1, занятость возрастет с N0 до N1, и это позволит довести сов предложение до у2. В итоге новое равновесие в экономике восстанавливается при значениях у2, Р2, N1, W1, i2. Если бы дополн гос закупки финансировались за счет размещения облигаций среди населения, равновесн значение НД возросло бы до у4, а ставка % до i4.(вследствие роста уровня цен кривая LM сместилась бы влево). В рез-те комбинирования ФП и ДКП удается уменьшить эф-т вытеснения, но платой за это является более выcокий уровень цен. P2>P1.
Концепция эффективной рыночной классификации. Суть концепции состоит в следующем. Политика гос регулирования преследует различные цели. Для достижения определенной макроэк цели имеется наиболее эффективный инструмент. Цели необходимо правильно привязать к инструментам, и каждый инструмент поставить под контроль соотв государственного органа. Тогда эти гос органы могут принимать решения децентрализованно. Децентрализованные решения возможны, ибо каждый орган держит в руках наиболее эфф инструмент достижения конкретной цели, а значит, другие гос службы не могут помешать ему действовать. Наиболее отчетливой макроэк дилеммой рыночной экономики является дилемма: инфляция — безработица. Считается, что на инфляцию оказывает большое влияние ДКП, а на занятость (уровень дохода) - ФП. Правило эффективной рыночной классификации состоит в том, что, когда целевой показатель отклоняется от заданного значения, соответствующий гос орган начинает использование имеющегося в его распоряжении инструмента в направлении, которое должно вернуть целевой показатель к нормативному значению. Например, если инфляция превышает нормативное значение, органы, отвечающие за ДКП, снижают предложение денег и наоборот. Если же безработица вырастет больше, чем нужно, органы, осуществляющие ФП, увеличивают гос расходы.
В реальности чаще бывает так, что целей оказывается больше чем инструментов их достижения. Тогда не избежать социальных потерь, т.к. достижение одной цели исключает достижение другой. В этом случае политика строится по принципу минимизации потерь. 24. Пределы управления совокупным спросом и политика предложения.
Воздействие на сов. спрос имеет свои пределы. Если рассм-ть эти пределы с точки зрения кейнс макроэк-ки, то получается след картина. На рисунке показана картина, когда сов. спрос (AD1) и сов. предложение сначала пересекаются в точке А, которая соотв-т равновесному НД Y1. Функция AD1 представляет собой сов. спрос без стимулирующего воздействия гос-х расходов. Соотв-но величина Y1<Yf. Если гос-во осуществит расходы в размере G^1, функция совокупного спроса переместится из положения AD1 в положение AD2 и равновесный НД будет равен нац доходу полной занятости (Yf). Однако, если гос расходы достигнут величины G^1+G^2, то линия совокупного спроса сместится в положение AD3. Неоклассики и их последователи монетаристы еще более жестко обозначают пределы воздействия гос-ва на сов. спрос. Возможность воздействия властей на сов.спрос, с их т.з., ограничена след обстоят-ми: 1) неоклассики верят в совершенство рынка, поэтому если не вмешиваться в рыночный механизм, то ресурсы используются оптимально.2), даже если бы неоклассики признали, что рынок функционирует не оптимально, необ-мо было бы доказать, что гос-во имеет возможности эф-но осущ-ть свою корректирующую политику.
Здесь у неоклассиков есть ряд аргументов в пользу того, что гос-во имеет весьма ограниченные возможности весьма эффективного влияния на рынок: 1) в условиях рыночной эк-ки сущ-ет достат высокая степень неопредел-ти в протекании процессов произв-ва и потебления; 2) управление спроса предполагает неожиданные изменения в эк-ой политике гос-ва, с точки зрения неоклассиков, неожиданность и резкость изменений порождает непредсказуемое поведение со стороны бизнеса и населения; 3) правит-во имеет склонность изменять своим обещаниям, это ведет к тому, что бизнес и население перестает верить обещаниям чиновников, а это, в свою очередь, не дает им осущ-ть свой политический курс. Вывод: нам необходимо управлять надо не только спросом, но и предложением. Основные направления политики предложения таковы: 1) политика, направленная на повышение эфф-ти рынков (в рамках этой политики может осущ-ся конкурентная политика, частному предпринимателю всегда хочется стать монополистом, поэтому борьба с различного рода монополиями – постоянная забота гос-ва; эта политика направлена на повышение эфф-ти рынков и связана с более оптимальной организацией потоков информации; также к этому виду политики предложения относится устранение гос-ом отрицательных внешних эффектов и предоставление обществ-х благ); 2) политика регулирования цен (она проводится либо с целью защиты бедных слоев населения и сокращения соц-го неравенство, либо с целью сдерживания инфляции предложения);
4) промышл и торг политика (произв-во целого ряда товаров должно осущ-ся стабильно и независимо от колебаний рын конъюнктуры); 5) политика снижения структурной безработицы (сюда относится политика переподготовки рабочей силы, соц политика). Если политика стимулирования спроса успешно сочетается с политикой предложения, то возможна ситуация на рисунке. Совместная политика стимулирования сов спроса и сов предложения воздействую как на реальные, так и на номинальные макроэк-ие показатели. На рисунке изображена простейшая модель, в которой реальным показателем явл-ся нац доход, а номинальным – уровень цен. Нац доход возрос, при этом общий уровень цен остался неизменным. По лекциям: И ФП, и ДКП направлены на стимулирование со спроса, причем имеют полож рез-ты только в краткоср периоде. В долгоср периоде рез-ты по стимулированию сов спроса будут нивелированы (сглажены) механизмом роста цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|