Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс и казнь короля, 1649 г. 3 глава




В четвертой статье объявлялось, что размеры денежных сумм, установленные для сборов с товаров, не подразумеваются постоянными, но могут быть изменены в последующем в такой манере, каковая будет считаться подходящей настоящим Парламентом.

Пятая статья рассматриваемого Акта запрещала применять наказание или конфискацию до того, как какое-либо лицо или лица откажутся платить сбор с экспортируемых или импортируемых ими товаров.

В шестой статье устанавливалась норма, согласно которой любое должностное лицо, продолжающее и после истечения срока, определенного Парламентом для получения субсидии королем, собирать с лиц, экспортирующих или импортирующих товары, вышеуказанные денежные суммы, подлежало «карам, наказаниям и конфискациям, предписанным и предусмотренным в Statute of Provision and Premunire, изданном в шестнадцатый год правления Короля Ричарда II», и, кроме того, лишалось с момента совершения данного преступления на всю свою жизнь права выступать в качестве истца или ответчика в отношении какого-либо лица по искам реальным, смешанным или персональным в любом каком бы то ни было суде.

Седьмая и последняя статья объявляла, что данный Акт не будет распространяться на какие-либо сборы с табака любых сортов, выращенного на английских плантациях, но что этот табак будет облагаться лишь платой в 2 пенса с фунта и не более того.

Таким образом, английский Парламент окончательно брал под свой контроль важный источник доходов королевской казны, каковым являлись потонный и пофунтовый сборы. Если прежде, по сложившейся практике, субсидия в форме указанных сборов предоставлялась каждому королю в начале его правления и на весь период последнего, то теперь она предоставлялась на определенный срок по усмотрению Парламента.

Серьезные изменения в систему государственной власти вносил « Акт для [упорядочения] Тайного Совета и для упразднения Суда, обыкновенно называемого Звездной Палатой». Он был принят Палатой общин в третьем, окончательном чтении еще 8 июня 1641 г. На следующий день Дж. Гемпден передал его в Палату лордов. Лорды одобрили Акт, но внесли ряд поправок и оговорок в его текст. 3 июля эти поправки и оговорки были рассмотрены и утверждены Палатой общин. 5 июля король дал свое согласие на введение указанного Акта в действие.

В Акте от 5 июля 1641 г., упразднявшем Звездную палату, отмечалось, что «основания и мотивы, вызвавшие возникновение и продолжение деятельности этого суда, в настоящее время исчезли, и приговоры и постановления этого суда оказались на практике невыносимым бременем для поданных и средствами для введения произвольной власти и управления», что он «присвоил себе полномочие вмешиваться в гражданские дела и предметы спора между сторонами, затрагивающие исключительно частный интерес, и осмелился ограничивать имущественные права и свободы подданных в противоречии с правом страны и правами и привилегиями подданных, от чего возникли и случились огромные и разнообразные беды и неудобства». В целях предотвращения подобной практики Актом от 5 июля 1641 г. устанавливалось, что «указанный суд, обыкновенно называемый Звездной Палатой, и все судебные полномочия и власть, принадлежащие этому суду или осуществляемые в этом же суде или какими-либо официальными судьями или министрами его, будет с первого дня августа одна тысяча шестьсот сорок первого года нашего Господа Бога целиком и полностью аннулирована, упразднена и прекращена».

Таким образом, Акт от 5 июля упразднял Звездную палату как политический институт, допускавший в своей деятельности нарушение правопорядка, ущемление прав английских подданных. Вместе с тем этот Акт отменил и присущие Звездной палате чрезвычайные судебные полномочия. Такие полномочия осуществляли в Англии и другие государственные органы, а именно: Суд президента и совета Уэльса, Суд президента и совета северных районов, «суд, обыкновенно называемый the Court of the Dutchy of Lancaster» и Суд казначейства. Рассматриваемый Акт отменил чрезвычайные судебные полномочия названных органов.

Актом было объявлено и установлено, что «ни король, ни его Тайный совет не имеют и не должны иметь каких-либо судебных полномочий и власти… рассматривать или брать на себя решение вопросов о распоряжении землями, держаниями, унаследованным имуществом, товарами или движимыми вещами (to examine or drawe into question determine or dispose of the lands tenements hereditaments goods or chattels) кого-либо из подданных этого королевства, но что эти вопросы должны рассматриваться и решаться в обыкновенных судах правосудия и посредством обыкновенной законной процедуры».

Одновременно с «Актом об [упорядочении] Тайного Совета и об упразднении Суда, обыкновенно называемого Звездной Палатой», т. е. также 5 июля 1641 г., был принят «Акт об отмене части Статута Елизаветы Первой, касающейся Комиссий по церковным делам». Этим Актом упразднялась Высокая комиссия при Тайном совете — судебный орган по церковным делам, созданный Генрихом VIII в 1538 г., затем ликвидированный королевой Марией и восстановленный Елизаветой I в первый же год ее правления.

Немаловажное значение в реформе государственного строя Англии имел принятый 7 августа 1641 г. «Акт, объявляющий незаконными и недействительными недавние судебные постановления, касающиеся корабельных денег и аннулирующий все записи и протоколы, относящиеся к ним».

Он состоял всего из двух статей. В первой из них приводились причины, по которым «корабельные деньги» и все судебные решения, касающиеся их, объявлялись незаконными. В заключении данной статьи провозглашалось, что налог, которым были обложены английские подданные с целью получения средств на снаряжение кораблей, «обыкновенно называемый Корабельными деньгами (Ship-money)», и мнения судей, оправдывавших его сбор и осуждавших тех, кто отказывался платить его, и приказы, на основании которых он собирался, «противоречили и противоречат и противостоят законам и статутам этого королевства, праву собственности, свободе подданных, прежним резолюциям Парламента, и Петиции о Праве, изданной в третьем году правления Его Величества, который правит и в настоящее время».

Еще один акт, принятый 7 августа 1641 г., касался территории королевских лесов. Он был назван «Актом для придания определенности лесам и о границах, размерах, пределах и ограничениях лесов». В шести статьях Акта… объявлялось и устанавливалось, что эти границы не должны выходить в различных графствах за пределы, которые территория королевских лесов имела в двадцатый год правления короля Якова.

10 августа 1641 г. был принят «Акт для предотвращения обременительных процедур, касающихся Рыцарского Сословия». Он провозгласил, что в дальнейшем никакое лицо не будет принуждаться к вступлению в рыцарское сословие и принятию на себя звания рыцаря, и оно не будет подвергнуто какому-либо штрафу за отказ от этого.

Смысл трех законодательных актов, принятых 7 и 10 августа 1641 г., предельно ясен — короля лишали возможности получать доходы без согласия на то Парламента. Не случайно все эти акта рассматривались в палатах одновременно.

Опыт беспарламентского правления, особенно в годы с 1629 до 1640, показал, что король был в состоянии править, не созывая Парламента, не только потому, что имел в своем распоряжении органы, подобные Звездной палате, но и вследствие того, что вполне мог опереться на суды общего права. Судьи вынуждены были выполнять указания короля, поскольку их служебная карьера находилась в полной зависимости от воли Его Величества.

Законодательные акты, принятые в феврале-августе 1641 г., внесли серьезные изменения в юридическую конструкцию государственного строя Англии. В исторической литературе эта реформа, осуществленная «Долгим парламентом», оценивается, как правило, положительно.

Безусловно, целый ряд преобразовательных мер, выраженных в рассмотренных законодательных актах «Долгого парламента», был вполне оправдан. Упраздненная в июле 1641 г. Звездная палата не будет восстановлена даже в период Реставрации, во времена правления сына Карла I. Укоренятся и многие другие нововведения в юридическую конструкцию английского государственного строя, появившиеся благодаря законодательству февраля-августа 1641 г. Однако, оценивая положительно это законодательство, нельзя забывать о том, что оно не смогло предотвратить гражданской войны в Англии.

Более того, есть основания полагать, что преобразовательные меры, осуществленные «Долгим парламентом» посредством указанных законодательных актов, создали ситуацию, при которой конфликт между королем и парламентской оппозицией легко перерастал в гражданскую войну.

Анализу этой ситуации, которая возникла вследствие проведенной «Долгим парламентом» реформы традиционного государственного строя Англии, будет посвящена следующая статья из публикуемой серии статей о юридических аспектах английской буржуазной революции.

Извлечения. КАЗАЧАНСКАЯ Е.А.

Возникновение и развитие английской адвокатуры [50]

 

Английская адвокатура, как, впрочем, и другие учреждения в Англии, возникла и развивалась практически без содействия законодательной власти. Более того, до конца XIX в. не существовало какого-либо закона, определяющего ее организацию.

Первые упоминания об английских адвокатах мы находим в законах англосаксонских королей. В них они фигурируют как защитники (forspeca, mandbora, advocatus). Так, по Закону Эдмунда (X в.), «человек, убивший члена другой семейной общины, выбирал себе защитника, который своим посредничеством должен был предотвратить кровную месть и заменить ее выкупом»[51]. В других законах встречается установление, в соответствии с которым для чужеземцев, бедняков, людей, не имеющих родственников, защитником становился сам король. На основе анализа законов, до нас дошедших, можно сделать вывод, что адвокаты избирались из числа родичей, принадлежавших к одной из родственных общин.

Но со временем эти положения претерпевают изменения, и адвокатами уже в XII в. могут быть только духовные лица. Но в том же XII в. духовные соборы запретили им выступать в светских судах. Таким образом, первые зачатки организации адвокатуры появляются в Англии примерно в то же самое время, что и во Франции. Английские адвокаты, сопровождавшие разъездные королевские суды, осели в Лондоне и начали постепенно сплачиваться. В XIII в. в период правления Эдуарда I издается закон, в соответствии с которым при Вестминстерском суде должны состоять 140 опытных адвокатов для ведения дел частного характера. В тот же период появляется первая из четырех судебных коллегий (Inns of Court). Ее появление было продиктовано потребностью в создании учреждения, которое могло бы готовить лиц для осуществления практической деятельности, т.к. университеты того времени очень мало уделяли внимания юриспруденции, ограничиваясь только лекциями по римскому и каноническому праву. Поэтому сначала появляются частные юридические школы, а затем преподаватели английского права образуют «общую судебную коллегию», вошедшую в историю под названием Линкольнская коллегия. Позднее появляются еще три: Грейская, внутренний храм и средний храм.

Сначала юноши благородного происхождения обучались в низших «канцелярских» коллегиях и по их окончании поступали в судебные коллегии. Число учащихся в каждой из них равнялось 200. Плата за обучение была достаточно высока – 28 ф.с. Поэтому обучаться в коллегии могли только богатые люди. По словам Фортескью, «во всем английском королевстве того времени не было ни одного выдающегося юриста, который не являлся бы джентльменом по происхождению и состоянию»[52].

Однако в XV в. судебные коллегии носят уже иной характер: они представляют собой не что иное, как образовательные учреждения, где преподавание права перестает быть их основной задачей. Богатые люди отдают своих детей в коллегии не для изучения основ юриспруденции, а для того, чтобы «образовать их манеры и предохранить их от заразы порока»[53].

Вскоре вышеупомянутые канцелярские коллегии стали составлять сословия поверенных, а судебные коллегии «остались воспитательными заведениями для судей и адвокатов»[54].

Наиболее завершенный вид организация судебных коллегий принимает в XVI-XVII вв. В этот период они представляют собой самоуправляющиеся общины, членами которых являются адвокаты и кандидаты в адвокатуру. Во главе коллегий стоят выборные старшины (Benchers). Именно они возводили учащихся в звание адвокатов и лишали его, т.е. ведали внутренними делами общины. Из их среды избирались профессора, которые читали лекции и проводили занятия. Один из профессоров назывался старшим (Chef-Reader) и по роду своей деятельности мог называться ректором в современном понимании. Обучение в судебной коллегии после окончания канцелярской продолжалась достаточно долго – 8 лет (поначалу 12 лет). В течение этого времени учащиеся слушали лекции и принимали участие в юридических диспутах (их можно сравнить с конференциями французских адвокатов-стажеров). Коллегии имели право присуждать ученые степени. Так, через три года учащиеся (students) получали звание «внутренних адвокатов» (inner barristers), т.к. еще не имели права выступать в судах, а еще через пять лет становились «внешними» (outer, utter barristers) и получали право практиковать. Эти две степени соответствовали университетской степени бакалавра (или кандидата права). Но существовала еще и степень «серджента»[55] (serjeant at-law) – доктора права. Возведение в звание серджентов было только привилегией короны. Для этого необходимо было быть практикующим барристером не менее 16 лет. Для того, чтобы принять звание серджента, необходимо было уплатить огромные по тем временам деньги – 260 ф.с. На торжественном празднестве, которое продолжалось неделю, по этому случаю присутствовали все высшие лица государства во главе с королем, его семейством и двором. Помимо вышеуказанной суммы и издержек, связанных с устройством праздника, новый серджент должен был подарить каждому из присутствующих гостей по золотому кольцу разной стоимости в зависимости от ранга и достоинства присутствующего, а слугам гостей, их родственникам и друзьям – ливрейные платья. Интересен такой факт. В период царствования Ричарда II шесть барристеров отказались от избрания в сердженты, однако по решению парламента были вынуждены взять свой отказ обратно и уплатить штраф[56].

Образуя особую корпорацию, сердженты в отличие от барристеров имели исключительное право на ведение дел в судах «общих исков» (Court of Common Pleas) и по особо важным делам, исполнять обязанности судей на ассизах[57], присутствовать в парламенте при обсуждении петиций и т.д. Но самое важное назначение этого института, пожалуй, в том, что в присяге, которую они давали, они клялись защищать права подданных в случае их спора с королем. Таким образом, сердженты являлись, прежде всего, защитниками интересов народа в случае посягательства на них со стороны короны.

До XIX в. организация судебных коллегий оставалась неизменной. Они представляли собой самоуправляющиеся корпорации, снабжавшие страну юристами-практиками (выделено мной – Е.К.): судьями и адвокатами[58]. Именно поэтому английская адвокатура уступала французской. Вспомним, французские адвокаты с древнейших времен являлись людьми науки, т.к. получали высшее юридическое образование, продолжая заниматься ее всю жизнь. Английские же адвокаты были практическими деятелями, не имевшими отношения к науке. Объяснение этому лежит в характере английского права, которое, в отличие от французского не имело ничего общего с римским правом, т.к. развивалось на древних обычаях, статутах и судебных решениях, которые эти обычаи разъясняли.

Поэтому неслучайно положение судебных коллегий со временем стало ухудшаться. К концу XVII в. профессионализм профессоров из адвокатов оставлял желать лучшего (хотя их лекции оставались единственной возможностью увидеть хоть тень науки) и они были полностью заменены юридическими диспутами, участие в которых не являлось обязательным. Таким образом, порядок возведения в адвокаты свелся к пустой формальности: уплате причитающихся коллегиям взносов и необходимости отобедать в них определенное количество раз[59].

Что касается профессиональной деятельности английской адвокатуры и ее общественного положения, то здесь мы можем найти сходство с французской. И в Англии, и во Франции адвокаты были правозаступниками сторон, представительство же принадлежало особому классу поверенных[60]. Так же, как и во Франции, в Англии адвокатский гонорар считался почетным подарком со стороны клиента и не допускал ни предварительного условия, ни таксировки, ни иска.

В течение многих веков положение английской адвокатуры не претерпевало практически никаких изменений. И только в XIX в. были проведены реформы, коснувшиеся ее организации.

Они коснулись прежде всего судебных коллегий, о неудовлетворительном положении которых говорилось выше. После возобновления чтения лекций в коллегиях в 1852 г. создается Совет по юридическому образованию (Council of legal Education). Цель его создания заключалась в контроле за преподаванием юриспруденции в коллегиях. Результатом этой формы стало введение системы экзаменов. Для принятия в коллегию необходимо было представить свидетельство двух барристеров о «добропорядочности», сделать денежный взнос (36-40 ф.с. и 100 ф.с. в виде залога), а в случае отсутствия университетского экзамена, необходимо было сдать экзамен по английскому и латинскому языкам и истории. К слушанию лекций теперь присоединялись два экзамена, предполагающие знания из римского и международного права и английского права и процесса.

Для принятия в адвокатуру необходимо было достичь совершеннолетия (21 год) и пребывать в течение определенного времени в судебной коллегии.

В рамках реформ появился закон, коснувшийся и института серджентов. В 1846 г. их практически уравняли с барристерами, дозволив последним практиковать в судах общих исков[61]. Вскоре звание серджента, утратив привилегии, стало просто почетным, что вызвало нарекания со стороны английского общества[62], т.к. этот институт имел политическое значение. Вместо сословия серджентов был создан институт королевских адвокатов. Теперь из числа барристеров избираются, с одной стороны, сердженты, а с другой, королевские адвокаты. До введения звания последних под ними подразумевали барристеров, избранных короной для защиты ее прав в случае нарушения. Но после введения должности королевских адвокатов это звание получило иное значение. И хотя они по-прежнему приносят присягу «защищать права короны и не вести дел против нее без специального разрешения», на практике им редко приходится быть защитниками короны. Звание «королевского адвоката» приобрело значение титула, и на практике постепенно стало вытеснять институт серджентов. В середине XIX в. число серджентов неуклонно уменьшается и все более увеличивается количество королевских адвокатов[63].

Королевские адвокаты, как и барристеры, занимались частной практикой, но при этом пользовались определенными преимуществами. Так, они выступали в суде в особом костюме, имели право говорить на суде раньше других адвокатов, а барристеры приглашали для участия в прениях королевского адвоката.

Необходимо отметить, что сословная организация английской адвокатуры не имеет ничего общего с французской. Английские адвокаты не составляли особого класса, отдельного от магистратуры; они образуют вместе с ней одно сословие.

Английский адвокат, уличенный в «дурном поведении», наказывался запрещением практиковать. Вопрос о гонораре в Англии стоит примерно также, как и во Франции. Адвокат не имеет права «выговаривать» себе гонорар, но и клиент не имеет права требовать его назад. В отношениях с клиентами требуется еще большая деликатность. Профессиональная нравственность английской адвокатуры очень высока. Адвокаты принадлежали к зажиточном классу населения и, не нуждаясь в заработке, могли позволить себе быть строгими в выборе клиентов. Поэтому поступки адвокатов, не соотносимые с их почетным званием, были крайне редким явлением. По видимому, в этом причина того, что до конца XIX в. английская адвокатура не знала и не имела ничего похожего на кодекс профессиональной этики. Более того, ничего подобного не знает и английское законодательство[64]. Не был решен и такой важный вопрос, как ведение заведомо неправых дел. «Тем не менее, общие условия профессиональной деятельности и стойкость традиций спасли английскую адвокатуру от нравственного падения»[65].

В заключении отметим, что английская адвокатура во многом схожа с французской. Разница лишь в том, что французы – блестящие ораторы, а англичане – деловые юристы. В Англии, как и во Франции, правозаступничество не отделено от судебного представительства. Основные принципы организации французской адвокатуры схожи с английской. Если же останавливаться на отличиях, то основным из них является процесс подготовки адвокатов, где английская адвокатура значительно уступает французской в силу специфики юридического образования и «хаотического состояния английского права».

ФРАНЦИЯ Раздел IЗаконодательство Французской буржуазной революции Подраздел АI этап революции14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г. (Фейяны у власти) Извлечения. Декларация намерений короля, оглашённая на заседании Генеральных Штатов 23 июня 1789 г. [66] Статья 1. Ни один новый налог не может быть введен, ни один старый не может быть продлен далее установленного законом срока, без согласия представителей нации. Статья 2. Как вновь вводимые налоги, так и продленные старые будут действительны лишь до следующего созыва Генеральных Штатов. Статья 5. Роспись доходов и расходов будет обнародоваться ежегодно по форме, выработанной Генеральными Штатами и одобренной королем. Статья 6. Суммы, предназначенные для каждого ведомства, будут устанавливаться точно и неизменно, причем король подчиняет этому общему правилу даже и те фонды, которые предназначаются для содержания его дома. Декрет о подавлении беспорядков10 августа 1789 г. [67] Национальное собрание постановляет: что все муниципалитеты королевства, как городские, так и сельские, обязаны наблюдать за сохранением общественного спокойствия и что по их требованию войска придут на помощь национальной милиции и полиции для преследования и ареста всех нарушителей общественного спокойствия; что арестованные лица будут отправлены в суды, немедленно допрошены и преданы суду; что по требованию муниципалитетов, национальная милиция, полиция и войска будут разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах. Декрет Учредительного собранияоб уничтожении феодальных прав и привилегий11 августа 1789 г. [68] Статья 1. Национальное собрание полностью уничтожает феодальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повинностей, феодальных и цензуальных, те, которые относятся к личному или вещному крепостному праву отменяются без вознаграждения; все прочие объявляются подлежащими выкупу; размеры и способ выкупа будут определены Национальным собранием. Те из названных повинностей, которые не уничтожены настоящим декретом, будут продолжать взиматься впредь до выкупа. Статья 4. Все сеньориальные суды упраздняются без вознаграждения; однако чины этих судов будут исправлять свои обязанности, пока Национальное собрание не установит нового судебного порядка. Статья 5. Всякого рода десятины и заменяющие их оброки упраздняются, с тем что будет впоследствии решено, каким образом удовлетворить нужды богослужения, содержания священнослужителей, помощи бедным, ремонта и перестройки церквей, церковных домов и всех учреждений, семинарий, школ, коллегий, госпиталей, общин и т. д., на содержание которых в настоящее время эти десятины назначаются. Однако, пока эти меры не будут приняты и прежние владельцы десятин не вступят в пользование тем, чем они будут заменены, Национальное собрание предписывает, чтобы названные десятины продолжали взиматься согласно законам и обычным способом. Статья 6. Всякие вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные, кому бы они ни принадлежали, подлежат выкупу. Шампар всякого рода, под каким бы названием он ни скрывался, также подлежит выкупу по таксе, которая будет установлена Собранием. Статья 7. Продажность должностей, как судебных, так и муниципальных, уничтожается немедленно. Правосудие будет бесплатным. Однако чиновники, занимающие эти должности, будут продолжать отправлять свои обязанности и будут получать свои доходы от этих должностей до тех пор, пока Собрание не позаботится о средствах для их выкупа. Статья 9. В области налогов будут навсегда уничтожены денежные, личные и земельные привилегии. Налоги будут взиматься со всех граждан и всего имущества одинаковым образом и в одинаковой форме. Статья 11. Все граждане, без различия происхождения, могут быть допущены ко всем должностям и званиям духовным, гражданским и военным, и никакая полезная профессия не будет влечь за собой лишения дворянского звания. Декларация правчеловека и гражданина26 августа 1789г. [69] Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительства, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной властей при возможном сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения встречали большее уважение; чтобы притязанияграждан, основанные отныне на простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и к всеобщему благополучию. Вследствие этого Национальное собрание подтверждает и провозглашает перед лицом высшего существа и с его благоволения следующие права человека и гражданина: 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы. 2. Цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. 3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника. 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определенытолько законом. 5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом. 6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, Так и в тех, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и способностями. 7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он подлежит ответственности. 8. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые, и никто не может быть наказав иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения. 9. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом. 10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом. 11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. 12. Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена. 13. На содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию. 14. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, свободно давать согласие на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания. 15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления. 16. Любое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции. 17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости; и при условии справедливого и предварительного возмещения. Извлечения. Закон о военном положении21 октября 1789 г. [70] Статья 1. В случае угрозы общественному спокойствию члены муниципалитета в силу обязанностей, возложенных на них коммуной, должны объявить о том, что для восстановления спокойствия немедлнно необходима военная сила. Статья 4. Национальная гвардия, войсковые и конно-полицейские части, вызванные членами муниципалитета, немедленно направятся с красным флагом под командой своих офицеров ив сопровождении по крайней мере одного члена муниципалитете к месту сборища. Статья 6. Если участники сборища откажутся разойтись, члены муниципалитета или один из них громким голосом три раза потребует спокойно разойтись по домам. Статья 8. В случае если толпа разошлась, не учиняя насилий, зачинщики и подстрекатели мятежа, если они известны, могут быть подвергнуты наказанию: если сборище было невооруженное - тюремному заключению сроком до трех лет, если участники его были вооружены -смертной казни. Статья 9. Если толпа учинит насильственные действия или не разойдется немедленно после последнего требования, то задержанные при этом лица, у которых не было оружия, присуждаются к тюремному заключению сроком до одного года, лица же, задержанные с оружием, - сроком до трех лет, лица, учинившие какие-либо насильственные действия или возбуждавшие толпу, осуждаются на смертную казнь. Статья 10. Все командиры офицеры и солдаты национальной. гвардии, войсковых и конно-полицейских частей, принимающие участие в таких скопищах и мятежах, объявляются бунтовщиками против нации, Короля и закона и подлежат смертной казни. Извлечения. Декрет об организациимуниципальной власти в провинции14 декабря 1789 г. [71] Статья 1. Нынешние муниципалитеты, существующие в каждом городе, бурге, приходе или общине под названием ратуш, мэрий, эшевинатов, консулатов или под любым иным названием, отменяются и упраздняются. 4. Чиновники и члены существующих ныне муниципалитетов будут сменены путем выборов. 5. Все активные граждане каждого города, бурга, прихода или общины будут иметь право содействовать выборам членов муниципалитета. Извлечения. Декрет,передающий в распоряжение нацииземли духовенства24 ноября 1789 г. [72] Национальное Собрание постановляет, что: 1) все земли духовенства передаются в распоряжение нации с обязательством обеспечить подобающим образом средства на издержки культа, на поддержание служителей культа, на всепомоществование бедным под 'наблюдением и согласно инструкциям провинциальных властей; 2) что при вынесении решений о сумме, необходимой для обеспечения служителей культа, она не должна быть меньше 1200 ливров в год на каждый приход, не считая помещения и примыкающей к нему усадьбы. Извлечения. Декрет22 декабря 1789 г. [73] Раздел 1 Статья 3. Условия, необходимые, чтобы быть активным гражданином, следующие: 1) быть французом; 2) достигнуть 25-летнего возраста; 3) прожить фактически, в данном кантоне не менее года; 4) платить прямой налог в размере местной трехдневной заработной платы; 5) не быть в положении прислуги, то есть не быть слугой на жаловании. Извлечения. Декрет о феодальных правах15 марта 1790 г. [74] Глава I Об общих последствиях уничтожения феодального строя Статья 1. Всякие почетные отличия и все права, связанные с феодальным строем, уничтожаются. Что касается тех имущественных прав, которые остаются в силе впредь и до их выкупа, то они целиком приравниваются к обычной ренте и поземельным повинностям. Статья 2.Так как вся феодальная и сеньориальная система владения недвижимостью уничтожается, то право старшинства и порядок наследования мужского пола по отношению к ленам, поместьям и дворянским аллодам считаются уничтоженными. Ввиду сего Национальное собрание постановляет, что все наследства, как по прямой линии, так и по боковой, в отношении как недвижимого имущества, имеющие открыться впредь, считая со дня издания настоящего декрета, будут, не взирая набывший дворянский характер лиц или имущества, разделены между наследниками согласно законам, статутам и обычаям, определяющим раздел между всеми гражданами. Все законы и обычаи, противоречащие сему, отменяются. Глава IIО сеньориальных правах,отменяемых без выкупа Статья 1. Крепостная зависимость, личная, имущественная или. смешанная, крепостное состояние, связанное с происхождением, или личное крепостное состояние владельца участка, право требовать выполнения личной барщины и дорожной повинности, право на наследство после не имеющего наследников вассала, право запрещать отчуждение и распоряжение имуществом путем его продажи, дара между живыми и передачи по завещанию, а равно и все прочие последствия крепостной зависимости, земельной, личной или смешанной, касающиеся лиц или имущества, безвозмездно уничтожаются. Статья 2. Тем не менее все земли, находившиеся прежде в крепостной зависимости, имущественной или смешанной, будут и впредь обременены теми же повинностями, платежами, земельными налогами и барщиной, которыми они были обременены поста времени. Статья 27. Всякая барщина, за исключением одной только земельной, отменяется без вознаграждения. Земельной барщиной будет считаться только та, относительно которой будет установлено, что она должна быть выполнена.как вознаграждение за уступку права собственности на землю или какого-либо имущественного права. Глава III О сеньориальных правах, подлежащих выкупу Статья 1. Могут быть выкуплены и подлежат исполнению впредь до окончания выкупа все полезные феодальные и чиншевые права и обязанности, являющиеся платой за первоначальную уступку недвижимости и составляющие ее условие. Статья 5. Муниципалитеты и администрации округов или департаментов не вправе - под страхом признания этого распоряжения недействительным, возмещения причиненных убытков и уплаты судебных издержек - запретить потребованное заинтересованными лицами исполнение какого-либо из сеньориальных прав под предлогом, что означенное право прямо или косвенно отменено без вознаграждения. Заинтересованным сторонам предоставляется в случае нужды подавать жалобы в суд в обычном порядке. Статья 6. Со
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...