Раздел IIКонституционное законодательство периода Директории, Консульства и I империиПодраздел АДиректорияИзвлечения. Конституция французской республики22 августа 1795г. [104] Декларация прав и обязанностей человека и гражданина Французский народ провозглашает перед лицом высшего Существа, следующую декларацию прав и обязанностей человека и гражданина. Права 1. Правами человека в обществе являются свобода, равенство, безопасность, собственность. 2. Свобода состоит в возможности действовать не во вред правам другого. 3. Равенство состоит в том, что закон является равным для всех как в тех случаях, когда он охраняет, так и в тех случаях, когда он наказывает. Равенство не допускает никаких различий в зависимости от рождения, никакой наследственной власти. 4. Безопасность основывается на содействии всех в обеспечении прав каждого. 5. Собственность является правом пользоваться и распоряжаться своим достоянием, своими доходами, плодами своего труда и своего мастерства. 6. Законом является выраженная общая воля большинства либо граждан, либо их представителей. 7. Закон не защищает того, кто его нарушает. Никто не может совершить того, что не предписано законом. 8. Никто не может быть привлечен к суду, обвинен, арестован, заключен, кроме случаев, когда это предусмотрено законом и в предписанной им форме. 9. Те, кто склоняют, способствуют, разрешают, исполняют или заставляют исполнять противозаконные действия, являются виновными и должны быть наказаны. 10. Жестокость, которая не является необходимой для заключения обвиняемого под стражу, строго воспрещена законом. 11. Никто не может быть осужден до того, как он будет выслушан или вызван в законном порядке. 12. Постановление о назначении наказания может быть вынесено по закону только строго необходимое и соответствующее преступлению. 13. Всякое обращение, которое усиливает наказание, определенное на основании закона, является преступлением. 14. Никакой закон, ни уголовный, ни гражданский, не имеет обратной силы. 15. Каждый человек может распоряжаться своим временем и своими силами, но он не может продавать себя и не может быть продан; его личность не является отчуждаемой собственностью. 16. Всякие налоги устанавливаются для общей пользы; они должны быть распределены между налогоплательщиками в зависимости от их возможностей. 17. Единство всех граждан является главной основой суверенитета. 18. Никакие отдельные лица, никакое отдельное собрание граждан не могут приписать себе суверенитет. 19. Никто не может, не будучи уполномочен на то законом, ни присваивать какую-либо власть, ни выполнять какую-либо публичную функцию. 20. Каждый гражданин имеет равное право добиваться участия, непосредственного или косвенного, в издании законов, назначении представителей народа и должностных лиц. 21. Общественные функции не могут присваиваться теми, кто их осуществляет. 22. Общественная безопасность не может существовать, если не установлено разделение властей, если не зафиксированы их границы, если не обеспечена ответственность должностных лиц. Обязанности Декларация прав предусматривает следующую обязанность законодателей: 1. для охраны общества требуется, чтобы те, кто составляют его, знали и выполняли также и свои обязанности. 2. Все обязанности человека и гражданина вытекают из следующих двух принципов, заключенных во всех сердцах от природы. Не делайте другому того, что вы не хотите, чтобы сделали вам. Постоянно делайте другим то доброе, что вы хотели бы получить сами. 3. Обязанности каждого по отношению к обществу состоят в его защите, служении ему, в подчинении законам, в уважении тех, кто является орудием закона. 4. Никто не может быть хорошим гражданином, не будучи хорошим сыном, хорошим отцом, хорошим братом, хорошим другом, хорошим супругом. 5. Никто не может быть добродетельным человеком, не будучи искренним и благочестивым блюстителем законов. 6. Тот, кто явно нарушает законы, объявляет войну обществу. 7. Тот, кто, не нарушая законов явно, обходит их, применяя хитрость или ловкость, наносит вред интересам всех; он становится недостоин их доброжелательного отношения и их уважения. 8. Это является основой собственности, которая лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя. 9. Каждый гражданин обязан отдавать все свои силы отечеству и сохранению свободы, равенства и собственности всякий раз, когда закон призывает его к их защите. Конституция 1. Французская Республика едина и неразделима. 2. Носителем суверенитета является французский народ в целом. Глава I 5. Каждый департамент разделен на кантоны. Каждый кантон на коммуны. 6. Французские колонии являются дополнительной частью республики, и они подчиняются тем же конституционным законам. Глава ШСъезд избирателей для избрания выборщиков 17. Съезд избирателей для избрания выборщиков состоит из граждан, проживающих в одном кантоне. 18. Никто не может ни заменить себя на съездах избирателей для избрания выборщиков, ни голосовать более чем на одном съезде. Глава IV. Съезды выборщиков 33. Каждый съезд избирателей для избрания выборщиков назначает выборщика по принципу: один выборщик на двести граждан, как присутствующих, так и отсутствующих, имеющих право голосовать на этомсъезде. 35. Никто не может быть назначен выборщиком, если ему не исполнилось двадцати пяти лет и он не пользуется правами французского гражданина, не удовлетворяет следующим условиям: Обладание в коммунах с числом жителей свыше семи тысяч собственностью или городской арендой, стоимость которых равна местной стоимости двухсот рабочих дней, или жилыми постройками, стоимость которых равна стоимости пятисот рабочих дней, или сельскохозяйственным имуществом, стоимость которого равна стоимости двухсот рабочих дней. 41. Съезд выборщиков, руководствуясь нижеследующим, избирает: 1) членов Законодательного корпуса, как то: членов Совета пятисот; 2) членов кассационного трибунала; 3) заседателей Верховного суда; 4) служащих департаментов; 5) председателя, публичного обвинителя, секретаря уголовного трибунала; судей гражданского трибунала. Глава V. Законодательная властьОбщие положения 44.Законодательный корпус состоит из Совета старейшин и из Совета пятисот. 49. Каждый департамент содействует назначению членов Совета старейшин и Совета пятисот, исходя единственно из интересов народа. 52. Члены Законодательного корпуса не являются представителями пославшего их департамента, они являются представителями всей нации, и он не может предоставлять им полномочий. 53. Оба совета обновляются каждый год на одну треть. Совет пятисот 73. Совет пятисот неизменно, постоянно состоит из этого числа.74. Чтобы быть избранным в члены Совета пятисот, необходимо достижение тридцатилетнего возраста и проживание на территории Республики в течение предшествующих десяти лет. 76. Законодательная инициатива принадлежит исключительно Совету пятисот. Совет старейшин 82. Совет старейшин состоит из двухсот пятидесяти членов. 83. Никто не может быть избран членом Совета старейшин: если он не достиг сорока лет; если к тому же он не женат или вдов; если он не проживал на территории Республики в течение пятнадцати лет, предшествующих выборам. 86. К исключительной компетенции Совета старейшин относится одобрение и отклонение решений Совета пятисот. 92. Решения Совета пятисот, принятые Советом старейшин, называются законами. 99. Отвергнутый законопроект может быть вновь представлен Советом пятисот только по истечении года. Гарантии членов Законодательного корпуса 110. Граждане, которые являлись или являются членами Законодательного корпуса, ни в коем случае не могут преследоваться в судебном порядке, обвиняться и быть судимыми ни за то, что ими говорилось, ни за то, что ими было написано в связи с исполнением ими своих служебных функций. Глава VI. Исполнительная власть 132. Исполнительная власть осуществляется Директорией из пяти членов, назначенных Законодательным корпусом, исполняющим функции съезда выборщиков от имени нации. 133. Совет пятисот составляет путем тайного голосования удесятеренный список членов директории, который передает Совету старейшин, выбирающему на его основе путем тайного голосования. 134. Члены директории должны иметь возраст по крайней мере равный сорока годам. 135. Они могут быть избраны только из числа граждан, бывших членами Законодательного корпуса или министрами. 137. Директория обновляется на одного члена каждый год. 146. Директория назначает главнокомандующих. 147. Она контролирует и обеспечивает исполнение законов в государственных учреждениях и судах через назначенных ею комиссаров. 148. Не из числа своих членов она назначает министров и отзывает их, если она находит это необходимым. Она не может назначать их ни из числа лиц, не достигших тридцати лет, ни из родственников или свойственников. 152. Министры взаимно ответственны как за неисполнение законов, так и за неисполнение решений директории. Глава VIII. Судебная власть Общие положения 202.Судебные функции не могут исполняться ни Законодательным корпусом, ни исполнительной властью. 203. Судьи не могут ни вмешиваться в осуществление законодательной власти, ни создавать каких-либо правовых норм. Они не могут ни приостанавливать или отсрочить действие какого-либо закона, ни привлечь к суду членов администрации в связи с исполнением ими своих обязанностей. 204. Никто не может ни отстранить судью, назначенного законным порядком, ни лишить его полномочий или других предоставленных ему прав. Глава IX. О вооруженных силах Вооруженные силы создаются для защиты от внешних врагов и для поддержания внутреннего порядка и обеспечения исполнения законов. Подраздел БКонсульство и первая империяИзвлечения. Конституция VIII года (Республики)13 декабря 1799 г. [105] Статья 1. Французская республика едина и неделима. Ее европейская территория разделяется на департаменты и коммуны. Статья 6. Для того, чтобы пользоваться правами гражданства в округе коммуны, необходимо иметь в нем постоянное жительство в течение не менее одного года. Статья 7. Граждане каждого округа коммуны избирают посредством голосования тех из своих сограждан, которых они сочтут наиболее достойными вести общественные дела. Так составляется доверительный список, содержащий число имен, равное 1/10 части всех имеющих право избирать граждан. Должностные лица округа должны назначаться из числа лиц, включенных в этот первый коммунальный список. Статья 8. Граждане, внесенные в коммунальные избирательные списки департамента, также избирают 1/10 своего числа. Так составляется второй список, называемый департаментским, на основании которого должны назначаться должностные лица департамента. Статья 9. Граждане, внесенные в департаментский список, подобным же образом избирают 1/10 своего числа. Так составляется третий список, включающий граждан данного департамента, имеющих право быть избранными на национальные должности... Статья 15. Сенат состоит из 24 членов, пожизненно избираемых и имеющих не менее 40 лет от роду. Статья 16. Назначение на должность сенатора производится самим Сенатом, избирающим одного из числа трех представленных кандидатов: первый кандидат представляется Законодательным корпусом, второй - Трибунатом и третий - первым консулом. Статья 19. Все составленные в департаментах согласно ст. 9 списки направляются в Сенат. Они составляют национальный список. Статья 20. Сенат согласно этому списку выбирает членов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов. Статья 21. Сенат утверждает или отвергает все те акты, которые предоставляются ему Трибунатом или Правительством. Статья 25. Ни один новый закон не будет обнародован до тех пор, пока проект его не будет предложен правительством, сообщен Трибунату и декретирован Законодательным корпусом. Статья 27. Трибунат состоит из 100 членов, имеющих не менее 25 лет от роду. Статья 28. Трибунат обсуждает проекты законов; он утверждает или отвергает их... Статья 31. Законодательный корпус состоит из 300 членов, имеющих не менее 30 лет от роду; 1/5 его состава обновляется ежегодно. Статья 34. Законодательный корпус устанавливает закон, высказывая свое мнение путем тайного голосования и не подвергая обсуждению те проекты, относительно которых ранее высказывались ораторы Трибуната и Правительство. Статья 39. Правительственная власть вручается трем консулам, избираемым на 10 лет и имеющим право на новое переизбрание. Конституцией назначается первым консулом гражданин Бонапарт, бывший временный консул; вторым консулом - гражданин Камбасерес, бывший министр юстиции, и третьим консулом - гражданин Лебрен, бывший член комиссии Совета старейшин. Статья 41. Первый консул обнародует законы; он назначает и отзывает согласно собственной воле членов государственного совета, министров, посланников и других ответственных внешних представителей, офицеров армии и флота, членов местной администрации, правительственных комиссаров при судах; он назначает уголовных и гражданских судей, равно как и судей мировых и кассационных, без права их отстранения от должности. Статья 42. Второй и третий консулы имеют при совершении других правительственных актов совещательный голос. Статья 94. Французский народ объявляет, что после покупки на законных основаниях национального имущества, какого бы происхождения оно ни было, законный приобретатель не может быть его лишен. Статья 95. Настоящая Конституция будет немедленно же представлена на утверждение французскому народу. Органический сенатус-консульт 18 мая 1804 г. [106] Раздел I Статья 1. Управление республикой вверяется императору, который принимает титул императора французов. Правосудие отправляется именем императора назначаемыми им должностными лицами. Статья 2. Наполеон Бонапарт, нынешний первый консул республики, является императором французов. Раздел II Статья 3. Императорский сан передается по наследству по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства, постоянным исключением женщин и их потомства. Раздел IIIВторая республика во Франции Извлечения. Конституция 4 ноября 1848 г. [107] Вступление в присутствии Бога и именем Французского народа Национальное собрание объявляет: 1. Франция конституируется в республику. 4. Свобода, равенство и братство - ее принципы. 8. Республика должна охранять личность гражданина, его семью,религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Глава IО верховной власти 1. Верховная власть принадлежит совокупности французских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни одно лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе ее осуществление. Глава II Права граждан, гарантированные Конституцией 2. Никто не может быть арестован или задержан иначе, как в силу предписаний закона. 3. В пределах французской территории жилище всякого лица неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь согласно форме и в случаях, предусмотренных законом. 4. Никто не может быть судим не тем судом, которому он подлежит. Не может быть образовано ни особых комиссий, ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основаниями они не прикрывались. 5. Уничтожается смертная казнь за политические преступления. 7. Каждый может спокойно исповедовать свою религию, и государство оказывает равное покровительство отправлению всяких религиозных культов. Служители церкви, признанной теперь законом, или такой, которая будет признана законом, имеют право на получение содержания от государства. 8. Граждане вправе образовывать сообщества и собираться мирно без оружия, подавать петиции и предавать гласности свои мысли печатным или каким-либо иным путем. Пользование этими правами не может иметь других границ, кроме прав и свободы другого и общественной безопасности. Печать ни в коем случае не может быть поставлена в зависимость от цензуры. 9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится в жизнь согласно определенным моральным и юридическим условиям, обозначенным в законе, и под надзором государства. Этот надзор простирается на все без исключения воспитательные и образовательные учреждения. 10. Все граждане одинаково допускаются ко всем общественным должностям, причем преимущественными мотивами для их назначения могут служить лишь их заслуги, и назначение происходит согласно условиям, обозначенным в законе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия классовые и кастовые. 11. Всякая собственность неприкосновенна. Государство, однако, может требовать отчуждения собственности в случае общественной на то надобности, законным образом констатированной, при условии справедливого и предварительного ее возмещения. 12. Никогда не может быть применена конфискация имущества. 13. Конституция гарантирует гражданам свободу труда и промышленности. Общество покровительствует и поощряет развитие труда, предоставляя безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному образованию и устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабочего, учреждая попечительства и кредитные общества, сельскохозяйственные институты и свободные ассоциации. Общество с этой же целью организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятие; общество оказывает помощь покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать. 15. Все налоги установлены в видах всеобщего блага. Каждый облагается пропорционально своему благосостоянию и своим платежным средствам. 16. Ни один налог не может быть вводим и взимаем иначе, как в силу закона. 17. Прямой налог разрешается только на год. Косвенные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет. Глава IIIО государственных властях 18. Всякая власть в государстве, в чем бы она не выражалась, исходит от народа. Она не может поручаться кому-либо с правом передать ее по наследству. 19. Разделение власти - это первое условие свободного правительства. Глава IV О законодательной власти 20. Французский народ поручает законодательную власть единому собранию. 24. Избирательное право - прямое и всеобщее. Подача голосов происходит тайно. 25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими правами. 26. Могут быть избираемы, независимо от своего местожительства, все избиратели в возрасте от 25 лет. 27. Избирательный закон определит те обстоятельства, в силу которых французский гражданин лишается права избирать и быть избираемым. 31. Национальное собрание избирается на 3 года и обновляется лишь в полном своем составе. 33. Представители народа могут быть всегда переизбраны. 34. Члены Национального собрания являются представителями не только избравшего их департамента, но и всей Франции. 35. Они не могут быть связаны повелительным мандатом. 36. Представители народа неприкосновенны. Они никогда не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы за мнения, высказанные ими в среде Национального собрания. 38. Каждый представитель народа получает вознаграждение... 39. Заседания собрания происходят публично. Однако собрание может образовать из себя тайный комитет по желанию такого количества представителей, которое определено регламентом. Каждый представитель владеет правом парламентской инициативы; он пользуется этим правом сообразно формам, установленным регламентом. 40. Присутствие членов собрания в количестве одним человеком больше половины необходимо для того, чтобы голосование законов было действительным. Глава V Об исполнительной власти 43. Французский народ поручает исполнительную власть одному гражданину, которому присваивается титул президента республики. 45. Президент республики избирается на четыре года и может быть переизбран лишь по прошествии промежутка времени, равного четырем годам. 49. Президент вправе представлять через министров законопроекты в Национальное собрание. Он следит и обеспечивает выполнение законов. 50. Он располагает военной силой, но не вправе лично ею командовать. 51. Он не может ни уступить какой-либо части территории, ни распустить и отложить на время Национальное собрание, ни ограничить влияние конституции и законов. 52. Он представляет ежегодно Национальному собранию письменное донесение об общем положении дел республики. 53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один договор не может быть окончательно заключен, пока он не подтвержден Национальным собранием. Это означало, что президент избирается тем же способом, что и Национальное собрание: всеобщим голосованием. 54. Он следит за внешней безопасностью государства, но не вправе предпринимать войны без согласия на то Национального собрания. 55. Он обладает правом помилования. Амнистии могут быть дарованы лишь в силу соответствующего закона. Президент республики, министры и все другие лица, приговоренные Верховным судом, могут быть помилованы лишь Национальным собранием. 56. Президент республики опубликовывает законы именем французского народа. 58. В продолжение срока, определенного для обнародования закона, президент может мотивированным посланием просить нового совещания по поводу этого закона. Национальное собрание совещается еще раз, и теперь его решение становится окончательным. 64. Президент республики назначает и смещает министров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает и смещает дипломатических агентов, главнокомандующего флота и армии, префектов, высших начальников национальной гвардии Сенского департамента, правителя Алжира и колоний, главных прокуроров и других должностных лиц высшего порядка. Он назначает по предложению компетентного министра, оставаясь в пределах правил, установленных по этому поводу законом, второстепенных правительственных агентов. 67. Акты, издаваемые президентом республики, действительны без подписи министра только в том случае, если они заключают в себе назначение или смещение министров. 68. Президент республики, министры, агенты и блюстители государственной власти ответственны каждый в своей области за все деяния правительства и администрации. Всякая мера, принятая президентом республики, чтобы распустить Национальное собрание, временно отложить его заседания или воспрепятствовать ему пользоваться своими полномочиями, - есть преступление, государственная измена. В силу такого действия президент утрачивает свои полномочия, граждане обязаны не оказывать ему повиновения, исполнительная власть переходит в руки Национального собрания. Судьи верховного суда немедленно собираются; они созывают присяжных, чтобы те приняли участие в суде над президентом и его сообщниками; они сами назначают магистратов, которые должны выполнять обязанности публичного обвинителя. Закон определит другие случаи привлечения президента к ответственности. Глава VII О внутренней администрации 76. Сохраняется деление государства на департаменты, круга, кантоны и коммуны. 77. Устанавливается в каждом департаменте управление, состоящее из префекта, генерального совета, совета префектуры. В каждом округе - субпрефект. В каждом кантоне - кантональный совет; однако в одном городе, разделенном на несколько кантонов, будет лишь один кантональный совет. В каждой коммуне - управление, состоящее из мэра, его помощников и муниципального совета. 79. Генеральные и муниципальные советы избираются путем прямой подачи голосов всех граждан, проживающих в данном департаменте или коммуне. Глава VIIIО судебной власти 81. Правосудие отправляется безвозмездно от имени французского народа. Заседания происходят публично, если только публичность заседаний не представляет опасности для спокойствия или нравственности общества; в подобном случае суд особым постановлением объявляет обэтом. 82. В делах уголовных по-прежнему будет применяться суд присяжных. 83. Все дела о преступлениях политических и преступлениях печати подлежат исключительно суду присяжных. 85. Мировые судьи и их заместители, судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются президентом республики. 86. Должностные лица прокуратуры назначаются президентом республики. 87. Судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются пожизненно. Они не могут быть смещены или отставлены на время иначе, как в силу имеющегося на то приговора суда. 91. Обвинения, возбужденные Национальным собранием против президента республики или министров, передаются на рассмотрение верховного суда, решения которого не подлежат обжалованию ни в кассационном, ни в апелляционном порядке. Этот же суд рассматривает и все дела, возбужденные Национальным собранием по поводу преступлений отдельных лиц или заговоров, направленных против внутренней и внешней безопасности государства. Глава IX О вооруженной силе 102. Все французы отбывают воинскую повинность и состоят в национальной гвардии. 106. Закон определит, в каких случаях может быть объявлено осадное положение, и установит способы и правила, которыми при этом следует руководствоваться. Глава ХПредписания частного характера 109. Территория Алжира и колоний объявляется французскими территориями и управляется особыми законами, пока специальным законом они не будет подчинены действию настоящей конституции. Глава XI О пересмотре конституции 111. Если... Национальное собрание выразит желание, чтобы конституция была изменена в ее целом или в какой-нибудь ее части, пересмотр производится следующим образом: желание Национального собрания получает свое окончательное выражение в соответствующей резолюции лишь после трех совещаний, следовавших друг за другом с промежутками в один месяц. Резолюция действительна, если она принимается тремя четвертями всех поданных голосов. Ревизионное собрание избирается только на три месяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмотра конституции, для которого оно и созвано. Раздел IVТретья республика во Франции [108]Извлечения. Конституционный законоб организации государственных властей 25 февраля 1875 г. Статья 1. Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: Палатой депутатов и Сенатом. Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным законом. Состав и способ назначения и полномочия Сената определяются особым законом. Статья 2. Президент республики избирается по абсолютному большинству голосов Сенатом и Палатой депутатов, соединенных в Национальное собрание. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран. Статья 3. Президент республики имеет право законодательной инициативы наряду с членами обеих плат. Он обнародует законы, принятые обеими палатами, следит за их исполнением и обеспечивает его. Он имеет право помилования; амнистии могут быть дарованы только законом. Он располагает вооруженной силой. Он назначает на все гражданские и военные должности. Представители и послы иностранных держав аккредитируются при нем. Каждый акт президента республики должен быть скреплен министром. Статья 5. Президент республики может с согласия Сената распустить Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Статья 6. Министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за их личные действия. Президент республики ответственен только в случае государственной измены. Статья 8. Палаты имеют право постановлениями, принятыми порознь в каждой из них, по собственному почину или по обращению президента республики, абсолютным большинством голосов объявлять о необходимости пересмотра конституционных законов. После принятия такой резолюции каждой из обеих палат они соединяются в Национальное собрание для производства пересмотра. Закон об организации Сената24 февраля 1875 г. Статья 1. Сенат образуется из 300 членов. Двести двадцать пять избираются департаментами и колониями и семьдесят пять избираются Национальным собранием. Статья 3. Никто не может быть сенатором, если он не является французом, моложе 40 лет, пользующимся гражданскими и политическими правами. Статья 4. Сенаторы от департаментов и колоний избираются абсолютным б6льшинством коллегией, собирающейся в главном городе департамента или колонии и состоящей из: 1. Депутатов. 2. Генеральных советников. 3. Советников округов. 4. Делегатов, избранных каждым муниципальным советом среди избирателей общины. Статья 8. Сенат имеет наряду с Палатой депутатов право инициативы и выработки законов. Статья 9. Сенат может преобразовываться в верховный суд, чтобы судить президента республики или министров и разбирать дела о посягательствах на безопасность государства. Закон об отношениях государственных властей16 июля 1875 г. Статья 1. Сенат и Палата депутатов собираются ежегодно во второй вторник января, если президент республики не назначит созыва на более ранний срок. Статья 2. Президент республики имеет право экстренного созыва палат. Он обязан их созывать, если этого требует в промежутке между сессиями, абсолютное большинство членов каждой палаты. Статья 3. За месяц по меньшей мере до истечения законного срока полномочий президента республики палаты должны соединяться в Национальное собрание для избрания нового президента... В случае смерти или отставки президента республики обе палаты собираются немедленно позакону. Статья 5.Заседания сената и Палаты депутатов публичны. Однако каждая палата может распорядиться о закрытии дверей заседания посредством посланий, читаемых с трибуны одним из министров. Министры имеют доступ в обе палаты и должны выслушиваться, когда они того требуют. Статья 7. Президент республики обнародует законы в течение месяца, следующего за передачей правительству окончательно принятого закона. В продолжение срока, установленного для обнародования, президент республики может обратиться к обеим платам с мотивированным посланием о новом обсуждении, в котором ему не может быть отказано. Статья 8. Президент республики заключает и ратифицирует договоры. Он доводит их до сведения палат, как только интересы и безопасность государства это позволяют. Договоры мирные, торговые, возлагающие на государство финансовые обязательства, относящиеся к личному состоянию и праву собственности французов за границей, являются окончательными лишь после принятия их обеими палатами. Ни одна уступка, обмен или присоединение территории не могут иметь места иначе как в силу закона. Статья 9. Президент республики не может объявить войну без предварительного согласия обеих палат. Статья 13. Ни один из членов той или другой палаты не может быть предан следствию или суду за высказанные им мнения или подачу голоса при исполнении его должности. Республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре. ФРАНЦИЯ (новейшее время) Раздел I Эволюция конституции Франции [109]Извлечения. Конституция Четвертой республики1946 г.Преамбула На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить... человеческую личность, французский народ снова провозглашает, что всякое человеческое существо без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами. Он снова торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики. Он провозглашает, кроме того, как особо необходимые в наше время следующие экономические, политические и социальные принципы. Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной. Всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территориях Республики. Каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своих занятиях быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания. Каждый человек может защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации и присоединяться к профсоюзу по своему выбору. Право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют. Каждый трудящийся через... своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы так же, как и в Руководстве предприятиями. Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатациякоторого имеет или приобретает национальное общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества. Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым труженикам, охрану здоровья, материальное обеспечение, - отдых и досуг. Всякое человеческое существо, которое по возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому положению не способно работать, имеет право получить от общества средства, необходимые для своего существования. Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства. Французская республика сообразуется с положениями международного публичного права. Она не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит свои силы против свободы какого-либо народа. Учреждения республики Глава I О суверенитете Статья 1. Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой. Статья 3. Национальный суверенитет принадлежит французскому народу. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не может присвоить себе его осуществление. Народ осуществляет его в конституционных вопросах, посредством избрания своих представителей и через референдум. Во всех других делах он осуществляет его через своих депутатов в Национальной Ассамблее, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием. Статья 4. В условиях, определенных законом, избирателями являются все совершеннолетние обоего пола французские граждане и лица, состоящие под французской властью, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Глава IIО парламентеСтатья 5. Парламент состоит из Национальной Ассамблеи и Совета Республики. Статья 6. 0бе палаты избираются на территориальной основе. Национальная Ассамблея - на основе всеобщего и прямого избирательного права, Совет Республики - коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права... Статья 9. Национальная Ассамблея собирается в силу самого закона на ежегодную сессию во второй вторник января месяца. Совет Республики заседает в то же время, что и Национальная Ассамблея. Статья 11. Каждая из этих двух палат ежегодно, в начале сессии, избирает свое бюро по системе пропорционального представительства группа. Статья 12. Когда Национальная Ассамблея не заседает, ее бюро, контролирующее деятельность кабинета, может создать Парламент; оно должно это сделать по требованию одной трети депутатов или по требованию председателя Совета министров. Статья 13. Одна только Национальная Ассамблея имеет право принимать законы. Она не может передать это право. Статья 14. Председатель Совета министров и члены Парламента обладают законодательной инициативой. Законопроекты и законодательные предложения, сформулированные членами Национальной Ассамблеи, представляются в бюро этой Ассамблеи. Законодательные предложения, сформулированные членами Совета Республики, представляются в бюро Совета Республики и без обсуждения передаются в