Процесс и казнь короля, 1649 г. 2 глава
Карл I вполне мог править, не созывая Парламента, и в 1640 г., и в дальнейшем — по меньшей мере, еще несколько лет, если бы не вступил в конфликт с шотландцами. Этот конфликт разразился летом 1637 г. после попыток королевской власти ввести в действие на территории Шотландии англиканские церковные каноны и литургию. В шотландском обществе к этому времени прочно утвердился протестантизм в форме кальвинизма, и церковь соответственно имела пресвитерианскую организацию. Её фундамент составляли общины верующих. Эти общины избирали на своих церковных сессиях (kirk sessions) коллегии священников (presbyteries), которые в свою очередь формировали посредством выборов Общую Ассамблею (General Assembly) — верховный орган управления шотландской церковью. Введение в действие англиканских канонов разрушало эту демократическую церковную организацию. Согласно им, священники должны были назначаться епископом, который в свою очередь назначался королем. Миряне, таким образом, отстранялись от управления церковью. Введение же новой литургии означало навязывание шотландцам чужих молитвенных формул и обрядов вместо прежних, к которым они привыкли и которые считали своими. Попытка королевской власти навязать шотландцам новую организацию церкви и новую литургию была воспринята ими как посягательство на их свободу и национальное достоинство. Оскорбленное в своих религиозных и национальных чувствах население Шотландии ответило мятежом. Более двух лет Карл I безуспешно боролся с мятежниками, чередуя применение вооруженной силы с мирными переговорами. В начале 1640 г. Его Величество, вознамерившись в очередной раз подавить мятеж посредством вооруженной силы, собрал довольно многочисленную армию для похода в Шотландию. Понимая, что финансовых средств, имевшихся в его распоряжении, будет недостаточно для обеспечения этой армии, а быстро собрать в государственную казну дополнительные денежные суммы возможно лишь при согласии общества, Карл I решил созвать Парламент Англии. Он надеялся, что в сложившейся кризисной обстановке парламентарии проголосуют, причем без большого промедления, за предоставление королевскому правительству правомочия собрать с населения дополнительные налоги, необходимые на содержание армии.
Однако Парламент, созванный 13 апреля 1640 г., не оправдал надежд королевской власти, и 5 мая указанного года Карл I распустил его. В историю Англии этот Парламент вошел под названием «Короткого парламента». Роспуск Парламента всего через три недели после его созыва вызвал в английском обществе новую волну критики по отношению к королевской власти. Его Величеству пришлось обратиться за поддержкой к духовенству, а также к своим министрам и придворным. Кроме того, им были сделаны займы денежных средств у английских и испанских торговых компаний. В результате Карлу I удалось за короткое время собрать сумму, необходимую на содержание армии. Но эта армия не смогла справиться с мятежными шотландцами. При первом же вооруженном столкновении с ними английские солдаты бежали. В связи с этим Карл I вновь оказался перед необходимостью созвать Парламент. К этому шагу короля подталкивали и пэры, которые обратились к Карлу I с Петицией… …Петиция выходила за рамки простого прошения о созыве парламента. Она являлась по своему содержанию документом программного значения. Обращаясь к своему королю с просьбой созвать Парламент, английские пэры намечали основные направления деятельности этого представительного учреждения в ближайшем будущем. Это, во-первых, прекращение военного конфликта Англии с Шотландией; во-вторых, удаление католиков с руководящих должностей в армии и гражданской администрации; в-третьих, искоренение практики принудительного сбора корабельных денег без согласия Парламента; в-четвертых, создание более благоприятных условий для торговли; в-пятых, исключение долгих перерывов в созыве парламентов; в-шестых, предание суду должностных лиц и советников короля, способствовавших своими действиями и советами возникновению опасного для Английского королевства и тяжелого для английских подданных положения.
Текст Петиции отражал наличие серьезных разногласий между королем и пэрами. Король смотрел на Парламент как на представительный орган, юридически закрепляющий за Его Величеством право взимать с населения налоги в размерах, необходимых для решения стоящих перед королевской властью проблем — в первую очередь, тех, которые возникли вследствие военного конфликта Англии с Шотландией. Пэры же видели в Парламенте, как свидетельствует их Петиция, значительно более широкое по своей политической роли и своим задачам учреждение. Одновременно с вышеприведенной Петицией пэров королю была передана и Петиция жителей Лондона. Ее текст выражал жалобы горожан на многочисленные злоупотребления, подрывающие торговлю и мануфактурное производство, протесты против засилья папистов, заключения в тюрьму тех лиц, которые отказываются платить корабельный сбор и налоги. Кроме того, лондонцы высказывали в Петиции свое недовольство редкими созывами Парламентов и внезапными их роспусками без удовлетворения жалоб подданных. 7 сентября 1640 г. Карл I издал приказ о созыве Большого совета пэров Английского королевства… В первый же день работы Совета пэров король объявил, что накануне принял-таки решение о созыве парламента. 3 ноября 1640 г. в Вестминстере открылось первое заседание Парламента. В исторической литературе он именуется «Долгим парламентом», но его вполне можно было назвать парламентом революционным. История этого Парламента — важнейшая часть истории английской революции. О настроениях, которые доминировали среди парламентариев в первые месяцы деятельности «Долгого парламента», ясное представление дают речи депутатов Дж. Пима (J. Pym), Б. Рудайерда (B. Rudyerd) и Бэдшоу (Badshaw), произнесенные 7 ноября на заседании Палаты общин… Речь депутата Б. Рудайерда была по своей сути развернутым выражением идеи о том, что главная причина бедствий, выпавших на долю Английского королевства, коренится не в организации государственной власти, не в институте монархии и даже не в персоне монарха, но в окружающих Его Величество злых советниках.
Эта идея стала программной для английского Парламента, созванного 3 ноября 1640 г. Сама по себе она не выражала оппозиционности парламентариев по отношению к королю. Более того, идея о «злых советниках» или министрах как о единственных виновниках всех проистекающих от действий королевской власти беззаконий и тягот для населения, являлась одним из постулатов официальной идеологии Английского королевства. Она вполне вписывалась в рамки традиционной для Англии юридической конструкции государственного строя… и была, в сущности, обратной стороной принципа «The King can do no Wrong (Король не может совершить никакого правонарушения)». Обвиняя во всех бедах, обрушившихся на Английское государство, королевских советников или министров, парламентарии тем самым утверждали мысль о невиновности в них короля. Данный принцип был предназначен защищать английского монарха от ударов народного гнева, от ядовитых стрел критики со стороны общества, придавать дополнительную устойчивость институту монархии в Англии, предохранять его от революционных потрясений. И в течение многих веков принцип, согласно которому король никогда не ошибается и не может совершить никакого правонарушения, эффективно выполнял это свое предназначение. Однако в условиях, сложившихся в Англии к 40-м годам XVII в., он стал использоваться на практике в качестве инструмента борьбы против королевской власти. Возможность применения рассматриваемого принципа в целях прямо противоположных его предназначению была заложена в нем самом. Из формулы «король никогда не ошибается и не может совершить правонарушение» вытекало, что монарх не несет ответственности за действия назначенных им должностных лиц даже в том случае, если они действовали в полном соответствии с его приказом. А это в свою очередь означало, что критика королевских сановников не могла быть представлена в качестве нападок на персону короля или на институт монархии. У парламентариев вследствие этого развязывались руки. Они получали возможность выдвигать в отношении должностных лиц королевской администрации — причем даже против тех, кто пользовался наивысшим доверием со стороны короля и всего-навсего исполнял приказы Его Величества — любые претензии, не рискуя навлечь на себя обвинение в посягательстве на особу короля или королевскую власть как таковую.
Среди ближайших сподвижников Карла I особенно выделялся своим талантом управленца, государственным умом и решительным характером наместник Ирландии лорд Т. Уэнтворт (Wentworth) граф Страффорд В 1640 г. он был самым влиятельным и самым деятельным из английских сановников. Его государственная деятельность была на редкость плодотворной и полезной для Англии. Именно на графа Страффорда английский Парламент, созванный 3 ноября 1640 г., направил первый свой удар. Спустя восемь дней после начала своей работы — 11 ноября — Палата общин приняла решение направить в Палату лордов послание о своем намерении выдвинуть против «лорда Уэнтворта, графа Страффорда, наместника Ирландии», обвинение в государственной измене и о желании исключить его из членов Парламента и подвергнуть аресту. Лорды поддержали Палату общин, и граф Страффорд в тот же день был арестован. Первоначально Палата общин предприняла попытку привлечь графа Страффорда к ответственности за государственную измену по правилам процедуры импичмента (impeachment). В соответствии с этими правилами члены Палаты общин, сформулировав статьи обвинения, должны были передать их в Палату лордов, которая выступала в качестве судебного органа. Решение, которое выносилось лордами в результате судебного процесса, должно было основываться на нормах английского права, которые действовали в момент совершения обвиняемым деяний, определенных Палатой общин в качестве преступлений. К вышеприведенным статьям обвинения графа Страффорда в государственной измене члены нижней палаты английского Парламента вскоре добавили целый ряд новых статей. Обвинительный акт, на основе которого 22 марта начался суд над Страффордом, состоял из 28 пунктов. Тем не менее, попытка Палаты общин привлечь графа к ответственности посредством импичмента потерпела неудачу. Признаки преступления, именуемого государственной изменой (high treason), были достаточно четко обозначены в английском законодательстве. Ни одно из деяний графа Страффорда, определенных Палатой общин в качестве государственной измены, данным признакам не соответствовало. В частности, самым серьезным из выдвинутых в отношении графа Страффорда обвинений было обвинение его в попытке «ниспровергнуть Фундаментальные Законы и Правление Королевств Англии и Ирландии». Но оно оказывалось эфемерным из-за отсутствия сколько-нибудь убедительных доказательств тому, что такая попытка действительно имела место.
В своей защитительной речи, произнесенной 12 апреля 1641 г., граф Страффорд легко отвел обвинения, выдвинутые против него Палатой общин, показав судьям, что они не имеют опоры в английском праве и не основываются на фактах. Логически стройная, проникнутая чувством речь графа Страффорда в свою защиту имела, однако, лишь одно последствие — его обвинители окончательно убедились в том, что осудить его за государственную измену в соответствии с правилами процедуры импичмента и на основании норм английского права невозможно. Дж. Коук высказал мнение, что обвинители графа постараются избежать суда лордов и будут «преследовать его на основании билля об опале (bill of attainder), посредством которого он будет осужден на смерть за объявленную ныне измену». Так и произошло на самом деле. Палата общин отказалась от процедуры импичмента и начала преследование непокорного графа на основании билля об опале. 21 апреля 1641 г. Палата общин окончательно приняла билль об опале, объявлявший графа Страффорда виновным в совершении государственной измены. тром 8 мая билль об опале, отправлявший графа Страффорда на эшафот, был принят Палатой лордов. 10 мая Карл I, идя наперекор собственной совести, но подчиняясь уговорам приближенных к нему лиц и давлению общественного мнения, принял решение согласиться с парламентским биллем, обрекавшим графа Страффорда на смерть, казненного 12 мая 1641 г. Обвинение в государственной измене выдвигалось английским парламентом и против других лиц. Например, в попытке ниспровергнуть фундаментальные законы Англии и установить тираническое правление — а следовательно, в государственной измене — был обвинен 19 декабря У. Лод, обвинение в государственной измене было предъявлено Палатой общин и Лорду-хранителю Большой печати Англии Дж. Финчу, Сэру Георгу Рэтклиффу. Однако именно дело графа Страффорда стало знаковым событием в политической жизни Англии конца 1640 - первой половины 1641 гг. В деле графа Страффорда открыто и отчетливо проявилась склонность парламентариев мыслить с позиций не закона, а необходимости. Такой способ мышления не допустим для людей, выступающих в качестве законодателей и судей. Но он свойствен революционерам или тем, кто считает себя находящимся в состоянии войны. Момент начала работы «Долгого парламента» — 3 ноября 1640 г. — лишь условно можно назвать началом английской революции. Революции не принадлежат к тем общественным явлениям, которые начинаются и заканчиваются в какой-то момент. Их предпосылки складываются в течение целого ряда лет, а то и десятилетий. Но тайна революции скрывается не только в тех общественных процессах, которые совершаются в период, предшествующий революции, но и в перипетиях самой революции. Пик английской революции XVII в. приходится на январь-март 1648/1649 г. — время, когда был казнен король Карл I, когда революционеры упразднили институт королевской власти и ликвидировали Палату лордов. Эти катастрофические события представляют собой самое яркое, самое сильное выражение данной революции. Но где таятся их истоки? Поиск предпосылок катастрофы, разрушившей в указанные месяцы традиционную английскую государственность, будет бесплодным, если мы станем искать их в английском обществе дореволюционной эпохи. Такой поиск будет малорезультативным даже в том случае, если мы обратимся к первым годам революции. Истоки данной катастрофы таятся в тех общественных процессах, которые произошли в Англии в 1642-1648 гг., т. е. во время двух гражданских войн. Но предпосылки самих этих войн формировались в значительной степени в 1641-первой половине 1642 г. Расправа лидеров Палаты общин над графом Страффордом создала одну из таких предпосылок. Король, принужденный дать согласие на казнь своего ближайшего сподвижника по управлению страной — человека, которому он обещал, что ни один волос не упадет с его головы, был оскорблен этой казнью в такой степени, что примирение его с оскорбителями становилось отныне невозможным. Голосование по биллю, обвинявшему Страффорда в государственной измене, раскололо и сам Парламент на две группировки, враждебно настроенные по отношению друг к другу. Казнь несчастного графа означала, что борьба, которую вели между собой различные политические группировки, дошла уже до той степени ожесточения, когда убийство политического противника считается необходимым условием победы. Следовательно, дух гражданской войны уже витал в английском обществе рассматриваемого времени. Этот дух пропитывал собою всю деятельность английского Парламента. Он проявлялся, например, в тех приступах страха, которые время от времени охватывали вождей парламентской оппозиции королю, — вожди боялись, что король обзаведется вдруг какой-нибудь армией и с ее помощью расправится с непослушными ему парламентариями. Дух войны проступал в терминологии, использовавшейся в парламентских речах, в словесных дуэлях представителей боровшихся политических группировок. В ходу стали такие словосочетания, как «изменник отечеству», «защита нации», «борьба с тиранией» и т.д. Дух гражданской войны несло в себе и законодательство английского парламента, в особенности те акты, которые вносили изменения в юридическую конструкцию государственной власти. Первым из таких законодательных установлений был «Акт для предотвращения неудобств, случающихся вследствие долгого перерыва в работе парламентов» или в сокращенном названии — «Трехгодичный акт». В журнале заседаний Палаты общин указанный акт впервые упоминается в записи, датированной 22 декабря 1640 г., причем под другим названием — «Акт для ежегодных заседаний Парламентов (An Act for Yearly Holding of Parliaments)». Согласно записи от 30 декабря того же года, Палатой общин был создан специальный комитет по разработке данного законодательного акта. На заседании 15 февраля 1640/1641 г. нижней палатой парламента были утверждены последние поправки в текст рассматриваемого акта, и он был принят. В тот же день его одобрили лорды и король Карл I. Текст «Акта для предотвращения неудобств, случающихся вследствие долгого перерыва в работе парламентов» состоял из 11 статей. В первых двух статьях говорилось: «В то время, как законами и статьями этого Королевства Парламент должен заседать по меньшей мере один раз каждый год для удовлетворения жалоб (for the redress of grievances), назначение времени и места для его заседания всегда принадлежало, как это и должно быть, Его Величеству и Его предшественникам на королевском троне…». Далее во второй статье цитируемого акта говорилось о том, что лорд-канцлер, лорд-хранитель печати или специально уполномоченные лица, на время их замещающие, должны принести клятву, и приводился текст данной клятвы. После этого устанавливались санкции, которым они подвергались, если не выполняли обязательств, предписанных им рассматриваемым актом и взятых ими на себя указанной клятвой. Перечисленные лица, обязанные созвать Парламент, автоматически лишались своих должностей в том случае, если не предпринимали для этого созыва соответствующих мер, и в дальнейшем подлежали ответственности перед парламентским судом. В третьей статье рассматриваемого акта говорилось о том, что если лорды не издадут упомянутых приказов, и Парламент не соберется и не приступит к работе до 23 дня указанного месяца января, то он должен будет собраться и приступить к работе во второй вторник марта месяца, следующего за вышеназванным 23 днем января. В этот Парламент обязаны явиться пэры Английского королевства, и каждый из них будет за свою неявку подлежать таким карам и наказаниям, «как если бы он или они созывались посредством приказа за Большой Печатью Англии и не явились и не принимали участия в работе парламента В четвертой статье устанавливался порядок формирования Палаты общин на тот случай, если Парламент не созывался в 23 день вышеуказанного января месяца. В пятой статье предусматривалось повторение процедуры выборов в Палату общин, описанной в статье четвертой, в том случае, если эти выборы не проводились 24 января. Новые выборы должны были пройти в срок до последнего дня февраля месяца, следующего за указанным месяцем январем. Шерифам и другим должностным лицам, ответственным за выборы на местах, предписывалось аннулировать избрание в Палату общин упомянутых депутатов и провести повторные выборы. Если же названные лица не делали этого, то аннулирование избрания депутатов, не приступивших к работе в Парламенте, и все последующее предписывалось осуществить нескольким избранным для этого фригольдерам и другим лицам. При этом выборы таких лиц и аннулирование избрания указанных депутатов должны были производиться в порядке, предусмотренном законом. Шестая статья Акта от 15 февраля 1640/1641 г. гласила, …что никакой Парламент, который впредь будет собираться, не будет распущен или приостановлен в своей деятельности (dissolved or prorogue) в течение, по меньшей мере, пятидесяти дней после времени, назначенного для открытия его заседаний, если на это не будет согласия Его [44] Величества, его наследников или преемников и обеих Палат… В седьмой статье рассматриваемого акта устанавливалось, что лорды могут избирать на должность спикера своей Палаты во всякое время работы парламента любое лицо, которое сочтут подходящим для этой должности. А рыцари, горожане и жители местечек, избранные в Палату общин, могут соответственно избирать во всякое время деятельности Парламента на должность спикера своей Палаты одного из её членов, которого сочтут подходящим для этой должности. Восьмая статья предусматривала, «что все парламенты, которые будут собраны в последующем на основании Акта от 15 февраля 1640/1641 г., и каждый их член будут обладать всеми правами, привилегиями, юрисдикцией и иммунитетами, каковые имел любой парламент, созывавшийся посредством приказа за Большой Печатью Англии». Девятая статья устанавливала, что, если Его Королевское Величество, его наследники или преемники в какое-либо время работы какого-нибудь Парламента, собравшегося на основании настоящего Акта, уполномочат какую-либо комиссию принять присягу на верность верховной власти ото всех или от каких-либо членов Палаты общин, и какие-либо члены этой Палаты откажутся принять такую присягу, то те, кто отказался от присяги, не будут с этого времени считаться членами данной Палаты и иметь в ней голоса и подвергнутся таким карам и наказаниям, как если бы они заседали в этой самой Палате без избрания или полномочий. Десятая статья Акта от 15 февраля 1640/1641 г. предписывала читать этот статут ежегодно и публично на каждой Генеральной сессии мировых судей, которая будет проходить сразу после дня Крещения (Epiphany), и на каждой последующей сессии коронных судей секретарями названных сессий. Последняя, одиннадцатая, статья рассматриваемого Акта гласила, …что королевское согласие Его Величества на этот Билль не завершит собою эту настоящую сессию Парламента, и что все статуты и Акты Парламента, рассмотрение которых будет продолжено до конца этой настоящей сессии, будут иметь полную силу после согласия Его Величества до того, как эта настоящая сессия будет полностью завершена и закрыта… «Акт для предотвращения неудобств, случающихся вследствие долгого перерыва в работе Парламентов» вносил ряд нововведений в юридическую конструкцию государственного строя Англии. Во-первых, данный акт установил новый порядок созыва Парламента, приводимый в действие в том случае, если король не созывал его в течение срока, указанного в акте. В этом случае Парламент созывался на основании приказов, изданных лордом–канцлером или лордом-хранителем Большой печати Англии без какого-либо участия короля. Если же названные должностные лица не издавали таких приказов, то лорды Английского королевства были обязаны собраться в Вестминстере и издать приказы о созыве Парламента от имени короля, его наследников или преемников, удостоверить их своими руками или печатями и послать соответствующим лицам на местах. Если же и лорды этого не делали, то шерифы и другие должностные лица на местах, в полномочия которых входит организация выборов в Палату общин, обязаны были провести выборы в определенный срок без соответствующего приказа за Большой печатью. Во-вторых, Актом от 15 февраля 1640/1641 г. было установлено, что вновь собравшийся Парламент не может быть распущен или его деятельность прервана в течение 50 дней с момента начала работы. В-третьих, данный Акт установил, что обе палаты Парламента могут отныне избирать своих спикеров в любое время в течение работы Парламента, и избранные ими лица получают полномочия настоящих спикеров в силу самого факта избрания парламентариями, т. е. без одобрения королем. В-четвертых, было введено правило, по которому члены любого будущего Парламента, собранного на основании рассматриваемого Акта, получали правомочие на участие в его работе и в том числе право голоса на парламентских заседаниях до принятия какой-либо присяги на верность верховной власти. В-пятых, данный Акт установил новый порядок вступления в юридическую силу парламентских законодательных актов. Если прежде королевское согласие, венчавшее процесс принятия таких актов, завершало сессию Парламента, то теперь, согласно Акту, сессия могла продолжаться и после того, как король их одобрил. Вступление парламентских законов в юридическую силу перестало теперь увязываться с окончанием сессии Парламента. Принятие «Акта для предотвращения неудобств, случающихся вследствие долгого перерыва в работе Парламентов» создало условия для введения в действие целой серии других парламентских законов и продолжения реформы государственного строя Англии. Парламентарии придавали поэтому особое значение факту одобрения Карлом I данного Акта. 10 мая 1641 г. после принятия Парламентом и одобрения королем в юридическую силу вступил «Акт для предотвращения неудобств, которые могут возникнуть вследствие несвоевременного перерыва в сессии, приостановки деятельности или роспуска этого настоящего Парламента». Содержание Акта от 10 мая 1641 г. станет впоследствии предметом дискуссий в среде английских правоведов. Однако для современников революционных событий в Англии смысл главных его положений был очевиден. Во-первых, следует отметить, что данный Акт касался только парламента, созванного 3 ноября 1640 г. В его названии и тексте речь шла именно о «настоящем Парламенте», а не о парламенте вообще. Во-вторых, установив, что указанный Парламент может быть распущен или его работа приостановлена или сессия его прервана только посредством специального акта самого этого парламента, Акт от 10 мая 1641 г. сделал тем самым незаконными все другие способы прекращения или приостановки его деятельности. Отсюда вытекали в свою очередь два важнейших для дальнейшей судьбы традиционной английской государственности последствия. 1. Король лишался возможности применить в борьбе с парламентской оппозицией такое эффективное средство, которое неоднократно и успешно применял в прошлом, как роспуск Парламента. Отсутствие в распоряжении короля законных инструментов борьбы с мятежными парламентариями неизбежно толкало его на применение методов незаконных, вплоть до попыток подавления оппозиции с помощью армии. 2. Парламент, созванный 3 ноября 1641 г., получал возможность действовать более решительно, однако при этом он не мог обойтись без короля в своей законодательной деятельности. Акты, принятые Парламентом, могли вступить в юридическую силу по-прежнему только после одобрения их королем. Иначе говоря, лишенный правомочия роспуска Парламента и даже законных способов простой приостановки его работы король не лишался легального инструмента влияния на его законодательную деятельность. Его Величество был в состоянии полностью парализовать ее — для этого ему достаточно было не давать своего согласия на принимаемые Парламентом законы. Таким образом, Акт от 10 мая 1641 г. способствовал созданию ситуации, при которой конфликт между королем и парламентской оппозицией мог разрешиться мирным, законным путем только при условии добровольного отказа какой-либо из сторон от борьбы и полной капитуляции. Если же противоборствующие стороны не желали добровольно уступать своих позиций, то в конфликте между собой обе они — и королевская, и парламентская политические группировки — не могли, добиваясь своих целей, избежать нарушения действующих правовых норм. В этих обстоятельствах конфликт между королем и парламентской оппозицией легко перерастал в вооруженное столкновение — в гражданскую войну. Как известно, именно этот последний вариант развития событий и осуществился в Англии летом 1642 г. Акт, принятый английским Парламентом и одобренный королем 10 мая 1641 г., сыграл немаловажную роль в его реализации. Однако парламентарии, голосовавшие за этот поистине роковой Акт, вряд ли предчувствовали тогда подобный кровавый результат своих действий. Для них он был всего лишь ступенью на пути дальнейшего преобразования английского государственного строя. Приняв Акт, увековечивавший действующий Парламент, они продолжали увлеченно работать над другими законами. 22 июня 1641 г. вступил в действие «Акт о субсидии, предоставленной Королю, о потонном и пофунтовом сборах и о других денежных суммах, уплачиваемых при экспорте и импорте товаров», или в сокращенном наименовании «Акт о потонном и пофунтовом сборах». Акт от 22 июня 1641 г. состоял из семи статей. В первой из них подтверждалось древнее право подданных Английского королевства, выражавшееся в том, что никакая субсидия, подать или какой-либо другой сбор не должны и не могут быть установлены либо наложены на какой-либо товар, экспортируемый или импортируемый подданными, натурализовавшимися иностранцами (denizens) или иностранцами (aliens), без общего согласия Парламента»[6]. При этом говорилось, что общины, принимая во внимание значение денежных сумм, собираемых в качестве указанных налогов, для охраны морей и удовлетворения других государственных нужд предоставляют королю, по совету и с согласия лордов, субсидии, называемые потонным и пофунтовым сборами. Во второй статье рассматриваемого Акта объявлялось о предоставлении королю субсидии в виде сборов с шерсти, ввозимой и вывозимой иностранцами. Здесь же устанавливался срок, на который королю предоставлялось право собирать все вышеупомянутые налоги, — с 25 мая до 15 июля 1641 г., т. е. менее чем на два месяца. Согласно третьей статье Акта, все вышеупомянутые субсидии, предоставляемые королю, должны были расходоваться им исключительно на цели, определенные Актом Парламента, принятым в первый год правления короля Якова I и озаглавленным «Акт о предоставлении субсидии Королю из сборов потонного, пофунтового, шерстяного и т.д.».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|