Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сюжетно-отобразительная игра




Образовательные задачи

Второй год жизни:

— обогащать реальный жизненный (бытовой) опыт;

— отражать реальное назначение предметов в игровых ситуациях бытового типа;

— проводить игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собач­ку» и т.д.);

— создавать условия для игры путем предоставления разнообразных игрушек;

— играть вместе с ребенком, разыгрывая с помощью кукол знакомые ре­бенку по его опыту сценки из жизни и подталкивая его к дальнейшему развитию игрового сюжета, способствовать возникновению цепочки иг­ровых действий.

 

 

Третий год жизни:

— организовывать совместные со взрослым инсценировки знакомых детям по их опыту ситуаций, а также простых художественных текстов (знако­мых сказок, стишков);

— поддерживать сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок ото­бражает назначение различных бытовых предметов, стремясь к их адек­ватному, принятому в обществе использованию (ложкой едят, машину нагружают и возят и т.д.);

— осуществлять педагогическую поддержку игры по ходу развития сюжета, наполнять предметное содержание игры смыслом общения одного чело­века с другим;

— стимулировать появление игровых сюжетов и возникновение интереса к игре другого ребенка;

— демонстрировать и поощрять игры с назначением предметов, помимо игрушек использовать разнообразные предметы-заместители (кубик — котлетка, найденные на прогулке палочки, побольше и поменьше — мама и малыш и т.д.); поощрять самостоятельность в игре и подборе игрушек;

— использовать моменты понимания словесного обозначения предметов и действий как важную предпосылку формирования ролевого поведения;

— поощрять замену или обозначение игровых действий словом («Чик-трак», «Покушали» и др.);

— организовывать прослушивание сказок, показ картинок, слайдов, мульт­фильмов, водить на тематические прогулки, что обогащает содержание игр.

Содержание психолого-педагогической работы

 

Сюжетно-отобразительная игра возникает на основе предметной деятель­ности — ведущей в раннем возрасте. Ребенок осваивает действие с предметом и повторяет те действия взрослых, которые он наблюдает и которые его заин­тересовали. Для ребенка это реальная деятельность, не предполагающая пока никакой условной ситуации. Для возникновения игровой (условной) ситуа­ции необходимо, чтобы сначала ее создавал взрослый. Это возможно как через интерпретацию его действий («Ты, как мама, кормишь свою дочку!»), так и через специальное создание небольших драматизации, когда игрушки начина­ют «разговаривать» между собой и с ребенком, представлять знакомые ему сцен­ки и т.д. Ребенок с удовольствием включается в такую игру. Ему стоит показать как можно больше игровых действий (но все они обязательно должны быть знакомы). Например, играя в доктора, можно «посмотреть» горлышко у игруш­ки, послушать ее, попросить дышать — не дышать, сделать укол. Однако делать игрушке, например, массаж или ставить горчичники (если ребенку это никогда не делали) не нужно, так как это может привести к формализации игры, т.е. механическому повторению действий, смысла которых ребенок не понимает. Это будет тормозить становление самодеятельной игры.

Если ребенок принимает игровые задачи и включается в игру, сюжет можно усложнять, вводя новые задачи («Давай покормим киску! Ой, а каши-то нет! Кто же сварит? А где кастрюлька? А где же ложка?»). На третьем году жизни рекомендуется постепенно вводить предметы-заместители. Дети этого возраста легко принимают их. При этом важно помнить, что предмет-заместитель явля­ется «заменителем» не игрушки, а предмета. И если ребенку понятна функция

 

последнего (ложкой едят, на лошадке катаются), он легко принимает палочку в любой из этих функций. Также дети легко наделяют предметы ролями, напри­мер: большой и маленький предметы (камушки, кубики) становятся мамой и малышом и начинают взаимодействовать в этих ролях: разговаривать, гулять... Так у ребенка формируются основы режиссерской игры.

Для развития сюжетно-отобразительной игры и подготовке перехода к сю-жетно-ролевой игре следует обогащать представления детей: читать им сказки, рассказывать по картинкам, расширять их игровой опыт.

Чаще всего сюжетно-отобразительные игры детей индивидуальны. Следует поощрять их игры рядом и первые совместные игры, помогать играть парами, обращая внимание на игровые действия партнера, показывая, как можно взаи­модействовать в игре.

 

Образовательная область «Труд»

Образовательные задачи

Третий год жизни:

воспитывать стремление к самостоятельности (при одевании, умывании, во время еды);

— формировать элементарные умения и навыки самообслуживания;

— побуждать бережно относиться к труду других людей: не бросать на пол мусор, аккуратно обращаться с вещами и предметами, не ломать, не рвать, не мять их, вытирать ноги перед входом в помещение;

— развивать интерес к поручениям взрослых, желание их выполнять.

Содержание психолого-педагогической работы

Самообслуживание. Попытки проявить самостоятельность обнаруживаются у ребенка уже в начале второго года жизни. В них выражается стремление к активному освоению мира. Для поддержания самостоятельности воспитатель привлекает ребенка к учаегжю в одевании, умывании, кормлении. Учит наде­вать, снимать и складывать одежду, ставить на место обувь. Сначала ребенок выполняет то или иное действие с помощью взрослого, например, взрослый начинает надевать колготки, натягивает их на носок ноги, а ребенок продолжа­ет это действие с помощью и под контролем взрослого. Затем по мере освое­ния он выполняет действия самостоятельно.

Необходимо приучать замечать неопрятность в своей одежде, побуждать об­ращаться к взрослому и с его помощью приводить себя в порядок, благодарить за помощь. Важно не оставлять без внимания малейшую попытку ребенка вы­полнить то или иное действие, поддержать и одобрить каждое его достижение. Если пресекать стремление к самостоятельности, он может вырасти неспособ­ным к каким-либо усилиям, всегда будет ждать, когда за него сделают взрослые.

В самообслуживании заложен глубокий нравственный смысл — у ребенка развивается способность к усилию как психологическая основа трудолюбия и ответственности. Взрослые, его окружающие (воспитатель, помощник воспита­теля, родители), не должны делать за него то, что он в состоянии сделать сам.

Хозяйственно-бытовой труд. Опираясь на потребность ребенка в подражании взрослому, воспитатель дает доступные ему поручения: принести что-то, положить

 

 

в указанном месте. Привлекает детей к элементарному хозяйственно-быто­вому труду: помогать взрослым при подготовке к завтраку, обеду (ставить свой стул к столу, раскладывать ложки на столе, ставить тарелки для хлеба, подставки для салфеток), раскладывать карандаши и другие материалы для занятий, уби­рать игрушки после игры, класть книги на отведенное для них место.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...