Образовательная область «Безопасность»
Образовательные задачи
Второй год жизни: — оберегать детей от травм; — не допускать ситуаций, опасных для жизни и здоровья (перегревание, переохлаждение, отравление); — предупреждать возникновение стрессовых состояний.
Третий год жизни: — создавать условия, исключающие разные формы детского травматизма; -'_«, учить элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья; — формировать навыки поведения, позволяющие обратиться в нужный момент за помощью к воспитателю.
Содержание психолого-педагогической работы
Ранний возраст — возраст повышенного детского травматизма, поскольку у детей еще несовершенна координация движений и не сформированы навыки поведения в быту. Вблизи ребенка не должно быть предметов, потенциально опасных для его жизни и здоровья (острых, режущих, мелких, легко бьющихся). Дети не должны оставаться без присмотра взрослого. Поверхность пола в помещении группы, в спальне должна быть ровной и нескользкой. Игровую комнату не следует загромождать лишней мебелью, функционально не предназначенной для детей. Штепсельные розетки должны быть установлены на высоте 0,8—1,2 м от поверхности пола. Необходимо предупреждать возможное падение детей (при спуске с лестницы, во время игры и т.д.). Каждый ребенок должен находиться в поле зрения воспитателя. Для обеспечения чувства защищенности взрослые создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения и общения с окружающими, чтобы ребенок мог обратиться за помощью в любой ситуации (дискомфорт, страх, затруднение, неизвестность). Эмоционально благополучные дети активны, самостоятельны, наблюдательны, умеют правильно оценить ситуацию, спокойно воспринимают требования взрослого и адекватно на них реагируют.
Взрослый является образцом культуры и нравственности, носителем здорового образа жизни, от его грамотного поведения зависят безопасность детей, их физическое и психическое благополучие.
Социально-личностное развитие Характеристика возрастных возможностей
В период от 1 до 3 лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения начинают включаться и другие взрослые (персонал детского учреждения), которые должны удовлетворять
в первую очередь потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе. На этом фоне у детей раннего возраста развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения для маленького ребенка самое сложное — отрыв от матери и замена ее другим, незнакомым взрослым, потому что ломается привычный ему образ жизни. Это вызывает у многих детей негативные эмоции, страхи, которые затрагивают весь организм и могут надолго затормозить развитие. Наблюдаются нарушения сна, аппетита, временная утрата навыков опрятности, эмоциональные расстройства (плаксивость, страх, агрессия, упрямство и т.д.), пассивность, отказ от самостоятельной еды. При доброжелательном и терпеливом отношении воспитателей эти нарушения проходят в течение 3—6 месяцев, хотя у некоторых детей могут встречаться и дольше. У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты со взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные связи в системе отношений «ребенок — взрослый» дополняются отношениями «ребенок — сверстники». Вначале ребенок может быть напуган большим количеством других детей, их плачем, шумом. Часто в этот период он не выделяет среди них никого отдельно, путает, забывает их имена. В это время он больше интересуется игрушками и предметами оборудования группы и лишь по мере адаптации к новым условиям вступает в контакт с детьми (по инициативе воспитателя или самостоятельно), знакомится с ними, узнает их привычки, интересы и т.д. У детей раннего возраста детское общество еще только начинает формироваться. Большую часть свободного времени они проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения — диады (по двое), возникающие по их инициативе, неустойчивы. На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся продемонстрировать себя и в то же время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги. Самооценка ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. В конце второго года жизни дети дают себе общую положительную оценку: «хороший», «большой» и т.д. Дети 2—3 лет гордятся целым рядом достоинств (силой, умением бегать, прыгать, одеваться, читать стихи, танцевать), причисляя к ним также красивую одежду, новые игрушки. В этом возрасте появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий. Любое неодобрение со стороны взрослых всегда болезненно переживается ребенком. Ребенок по внешним признакам (одежде, прическе, имени, предпочтению игрушек и др.) начинает различать свою половую принадлежность («Я — мальчик!», «Я — девочка!»). Этому способствуют и обращения воспитателя: «Девочки, давайте покатаем кукол! Мальчики, постройте дом!» Ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослых, все чаще обходится без их непосредственной помощи. На третьем году жизни возникает такой важный момент в развитии самосознания, как отделение ребенком своего
действия от предмета, за которым ранее оно бьшо жестко закреплено. Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых, действия, к которым ребенок относится как к своим («Я играю», «Я ем»). Происходит переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению «я».
К трем годам возникает система «Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя («Я Саша»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании («Я хороший!») и самостоятельности («Я сам!»).
Образовательная область «Социализация» Образовательные задачи Второй год жизни: — создавать условия для благоприятной адаптации к дошкольному учреждению; — помогать переживать расставание с матерью, привыкать к новым условиям жизни; — доброжелательно и терпеливо относиться к ребенку, способствовать возникновению у него чувства заботы о нем и доброго отношения всех взрослых; — побуждая к совместным действиям с предметами и игрушками, поддерживать потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении с ним; — поддерживать первые успехи и самостоятельные усилия; — стимулировать вступление в непродолжительный контакт со сверстниками (совместное с воспитателем или самостоятельное наблюдение за действиями другого ребенка, подражание его действиям); — поощрять интерес к сверстнику, стремление поделиться сладостями, игрушками, говорить о своих и детских переживаниях («Я рада, что Сережа сегодня улыбается», «Хорошо, что Женя пожалел Сашеньку, ведь она упала, ей больно»); — давать первые представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя (драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.); — учить здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить; — поддерживать проявления первых самостоятельных желаний («Хочу», «Не хочу»); — развивать желание выполнять просьбу воспитателя («Дима, принеси пирамидку», «Маша, помоги мне, пожалуйста, убрать кубики в коробку»); — создавать условия для знакомства с самим собой, запоминания своего имени (обращаться к ребенку по имени, учить узнавать себя в зеркале, на фотографии);
— подводить к пониманию своей половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа), имени. Третий год жизни: — обеспечивать эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и воспитателей детского сада;
— помогать детям, поступающим в дошкольное учреждение, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни; — развивать и поддерживать потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними, стремление слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы (убрать в шкаф свою одежду, поднять упавшую вещь и др.); — помогать вступать в контакт со сверстниками, побуждать к игре рядом и вместе друг с другом, создавать условия для совместной с воспитателем и сверстниками деятельности (игры, инсценировки сказок, потешек, песенок, выполнения движений под музыку и т.д.); — побуждать пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен, поддерживать каждое проявление доброжелательности, поощрять общение, способствующее возникновению взаимной симпатии детей; — учить элементарным способам общения, умению обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком; — способствовать тому, чтобы ребенок называл себя в первом лице («Я рисую», «Я иду гулят» по внешним признакам (одежде, прическе), своему имени, различал свою половую принадлежность («Я мальчик!», «Я девочка!»); — поддерживать общую высокую самооценку ребенка, которая ярко эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим; — положительно оценивать те или иные действия и поступки ребенка; — не допускать отрицательных оценок ребенка; — поддерживать стремление действовать самому, развивать потребность в самостоятельности («Я сам!»), уверенность в себе, своих силах («Я могу!», «Я сильный!»). Содержание психолого-педагогической работы Для благоприятной адаптации к дошкольному учреждению воспитатель обеспечивает эмоциональный комфорт детей в группе. Побуждая ребенка к совместным действиям с предметами и игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительной оценке взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику (улыбку и др.). В процессе совместных действий воспитатель стремится, чтобы каждый ребенок мог испытать радость, удовлетворение по поводу успехов, поддерживает и поощряет каждое самостоятельное усилие ребенка, при затруднениях незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию его в группе. Воспитатель постоянно использует положительную оценку любых позитивных проявлений ребенка в присутствии других детей.
Открыто и доверительно выражая свои чувства, взрослый дает ребенку понять, что он любит его и беспокоится о нем, готов разделить его переживания. Благодаря этому ребенок может свободно выражать эмоции: как положительные (радость, удовольствие и др.), так и отрицательные (страх, беспокойство, обиду). Нравственная основа социального поведения и общения закладывается через эмоциональную сферу ребенка. Необходимо использовать различные естественно возникающие и специально созданные ситуации, где взрослому требуются
ются помощь, забота, внимание со стороны ребенка. Важно привлекать к созданию таких ситуаций и родителей воспитанников в семье. Причем взрослый демонстрирует ребенку способы выражения как положительных, так и отрицательных эмоций. (Например, Саша тянет маму за волосы. Мама всем своим видом дает понять, что ей больно. Саша жалеет маму.) Ребенок третьего года жизни может не только называть свои имя, фамилию, имена членов своей семьи, а также проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких в семье (пожалеть, посочувствовать). В первой младшей группе можно использовать простые совместные проекты детского сада и семьи: выставки фотографий детей и членов их семей, составление семейных альбомов, изготовление игровых атрибутов воспитателем с родителями, иногда с привлечением детей. Чтобы дать ребенку возможность ближе узнать сверстников, важно вовлекать детей в совместную с воспитателем и друг с другом деятельность (игру, инсценировку сказок, потешек, песенок, рисование, пение, двигательную импровизацию под музыку, различные виды театра). Воспитатель организует взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей (например, зная доброжелательность Коли и Нины, предлагает им покатать мяч) и поддерживает общение, способствующее возникновению взаимной симпатии. Поощряет инициативу ребенка в общении со взрослыми и сверстниками (например, Саша нагружает кубики и кирпичики в машину, Оля подходит к нему и пытается заняться тем же. Воспитатель предлагает ей такую же машину, чтобы вместе отвезти кубики и кирпичики). Очень важно в ходе взаимодействия выделять положительные черты («Саша добрый, он принял Олю в игру»). Говорить о чувствах, возникающих в подобных ситуациях («Оля рада»). Взрослый старается вызвать у ребенка интерес к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении. С этой целью он включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения и др. (например, видя, что ребенок спрятался в «домик», спрашивает: «Кто-кто в теремочке? Мышка? Нет! Лягушка? Нет! Зайка!» — ребенок выбегает из домика и скачет по дорожке). В таком содержательном общении с детьми начинают складываться доверительные отношения с воспитателем, и у детей возникает желание подражать ему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|