Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с окружающим миром




Образовательные задачи

Второй год жизни

Формировать элементарные представления:

— о самом себе, своем имени, внешнем виде («Где ручки? Где глазки? Где носик?»), своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и т.д.), желаниях (гулять, играть есть);

— близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и др.);

— пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка), блюдах (суп, каша, кисель);

— ближайшем предметном окружении — об игрушках (мишка, зайка, кукла, машина, мяч, матрешка, пирамидка, шарики, кубики, барабанчик, каталка), пред­метах быта (стол, стул, кровать, чашка, ложка, одеяло, подушка), личных вещах (полотенце, рубашка, штанишки, платье, туфли, ботинки, платок, шапка);

— природе — о животных, живущих рядом (собака, кошка, рыбка, попу­гай), растениях дома (растения в горшках, цветы в вазе), природных явлениях (солнышко, дождик и др.), некоторых конкретных ситуациях общественной жизни (например, «тетя продавщица», «дядя доктор», «дядя шофер»).

Третий год жизни:

— развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);

 

 

— знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессия­ми (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, по­вар готовит пищу, дворник подметает и т.д.);

— продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире. Окружающий мир включает в себя знания:

— о человеке (его внешних физических особенностях (у каждого есть голо­ва, руки, ноги, лицо; на лице — глаза, нос, рот), его физических и эмоцио­нальных состояниях (проголодался — насытился, устат — отдохнул, забо­лел — вылечился, опечалился — обрадовался, заплакал — засмеялся);

— деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет но­сочки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т.д.);

— предметах, действиях с ними и их назначении (предметы домашнего оби­хода, игрушки, орудия труда);

— живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты), животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь), их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок), дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка); птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.);

— неживой природе: о воде в быту (льется, теплая — холодная, в воде купа­ются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);

— явлениях природы: времена года (зима, лето, весна, осеяь) и их особенно­сти (зимой холодно, снег, летом — жарко, светит солшие, весной тают со­сульки, бегут ручьи, распускаются листочки, осенью — ветер, холодный дождь, падают желтые листья), погодные явления и отношение к ним людей (дождь — сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки и т.д.).

 

Содержание психолого-педагогической работы

Элементарная система знаний об окружающем формируется у детей во взаимо­действии и общении с близкими («мама» — «мама моет Васю», «папа» — «папа играет с Васей», «баба» — «бабушка поет колыбельную, укладывает Васю спать» и т.д.).

Взрослый помогает ребенку узнавать себя, привлекая внимание к его собствен­ной персоне («Где у Саши глазки, а где ушки, где носик?», «Кого зовут Сашей?»). Особое внимание обращается на лицо человека («А где у мамы глаза, нос, рот, волосы?»). Взрослый помогает ребенку сделать первые обобщения: у всех людей есть лицо, глаза, рот, уши, нос и т.д. (1—1,5 года). И более детальные: губы, зубы, брови, щеки и т.д. (1,5—3 года). Позднее дети узнают и запоминают части тела: голова, руки, ноги (1,5—2 года); живот, спина, шея, пальцы, ногти (2—3 года). Все части тела имеют свое назначение (функции): уши — слушают, глаза — смотрят, ноги — ходят и т.д. К 3 годам дети способны заметить, что у всех живых существ, как и у человека, есть соответствующие или подобные части тела (у людей — руки, у петушка — крылышки, у зайчика — лапки, у всех есть глаза, уши, нос, рот).

Воспитатель использует конкретные ситуации для объяснения ребенку вто­рого года жизни его собственных физических состояний (проголодался, устал, заболел и пр.), а также эмоциональных переживаний (обрадовался, испугался,

 

 

засмеялся, заплакал, обиделся и пр.). Учит детей (от 1,5 лет) замечать и соответ­ствующим образом реагировать на физические и душевные состояния других людей — взрослых и детей и сочувствовать им (например, «Пожалей маму — она устала» или «Дай Оле конфетку, видишь, она плачет» и т.д.).

Воспитатель подводит детей к первым «открытиям»: каждый предмет имеет не только название, но и назначение (ложкой едят, расческой причесываются, на стуле сидят, в кроватке спят, из тарелки едят, из чашки пьют, шапку надевают на голову, сапожки — на ноги и т.д.). Предметы можно объединять по их назна­чению: игрушки, мебель, посуда, одежда и пр.

Наблюдая вместе за животными, рассматривая иллюстрации, воспитатель знако­мит детей с ними (у них есть, как и у людей, глаза, уши, ноги, они едят, пьют, передви­гаются). После 2 лет следует обращать внимание детей и на детенышей животных (собака со щенком, кошка с котенком, свинка с поросенком и т.д.), а также на поведение животных (котята играют, кошка на них смотрит, собачка лает).

Попутно желательно использовать фольклорные тексты (потешки, песенки, подговорки, присказки и сказки), в которых ярко, эмоционально, колоритно отражены характерные особенности животных и птиц («Коровушка-матушка», «Синичка воробью сестричка», «Петушок — золотой гребешок», «Курочка-хох­латочка», «Барашек-кудряшек» и т.д.).

К концу третьего года жизни ребенка можно вводить в мир экзотических животных (слон, обезьянка, крокодил), используя для этого игрушки, иллюстра­ции в книгах.

Развивающееся мышление и воображение детей позволяют воспитателю рас­ширить знакомство с миром, выходящим за пределы их непосредственного окружения (в лесу живут зайцы, лисы, белки, в реке плавают рыбы, в пруду живут лягушки, птицы летают, живут на деревьях).

Мир растений раскрывается детям второго-третьего года жизни в связи с сезонными изменениями в природе. В повседневной жизни их внимание обра­щают на изменения в живой и неживой природе в разные времена года. Воспи­татель и дети любуются красотой природы. Педагогическая работа может стро­иться по темам: «Малыш у себя дома», «Мой дом», «Моя улица», «Транспорт на моей улице», «Праздники».

Ознакомление с окружающим миром проходит в процессе наблюдения ре­альной действительности и отражения ее в картинках, а также в художествен­ном слове.

Первоначальная культура мышления

Образовательные задачи

Второй год жизни:

— формировать наглядно-действенное мышление, способы решения практи­ческих задач с помощью различных орудий (кубики, игрушки, предметы быта);

— развивать практическое экспериментирование.

Третий год жизни:

— стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения практи­ческих задач;

 

— развивать символическую функцию мышления в сюжетно-отобразитель-ной игре

 

Содержание психолого-педагогической работы

Для формирования и развития у детей раннего возраста первоначальной культуры мышления необходимо обогащать его предметно-практическую дея­тельность: развивать интерес к предметам, окружающим ребенка, их свойствам, качествам и способам использования. Показывать разнообразные действия с игрушками и предметами быта, а также простейшими орудиями (молоточками, лопатками, грабельками и др.) и способы их использования (машинку можно покатать, за веревочку подтянуть к себе, палочкой оттолкнуть плавающий мя­чик и т.д.).

При этом важно, чтобы способы действий с тем или иным предметом ребе­нок усваивал не механически, а мог использовать их и в другом контексте, с другими предметами. Например, показать, что одним и тем же способом можно решать разные задачи (двигать — к себе, чтобы достать предмет и взять в руки, от себя — чтобы дать другому, от края — чтобы игрушка не упала и т.д.), что одну и ту же задачу можно выполнить разными способами (достать игрушку, используя палку, веник, самому встать на стул или лечь на живот, чтобы до нее дотянуться). Следует поощрять ребенка действовать с одной и той же игруш­кой разными способами (вытолкнуть палочкой игрушку из трубки, использо­вать различные орудия типа черпака, сачка для выуживания шариков и других игрушек из воды, пользоваться игрушечными молоточками, отвертками, лопат­ками, граблями, совками).

На специальных занятиях воспитатель показывает действия с предметами, сам или с помощью перчаточных кукол, а также народных игрушек (Мед­ведь-дровосек, Мужик с молотом, Клюющие курочки и т.д.). Проводятся игры-занятия с простейшими приспособлениями («Звоним в колокольчик», «По­стучим молоточком») и вспомогательными предметами — палочками, вере­вочками (игра «Достань колечко»), а также с игрушками, имитирующими орудия труда.

На занятиях воспитатель сначала показывает ребенку предмет, дает возмож­ность самостоятельно его обследовать, осмотреть, ощупать, познакомиться с его свойствами. При этом он обязательно его называет («Это палочка, молоточек, черпачок...»). Затем показывает и называет (лаконично и четко) свои действия с предметом, предлагает детям повторить их за ним, поясняя действия ребенка («Достань шарик черпачком», «Потяни машинку за веревочку» и т.д.). Каждая игра-занятие многократно повторяется.

При необходимости воспитатель, поощряя самостоятельное применение пред­метов, помогает детям.

Устанавливает связь между предметом, его свойствами, действиями и ре­зультатами этих действий. («Стало чисто, так как Коля подмел».)

Материалами для предметной деятельности могут быть всевозможные иг­рушки (куклы, машины, фигурки людей и животных, молоточки, лопатки, совоч­ки, грабли, ведерки, народные игрушки, отражающие деятельность с орудия­ми — «кузнецы», «дровосеки», музыкальные игрушки: бубенчики, колокольчи­ки, грохотушки), а также палочки, полые прозрачные пластмассовые трубочки, шнуры, тесьма, ленты, колечки, сухой и влажный песок, снег, листья, вода.

 

 

Конструирование

Образовательные задачи

Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструк­тора типа Лего:

— приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т.д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (мат­решка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжа­ют в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.

Конструирование из бумаги:

— показывать первые способы работы с бумагой — сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т.д.);

— составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчи­ки (комочки), птички);

— использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.

 

Содержание психолого-педагогической работы

 

Приобщение детей к конструированию начинается с сюжетного его вида. Взрос­лый разыгрывает простые сюжеты, например: «Пошла Маша погулять и захотела идти по дорожке. А где же у нас дорожка? Давайте ее построим. Красную или зеленую, а может быть, лучше желтую, как из песочка? Возьмите каждый по одно­му желтому кирпичику и давайте их соединим вот так (строится дорожка), гуляла она, гуляла (воспитатель водит матрешку) и устала, где ей можно отдохнуть? Давайте построим стульчик, кроватку, домик, скамеечку». Или детям раздаются машины, а воспитатель строит для них гараж и предлагает сделать ворота, через которые можно провозить машины. Дети помогают строить ворота: достают нуж­ные детали, накрывают «столбы» перекладиной. Они могут сами построить длин­ную скамеечку (лавочку) для отдыха шофера, помочь воспитателю построить до­мик для сторожа. Таким образом организуется совместная деятельность.

Для развития сюжетного конструирования необходимо:

— иметь наборы деревянного строительного материала (типа материала Ага­повой или пластмассовые конструкторы из ряда основных наборов Лего: Лего-Дакта, Лего-Примо, Лего-Дупло, содержащие геометрические фигу­ры: кубики, призмы, пластины, кирпичики четырех основных цветов);

- проводить игры-занятия по сюжетному конструированию, организуя де­тей по подгруппам (4—5 чел.);

— инициировать действия детей через разыгрывание воспитателем простых сюжетов. Например, «куклы спят и гуляют», «машины едут по улице», «при­летели птички и сели... на башенку, на ворота и т.д.;

— побуждать к совместному складыванию материала в коробку, обращая внимание на форму и цвет деталей;

— использовать разнообразные игрушки, сомасштабные строительному матери­алу (матрешки, елочки, машины и др.). При работе с наборами Примо и Дупло в дополнение к основным наборам можно предлагать детям разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов: «Зоопарк», «Домашние животные», «Машинки». Можно также использовать и другие аналогичные наборы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...